рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Источники и пути получения информации

Что можно найти в WWW

Следствием описанного принципа формирования ресурсов WWW являются как достоинства, так и недостатки этого механизма доступа к информации. С одной стороны, в Интернете информацию публикуют миллионы самых различных людей и организаций, и сложно представить себе область интересов, с которой никто из этих миллионов не был бы связан. Хотя часть этой информации может быть доступна за деньги, огромное количество ресурсов доступно бесплатно. Иногда важным оказывается и то, что информацию из Интернета можно получать сразу же после ее публикации в Сети. С другой стороны, при попытке найти ответ на конкретный вопрос миллионы отдельных ресурсов, как бессодержательных, так и полезных, но не имеющих отношения к данному вопросу, образуют огромный “стог сена”, в котором скрывается нужная “иголка”. Это порождает полярные оценки Интернета как средства доступа к информации — от восторженных заявлений о том, что “в Сети есть все!” до резких определений наподобие “всемирной помойки”.

На практике реальная возможность найти ответ на интересующий вопрос обеспечивается множеством различных поисковых механизмов. Полезность Сети для конкретного пользователя или организации решающим образом зависит от умения применять эти средства. Подходы к поиску необходимой информации мы обсудим несколько ниже, а сначала рассмотрим некоторые примеры той полезной информации, которую можно найти в Интернете.

Прежде чем назвать адреса конкретных ресурсов, следует сделать важное замечание. Информационные ресурсы в пространстве WWW активно развиваются, реорганизуются, а иногда и прекращают свое существование. Сайты и тем более конкретные страницы внутри них могут с течением времени изменять свои адреса или даже исчезать. Поэтому некоторые URL, приведенные в этой книге, со временем могут устареть. Если нужный сайт или страница отсутствуют по прежнему адресу, имеет смысл попытаться найти их при помощи поисковых механизмов Интернета — возможно, они сменили URL.

Содержание конкретного сайта в значительной степени определяется тем, кем он создан, а также целями его создания. Рассматривая примеры информационных ресурсов, мы будем ориентироваться на условную классификацию сайтов по их создателям.

Сайт может быть создан неправительственной (общественной) организацией. На таких сайтах, как правило, публикуется информация о задачах, характере деятельности, текущих и будущих проектах организации, иногда — отчеты по завершенным проектам. Реже на таких сайтах находятся материалы, которые можно квалифицировать как “информационные продукты”. Это могут быть специально созданные информационные ресурсы (например, базы данных), или электронные версии публикаций и докладов, подготовленных организацией.

Значительная часть существующих в настоящее время российских сайтов, посвященных вопросам охраны окружающей среды, создана неправительственными организациями. Например, российский экологический сайт Ecoline (http://www.ecoline.ru/) предоставляет не только информацию о поддерживающих его организациях — ЦКИ СоЭС и Эколайн, но и ряд регулярно обновляющихся баз данных. Среди них — базы данных по источникам финансирования для неправительственных организаций, по организациям-участникам экологического движения. На сайте размещен каталог открытой экологической библиотеки “Эколайн” с возможностью поиска, а также расположен “Методический центр”, содержащий тексты книг и статей, нормативные акты и справочные материалы по экологическому мониторингу, экологической экспертизе, проблеме обращения с твердыми бытовыми отходами и т.п. Доступны новости экологического движения, публикации организаций — членов Социально-экологического Союза и другие материалы.

Сайт норвежской организации “Беллуна” (http://www.bellona.no/) содержит знаменитый доклад “Северный флот. Потенциальный риск радиоактивного загрязнения региона” на русском, английском и норвежском языках. Там же публикуются оперативные новости по этой и смежным темам. Ряд докладов по глобальным и региональным экологическим проблемам опубликован на сайте Greenpeace (http://www.greenpeace.org/).

Сайт “Некоммерческие организации Северо-Запада России” содержит справочник по негосударственным экологическим организациям Санкт-Петербурга (http://www.spb.org.ru/eco/index.html).

Сайт Трансграничного экологического информационного агентства (http://www.teia.org/ и http://teia.pu.ru/) содержит выпуски упоминавшихся ранее Трансграничных экологических новостей, а также ряд полезных ссылок на источники информации о состоянии окружающей среды Северо-Запада России и Балтийского региона, о проектах в этой области. Вообще, бюллетени, распространяемые по электронной почте, часто доступны и через WWW. Так, доступны выпуски АВЭ-Инфо (http://www.sci-nnov.ru/massmedia/papers/nnpapers/aveinfo/), а также материалы, распространяемые в рамках службы “Что нового?” (http://www.ecoline.ru/news/).

Сайт может быть создан образовательной или научной организацией. На университетских сайтах обычно предоставляют место для студенческих публикаций, но могут существовать и специальные разделы, соответствующие направлениям исследований университетов — так, например, на сайте Манчестерского университета находится раздел Манчестерского центра по оценке воздействия на окружающую среду (http://www.art.man.ac.uk/eia/eiac.htm). В этом разделе представлены научные, методические и просветительские материалы, подготовленные центром. Сайты университетов часто содержат обширные библиографии, списки публикаций на различные темы. При этом сами публикации редко бывают доступны через Интернет. Однако на таких сайтах можно найти адреса электронной почты авторов публикаций или специалистов, работающих над проблемой.

Международные организации отражают на своих сайтах деятельность организации, проводимые мероприятия и т.п. Нередко там можно найти и доклады, посвященные экологическим проблемам глобального и регионального уровня. Примером может служить сайт UNEP — Программы ООН по окружающей среде (http://www.unep.org/). Там же доступны полные тексты ряда международных конвенций (http://www.unep.org/unep/convention/env3.htm). Несколько других конвенций доступны на сайте Комитет по экологии Европейской экономической комиссии ООН (http://www.unece.org/env/env_ep.htm). Через сайты организации GRID6, действующей под эгидой UNEP, можно свободно получить ряд наборов данных в формате геоинформационной системы ARC/INFO (http://www.grid.unep.ch, http://www.grida.no/) и др. Эти наборы отражают различные аспекты состояния окружающей среды в глобальном и региональном масштабах.

Государственные учреждения публикуют в Интернете информацию о своей деятельности — тексты законов, сообщения об осуществляемых программах и т.п. Впервые такие подходы были опробованы в США. Например, всякий (не только американский) пользователь Интернета может познакомиться с протоколами заседаний Конгресса за несколько последних лет. Доступности официальной информации через Сеть в последнее время придается большое значение. Все вновь создаваемые методические материалы американского Агентства по охране окружающей среды размещаются также и в Интернете (http://www.epa.gov/). В последнее время и российские государственные органы уделяют внимание размещению информации в Интернете. На сайте Агентства коммерческой и деловой информации “Экономика и жизнь” (http://www.akdi.ru/) размещены “информационные каналы” Государственной Думы и Совета Федерации. Помимо текстов принятых законов, там доступны тексты рассматриваемых законопроектов, информация о парламентских слушаниях, работе комитетов и т.п. Российское законодательство доступно и на сайтах коммерческих компаний. Так, нижегородская компания Инфорис (http://www.inforis.ru/) предоставляет доступ через Интернет к правовой базе данных “Кодекс”. Тексты законов доступны там бесплатно, а тексты подзаконных актов — за плату.

Публикуют свою информацию и природоохранные органы. На сайте Госкомэкологии РФ (http://www.fcgs.rssi.ru/rus/mepnr/index.htm), например, содержатся электронные версии докладов о состоянии окружающей природной среды в РФ за 1992 — 1994 годы. Пока, правда, более содержательными и чаще обновляемыми оказываются сайты некоторых региональных комитетов по охране окружающей среды. Например, на сайте Томского областного комитета (http://green.tsu.ru) можно найти ежегодные обзоры состояния окружающей природной среды региона, а также множество документов, отражающих работу комитета. Комитет Санкт-Петербурга и Ленинградской области также опубликовал обзор состояния окружающей среды региона, а также подборку природоохранного законодательства города и области (http://base.dux.ru/lcp/LR_HOMT.HTM). На сайте Управления Мэра Москвы размещен обзор состояния окружающей среды города (http://www.md.mos.ru/unep/), подготовленный на основе соответствующего государственного доклада и снабженный большим количеством карт и графиков.

Сайты коммерческих компаний, как правило, содержат информацию о продукции или услугах компании. Иногда там же публикуются материалы, отражающие экологическую политику компании, как, например, на русском сайте компании Canon (http://www.canon.ru/ecology/).

На сайтах СМИ могут публиковаться различные материалы: от аннотаций отдельных статей до полных электронных версий газет и журналов. Иногда новости публикуются в Интернете еще до их появления на бумаге, а иногда, напротив, с запозданием. В некоторых случаях полная версия доступна за плату. Это справедливо не только для газет и журналов — как правило, новостные агентства предоставляют бесплатно лишь ограниченный доступ к своей информации. Например, ИТАР-ТАСС (http://www.itar-tass.com) бесплатно позволяет видеть лишь заголовки информационных сообщений.

Наконец, существует огромное множество персональных сайтов, созданных отдельными людьми. Естественно, сказать о них что-то общее затруднительно. Тем не менее, среди них существуют весьма полезные ресурсы, созданные энтузиастами в той или иной области.

Нередко на WWW-сайтах размещаются сведения об источниках информации других типов — публикациях, электронных источниках информации негипертекстового вида. Например, можно узнать о существовании бесплатно распространяемой программы для анализа риска здоровью или о бюллетене, рассылаемом по электронной почте. Такие источники информации могут оказаться весьма полезными.

Очевидна и возможность завязать с помощью Интернета знакомство с самыми разными организациями и людьми, установить связь со специалистом по какой-либо проблеме. Если ваша деятельность представляет взаимный интерес, это может послужить началом сотрудничества.

Поиск информации в WWW

Мы коротко описали некоторые типы информационных ресурсов в Интернете. Теперь обратимся к средствам поиска, без которых работа в Интернете при его нынешних масштабах просто немыслима. Эти средства можно разделить на несколько категорий.

1.            “Поисковые машины”. Эти средства поиска в ответ на запрос пользователя выдают список страниц, удовлетворяющих заданным критериям. Для этого поисковые машины аккумулируют в своей базе данных информацию о множестве (до десятков миллионов) страниц, существующих в Интернете. В результате пользователь может проводить поиск по словам и фразам, которые должны содержаться в полном тексте требуемой страницы. При этом можно выстраивать довольно сложные критерии (например, найти все страницы, где есть слово “пища” и словосочетание “тяжелые металлы”, но нет слова “ртуть”). По такому принципу работают, например, AltaVista (http://www.altavista.com/), а также русские поисковые машины Яndex (http://www.yandex.ru/) и Rambler (http://www.rambler.ru/). Важность последних состоит в том, что поиск в них проводится, главным образом, среди страниц, содержащих русский текст. Кроме того, некоторые из русских поисковых машин учитывают формы русских слов (например, при поиске по слову “экология” ищут также страницы со словами “экологии”, “экологию” и т.п.).

2.            “Каталоги”, в которых сайты упорядочены по категориям специально разработанного дерева-рубрикатора. Наиболее популярный каталог в Сети — Yahoo! (http://www.yahoo.com/), существуют и русские каталоги (http://www.au.ru/, http://www.stars.ru/).

3.            Тематические подборки ссылок. Иногда они содержат рубрикатор и могут рассматриваться как частный случай каталога, ограниченного некоторой темой. В качестве примера можно привести сайт BALLERINA (http://www.baltic-region.net/), целью создания которого является предоставить единую “точку доступа” к разнообразным ресурсам, отражающим состояние и проблемы окружающей среды Балтийского региона.

4.            Поисковые механизмы, действующие в пределах сайта. Многие крупные сайты содержат “внутренний” поисковый механизм для документов, находящихся в пределах сайта. Кроме того, сайт часто содержит более или менее подробный перечень документов или разделов сайта в виде специальной страницы — “карты сайта” (site map).

Результатом применения любого поискового механизма является набор ссылок на страницы. Эти страницы еще предстоит просмотреть вручную, чтобы проверить, содержится ли на них нужная информация. Но это уже работа не только посильная, но и полезная — именно так можно встретить новые подходы к вашему вопросу или неожиданные аналогии с совершенно другими предметными областями. Иногда, не найдя ответа на свой вопрос, можно тем не менее обнаружить важную деталь, которая позволит существенно уточнить критерии поиска.

Следующие принципы могут оказаться полезными при поиске информации в Сети.

1.            Необходимо в достаточной степени прояснить цель и предмет информационного поиска. Результатом слишком общего запроса нередко являются сотни или тысячи страниц, а неточный запрос может привести к “потере” нужных страниц. Поэтому, в частности, приступая к поиску информации в новой для себя предметной области, полезно познакомиться с принятой в ней терминологией. При быстром просмотре страниц, являющихся результатом запроса, ясное представление о желаемом результате также оказывается полезным.

2.            Целесообразно проводить информационный поиск несколькими путями, используя несколько различных механизмов. Содержание аналогичных рубрик двух каталогов может существенно различаться; точно так же могут отличаться ответы двух поисковых машин на один и тот же запрос. Если запрос не приводит к успешным результатам, можно попробовать изменить критерии поиска.

Заметим, что эти положения представляют собой принципы любого информационного поиска, лишь адаптированные к конкретным условиям Интернета. Некоторые приемы поиска информации в Интернете иллюстрирует следующий пример.

Задачей поиска было найти список индексов пищевых добавок (так называемых “индексов E”). Исходной информацией послужили сведения из журнальной публикации о том, что этот список разрабатывается подразделением Codex Alimentarius Commission Международной организации по пищевым продуктам и сельскому хозяйству (FAO). Сначала была сделана попытка найти с помощью поисковых машин AltaVista и Infoseek все страницы, содержащие словосочетания “Codex Alimentarius” и “food additives” (пищевые добавки). Однако результирующие списки, выданные обеими машинами, были слишком длинными (несколько сот ссылок). Тогда был найден и просмотрен раздел Codex Alimentarius Commission на сайте FAO (URL этого сайта http://www.fao.org/ был просто угадан по названию организации). Списка индексов среди этих страниц не оказалось (это было проверено “внутренней” поисковой машиной сайта). Раздел не содержал полного текста основного документа комиссии (который, собственно, и называется Codex Alimentarius и содержит международные требования к пищевым продуктам). Этот документ предлагалось заказать за деньги. Однако с помощью содержания удалось выяснить, что система индексов для пищевых добавок называется International Numbering System (международная система нумерации). Поиск по словосочетаниям “International Numbering System” и “food additives” с помощью названных выше поисковых машин дал, соответственно, 4 и 6 ссылок. Одна из этих ссылок и указывала на документ, содержащий требуемый список (http://www.fst.rdg.ac.uk/foodlaw/additive.htm).

Конечно, с помощью Интернета можно получить ответ далеко не на все конкретные вопросы. Во многих случаях информацию о глобальных проблемах получить проще, чем, например, сведения о конкретном регионе. Однако и это не является абсолютным правилом. Большой проблемой для российских пользователей Интернет является относительно малая доля информации на русском языке. Задача создания качественного информационного наполнения для русского Интернета является весьма актуальной. И если вы не нашли ответа на какой-то вопрос в Интернете, то, возможно, найдя ответ в другом источнике, вы посвятите какое-то время подготовке страницы для Сети. Это облегчит задачу следующим за вами.

В заключение отметим, что Интернет в руках общественной организации может быть не только средством поиска и получения информации, но и мощным средством распространения, публикации информации об организации и ее деятельности. Но подробное рассмотрение этого вопроса выходит за рамки данной главы.

* * *

В этой книге, стремясь продемонстрировать то, какие информационные ресурсы можно найти в Сети, мы не ставили перед собой задачи обучить читателя работе с Интернетом. Этой теме посвящено множество книг. Кроме того, по мере практической работы с Сетью необходимые навыки приходят довольно быстро даже без чтения каких-либо пособий.

Здесь мы лишь скажем несколько слов о том, как начать работу с Интернетом. Это можно сделать несколькими способами. Платный доступ к Сети по телефонной линии предоставляют так называемые компании-провайдеры; для этого необходим модем. Как правило, стандартный набор услуг включает как поддержку “почтового ящика” для работы с электронной почтой, так и возможность использовать различные сервисы Интернета (в т.ч. WWW). Часто провайдер предоставляет и программы, необходимые для работы с Сетью. Нередко пользователь имеет возможность разместить в Интернете собственный сайт без дополнительной оплаты.

Другая возможность работы с Сетью связана с тем, что многие высшие учебные заведения и научные учреждения, ряд коммерческих компаний имеют постоянное соединение с Интернетом. В таких учреждениях Интернет принципиально доступен с любого компьютера, подключенного к локальной сети.

Информационные центры, государственные и негосударственные7

В этом разделе мы рассмотрим информационные центры — организации или их подразделения, специально созданные для работы с информацией. Как правило, они занимаются сбором, анализом и распространением информации, хотя в некоторых случаях информационные центры создаются в рамках какой-либо организации для распространения информации, создаваемой этой организацией. Информационные центры создаются государственными организациями, в частности, министерствами и ведомствами, коммерческими компаниями, общественными организациями. Здесь мы обсудим в качестве примера возможности, предоставляемые некоторыми информационными центрами, государственными и теми, чья работа поддерживается общественными организациями. Особо отметим, что наличие в системе ведомства специальных информационных центров не ограничивает права граждан обращаться с информационными запросами и в другие учреждения этого ведомства — территориальные подразделения, научно-исследовательские институты и т.п.

Государственные информационные центры

Информационно-технический центр Госкомэкологии

Информационно-технический центр Госкомэкологии создан по Приказу Госкомэкологии РФ № 547 от 31 декабря 1996 года [20]. Основными задачами Центра являются: содействие формированию и проведению единой информационной и информационно-технологической политики в области охраны окружающей среды, информационно-технологическое обеспечение функционирования информационно-аналитической системы Госкомэкологии России и управления информационными ресурсами центрального аппарата Госкомэкологии России.

К его основным функциям относятся сбор, предварительная обработка и анализ информации, поступающей от территориальных органов Госкомэкологии России, формирование, поддержание и развитие баз и банков данных, обеспечение непосредственного или удаленного доступа к ним сотрудников ведомственных структур Госкомэкологии, организация системы оказания справочных, консультационных и методических услуг в соответствии с запросами поставщиков и потребителей экологической информации. Пользователями услуг центра являются исключительно государственные органы.

Научный и учебно-методический центр Госкомэкологии

Это государственное образовательное учреждение, приоритетной задачей которого является повышение квалификации специалистов по охране окружающей среды, и в первую очередь сотрудников Госкомэкологии России. Центр издает большое количество специализированной литературы, содержащей информацию о состоянии окружающей среды и различных аспектах экологической деятельности в Российской Федерации, сотрудничает со многими региональными научно-исследовательскими институтами и организациями. Кроме того, Центр принимает активное участие в обучении специалистов и разработке программ в области экологического аудирования, экологической экспертизы. Центр участвует в международной деятельности Госкомэкологии России.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.