рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Культура ставропольцев в XIX ВЕКЕ

Спала вся семья на «помосте», дети же и старики обычно на печи. Летом молодёжь спала во дворе или на «земи» в хате. В зажиточных семь­ях, где были деревянные кровати, в будние дни застилали их подстилками, а в праздничные убирали простынями, украшенными кружевами или вы­шивкой, а также «косячковыми» (из лоскутков) одеялами и наволочками с кружевами. На таком нарядном белье не спали, а стелили его только для красоты.

Во второй половине XIX века комнаты крестьянского дома украшались вышитыми рушниками на стенах. В начале XX века в зажиточных семьях на стенах появляются ковры.

Освещалась комната подвешенным к потолку светильником, который представлял собой сало и фитиль из ваты, помещённые в железную посуду. Использовали крестьяне для освещения также самодельные свечи из говя­жьего жира. В конце XIX в. появились в домах крестьян и керосиновые лампы.

В каждом крестьянском дворе, кроме жилого дома, были одна (или несколько) пунек — небольших однокамерных строений без печи, исполь­зовавшихся в качестве подсобных помещений (там стояли кадушки с му­кой, люльки, хранились посуда, одежда). У украинских переселенцев было принято устраивать во дворе летнюю кухню с русской печью. Это частично переняли и русские, которые зачастую стали использовать вместо кухни сарай, поставив там печь. Часто кухню во дворе делали с чуланом, а иногда там устраивали и деревянный помост вдоль стены; таким образом, кухня фактически превращалась во второй дом. Амбар находился во дворе напро­тив дома. На заднем дворе находились помещения для скота. Обычно во дворе устраивали или три отдельных база — для коров, волов с быками и овец, или же перегораживали один большой баз на три части.

Во дворе крестьяне устраивали обязательно и погреба. Называли их «выход». Устраивались и ледники, выложенные камнем. Зажиточные кре­стьяне строили в селе бани, в которые приходили мыться односельчане каждую субботу. Чаще такие бани строили у себя во дворе, но если в селе была река, то бани строили иногда у берега.

В результате Столыпинской аграрной политики многие крестьяне вы­ходят из общины и выделяются на хутора. Власти поощряли образование хуторов, для возведения хуторских построек крестьянам выдавалась ссуда. Ссуда давалась сроком на 15 лет, однако получить её могли только зажи­точные крестьяне, которые должны были представить гарантию своей платежеспособности. Как правило, у большинства крестьян, просивших ссуду, в селе имелась усадьба с постройками (1915 — 1916 гг.). Все постройки на хуторах делались по типовым проектам из огнеупорных материалов; стро­или их наемные рабочие. «Образцовая хуторская постройка» представляла собой многокомнатный дом на каменном фундаменте или фундаменте из жжёного кирпича, с каменным цоколем и саманными стенами. Стоила та­кая постройка в целом 1200 — 1300 рублей.

Самобытность поселений и жилищ ставропольских крестьян и казаков выражалась в специфическом сочетании отдельных элементов, привнесён­ных переселенцами из разных губерний России и Украины. На характер поселений и типов жилищ крестьян Ставрополья наложили свой отпечаток также и природные условия края.

В жилище крестьян Ставрополья ярче, чем в других районах страны, проявлялось резкое социальное расслоение. Если жилища бедных и сред­них крестьян представляли собой однокомнатные саманные хаты, то зажи­точные хозяева имели просторные деревянные многокомнатные дома с де­ревянным полом и железной крышей. Имущественная дифференциация сказывалась и на внутреннем убранстве жилища. Различие проявлялось также в хозяйственных постройках: у зажиточных крестьян было не толь­ко больше помещений для скота и других хозяйственных нужд, но и все постройки были добротнее, из лучших материалов. У сельской верхушки в начале XX века в жилище и интерьере появляются элементы, сближающие их культуру с городской.

    III-II. Одежда.

В первой половине XIX века ещё не сложился единый комплекс одеж­ды, характерный для всего крестьянского населения Ставрополья. Склады­вание общих форм народного костюма на Ставрополье началось со второй половины XIX века и закончилось примерно к 70 — 80-м годам.

В конце XIX — начале XX веков для одежды крестьян Ставрополь! была характерна довольно большая зависимость от городской моды. В на­чале XX века в связи с бурным развитием капитализма в этом районе здесь резче, чем в центральной России, проявилась имущественная дифференци­ация среди крестьян, что сказывалось и на одежде. Зажиточность ставро­польских крестьян была выше, чем в целом по России, поэтому здесь про­исходило сравнительно быстрое вытеснение домотканых материалов фаб­ричными. Зажиточные крестьяне имели возможность шить одежду из доро­гих покупных материалов, заимствуя элементы городской моды, тогда как бедняки довольствовались традиционными домоткаными изделиями, у се­редняков же праздничная одежда шилась из покупных материалов, а до­машняя и рабочая — из домотканых.1

Одежду до конца XIX века крестьяне шили за редким исключением сами, в начале XX века в сёлах Ставрополья появляются модистки и порт­ные, которым отдавали шить праздничную одежду не только зажиточные, но и среднего достатка крестьяне. Деревенские портные шили верхнюю одеж­ду за натуральную плату или за деньги, часто разъезжая по сёлам в поис­ках заказов. Повседневную одежду, как правило, шили сами. В начале XX века в зажиточных семьях появляются швейные машинки, бедняки про­должали шить одежду руками. Социальные различия сказывались в основ­ном на качестве материала и на количестве одежды, а не на её покрое и фасоне, хотя несомненно, что новая модная одежда появлялась в первую очередь у кулацкой верхушки и сельских богатеев.

Большую часть одежды в XIX веке (а бедняки и в начале XXвека) изготовляли из домотканого холста («замашнины») и домотканого сукна. Ткали холст из конопли, реже из льна. За зиму мастерицы успевали на­ткать по семь кусков холста в 33 аршина длиной (аршин — 0,71 м). Выт­канные холсты были серого цвета, поэтому крестьянки их отбеливали.2

Основу женского костюма в конце XIX — начале XX веков составляли рубаха и юбка с кофтой. В первой половине XIX века крестьянки на Ста­врополье, наряду с рубахами и юбками, носили также ситцевые сарафа­ны, привезённые с собой на Северный Кавказ переселенцами из Воронеж­ской губернии. Праздничные сарафаны шили из канауса, украшая их лен­тами и позументами. В 60-е годы в некоторых сёлах шёлковые и шерстя­ные сарафаны носили как праздничную одежду, однако в 70-е годы они уже целиком исчезли из комплекса женской одежды. В конце XIX — нача­ле XX веков женщины и взрослые девушки ходили дома в рубахе, надев поверх неё юбку; выходя же из дома на улицу, поверх рубахи обязательно надевали кофту.

Часто женские рубахи шили из двух частей — стана и подставы. В первой половине XIX века и стан, и подстава были домотканые, однако подстава шилась из более грубого холста, а стан из белого и тонкого. В конце XIX века стан рубашки стали шить из ситца или другого покупного материала, а подставу из домотканого холста «замашную» или же бязе­вую, из миткаля, ситца, отделывая их на груди и внизу прошвой или вяза­ным кружевом шириной в ладонь. Подол рубашки часто вышивали, а юбку в таких случаях подтыкали, чтобы виднелась вышивка.

Юбки и кофты шились, в зависимости от достатка и назначения, из шерсти, поплина, миткаля, ситца, домотканого сукна. В начале XX века вошли в моду «парочки» — юбки с кофтами, сшитые из одного материала. Зажиточные крестьянки носили «парочки» с матросским воротником, сши­тые из бархата. Юбок крестьянки носили всегда несколько, шились они широкими, в пять-шесть полос, часто с «брызжей» — широкой оборкой до подолу. Самая нижняя юбка была обязательно белая (замашная или мит­кальная), часто с прошвой, которая виднелась из-под верхней юбки. Праздничные юбки украшались по подолу кружевом, стеклярусом; в начале века стало модно пришивать на юбку два вертикальных ряда пуговиц.3

Кофты ставропольские крестьянки шили короткие, носили их навыпуск, они доходили до бёдер. Шили их, как правило, прямыми или чуть расши­ренными, с длинными узкими рукавами. Назывались такие кофты холодайки». В начале XX века наиболее распространёнными стали нарядные кофты с большой гипюровой вставкой на груди. На груди пришивали так­же в несколько рядов кружево: богатые — покупное, бедные — домашней вязки. Кофты также украшали защипами, пришивали тесьму, декоратив­ные пуговицы, шили на ситцевой подкладке, иногда даже на вате.

В качестве зимней верхней одежды женщины носили длинные «кохты», или «пальтушки», как их ещё кое-где называли. Их шили на вате, покрывали репсам или другим плотным материалом, подкладку делали из ситца, простёгивая её вместе с ватой. Кохты шили без застёжки, с широ­ким запахом, чтобы можно было завернуть в полу ребёнка. До конца XIX века в качестве теплой верхней одежды женщины, как впрочем, и мужчи­ны, носили «халаты», которые шили обычно из домотканого сукна или нанки на вате, без воротника. В начале XX века халаты вышли из употреб­ления, уступив место «шубкам» («шубейкам») — чёрным суконным пальто на вате с меховым воротником. Шубки шили длинными, часто до пят, на ситцевой или фланелевой подкладке, с хорьковым, реже лисьим шалевым воротником, иногда с манжетами. Носили их как праздничную одежду. Каждой девушке в начале XX века родители старались приобрести к заму­жеству модную шубку.4

В морозные дни женщины носили белые шубы с опушкой, сшитые из недублёной овчины, с большим овчинным же воротником. Богатые кресть­янки носили овчинные шубы, крытые плотным шёлком, китайкой с хорь­ковым воротником и манжетами. А самые богатые крестьянки шили себе шубы на лисьем меху, покрывая их трико или каким-либо другим дорогим материалом.

Необходимой принадлежностью женского костюма были платки и шали. В начале XIX века ставропольские крестьянки носили, кроме того, кокош­ники и позатыльникн. Нарядные кокошники шили из бархата, украшали их серебром и позументами, глазетами. У богатых крестьянок были позатыльники  с «бархатной насыпкой», причём стоили они очень дорого (так, в 1805 г. бархатный кокошник стоил 3 рубля, позатыльник 2 рубля, тогда как ветхая изба с сенями стоила 6 рублей, а «кокошник бархатной распоро­той с позументами и сеткою» стоил 12 рублей). Во второй половине XIX — начале XX веков крестьянки носили небольшой платок — подшальник, а сверху надевали, выходя из дому, шаль. Зажиточные крестьянки носили кашемировые или шёлковые шали с кистями. В некоторых сёлах, как в станицах, вместо под тальника женщины носили шлычку — небольшую шапочку в форме чепчика, надевавшуюся на пучок волос.

Комплект мужской одежды состоял из рубахи и штанов. Нижняя («ис­подняя») рубаха была обычно полотняная домотканая. Верхнюю рубашку, в зависимости от достатка, шили из ситца, шерсти, атласа, поплина. Бед­няки и верхние рубахи шили из «замашины». В конце XIX — начале XX веков вошли в моду косоворотки. На холщовых рубахах вышивали грудь вдоль разреза и манжеты. Нарядные рубахи предпочитали шить ярких цве­тов — красного, малинового.

Носили рубахи по-русски,  навыпуск, подпоясав суконным или бу­мажным кушаком, а иногда шёлковым поясом, вышитым крестом, или же тканым шерстяным поясом с геометрическим узором и кистями. Такие по­яса было принято дарить жениху или приглянувшемуся парню. Щеголи носили кавказские кожаные пояса с металлическими наборами.

Мужские рубашки женщины, как правило, шили сами, однако с конца XIX века у богатых крестьян появляются и покупные («лавочные».) верхние рубашки. Поверх рубашки в будни надевали зипуны, кафтаны; и недавние переселенцы из Украины свиты, которые шили из самодельного сукна, чёрного или серого. В конце века кафтанов ставропольские крестьяне уже не носили. В середине XIX века как праздничную одежду носили же халаты, бешметы. В конце XIX и в начале XX веков праздничной верхней одеждой мужчин стали поддёвки, а также продолжали носить и люби­мые здесь бешметы. Заимствовали бешметы ставропольские крестьяне, видимо, от казаков, перенявших их в свою очередь от местных горских наро­дов. Поддёвки крестьяне шили с отложным воротником и лацканам со сборками на талии, длиной они были ниже колен, застегивались  сбоку на крючки. Шили их обычно из бумажной материи, иногда на вате. Щеголи в начале ХХ века, как и во всей Росси, стали носить под городским влия­нием черные жилеты.

Штаны («порты») мужчины носили в будни замашные, из домотканого холста. Зимой поверх этих штанов надевали чёрные суконные штаны, так­же из материала домашнего производства. В начале XX века зажиточные крестьяне стали иногда покупать готовые пиджаки и брюки. Штаны носи­ли, заправляя в сапоги. Зимой, в ненастье, многие крестьяне носили кожаные штаны, которые шили из кожи овец, телят, но лучше всего подходили для этой цели козлиные кожи. От соседних кочевых народ (калмыков, но­гайцев) крестьяне Ставрополья заимствовали овчинные штаны, сшитые шерстью вовнутрь, которые носили во время больших морозов.

Зимой мужчины надевали овчинные дублёные полушубки чёрного цвета. Широко были распространены тулупы чёрного цвета длиной до земли, отороченные овчиной. В начале XX века стали модны отрезные полушубки красноватого цвета, с черным каракулевым воротником бекеши с «брызжами», как их здесь называли.

Описание мужской одежды ставропольских крестьян будет неполным, если не сказать, что с 1833 года, когда более 30 сел губернии были преобра­зованы на некоторое время в казачьи станицы, там распространилось ношение черкесок, бурок, бешметов, поясов с кавказским набором.5

В качестве головного убора крестьяне носили овчинные шапки с суконным донышком. Были распространены также войлочные шапки без полей. Модны были у ставропольских крестьян казачьи каракулевые шапки с су­конным донышком. У соседей-кочевников крестьяне Ставрополья заимство­вали меховые шапки-малахаи. В 10-е годы XX века в моду вошло ноше­ние мужчинами башлыков из тонкого светлого сукна или фланели. В на­чале XX века в крупных торгово-промышленных сёлах молодые мужчины стали носить в качестве праздничного головного убора картузы.

Летом крестьяне, как правило, ходили босиком. Многие крестьяне хо­дили босыми даже в поле, по стерне. В непогоду, а некоторые крестьяне также в жатву и пахоту (и мужчины, и женщины) надевали «поршни» домашнего производства. Бедные крестьяне носили их и по праздникам.

Изготовляли поршни из сыромятной воловьей кожи. Лаптей, за ред­ким исключением, крестьяне Ставрополья во второй половине XIX века не делали. Бытовала на Ставрополье также обувь, сшитая из чёрной яловой кожи и имевшая, в отличие от поршней, твёрдую форму. Её также носили и мужчины, и женщины. Для названия такой обуви ставропольские крес­тьяне употребляли и русский, и украинский термины — «коты» и «черевики».

Носили ставропольские крестьянки и покупные ботинки «на подборах», модные во всех южных губерниях России, и заимствованные у горожанок «баретки» — туфли на низком каблуке с пряжками. Зажиточные носили их ежедневно, а небогатые только по праздникам, в церковь или в гости. Идя в церковь, было принято надевать на ботинки, если имелись, гало­ши, независимо от погоды. Вошли в начале XX века в моду «гетры» и «гусары» — высокие ботинки на каблуке со шнурками, однако такая обувь имелась только у самых богатых крестьянок.

Женщины носили вязанные из шерсти чулки собственного изготовления. В начале XX века в сёлах появляются фабричные хлопчатобумажные чул­ки, «бельевые», как их называли.

Мужчины носили летом башмаки, зажиточные — покупные, «лавоч­ные», а небогатые — «на манер лавочных домашнего изделия». Выходной обувью у мужчин были кожаные сапоги. Особенно ценились юфтовые, из блестящей кожи, — «халявки». Носили крестьяне также вязаные чулки в чёрную и белую полоску, а также суконные онучи. В морозы крестьяне носили валенки, которые заказывали у «валямов», относя им для этого шерсть.

Таким образом, рассматривая крестьянскую одежду на Ставрополье в дореволюционный период, можно выявить две тенденции в её развитии — постепенное сближение материальной культуры переселенцев из различ­ных губерний привело к складыванию у них общего комплекса одежды; вторая линия в развитии народной одежды показывает изменение кресть­янского костюма в связи с социально-экономическим развитием края.

В крестьянскую одежду на Ставрополье прочно вошли заимствованные у местных горских и кочевых народов элементы — бешметы, овчинные меховые штаны, шапки-малахаи, кавказские пояса. Полюбившиеся типы одежды органически вошли в костюм ставропольских крестьян.

 



Заключение.

В дипломной работе автор нашел отражение в основных этапах развития культурной жизни Ставрополя в XIX в., отразил важнейшие события становления культурных и духовных центров. История Ставрополя не может быть, как только сколком могучего исторического древа России, ибо жизнь ставропольцев развивалась по тем же законам, которые проявляются в обществе на том или ином этапе, особенности Ставрополя могут сказываться в формах, в каких реализуется тенденции общественного развития. Ставрополье прошло за свою многолетнюю историю полный тяжелых  и трудных испытаний путь, ставший вехами в поступательном развитии человечества. На протяжении времени Ставрополь шел через многочисленные лишения и гонения, но все же на поставленную цель по созданию культурных и общеобразовательных учреждений он достиг очень многого.

Именно в XIX в. тон в общественной и культурной жизни края задавал Ставрополь. К тому времени в губернском центре сложились свои очаги русской культуры – первый на Северном Кавказе театр, публичная библиотека, училища, мужская гимназия, появились первые печатные издания. Художественная жизнь, театральное искусство в Ставрополе не могут быть определены какими-то географическими рамками, эти рамки не могут не затронуть театр, который на Северном Кавказе был первым. Театральная группа гастролировала по всей Ставропольской губернии и пользовалась большой популярностью, жанр был разнообразен. В группе играли не только ставропольчане, но и другие известные актеры.

Еще одним из культурных центров Ставрополя является библиотека. Первоначально в библиотеки хранились редкие ценнейшие издания книг, особенно местных кавказских периодических изданий и журналов, а затем стали, хранится издания самих ставропольцев. В наше время сохранились архивы этой библиотеки многие, из которых хранятся в Ставропольской Кавказской семинарии и в библиотеки Ставропольского государственного университета.

Расцвету, культуры в губернии помогали сами горожане и приезжие, среди которых было  не мало культурных и литературных деятелей, внесших огромный вклад в данную область.

Ставрополь был так же центром просвещением и духовной жизни. Значительную роль в просвещении населения играла гимназия, именно в этот период она подняла престиж Ставрополя, как  образованного города. В гимназиях учились не только мальчики, но и девочки. К концу XIX в. при учебных заведениях имелось подготовительное отделение и создан пансионат для горской молодежи. Благодаря подъему образованности гимназия начинала приобщать к передовой русской культуре горские и кочевые народы. В ставропольской гимназии преподавали замечательные и прогрессивные педагоги, которые оказали большое влияние на   воспитанников гимназии, под их влиянием воспитывались такие великие люди как К.Хетагуров, Я.М. Неверов, И.Б. Юхотков и др.

В связи с православной традицией  быт жителей Ставрополе, отличался коренным образом от быта Центральной России. Это объясняется географическим положением города, его природными условиями. В общем можно сказать, что при социальной дифференциации общества, такого нищего слоя, как в др. регионах страны не было. Крестьяне работали, жили и продолжали человеческий род в определенном спокойствии и упорядоченности жизни.

В это же время начинает функционировать духовная семинария. Ставропольская Кавказская духовная семинария всегда свидетельствует о священном даре жизни, полученной нами от Бога. Семинария в XIX в., не говоря о нашем времени, высоко подняла свое духовное развитие. Там где полвека назад в горных ущельях, среди скал и утесов раздавался гром пушек раздавался теперь звон колоколов христианских семинарских храмов. По пятам духовного образования не отступное следовало и культурное развитие преосвященных народов. С развитием семинарии приходит не только вера, но и любовь к Богу и церкви, ведь именно она стала и принесла нам знание, письменность, образование, которое вызывает только чистые мысли в будущем, в котором нет ничего плохого: ни войн, не распрей, где царит спокойствие и литургия. Ведь именно в Ставрополе начало возникать духовное начало. Начало  которое переросло в более ответственное чувство долга и перед людьми, а самое главное перед Богом. Несмотря на все трудности семинария продолжает существовать и выпускать духовных деятелей. Оглядываясь на исторический путь, пройденный ставропольскими духовными деятелями семинарии не только возникает чувство глубочайшего патриотизма простых людей. Итак становиться на душе, что в этом грешном мире есть хоть какие-то ценности. Ценности такой великой нации, это наши священно служители, те люди, которые терпели гонения, обиды, слезы, но все-таки восстановили истинное направление человеческой христианской веры. 


Примечания.

К введению.

1.   Край наш Ставрополья. Очерки истории. Ставрополь, 1999. С.127-128.

2.   Очерки истории Ставропольского края, т.1./под ред. Невской В.П. Ставрополь.1984.С.8-10.

3.   Беликов.Г. Дорога из минувшего: Занимательные страницы истории г.Ставрополя.Ставрополь,1991.С.15-19.

4.   Беликов.Г. Врата Кавказа.Ставрополь,1990.С.4-8.

5.   Кругов.А.И. Ставропольский край истории России на рубеже 19-20 века. Часть 1.Ставрополь,1995.С.14-21.

6.   Карамзин.Н.М. История Государства Российского. Тома 2-3. Москва,1991.

7.   Гедеон, Митрополит Ставропольский и Бакинский. Ставропольский край в истории России на рубеже 19 -20 века. Часть 2.Ставрополь,1995.

8.   Манин.В.И  Восстала из пепла…./Православный вестник,1992.С26-28.

9.   Прозрителев.Г. Первые русские поселения на Северном Кавказе и в нынешней Ставропольской губернии./Труды Ставропольской комиссии. Ставрополь,1903.С10-14.

    10.ГАСК, ф.127,оп.1,д.9,л.4;ф.127,оп.1,д.3,7,499,л.3.

    11.ГАСК, ф.127,оп.1,д.9,л.1-2.

    12.ГАСК, ф.100,оп.1,д.492,500,502,507,508,519,517,515,512,494,498.

К главе I.

I-I.

1.   Беликов.Г. Дорога из минувшего: Занимательные страницы истории г.Ставрополя.Ставрополь,1991.С93-96.

2.   Шацкий.П.А., Муравьев.В.П. Ставрополь конец 18-начало19 века. Ставрополь,1979.        С103-106.

3.   Кругов.А.И. Ставропольский край в истории России на рубеже 19-20 века. Часть 2.Ставрополь,1995.С15-18.

4.Шепилов.Т.Ф.Геогнозия местности. Ставрополь,1997.С1-7.

5.Прозрителев.Г. Первые русские поселения на Северном Кавказе ив нынешней Ставропольской комиссии 1903.Ставрополь,1903.С60-67.

6.Край наш Ставрополье. Очерки истории. Ставрополь,1999.С126-127,162-163.

7.История Ставропольского края от древнейших времен до 1917 года./ под. редак. Невской.В.П. Ставрополь,1991.С20-27.

I-II.

1.   Край наш Ставрополье. Очерки истории. Ставрополь,1999.С127-129.

2.   Беликов.Г. Врата Кавказа.Ставрополь,1991.С17-18,23-25.

3.   ГАСК, ф.127,оп.1,д.9,л.1-2.

4.   Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. Вып.1.Ставрополь,1989.С125-135.

I-III.

1.   ГАСК, ф.49,оп.1,д.2036,л.103,93.

2.   Невская.В.П. Развитие школьного образования на Ставрополье в 19-20 века./Вестник Ставропольского педагогического университета. Вып.1.(Социально-гуманитарные науки). Ставрополь,1995.С87.

3.   Кругов.А.И. Ставропольский край в истории России на рубеже 19-20 века. Часть 2.Ставрополь,1997.С34-38.

4.   Край наш  Ставрополье: Документы, материалы, 1777-1917г. Ставрополь, 1997.С34-42.

5.   ГАСК, ф.127,оп.1,д.9,л.2-3.

К главе II.

       II-I.

1.   Пятидесятилетие Ставропольской духовной семинарии.(13ноября 1846-13ноябрь 1896г).// Ставропольские епархиальные ведомости. Ставрополь,1896.С1308-1312.

2.   Васильев.А.И. Историческая записка о Кавказской ныне Ставропольской семинарии.Ставрополь,1896.С.130-144.

3.   Самойленко.П.А. История Ставропольской духовной семинарии основанной в 1846 году.//45-я параллель. Ставрополь,1990.С.6-13.

4.   Беликов.Г. Духовная семинария.//Вечерний Ставрополь,1994.С.23-36.

5.   Быкова.Н. Семинария: Первые всходы.//Ставропольская правда,1993,5 июня. С.14-27.О строительстве здания для духовной семинарии.

6.   Манин. И восстала из пепла…//Православный вестник,1992,май.С. 3-6.

7.   Шамрай.В. Ставропольская духовная семинария: Истор. справка. //Кубанские обл. ведомости,1869.С. 63-84.

8.   Цареградский.Н. Историко-статестический обзор духовно-учебных заведений Северного Кавказа. статья 2.//Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. Ставрополь,1869.С. 63-84.

9.   ГАСК, ф.49,оп.1,д.2005,л.4,ф.49,оп.1,д.2025,л.62.

10.            ГАСК, ф.49,оп.1.д.9,л.1-3.

II-II.

1.   Руткевич. П.  Деятельность Преосвященного Иеремии в епархии Кавказской и Черноморской.// Ставропольские епархиальные ведомости. Ставропополь,1906,№15,1 августа. С.819-834.

2.   Воскресенский. А. Преосвященный Иеремия, отшельник, первый епископ Кавказский и Черноморский. ( 10 апреля 1799.- 6 декабря 1884)(Опыт его библиографического очерка)// Ставропольские епархиальные ведомости . Ставрополь, 1907. №11,1 июня. С. 589-658.

3.   ГАСК, ф.49,оп.1,д.2025,л.103,92.

4.   Воскресенский. А. Преосвященный Игнатий Брянчанинов.// Ставропольские епархиальные ведомости. Ставрополь,1908.№21-24. С. 53-64.

5.   Невская.В.П. Развитие школьного образования на Ставрополье в19-начале 20 века.// Вестник Ставропольского государственного педагогического университета. Выпуск 1. (Социально-гуманитарные науки). Ставрополь, 1995.

6.   ГАСК, ф.127,оп.9,л 1-3.

К главе III.

      III-I.

1.   ГАСК, ф.49,оп.1,д.45,л.4,ф.66,оп.1,д.29,л.70.

2.   ГАСК, ф.49,оп.1.д.74,л.1-3.

3.   Край наш Ставрополья. Очерки истории. Ставрополь, 1999. С.127-128.

4.   Очерки истории Ставропольского края, т.1./под ред. Невской В.П. Ставрополь.1984.С.8-10.

5.   Беликов.Г. Дорога из минувшего: Занимательные страницы истории г.Ставрополя.Ставрополь,1991.С.15-19.

III-II.

1.Беликов.Г. Врата Кавказа.Ставрополь,1990.С.4-8.

2.Кругов.А.И. Ставропольский край истории России на рубеже 19-20 века. Часть 1.Ставрополь,1995.С.14-21.

3.Прозрителев.Г. Первые русские поселения на Северном Кавказе и в нынешней Ставропольской губернии./Труды Ставропольской комиссии. Ставрополь,1903.С10-14.

       4. ГАСК, ф.49,оп.2,д.206,л.4,ф.49,оп.1,д.21,л.45.

5.ГАСК, ф.49,оп.1.д.103,л.5,10,25.


Список использованной литературы.

Источники.

1). Опубликованные материалы.

1.   Васильев.А.И. Историческая записка о Кавказской ныне Ставропольской семинарии.Ставрополь,1896.

2.   Воскресенский. А. Преосвященный Игнатий Брянчанинов.// Ставропольские епархиальные ведомости. Ставрополь,1908.№21-24.

3.   Воскресенский. А. Преосвященный Иеремия, отшельник, первый епископ Кавказский и Черноморский. ( 10 апреля 1799.- 6 декабря 1884)(Опыт его библиографического очерка)// Ставропольские епархиальные ведомости . Ставрополь, 1907. №11,1 июня.

4.   Прозрителев.Г. Первые русские поселения на Северном Кавказе и в нынешней Ставропольской губернии./Труды Ставропольской комиссии. Ставрополь,1903.

5.   Пятидесятилетие Ставропольской духовной семинарии.(13ноября 1846-13ноябрь 1896г).// Ставропольские епархиальные ведомости. Ставрополь,1896.

6.   Руткевич. П.  Деятельность Преосвященного Иеремии в епархии Кавказской и Черноморской.// Ставропольские епархиальные ведомости. Ставропополь,1906,№15,1 августа.

7.   Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. Ставрополь,1869.

8.   Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. Вып.1.Ставрополь,1989.

9.   Труды Ставропольской комиссии. Ставрополь,1903.

10.            Цареградский.Н. Историко-статестический обзор духовно-учебных заведений Северного Кавказа. статья 2.//Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. Ставрополь,1869.

11.            Шамрай.В. Ставропольская духовная семинария: Истор. справка. //Кубанские обл. ведомости,1869.

2). Архивные материалы.

1.ГАСК, ф.127,оп.1,д.9,л.4;ф.127,оп.1,д.3,7,499,л.3.

2.ГАСК, ф.127,оп.1,д.9,л.1-2.

3.ГАСК, ф.100,оп.1,д.492,500,502,507,508,519,517,515,512,494,498.

4.ГАСК, ф.127,оп.1,д.9,л.1-2.

5.ГАСК, ф.49,оп.1,д.2036,л.103,93.

6.   ГАСК, ф.127,оп.1,д.9,л.2-3.

7.   ГАСК, ф.49,оп.1,д.2005,л.4,ф.49,оп.1,д.2025,л.62.

8.   ГАСК, ф.49,оп.1.д.9,л.1-3.

9.   ГАСК, ф.49,оп.1,д.2025,л.103,92.

10.            ГАСК, ф.127,оп.9,л 1-3.

11.            ГАСК, ф.49,оп.1,д.45,л.4,ф.66,оп.1,д.29,л.70.

12.            ГАСК, ф.49,оп.1.д.74,л.1-3.

13.            ГАСК, ф.49,оп.2,д.206,л.4,ф.49,оп.1,д.21,л.45.

14.ГАСК, ф.49,оп.1.д.103,л.5,10,25.

Монографии и статьи.

1.   Беликов.Г. Врата Кавказа.Ставрополь,1990.

2.   Беликов.Г. Дорога из минувшего: Занимательные страницы истории г.Ставрополя.Ставрополь,1991.

3. Быкова.Н. Семинария: Первые всходы.//Ставропольская правда,1993,5 июня. С.14-27.О строительстве здания для духовной семинарии.

4. Гедеон, Митрополит Ставропольский и Бакинский. Ставропольский край в истории России на рубеже 19 -20 века. Часть 2.Ставрополь,1995.

5. Кругов.А.И. Ставропольский край истории России на рубеже 19-20 века. Часть 1.Ставрополь,1995.

6. Край наш Ставрополья. Очерки истории. Ставрополь, 1999.

7. Край наш  Ставрополье: Документы, материалы, 1777-1917г. Ставрополь, 1997.

8. Очерки истории Ставропольского края, т.1./под ред. Невской В.П. Ставрополь.1984.

9. Карамзин.Н.М. История Государства Российского. Тома 2-3. Москва,1991.

10. Самойленко.П.А. История Ставропольской духовной семинарии основанной в 1846 году.//45-я параллель. Ставрополь,1990.

11. Митрополит Гедеон к тридцатилетию епископской хиротонии. Ставропольский край в истории России на рубеже XIX-XX вв. Ставрополь, 1992.

12.            Манин. И восстала из пепла…//Православный вестник,1992,май.

13.            Шацкий.П.А., Муравьев.В.П. Ставрополь конец 18-начало19 века. Ставрополь,1979.

14.            Шепилов.Т.Ф. Геогнозия местности. Ставрополь,1997.




Приложение.


РЕКТОРЫ СТАВРОПОЛЬСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ С 1846 ПО 1920 ГГ.

1) 13.11.1846 21.10.1848 архимандрит Серафим (Аретинский). Выпускник Киевской Духовной Академии. Скончался в сане архиепископа Воронежского.

2) 21.10.1848 31.10.1850 архимандрит Герасим (Добросердов). Выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии. Скончался в сане епископа Астраханского.

3) 31.10.1850 2Д.$9.1857 архимандрит Иоанникий (Барков). Выпускник Московской Духовной Академии. Скончался в сане настоятеля Тамбовского Щацкого Чернеева Николаевского монастыря.

4) 22.09.1857 2.09.1859 архимандрит Герман (Осецкий). Выпускник Санк-Петербурской Академии. Скончался в сане епископа, председателя училищного при Священном Синоде по церковноприходским школам Совета.

5) 2.09.1859 1.05.1863 архимандрит Епифаний (Избицкий). Выпускник Римокатолической Академии, Киевского Университета и Московской Духовной Академии. Скончался в сане архимандрита Алтайской духовной миссии.

6) 1.05.1863 26.05.1871 архимандрит Исаакий (Положенский). Выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии. Скончался в сане епископа Астраханского.

7) 26.05.1871 5.06.1882 архимандрит Тихон (Донебин). Выпускник Санкт-Петербурской Духовной Академии. Впоследствии архиепископ Иркутский.

8) 5.06.1882 7.04.1883 архимандрит Мефодий. Выпускник Московской Духовной Академии. Впоследствии епископ Виленский.

9) 27.04.1883 15.10.1887 протоиерей Иоанн Лебедев. Выпускник 59

Киевской Духовной Академии.

10) 15.10.1887 24.03.1890 архимандрит Николай (Адоратский). Выпускник Казанской Духовной Академии. Скончался в сане епископа Оренбургского.

11) 24.03.1890 11.01.1891 архимандрит Питирим (Окнов). Выпускник Киевской Духовной Академии. Впоследствии епископ Тульский, экзарх Грузии, а в период перед Февральским переворотом 1917 г. Митрополит Петроградский.

12) 11.01.1891 5.02.1892 архимандрит Михаил (Темнорусов). Выпускник СанктПетербургской Духовной Академии. Впоследствии ректор Могилевской Семинарии.

13) 5.02.1892 7.10.1893 архимандрит Назарий (Кириллов). Выпускник Киевской Духовной Академии. Впоследствии епископ Гдовский.

14) 7.10.1893 12.08.1894 архимандрит Антоний (Нежило). Выпускник Московской Духовной Академии. Скончался в должности рек тора Таврической Семинарии.

15) 21.09.1894 /.../ протоиерей Петр Смирнов. Выпускник Казанской Духовной Семинарии.

16) 1911 г. /.../ архимандрит Августин.

17), 18) 1915 г. упоминаются архимандрит Николай и протоиерей Василий Иванов.


Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.