рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: История Отечества - краткий курс

Реферат: История Отечества - краткий курс

История России IX-XX вв.

Экзаменационные вопросы по Отечественной истории

1.    Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный

строй, хозяйство, верования накануне образования государства.

2.    Образование и становление единого Древнерусского государства (IХ-Хвв.). Норманнская теория. Норманисты и антинорманисты.

3.    Древнерусское государство и общество в ХI-начале ХIIвв.

4.    Политическая раздробленность Руси. Причины, особенности и последствия. Развитие русских земель и княжеств в условиях раздробленности.

5.    Борьба Руси против татаро-монгольского нашествия и агрессии с Запада. Русь и Орда. Внешнеполитическая стратегия Александра Невского.

6.    Объединение русских земель вокруг Москвы. Борьба против Ордынского ига (XIV- первая половина ХУв.).

7.    Завершающий этап объединения русских земель и формирования единого Российского государства (сер. ХУв.- первая треть XVI в.).

8.    Государственный строй России в конце XV в.- начале ХУI в.

9.    Начало правления Ивана IV. «Избранная рада». Реформы середины ХУIв.

10.     Опричнина и ее последствия. Деятельность Ивана Грозного в оценках историков.

11.     Внешняя политика России в правление Ивана IV.

12.     Россия в эпоху Смутного времени. Причины, этапы, ход событий, последствия Смуты.

13.     Внутренняя политика первых Романовых. Сословно-представительная монархия и ее перерастание в абсолютизм.

14.     Социально-экономическое развитие России в XVII в. Соборное Уложение 1649 г. Оформление крепостного права и сословного строя.

15.     Церковная реформа середины XVII в. Раскол церкви. Конфликт светской и духовной власти 50-х-60-х гг. XVII в.

16.     Социальные движения в ХУII в.

17.     Внешняя политика России в XVII в. Не итоги.

18.     Россия и последней четверти ХУII в. Предпосылки преобразований. Начало государственной деятельности Петра 1.

19.     Социально-экономические преобразования Петра I.

20.     Реформы государственного управления Петра I.

21.     Внешняя политика России в первой четверти ХУIIIв. Ее итоги.

22.     Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762гг.).

23.     «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

24.     Внутренняя политика Екатерины 11 после крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева.

25.     Социально-экономическое развитие. России во второй половине XVIII в.

26.     Внешняя политика России во второй половине ХУIIIв. Ее итоги.

27.     Внутренняя политика Александра I. Попытки реформ начала ХIХв.

28.     Движение декабристов.

29.     Внешняя политика России в первой четверти ХIХв.

30.     Внутренняя политика Николая I. Общественное движение 20-х-50-х гг. ХIХв.

31.     Внешняя политика России в правление Николая 1. Крымская война и ее итоги.

32.     Отмена крепостного права. Содержание крестьянской и земельной реформ. Историческое значение.

33.     Реформы 60-х- 70-х гг. XIX в. Содержание, историческое значение

34.     Общественно- политические движения пореформенной России. Начало формирования политических партий.

35.     Правительственный курс 80-90-х гг . ХIХв. Политика консервативной стабилизации.

36.   Внешняя политика России во 2-й половине XIX в.

 

Вопрос №1. Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования государства.

Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных наро­дов, объединенных  Близостью языков и общностью проис­хождения. Их численность — почти 300 млн человек. Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV— III тысячелетии до н. э. расселились на громадной террито­рии Европейского материка — от Европы до Индии. Бли­жайшими родственниками славян по языку были балты — предки литовцев, латышей и пруссов. Соседями на юге и за­паде — германцы, которых славяне называли общим именем «немцы». Восточными соседями — западно-иранские племе­на — скифы и сарматы. К этой же семье относились индий­цы, иранцы, древние хетты, армяне, греки и римляне, кельты и др. народы. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. Во второй половине I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе, Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между  Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех языке — праславянском. Однако по мере расселения древние славяне всё более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:

·       западные славяне – поляки, чехи, словаки;

·       южные славяне – болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы;

·       восточные славяне – это русские, украинцы, белорусы.

В середине I тысячелетия племена восточных славян занима­ли огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. В VIII—IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наибо­лее крупных союзов племен. Картина их расселения выглядела следующим обра­зом:

> поляне - по среднему течению Днепра;

> древляне — на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье;

> славяне (славяне ильменские) — по берегам реки Волхов и озера Ильмень;

> дреговичи — между реками Припять и Березина;

> вятичи — в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки;

> кривичи — в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги;

> полочане — по Западной Двине и ее притоку реке Полота;

> северяне — в бассейнах Десны, Сейма, Сулы и Северного Донца;

> радимичи — на Соже и Десне;

> волыняне, бужане и дулебы — на Волыни, по берегам Буга;

> уличи, тиверцы — на самом юге, в междуречьях Буга и Дне­стра, Днестра и Прута;

> белые хорваты — в предгорьях Карпат.

Рядом с восточными славянами жили угро-финские племе­на: весь, карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Их отношения со славянами строились в основном мирно. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зо­нах, занимались пашенным земледелием с двупольным и трех­польным севооборотом.

Основными орудиями труда были соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом. У славян лесной зоны было подсеч­ное земледелие, при котором леса вырубались и сжигались, зола, смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение 4—5 лет снимался хороший урожай, потом этот участок забрасывался. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, горох, гречиху. Важными сельскохозяй­ственными техническими культурами были лен и конопля. Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась зем­леделием: они занимались и скотоводством, разводили круп­ный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домаш­нюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. За­нимались славяне и бортничеством — сбором меда диких пчел. Из меда приготовляли хмельные напитки. Важной отраслью хозяйства было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнару­живали в болотах. Из железа изготовляли железные нако­нечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы, косы. Гончарство также было традиционной отраслью хозяйства древних славян. Главной формой посуды у славян на протя­жении всего Средневековья были горшки. Их использовали для приготовления пищи, хранения продуктов и в качестве ритуальной утвари: в дохристианские времена умерших сжи­гали, а прах помещали в горшок. На месте сожжения насы­пались курганы. Низкий уровень развития сельскохозяйственной техники обусловливал и характер организации хозяйственной жиз­ни. Основной единицей хозяйственной жизни была родо­вая община, члены которой сообща владели орудиями тру­да, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт. Однако по мере совершенствования способов обработки железа, изготовления сельскохозяй­ственных орудий происходит постепенное вытеснение подсечно-огневого земледелия пашенной системой. Следстви­ем этого явилось то, что основной хозяйственной единицей стала семья. На смену родовой общине пришла соседская сельская община, в которой семьи селились не по принципу родства, а по принципу соседства. В соседской общине со­хранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы. Но пашня делилась на наделы, которые каждая семья обрабатывала своими орудиями труда и сама распоряжалась полученным урожаем. Дальнейшее совершенствование орудий труда и технологии выращива­ния различных культур обусловило возможность получения прибавочного продукта и его накопления. Это привело к иму­щественному расслоению внутри сельскохозяйственной об­щины, зарождению частной собственности на орудия труда и земельные угодья. Главными божествами славян являлись: Сварог (бог неба) и его сын Сварожич (бог огня). Род (бог плодородия), Стрибог (бог ветра), Даждьбог (божество солнца), Велес (бог скота), Перун (бог грозы). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы. По мере усложнения соци­альной организации восточнославянского общества происходили изменения в языческом пантеоне: главным бо­жеством военно-служилой знати стал Перун, превра­тившийся в бога войны. Вместо деревянных идолов появились каменные изваяния божеств, сооружались язы­ческие святилища. Разложение родовых отношений со­провождалось усложнением культовых обрядов. Так, по­хороны князей и знати превращались в торжественный ритуал, во время которого над умершими насыпали огромные холмы — курганы, сжигали вместе с покойни­ком одну из его жен или рабыню, справляли тризну, т. е. поминки, сопровождавшиеся военными состязаниями.

Вопрос №2. Образование и становление единого Древнерусского государства. Норманская теория. Норманисты и антинорманисты.  

Становление государства у восточных славян прохо­дило в непростых внешних условиях. В середине IX в. сложившаяся на севере Восточной Европы своего рода федерация союзов племен, в которую наряду со славяна­ми (словенами и кривичами) входили неславянские эт­носы (чудь, меря), платила дань скандинавам (на Руси их называли варягами, в Западной Европе — норманнами, «северными людьми»); поляне, северяне, радимичи и вя­тичи являлись данниками хазар (тюркское племя, в сере­дине VII в. создавшее собственное государство — кага­нат. Центр Хазарского каганата первоначально находил­ся на территории современного Дагестана, затем пере­местился в низовья Волги, где была построена столица — Итиль. Правящая верхушка Хазарии исповедовала иуда­изм). Стремление варягов и хазар подчинить восточно­славянские союзы племен во многом объяснялось жела­нием контролировать важнейшие международные торго­вые трассы — складывавшийся в IX в. путь из «варяг в греки» и волжский. Согласно летописи, в 862 г. члены северной федера­ции союзов племен изгнали варягов и прекратили выпла­ту им дани. Однако затем внутри федерации возникла острая, вплоть до вооруженной, борьба за власть. В этих условиях «за море к варягам, к руси» было направлено посольство с целью пригласить в качестве князя одного из тамошних правителей и тем разрешить конфликтную ситуацию. Прийти на княжение согласились три брата Рюрик (862—879), Синеус и Трувор, первый из которых вокняжился в Новгороде, второй — на Белоозере, тре­тий — в Изборске, После смерти Рюрика новгородским князем стал родственник Рюрика Олег (879—912). В 882 г., спустившись по пути «из варяг в греки», Олег с помощью хитрости захватил Киев, убив княживших там Аскольда и Дира (по летописи — «мужей» Рюрика), и стал правите­лем объединенных под его властью северных и южных территорий. Хотя точные летописные даты для IX в. условны, 882 год принято считать годом создания Древ­нерусского государства со столицей в Киеве.

.

«Норманнская теория»

Сведения летописи о начале древнерусской государст­венности послужили основой появления так называемой норманнской теории. Ее основоположниками являлись приглашенные в XVIII в. из Германии для работы в Пе­тербургской Академии наук ученые Г. 3. Байер, Г. Ф. Мил­лер, А. Л. Шлёцер. Опираясь на летописные сведения, они утверждали, что восточные славяне оказались неспо­собны к самостоятельному созданию государства, оно было принесено извне варягами, русью. Резким против­ником данной теории выступал М. В. Ломоносов, отста­ивавший южные истоки древнерусской государственнос­ти и отрицавший роль скандинавов в его формировании. Полемика между «норманистами» и «антинорманистами» продолжалась десятилетиями. Противники норманнской теории отрицали скандинавское происхождение Древнерусского государства, стараясь найти другие корни про­исхождения правящей династии. При этом на­зывали и Финляндию (Татищев, Болуян), и Пруссию (Ломоносов), и Фрисландию (Голь-шан), и Литву (Костомаров), и Хазарию (Эверс), и Мордву (Щеглов), и Балтику (Савелии, Гедео­нов, Забелив). В настоящее время большинство ученых указывают ва длительный, объектив­ный процесс возникновения государства и субъ­ективный, второстепенный фактор. Сегодня вполне очевидна несостоятельность «норман­нской теории», основанной на тезисе о возможности «на­учить государству», между тем как государство (в том числе Древнерусское) возникает только на основе дли­тельного внутреннего развития и усложнения общества. Однако это утверждение не отрицает роли варягов, скан­динавов в сложении государства Русь. Ныне можно счи­тать установленным, что летописный рассказ о «призва­нии варягов» во главе с Рюриком достаточно точно отра­жает реально происходившие события. Бесспорно варяж­ское происхождение первых русских князей: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Аскольд — имена скандинавские; на территории Восточной Европы найдены десятки сканди-навских захоронений. Следует констатировать, что скан­динавы приняли деятельное участие в создании Древне­русского государства, дав его правящую династию. Но сами они сравнительно быстро растворились в среде местного славянского населения: например, уже сын Игоря и Ольги носил славянское имя Святослав, что касается слова «русь», то относительно его проис­хождения в науке нет единства мнений

Вопрос №3. Древнерусское государство и общество в XI – начале XII вв.

В период с конца Х до примерно второй трети XII в. Русь представляла собой государство, состоявшее из во­лостей, управлявшихся представителями династии Рю­риковичей. Во главе княжеской иерархии стоял киевский князь. Князья — правители волостей являлись его васса­лами. Волости сложились на основе территории союзов пле­менных княжеств, но их границы не оставались неизмен­ными. Они менялись в результате деятельности князей, междоусобных войн, разделов и дележей земель. Так, в 1054 г. по завещанию киевского князя Ярослава Муд­рого (1054—1078) произошел раздел Русской земли меж­ду его сыновьями Изяславом, Святославом и Всеволо­дом. Киев остался за старшим Изяславом, а города Чер­нигов и Переяславль стали центрами княжений младших братьев, при этом в волость Святослава вошли терри­тории вятичей и Муром, а Всеволод получил Ростовс­кую землю. В киевское княжение Всеволода Ярославича (1078—1093) на юго-западе Руси сформировались волос­ти с центрами в Перемышле и Теребовле.

Главной формой эксплуатации земледельческого на­селения в конце Х — середине XII в. оставалась государ­ственная дань — налог. В то же время к данному периоду относится начальный этап складывания на Руси индиви­дуальной крупной земельной собственности — вотчины. Княжеская вотчина (домен) начала оформляться еще во второй половине Х в. — в этот период уже известны княжеские села и охотничьи угодья. В середине XI в. су­ществование княжеской вотчины было законодательно закреплено в Русской Правде — юридическом кодексе раннесредневековой Руси. В XI в. появляется земельная собственность у дружинников и церкви. Но вотчинная форма собственности не играла еще существенной роли — ее удельный вес был незначителен, основная часть тер­ритории находилась в кооперативной (государственной) собственности военно-дружинной знати, реализуемой через систему даней-налогов.

Корпорацией, в которую был организован господст­вующий слой Древней Руси в этот период, продолжала оставаться дружина. Существовали дружины у киевского князя и его родственников-вассалов. В дружинной орга­низации была и внутренняя иерархия; верхушку дружин­ного слоя представляла старейшая дружина', ее члены именовались боярами. Низшим слоем была молодшая дру­жина. Ее представители назывались отроками', со второй половины XI в. этот термин начинает употребляться пре­имущественно по отношению к военным слугам князей и бояр, рекрутировавшимся в основном из молодшей дру­жины, а для менее зависимого от князей слоя внутри этой последней начинает употребляться термин детские.

Привилегированное положение членов старейшей дружины нашло отражение в древнерусском праве. В на­чале XII в. все ее представители получили повышенную правовую защиту — за их убийство был установлен штраф в 80 гривен, вдвое больший, чем штраф за убий­ство простого свободного человека, в том числе младше­го дружинника.

Со складыванием к концу Х в. структуры единого го­сударства формируется централизованный и разветвлен­ный аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной администрации выступают представите­ли дружинной знати. При князьях действует совет (ду­ма), представляющий собой совещание князя с верхуш­кой дружины. Князья назначают из дружинников посад­ников — наместников в городах; воевод — предводителей различных по численности и назначению военных отря­дов, тысяцких — высших должностных лиц в так назы­ваемой десятичной системе деления общества, восходя­щей к догосударственному периоду; сборщиков позе­мельных податей — данников, судебных чиновников — мечников, вирников, емцев, подъездных, сборщиков торго­вых пошлин -— мытников, мелких должностных лиц — биричей, метельников. Из состава дружины выделяются и управители княжеского вотчинного хозяйства — тиуны (с XII в. они включаются и в систему государственного управления).

Лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане именуются в источни­ках люди. Для лично зависимого населения вотчин, а так­же для несвободных слуг использовались термины челядь (челядин) и холопы. Их неполноправное положение было закреплено законодательно: так, за убийство холопа уп­лачивался всего лишь штраф в 5 гривен, шедший госпо­дину убитого в качестве возмещения ущерба. Особую категорию населения составляли смерды. Вопрос о ее сущности — предмет давнего спора в историографии;

наиболее вероятно, что смерды — группа полувоенного-полукрестьянского населения, зависимого от князя. Во второй половине XI в. появляется категория закупов — людей, вступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных работать на господина до выплаты суммы долга. Их правовое положение было промежуточ­ным между свободными людьми и холопами.

Вопрос №7. Завершающий этап объединения русских земель и формирование единого Российского государства.

Феодальная война 1433-1453 гг.

Распри, получившие название феодальной войны второй четверти XV в., начались после смерти Василия I. К концу XIV в. в Москов­ском княжестве образовалось несколько удель­ных владений, принадлежащих сыновьям Дмитрия Донского. Крупнейшими из них бы­ли Галицкие и Звенигородские, которые полу­чил младший сын Дмитрия - Юрий. Он же должен был наследовать после брата Василия I великокняжеский престол, но завещание было написано, когда у Василия I еще не было де­тей. Василий I передавал престол своему сы­ну - Василию II, десятилетнему мальчику. После смерти Великого князя Юрий, как старший в роду, начал борьбу за великокняже­ский престол с племянником Василием II. Эту борьбу после смерти Юрия продолжили и его сыновья - Василий Косой и Дмитрий Шемя-ка. В начале противостояние князей можно было объяснить столкновением старинного права наследования «от брата к брату» и более нового - «от отца к сьшу>, но вскоре это столк­новение стало борьбой сторонников и против­ников государственной централизации. Бескомпромиссная и жесточайшая борьба, в которой в ход шли любые средства: и загово­ры, и обман, и изуверства (Василий П был ос­леплен врагами, за что и получил прозвище Темный) - завершилась победой Московского князя, которого поддержали московское бояр­ство и церковь.

Итоги феодальной войны:

• разорение и ослабление обороноспособнос­ти русских земель и, как следствие, ордын ские набеги на Москву;

• установление вертикального принципа пре­столонаследия - «от отца к сыну»;

•усиление единоличной великокняжеской власти.

Некоторые историки также считают, что победа Василия II обусловила последующее усиление деспотичного и репрессивного харак­тера верховной власти в России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.