рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Конституционные акты российской государственности до октября 1917 г.

Наказ, сокращенный и выдержавший цензуру сотрудников Екатерины, после опубликования произвел сильное впечатление и в России и за границей. Во Франции он был даже запрещен. Наказ содержит 20 глав(две главы 21,22 о полиции и о государственном хозяйстве Екатерина приписала к Наказу уже в 1768 году и более 500 параграфов .Наказ ,как того и хотела Екатерина ,есть только изложение принципов ,какими должен руководится государственный человек ,пишущий законы.


2.1.1. Деятельность комиссии.

Рассмотрим вопрос разработки подробностей нового законодательства. Для составления нового кодекса манифестом 14декабря 1766г. были созваны в Москву представители сословий и присутственных мест .Их собрание получило название «Комиссии для сочинения проекта нового уложения». Основания представительства были различны: одни части населения посылали представителей уезда, другие - от провинции, третьи - от отдельного племени, четвертые от присутственного места, одни избирали посословно (дворяне и крестьяне), другие - по месту жительства (горожане - домовладельцы, инородцы.) Частновладельческие крестьяне и совсем были лишены права представительства. Не было и прямых представителей духовенства. Депутат обеспечивался на время пребывания в комиссии казенным жалованьем и должен был в Москву привезти инструкцию от своих избирателей с изображением их нужд и желаний. Эти инструкции получили названия депутатских наказов ,а Наказ Екатерины стал называться “большим Наказом”. Депутаты навсегда освобождались от казни, телесного наказания и конфискации имения, за обиду депутата виновный нес двойное наказание.30июля 1767 года с торжеством были открыты заседания Комиссии в Грановитой палате  в Москве. Всех представителей, явившихся в Комиссию, было 565.Одна треть из них были дворяне, другая треть - горожане, из сельского класса до 100 и от присутственных мест было 28.Общее собрание Комиссии выделило из себя комиссии, которые должны были провести вспомогательные и подготовительные работы. Одна из комиссий ,дирекционная ,руководила занятиями как частных комиссий ,так и общего собрания . А так как отношения частных комиссий и общего собрания не были точно определены , то неизбежны были беспорядок и путаница в их деятельности . Так несовершенство внешней организации дела , её сложность и неопределённость создавали первое препятствие для успешного ведения дела. В ходе занятий Комиссии найдём и другие препятствия. Общее собрание, прежде всего, прочитало Наказ императрицы и узнало из него те отвлечённые принципы деятельности, которые ему ставила Екатерина. Вместе с тем члены собрания привезли с собой более 1000 депутатских наказов, должны были ознакомиться с ними и уяснить те нужды и желания русского общества, какие в них находились. Эти нужды и желания депутаты должны были примирить с теоретическими желаниями наказа и слить их в гармонически стройный законодательный кодекс. Для такой цели необходимо было разобрать депутатские наказы и привести в систему всё их содержание. Этот кропотливый труд мог быть совершён только специальной комиссией , потому что был неудобен для собрания в 500 человек . Наряду с систематизацией депутатских наказов существовала другая подготовительная работа , не доступная общему собранию - систематизация или простое собрание старых законов .         Пока обе эти работы не были исполнены , общему собранию нечего было делать, оно должно было ждать их исполнения и затем уже обсуждать приготовленные материалы и согласовать их с теоретическими началами . Но этих работ не думали исполнять предварительно и ожидали их от общего собрания. Екатерина на общее собрание возлагает обязанность «читать законы, в поправлении которых более состоит нужды», и «читать наказы, разобрав по материям и сделав выписку».[5] В этом скрывается отсутствие ясного представления о том, что подготовительные законодательные работы недоступны для обширного собрания, не имеющего в них достаточного навыка.          Так, рядом с несовершенствами внешней организации  и неумелая постановка самих задач, смешение подготовительных работ с прямой обязанностью Комиссии служили вторым препятствием к успеху дела. Прочтя наказ Екатерины , она приступила к чтению наказов депутатских и прослушала несколько крестьянских наказов . Не окончив этого дела , она перешла к чтению законов о дворянстве , затем о купечестве . Потратив на  это около 60 заседаний , Комиссия занялась вопросом о правах остзейских дворян и не окончила этого дела , как не кончила прежних . В конце 1767 г. Комиссию перевели в Петербург , где она также переходила от предмета к предмету и ничего не достигла. В конце 1768 г. члены общего собрания были распущены ввиду войны с Турцией . Частные комиссии работали немногим лучше . Екатерина чувствовала неуспех дела , старалась ему помочь , посылала наставления Комиссии и не добилась ничего . Так рядом с другими препятствиями неумение ближайших руководителей (маршал Бибиков) дела мешало его успеху . Екатерина оценив обстановку распустила общее собрание и оставила некоторые частные комиссии, которые работали до 1774 года. Общее собрание было распущено на время. Подготовительные работы не прекратились, но их обсуждение в общем, собрании было отсрочено. Это был правильный шаг в ходе законодательных работ, но с 1775 года Екатерина стала забывать о своей Комиссии и решила повести свою законодательную деятельность без её участия. Комиссия не была созвана вторично. Блестящие и широкие планы не осуществились, затея нового законодательства не удалась.

Вследствие:

1.Отсутсвия подготовительных работ.

2.Непрактичности и неопределенности внешней организации дела.

3.Практического неумения руководителей.

Комиссия не только не совершила всего своего дела, не только не обработала какой - ни будь части кодекса, но даже в полтора года, в 200 своих заседаниях, не прочла всех депутатских наказов.

Грандиозный проект нового законодательства был недостижимой утопией, прежде всего по количеству необходимого для него труда. Кроме того, нельзя было примирить либеральные принципы французской философии с противоречивыми желаниями русских сословий. Депутаты стояли в этом отношении среди многих исключающих друг друга противоположностей, и можно ручаться, что они никогда не вышли бы из них, как не могла выйти из них сама Екатерина.

Несмотря на полную неудачу Комиссии, она все-таки имела важные последствия для последующей деятельности Екатерины. В этом плане большую роль сыграло собрание депутатов 1767-1768 года. Депутаты привезли массу наказов, их выступления были оставлены в архивах Комиссии, таким образом, мнения, как сословий, так и отдельных избранных ими лиц о предметах, интересовавших Екатерину, были высказаны. Сохраняя свои принципы, она овладела теперь мнениями и желаниями русского общества и могла их изучать обстоятельно. По её собственному признанию, Комиссия подала “свет и сведения обо всей империи и с кем дело имеем и о ком пешись должно”. На почве отвлеченной философии и ясно высказанных земских желаний ей предстояла возможность строить законодательные реформы, которые могли быть ответом на земские желания. С неудачей Комиссии не умирало её дело .Если оно не удалось депутатам ,то могло быть по силам  императрице. Созывая Комиссию ,Екатерина имела только принципы ; Комиссия показала ,что именно надо исправить ,к чему нужно приложить эти принципы ,о чем, прежде всего “пещись должно”. Она принялась по частям выполнять свой план, дала ряд отдельных законоположений, из которых замечательны губернские учреждения 1775 года и грамота сословиям 1785 года.

2.2 Конституция Никиты Муравьева

Никита Муравьев- сын наставника императора(в последствии член декабристского движения)- имел блестящие исторические познания.  Он доказывает, что конституция должна быть монархической. Конституция Никиты  Муравьева  использовала опыт Западной Европы.  Но она являлась   плодом    самостоятельного политического творчества на основе переработки запад - но европейского и американского политического опыта,  применения его к русской действительности. Никита Муравьев был глубоким знатоком современной ему политической литературы,  интересовался историей и сам являлся автором работ исторического характера,  например разбора  "История Государства   Российского" Н. М. Карамзина и других работ.  Конституция Никиты Муравьева, в отличие  от  "Русской Правды" Пестеля,  не была обсуждена всем  Северным  обществом,  не была проголосована и принята всей организацией.

 Работая над  конституцией  в  1821  и  последующие  годы,  Никита   Муравьев уже отошел от прежних республиканских воззрений. Он в это время склоняется к идее конституционной монархии.  Тот сдвиг вправо,  который произошел около 1821 года в политических взглядах Никиты  Муравьева,   нашел   яркое отражение в его конституции.  Прежние к республиканские          воззрения сменились конституционно-монархическими.  Классовая дворянская ограниченность сказалась, прежде всего, в разрешении вопроса о крепостном праве.  Никита Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости,   но одновременно выводил  положение: "Земли помещиков остаются за ними".[6]  По его проекту крестьяне освобождались без земли. Но в последнем  варианте  своей конституции по неясным причинам появилось положение о незначительном  наделении землей: крестьяне получали  усадебные участки и сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения.   Конституция   Никиты Муравьева  характеризовалась  высоким  имущественным цензом: только земельный  собственник  или  владелец  капитала  имел право  полностью  участвовать  в  политической жизни страны,  избирать и быть избранным.   При этом  землевладелец  сначала ценился Никитой Муравьевым вдвое "дороже" капиталиста.  Позже Муравьев отказался от  двойного  ценза  и  ввел  один общий  ценз для избирателей - 500 рублей.   Лица,   не имевшие движимости  или  недвижимости  на  эту сумму,  не могли  участвовать  в  выборах.   Лица,   избираемы  на  общественные должности,  должны   были   обладать еще более высоким имущественным цензом: лишь при выборах низшего представителя местного управления - волостного  старшины  -  отсутствовало требование имущественного ценза; к этим выборам допускались "все граждане,   без  изъятия  и  различия".   Но  для  других          выборных  должностей ценз сохранялся и был тем значительнее,  чем выше была должность; он доходил в некоторых случаях до 60 тыс.  рублей серебром.

Женщины по  конституции  Никиты  Муравьева,  как и по конституции Пестеля,  были лишены избирательного права.  Кроме того, Никита Муравьев был намерен  ввести  образовательный ценз для граждан  Российского  государства.  Избирательные права получали лица, достигшие 21 года.  Через двадцать лет после принятия конституции предполагалось ввести обязательное требование грамотности избирателя: неграмотный лишался  избирательных прав.   Так как образование можно было получать только за плату,   введение ценза  грамотности  было еще одним предпочтением    материально   состоятельных избирателей несостоятельным. Сверх этого конституция Никиты Муравьева  вводила  еще  ценз оседлости:  кочевники не имели избирательного права. Крестьянин-общинник не считался,   согласно проекту Никиты Муравьева, "владельцем" - собственником,  его   избирательное право  было  чрезвычайно ограничено.   При всех чертах сильно выраженной классовой дворянской ограниченности конституционный    проект Никиты Муравьева является значительным памятником политического     творчества революционера-дворянина. Многие его положения имели положительное значение. 

Надо представить себе,  какой объективный исторический  смысл  имели  перечисленные выше пункты конституции Никиты Муравьева в бесправной стране крепостного  рабства,   самодержавного  деспотизма,   в стране "старого порядка",  еще не знавшей революции. Никита Муравьев  проектировал отмену крепостного права,  делал крестьянина лично свободным:

"Крепостное состояние и рабство отменяются.  Раб,  прикоснувшийся  земли русской становится свободным", - гласил 3-й параграф его конституции.  Сословия также отменялись.  "Все русские равны перед          законом".  Даже религия призывалась на помощь,  для того чтобы       доказать  глубокий вред старого феодально-сословного разделения.     "Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поскольку противно Вере,  по которой все люди братья,  все рождены по  воли  Божией, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны".[7]  Конституция Никиты Муравьева утверждала священное и неприкосновенное право собственности,  но в ней подчеркивалось, что право  собственности  заключает в себе "одни вещи":  человек не может быть собственностью  другого,  крепостное право должно быть отменено,  а   "право собственности,  заключающее в себе одни вещи,  - священно и неприкосновенно".  По конституции Никиты Муравьева должны были быть ликвидированы и многие другие феодально-абсолютистские учреждения.   "Военные поселения  немедленно  уничтожаются", - гласил 30-й параграф конституции: военные поселяне должны были немедленно перейти на положение казенных крестьян, земля военных поселений передавалась в общинную крестьянскую собственность.  Удельные земли,  т. е.  земли,  на доход, с которых  содержались члены царствующего дома,  конфисковывались и передавались во  владение  крестьян.  Все гильдии и цехи          объявлялись ликвидированными.   Отменялся "табель о рангах" разделявший  военных и гражданских служащих на 14 классов.

Национальное чувство Никиты Муравьева было возмущено засильем в   России иностранцев: "Гражданские   чины,  заимствованные у немцев и ничем не отличающиеся между собою,  отменяются сходственно с древними  постановлениями народа русского". Все названия сословных групп (дворяне,   мещане,  однодворцы и др.) отменялись и заменялись названием          "гражданин" или "русский".  Понятие "русский" по конституции Никиты    Муравьева не относится непосредственно к национальности - оно означает   гражданина   Российского государства.  Понятие Родины и ее защиты   вознесено конституцией Муравьева на большую высоту: "Каждый Русский обязан носить общественные повинности - повиноваться законам и  властям        отечества,  быть всегда готовым к защите Родины и должен явиться к знаменам,  когда востребует того закон".  Конституция Муравьева  утверждала  ряд буржуазных свобод: она провозглашала свободу передвижения и занятий населения,  свободу слова,  печати и свободу вероисповедания.  Отменялся сословный суд и вводился суд присяжных          заседателей для всех граждан. 

Как обстояло дело с царской властью? Конституция Никиты Муравьева была ограниченно-монархической.  Но тут все же необходимо сделать  оговорку: в крайнем случае, Никита Муравьев предполагал введение   республики.  "Если бы император, - показал он на следствии, - не приняла конституции,  то, как крайнее средство я предполагал изгнание оного и предложение республиканского правления".[8] Законодательная,  исполнительная   и судебная власти в конституции Никиты Муравьева были разделены.  По конституции император есть только "верховный чиновник российского правительства",  он является представителем только исполнительной   власти,  законодательной власти император не имел.  Император получал большое жалованье "8 млн.  рублей в год" и если ему угодно,  мог за свой счет содержать придворный штат.  Никита Муравьев хорошо понимал,  насколько вредна была роль придворной камарильи,  ее интриг и влияний в политике царского правительства.  Поэтому его конституция трактовала  всю  придворную  челядь - всех камергеров,  гофмаршалов,  гофмейстеров и т. д.,  как прислужников царя.   Все царские  придворные  по  конституции  Муравьева лишались избирательного права.  Император командовал войсками,   но не имел права ни начинать войны,  ни заключать мира.  Император не мог покидать территории империи,  иначе он лишался императорского сана.

Будущая Россия представлялась Никите Муравьеву,  в отличие от Пестеля,  федеральным государством,  он был сторонником государственного  устройства Северо-Американских Соединенных Штатов.  Империя делилась на отдельные федеративные единицы,  которые Муравьев называл державами.  Всех держав было пятнадцать.  В каждой державе была своя столица.           Столицей федерации должен был стать,  как и у Пестеля,  Нижний Новгород - город,  славный своим героическим прошлым во время польской интервенции XVII в.,  центр страны.  Верховным органом законодательной власти должно   было стать Народное вече.  Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название Верховной  думы,  нижняя называлась палатой народных представителей.  Всякий законопроект должен был три раза читаться в каждой палате.  Чтения должны были быть разделены,  по крайней мере, тремя   днями,  посвящаемыми обсуждению закона.  Если законопроект принимался   обеими палатами,  он шел на представление императору и лишь после  его  подписи  получал силу закона.  Император мог вернуть неугодный ему          законопроект в палаты со своими замечаниями,  тогда законопроект обсуждался вторично; в случае вторичного принятия законопроекта обеими палатами  проект  получал  уже силу закона и без согласия императора.   Таким  образом,  принятие закона могло быть отсрочено императором, но  не могло быть им самовольно отвергнуто.  В державах также должна была существовать двухпалатная система.  Законодательная власть принадлежала законодательному собранию,  состоявшему из двух палат - палаты Выборных и Державной думы.  Державы делились на уезды.  Должность начальника уезда,  как и все прочие должности в управлении государством,  была выборной. Судьи также были выборными.  Конституция Никиты Муравьева,   будь она введена,  пробила бы огромную брешь в твердынях феодально-абсолютистского строя и серьезно расшатала бы его основы.

Несомненно,  что проект конституции Никиты Муравьева,  несмотря на яркие черты классовой дворянской ограниченности,  является чрезвычайно прогрессивным для своего времени.  Никита Муравьев хорошо сознавал, какое    бешеное сопротивление старых сил может встретить его конституционный проект.

Итак,  проект конституции Муравьева осуждал крепостное право и объявлял об его отмене.  В нем предлагалось отменить все сословные различия,  военные поселения; провозглашалось равенство всех граждан перед законом.  Но вместе с тем автор проекта конституции оставался твердым сторонником установления высокого имущественного ценза при занятии любых должностей в государственном аппарате и сохранения за помещиками права собственности на землю.

Но сколь яростны и дерзки были против этого протесты республиканцев! Они возражают,  спорят и доказывают Никите Муравьеву его заблуждения,  ссылаются на горький опыт других народов.  Пестель настаивал,  что России нужна только демократическая республика и,  чтобы оградить ее безопасность от возможных междоусобиц,  нельзя оставлять ни одного претендента на царский престол.

Конституция Н. Муравьева  воодушевляла декабристов-республиканцев и,  как мне кажется, сыграла еще большую роль в революционном движении декабристов.

2.3 Конституционные идеи Милюкова и Манифест 1905 г.

Значительную роль в развитии российского конституционализма в начале ХХ века сыграл П.Н. Милюков. Свои первые политические шаги Милюков связывал с деятельностью либерального движения девяностых годов, особенно с нелегальным буржуазным журналом «Освобождение». Журнал подготовил создание «Союза освобождения» (1903), нелегального политического объединения и стал его органом.

Выработка собственной политической линии в идейном контакте с единомышленниками и в полемике с левым и правым течениями зем­ского движения означала переход Милюкова от литературного сотрудниче­ства к активному участию в политической борьбе. Милюков активно участвовал в многочисленных со­браниях, где обсуждались проблемы и перспективы либерального движе­ния. Программа журнала «Освобождение» в первоначальном варианте бы­ла написана Милюковым, обсуждена, одобрена и опубликована в первом номере журнала под названием «От русских конституционалистов». Программа провозглашала необходи­мость «серьезной политической реформы», постоянно действующего народ­ного представительства с законодательными правами, что означало превра­щение России в конституционную монархию, отмены сословных привиле­гий, свободы личности, слова, печати, собраний и др. Основная задача его политической деятельности состояла в консолидации всех оппозиционных сил.

В своих статьях Милюков призывал создавать кадры убежденных конституционалистов и готовиться к созданию политической либеральной партии. В этом плане большое значение он придавал парижской конфе­ренции революционных и оппозиционных партий, состоявшейся в 1904 г., где председательствовал и в известной мере направлял ход ее работы. В резолюции совещания, составленной при участии Милюкова, формулиро­вались общие цели борьбы с самодержавием, главной из которых была замена его демократическим строем, а также признавалась самостоятель­ность всех принимавших участие в совещании партий и разнообразие способов действия в достижении политической свободы.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.