рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Источниковедческая характеристика Книги Чисел

В тринадцатой главе в путешествии через пустыню наступает новый период: «И послал их Моисей высмотреть землю Ханаанскую и сказал им: ... осмотрите землю, какова она, и народ, живущий на ней, силен ли он или слаб ... и какова земля, на которой он живет, хороша она или худа?»[33]. Возвратившиеся разведчики известили: «в ней [земле] подлинно течет молоко и мед, ... но народ, живущий на земле той силен, и города укрепленные[34]». Среди еврейского народа начинается оживленный спор, идти ли воевать эту землю, или же отступить и искать другую. Противники войны заявляют: «не лучше ли вернуться в Египет, чем пасть от меча?» [35]. Но возражает Моисей: «только против Господа не восставайте, и не бойтесь народа земли сей, ибо он достанется нам на съедение, защиты у них не стало, а с нами Господь[36]». Но в споре все же преобладают настроения, способствующие отказу от войны. Этот ропот был признан «решающим», определившим судьбу всего поколения, вышедшего из Египта. После стольких милостей и чудес люди не пожелали довериться Богу.

Развязка этого спора описана в четырнадцатой главе, где в него вступает Бог: «и сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать меня народ сей? И доколе будет он не верить мне при всех знамениях, которые делал я среди него?» [37]. После этого выносится пророчество о том, что все роптавшие падут в пустыне, за исключением невинных детей, а сыны их будут кочевать в пустыне в течение сорока лет и нести наказание за злодейство отцов. И вышли хананеи из земли своей на евреев, и были евреи разбиты ими и амаликитянами. В результате странствования евреев по пустыне продолжились, так как любая сила без Божьего содействия становится бессилием.[38]

В пятнадцатой главе приводятся подробные указания, как следует приносить жертвы в благодарность Господу после вхождения в новую землю. Также в этой главе приводится страшный пример судьбы нарушителя «божественных заповедей»: по указанию Моисея забит был камнями до смерти человек, собиравший дрова в священный день – субботу.

Шестнадцатая глава повествует о том, как «Корей ... и Дафан и Авирон ... восстали на Моисея и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей[39]». Бунт вызван недовольством против власти Моисея, уходом из благословенной земли и долгим блужданием по пустыне. Моисей предложил совершить им обряд Божьего суда, чтобы определить правого. И Господь явил знамение, разверзнув землю под станом бунтовщиков: «и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю[40]», а далее сожжены были те, кто пошел за предводителями бунта. Тем не менее, ропот продолжился, и Господь вынужден был поразить весь народ мором, который был остановлен только Моисеем. От мора умерло четырнадцать тысяч семьсот мужей.

В семнадцатой главе повелел Господь сложить все жезлы начальников родов в скинии собрания, а после исполнения указания явил чудо – заставил расцвести жезл наиболее угодного Богу Аарона. Так указывал Господь достойных править народом израилевым. Расцветший жезл — мертвое дерево, вновь обретающее жизнь,— может рассматриваться как центральный символ всей Библии. Ибо это — знак воскресения из мертвых и Мессии, и народа Божьего, и, наконец, души каждого человека[41]. Расцветший жезл Аарона должен был храниться в Скинии, дабы напоминать о свершившемся чуде, унимать ропот непокорных и утверждать незыблемость священства.

В восемнадцатой главе продолжается раздача указаний народу – была установлена обязательная выплата десятины в пользу скинии собрания, а в девятнадцатой главе указывается обряд очищения тех, кто осквернился прикосновением к мертвому.

В двадцатой главе неразумным евреям вновь явлено чудо – силой Господа Моисей открыл источник воды из скалы. В продолжение странствований израильтяне подходят к царству Едома, от которого вынуждены отступить, так как царь Едом отказался пропустить их сквозь свои земли и выступил с войском против евреев. Также еще одно бедствие постигает евреев – на горе Ор умер Аарон, его жезл и власть первосвященника передана его сыну Елиазару.

В двадцать первой главе ханаанский царь Азада вступает в сражение с израильтянами, а ропот еврейского народа против действий Моисея все усиливается и усиливается. Чтобы устранить ропщущих, на евреев силой Господа насланы ядовитые змеи. Царь аморрейский Симеон объявил о том, что не пропустит народ евреев сквозь свои земли, и выступил с отрядом воинов против народа Израиля, но Израиль его поразил мечом в открытой битве и взял во владение землю его. Так описывает эти события Библия: «и поразили они его и сынов его, и весь народ его, так, что ни одного не осталось, и овладели землею его[42]».

Двадцать вторая глава продолжает историю евреев, которые остановились станом против Иерихона. Валак, царь моавитян, послал послов к Валааму за помощью против нашествия евреев. Валаам слыл великим колдуном, чье проклятие действовало безотказно[43]. Мы не знаем, была ли возложена на Валаама миссия возвещать имя и волю Господа; однако в своем ответе послам он вполне определенно дает им понять, что именно от Господа получает все указания. Господь объявил Валааму, чтоб не проклинал тот народа Израилева, ибо люб тот народ Господу. Валаам отказался, но Валак отправил второе посольство с дарами. Тогда Господь объявил Валааму: «пойди с ними, но делай, что я буду говорить тебе[44]». Но когда Валаам отправился на войну, Ангел Господень отправился препятствовать ему, и трижды останавливал ослицу, на которой ехал Валаам, а после, когда разъяренный Валаам начал бить упрямую ослицу, явился ему и повторил наказ Господа следовать только Господним указаниям.

В двадцать третьей главе продолжается история Валаама: подчиняясь слову Господа, он при исполнении ритуалов благословляет народ евреев, что возмутило царя Валака. И в двадцать четвертой главе благословил Валаам евреев три раза с различных святых мест, на что Валак разгневался и решил изгнать Валаама, которого призвал для помощи. Валаам же в ответ сказал, что сгинет народ Валака, а также произнес много запутанных пророчеств о судьбе народа евреев и других народов мира.

В двадцать пятой главе повествование возвращается к судьбе народа Израиля. Повествуется о том, как «начал народ блудодействовать с дочерями Моава ... и воспламенился гнев Господень на Израиля[45]». И повелел Господь Моисею взять всех начальников народа и повесить их в наказание за блуд. И когда исполнил Моисей поручение Господне, тогда утих гнев Господа.

В двадцать шестой главе начинается повесть о повторном исчислении народа Израиля, мужчин от двадцати лет возрастом и старше, тех, кто был годен для войны. И оказалось таких во всех коленах народа 601730. И указал Моисей разделить завоеванные земли среди родов, по численности каждого из родов.

Двадцать седьмая глава повествует о назначении Иисуса, сына Навина, одним из предводителей народа евреев. В двадцать восьмой и двадцать девятой главе повторно устанавливается порядок жертв, приносимых Господу, особенно на Пасху, а датой Пасхи установлен четырнадцатый день первого месяца.

В тридцатой главе Господь устанавливает правила о произносимых обетах и правилах их выполнения.

В тридцать первой главе Господь устами Моисея указал пойти войной на мадианитян. Велено было выделить по тысяче воинов из каждого колена народа, всего двенадцать тысяч воинов в поход. Далее Библия так повествует о событиях: «и пошли войной на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола ... а жен мадиамских и детей их сыны израилевы взяли в плен, и весь скот их, все стада их и все имение их взяли в добычу, и все города их во владениях их и все селения их сожгли огнем[46]». Но прогневался Моисей на своих военачальников: «[для чего] вы оставили в живых всех женщин? ... и так убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе убейте, а всех детей женского пола, которые не познали мужского ложа, оставьте в живых для себя[47]». Далее в главе описывается добыча, захваченная в этом походе.

В тридцать второй главе походы евреев продолжаются, колена Гада и Рувима отправились в поход за Иордан. В тридцать третьей главе повторяется описание всего пути народа евреев по пустыне.

Тридцать четвертая глава посвящена разделу земли Ханаанской, отданной Господом евреям. Указано, что землю делят первосвященник Елиазар и Иисус, сын Навин, а также по одному представителю от колена. А в тридцать пятой главе Господь указал левитам, служащим ему, выделить города, в числе сорока восьми с полями при них на две тысячи локтей вокруг. Так же установлено, что при наличии одного свидетеля, человек не может быть осужден на смерть - для этого нужно не меньше двух.

Тридцать шестая глава завершает книгу: «Сие суть есть заповеди и постановления, которые дал Господь сынам израилевым на равнинах моавитских у Иордана против Иерихона[48]».

3. Значение Книги Чисел в мировой культуре

В первую очередь стоит отметить то, что Книга Чисел входит в состав Священного Писания двух мировых религий. Причем она является их неотъемлемой частью, что само по себе обеспечивает ее огромную культурную ценность для верующих этих религий. Несомненно, что для иудея Книга Чисел, как неотъемлемый элемент Торы, является священной и непогрешимой. Из поколения в поколение эти тексты воспринимались в иудаизме прежде всего как действующая норма вероучения и культа. Соответственно, практически не рассматривались и остальные стороны этого памятника – его эстетическая, литературная и историческая ценность. Эти памятники воспринимались как литературные и культурные, но не рассматривались подробно. А в этих отраслях памятники древнееврейской литературы также имеют немаловажную ценность, отражая культуру и представления евреев о мире. Пятикнижие самой своей структурой, стилистикой, используемым словарным запасом, дает большой запас материала для филологического и литературоведческого исследования.

В частности, в Пятикнижии могут быть найдены отрывки древних фольклорных текстов. Так, повествование Книги Чисел, рассказывая о временах завоевания Палестины, приводит отрывок из древней народной песни-заклинания:

«Кладезь, излейся! Пойте ему!

Кладезь – князья ископали его,

Добрые из народа изрыли его,

Посохами своими, своими жезлами[49]

Даже то, что по приведенным в Пятикнижии отрывкам, можно получить некоторое представление о древнем фольклоре народа Израиля, обеспечивает литературную ценность Пятикнижия, как переносчика этих народных песен до наших времен: ведь очевидно, что, не будучи записанными в каноне, они бы оказались утеряны или в значительной мере искажены.

Также все Пятикнижие, и Книга Чисел в частности, являются практически единственными источниками по ранней истории народа Израиля, по истории всего Палестинского региона, и держав, соседствующих с ним. Пятикнижие – далеко не беспристрастный и не всегда достоверный источник, в значительной мере сакрализованный, мистифицированный и легендаризированный, но, тем не менее, неоценимый своей уникальностью в отражении исторической действительности древнейшего периода истории Палестины. В частности, по Книге Чисел можно определить функции еврейского жречества, их социальный и духовный статус.

Языческие жрецы рассматривались как существа, одаренные магической властью, происходящие от богов, владеющие сокровенными знаниями и силами. Иначе понимается священство в ветхозаветной Церкви. Потомки Аарона и все прочие левиты предлагаются Богу как жертва и дар, как замена первенцев, посвященных Творцу. Поскольку весь Израиль еще не в состоянии быть "царством священников", некая часть народа (левиты) замещает его перед лицом Яхве. Тем самым левиты становятся предстоятелями народа, совершителями жертвы, трапезы и других видов богослужения. Такое понимание священства удержалось и в новозаветной Церкви, но с одним важным изменением[50].

Историческая судьба Торы – застывание в каноне – судьба довольно обычная для древневосточных культур[51]. В этот период культура народа евреев однозначно относится к древневосточному типу, что отражается в их литературе.

Уже сама трехчастная структура Ветхозаветного канона отражает принцип традиционалистской циклизации, когда каждая последующая стадия литературного развития представляется комментированием памятников предшествующей стадии, апеллируя к их авторитету[52]. Книга Чисел, как часть первичного Пятикнижия, является одним из первоисточников для таких «отсылок» в последующих книгах, но при этом и сама не избежала повторения элементов трех предыдущих книг – Бытия, Исхода и Левит.

В Пятикнижии выявляется многообразная связь с древними культурными традициями Египта и Месопотамии, Ханаана и Финикии. Но древнееврейская литература выработала и развивала совершенно новый тип идеологии, принципиально отличный от мифологических систем других народов[53].

Монотеистический принцип оказывал неизбежное воздействие на коренной склад воображения, на общий характер литературной топики. Главным является общая проблема взаимоотношений человека и Яхве – союза и спора[54].

Специфически религиозное истолкование политических и социальных проблем, содержавшееся ранее в проповедях пророков, теперь, с созданием единого канона, становится особенно последовательным[55]. В Книге Чисел, как и в остальном Пятикнижии, любая народная катастрофа интерпретируется как наказание, наложенное богом Яхве за недостаточную верность ему, но и как обещание тем более великих благ и в будущем, если верность будет проявлена[56]. Примерами, явно доказывающими предыдущую сентенцию, могут служить следующие эпизоды из Книги Чисел:

«Народ стал роптать вслух на Господа, и Господь услышал, и воспламенился гнев его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана[57]».

«Корей ... и Дафан и Авирон ... восстали на Моисея и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей[58] ... и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю[59]»

Но наиболее важным доказательством может служить тот факт, что, несмотря на многочисленные проявления неповиновения и ропота со стороны народа, Господь все же стремится ввести их в землю Ханаанскую, и в конце, после каждого наказания являет чудеса – расцветающие жезлы «избранных», успешные военные походы с богатой добычей и иные «явления божественной воли». Подобные ситуации напоминают воспитание методом «кнута и пряника», и не только создают определенный менталитет у всего народа и впечатление о его «богоизбранности», но и формирует дух беспрекословного подчинения правящим, власть которых обоснована «велением бога».

Книга чисел отражает как раз события тринадцатого века до новой эры. Это тот период, когда еврейские племена, роды, сплотившиеся культа бога Яхве, вторглись в Палестину. Изложенные в Книге Чисел библейские легенды повествуют о периоде окончания блуждания народа евреев по пустыне.

Нарративно-эпическая традиция в Книге чисел приобретает первенствующее значение. Здесь она используется для укрепления послушания устанавливаемым правилам и канонам, действует как пример. Так, в Книге Чисел на страх всем будущим отступникам и нечестивцам рассказан цикл историй о том, как бывали наказываемы хулители Моисея и его миссии: люди, брезговавшие манной в одиннадцатой главе, Аарон и Мариам в главе двенадцать, лазутчики Моисея, стращавшие народ паническими слухами в главах тринадцатой и четырнадцатой, первый осквернитель священной субботы в главе пятнадцатой и мятежники в шестнадцатой главе[60].

В целом же, этот памятник особенно ценен не только своими литературными достоинствами, но и тем, что передает нам не только культурные и религиозно юридические нормы и каноны общества древних евреев, но и тем, что является в какой-то мере летописным источником, непосредственным повествованием о событиях тринадцатого века до нашей эры.

заповедь религиозный пятикнижие завет


Заключение

Итак, что же представляет собой такой памятник древнееврейской литературы, как Книга Чисел. Это – хроникально-законодательная книга, одна из частей Пятикнижия Моисеева. Период ее создания точно не установлен, но вероятно это 5-3 века до нашей эры. От остальных книг Пятикнижия Книга Чисел отличается несколько большим значением нарративно-эпической хроники в повествовании.

Каково же значение этого памятника в мировой истории? Его проявления очень многообразны. В первую очередь – это неотъемлемый элемент Библии и Торы. Именно за счет этого другие достоинства Пятикнижия в целом и Книги Чисел в частности долгое время оставались незамеченными.

Тем не менее, Книга Чисел ценна своими литературными достоинствами – специфическими чертами, характерными для древнееврейской литературы, элементами народного творчества и общей тематикой и стилистикой. В Пятикнижии выявляется многообразная связь с древними культурными традициями Египта и Месопотамии, Ханаана и Финикии. Но при этом оно, несомненно, обладает уникальными особенностями.

Эти особенности стилистики, канона, литературной традиции отражают особенности культуры, традиции и обычаи древних евреев. Древнееврейская литература выработала и развивала совершенно новый тип идеологии, принципиально отличный от мифологических систем других народов. Эта система явилась уникальной в культуре всего Древнего Востока, первой системой, основанной на монотеистическом принципе. Каноны, заложенные в Пятикнижии, создали такую систему.

Также все Пятикнижие, и Книга Чисел в частности, являются практически единственными источниками по событиям ранней истории народа Израиля, по истории всего Палестинского региона, и держав, соседствующих с ним. Пятикнижие – далеко не беспристрастный и не всегда достоверный источник, в значительной мере сакрализованный, мистифицированный и легендаризированный, но, тем не менее, неоценимый своей уникальностью в отражении исторической действительности древнейшего периода истории Палестины.


Список литературы

1.  Аверинцев С. С., Древнееврейская литература // История Всемирной литературы в 9 т., т. 1., 1983.

2.  Библия, М., 2006.

3.  Крывелев И. А., Книга о Библии, М., 1958.

4.  Мень А., Исагогика. Ветхий Завет., 1992.

5.  Щедровицкий Д. В., Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. Том 3: Книги Левит, Чисел и Второзакония., М, 2003.


[1] С. С. Аверинцев, Древнееврейская литература // История всемирной литературы. Том 1. с. 272

[2] С. С. Аверинцев, Древнееврейская литература // История всемирной литературы. Том 1. с. 282

[3] С. С. Аверинцев, Древнееврейская литература // История всемирной литературы. Том 1. с. 283

[4] Щедровицкий Д. В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. Том 3: Книги Левит, Чисел и Второзакония. с. 751

[5] Щедровицкий Д. В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. Том 3: Книги Левит, Чисел и Второзакония. с. 751

[6] С. С. Аверинцев, Древнееврейская литература // История всемирной литературы. Том 1. с. 272

[7] Мень А., Исагогика. Ветхий Завет 1992

[8] Мень А., Исагогика. Ветхий Завет 1992

[9] Соловейчик М. Основные проблемы библейской науки. СПб.,1913, с. 44.

[10] Крывелев И. А., Книга о Библии М., 1958

[11] Мень А., Исагогика. Ветхий Завет

[12] С. С. Аверинцев Древнееврейская литература // История всемирной литературы. Том 1. с. 282

[13] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 1.

[14] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 1.

[15] Щедровицкий Д. В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. Том 3: Книги Левит, Чисел и Второзакония. с. 753

[16] Щедровицкий Д. В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. Том 3: Книги Левит, Чисел и Второзакония. с. 754

[17] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 3.

[18] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 3.

[19] Щедровицкий Д. В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. Том 3: Книги Левит, Чисел и Второзакония. с. 758

[20] Щедровицкий Д. В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. Том 3: Книги Левит, Чисел и Второзакония. с. 760

[21] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 5.

[22] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 5.

[23] Щедровицкий Д. В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. Том 3: Книги Левит, Чисел и Второзакония. с. 770

[24] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 8.

[25] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 9.

[26] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 11.

[27] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 11.

[28] С. С. Аверинцев, Древнееврейская литература // История всемирной литературы. Том 1. с. 275

[29] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 11.

[30] С. С. Аверинцев, Древнееврейская литература // История всемирной литературы. Том 1. с. 275

[31] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 12.

[32] Щедровицкий Д. В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. Том 3: Книги Левит, Чисел и Второзакония. с. 802

[33] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 13.

[34] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 13.

[35] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 13.

[36] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 13.

[37] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 14.

[38] Щедровицкий Д. В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. Том 3: Книги Левит, Чисел и Второзакония. с. 752

[39] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 16.

[40] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 16.

[41] Щедровицкий Д. В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. Том 3: Книги Левит, Чисел и Второзакония. с. 820

[42] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 21.

[43] Щедровицкий Д. В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. Том 3: Книги Левит, Чисел и Второзакония. с. 844

[44] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, глава 22.

[45] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 25.

[46] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 31.

[47] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 31.

[48] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 36.

[49] С. С. Аверинцев, Древнееврейская литература // История всемирной литературы. Том 1. с. 278

[50] Мень А., Исагогика. Ветхий Завет.

[51] С. С. Аверинцев, Древнееврейская литература // История всемирной литературы. Том 1. с. 272

[52] С. С. Аверинцев, Древнееврейская литература // История всемирной литературы. Том 1. с. 273

[53] С. С. Аверинцев, Древнееврейская литература // История всемирной литературы. Том 1. с. 274

[54] С. С. Аверинцев, Древнееврейская литература // История всемирной литературы. Том 1. с. 275

[55] С. С. Аверинцев, Древнееврейская литература // История всемирной литературы. Том 1. с. 273

[56] С. С. Аверинцев, Древнееврейская литература // История всемирной литературы. Том 1. с. 273

[57] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 11.

[58] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 16.

[59] Библия, Ветхий Завет, Книга Чисел, гл. 16.

[60] С. С. Аверинцев, Древнееврейская литература // История всемирной литературы. Том 1. с. 283


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.