рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: История Отечества - краткий курс

· активиза­ция внешней политики и дипломатической деятельности российского государства;

· интенсивное развитие внутрен­ней и внешней торговли;

· реформирование и совершенство­вание финансовой и налоговой систем;

· переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов.

 Кроме того, важнейшей из предпосылок грядущих преобразований стала тенденция к абсолютиза­ции верховной власти, дальнейшее укрепление российско­го самодержавства, что выразилось в легитимизации титу­ла «самодержец», укреплении административной центра­лизации, отмирании Земских соборов как органов со­словного представительства и др. Огромное значение имело также оформление общегосударственного законо­дательства с учетом евро­пейских законодательных актов и дальнейшее совершен­ствование кодификации. Среди ключевых предпосылок реформаторской деятельности Петра следует назвать ре­организацию и совершенствование вооруженных сил — создание полков иноземного «нового строя», изменения в порядке комплектования и набора в полки, реформа военно-окружной системы. Наконец, огромную роль сыграло постепенное размежевание российского общест­ва под влиянием западноевропейской культуры и цер­ковной реформы Никона, появление в нем националь­но-консервативного и западнического течений.

Начало царствования Петра I.

После государственного переворота в августе 1689 г. власть в стране перешла к сторонникам 17-летнего царя Петра Алексеевича (фор­мально делившего власть со своим братом, сыном Алек­сея Михайловича от Марии Милославской царевичем Иваном, до смерти последнего в 1696 г.). Петр, став пос­ле отстранения Софьи самостоятельным правителем, на первых порах не проявлял интереса к государственным делам. Фактическое же управление страной осуществля­ли родственники и приближенные матери царя Петра Натальи Кирилловны Нарышкиной — П. К. Нарышкин, Т. Н. Стрешнев, Б. А. Голицын, а также родственники первой жены Петра Е. Ф. Лопухиной. Сам же царь предпочитал прово­дить время в «нептуновых да марсовых потехах»: устраи­вал военные учения и маневры, строил «потешные» суда на Плещеевом озере под Ярославлем.

В первые годы своего правления юный Петр окружил себя способными и энергичными помощниками и специ­алистами, особенно в военной области. Среди «служилых иноземцев», живших в то время в Немецкой слободе, выделялись ближайший друг царя Ф. Лефорт, опыт­ный генерал П. Гордон, талантливый инженер Я. Брюс и др. А из русских приближенных постепенно форми­ровалась сплоченная группировка сподвижников царя, сделавших впоследствии блестящую административную карьеру: А. М. и Ф. А. Головины, Г. И. Головкин, братья П. М. и Ф. М. Апраксины, А. Д. Меншиков, А. А. Курба­тов, А. И. Репнин. С их помощью Петр устраивал манев­ры «потешных» войск (будущих гвардейских полков — Преображенского и Семеновского). Особое внимание Петр уделял становлению отечественного флота. В мае 1692 г. на Плещеевом озере был спущен на воду неболь­шой ботик, построенный при непосредственном участии царя, а в последующие два года Петр со своими прибли­женными дважды совершал длительные поездки на Белое море. Там, в Архангельске, было положено начало стро­ительству первых русских морских судов.

Первые самостоятельные акции Петра: Азовские похо­ды и Великое посольство.

 За петровскими военными за­бавами скрывались далеко идущие планы добиться выхо­да России к морю. Внешняя торговля через Архангель­ский порт из-за короткой зимней навигации не была круглогодичной. Петр сделал ставку на выход к Черному морю. Таким образом, он вернулся к идее Крымских по­ходов, в которых потерпел неудачу князь В. В. Голицын. Первый Азовский поход начался весной 1695 г.: русские войска под началом Петра отправились на речных кораб­лях по Дону и Волге на юг. Подойдя летом к османской крепости Азов, они приступили к ее осаде. Однако поход окончился неудачей: сказалась низкая выучка русских войск, но главным недостатком явилось отсутствие фло­та, способного изолировать крепость с моря, откуда гар­низон Азова беспрепятственно получал подкрепления. Зимой 1695/96 г. развернулась подготовка к новому по­ходу. В Воронеже началось строительство первого рус­ского флота. К весне были готовы 2 корабля, 23 галеры, 4 брандера и 1300 стругов, на которых 40-тысячное рус­ское войско в мае 1696 г. вновь осадило Азов. После бло­кады с моря 19 июля крепость, не дожидаясь штурма, сдалась. Флоту нашли удобную гавань — Таганрог, стали строить порт. Главный положительный результат Азов­ских походов состоял в том, что Россия получила теперь возможность организовать нападение на Крымский по­луостров с моря, а это ослабляло угрозу набегов крымцев. Но все же выход в другие моря был для России по-преж­нему закрыт. Керченский пролив, Босфор и Дарданеллы находились под контролем Турции, и сил для борьбы с ней у России было явно недостаточно. Петр приказал строить новые корабли (52 судна за два года) на средства купцов и помещиков. Одновременно России необходимо было найти в Европе союзников в ее борьбе с Османской империей. В 1697 г. русской дипломатии удалось заключить наступательный союз против Турции с Австрией и Венецией и она намеревалась укрепить этот союз вовлечением в него других европейских государств, прежде всего морских Держав — Голландии и Англии. Так родилась идея Вели­кого посольства (март 1697 — август 1698 г.), которое должно было посетить столицы ряда европейских госу­дарств. Великими послами были назначены генерал-ад­мирал ф. Я. Лефорт, генерал Ф. А. Головин, начальник Посольского приказа и думный дьяк П. Б. Возницын. Всего в посольство вошло 250 человек, в том числе 35 во­лонтеров (среди которых под именем Петра Михайлова находился сам царь), намеревавшихся обучиться кораб­лестроению на зарубежных верфях. За полтора года пре­бывания за границей Петр с посольством посетил Курляндию, Бранденбург, Голландию, Англию и Австрию, встречался с владетельными князьями и монархами, изу­чал корабельное дело и другие ремесла. Пришедшее ле­том 1698 г. из Москвы известие об очередном стрелецком бунте вынудило царя вернуться в Россию. Международные отношения в Европе в это время складывались не в пользу продолжения войны с Турцией, и своей главной цели Великое посольство не достигло. Вскоре, 14 января 1699 г., России, как и другим странам — членам «Священной лиги», пришлось пойти на переми­рие с Османской империей, заключение которого состо­ялось в Карловцах. Однако Великое посольство стало для Петра подлинной академией, и полученный опыт он ис­пользовал при проведении реформ как во внутренней, так и во внешней политике. Оно на длительный период определило задачу борьбы России со Швецией за облада­ние Балтийским побережьем и выходом к морю. Переориентация внешней политики к началу XVIII в. с южного направления на северное совпала по времени с огромными преобразованиями, охватившими все сферы жизни страны. Подготовка к войне со Швецией послу­жила импульсом для глубоких политических и социаль­но-экономических реформ, которые и определили в ко­нечном счете облик Петровской эпохи.

Вопрос №23. «Посвященный абсолютизм» Екатерины II.

Екатерина II пришла к власти в результате государственного переворота, совершенного гвардейскими офицерами под руководством братьев Орловых 17 июня 1762 г. Вскоре после этого Петр III был убит заговорщиками и Екатерина стала полно­властной императрицей. Ее царствование было долгим - целых тридцать четыре года. За это время бывшая иноземная принцесса успела многое: она не только стала русской Государы­ней, но, имея перед глазами опыт осуществле­ния переворота, сумела так построить внутрен­нюю политику, что еще при жизни ей было присвоено звание «Великой и Премудрой Матери Отечества». Екатерину заслуженно считали достойной преемницей Петра I, и достаточно быстро её имя стало употребляться вместе с эпитетом «Великая». Достойно удивления и восхищения умение молодой императрицы ре­шать сложные проблемы государственного уп­равления, и прежде всего - умение удержаться у власти, не имея изначально почти никакой поддержки, но завоевывая ее буквально шаг за шагом.

Известно, что время царствования Екатери­ны совпало с эпохой Просвещения. Так или иначе, идеология просветителей - Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье и др. - влияла на по­литику европейских монархов. Не избежала такого влияния и Екатерина. Обладавшая живым умом и развитым мышлением, она был знакома с трудами просветителей и их взглядами на государственное устройство и управление. Уже в качестве русской императрицы она, переписывалась с Вольтером и Дидро, обсуждая с ними проблемы организации власти в роль монарха в управлении обществом.

Нельзя забывать, что императрице приходилось реализовывать свои взгляды, почерпнутые у просветителей, в огромном самодержав­ном государстве, основанном на политическом и экономическом господстве дворянства, не терпевшего ущемления своих интересов. Най­ти равнодействующую между целями власти и привилегированным сословием было не про­сто. Тем не менее, мероприятия первых лет цар­ствования Екатерины традиционно связывают с проведением политики просвещенного абсолютизма. Помимо уже привычных для аристократии раздач казенных земель и крестьян в качестве награды участникам дворцового переворота, Екатерина провела ряд преобразований, способствовавших укреплению её власти. Так, она отменила особое, гетманское правление на Ук­раине, реформировала Сенат, в котором видела опасность для своей самодержавной власти. Во избежание возможности вмешательства в ком­петенцию верховной власти и для упорядоче­ния его работы, Екатерина разделила Сенат на 6 департаментов, тем самым сделав его чисто административным органом, лишенным зако­нодательных прав. Четыре петербургских и два московских департамента Сената станови­лись самостоятельными учреждениями со сво­им кругом дел и своей канцелярией, что разру­шало единство Сената и ослабляло его. Вопреки личному желанию императрицы от­казаться от всех законодательных актов, при­нятых Петром III, ей пришлось подтвердить некоторые из них, и прежде всего:

·       указ об упразднении Тайной розыскных дел канцелярии;

·       указ о передаче в государственное управле­ние монастырских и церковных земель (се­куляризация);

·       запрещение покупать крестьян к мануфак­турам.

Но самым примечательным событием нача­ла екатерининской эпохи, безусловно, стала работа Уложенной комиссии. Еще в молодости изучив взгляды европей­ских философов, и вновь вернувшись к этому занятию в качестве императрицы, Екатерина пришла к выводу о том, что порядок и стабиль­ность в государстве, благоденствие подданных возможно обеспечить, добившись соблюдения законов. Поэтому свою непосредственную зада­чу она видела в создании новой, более совер­шенной системы законодательства взамен ар­хаичного Соборного Уложения 1649 г. С этой целью было объявлено о созыве специальной Уложенной комиссии. Мероприятие было организовано и обставлено с размахом: 14 декабря 1766 г. вышел манифест о созыве комиссии, состоящей по образцу и подобию старинных Земских Соборов из представите­лей разных сословий. Работа комиссии была гласной и проходила под контролем императ­рицы. Депутаты наделялись целым рядом льгот и привилегий. Кроме того, совершенные во время работы комиссии ограбление, избиение и убийство де­путата карались удвоенной мерой наказания. Выборы в комиссию были почти всесослов­ными. 53% населения России - крепостные крестьяне - депутатов не выбирали (счита­лось, что их представляют помещики-владель­цы). От дворян выбирался один депутат от уез­да, от горожан - один от города (независимо от числа жителей), от государственных кресть­ян - один от каждой провинции. От централь­ных государственных учреждений также по­сылался один депутат. Кроме того, право выбора имели экономические (бывшие монас­тырские и церковные) крестьяне, оседлые «инородцы» Поволжья, Приуралья и Сибири, а также казачество. В результате большинство депутатов в ко­миссии составляли дворяне и горожане. Новшеством по сравнению с Земскими Со­борами стало составление письменных наказов депутатам от избирателей. Хотя реального применения в работе комиссии собранный та­ким образом материал не нашел, в нем были представлены интересы и требования предста­вителей различных сословий. Для работы ко­миссии императрица составила «Наказ», в ко­тором излагала свои взгляды на программу действий и задачи комиссии. «Наказ» состоял из 20 глав, написанных Екатериной в течение двух лет и восходящих к трудам Монтескье и Бекариа. Комиссия начала свою работу в Москве 30 июля 1767 г. с прочтения «Наказа» Екатерины. В дальнейшем она разделилась на Большое собрание и 15 частных комиссий. Помимо вопросов законодательства, достаточно часто обсуждался и вопрос о крепостном праве, что, по мнению большинства историков, и привело в дальнейшем к ее роспуску. Большое собрание прекратило работу в январе 1769 г., частные комиссии работали до 1771 г. Проект нового Уложения так и не был принят.

Еще одним интересным начинанием Екате­рины II было создание в 1765 г. Вольного эко­номического общества, которое должно было пропагандировать рациональные способы ведения хозяйства. Для этого стали издаваться раз­личные работы по агрономии, селекции, животноводству и пр.

Вопрос №19. Социально-экономические преобразования ПетраI.

Социальная политика

На протяжении дочти всех лет царствования Петр предпринимал меры по созданию системы привлечения людей на службу государству. Царь, считая себя «работником» в государстве, подобного ожидал и тре­бовал от граждан своего государства, независи­мо от сословной принадлежности. Дворянское сословие в его классическом виде юридически оформилось при Петре. Про­изошла его консолидация в замкнутую приви­легированную структуру, зависимую от монар­ха и обязанную служить царю и государству; за что дворянство обеспечивалось землей (до 1762 года), душевладением и освобождалось от мно­гочисленных податей. «Указ о единонаследии» (1714 г.) закрепил процесс консолидации, с экономической точки зрения уравняв в правах дворянское поместье с боярской вотчиной. Па­раграфы этого указа предписывали передавать земельную собственность по наследству только старшему сыну, вводилась система майората - запрет на продажу любых дворянских земель­ных владений. Остальные члены рода должны были нести обязательную службу в государст­венных учреждениях, армии или на флоте. Таким образом, государственная служба ста­новилась единственным источником благосо­стояния. Служебная карьера зависела от лич­ной выслуги или заслуг перед царем, что требовало обязательного образования. Указ 1714 года запрещал дворянским детям же­ниться, если они не постигли основы наук. Бо­лее почетна была военная карьера, которую дворянские сыновья начинали с нижних чинов. Подобная практика привела к тому, что сыновей в армию записывали с младенческого возраста, чтобы к приходу в армию получить хотя бы младший офицерский чин. Граждан­скую службу предписывалось также начинать с низших ступеней. Таким образом, дворянст­во стало особым привилегированным сослови­ем, всецело зависящим о государства и царя. Введенная в январе 1722 года «Табель о рангах» еще более упорядочила и регламенти­ровала службу:

· разделила службу на гражданскую, при­дворную, военную;

· ввела систему иерархии чиновников (14 классов);

· укрепила новые критерии продвижения по службе (принцип личной выслуги и за­слуг);

· создавала стимулы для служебного рвения и продвижения по чинам: занять следую­щий ранг можно было пройдя все предыду­щие.

«Табель...» предоставляла возможность лицам податного сословия входить в дворян­ское сословие: чин XIV класса предоставлял личное дворянство, а VIII класс возводил личного дворянина в потомственное дворян­ство. Особенно быстро можно было сделать карьеру в армии.

Стремление упорядочить жизнь податных сословий, увеличить государственные доходы, обеспечить реализацию реформ нашло свое отражение в следующих правительственных распоряжениях:

• Крестьянство было разделено на две основ­ные группы: крепостных и государствен­ных; институт холопства ликвидирован - холопы вливались в число крепостных кре­стьян; государственные крестьяне - лично свободное сельское население;

•Посадское население, состоящее из купцов и ремесленников, было распределено по гиль­диям и цехам и подчинялось магистрату, ставшему государственным учреждением.

•«Духовный регламент» и образованный в 1721 году Святейший Синод превратили духовенство в служилое сословие, в от­расль государственной структуры. Священ­ники обязаны был доносить светской влас­ти о настроениях народа, поддерживать и укреплять политику государства.

Усиление налогового гнета, противоречи­вость указов, регламентация выбора занятия, ограничение свободы передвижения приво­дили к конфронтации различных социальных слоев.

Экономические преобразования.

Промышленность. Побывав в Европе, осознав уровень экономи­ческого отставания России, сказавшегося на ходе Северной войны, Петр вплотную начинает заниматься реформированием промышленнос­ти и приоритет отдает тем ее отраслям, которые были необходимы для снабжения и вооруже­ния армии и флота. Равнодушный к роскоши, Петр I хотел поставить торговлю и промышлен­ность на службу государственным интересам. Понимая, что Россия обладает уникальными запасами минералов, Петр решает взяться за их разработку. Царь выписывает из-за рубежа и привлекает русских «рудознатцев», чтобы те искали то серебряные руды, то каменный уголь, то селитру, то торф. Особо привлекает Петра Урал, где еще в конце XVII века существовали металлургические промыслы и кузницы. В первое десятилетие XVIII века на Урале со­здаются металлургические казенные заводы;

Одновременно строятся мануфактуры и в лег­кой промышленности. На казенной основе в Москве возникают Ка­натный завод. Кожевенный, Портупейный, Шляпный дворы, строятся суконные, стеколь­ные, пуговичные мануфактуры. Позднее про­мышленное строительство развивается и в Пе­тербурге, и других областях России. Российская промышленность первой чет­верти XVIII века имела свои особенности:

1. Практически все мануфактуры были госу­дарственными и создавались за счет бюд­жета.

2. Государство регулировало и контролировали все процессы развития в промышленности.

3. Мануфактурам был обеспечен сбыт продук­ции, так как заказчиком выступало госу­дарство.

4. В промышленности практически отсутство­вала естественная конкуренция.

5. Мануфактуры строились максимально близ­ко к источникам сырья; к их организации привлекали опытных русских и иностран­ных специалистов.

6. На мануфактурах использовался принудительный дешевый труд крепостных крестьян, получивших название «посессионных»

Российское правительство проводило поли­тику меркантилизма, т.е. устанавливало приоритет национальной промышленности и тор­говли, и протекционизма - юридической и фактической охраны интересов отечественной промышленности и торговли через систему льгот, субсидий, таможенных тарифов. Возникли новые отрасли производства: судостроение, шелкопрядение, фаянсовое дело, производство бумаги. Стали развиваться транспортные коммуникации. Развитием промышленности ведала Ману­фактур-коллегия. С 1710-х годов правительство разрешает своим подданным основывать новые заводы и передает часть казенных предприятий в руки частных лиц и купеческих компаний. В 1719 году была объявлена «Берт-привилегия», разрешающая всем жителям России, независи­мо от их социального статуса, отыскивать руды и основывать заводы. Владельцу вновь основан­ного предприятия предоставлялись привиле­гии на разработку и добычу месторождения. При этом Петр исходил из принципа полезнос­ти государству, порой даже нарушая права соб­ственности. Практически все частные мануфактуры вы­полняли государственные заказы, их действия регламентировались Мануфактур- и Берт-коллегиями. И все же это был рывок в процессе формирова­ния русской буржуазии.

Торговля. Развитие промышленности, выход к Балтий­скому морю, экономическая программа меркан­тилизма и протекционизма способствовали раз­витию торговли: строились каналы и дороги, увеличивалось количество ярмарок и их товаро­оборот, продолжался процесс формирования всероссийского рынка. Внешняя торговля развивалась через порт в Петербурге. Торговая политика также основывалась на принципах протекционизма и меркантилизма: высокие пошлины на загра­ничные товары, принятый в 1724 году Покро­вительственный тариф ограничивали ввоз ино­странных товаров и поощряли вывоз русских за границу, что способствовало накоплению национального капитала. Однако государство, активно вмешиваясь в торговлю, вводило монополии, т.е. исключи­тельное право на производство, распределение и сбыт товаров. Нередко за достаточно высокую сумму де­нег государство передавало «откупщину» - право торговли товаром, на который была на­ложена государственная монополия — купцам и довольно часто иностранцам. Купцы несли многие государственные службы и повиннос­ти, платили прямые и косвенные налоги. Госу­дарственными органами, которые ведали купеческими делами, были Коммерц-коллегия и Главный магистрат. Петр, «подсмотрев» во время поездок за гра­ницу систему торговых купеческих компаний, пытался создать подобное в России.  К 1726 году Россия вывозила товаров больше в два раза, чем ввозила. Экспортировали лес, кожи, лен, пеньку, железо, полотно. Импорти­ровали в Россию краски, вина, шелк, пряности, предметы роскоши. Самым крупным торговым портом России стал Санкт-Петербург.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.