Реферат: Из истории народного образования города Москвы
Реферат: Из истории народного образования города Москвы
МОСКОВСКОЕ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ № 10
предмет: История
культуры Москвы
Доклад по теме:
«Из истории
народного образования города Москвы»
Учащейся группы 11В
Чигириновой Светланы
В феодальной Москве письменность и образование были
привилегиями духовенства и знати. В московских и подмосковных монастырях,
княжеских и боярских домах велась переписка и перевод книг, подготовка книжных
писцов из монахов и светских доброхотов. Мальчиков обучали книжным хитростям в
монастырских и церковных школах и на основании договора у частных мастеров
грамоты.
Деловые бумаги того времени – завещательные письма,
межкняжеские договоры и др., а также летописи и летописные своды конца 14 нач.
15вв. свидетельствуют о распространении не только церковной грамотности. В
Москве читали, кроме церковных книг, светские прозаические и поэтические
произведения – «Слово о полку Игореве», «Задонщину», «Слово о Мамаевом побоище»,
и др.
С конца 15 в, когда Москва превращается в столицу русского
централизованного гос-ва. Для приказов , новых административных учреждений
требовались образованные дьяки, подъячие, переводчики, писцы. Грамотность и
образование все глубже проникает в среду дворянства и состоятельных слоев
купеческого и ремесленного населения. Большое влияние на развитие культуры и
просвещения оказало возникновение в сер. 16 века книгопечатания в Москве .
Москва с древнейших времен являлась центром русского книжного
дела. Старейшая известная московская рукописная книга – Сийское евангелие
1339г. В 14 –16вв. в Москве работали рукописные мастерские, тесно связанные со
школами рус. живописцев Феофана Грека, Андрея Рублева и др. В сер. 16в. около
1553г. в Москве в Китай-городе основан печатный двор – первая московская
государственная типография. Первые книги изданные здесь не имели выходных
данных, поэтому типографию называют еще и « анонимная типография». 1 марта
1564г. И.Федоров и Петр Мстиславец в гос. Моск. Типографии Печатный двор
выпускают первую точно датированную и имеющую выходные данные печатную книгу
«Апостол» - образец высокого типографского искусства. До конца 17в. здесь было
напечатано свыше 500 книг, среди которых были светские книги , в том числе –
учебники.
В 17в. рукописные учебные пособия ( псалтыри, часословы,
азбуковники) все более вытесняются печатными. Для печатных букварей , в которых
кроме азбуки давались первоначальные сведения по грамматике, арифметике, тексты
для чтения, образцом служила первая славяно-русская азбука И.Федорова,
напечатанная им во Львове в 1574г. В 17в. популярны были такие учебники, как
Букварь Бурцова-Протопопова, «Букварь языка славенска…» Симеона Полоцкого,
Букварь Поликарпова для школ со славянской, греческой и латинской азбукой,
«Грамматика» Смотрицкого –по ней учился Ломоносов и др. Правила поведения детей
в школе, в церкви, за столом, во время игр, при встрече со взрослыми и т.д.
нашло свое отражение в рукописном пособии Славинецкого «Гражданство обычаев
детских».
С 16 в. наблюдается рост числа школ грамоты при монастырях,
церквах и частных школ. Открываются школы повышенного образования –
грамматические, греко-латинские и др. В них изучаются славянская грамматика,
литература, риторика, греческий и латинский языки и др. В 1648г. боярин Ртищев
открывает школу «словесных наук» (греко-латинскую) при Андреевском монастыре, в
1653г. под руководством Епифания Славинецкого начинает работу школа при Чудовом
Монастыре, в 1665г. – «школа для грамматического учения» Симеона Полоцкого при
Спасском мон. за иконописным рядом (Заиконоспасская), в 1668г.греко-латинская в
Китай-городе при церкви Иоанна Богослова, в 1680г. – правительственная при
печатном дворе и др.
В 1687г. в Москве на основе школы при Богоявленском монастыре
открывается первое высшее общеобразовательное учебное заведение –
Эллино-греческая академия, образование в которой имело преимущественно
гуманитарный характер.Она располагалась в Заиконоспасском монастыре. Ее
руководителями и преподавателями до 1694г. были братья Иоаникий и Софроний
Лихуды, затем – Головин и Поликарпов. В 17 в. в академии преподавались
греческий (основной), латинский и старославянский языки, богословие, «семь
свободных искусств» - грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия,
астрономия и музыка. Позднее прибавились – нем. и франц. Языки, медицина,
физика, философия, ведущее место занял латинский язык. В академии учились дети
знати, приказных людей и духовенства, купечества, посадских людей.
Для обучения наукам и иностранным языкам детей царской
фамилии, придворных и знатных дворян приглашались на дом видные ученые и
преподаватели.
Многие образованные москвичи того времени хорошо владели
литературным слогом, иностранными языками, риторикой. Хозяйственная
необходимость и требования повседневной жизни вызвало появление «Домостроя»
16в. – свод правил поведения горожанина, в ряде букварей того времени
приводятся образцы деловых бумаг – челобитные, заемные, частные письма, а также
светские притчи, изречения, поговорки. Книги продаются на торжище, где с 16в.
имеется особый книжный ряд.
Мощный рывок в развитии школы и просвещения происходит в 18в.
и во многом связан с именем Петра I. Расширяется
практика посылки молодежи, гл. обр. из дворянских семей, для усовершенствования
в науках за границу, но в тоже время основное внимание уделяется созданию своих
высших и средних уч. заведений.
После переноса столицы в Петербург Москва сохранила значение
крупного политического, экономического и культурного центра. Эллино-греческая
академия в 1701г. реформирована в Славяно-греко-латинскую академию, в ней
усилена подготовка образованных лиц для церковной и государственной
деятельности. Главное внимание в академии уделялось изучению латыни –
международного языка науки и дипломатии.
В нач. 18в. в Москве открывается ряд новых специальных учебных
заведений – Школа математических и навигацких наук, готовившая специалистов для
военно-морского флота, судостроителей, геодезистов и др. Пушкарская
(артиллерийская) школа, Госпитальная школа, Инженерная школа. Для изучения
латинских и новых зап.-европейских языков – Разноязычная школа.
Для детей дворян в 30-е годы 18в. была открыта Юнкерская
школа. Создавались частные дворянские пансионы для мальчиков и девочек. Для
других социальных групп некрепостного населения также открывались новые учебные
заведения.
Главным событием века в области просвещения стало создание в
1755г. Московского Университета, в который по инициативе Ломоносова принимали
кроме дворян и детей разночинцев.
Университет основан по замыслу и плану Ломоносова указом
императрицы Елизаветы Петровны 12 янв. 1755г. и был открыт 26 апр. 1755г.
Первоначально Университет имел факультеты: юридический, медицинский,
философский. При Университете действовала гимназия, Благородный пансион и
Учительская семинария. Первоначально Университет размещался в здании на Красной
площади на месте Исторического музея. В 1786-93 г. на углу Б,Никитской и
Моховой для него построено специальное здание (арх. Казаков), после пожара
1812г. перестроенное арх. Жилярди.
В 1833-36 г. на противоположной стороне создано на основе
строений усальбы 18 в. т.н. новое здание Университета ( арх. Тюрин).
С открытием Университета Славяно-греко-латинская академия
потеряла былое значение центра высшего общего образования и превратилась в
высшее духовно-сословное уч. Заведение (в настоящее время – Московская духовная
академия в Троице-Сергиевой лавре).
В 1764г открывается Воспитательный дом – приют для
незаконнорожденных и детей бедняков. Воспитанники находились там до 18 летнего
возраста и получали начальное реже среднее образование.»Классические классы»
для мальчиков готовили к поступлению на мед.фак. Московского университета,
Повивальный ин-т и «французские классы» для девочек готовили акушерок и
гувернанток. В 1773г. в интересах купечества при Воспитательном доме
открывается Коммерческое уч-ще, классы театрального танцевания, положившие
начало созданию Хореографического уч-ща.
В 1786г. для детей купцов, мелких служащих и ремесленников
открываются 5-годичное Главное народное училище и 6 малых нар уч-щ с 2-х
годичным сроком обучения. В 1-ой пол. 19в. на постановку образования все
больше влияют развивающиеся кап. отношения, при некоторых фабриках Открыты 2-х
годичные нач. уч-ща, основано Техническое уч-ще (ныне МВТУ им Баумана),
Практическая коммерческая академия, открыта Земледельческая школа для
подготовки приказчиков и управляющих помещичьими имениями, открыт Кадетский
корпус, для детей промышленников и купцов открыто Мещанское уч-ще – повышенная
начальная школа.
К 1839г. в Москве насчитывалось 25 Частных пансионов, где
воспитывались дети дворян, крупных промышленников и купцов. Для девочек
действовали закрытые привилегированные женские средние учебно-воспитательные
заведения – Институты Благородных девиц. Первоначально они предназначались для
дочерей потомственных дворян, позднее в них стали принимать также девочек из
семей чиновников, купцов, духовенства. Воспитанницы находились в институте с 8
до 18 лет. Потомственные дворянки обучались бесплатно, остальные платили 400
руб. в год. Значительное место отводилось изучению иностранных языков, танцев,
музыки. Девочек недворянского происхождения готовили к роли гувернанток и
экономок.
Во 2-ой пол.19 и нач. 20 вв в Москве открываются – Петровская
земледельческая и лесная академия ( сельхоз академия им. Тимирязева),
Коммерческих ин-т ( Финансовая академия им. Плеханова), Институт путей
сообщения (МИИТ) . Педагогические кадры готовятся в московском университете,
Учительском ин-те, Учительской семинарии, Епархиальном женском уч-ще, в 8-х
педагогических классах женских гимназий.
Женщины не имели права обучаться в высших учебных заведения и
для продолжения образования вынуждены были уезжать для учебы за границу. В
1869г. в Москве были открыты Высшие Женские Курсы – высшее женское учебное
заведение. Срок обучения был 3 года. Имелись факультеты :
Естественно-исторический, медицинский, физико-математический с
химико-фармацевтическим отделением.
В 1866 г. на базе музыкальных классов Московского отделения Русского
музыкального общества по инициативе Н.Рубенштейна открыта Московская
Консерватория.
Всего Москве к 1914г. насчитывалось 20 вузов.
Однако правом на образование в высших и средних учебных
заведениях ( Университете, гимназиях, реальных и коммерческих уч-х)
пользовались дети обеспеченных слоев населения. В связи с этим неграмотность
снижалась медленно –в 1912г. 30% населения Москвы было неграмотным.
После Октябрьской революции создается новая система народного
образования. Был создан народный комиссариат просвещения РСФСР. Первым
наркомом с 1917 по 1929г. был Луначарский.
В 1920 году создан Московский отдел народного образования.
Первоочередными задачами стали задачи ликвидации неграмотности, борьбы с
детской беспризорностью, увеличение числа школ и подготовка к введению
всеобщего обязательного начального образования детей. Создавались школы и
кружки ликбеза, начала работу Московская чрезвычайная комиссия по ликвидации
безграмотности. В 1920г. в Москве обучалось 22 тысячи неграмотных рабочих, кустарей-ремесленников
и домохозяек. Постепенно неграмотность в городе была ликвидирована.
В настоящее время в системе народного образования выделяют:
дошкольное воспитание, общеобразовательную школу, профессионально-техническое
образование,среднее специальное образование и высшее образование.
Дошкольное воспитание.
До 1917г в Москве работало 12 частных детских садов, среди них
– 2 бесплатных для детей рабочих, организованных на благотворительные средства.
Первый советский детский сад был открыт в 1918г, для детей рабочих миусского
трамвайного депо, а затем и при фабриках «Трехгорная мануфактура», «Большевик»,
заводе «Динамо».
К 1920г в Москве насчитывалось уже 266 д/с.
В настоящее время в городе существуют как государственные
муниципальные, так и частные детские сады.
Общеобразовательная школа.
Несмотря на тяжелые последствия гражданской войны, в 20-х
годах расширилась сеть общеобразовательных школ. К 1930 году в Москве было
осуществлено всеобщее обязательное начальное обучение детей и начало вводится
всеобщее обязательное семилетнее образование. В связи с нехваткой школьных
зданий занятия проходили в три смены, но уже к 40-му году в Москве было
построено дополнительно 379 школ и это дало возможность ликвидировать
трехсменность занятий. Во время войны в зданиях многих школ размещались
госпитали для раненых, а большинство школьников было эвакуировано в глубь
страны. После 43 года началось возвращение школ из эвакуации и возобновление
занятий.
К 1959 году было в основном осуществлено обязательное 8-ми летнее
обучение.
В настоящее время, кроме средних общеобразовательных
государственных школ, существуют также лицеи, многопрофильные гимназии и
частные школы.
Профессионально-техническое образование.
В 20-40 годах основным типом профессионально-технической школы
была школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), в которой наряду с
профессиональной подготовкой давалась и общеобразовательная. В 40-м году были
созданы Государственные трудовые резервы СССР, которые объединяли в себе 80
ремесленных училищ и 45 школ фабрично-заводского обучения, которые с 59 года
были преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ).
Среднее специальное образование.
С 20 года на базе семилетней школы был создан новый тип
средней профессиональной школы – техникумы, где стали готовить специалистов
средней квалификации для всех отраслей народного хозяйства, здравоохранения,
культуры и просвещения, а с 37 года техникумы непроизводственных профилей стали
называться училищами. Это медицинские, педагогические, музыкальные, военные,
художественные училища и в том числе Московское фармацевтическое уч-ще.
Высшее образование.
После революции появилась возможность получить высшее
образование широким слоям населения. Для подготовки к обучению в Вузах
создавались рабочие факультеты (Рабфаки). Первые рабфаки начали действовать в
1919 году в Москве при институте народного хозяйства и Московском
Государственном Университете.
В первые послереволюционные годы были созданы 2-й МГУ,
Ветеринарный институт, Горная академия, Инженерно-строительный институт,
Текстильный институт, Химико-технологический и др. В 1923гю при ряде вузов
открывается аспирантура.
В довоенные годы в Москве создаются новые институты и
академии, в которых готовился руководящий состав для различных отраслей народного
хозяйства.
В Московских Вузах студенты обучались на дневных, вечерних и
заочных отделениях. Во время войны большинство Московских Вузов работало в
эвакуации, продолжая подготовку специалистов.
В 60-70 годы в столице открываются Вузы по новым направлениям
науки и техники: Электронной Техники, Электронного машиностроения, Электроники
и Автоматики и др. В настоящее время наряду с государственными высшими учебными
заведениями в Москве существует большое число высших учебных заведений других
форм собственности, в т.ч. и коммерческие.
Москва в наши дни продолжает оставаться крупнейшим в стране
центром высшего образования.
|