Самоназвание татар. Основное население Татарстана.
Численность в России 5522 тыс. человек. Проживают также в Узбекистане,
Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Азербайджане, Туркмении, на Украине,
Белоруссии, Литве, Латвии, Эстонии, Финляндии, Турции. Общая численность свыше
7 мл. человек. Говорят на татарском языке тюркской группы алтайской семьи.
Верующие - мусульмане - сунниты. Делятся на довольно большое количество
субэтнических групп, которые входят в число трех этнотерриториальных:
волго-уральские, сибирские, астраханские. Самые
многочисленные волго-уральские, включающие в себя казанских, касимовских,
мишарей, кряшен. Среди сибирских выделяются тобольские, тарские, барабинские,
бухарские, тюменские. Среди астраханских - юртовские, кундровские и карагаши.
Народно-разговорный тат. яз. кыпчакской группы тюрк. яз.
делится на три диалекта: зап. (мишарский), средний (казанско-татарский) и
восточный (сибирско-татарский). Астраханские т. по языковым особенностям
сохраняют определённую специфику. Тюрк. яз. литовские т. перестали существовать
ещё в 16 в. (литовские т. перешли на белорусский яз., а к середине 19 в. часть
интеллигенции начала использовать польский и рус. яз.). Наиб. древняя
письменность - тюрк. руника. Письменность с 10 в. по 1927 - на основе араб.
графики, с 1928 по 1939 - лат. (яналиф), с 1939 - 40 - вынуждено русская
кириллица (совершенно не соответствующая особенностям языка). Верующие т., за
исключением небольшой группы кряшен (в т.ч. нагайбаков), к-рые были обращены в
16-18 вв. в православие, мусульмане-сунниты. В прошлом у всех этнотерр. групп
т. имелись и локальные этнонимы: у волго-уральских - меселман, казанлы, болгар,
мишэр, типтэр, керэшен, пагайбэк, кэчим и др.; у астраханских - пугай, карагаш,
юрт татарлары и др.; у сибирских - себер татарлары (себерэк), тоболлык, туралы,
бараба, бохарлы и т.д.; у литовских- мэслим, литва (липка), татарлары.
Впервые этноним "Татар" появился среди монг. и
тюрк. племён в 6-9 вв., во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. он закрепился как общий
этноним Т. В 13 в. в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились
покорённые ими племена (в т.ч. тюркские), называвшиеся "Т.". В 13-14
вв. в результате сложных этнич. процессов, происходивших в Золотой Орде,
численно преобладавшие кыпчаки ассимилировали остальные тюрко-монг. племена, но
усвоили этноним "Татар".
Европ. народы, русские и нек-рые азиат. народы
называли "Татар" население Золотой Орды. В татарских ханствах,
образовавшихся после распада Золотой Орды, Татарами именовали себя знатные
слои, военно-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшие в основном из
золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли
значит, роль в распространении этнонима "Татар". После падения ханств
термин был перенесён и в среду простонародья. Этому способствовали и
представления русских, именовавших всех жителей тат. ханств "Т.". В
условиях формирования этноса (во 2-й пол. 19 -нач. 20 вв.) у т. начался процесс
роста нац. самосознания и осознания своего единства. Ко времени переписи 1926
большинство Т. называли себя татарами.
Этническую основу волго-уральских татар составили
тюркоязычные племена болгар, создавших в Среднем Поволжье (не позже нач. 10 в.)
одно из ранних гос-в Вост. Европы - Волжско-Камскую Болгарию, просуществовавшую
как самостоят. гос-во до 1236. В составе Волжско-камской Болгарии из мн. плем.
и постплем. формирований складывалась болгарская народность, в предмонг. время
переживавшая процесс консолидации. Включение её территорий в состав Золотой
Орды привело к существенным этнополитическим изменениям. На месте бывшего
независимого государства было образовано одно из десяти адм. делений (иклим)
Золотой Орды с главным центром в г. Булгаре. В 14-15 вв. на этой терр. известны
отд. княжества с центрами в Наровчате (Мукшы), Булгаре, Джукетау и Казани. В
14-15 вв. в этнич. среду населения этого региона проникли кыпчакизированные, в
т.ч. ногайские, группы. В 14 - сер. 16 вв. происходило оформление этнич.
общностей казанских, касимовских Т. и мишарей.
Казанско-тат. народность сложилась в Казанском
ханстве (1438-1552), являвшемся одним из значит. полит, центров Вост. Европы.
Этнич. облик мишарей и касимовских Т. сформировался в зависимом от Московской
Руси с сер. 15 в. Касимовском ханстве (просуществовало в сильно изменённом виде
до 80-х гг. 17 в.). Мишари до сер. 16 в. переживали процесс становления
самостоятельного этноса. Касимовские Т., имевшие нек-рые этнич. особенности,
являлись фактически социальной верхушкой Касимовского ханства и в этнич.
отношении образовали группу, переходную между казанскими Т. и мишарями. Во 2-й
пол. 16-18 вв. в результате массовых миграций Т. в Волго-Уральском регионе
произошло дальнейшее сближение казанских, касимовских Т. и мишарей, что привело
к сложению этноса волго-уральских Т. Астраханские Т. являются потомками
золотоордынских групп (но, возможно, и нек-рых более ранних компонентов
хазарского и кыпчакского происхождения). В 15-17 вв. это нас., жившее в
Астраханском ханстве (1459- 1556), частично в Ногайской Орде и отд. ногайских
княжествах (Большие и Малые Ногаи и др.), испытало сильное воздействие
ногайцев. Среди астраханских Т. имеются и др. компоненты (отатаренные таты,
индийцы, срсднеазиат. тюрки). С 18 в. усилилось этнич. взаимодействие
астраханских Т. с волго-уральскими. В отд. группах астраханских Т.- в юртовских
Т. и карагашах - различимы этнич. группы средневекового ногайского и
золотоордынско-тюркского этносов. Литовские Т. начали формироваться в конце 14
в. на терр. Великого княжества Литовского за счёт выходцев из Золотой Орды,
позже из Большой и Ногайских Орд. Сиб. Т. сложились в осн. из этнич. групп
кыпчакского и ногайско-кыпчакского происхождения, включивших в свой состав и
ассимилированных ими угров. В 18 - нач. 20 вв. усилились этнич. контакты сиб.
Т. с волго-уральскими.
Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. в результате этнокультурных и
демографич. процессов (раннее вхождение в состав Рус. гос-ва, близость этнич.
территорий, миграция волго-уральских Т. в р-ны Астрахани и Зап. Сибири,
языковое и культурно-бытовое сближение па основе этнич. смешения) происходила
консолидация волго-уральских, астраханских и сиб. Т. в единый этнос. Одним из
выражений этого процесса является усвоение всеми группами
"общетатарского" самосознания. Среди части сиб. Т. бытовал этноним
"бухарцы", астраханских - "ногайцы", "карагаши",
у волго-уральских Т. по переписи 1926 Т. себя считали 88% тат. нас. Европ.
части СССР. Остальные имели др. этнонимы (мишар, кряшен, в т.ч. часть из них -
нагайбак, тептяр). Сохранение локальных наименований указывает на
незавершённость консолидационных процессов среди Т., к-рые являются вполне
сложившимся этносом, хотя часть сиб. Т., нагайбаков и нек-рые др. группы
продолжают выделять себя из состава остальных Татар.
Традиц. занятия - пашенное земледелие и скотоводство.
Выращивали пшеницу, рожь, овес, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу, лён и
коноплю. Разводили кр. и мелкий рог. скот и лошадей, Т.-кряшены - свиней. В
степной зоне стада были значительными, а у Т.-оренбургских казаков и
астраханских Т. животноводство по значению не уступало земледелию. Для Т.
характерна особая любовь к лошади - наследие кочевого прошлого. Разводили
домашнюю птицу -кур, гусей, уток, в последнее время -индеек. Второстепенную
роль играло огородничество. Осн. огородным растением для большинства крестьян
был картофель. В Юж. Приуралье и Астраханском крае важное значение имело
бахчеводство. Традиц. для волго-уральских Т. было пчеловодство: прежде
бортевое, в 19-20 вв. пасечное. Охота в недавнем прошлом как промысел
существовала лишь у приуральских мишарей. Рыболовство носило скорее
любительский характер, а на р. Урал, и особенно у астраханских Т., имело
промысловое значение, у барабин. Т. большую роль играло озёрное рыболовство, у
сев. групп тоболо-иртыш-ских и барабин. Т.- речное рыболовство и охота. Наряду
с с/х-вом издавна важное значение имели разл. промыслы и ремёсла. Различались
виды приработков: отхожие промыслы - на жатву и на фабрики, заводы, прииски, на
лесные казенные дачи, лесопильни и др.; извоз. Традиц., особенно для казан. Т.,
были разл. ремёсла: лесохимич. и деревообрабатывающие (рогожно-кулеткацкий,
бондарный, экипажный, плотницкий, столярный и т.п.). Обладали высоким
мастерством в обработке кожи ("казанский сафьян", "болгарская
юфть"), овчины, шерсти. На базе этих промыслов в Заказань с в 18-19 вв.
возникли валяльно-войлочные, скорняжные, ткацкие, ичижные, золотошвейные
мануфактуры, в 19 в. - кожевенные, суконные и др. заводы. Известны были также
слесарный, ювелирный, кирпичный и др. кустарные промыслы. Мн. крестьяне
ремеслом занимались в отходничсской форме (портные, шерстобиты, красильщики,
плотники). Исконными для Т. были торговля и торгово-посреднич. деятельность. Т.
практически монополизировали в крае мелочную торговлю; большинство
прасолов-заготовителей также были Т. С 18 в. кр. торговцы у Т. главенствовали в
операциях со Ср. Азией и Казахстаном.
У Т. существовали гор. и сел. поселения. Деревни (аул) в
осн. располагались вдоль речной сети, немало было их при ключах, трактах,
озёрах. Для Т. Предкамья, части Приуралья характерны были селения малой и
средней величины, расположенные в низинах, на склонах возвышенностей; в
лесостепных и степных ареалах преобладали кр., раскинутые вширь аулы на ровной
местности. Старые селения Т. Предкамья, основанные ещё во времена Казанского
ханства, вплоть до кон. 19- нач. 20 вв. сохраняли кучевую, гнездовую формы
расселения, беспорядочную планировку, отличались теснотой застройки,
неровностью и запутанностью улиц, зачастую кончавшихся неожиданными тупиками.
Нередко наблюдалось сосредоточение усадеб родственными группами, иногда наличие
в одной усадьбе нескольких родственных семей. Сохранялась давняя традиция
расположения жилищ в глубине двора, сплошная линия глухих уличных оград и т.д.
В ареалах с лесостепным и степным ландшафтом селения большей частью имели
очаговую форму расселения в виде разреженной сети одиночных обособленных поселений.
Они характеризовались многодворностью, линейной, квартальной, упорядоченной
уличной застройкой, расположением жилищ на линии улицы и т.д. В центре аулов
были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян, духовенства, торговцев, здесь
же располагались мечеть, лавки, магазины, общественные хлебные амбары. В
моноэтничных селениях могло быть неск. мечетей, а в полиэтничных помимо них
сооружались и церкви. На окраине селения располагались бани наземного или
полуземляночного типа, мельницы. В лесных ареалх, как правило, околицы селений
отводились под выгоны, обносились оградой, а на концах улиц ставились полевые
ворота (басу капка). Кр. поселения зачастую являлись волостными центрами. В них
проводились базары, ярмарки, имелись все необходимые для адм. функционирования
здания. Усадьбы разделялись па две части: передняя - чистый двор, где
располагались жилище, хранилища, скотные помещения, задняя - огород с гумном.
Здесь находились ток, овипшиш, мякинник, иногда баня. Реже встречались
однодворные усадьбы, а у богатых крестьян усадьбы, в к-рых средний двор целиком
отводился под животноводческие постройки. Осн. строит, материал - дерево.
Преобладала срубная техника ср-ва. Отмечалось и возведение жилых построек из
глины, кирпича, камня, самана, плетня. Избы были наземные или на фундаменте,
подклети. Преобладал двухкамерный тип - изба - сени, местами бытовали
пятистенки, избы с прирубом. Зажиточные крест, семьи строили трёхкамерные избы
со связью (изба - семи - изба). В лесных р-нах преобладали избы, соединённые
через сени с клетью, жилища крестообразного плана, "круглые" дома,
крестовики и изредка построенные по гор. образцам многокамерные дома.
Волго-уральскими Т. было освоено и стр-во жилищ вертик. развития, также в осн.
отмечаемые в лесной зоне. В их число входили дома с полуподвальным жилым
этажом, двух-, изредка трёхэтажные. Последние, построенные по традиц.
крестообразному плану, с мезонинами, девичьими комнатами (айванами)
представляли специфику сел. зодчества казан. Т. Состоятельные крестьяне ставили
жилые срубы на каменные, кирпичные кладовые, размещали в нижнем этаже лавки,
магазины. Кровля стропильной конструкции, двускатной, местами четырёхскатной
форм. При бесстропильной конструкции в лесных р-нах применялась самцовая, а в
стенных - покрытие накатом из брёвен, жердей. Терр. различия наблюдались и в
материале покрытия кровли: в лесной зоне - тёс, иногда применялась дранка, в
лесостепной - солома, луб, степной -глина, камыш. Внутр. планировка
северно-среднерус. типа. В отд. р-нах лесной и степной зон иногда - вост.
вариант южнорус. плана, изредка встречался план с обратным па-правлением устья
печи (к входу) и редко у Т.-мишарей Окского басс.- западнорус. планировка.
Традиц. черты интерьера избы - свободное расположение печи у входа, почётного
места "тур" в сер. нар (сэке), поставленных вдоль передней стены.
Лишь у Т.-кряшен "тур" помещался по диагонали от печи в переднем
углу. Площадь избы по линии печи разделялась перегородкой или занавесью на
жен.- кухонную и муж.-гостевую половины. Отопление осуществлялось печью с
топкой "по-белому" и лишь в редких избах Т.-мишарей сохранились печи
без труб. Хлебопекарные печи возводились глинобитными и из кирпича, различались
отсутствием или наличием котла, способом его укрепления - подвесным (у отд.
групп Т.-мишарей Окского басе.), вмазанным и т.д. Интерьер жилища представлен
длинными нарами, являвшимися универсальной мебелью: на них отдыхали, ели,
работали. В сев. ареалах и особенно у Т.-мишарей применялись укороченные нары,
сочетавшиеся с лавками, столами. Стены, простенки, углы, навершия и т.д.
декорировались матерчатыми украшениями с ярким цветовым колоритом, ткаными и
вышитыми полотенцами, салфетками, молитвенниками. Спальные места огораживались
занавесью, пологом. Вдоль матицы, по верхнему периметру стен навешивались
подзоры. Наряд избы дополнялся навешанной на перегородку или полки праздничной
одеждой, настланными на нары и на полу войлочными и безворсовыми коврами,
дорожками и т.д. Архит. декоративное оформление жилищ сохранилось в селениях
казан. Т. р-нов Заказанья: старинные постройк, двух- и трёхэтажные байские
дома, украшенные резным и накладным орнаментом, колонками с ордерами,
пилястрами, стрельчатыми и килевидными фронтонными нишами, лёгкими верандами,
галереями, балкончиками, оформленными фигурными столбиками, решёткой. Резьбой
оформлялись наличники, плоскость фронтона, карниза, причелины, а также детали
крыльца, полотнища и столбы ворот, верхняя решётка глухих заборов перед домом.
Мотивы резьбы: растительный и геом. орнаменты, а также стилизованное
изображение птиц, голов животных. Резная декорировка архит. частей сочеталась с
полихромной раскраской контрастных цветов: бело-голубой, зелено-голубой и т.д.
Ею же покрывались обшитые плоскости стен, углов. Накладная профильная резьба
больше использовалась в сев. р-нах Окского басе. Здесь же получило развитие
оформление навершия кровли, печных труб, водостоков узорами просечного железа.
Наиболее простой внеш. облик имели избы Т. смежных, отчасти и южных местностей
лесостепной зоны: обмазанные стены покрывали побелкой и на чистой поверхности
стен выделялись небольшие проёмы окон без наличников, но большей частью
снабжённые ставнями.
Муж. и жен. нательная одежда - рубаха туникообразного покроя
и широкие свободного покроя штаны (т.н. "штаны с широким шагом").
Жен. рубаха украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно
оформлялась аппликацией, рюшами либо спец. нагрудным украшением изу (особенно у
казан. Т.). В оформлении муж. и жен. рубах кроме аппликации нередко использовалась
тамбурная вышивка (цветочно-рас-тит. орнамент) и художественное ткачество
(геом. орнамент). Верх. одежда Т. была распашной со сплошной приталенной
спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с короткими рукавами) камзол.
Жен. камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и
низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный
просторный халат с небольшим шалевым воротником. В холодное время года носили
бешметы, чикмени, дубленые шубы. Головной убор мужчин (кроме кря-шен) -
четырёхклиниая, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого
конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась
тамбурной, гладьс-вой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (а женщины
- покрывала) в холодное время надевали полу-сферическуго или цилиндрическую
меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными
полями шляпу. Жен. шапочка - калфак - вышивалась жемчугом, мелкой позолоченной
монетой, золотошвейной гладью и др., была распространена у всех групп Т., кроме
кря-шен. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой
пробор; только кряшенки убирали их короной вокруг головы, наподобие рус.
женщин. Многочисленны жен. украшения - крупные миндалевидные серьги, подвески к
косам, воротниковые застёжки с подвесками, перевязь, эффектные широкие браслеты
и пр., при изготовлении к-рых ювелиры применяли скань (плоскую и
"татарскую" бугорчатую), зерне-ние, чеканку, литьё, гравировку,
Чернение, инкрустацию драгоценными камнями и самоцветами. В сел. местности при
изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Традиц. обувь -
кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной
кожи. Праздничные жен. ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле
многоцветной кожаной мозаики, т.н. "казанские сапожки". Рабочей
обувью служили лапти тат. образца (татар чабата): с прямо-плетёной головкой и
низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками.
Основу пиания составляла мясо-молоч. и растит, пища - супы,
заправленные кусочками теста (чумар, токмач), кати, хлеб из кислого теста,
лепёшки (кабартма), блины (коймак). Нац. кушанье - бэлеш с разнообразной
начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или
картофелем, у нек-рых групп - в виде блюда, готовящегося в горшке; сдоба из
пресного теста широко представлена в виде бавыр-сака, кош теле, чэк-чэк
(свадебное блюдо). Из конины(любимое мясо мн. групп) готовили вяленую колбасу
(казы-лык). Лакомством считался вяленый гусь. Молоч. продукты - катык (особый
вид кислого молока), сметана (сэт эсте, каймак), сэзмэ, эремчек, корт
(разновидности творога) и др.
Нек-рые группы готовили разновидности сыра.
Напитки -чай, айран - смесь катыка с водой (летний напиток). Во время свадьбы
подавали ширбэт - напиток из фруктов и растворённого в воде мёда. Сохранились
нек-рые ритуальные блюда - элбэ (жареная сладкая мука), мёд, смешанный с маслом
(бал-май),- свадебное блюдо и др.
Преобладала малая семья, хотя в глухих лесных р-нах до нач.
20 в. существовали и большие семьи из 3-4 поколений. Семья была основана на
патриархальных принципах, существовало избегание женщинами мужчин, нек-рые
элементы жен. затворничества.
Браки совершались в осн. по сватовству, хотя были браки
убегом и случались похищения девушек. В свадебных обрядах, несмотря на
локальные различия, имелись общие моменты, составляющие специфику тат. свадьбы.
В предсвадебный период, во время сватовства, сговора, помолвки стороны
договаривались о количестве и качестве даров, к-рыми сторона жениха должна была
одаривать сторону невесты, т.е. о калыме; количество приданого невесты особо не
оговаривалось. Оси. свадебные обряды, в т.ч. религ. обряд бракосочетания,
сопровождаемый особым застольем, но без участия молодых, проводились в доме
невесты. Молодая оставалась здесь до уплаты калыма (в виде денег и одежды для
девушки, продуктов для проведения свадьбы). В это время молодой посещал свою
жену по четвергам раз в неделю. Переезд молодой в дом мужа иногда затягивался
до рождения ребёнка и обставлялся множеством обрядов. Специфич. особенностью
свадебны застолий казан. Т. являлось раздельное их проведение для мужчин и
женщин (иногда в разных помещениях). У др. групп Т. это разделение было не
столь строгим, а у кряшен вообще отсутствовало. У кряшен и мишарей бытовали
спец. свадеб, песни, у мишарей существовало свадеб, причитание невесты. Во мн.
р-нах свадьба проходила либо вообще без спиртных напитков, кондомы указывает на
их этногепетич. связь с шорскими племенами.