Реферат: История Отечества - краткий курс
Еще одним интересным начинанием Екатерины
II было создание в 1765 г. Вольного экономического общества, которое
должно было пропагандировать рациональные способы ведения хозяйства. Для этого
стали издаваться различные работы по агрономии, селекции, животноводству и пр.
Вопрос №25. Социально-экономическое развитие России во второй
половине XVIII века.
За время правления Екатерины II территория
государства увеличилась за счет Крыма, Приазовья, части Причерноморья,
Правобережной Украины, Белоруссии и Литвы. Это были районы с
природно-климатическими условиями, благоприятными для ведения земледельческого
хозяйства. По-прежнему большая часть населения жила в деревне, горожане
составляли около 3%. А 90% населения составляли крестьяне — помещичьи и
государственные. После проведения секуляризации в состав государственных вошли
1 млн. бывших церковных, или экономических, крестьян. Сельскохозяйственное
производство носило экстенсивный характер, то есть развивалось за счет
увеличения обрабатываемых площадей. Появились новые районы — производители
хлеба: Нижний Дон, Сибирь, Черноземная зона. В оборот вводились неизвестные
ранее сельскохозяйственные культуры - картофель, подсолнечник. Однако новые
земли осваивались медленно - не хватало людей, поэтому правительство
приглашало на поселение иностранцев, гарантировав им льготные условия
переселения и налогообложения. Наибольшее развитие производительных сил во
второй половине XVIII в. было связано с промышленностью. Так, количество промышленных
предприятий значительно возросло. Это были достаточно крупные мануфактуры, в
основном работавшие для обеспечения потребностей армии и флота. Главным
центром металлургии стал Урал. Развивались кораблестроение, текстильная
промышленность - новая отрасль, появившаяся в XVIII в. Мануфактуры использовали
труд приписных крестьян и крепостных мастеровых. Доля вольнонаемного труда была
невелика. Его использовали большей частью в мелкой промышленности.
Существовала даже определенная закономерность: в вотчинных и казенных
мануфактурах работали крепостные и посессионные крестьяне, в крестьянско-купеческих
предприятиях - вольнонаемные. После вступления на престол Екатерины II
правительство в своей экономической политике начинает постепенно отказываться
от традиционного посословного «разделения труда», при котором дворяне и
крестьяне должны были заниматься только земледелием, купцы -торговлей,
горожане - ремеслом. Государство выступает инициатором ряда мер, направленных
на развитие промышленности и торговли:
·
1753 г. Отменены внутренние таможенные
сборы;
·
1760 г. Отменены откупа и монополии;
·
1767 г. Предоставлена возможность
заниматься любыми городскими промыслами;
·
1766-1772 гг. Разрешен беспошлинный
вывоз пшеницы из всех портов;
·
1775 г. Разрешено открывать
промышленные предприятия в любых отраслях;
·
1775 г. Отменены государственные
налоги на мелкие промыслы.
Продолжало существовать и барщинное хозяйство.
Во второй половине XVIII в. наблюдается тенденция к росту феодальной ренты. На
барщине работали до 90% крестьян черноземной зоны и 54% - нечерноземной.
Барщинные работы занимали от 3-4 до 6 дней в неделю, поэтому крестьянский труд
на барщине был малопроизводительным. Феодально-крепостническое хозяйство
входило в период кризиса. Дворянство, добившись от Екатерины права ссылать
своих крестьян на каторгу в Сибирь и запрета последним, жаловаться на своих
господ под угрозой наказания и каторги, стало полновластным хозяином жизни и
судьбы крепостных и не подлежало контролю государства в этих вопросах.
Вопрос №24. Внутренняя политика Екатерины II после крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва.
Опыт крестьянской войны и особенно неудачи
правительства в ходе борьбы с восстанием убедили Екатерину в необходимости
реформ на местах. Целью реформ было создание эффективного местного
управления. В конце 1775 г. она издаёт «Учреждения о губерниях».
Согласно этому закону вводилось новое территориальное деление государства:
вместо 23 губерний создавалось 50. Главным критерием при этом была численность
населения. На территории высшего административного подразделения - губернии
- проживало примерно 300-400 тысяч душ, низшего - уезда - около 30-40.
Таким образом, губернии создавались без учета национальных, географических,
экономических признаков. Основным показателем было удобство с точки зрения
административной и налоговой сферы. Промежуточное звено между губернией и уездом
- провинция - было ликвидировано. Во главе губернии стоял губернатор,
назначавшийся монархом. Несколько губерний подчинялось
генерал-губернатору, который мог вводить чрезвычайное положение и считался
в отсутствие монарха главнокомандующим на своей территории. Губернатор
возглавлял губернское правление, в состав которого входили
губернский прокурор и два сотника. Губернскому правлению
подчинялись все местные суды и полиция. Основными функциями правления были:
·
объявление законов и распоряжений
правительства и надзор за их выполнением;
·
передача под суд правонарушителей.
Финансами в губернии ведала Казенная
пажа во главе с вице-губернатором. Ей подчинялись уездные
казначеи. Новым учреждением был приказ общественного призрения,
занимавшийся охраной порядка, народным
образованием, здравоохранением, благотворительностью. Власть в низшем звене -
в уезде - находилась в руках местного дворянства. На уездных дворянских
собраниях выбирались уездные предводители дворянства, капитаны-исправники
и заседатели нижнего земского суда, представлявшие исполнительную власть в
уезде. Для выборов многочисленных должностных лиц в губернии собирались
губернские дворянские собрания во главе с губернскими предводителями
дворянства. По реформе 1775 г. города выделялись в качестве самостоятельных
административных единиц. Все центры уездов и губерний получили городской
статус. Таким образом, увеличилось число городов. В отличие от уездов, исполнительная
власть в городах принадлежала не выборным магистратам, а городничему,
назначавшемуся правительством. В городе создавалась сословная система
выборных органов - городской магистрат, совестной суд и ратуша.
В 1785 г. городское самоуправление было
преобразовано. Появились новые выборные органы власти со своими полномочиями:
• собрание городского общества;
• общая городовая дума;
• шестигласная дума.
Однако наряду с ними продолжал существовать
и городской магистрат, имевший судебные и административные функции.
В 1789 г. в городах были созданы так
называемые «управы благочиния», представлявшие собой полицейские
органы. В столицах их возглавляли полицмейстеры, а в остальных городах
- городничие. Они состояли из четырех человек: приставов по уголовным и гражданским
делам и двух советников. Вся территория города делилась на участки и кварталы,
возглавляемые приставами. В таком виде система местных органов власти
оказалась очень устойчивой и просуществовала до реформ 1861 г.
По реформе полностью перестраивалась судебная
система. Высшей судебной инстанцией в губернии становились палаты уголовных
и гражданских дел. Следующей инстанцией считался совестной суд,
состоявший из представителей сословий и исполнявший роль примирителя сторон.
Сами губернские суды были сословными. Дворян судил верхний земский суд в
губернии и уездный суд - в уезде. Для купцов и мещан были
предназначены губернский и городовой магистраты, для государственных
крестьян - верхняя и нижняя земские расправы, для духовенства - особый
церковный суд - консистория. В каждом их этих судов было две палаты -
гражданских и уголовных дел. В таком виде судебная система функционировала до
1864 г.
Реформа центральных учреждений была проведена
Екатериной еще в начале царствования. Из последующих мер необходимо выделить образование
Кабинета министров. В него входили статс-секретари, единолично занимавшиеся
отдельными вопросами внутренней политики. Впоследствии это привело к созданию
министерств. Таким образом, из-за перераспределения обязанностей между местной
властью и Кабинетом, коллегии утратили большинство своих функций. Сохраняли
прежнее значение лишь Синод, Военная, Адмиралтейская коллегии и коллегия
иностранных дел.
Важной вехой на пути законодательного
оформления сословного строя в Российской империи стали принятые Екатериной II в
1785 году жалованные грамоты - дворянству и городам.
«Грамота на права, вольности и
преимущества благородного российского дворянства» представляла собой общий свод всех прав и привилегий,
полученных русским дворянством на протяжении XVIII в. В ней законодательно
оформлялись:
• освобождение дворян от обязательной
государственной службы, уплаты государственных податей и повинностей,
телесных наказаний;
• право уходить в отставку в любое время;
• подсудность только дворянскому суду -
суду равных;
• отказ от конфискации дворянских имений
в случае нарушения закона и передача их по наследству;
• монопольное право собственности на
землю и крестьян.
Лишить дворянского достоинства можно
было только по решению Сената с последующим утверждением императором.
Дворяне-владельцы населенных имений, состоявшие на государственной службе,
получали право на участие в уездных и губернских дворянских собраниях,
которые созывались раз в три года по решению губернатора. На выборные должности
могли претендовать только лица, имевшие годовой доход не менее 100 рублей.
Таким образом, законодательно было утверждено
положение дворян в качестве «благородного» сословия.
Другой документ, «Жалованная грамота
городам», объединяла в единое целое разрозненные группы городских
жителей. Все горожане были разделены на 6 разрядов. К первому относились все городские
домовладельцы и землевладельцы. Вторую группу составляло купечество (все три
гильдии). Был повышен до 1000 рублей имущественный ценз для перехода в разряд
купечества. Первые две группы обладали рядом привилегий: освобождались от телесных
наказаний, от казенных служб и от подушной подати и рекрутчины. К третьему
разряду относились цеховые ремесленники, к четвертому - иностранцы и иногородние,
постоянно проживавшие в городе. К пятому разряду - именитых граждан - отнесли
торговцев и предпринимателей с капиталом более 50 тыс., банкиров, должностных
лиц городского самоуправления, ученых и людей: творческих профессий -
художников, музыкантов. Шестой разряд составила основная масса горожан —
простые посадские люди. Вместе с третьим разрядом они составляли сословие
мещан, имевшее ряд прав:
• сохранение сословного звания и
передачу его по наследству;
• неприкосновенность и свободное распоряжение
собственностью;
• свободу промышленной деятельности.
Жители всех 6 разрядов принимали участие
в городском самоуправлении. Екатерина II предполагала принять также «Сельское
положение» для третьей категории граждан - государственных крестьян. Его проект
был подготовлен, однако не был принят из-за боязни недовольства дворян.
Вопрос №26. Внешняя политика России во второй половине XVIII века. Её итоги.
Война с Польшей. Русско-турецкая
война 1768-1774 гг.
В 1763 г. умер польский король Август
III, сразу же началась борьба между кандидатами на престол. При поддержке России
королем Польши стал Станислав Понятовский, хотя этому активно противодействовали
Франция и Австрия. Польский сейм под нажимом нового короля уравнял в правах
католиков и диссидентов. Но польские магнаты подняли против короля Станислава
мятеж, который был подавлен русскими войсками в 1768 г. В 1768 г. турецкий
султан потребовал вывода русских войск из Речи Посполитой. Получив отказ,
Турция в конце 1768 г. объявила России войну. Одновременно крымские татары совершили
налет на южные окраины страны. России пришлось воевать на двух фронтах —
западном и южном. Военные действия 1768—1769 гг. для русской армии были неудачными.
Однако в это время Османская империя постепенно приходит в упадок, ее
экономика, армия, полководцы уступают русским. Поэтому было принято решение —
вести войну одновременно на Дунае, в Крыму, в Закавказье, куда по приглашению
Грузии вступили русские войска. В июне 1770 г. 30 000 русская армия под
командованием П. А. Румянцева разгромила 80 000 турецкую армию. Русская
эскадра под командованием адмирала Г. А. Спиридова совершила переход из Балтики
в Средиземное море. Здесь в Чесменской бухте произошло морское сражение.
Русские насчитывали 30 кораблей против 70 турецких. Отказавшись от шаблонной
линейной тактики, с помощью хитрого маневра они разгромили турецкий флот.
Турецкая торговля в Средиземном море была подорвана, что облегчило действия
русских на суше. В 1771 г. русским войскам удалось захватить все основные центры
Крыма. Турки вынуждены были пойти на переговоры, но, опираясь на поддержку
Англии и Франции, предоставить независимость Крыму отказались. В 1773 г. после
некоторого затишья бои возобновились, А. В. Суворов дважды разгромил турецкую
армию. В июле 1774 г. в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи был подписан мирный
договор, по которому:
· Россия получала земли между Днепром и Южным Бугом с Кинбурном;
· к России отошла Керчь, она получала право плавания торговых судов по
Азовскому и Черному морям, черноморским проливам Босфор и Дарданеллы; Россия
стала черноморской державой;
· Россия брала покровительство над Молдавией и Валахией;
· Крым становился независимым от Турции.
Русско-турецкая война (1787-1791 гг.)
Турция не хотела мириться с утратой
своего господства на Черном море и готовилась к новой войне. В 1777 г. русские
войска вторглись в Крым и поставили крымским ханом Шагин-Гирея. Однако его
власть была непрочной. В 1783 г. под давлением Г. А. Потемкина Шагин-Гирей
отрекся от престола, а Крым был присоединен к России, как и земли по реке
Кубань. В 1783 г. по просьбе грузинского царя Ираклия II в Георгиевске был
подписан трактат, по которому Россия брала Грузию под свое покровительство.
Летом 1787 г. Турция предъявила России ультиматум, требуя возвращения Крыма,
восстановления власти над Грузией и осмотра русских кораблей, проходящих через
пролив Дарданеллы. Ультиматум был отклонен, и в августе 1787 г. Турция объявила
России новую войну. А. В. Суворов уничтожил турецкий десант в районе Кинбурна.
При этом России пришлось отвлечься на войну со Швецией (1788—1790), войска
которой были разгромлены. Летом 1788 г. в двух морских сражениях был разгромлен
турецкий флот, а в декабре 1788 г. Суворов захватил крепость Очаков,
считавшуюся «ключом» к Черному морю. В 1789 г. были одержаны еще две крупные
победы. Вначале Суворов разгромил турецкую армию у Фокшан. Еще важнее была победа
на реке Рымник. Турки потеряли 17 тысяч человек, а русские всего 45 человек.
Главным событием кампании 1790 г. стало взятие крепости Измаил в устье Дуная,
считавшейся неприступной. Гарнизон Измаила составлял 35 000 человек при 250
орудиях, у русских было 30 000 человек. После отклонения ультиматума сдать
город, 11 декабря 1790 г. колонны русских двинулись на приступ крепости. После
9-часового боя Измаил был взят, его гарнизон уничтожен, путь на Стамбул был
открыт. В 1791 г. Кутузов одержал ряд побед на Дунае. Молодой черноморский флот
под командованием Ф. Ф. Ушакова дважды в 1790 и 1791 гг. нанес сокрушительные
поражения турецкому флоту. Турция запросила мира. В декабре 1791 г. был
заключен Ясский мирный договор, по которому:
·
к России отошли земли между Южным
Бугом и Днестром;
·
Турция признала присоединение к
России Крыма, Грузии;
·
однако Бессарабию, Молдавию и
Валахию пришлось вернуть Турции.
Началось освоение новых южных районов,
были построены города — Херсон, Николаев, Одесса, Севастополь, Ставрополь,
Ростов-на-Дону.
Разделы Польши (1772, 1793, 1795).
Во второй половине XVIII в. Речь
Посполитая переживала глубокий кризис. Даже избрание королем Станислава
Понятовского не устранило внутренних противоречий. Пруссия и Австрия давно
хотели разделить Польшу, но Екатерина II не была сторонницей раздела, хотела
сохранить единую Польшу под русским контролем. Однако возникла опасность, что
Австрия и Пруссия поддержат Турцию в войне против России, Тогда Екатерина приняла
план Фридриха II о разделе Польши. В 1772 г. Австрия, Пруссия, Россия
совершили агрессию и разделили часть польских земель. Австрия присоединила Западную
Украину и Галицию, Пруссия — Поморье, Россия — Восточную Белоруссию и часть
Литвы. Польский сейм был вынужден согласиться с разделом. Речь Посполитая
потеряла территорию в 3800 кв. км с населением 4 млн. человек. В 1791 г. в
Польше была принята новая конституция: отменялась выборность короля. Екатерина
II посчитала, что польские реформы — это влияние французской революции и Польшу
надо проучить. В 1793 г. произошел второй раздел Польши. Пруссия захватила
Гданьск, Торунь, Познань. К России отошла центральная Белоруссия с Минском и
Правобережная Украина. Это вызвало национальное восстание во главе с Тадеушем
Костюшко за независимость Польши, но оно было подавлено русскими войсками,
которыми командовал А.В. Суворов.
Поражение восстания означало гибель
Польши как самостоятельного государства. В 1795 г. был осуществлен третий
раздел Польши. Австрия захватила южную часть с Люблином, к Пруссии отошла
центральная часть с Варшавой. Россия получила Литву, Западную Белоруссию,
Волынь, Курляндию. Таким образом, большинство украинских земель и вся
Белоруссия вошли в состав России. Здесь прекратились религиозные гонения
православных. Началась хозяйственная интеграция Украины и Белоруссии в
российскую экономику, строились мануфактуры, росли города, развивалась
торговля. Начали складываться украинская и белорусская нации. На Украине было
введено крепостное право.
Вопрос №27. Внутренняя политика Александра I.
Попытки реформ начала XIX века.
Реформа государственного
управления.
К началу XIX в. введенная Петром I
коллегиальная система управления находилась в состоянии полного развала и
нуждалась в срочной реформе. Поэтому в 1802 г. вместо
прежних 12 коллегий было создано 8 министерств.
Однако реформа оказалась неудачной, так как функции и структура министерств не
были определены. Поэтому в 1810-1811 гг. принципы, положенные в ее основу, была
скорректированы. С этого времени делами каждого министерства ведал специально
назначаемый и ответственный лично перед императором министр. Все
крупные отрасли управления были выделены в самостоятельнее министерства с
единообразной внутренней и структурой и принципами ведения дел, кроме того,
были определены взаимоотношения министерств с другими органами власти.
Высшим административным органом страны
стал возникший в 1802 г. Кабинет министров, реально
представлявший собой место совещания императора с наиболее доверенными высшими
чиновниками. Органом, объединяющим и координирующим деятельность министерств,
Кабинет министров так и не стал. Эти функции сохранил за собой император как
глава исполнительной, законодательной и судебной власти в стране.
Дальнейшие преобразования связаны с деятельностью
М.М. Сперанского, сына сельского священника, сделавшего карьеру
исключительно благодаря своим способностям. При Павле I он служил в канцелярии
генерал-прокурора, а затем оказался на должности статс-секретаря в Непременном
совете — постоянном законосовещательном органе власти при императоре,
состоявшем из высшей знати.
Именно ему Александр поручает разработку
реформы, которая должна была изменить государственный строй в соответствии с
либеральными идеалами, привитыми молодому царю его воспитателем - швейцарцем
Лагарпом. К осени 1809 г. проект преобразований был подготовлен и представлен
царю. Сперанский предусматривал ряд мер, направленных на превращение России из
деспотического государства в конституционное, имеющее законодательные преграды
на пути возрождения самовластия. Основным средством осуществления этого была
организация управления на основе разделения властей (законодательной,
исполнительной и судебной), а также участие общества в государственных делах
путем создания выборного законосовещательного органа - Государственной
Думы. Выборная система предусматривала имущественный ценз для избирателей,
которые делились на три сословия: дворяне, «среднее сословие», состоявшее из
купцов, мещан, государственных крестьян, и «народ рабочий» -лишенных
избирательного права крепостных, прислуги, наемных рабочих. Исполнительная
власть сосредоточивалась в министерствах, государственная - в реформированном
Сенате. Предусматривалась выборность местных дум и Сената. Министров назначал
царь, но отвечали они перед Думой. Во главе государства по-прежнему стоял монарх,
которому принадлежала вся полнота власти. Связующим звеном между ним и тремя
ветвями власти должен был стать Государственный Совет - совещательный
орган из назначаемых царем людей, через который должны были поступать к царю
все дела и в котором предполагалось обсуждать все государственные мероприятия.
Таким образом, в стране вводилась конституционная монархия. Общество
получало право на участие в государственном управлении. Проект был одобрен Александром
I и 1 января 1810 г. начал осуществляться с создания Государственного Совета,
заменившего Непременный Совет. В его состав вошли назначенные царем сановники
(35 человек). Его председатель одновременно возглавлял и Кабинет министров.
Задачей Государственного Совета было обсуждение всех законопроектов перед
утверждением их императором.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|