Реферат: Иран
Реферат: Иран
Реферат
З !!!!!
на тему:
“ !!!!!! ”
Бачинської Алли
Валеріївни
ЗОШ
І-ІІ ст. – ліцей №7
Вінниця 2000
Общие сведения
Иран — одна из наиболее крупных стран Юго-Западной Азии —
по площади (1648 тыс. кв. км) намного превосходит граничащие с ним Турцию (на
северо-западе), Афганистан и Пакистан (на востоке), Ирак (на западе). А если
сравнивать Иран со странами Европы, то получается, что его территория равна
Англии, Испании, Франции, Италии и Швейцарии, вместе взятым. В Зарубежной Азии
он существенно уступает по площади только Китаю и Индии. На севере Иран омывают
воды Каспийского моря, на юге — Персидского и Оманского заливов. Из общей
протяженности государственных границ около 8000 км 1/3,
приходится на морские границы.
Иран — это название страны, происходящее от более древнего
наименования Ариана — «страна ариев». Этот термин употреблялся для наименования
основной части государства Сасанидов (III—VII вв. н. э.).
В самом Иране не только в древности и в средние века, но и
в новое время страна всегда называлась Ираном, однако в Европе и Америке ее
называли Персией, по названию центральной области страны Фарс, или Парс
(по-гречески), где издавна проживала основная народность Ирана — персы,
говорящие на фарси. Желая подчеркнуть былое величие государства, правительство
Ирана в 1935 г. обратилось ко всем государствам мира с просьбой официально
называть страну Ираном. Современная столица страны — Тегеран.
Иран отличается пестротой национального состава. При
населении в 34 млн. человек (1977 г.) основное этническое ядро — персы —
составляет только около 50%; другие крупные национальности — азербайджанцы
(около 20%) и курды (около 9%).
По конституции (принятой в 1906— 1907 гг.) Иран был
конституционной монархией; во главе государства стоял шах, он же —
главнокомандующий вооруженными силами страны. Неоднократно вносившиеся по
инициативе шаха изменения в конституцию дали ему целый ряд прерогатив, которые
позволили установить режим личной власти. Это стало важной причиной широкого
недовольства, переросшего в 1978 г. в социально-политический кризис. В
январе 1979 г. шах был вынужден покинуть Иран. Введенная шахом в 1975 г.
однопартийная система вызывала массовое недовольство и в 1978 г. была отменена.
В результате массового народного движения режим шаха
рухнул.
Иран относится к развивающимся странам, избравшим
капиталистический путь развития. Используя огромные доходы, получаемые от
экспорта нефти и опираясь на социально-экономические реформы, проведенные
правящими кругами страны, Иран за последнее десятилетие совершил значительный
скачок в развитии хозяйства, и теперь вряд ли его можно называть, как это было
сравнительно недавно, отсталой сельскохозяйственной страной с полуколониальным
укладом экономики.
В результате аграрной реформы, в основном завершенной в
1972 г., позиции помещиков были подорваны. Землю получило около 15 млн.
крестьян (на условиях выплаты ее стоимости государству в рассрочку за 12 лет),
но основными собственниками земли стали зажиточные крестьяне, которые явились
опорой правительства в деревне. Помещики же, проживавшие и до реформы, как правило,
в крупных городах, получив от государства выкуп за землю, стали держателями
акций промышленных предприятий.
Иран в настоящее время является страной
аграрно-индустриального типа. При огромных поступлениях иностранной валюты от
продажи нефти (около 20 млрд. долл. в 1976 г.) Иран ускоренными темпами
развивает свою промышленность, создает новые ее отрасли (нефтехимическую,
машиностроительную, в том числе автомобильную, авиационную, военную), расширяет
металлургическую промышленность. Иран тесно сотрудничает с крупнейшими
монополиями ведущих капиталистических держав. Возникающая на условиях
совместного участия иранского капитала с капиталом монополий США, Англии,
Франции, Италии, Японии и ФРГ (60—70% — доля Ирана, 30—40% — доля иностранного
капитала) иранская промышленность рассчитана на сбыт товаров не только в
Иране, но в значительной степени и в соседних странах Ближнего Востока,
Юго-Восточной Азии и Африки. Будучи не в состоянии в первое время освоить все
доходы от нефти, Иран начал экспортировать капитал. Он превратился в
страну, оказывающую финансовую помощь как развитым, так и развивающимся
странам. В середине 1970-х гг. Иран санкционировал займы Англии (1,2 млрд.
долл.), Египту (более 1 млрд.), Индии (1 млрд.), Пакистану (1 млрд.), а также
Заиру и др. Общая сумма займов, предоставленных Ираном другим странам,
составила 10 млрд. долл. Иран стал кредитором Международного валютного фонда.
Социально-политический кризис 1978—1979 гг. нанес
серьезный ущерб экономике Ирана и существенно ослабил его внешнеэкономические
позиции. Забастовка рабочих-нефтяников парализовала добычу нефти — основного
источника финансовых поступлений. С осени 1978 г. замерла экономическая жизнь
страны.
Важнейшие
исторические события
В условиях развития капитализма в Европе и борьбы
империалистических держав за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения
капитала феодально отсталый Иран стал объектом их эксплуатации.
Наиболее характерной была политика империалистических
держав в отношении Ирана в первые годы после второй мировой войны. Правительства
Англии и США, пользуясь тем, что они оказали правящим кругам Ирана помощь в
подавлении национально-демократического движения в стране (особенно в
Иранском Азербайджане), заключили с Ираном ряд военных и экономических
договоров и соглашений, которые способствовали ориентации внешней и внутренней
политики Ирана на империалистические государства. США и Англию интересовало
как выгодное военно-стратегическое положение Ирана у границ Советского Союза,
так и иранская нефть. Поэтому в 1955 г. они вовлекли Иран в Багдадский пакт
(ныне СЕНТО), направленный против СССР и других социалистических стран, и с
помощью Международного нефтяного консорциума (созданного в 1954 г.), займов,
различного вида «безвозмездных» субсидий, кредитов и других средств оказывали
влияние на иранскую экономику. Ряд военных договоров и соглашений, в том числе
и американо-иранское соглашение 1959 г., потребовали от Ирана больших расходов
на непроизводительные цели. Все это в сочетании с внутренними
социально-экономическими трудностями, кризисом в сельском хозяйстве (в силу
значительных остатков феодализма), промышленности, финансовой системе привело
в конце 50-х — начале 60-х годов к широкому недовольству народа
обанкротившейся внешней и внутренней политикой Ирана.
В этих условиях правящим кругам страны пришлось существенно
изменить политику. Во внутриполитическом плане это выразилось в проведении
социально-экономических реформ (названных «белой революцией»), направленных
против феодальных порядков и призванных форсировать развитие капитализма; во
внешнеполитическом — в нормализации (с 1962 г.) отношение с СССР и другими
социалистическими странами.
Новая политика Ирана дала определенные положительные
результаты: произошли заметные сдвиги в экономике, в основном было покончено с
господством полуфеодальных производственных отношений в деревне. За последние
15 лет темпы роста экономики Ирана ежегодно превышали 10% (вместо 2—3% в прошлом),
возросла доля промышленности по сравнению с долей сельского хозяйства в валовом
национальном продукте. Новая экономическая политика Ирана дала и отрицательные
результаты: бурный рост цен на товары, жилье, расширение безработицы. Сельское
хозяйство не обеспечивает всех потребностей страны в продовольствии. В то же
время огромные средства затрачивались на милитаризацию Ирана, на закупку
новейших видов оружия. Все это вело к дальнейшему ухудшению положения
трудящихся.
В
течение 1978 г., в условиях усиливающихся внутренних социально-экономических
трудностей в Иране проходили массовые антиправительственные демонстрации.
Осенью начались массовые забастовки рабочих и служащих нефтяной
промышленности, транспорта, связи, коммунального хозяйства. Иранский народ
требовал коренных преобразовании в политической, социальной, экономической и
культурной областях. Такого накала политической борьбы страна не знала. В
столице и других крупных городах ставленники шаха были смещены.
Население
Иран наряду с Афганистаном принадлежит к числу самых
многонациональных государств Юго-Западной Азии. Здесь проживает свыше 30
крупных и мелких народов, а если учесть также отдельные племена и. этнические
группы, в той или иной степени сохранившие культурно-бытовое своеобразие, число
их еще больше.
Подавляющее большинство народов Ирана принадлежит к
иранской группе индоевропейской языковой семьи и к тюркской группе алтайской
языковой семьи (соответственно около 75 и свыше 20%). К первой из них относятся
персы (13,5 млн.), гилянцы (1,6 млн.), мазандеранцы (1,2 млн.), курды (2,5
млн.), луры (0,8 млн.), бахтиары (0,5 млн.), белуджи, талыши, таты, хазарейцы,
джемшиды, афганцы и таджики. Ко второй относятся азербайджанцы (5 млн.),
туркмены, кашкайцы, каджары, афшары, шахсевены, карапапахи, бахарлу, эйналу,
нафары, хорасани и др. Из других проживающих в стране народов арабы (0,55 млн.)
и ассирийцы говорят на языках семитской группы семито-хамитской языковой семьи,
армяне — на стоящем особняком языке индоевропейской семьи, грузины — на языке
картвельской группы кавказской семьи.
Многонациональность Ирана в значительной мере является
наследием завоевательной политики его древних и средневековых правителей,
объединявших под своей властью множество разноязычных племен и народов, а также
тех завоеваний, которым подвергался сам Иран. В дальнейшем сохранению
этнической дробности способствовала феодальная отсталость страны и племенной
строй кочевой части населения.
Основная этническая общность — персы — сосредоточена
главным образом в центральных и южных районах страны. В других районах, кроме
Иранского Азербайджана, они составляют большинство населения городов. К северу
от основного ареала расселения персов живут этнически близкие им, но сохраняющие
ряд диалектных и культурных особенностей гилянцы, мазандеранцы и талыши, к
западу — курды, луры и бахтиары, к востоку — афганцы, белуджи, хазарейцы,
таджики. Вторая по величине этническая общность — азербайджанцы — населяет
северо-западную часть страны, граничащую с Азербайджаном. С ними соседствуют
родственные им полукочевые и оседлые племена афшаров, шахсевенов и карапапахов.
На юге страны обитают кашкайцы и некоторые другие тюркские кочевые племена, а
также арабы.
В настоящее время персы и иранские азербайджанцы являются
сформировавшимися буржуазными нациями, другие же народы стоят на различных
ступенях этносоциального развития, составляя частью племена, частью
народности. Некоторые из них постепенно ассимилируются с персами, что в
известной степени является результатом политики иранизации, проводимой в
стране. Официально считается, что все исповедующие ислам народы страны
составляют вместе с персами единую иранскую нацию. Как национальные
меньшинства рассматриваются только представители других вероисповеданий:
христиане — армяне и ассирийцы; зороастрийцы — парсы, или гебры; иудаисты —
евреи. При проведении переписи населения 1956 г. впервые было учтено количество
говорящих на так называемых местных языках, но уже при проведении следующей
переписи 1966 г. такой учет не проводился.
В
последнее время ассимиляционным процессам в Иране способствует также развитие
капиталистических отношений, ведущее к смешению и культурно-языковому
взаимодействию разнонационального населения в городах, на нефтепромыслах,
крупных стройках и т. п. Особенно заметна иранизация гилянцев и мазандеранцев.
В то же время малочисленные тюркские народы Северного Ирана, а отчасти и
ираноязычные талыши ассимилируются азербайджанцами.
Экономика
Самое характерное для экономики современного Ирана — это
завершение перехода от полуфеодальных социально-экономических отношений к
капиталистическим и превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную.
Правящие круги Ирана поставили задачу индустриализировать страну, создать
многоотраслевое хозяйство, способное через 15 — 20 лет обеспечивать в основном
внутренние потребности страны, и стать крупным экспортером промышленной продукции,
В первой половине 70-х годов экономика Ирана развивалась
быстро. Валовой национальный продукт (ВНП) возрастал ежегодно более чем на 10%
и составил в 1975 г. 20,7 млрд. долл., что превышало валовой национальный продукт
1960 г. почти в 5 раз. Резко изменилось соотношение долей основных отраслей
экономики в ВНП. Если в 1941 г. доля сельского хозяйства в ВНП составляла 71
и в промышленности 25%, а в 1962 г. — соответственно 28 и 33%, то в 1972 г.
доля сельского хозяйства в ВНП уменьшилась до 15 %, а доля промышленности
увеличилась до 43%. Однако под влиянием экономического кризиса в
капиталистической мире темпы экономического развития Ирана снизились, рост ВНП
в 1976 г. составил уже 4,9 %.
О промышленном развитии страны свидетельствует и
сокращение, доли занятости сельского населения в производстве национального
дохода. Если 30 лет назад сельское население Ирана, составлявшее 78% всех
жителей страны, производило 3/4 национального дохода, то
теперь 60% населения, проживающего в сельской местности, производит уже менее 1/5
национального дохода.
Экономическое развитие Ирана стало возможным благодаря
огромным доходам от нефти. В июле 1973 г. Иран добился полного контроля над
своими нефтяными ресурсами. В связи с разразившимся в 70-х годах в
капиталистическом мире энергетическим кризисом Иран стал получать огромное
количество валюты (в 1973 г. — 6,3 млрд., в 1974 г. — 18,6 млрд., в 1975 и 1976
гг. — около 20 млрд. долл. в год), значительная часть которой направлялась на
развитие экономики. Годовой бюджет страны за 15 лет возрос примерно в 20 раз,
составив в 1977 г. около 50 млрд. долл.
В будущем Иран вероятно сможет получать значительные
средства и от продажи газа, который до недавнего времени бесполезно сжигался в
факелах в местах добычи нефти, а также от развития горно-добывающей
промышленности.
В ноябре 1975 г. в Тегеране было подписано два
многосторонних соглашения на компенсационной основе о поставке иранского
природного газа в ФРГ, Австрию и Францию через территорию Советского Союза и
Чехословакии по 13,4 млрд. куб. м ежегодно, начиная с января 1981-го и вплоть
до 2003 года. В соответствии с этими соглашениями поставляемый Ираном газ
будет потребляться в Советском Союзе, а в ФРГ, Францию и Австрию будет поставляться
эквивалентное количество советского природного газа. До обострения
внутриполитической обстановки Иран по экспорту природного газа занимал третье
место среди капиталистических и развивающихся стран.
На экономическое развитие Ирана благотворное влияние
оказало улучшение отношений с СССР. В 60-е годы между СССР и Ираном был
заключен ряд договоров и соглашений, в том числе об оказании экономического и
технического содействия в строительстве Исфаханского металлургического завода
и других предприятий.
В 1962 г. иранским правительством были разработаны, а 26
января 1963 г. (по старому иранскому календарю — 6 бахмана 1341 г.) утверждены
референдумом социально-экономические реформы, названные «белой революцией»,
или «революцией 6-го бахмана». Они касались вопросов осуществления земельной
реформы, национализации лесов и пастбищ, продажи государственных предприятий
частным лицам в целях получения средств для финансирования земельной реформы
и поощрения частнокапиталистического предпринимательства, создания «корпуса
просвещения».
Однако в условиях режима личной власти и постоянного
несоблюдения конституционных норм, проведение реформ сопровождалось
многочисленными нарушениями законности. Коррупция, расхищение государственных
средств, злоупотребления властью привели к тому, что результатами реформ
воспользовалась численно небольшая имущая верхушка общества. Что же касается
широких народных масс, а также так называемых средних слоев, то они продолжали
страдать от безработицы, неуклонного роста стоимости жизни и бесправия.
Отрицательно сказывался на положении трудящихся также
безудержный рост непроизводительных (военных и других) расходов, в частности,
на содержание аппарата насилия (тайной полиции, жандармерии и других),
вызывавших всеобщее недовольство. Ежегодно Иран расходовал около трети государственного
бюджета (в 1978 г. — 10 млрд. долл.) на закупки современного оружия (главным
образом в США) и на другие военные цели.
До начала претворения в жизнь аграрной реформы Иран был
страной крупного полуфеодально-помещичьего землевладения. Шаху, его семье,
помещикам, вождям племен, высшему духовенству, т. е. небольшому кругу семей,
составлявшим примерно 1% населения страны, принадлежало свыше 80% пригодных к
обработке земель. На долю же мелких землевладельцев приходилось всего лишь
около 12—15% всех обрабатываемых земель. Около 70% крестьян землей не владели,
арендуя ее на кабальных условиях полуфеодальной издольщины.
Аграрная реформа ставила своей целью не ликвидацию
земельной собственности помещиков, а лишь ее ограничение, точнее — ликвидацию
крупного землевладения, ведущегося на полуфеодальной основе. Излишки земель у
помещиков подлежали изъятию за выкуп и продаже в рассрочку крестьянам, работающим
на этой земле.
Несмотря на сопротивление отдельных крупных феодалов,
вождей племен и части духовенства, иранскому правительству удалось, в
основном, осуществить земельную реформу и разукрупнить помещичьи владения.
Полуфеодальное землевладение и землепользование в целом было ликвидировано.
Первоначально владения помещиков ограничивались землями одной деревни (вне
зависимости от размеров площади имения), затем с 1965 г. размер имений был
установлен в пределах от 20 до 150 га (в зависимости от климата и наличия
воды).
Разделу не подлежали земли тех имений, в которых
сельскохозяйственное производство велось на капиталистической основе (с
применением сельскохозяйственных машин и наемных рабочих) и размеры которых не
превышали 500 га, а также сады. Земельные излишки сверх установленного
максимума помещик мог по своему усмотрению либо продать своим арендаторам, либо
сдать в аренду на 30 лет. В долгосрочную аренду (на 99 лет) сдавались лишь
неотчуждаемые земли мечетей — вакфы. Следующий этап реформы (с конца 1968 г.)
касался вопросов дальнейшего урегулирования взаимоотношений помещиков с крестьянами:
все земли, отдаваемые ранее помещиками в аренду, должны были быть проданы;
предполагалась также интенсивная механизация сельского хозяйства у более
зажиточных крестьян.
Земельная реформа позволила 2,9 млн. крестьянских семей
(около 15 млн. человек) приобрести небольшие участки земли, в среднем около
2,4 га на одну семью.
Земельная реформа нанесла удар по ^полуфеодальному
землевладению — главной опоре средневекового способа производства и одному из
источников отсталости Ирана — и тем самым расчистила путь для развития
сельского хозяйства в капиталистическом направлении.
Аграрная реформа изменила социально-экономические
отношения в иранской деревне. Помещик перестал быть центральной фигурой
деревни, уменьшилась роль ростовщика, в финансировании сельскохозяйственного
производства возросла роль кооперативного кредита. Повысилась техническая
оснащенность сельского хозяйства. Если в 1962 г. один трактор приходился на 9
деревень, то в начале 1970-х гг. — на 2 деревни. За период проведения
реформы более чем в 4 раза возросло применение минеральных удобрений. Однако
усилия иранского правительства, направленные на изменение сложившегося веками
отсталого сельскохозяйственного производства со средневековыми в целом методами
ведения растениеводства и животноводства, не дали эффективных результатов.
Сельское хозяйство не обеспечивает (за исключением некоторых благоприятных по
погодным условиям годов) внутренних потребностей страны. Оно в значительной
степени подвержено влиянию стихийных природных явлений, таких, как засуха,
наводнения, снегопады и др.
Аграрные преобразования тем не менее привели к определенным
сдвигам. Уже за период с 1964 по 1969 г. продукция земледелия возросла примерно
на одну треть, что позволило Ирану в начале 1970-х гг. превратиться из
импортера в экспортера пшеницы. За 60—70-е годы производство пшеницы и ячменя
увеличилось с 2,6 млн. до 6 млн. т риса — с 566 тыс. до 1,45 млн. т, более чем
в 2 раза возросло производство фруктов и овощей. Однако в середине 70-х годов
страна стала вновь испытывать очень острую нехватку продовольствия, особенно
зерна. Импорт продуктов земледелия и животноводства в страну растет из года в
год.
Рост сельскохозяйственного производства происходит главным
образом путем увеличения посевных площадей и в меньшей степени за счет
механизации хозяйства и применения химических удобрений.
За период с 1960 по 1973 г. посевные площади в Иране
увеличились с 6,4 млн. до 8 млн. га. В результате строительства 12 новых
плотин и ввода их в действие площадь обрабатываемых земель увеличилась в
начале 80-х годов до 10—12 млн. га. Намечается построить, первые установки по
опреснению соленой воды, что также позволит увеличить производство
сельскохозяйственной продукции.
В 1972 г. иранское правительство утвердило план
строительства нескольких крупных аграрно-индустриальных центров. Один из них
создается в Марвдаште (провинция Фарс), другой — в Муганской степи.
Таким образом, развитие сельского хозяйства Ирана мыслится
посредством вовлечения мелких крестьянских хозяйств в систему
капиталистических отношений, с одной стороны, и, с другой — с помощью создания
аграрно-индустриальных комплексов и кооперативов капиталистического типа.
Однако, несмотря на предпринимаемые правительством меры к
подъему сельского хозяйства, поставленная им задача — добиться самообеспечения
страны сельскохозяйственными продуктами — в ближайшие десятилетия вряд ли может
быть решена. Рост внутреннего потребления (13% в год в среднем) в связи с
постоянным приростом населения значительно превышает рост
сельскохозяйственного производства (среднегодовой темп роста его за 1968—1972
гг. — 3,9%). В результате Иран вынужден ежегодно закупать в США, Австралии и
других странах многие продовольственные товары.
Правительство Ирана проводит курс на индустриализацию
страны, пытается превратить ее в промышленно развитое государство.
Опираясь на постоянно растущие доходы от нефти (они
покрывают примерно 80 % валютных и более 50 % государственных расходов), Иран
производит диверсификацию, т. е. усиливает тенденцию к многообразию структуры
своей экономики. Создаются такие новые для этой страны отрасли промышленности,
как металлургия, машиностроение, автомобилестроение, химическая
промышленность, электротехника, добыча и переработка нефти и других полезных
ископаемых, строительство ирригационных сооружений, электростанций (в том
числе атомных).
Иностранные международные компании охотно идут на вложение
своих капиталов в совместные предприятия в Иране. Монополии США, Англии,
Франции, ФРГ, Японии и других капиталистических стран отводят Ирану роль
опорной базы для своей деятельности на Ближнем и Среднем Востоке. Создаваемые
ими на паях с иранским капиталом (иностранные капиталы по иранским законам не
должны превышать 50% совместных капиталовложений) акционерные компании
завоевывают не только иранский рынок, но уже выходят на региональные международные
рынки сбыта.
Культура:
традиции и современность
Развитие экономики и сдвиги в общественной жизни,
происходящие в Иране в последнее десятилетие, привели к определенному
прогрессу в области просвещения, науки, здравоохранения, спорта.
Для борьбы с неграмотностью создан так называемый корпус
просвещения. Молодые люди, призванные на военную службу и зачисленные в этот
корпус, направляются на два года преподавателями в сельские школы. Они учат не
только детей, но и взрослых. Для распространения навыков гигиены и санитарии в
сельской местности и оказания крестьянам медицинской помощи создан подобный
же корпус здравоохранения.
В стране значительно выросло число населения, умеющего
читать и писать. Если в 1956 г., по данным ЮНЕСКО, население Ирана было
неграмотно на 85—90% (среди сельского населения грамотных было менее 4%, в том
числе среди женщин — около 1 %), то в 1968 г. неграмотность снизилась до 70%.
В 1974 г., по иранским данным, неграмотное население моложе 50 лет уже
составило немногим менее 50%.
За последнее десятилетие в Тегеране и в других крупных
городах созданы новые высшие учебные заведения (государственные и частные),
проведена перестройка системы высшего образования с ориентацией на подготовку
технических кадров для развивающейся промышленности и сельского хозяйства. При
этом была сокращена подготовка специалистов в области гуманитарных наук. Организованы
центры профессионального и технического образования.
Медицинское обслуживание в Иране в настоящее время далеко
не удовлетворяет потребности страны, но и в этой области произошли довольно
значительные сдвиги.
В стране полностью ликвидированы заболевания трахомой,
которая раньше была бичом населения южных городов и деревень, большие успехи
достигнуты в борьбе с туберкулезом, венерическими болезнями, проказой. В
результате борьбы с детскими эпидемическими заболеваниями детская смертность
значительно снизилась.
Используемая
литература:
1.
Масляк
П.О., Олійник Я.Б., Степаненко А.В., Шищенко П.Г. Географія. – К.: Знання, -
1998. – 829 с.
2.
Руснак
П.П., Жебка В.В., Рудий М.М., Чалий А.А. Економіка сільського господарства. –
К.: Урожай, 1998. - 320 с.
3.
Страны и народы. Науч.-попул. геогр.-этногр.
изд. В 20-ти т. Зарубежная Азия. Общий обзор. Юго-Западная Азия/Редкол.: Н.И.
Прошин (отв.ред.), И.А.Дементьев и др. – М.: Мысль, 1979. – 381 с.
|