рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: История Отечества - краткий курс

Еще одним интересным начинанием Екате­рины II было создание в 1765 г. Вольного эко­номического общества, которое должно было пропагандировать рациональные способы ведения хозяйства. Для этого стали издаваться раз­личные работы по агрономии, селекции, животноводству и пр.

Вопрос №25. Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII века.

За время правления Екатерины II террито­рия государства увеличилась за счет Крыма, Приазовья, части Причерноморья, Правобереж­ной Украины, Белоруссии и Литвы. Это были районы с природно-климатическими условия­ми, благоприятными для ведения земледельчес­кого хозяйства. По-прежнему большая часть населения жила в деревне, горожане составляли около 3%. А 90% населения состав­ляли крестьяне — помещичьи и государствен­ные. После проведения секуляризации в состав государственных вошли 1 млн. бывших церков­ных, или экономических, крестьян. Сельскохозяйственное производство носило экстенсивный характер, то есть развивалось за счет увеличения обрабатываемых площадей. Появились новые районы — производители хлеба: Нижний Дон, Сибирь, Черноземная зона. В оборот вводились неизвестные ранее сельскохозяйственные  культуры - картофель, подсолнечник. Однако новые земли осваива­лись медленно - не хватало людей, поэтому правительство приглашало на поселение ино­странцев, гарантировав им льготные условия переселения и налогообложения. Наибольшее развитие производительных сил во второй половине XVIII в. было связано с промышленностью. Так, количество промышленных предприятий значительно возросло. Это были достаточно крупные мануфактуры, в основном работавшие для обеспечения потребностей ар­мии и флота. Главным центром металлургии стал Урал. Развивались кораблестроение, текс­тильная промышленность - новая отрасль, по­явившаяся в XVIII в. Мануфактуры использо­вали труд приписных крестьян и крепостных мастеровых. Доля вольнонаемного труда была невелика. Его использовали большей частью в мелкой про­мышленности. Существовала даже определен­ная закономерность: в вотчинных и казенных мануфактурах работали крепостные и посесси­онные крестьяне, в крестьянско-купеческих предприятиях - вольнонаемные. После вступления на престол Екатерины II правительство в своей экономической полити­ке начинает постепенно отказываться от тра­диционного посословного «разделения труда», при котором дворяне и крестьяне должны бы­ли заниматься только земледелием, купцы -торговлей, горожане - ремеслом. Государство выступает инициатором ряда мер, направлен­ных на развитие промышленности и торговли:

·       1753 г. Отменены внутренние таможенные сборы;

·       1760 г. Отменены откупа и монополии;

·       1767 г. Предоставлена возможность зани­маться любыми городскими промыслами;

·       1766-1772 гг. Разрешен беспошлинный вывоз пшеницы из всех портов;

·       1775 г. Разрешено открывать промышлен­ные предприятия в любых отраслях;

·       1775 г. Отменены государственные налоги на мелкие промыслы.

Продолжало существовать и барщинное хо­зяйство. Во второй половине XVIII в. наблюдает­ся тенденция к росту феодальной ренты. На барщине работали до 90% крестьян черноземной зоны и 54% - не­черноземной. Барщинные работы занимали от 3-4 до 6 дней в неделю, поэтому крестьянский труд на барщине был малопроизводительным. Феодально-крепостническое хозяйство входило в период кризиса. Дворянство, добившись от Екатерины права ссылать своих крестьян на каторгу в Сибирь и запрета последним, жаловаться на своих господ под угрозой наказания и каторги, стало полновластным хозяином жиз­ни и судьбы крепостных и не подлежало контролю государства в этих вопросах.

Вопрос №24. Внутренняя политика Екатерины II после крестьянской войны под предводительством  Е. И. Пугачёва.

Опыт крестьянской войны и особенно неуда­чи правительства в ходе борьбы с восстанием убедили Екатерину в необходимости реформ на местах. Целью реформ было создание эффек­тивного местного управления. В конце 1775 г. она издаёт «Учреждения о губерниях». Согласно этому закону вво­дилось новое территориальное деление государства: вместо 23 губерний создавалось 50. Главным критерием при этом была числен­ность населения. На территории высшего ад­министративного подразделения - губернии - проживало примерно 300-400 тысяч душ, низ­шего - уезда - около 30-40. Таким образом, губернии создавались без учета национальных, географических, экономических признаков. Основным показателем было удобство с точки зрения административной и налоговой сферы. Промежуточное звено между губернией и уез­дом - провинция - было ликвидировано. Во главе губернии стоял губернатор, назна­чавшийся монархом. Несколько губерний под­чинялось генерал-губернатору, который мог вводить чрезвычайное положение и считался в отсутствие монарха главнокомандующим на своей территории. Губернатор возглавлял губернское правле­ние, в состав которого входили губернский прокурор и два сотника. Губернскому правле­нию подчинялись все местные суды и полиция. Основными функциями правления были:

·       объявление законов и распоряжений пра­вительства и надзор за их выполнением;

·       передача под суд правонарушителей.

 Финансами в губернии ведала Казенная па­жа во главе с вице-губернатором. Ей подчи­нялись уездные казначеи. Новым учреждени­ем был приказ общественного призрения,

занимавшийся охраной порядка, народным об­разованием, здравоохранением, благотвори­тельностью. Власть в низшем звене - в уезде - находи­лась в руках местного дворянства. На уездных дворянских собраниях выбирались уездные предводители дворянства, капитаны-исправ­ники и заседатели нижнего земского суда, представлявшие исполнительную власть в уез­де. Для выборов многочисленных должност­ных лиц в губернии собирались губернские дворянские собрания во главе с губернскими предводителями дворянства. По реформе 1775 г. города выделялись в ка­честве самостоятельных административных единиц. Все центры уездов и губерний получи­ли городской статус. Таким образом, увеличи­лось число городов. В отличие от уездов, испол­нительная власть в городах принадлежала не выборным магистратам, а городничему, назна­чавшемуся правительством. В городе создава­лась сословная система выборных органов - городской магистрат, совестной суд и ратуша.

В 1785 г. городское самоуправление было преобразовано. Появились новые выборные ор­ганы власти со своими полномочиями:

• собрание городского общества;

• общая городовая дума;

• шестигласная дума.

Однако наряду с ними продолжал существо­вать и городской магистрат, имевший судеб­ные и административные функции.

В 1789 г. в городах были созданы так назы­ваемые «управы благочиния», представляв­шие собой полицейские органы. В столицах их возглавляли полицмейстеры, а в остальных го­родах - городничие. Они состояли из четырех человек: приставов по уголовным и граждан­ским делам и двух советников. Вся территория города делилась на участки и кварталы, воз­главляемые приставами. В таком виде система местных органов влас­ти оказалась очень устойчивой и просущество­вала до реформ 1861 г.

По реформе полностью перестраивалась су­дебная система. Высшей судебной инстанцией в губернии становились палаты уголовных и гражданских дел. Следующей инстанцией считался совестной суд, состоявший из представи­телей сословий и исполнявший роль примири­теля сторон. Сами губернские суды были со­словными. Дворян судил верхний земский суд в губернии и уездный суд - в уезде. Для куп­цов и мещан были предназначены губернский и городовой магистраты, для государственных крестьян - верхняя и нижняя земские распра­вы, для духовенства - особый церковный суд - консистория. В каждом их этих судов было две палаты - гражданских и уголовных дел. В таком виде судебная система функцио­нировала до 1864 г.

Реформа центральных учреждений была про­ведена Екатериной еще в начале царствования. Из последующих мер необходимо выделить об­разование Кабинета министров. В него входили статс-секретари, единолично занимавшиеся от­дельными вопросами внутренней политики. Впоследствии это привело к созданию минис­терств. Таким образом, из-за перераспределения обязанностей между местной властью и Кабине­том, коллегии утратили большинство своих функций. Сохраняли прежнее значение лишь Синод, Военная, Адмиралтейская коллегии и коллегия иностранных дел.

Важной вехой на пути законодательного оформления сословного строя в Российской империи стали принятые Екатериной II в 1785 году жалованные грамоты - дворянству и городам.

«Грамота на права, вольности и преимуще­ства благородного российского дворянства» представляла собой общий свод всех прав и привилегий, полученных русским дворянст­вом на протяжении XVIII в. В ней законода­тельно оформлялись:

• освобождение дворян от обязательной госу­дарственной службы, уплаты государствен­ных податей и повинностей, телесных на­казаний;

• право уходить в отставку в любое время;

• подсудность только дворянскому суду - су­ду равных;

• отказ от конфискации дворянских имений в случае нарушения закона и передача их по наследству;

• монопольное право собственности на землю и крестьян.

Лишить дворянского достоинства можно было только по решению Сената с последую­щим утверждением императором. Дворяне-владельцы населенных имений, со­стоявшие на государственной службе, получали право на участие в уездных и губернских дво­рянских собраниях, которые созывались раз в три года по решению губернатора. На выборные должности могли претендовать только лица, имевшие годовой доход не менее 100 рублей.

Таким образом, законодательно было ут­верждено положение дворян в качестве «благо­родного» сословия.

Другой документ, «Жалованная грамота го­родам», объединяла в единое целое разрознен­ные группы городских жителей. Все горожане были разделены на 6 разрядов. К первому отно­сились все городские домовладельцы и земле­владельцы. Вторую группу составляло купече­ство (все три гильдии). Был повышен до 1000 рублей имущественный ценз для перехода в разряд купечества. Первые две группы обладали рядом привилегий: освобождались от теле­сных наказаний, от казенных служб и от по­душной подати и рекрутчины. К третьему разряду относились цеховые ре­месленники, к четвертому - иностранцы и ино­городние, постоянно проживавшие в городе. К пятому разряду - именитых граждан - отнес­ли торговцев и предпринимателей с капиталом более 50 тыс., банкиров, должностных лиц го­родского самоуправления, ученых и людей: творческих профессий - художников, музыкантов. Шестой разряд составила основная масса горожан — простые посадские люди. Вместе с третьим разрядом они составляли сословие мещан, имевшее ряд прав:

• сохранение сословного звания и передачу его по наследству;

• неприкосновенность и свободное распоря­жение собственностью;

• свободу промышленной деятельности.

Жители всех 6 разрядов принимали участие в городском самоуправлении. Екатерина II предполагала принять также «Сельское положение» для третьей категории граждан - государственных крестьян. Его проект был подготовлен, однако не был принят из-за боязни недовольства дворян.

Вопрос №26. Внешняя политика России во второй половине XVIII века. Её итоги.

Война с Польшей. Русско-турецкая война 1768-1774 гг.

В 1763 г. умер польский король Август III, сразу же началась борьба между кандидатами на престол. При поддержке Рос­сии королем Польши стал Станислав Понятовский, хотя этому активно противодей­ствовали Франция и Австрия. Польский сейм под нажимом нового короля уравнял в правах католиков и диссидентов. Но польские магнаты подняли против короля Станислава мя­теж, который был подавлен русскими войсками в 1768 г. В 1768 г. турецкий султан потребовал вывода русских войск из Речи Посполитой. Получив отказ, Турция в конце 1768 г. объя­вила России войну. Одновременно крымские татары совер­шили налет на южные окраины страны. России пришлось воевать на двух фронтах — западном и южном. Во­енные действия 1768—1769 гг. для русской армии были не­удачными. Однако в это время Османская империя посте­пенно приходит в упадок, ее экономика, армия, полководцы уступают русским. Поэтому было принято решение — вести войну одновременно на Дунае, в Крыму, в Закавказье, куда по приглашению Грузии вступили русские войска. В июне 1770 г. 30 000 русская армия под командованием П. А. Ру­мянцева разгромила 80 000 турецкую армию. Русская эскадра под командованием адмирала Г. А. Спиридова совершила переход из Балтики в Средиземное море. Здесь в Чес­менской бухте произошло морское сражение. Русские насчи­тывали 30 кораблей против 70 турецких. Отказавшись от шаб­лонной линейной тактики, с помощью хитрого маневра они разгромили турецкий флот. Турецкая торговля в Средизем­ном море была подорвана, что облегчило действия русских на суше. В 1771 г. русским войскам удалось захватить все основные цен­тры Крыма. Турки вынуждены были пойти на переговоры, но, опираясь на поддержку Англии и Франции, предоставить не­зависимость Крыму отказались. В 1773 г. после некоторого за­тишья бои возобновились, А. В. Суворов дважды разгромил турецкую армию. В июле 1774 г. в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи был подписан мирный договор, по которому:

· Россия получала земли между Днепром и Южным Бугом с Кинбурном;

· к России отошла Керчь, она получала право плавания торго­вых судов по Азовскому и Черному морям, черноморским проливам Босфор и Дарданеллы; Россия стала черно­морской державой;

· Россия брала покровитель­ство над Молдавией и Валахией;

· Крым становился незави­симым от Турции.

Русско-турецкая война (1787-1791 гг.)

Турция не хотела мириться с утратой своего господства на Черном море и готови­лась к новой войне. В 1777 г. русские войска вторглись в Крым и поставили крымским ханом Шагин-Гирея. Однако его власть была не­прочной. В 1783 г. под давлением Г. А. Потемкина Шагин-Гирей отрекся от престола, а Крым был присоединен к Рос­сии, как и земли по реке Кубань. В 1783 г. по просьбе грузинского царя Ираклия II в Георгиевске был подписан трактат, по которому Россия брала Грузию под свое покро­вительство. Летом 1787 г. Турция предъявила России ультиматум, требуя возвращения Крыма, восстановления власти над Грузией и осмотра русских кораблей, проходящих через пролив Дарданеллы. Ультиматум был отклонен, и в августе 1787 г. Турция объявила России новую войну. А. В. Суворов уничтожил ту­рецкий десант в районе Кинбурна. При этом России при­шлось отвлечься на войну со Швецией (1788—1790), войска которой были разгромлены. Летом 1788 г. в двух морских сражениях был разгромлен ту­рецкий флот, а в декабре 1788 г. Суворов захватил крепость Очаков, считавшуюся «ключом» к Черному морю. В 1789 г. были одержаны еще две крупные победы. Вначале Суворов разгромил турецкую армию у Фокшан. Еще важнее была по­беда на реке Рымник. Турки потеряли 17 тысяч человек, а рус­ские всего 45 человек. Главным событием кампании 1790 г. стало взятие крепости Измаил в устье Дуная, считавшейся неприступной. Гарни­зон Измаила составлял 35 000 человек при 250 орудиях, у русских было 30 000 человек. После отклонения ультиматума сдать город, 11 декабря 1790 г. колонны русских двинулись на приступ крепости. После 9-часового боя Измаил был взят, его гарнизон уничтожен, путь на Стамбул был открыт. В 1791 г. Кутузов одержал ряд побед на Дунае. Молодой черноморский флот под командованием Ф. Ф. Ушакова дважды в 1790 и 1791 гг. нанес сокрушительные поражения турецкому флоту. Турция запросила мира. В декабре 1791 г. был заключен Ясский мирный договор, по которому:

·       к России отошли земли между Южным Бугом и Днестром;

·       Турция признала присоединение к России Крыма, Грузии;

·       однако Бессарабию, Молдавию и Валахию пришлось вер­нуть Турции.

Началось освоение новых южных районов, были построены города — Херсон, Николаев, Одесса, Севастополь, Ставро­поль, Ростов-на-Дону.

Разделы Польши (1772, 1793, 1795).

Во второй половине XVIII в. Речь Посполитая переживала глубокий кризис. Даже избрание королем Станислава Понятовского не устранило внутренних противоречий. Пруссия и Австрия давно хотели разделить Польшу, но Ека­терина II не была сторонницей раздела, хотела сохранить единую Польшу под русским контролем. Однако возникла опасность, что Австрия и Пруссия поддержат Турцию в вой­не против России, Тогда Екатерина приняла план Фридри­ха II о разделе Польши. В 1772 г. Австрия, Пруссия, Россия совершили агрессию и разделили часть польских земель. Австрия присоединила За­падную Украину и Галицию, Пруссия — Поморье, Россия — Восточную Белоруссию и часть Литвы. Польский сейм был вынужден согласиться с разделом. Речь Посполитая потеря­ла территорию в 3800 кв. км с населением 4 млн. человек. В 1791 г. в Польше была принята новая конституция: отменя­лась выборность короля. Екатерина II посчитала, что польские реформы — это влияние французской революции и Польшу надо проучить. В 1793 г. произошел второй раз­дел Польши. Пруссия захватила Гданьск, Торунь, Познань. К России отошла центральная Белоруссия с Минском и Пра­вобережная Украина. Это вызвало национальное восстание во главе с Тадеушем Костюшко за независимость Польши, но оно было подавлено русскими войсками, которыми ко­мандовал А.В. Суворов.

Поражение восстания означало гибель Польши как само­стоятельного государства. В 1795 г. был осуществлен третий раздел Польши. Австрия захватила южную часть с Любли­ном, к Пруссии отошла центральная часть с Варшавой. Рос­сия получила Литву, Западную Белоруссию, Волынь, Курляндию. Таким образом, большинство украинских земель и вся Белоруссия вошли в состав России. Здесь прекратились рели­гиозные гонения православных. Началась хозяйственная ин­теграция Украины и Белоруссии в российскую экономику, строились мануфактуры, росли города, развивалась торговля. Начали складываться украинская и белорусская нации. На Украине было введено крепостное право.  

Вопрос №27. Внутренняя политика Александра I. Попытки реформ начала XIX века.

Реформа государственного управления.

К началу XIX в. введенная Петром I коллегиальная система управления находилась в состоянии полного развала и нуждалась в срочной реформе. Поэтому в 1802 г. вместо

прежних 12 коллегий было создано 8 минис­терств. Однако реформа оказалась неудачной, так как функции и структура министерств не были определены. Поэтому в 1810-1811 гг. принципы, положенные в ее основу, была скорректированы. С этого времени делами каждого министерства ведал специально на­значаемый и ответственный лично перед импе­ратором министр. Все крупные отрасли управ­ления были выделены в самостоятельнее министерства с единообразной внутренней и структурой и принципами ведения дел, кроме того, были определены взаимоотношения ми­нистерств с другими органами власти.

Высшим административным органом страны стал возникший в 1802 г. Кабинет минист­ров, реально представлявший собой место со­вещания императора с наиболее доверенными высшими чиновниками. Органом, объединяю­щим и координирующим деятельность минис­терств, Кабинет министров так и не стал. Эти функции сохранил за собой император как гла­ва исполнительной, законодательной и судеб­ной власти в стране.

Дальнейшие преобразования связаны с дея­тельностью М.М. Сперанского, сына сельского священника, сделавшего карьеру исключи­тельно благодаря своим способностям. При Павле I он служил в канцелярии генерал-прокурора, а затем оказался на должности статс-секретаря в Непременном совете — постоян­ном законосовещательном органе власти при императоре, состоявшем из высшей знати.

Именно ему Александр поручает разработку реформы, которая должна была изменить госу­дарственный строй в соответствии с либеральными идеалами, привитыми молодому царю его воспитателем - швейцарцем Лагарпом. К осени 1809 г. проект преобразований был подготовлен и представлен царю. Сперанский предусматривал ряд мер, направлен­ных на превращение России из деспотического государства в конституционное, имеющее за­конодательные преграды на пути возрождения самовластия. Основным средством осуществ­ления этого была организация управления на основе разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной), а также участие общества в государственных делах путем со­здания выборного законосовещательного орга­на - Государственной Думы. Выборная система предусматривала иму­щественный ценз для избирателей, которые делились на три сословия: дворяне, «среднее сословие», состоявшее из купцов, мещан, го­сударственных крестьян, и «народ рабочий» -лишенных избирательного права крепостных, прислуги, наемных рабочих. Исполнительная власть сосредоточивалась в министерствах, государственная - в рефор­мированном Сенате. Предусматривалась вы­борность местных дум и Сената. Министров на­значал царь, но отвечали они перед Думой. Во главе государства по-прежнему стоял мо­нарх, которому принадлежала вся полнота власти. Связующим звеном между ним и тремя ветвями власти должен был стать Государст­венный Совет - совещательный орган из на­значаемых царем людей, через который должны были поступать к царю все дела и в котором предполагалось обсуждать все госу­дарственные мероприятия. Таким образом, в стране вводилась конституционная монархия. Общество получало право на участие в государ­ственном управлении. Проект был одобрен Александром I и 1 ян­варя 1810 г. начал осуществляться с создания Государственного Совета, заменившего Непре­менный Совет. В его состав вошли назначен­ные царем сановники (35 человек). Его предсе­датель одновременно возглавлял и Кабинет министров. Задачей Государственного Совета было обсуждение всех законопроектов перед утверждением их императором.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.