рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Историко-правовая наука

Реферат: Историко-правовая наука

 Введение.

 Вся история мировой цивилизации, история развития человеческого общества свидетельствует о том, что на смену отдельным государственным образованиям приходят более крупные и монолитные, а они в свою очередь, распадаясь, дают толчок к созданию новых, постоянных, на иных качественных основах. Писать о прошлом родного государства не имеет смысла без твердой веры в будущее Российской государственности. Сорок князей, царей, императоров и несколько генеральных секретарей в течение тысячи лет создавали, укрепляли, возвеличивали Россию. В числе их были правители слабые и сильные, удачливые и не удачливые, злодеи и люди прекрасной души, отдающие все свои силы служению Отечеству. Россия занимает особое место среди других стран мира. Она является страной самобытной. Ее историческое развитие, ее превращение в великую мировую державу совершалось в течение веков. Начало формирования российской государственности относится к IX веку и процесс формирования многонациональной российской государственности продолжался по существу до конца XIX века. Сегодня в нашей стране произошел неслыханный ранее рост интереса к истории. Ведь само слово история подразумевает “бывшее раньше”. История – это постоянные изменения. Они бывают бурными, динамичными и вяло текущими. В истории российской государственности мы знаем различные периоды подобного развития. Многострадальна и ярка история России.

 Как историческая наука история государства и права есть часть истории развития человечества, органически связанная с историей хозяйственной деятельности, культуры, как материальной так и духовной. Данный предмет сохраняет свою относительную самостоятельность развития и имеет четко выраженный объект исследования. В то же время история и права наука юридическая. Она является одной из фундаментальных правовых дисциплин. Она анализирует развитие всех аспектов государственного строительства, развитие государственного механизма, форм государственной власти.

 История человечества насчитывает миллионы лет. Возраст изучения вопросов государства и права сравнительно молодой, он насчитывает несколько тысячелетий.

 История государства и права России изучает политические и правовые институты от начала процесса формирования государственности у народов нашей страны и до дней сегодняшних. Следовательно, изучение данного предмета органически стыкуется с правом действующим. История государства и права России имеет органическую связь с теорией государства и права. Но предмет теории государства и права изучает общие закономерности развития государства и права различных народов и цивилизаций. А история государства и права изучает конкретные особенности и характерные черты развития истории государственности на территории нашей Родины. В основе изучения истории государства и права России лежат принципы объективности, научности, глубокой добросовестности.

 Историко-правовая наука должна давать человеку достоверные, правдивые сведения, соответствующие определенному периоду прошлого. Она не должна поддаваться сиюминутной конъюнктуре и в угоду власть имущих, без конца перемещать оценки пройденного этапа. Глубокий непредвзятый анализ историко-правовых документов – основная и наиболее важная задача в изучении курса история государства и права, а так же использования этих знаний при изучении курса социальная работа, так как знания социальных норм исторических документов позволяет более глубоко проникнутся проблемами социальной защиты и обеспечения, и найти наиболее оптимальный выход из сложившегося положения.

 Учитывая данное обстоятельство, мы отмечаем существование теоретической и практической проблемы, которая сформулирована следующим образом: как правильно изучить документальные источники для того чтобы специалист социальной работы понял, как долог путь к принятию настоящих социальных законов, а так же в своей дальнейшей профессиональной деятельности использовал это знание.

 Именно решение и понятие этих проблем и составила цель нашего исследования.

 Объект исследования процесс изучения исторических документов и их влияния на развитие общества.

 Предмет исследования содержание и влияние документальных источников на развитие социальной помощи и поддержки.

 В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

·     раскрыть содержание исторических документов как неотъемлемой частью исторического процесса;

·     определить функциональные особенности и специфику данных документов;

·     определить и доказать важность этих документов для дальнейшего и эффективного формирования институтов социальной помощи и поддержки.

 Гипотеза исследования основана на предположении о том, что важность знания не только документальных источников, но и самой истории России, позволит будущему специалисту эффективно применять полученные знания в дальнейшем.

 Актуальность исследования заключается в том, что без знания своего прошлого мы не можем построить свое будушее.

 Теоретические основы исследования представлены трудами: Соловьева С. М. , Ключевского О. В. , Фирсова М. В. , Карамзина, Бадя, Холостовой Е. И.

 Методы исследования. Для решения поставленных задач и подтверждения исходной гипотезы был проведен тщательный анализ исторических документов, в изложении различных авторов.

 В сегодняшней историко-правовой литературе идет ожесточенный спор между формационным и цивилизационным подходами. Нам кажется что нельзя становясь на точку зрения какой-либо из противоборствующих сторон, мы считаем и хотим подчеркнуть мысль о том, что мы должны, не абсолютизируя классовый подход, классовую борьбу, идеологические догматы марксизма, монополию одной идеологии, а надо исходить из реального изучения конкретных исторических событий, включая революции, крестьянские войны и движения классов и социальных групп общества.

 Глава I.

 Вопрос о развитии права в Киевском государстве имеет особое значение. Обычно право предшествует закону. Его начало теряется в глубокой древности. Обычай, в отличие от закона, не имеет санкций, то есть утверждение его какой-либо определенной законодательной властью.

 К X в. на Руси оформились основные институты нищелюбия, которые отождествлялись с человеколюбием. Анализируя характерные особенности наших далеких предков Соловьев С. М. отмечал, что в отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от “лишних, слабых и увечных” сородичей, истреблявших пленных, наши далекие предки были милостивы к старым и малым соплеменникам, а также к пленным, которые по прошествию известного срока могли вернуться в родные места или "остаться" жить между славянами в качестве людей вольных или друзей”. Они привечали и любили странников, отличались редким гостеприимством. ( с. 91-97). В процессе развития общинно-родовых форм поддержки: у славян возникли институты старцев, вдов, детей и сирот. Прежде чем придти к этим институтам славянам пришлось осознать важность и полезность опыта старцев, необходимость поддержки вдов, детей и сирот. Именно эти формы поддержки были закреплены в первых документальных источниках. В ранний период исторического развития на Руси главнейшее место занимали иноземные источники права. Первоначально на Руси распространялись переводы на церковно-славянский язык греческих сборников обычного права (Сборники Иоанна Схоластика и патриарха Фокия). В документах содержались церковные законы, а потому они назывались номоканонами. Их переводы получили на Руси особое название, которые назывались как кормчие книги. Постепенно к их текстам, снабженным толкованиями византийских канонистов, русские стали добавлять разные материалы, из коих наиболее обширными явились византийские кодексы из которых нами выделены следующие:

·     Эклога - законодательный свод, один из важнейших источников славянского права.

·     Прохирон (практическое руководство для судей, нормы граждансого, уголовного и церковного права, один из источников православного права) императора Василия Македонянина, изданный в 879 году в отмену Эклоги.

“Книги законные” состоящие из четырех частей: а) Законов земледельческих; б) Законов “о казнях”, т. е. уголовных законах; в)Законов о разделении браком, содержащие постановления о повадах к разводу и о незаконных браках; г) Главы из послусех, т. е. постановления о свидетелях.

Большое значение имел на Руси “Закон судный людем” или судебник царя Константина. Именно эти источники позволили на Древней Руси создать собственные юридические документы, на формирование которых повлияла церковь.

 “…духовенство …шло во главе благотворительности. Особой щедростью в этом деле отличались иноки Киевско – Печерского монастыря и между ними преподобные Антоний, Даминиан, Феодосий Печерский и др. Феодосий близ своего монастыря построил особый дом, в котором помещались нищие, калеки и прокаженные. Первые в государстве больницы, в которых бедные призревались и пользовались бесплатным лечением, были учреждены Переяславским епископом, в последствии Киевским митрополитом, Ефремом в 1091 г. При всех монастырях имевших средства производилось кормление нищих и убогих, для которых устраивались иногда особые помещения. Такая заботливость духовенства о благотворении, помимо религиозных побуждений, обуславливалась соответствующими церковными постановлениями. Так уже в Церковном уставе 996 г. упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечению за призрением бедных, причем на содержание церквей, монастырей, больниц, богоделен и на прием странных – не имущих была определена “десятина”, то есть десятая часть поступлений от хлеба, скота, судебных пошлин и т. п. ”

 “Церкви никогда бы не удалось приобрести исключительную власть над умами, если бы среди ее деятелей не появились подвижники, не щадившие живота своего во имя общего дела. Сергий (Сергий Радонежский, 1322 - 1392 гг. ) принадлежал к их числу. Его жизнь в пустыне была заполнена каждодневным изнурительным трудом. Собравшейся братии он служил, по словам современника, как купленный раб…; от источника, бывшего там, воду в двух ведрах черпал, на своих плечах в город носил и каждому у кельи ставил. Труд был одушевлен и идеей служения ближнему, что и являлось причиной нравственного влияния Сергия на современников… В отличие от старых монастырей Троицкий не блистал богатством… Ворота Троицкого монастыря были всегда открыты для странников и прохожих. Игумен не отказывал никому ни в подаянии, ни в духовном поучении…”. ()

 Церковь опекала и кормила тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных, убогих. Церковь давала приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов. Постепенно получив в свое владение села, земельные угодья. Церковь берет на себя обязанность по защите населения, проживающего под ее покровительством. Всех своих людей одинаково церковь судила и рядила по своему закону(по Кормчей книге) и по церковным обычаям; все эти люди выходили из подчинения князя и становились подданными церкви. И как бы ни слаб был и ничтожен церковный человек, церковь смотрела на него по-христиански - как на свободного человека. Для церковного сознания все были братья во Христе, и не было пред Господом ни раба, ни господина. В церкви не существовало рабства. Рабы, подаренные церкви, обращались в людей, лично свободных. Они были только прикреплены к церковной земле, проживали на ней и работали на пользу церкви. Таким образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.

 Главной христианской заповедью стала любовь к ближнему: ”любовь к ближнему полагали прежде всего в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавали милостыню”, - писал В. О. Ключевский( с. 78-79).

 “Нищенство считалось в древней Руси не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, состоящим при церкви практическим институтом общественного благонравия. Как в клинике необходим больной, чтобы научится лечить болезни, так в древнерусском обществе необходим был сирый и убогий, чтобы воспитать умение и навык любить человека. Милостыня была дополнительным актом церковного богослужения, практическим требованием правила, что вера без дел мертва. ”(Ключевский)

 После принятия христианства на Руси Владимиром Святым в 988 году он в 996г. принял церковный Устав: Владимир установил вместе с митрополитом Львом давать десятину со всех имуществ для бедных, сирот, немощных, престарелых, пришельцев, плечных и для погребения бедных, а так же для помощи тем, кто имел большую семью и которые пострадали от природных стихий. ( )

 Летом 996г. Владимир увидел, что церковь святой Богородицы (построенная греческими мастерами) возведена, вошел в нее и помолился богу. . . И помолившись богу, сказал он так: ”Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов”. И уставил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: ”Если кто это осудит, то будет проклят”. И устроил в тот день большой праздник боярам и старцам градским, а бедным раздал много богатств. (с. 523-524, 534. ).

 На ряду с церковными историческими источниками возник основной источник древнерусского права - “Русская правда”, которая является одним из крупнейших юридических документов средневековья. В ней содержатся весьма ценные сведения о развитии феодальных отношений, о политическом строе Древней Руси, о категориях феодально-зависимого населения. Кроме этого анализ статей “Русской правды” дает нам возможность получить сведения о быте, о нравах человека Древней Руси и о первых формах поддержки населения.

 Древнейшей редакцией является краткая редакция, которая в свою очередь состоит из двух частей: так называемой “Правды Ярослава” и “Правды Ярославичей”. Наиболее древние списки этой редакции называются “Академическими” и “Археографическими”( ). По разным спискам “Русская правда” является в двух основных редакциях, в краткой и пространной. Пространную Правду мы уже встречаем в новгородской Кормчей XIII столетия, тогда как список древнейшей краткой редакции находим в списке новгородской летописи конца XV века.

 Основными источниками “Правды Ярослава” надо признать обычное право, приспособленное к нуждам княжеской власти, а также законодательство самого Ярослава.

 В “Правде Ярославичей” уже ясно выражены принципы феодального права как права - привилегии. Правовой комплекс, известный под именем “Правды Ярославичей” является новым этапом в развитии права в Киевском государстве.

 В краткой редакции “Русской правды” наряду с “Правдой Ярослава” содержится новый пласт правовых норм, возникших после смерти князя Ярослава. Этот пласт, которому давно уже присвоено имя “Правды Ярославичей” основным источником имеет не нормы обычного права, а законодательство и судебную практику князей. Однако и “Правда Ярославичей” в некоторой части содержит нормы обычного права, специально закрепленные и зафиксированные Ярославичями. Место возникновения “Правды Ярославичей” - город Киев.

 В краткой редакции мы находим 4 блока. Списки “Русской правды” относящиеся к II-V редакциям принято называть пространными списками. Большинство этих списков делилось переписчиками на 2 части: первая часть обычно озаглавливалась “А се суды Ярослава Володимировича” или “Устав великого князя Ярослава о судах”, другая часть озаглавливалась “Устав Владимира Всеволодовича “ или “ А се уставил великий князь Владимир Всеволодович Мономах”. “Русская правда “ является основным памятником права в Киевском государстве. ()

 “Русская правда”, являясь первым сборником русского права, имеет исключительное значение. Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот. Большое место в развитии права имеют церковные уставы. Среди них необходимо выделить следующие: церковные уставы новгородского князя Святослава и Уставную грамоту смоленского князя Ростислава 1150 года. Они принадлежат к числу подлинных документов.

 Эти документы имеют важное значение среди источников права. Они знакомят нас с отношениями государства и церкви, с правами духовенства, а также с развитием социальной помощи.

 Рассматривая вопрос семейных взаимоотношений, систему поддержки и взаимопомощи в семье, следует отметить, что именно в статьях “Русской правды” отводится большое место проблемам семейного права. Принятие христианства привело к установлению христианских форм брака и рецепции византийского брачного права. Браку предшествовало так называемое обручение, которое получило религиозное освящение в особом обряде. Венчание (на брачующихся во время обряда налагались венцы). Оговаривались условия брака. По одним кодексам возраст вступления в брак 15 лет для жениха, 13 лет для невесты, по другим 14 и 12. Допускались и более ранние браки. Условиями брака были: а) свободная воля вступающих в брак; б) согласие родителей; в) отсутствие родства. Церковь не допускала вступления в третий брак. Устанавливались довольно серьезные наказания за самовольные разводы, т. е. роспуты. ( )

 Жена находилась под властью мужа. Молодая жена должна была разувать мужа. Муж имел право наказывать свою жену. Отец пользовался неограниченной властью над своими детьми. Родители имели право продавать своих детей в холопы(это право исчезло только в XVI веке)(). По “Русской правде” можно проследить вопросы организации опеки. Если после смерти отца оставалась мать, то опека над оставшимися малолетними детьми не учреждалась. Мать управляла домом и хозяйством. Если мать выходила замуж, для детей назначался опекун, а мать должна вернуть своим детям наличное имущество, причем утраченное ею при управлении имущество, она обязывалась восстановить. Опекуном назначался ближайший родственник. “Русская правда” предусматривала случаи, когда опекуном делался отчим. На него возлагалась ответственность вернуть все убытки, которые могли понести пасынки во время его опеки. Ближайший родственник, сделавшись опекуном, принимал имущество опекаемых при свидетелях. С прекращением опеки, опекун должен был возвратить принятое имущество в целости, со всем приплодом от рабов и скота. Опека прекращалась с достижением опекаемыми такой зрелости, когда “будут сами собой печеловати”. ()

 Такая система опеки позволяет заключить что в Древней Руси в данный период, сложился институт семьи как основа поддержки и защиты кровных родственников.

 Наследственное право. Большое место уделялось вопросам наследственного права. Первоначальное право наследования принадлежало только членам семьи. Отец, глава семейства, не мог завещать имущество лицам, не принадлежащим семье. Затем стала развиваться определенная свобода завещательных распоряжений. Отец семьи получал право завещать свое имущество одним членам семьи, лишая права наследования других. Так возникло наследование по завещанию. По мере развития права изменились нормы наследования без завещания. Некоторые члены семьи начинают претендовать на большую долю наследства( сыновья), а другие же совершенно устраняются от наследования (дочери и жены). Законодательство устанавливало ряд норм регулирующих наследование без завещания.

 Устанавливается два различных порядка наследования: один для бояр, другой для смердов.

 “Русская правда”, допуская свободу завещательных распоряжений, посвящает много статей наследования по закону. Согласно этим статьям, имущество отца - главы дома, в случае, если он умрет без завещания, передается детям, за исключением части, передаваемой церкви. Под следует понимать сыновей. Дочери, при наличии сынове, не наследуют имущество. Эта норма, которая очень долго сохранялась в русском праве, выразилась в поговорке “сестра при братьях не наследница”. По “Русской правде” младший сын наследовал дом, двор и все оставленное отцом хозяйство. “Русской правде” могли наследовать только законные дети. ()

 “Русская правда” устанавливала два порядка наследования имущества: для бояр и смердов. Имущество смерда не оставившего после себя сыновей, шло князю. Незамужняя дочь получала часть имущества, которая составляла потом ее приданное. Замужние дочери ничего не получали. Имущество же бояр, не имевших сыновей, может наследоваться дочерью.

 Бояре и их дружинники могли передавать наследство своим дочерям при отсутствии сыновей, тогда как имущество смерда, не оставившего после себя сыновей считалось вымороченным и шло князю. Летописные данные свидетельствуют, что кроме князей, только бояре и церковные учреждения имели право владеть селами.

 Правовое положение населения. В древнерусском феодальном государстве существовало несколько групп населения, которые различались по своему правовому статусу. Рассмотрим каждую из них конкретно.

 Тиун - княжеский или боярский слуга, управляющий феодальным хозяйством.

 Огнищанин - хозяин подсеки(огнища), средний и мелкий землевладелец, ”княжеский муж”.

 “Русской правде” содержится ряд норм, в которых отражается положение боярства. Другим классом раннефеодального общества были смерды, занятые сельскохозяйственным трудом. Одну группу смердов составляли свободные общинники, которые жили на не захваченных феодалами землях и платили дань князю. Другую группу составляли различные категории зависимых смердов, среди которых различались закупы, рядовичи, изгои, пущенники, холопы. Зависимые смерды, кроме уплаты дани великому князю, должны были так же работать на феодала, отдавая часть урожая в виде натурального оброка.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.