рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Культура советского периода

Демократические тенденции, непоследовательный плюрализм в культурной жизни редко встречаются в конце 20-х -начале 30-х гг.

4. Советская и церковная интеллигенция

На рубеже 20-30-х гг. прошли судебные процессы по так называемому «Шахтинскому делу» (против инженеров и техников Донбасса), затем над вымышленными «Промпартией», «Трудовой крестьянской партией» и рядом других, в результате чего были несправедливо осуждены инженеры, ученые, хозяйственники. Натравливались рабочие против технической интеллигенции, крестьяне - против ученых-аграрников, одни ученые против других. Интеллектуальный потенциал страны уничтожался жестоко и систематически. Начало «культурной революции» ознаменовалось установлением пролетарской гегемонии в различных сферах культуры и науки. Усиливается массовый набор рабочих на курсы и в вузы. Студентов, происходивших из семей интеллигенции, стали отсеивать. Так воспитывалось новое поколение советских руководителей, для которых основным являлся не профессионализм, а преданность идее.

В 30-х гг. чудовищные погромы инакомыслящих стали продолжением процессов над «шахтинцами», «Промпартией», «Трудовой крестьянской партией». Их обвинили во всех неудачах. Административно-командная система, опираясь на широкие низовые массы, заигрывая с ними, создавала образ врага в лице старой интеллигенции. Развернулась травля выдающихся историков: С. Ф. Платонова, Е. В. Тарле. Начались погромные акции философских кадров интеллигенции. Погибли в застенках философы А. Карев, П. Флоренский и др. Махровым цветом распустились цитатничество, краснобайство, двойная мораль, ложь.

 Павел Александрович Флоренский (1882- ?) - профессор, выдающийся математик, химик, инженер, философ, богослов, писатель, искусствовед. Сегодня его называют «русским Леонардо», изучают во всем мире, православная церковь собирается канонизировать его как святого мученика XX в.

Начало травле Флоренского было положено уже в 1919-1920 гг. В следственном деле 1928 г. он преступник, опасный для общества элемент. С этого времени Флоренский преследовался до самой кончины. Занятия математикой и физикой, по признанию ученого, привели его к религиозному миросозерцанию. Он развивает учение В. Вернадского о биосфере, переписывается с ним.

Наибольшей антинаучной и жестокой травле Флоренский был подвергнут за истолкование им теории относительности и за статью «Физика на службе математики» (1932 г.), в которой был описан электроинтегратор - прототип современных аналоговых вычислительных машин.

В 1937 г. Флоренский был вторично осужден особой тройкой НКВД. Дальнейших сведений о нем почти нет. Дата кончины -1943 г.- под сомнением.

Другим «реакционером, мракобесом, врагом трудящихся масс» официальная пропаганда называла патриарха Тихона. Это был первый глава Русской Православной Церкви после восстановления патриаршества в 1917 г. Когда в 1921 г. начался голод в стране, патриарх Тихон стал искать возможность участия религиозных организаций, общин и приходов в деле оказания помощи голодающим. В связи с этим он направил письмо во ВЦИК о готовности помочь населению. Но Советская власть повела себя варварски по отношению к церкви, приняв решение изъять все ее ценности, включая священные сосуды и прочие богослужебные, культовые предметы. Употребление этих вещей не для богослужебных целей запрещалось канонами Вселенской церкви.

Это вызвало сопротивление не только верующих. Вскоре в Москве начался процесс против 54 человек, обвиненных в сокрытии ценностей. В числе обвиняемых были 20 священников, но Тихона среди них не было.

Родился патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) 19 января 1865 г. в семье священника. Окончил Петербургскую духовную академию. Высокого роста, белокурый, всегда спокойный и добродушный.

После преподавательской работы в семинариях Тихон около 10 лет посвятил руководству Православной церковью в Америке, где строил новые храмы, организовывал школы и приюты для детей, содействовал сближению христиан разных вероисповеданий.

В 1917 г. в храме Христа Спасителя Тихон был освящен Поместным Собором «на патриаршество всея Руси».

Атака на патриарха Тихона со стороны властей была начата руками самого духовенства. Власть опиралась на так называемых живоцерковников, или«обновленцев». К тому времени борьба между староцерковниками (Тихон) и обновленцами (Введенский) приобрела острый характер. Обновленцы объявили систему реформ - от смещения Тихона до изменений в традиционных обрядах и православном вероучении. Александр Введенский рвался к руководству Русской Православной Церковью. Раскол в церковных верхах был использован Советской властью, и внимание широкой общественности было привлечено к тому, что за всем невыполнением распоряжений правительства стоит патриарх Тихон, глава «церковной контрреволюции». Целью всей этой кампании было моральное и политическое уничтожение Тихона. В 1922 г. 11 священников были осуждены на смертную казнь за «злостный саботаж» мерам Советской власти по изъятию церковных ценностей.

Патриарх Тихон был объявлен пособником эсеров, меньшевиков, савинковцев и в 1922 г. взят под домашний арест, а на следующий год переведен в тюрьму ГПУ. В 1925 г. патриарх Тихон умер. В 1989 г. Собор епископов Русской Православной Церкви канонизировал его, причислив к лику святых.

Очередной удар церкви нанесли в 1928 г., когда ГПУ провело масштабную операцию в Сергиевом Посаде, где была арестована и отвезена в Бутырку большая группа верующих. В 1929 г. за подписью Л. Кагановича на места пошла директива, в которой подчеркивалось, что религиозные организации являются единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. В 1931 г. был осуществлен очередной акт вандализма - разрушен в Москве храм Христа Спасителя.

По постановлению ЦК ВКП(б) в 1932 г. были распущены все группы и организации в литературе, искусстве. Появилась возможность «объединения». По инициативе Горького был созван 1-й Всесоюзный съезд писателей, образован Союз писателей. Создание Союза писателей имело не только положительное значение. Через союз осуществлялся контроль за соблюдением единомыслия среди писателей.

Новая советская интеллигенция в 30-е гг. создавалась, как и все остальное, ускоренными методами.

В 1925 г. Н. И. Бухарин писал: «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически на определенный манер. Да, мы будем штамповать интеллигенцию, будем вырабатывать ее, как на фабрике».

Именно в 1928-1932 гг. произошел резкий скачок ее численности. Бюрократической системе нужны были кадры такой интеллигенции, которая бы продемонстрировала всему миру достижения Советской власти в области культуры. Лозунг Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселей» должны были подкрепить писатели, композиторы, актеры, певцы. Пристальное внимание Советское правительство стало уделять таким жанрам музыкального искусства, как джаз, танцевальная музыка, музыка для кино и просто веселая, бодрая массовая песня. Учителя, врачи и даже инженеры оказались стоящими на советской социальной лестнице значительно ниже музыкантов.

С 1934 г. началась раздача орденов режиссерам, артистам кино и театров, музыкантам. К 1938 г. ордена на людей искусства сыпались, как из рога изобилия. Началась какая-то орденоносная вакханалия. Конечно, ордена получали люди, в высшей степени достойные, но бывало и так, что орден сваливался на голову человека так же неожиданно и незаслуженно, как на другого - внезапный ночной арест.

Настоящие таланты, которые не вписывались в стиль наметившегося с середины 30-х гг. социалистического реализма и не разделяли сформированные официальные вкусы, тут же подвергались откровенной опале. Среди них был режиссер театра Всеволод Мейерхольд. Театр его был закрыт в 1938 г., а сам режиссер арестован и убит после тяжелых и утонченных истязаний.

5. «Философский пароход»

Год 1922-й обещал быть плодотворным в интеллектуальной жизни страны. Возвратились музыканты, поэты, писатели. Москва забурлила лекциями, кружками. В этом же году в Москве было зарегистрировано официально 143 частных издательства.

Однако уже весной 1922 г. были проведены массовые аресты среди меньшевиков. Часть из них посажена в тюрьму, часть сослана на восток, часть выпущена за границу. В июне-июле 1922 г. процесс над эсерами завершил разгром и этой партии. Особым нападкам подвергалась интеллигенция, работавшая в кооперации, она тоже в массовом порядке высылалась из СССР.

Самой крупной была высылка осенью 1922 г. большой группы религиозных философов: Н. Бердяева, С. Франка, Л. Карсавина, И. Ильина, Л. Шестова, Н. Лосского и многих других. Десятки профессоров, писателей по решению коллегии ГПУ были пожизненно высланы из страны на двух пароходах. Теперь об этой высылке говорят кратко: «философский пароход».

19 мая 1922 г. Ленин пишет Дзержинскому секретное письмо: «т. Дзержинский! К вопросу о высылке за границу писателей и профессоров, помогающих контрреволюции.

Надо это подготовить тщательнее. Без подготовки мы наглупим. Прошу обсудить такие меры подготовки.

Собрать систематические сведения о политическом стаже, работе и литературной деятельности профессоров и писателей.

Поручить все это толковому, образованному и аккуратному человеку в ГПУ».

На примере высланного философа Николая Александровича Бердяева попытаемся разобраться, почему большевики так опасались русских мыслителей, стоявших на позициях религиозной философии.

Из лекции Н. Бердяева в 1919-1920 гг.: «В центре мира стоит человек, и судьба человека определяет судьбу мира, через него и для него. ...Но на вершине новой истории личность человеческая чувствует все большее и большее рабство и у природы, и у общества. Человек становится рабом созданной им машины и созданной им материальной социальной среды. Это уже обнаружено в капитализме и будет обнаружено и в социализме. ...Народ наш должен пройти через великое покаяние».

Проблема человека и свободы духа волновала Н. Бердяева до конца его жизни.

Из последней книги Н. Бердяева «Царство Духа и царство кесаря», за написанием которой он умер:

«В новом советском человеке происходит не только страшное умаление свободы, но исчезает самый вкус свободы, самое понимание того, что такое свобода. Старые же революционеры до неузнаваемости изменились после того, как они стали победителями и господами. Но это меньше всего означает появление нового человека».

Из книги Н. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма»:

«И мы видим, что в русском коммунистическом царстве совершенно отрицается свобода совести и мысли».

«Атеистический коммунизм или обречен на неудачу и на гибель, или на создание общества, подобного механизму, в котором нельзя уже будет различить человеческого образа».

Главная идея Бердяева - это свобода духа человека, его сознания.

 «Свобода» - это:

а) равные возможности;

б) осознанная необходимость;

в) гарантия оппозиции;

г) право выбора и ответственность;

д) «не право, но обязанность» (Н. Бердяев).

Битва большевиков за введение единомыслия завершилась пирровой победой. За сумерками свободы 20-х гг. последовала кромешная тьма 30-х. Мир един, но в нем извечно борются и сосуществуют две противоположности: физическое - духовное; вечное - временное; материальное - идеальное; атеистическое -религиозное и т. д. Борьба двух начал - это нормальное, естественное состояние природы и общества, и она предполагает развитие мира. Уничтожение же одной из противоположностей обрекает его на однобокость, неспособность к развитию, застой.

6. Русская культура за рубежом.

Среди тех, кто составляет плеяду крупных деятелей мировой культуры, наши соотечественники, жившие вдали от России,- певец Ф. Шаляпин; композиторы С. Рахманинов, А. Глазунов, И. Стравинский; писатели и поэты И. Бунин, А. Куприн, А. Ремизов, М. Цветаева, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, балерина А. Павлова; художник К. Коровин; литератор, художник, историк А. Бенуа. Его сын Николай 35 лет проработал главным художником театра «Ла Скала» в Милане.

Среди биографий известных соотечественников, которые жили за рубежом, выделяется своей необычностью история жизни знаменитого художника Н. К. Рериха. Найдите репродукции его картин, вглядитесь в них, и вы ощутите великое чудо гармонии человеческой души и космоса.

Н. К. Рерих побывал во многих странах, покинув Россию еще в 1916 г. Последние 20 лет он жил в Индии, где им был основан Гималайский институт исследований. В 1926 г. Рерих с женой и старшим сыном Юрием с разрешения советских властей приехали в Москву. Здесь он встречался с Чичериным и Луначарским.

В хореографическом искусстве велики заслуги С. Дягилева. Он был неутомимым пропагандистом русской культуры. После смерти Дягилева его дело продолжил С. Лифарь, более 30 лет руководивший французским балетом.

Интерес иностранной публики к русской культуре использовали и всякого рода дельцы. Так, например, белогвардейский генерал Шкуро, заключив контракт с французским предприятием, организовал группу казаков-джигитов, в которую входили также песенники и танцоры. Всех одели в черкески алого и белого цвета, папахи, бешметы, и на одном из ипподромов Парижа начались представления. Это предприятие, по мнению многих наблюдателей, обеспечило джигитам и танцорам заработок года на полтора.

Сказочно разбогатевший  Ф.  И.   Шаляпин  писал Горькому: «...Валюта вывихнула у всех мозги, и доллар затемняет все лучи солнца. И сам я рыскаю по свету за долларами и хоть не совсем, но по частям продаю душу дьяволу». Свои воспоминания Федор Иванович закончил так: «Моя мечта неразрывно связана с  Россией...   Милая  моя,  родная  Россия!  Всю  свою  жизнь  я прожил в театре и для театра. И теперь я задаю себе вопрос: - Где же мой театр? И убеждаюсь, что он там, в России...!»

Широкую известность в 20-30-е гг. получили песни А. Вертинского, который создал на эстраде свой, особый стиль.

Среди художников были яркие и самобытные индивидуальности: Л. Бакст - известный декоратор; И. Билибин - график и театральный художник (вернулся на родину накануне войны); В. Кандинский — художник-абстракционист.

Марк Шагал - крупнейший художник, график, декоратор. Он жил и работал во Франции с 1923 г., но всегда оставался русским художником. В 70-е гг. Марк Шагал передал серию своих работ в дар Музею изобразительных искусств имени А. Пушкина в Москве, который был основан отцом известной поэтессы Марины Цветаевой.

И. Бунин, А. Куприн жили воспоминаниями о той России, которая была им так близка и знакома. Первым из русских писателей получил Нобелевскую премию в 1933 г. И. Бунин. Он так и не решился, в отличие от Куприна, вернуться на родину. Умер Бунин в Париже в 1953 г.

К. Бальмонт, поэт-символист, писал: «Я живу здесь призрачно, оторвавшись от родного. Я ни к чему не прилепился здесь». Он дожил до глубокой старости и закончил свою жизнь в нищете, полузабытый и больной.

Остро  переживала свое  одиночество,   личную   драму,   непонимание окружающих Марина Цветаева - талантливая поэтесса с трагической судьбой. Своей пражской подруге Анне Тесковой она писала: «Квартал, где мы живем, ужасен...»; «Я связана детьми и деньгами»; «Живем в долг в лавочке»; «Зима прошла в большой нужде и холоде».

Марина Цветаева тяжело страдала от одиночества. «Мне в современности места нет»,- писала она и далее: «До последней минуты и в самую последнюю верю - и буду верить — в Россию!» По словам Цветаевой, ее муж Сергей Эфрон, дочь и сын рвались домой, в Россию. В 1932 г. она написала «Стихи к сыну»:

Ни к городу и ни к селу -

Езжай, мой сын, в свою страну,

В край (всем краям наоборот!),

Куда НАЗАД идти - ВПЕРЕД...

Езжай, мой сын, домой - вперед -

В СВОЙ край, в СВОЙ век, в СВОЙ час,- от нас -

В Россию - вас, в Россию - масс...

Для возвращения нужна была отвага и готовность принять на родине тот порядок, который там возобладал. Решились Куприн, Эренбург, Вертинский и другие.

В 1939 г. вернулась из Франции Марина Цветаева и, как оказалось, лишь для того, чтобы наложить на себя руки в далекой захолустной Елабуге. Ее мужа, бывшего царского офицера, который тоже отважился на возвращение, арестовали, родную сестру отправили в ссылку, самоё поэтессу затравили. «В бедламе нелюдей отказываюсь жить...» - писала Марина Цветаева.

Писатель А. Н. Толстой возвратился на родину в 1923 г. Перелом в его душе произвела война с белополяками в 1920 г., когда он почувствовал, что стал желать победы красным войскам. В «Известиях» 25 апреля 1922 г. А. Толстой писал: «Совесть меня зовет не лезть в подвал, а ехать в Россию и хоть гвоздик свой собственный вколотить в истрепанный бурями русский корабль».

По данным общества «Родина», в 1990 г. численность наших соотечественников за рубежом составляла около 20 млн. человек. Только в США проживало около 7 млн., из них 2 млн. русских.

7. Шестидесятые

О которых так много говорят и пишут в наши дни (а также о граждански-духовной сути шестидесятников), выросли на гребне хрущевской «оттепели» (по одноименному названию повести И.Эренбурга). В обществе появилась идиллическая надежда на реальные перемены после культа личности.

Выход в свет рассказов А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор» вызвал сильнейший резонанс в нашем обществе. Произведения высокохудожественные и потрясающе горько-правдивые, они буквально всколыхнули всю и думающую Россию. Вряд ли найдется иная человеческая и творческая судьба, отражающая эпоху так, что история вне ее — полуправда... Романист, публицист и драматург, Солженицын оказался теснейшим образом связанным со всем тем, что произошло с нашей страной и с нами за последние десятилетия. Его мужественное и победное по результату единоборство правдивым словом с тоталитарной системой дает нам веское основание видеть в нем не только великого писателя, но и Гражданина. Именно он во многом открыл нам глаза на ход новейшей истории России и ее культурного развития. Именно он в открытом письме съезду писателей, еще до своего позорящего режим изгнания с Родины (1974), требовал «честной и полной гласности», когда уже основательно был искривлен путь России, ее многострадальной деревни (не случайно предтечей «деревенской прозы» станет болевой «Матренин двор»)...

В восьмидесятые, в «перестроечные» годы, открывшие «железный занавес» духовному плюрализму и известным демократическим свободам, из длительного искусственного забвения постепенно начали «возвращаться» блистательная культура Серебряного века, запрещенные ранее по идеологическим мотивам произведения самых разных художников в различных областях творчества, ставшие явлением, украсившим последние десятилетия XX в. На современников буквально хлынул поток «новых» произведений, фактов, документов, свидетельств разных культурных периодов отечественной истории. Культура рубежа веков явила миру в ярком полифонизме целый «поэтический континент» тончайших лириков, глубоких мыслителей, серьезных прозаиков, обогативших романный жанр, а также  ищущих театральных деятелей-реформаторов, композиторов и художников, талантливых исполнителей (Н.Гумилев, Н.Бердяев, А. Белый, К.Станиславский, И.Стравинский, К.Сомов, Ф.Шаляпин и многие другие). И потому правомерно все растущее присутствие этой востребованной культуры, обогащающей всех нас.

8.  Каковы актуальные проблемы современного состояния отечественной культуры

Возрождение культуры является важнейшим условием обновления нашего общества. В области культуры накопилось немало проблем. В последнее десятилетие открылись новые пласты духовной культуры, скрывавшиеся ранее в неиздававшихся художественных и философских произведениях, не исполнявшихся музыкальных сочинениях, запрещенных картинах и кинофильмах. На многое стало возможным посмотреть иными глазами.

Материальная база культуры находится в состоянии глубокого кризиса. Разрушающиеся и горящие библиотеки, недостаток театральных и концертных залов, отсутствие ассигнований, направленных на поддержку и распространение ценностей народной, классической культуры, глубоко контрастируют с тем взрывом интереса к культурным ценностям, который характерен для многих стран. Сложная проблема, которая не может не волновать многих, — взаимодействие культуры и рынка. Происходит такая коммерциализация культуры, при которой так называемые «некоммерческие» произведения художественной культуры остаются незамеченными, отдаляется возможность освоения классического наследия. При огромном культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями, происходит духовное обнищание народа. Массовое бескультурье — одна из главных причин многих бед в экономике, экологических катастроф. На почве бездуховности растут преступность и насилие, происходит упадок морали. Опасность для настоящего и будущего страны представляет бедственное положение науки и образования.

Заключение

 В сложных исторических и природных условиях Россия выстояла, создала свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием как Запада, так и Востока, и, в свою очередь, обогатившую своим воздействием другие культуры, перед современной отечественной культурой стоит сложная задача — выработать свой стратегический курс на будущее в быстро меняющемся мире. Для этого есть важная предпосылка — достижение всеобщей грамотности, значительный рост образованности народа. Тем не менее решение этой глобальной задачи чрезвычайно сложно, так как упирается в необходимость осознания глубинных противоречий, присущих нашей культуре на всем протяжении ее исторического развития.

Литература

1.   Борцов Ю.С., Королев В.К., Штомпель О.М., под. ред. Драч Г.В. Культурлогия в вопросах и ответах.  Учебное пособие.  Ростов-на-Дону:  «Феникс», 1999 ¾  480.

2.   Жарова Л.Н., Мишина И.А. История отечества (1900-1940). СПб.: «СМИО Пресс», 1998. ¾ 416с., ил 158.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.