Реферат: И.В. Сталин
Отчасти, быть может, по краткости срока между 1956 годом и брежневско-сусловской победой в октябре 1964 года,
после которой критическое осмысление сталинской эпохи стало целенаправленно
В этом отношении чрезвычайно
знаменательным представляется мне развитие сталинской темы у Твардовского —-Наиболее глубокого исторического мыслителя в нашей
поэзии. Если в конце 50-х годов,
когда писалась глава о Сталине из поэмы “За
далью — даль”, ее автор как бы взвешивал на весах своей души то злое и доброе,
что для него заключало в себе это имя в мучительном для мысли и совести
единстве:
Своей
крутой, своей жестокой
Неправоты
И
правоты,--
то в написанной всего
несколькими годами позже поэме “По праву памяти” (1966—1969) нет уже и следа
подобной двойственности чувства. Лукавые ухищрения
эпохи, когда
Забыть, забыть велят безмолвно.
Хотят в забвенье утопить
Живую боль.—
произвели на поэта действие,
прямо противоположное тому, на какое рассчитывали инициаторы и проводники
нового идеологического курса: они помогли ему прийти к однозначному и бескомпромиссному
отвержению сталинщины. А ведь Твардовский застал
лишь самые первые годы “брежневской эпохи”. Тем, у
кого она перед глазами вся целиком,— куда проще. Вот почему все более тверды и
“недиалектичны” наши сегодняшние оценки общего
смысла деятельности Сталина, и вот почему историческая объективность заключена
именно в них, а не в прежних мнимо справедливых “с одной стороны” — “с
другой стороны”, на которых нас и теперь “кое-кто”
пытается удержать. Одни — по инерции старых представлений, другие — что также
достаточно очевидно — из вполне современной
политической корысти.
Сейчас порой раздаются
раздраженные голоса: “Ну сколько же можно — все
Сталин да Сталин! Нашли неисчерпаемую тему и вот себе тешатся разрешенной
смелостью, упражняются в стрельбе по покойнику”.
В подобных
замечаниях, даже если они принадлежат ярым сталинистам (хотя, конечно, не
только им), есть определенный резон. Действительно, наша пресса куда смелее и
откровеннее судит о прошлом, чем, скажем, о ходе перестройки и о
деятельности нынешнего партийно-государственного
руководства. Пока это так, мы все еще остаемся в рамках сложившихся в
сталинскую эпоху общественных норм, и соответственно наше моральное право на
критику Сталина выглядит в известной мере условным.
Это во-первых. Во-вторых, верно и то, что многие печатные
выступления о Сталине и его времени не вводят в оборот
сколько-нибудь значительных массивов нового фактического материала. Останавливая внимание читателя на отдельных вопиющих фактах
сталинского беззакония, жестокости, коварства,
подобные публикации еще
и еще раз обжигают наши чувства (что действительно заглушаться. Но главное, думается, все-таки в другом.
В недостатке исторического видимого индустриально-культурного подъема,
создавалась (и успела полностью сформироваться) система, которая, провозглашая
лозунги движения “вперед и выше”, в сфере
экономических и социальных отношений фактически ориентировалась на нерушимую
стабильность и неизменность. Система принципиально статическая, сознательно
отключившая все двигатели социального саморазвития и столь же последовательно
подчинившая все свои подсистемы и институты — от механизма управления народным хозяйством до
школы, прессы, Союза писателей — задаче воспроизводства
и увековечения наличного состояния общества. И в результате
действительно обладающая той инерцией и способностью к регенерации, той страшной силой
сопротивления любым преобразованиям (даже если они исходят сверху), которая в 60-е годы обусловила неуспех начинаний Хрущева и предпринятой было экономической реформы, а в наши дни
сказывается очевидным для всех торможением перестроечного процесса.
С полной убедительностью
показав, что и в наиболее “мягком”, ненасильственном своем варианте сталинская
система столь же порочна, губительна и
бесперспективна, как и в первоначально жестком, брежневский
опыт как бы дорисовал для нас эту систему и тем самым фигуру самого Сталина,
его объективно-историческую роль необходимо, чтобы
преодолеть, взорвать столь характерную для современного человека эмоциональную
пассивность и глухоту), но, за
сравнительно редкими исключениями, дают мало пищи уму, политическому и историческому сознанию общества. Тем более, что Сталин предстает в них обычно лишь как явление
прошлого, не имеющее прямого отношения к современному положению страны, ее проблемам и перспективам. Если так, то и в самом
деле не пора ли ему уходить на страницы специальных исторических журналов и книг. очищая площадку
массовой печати для чего-то более злободневного?
Если бы так... Но. к
сожалению, это совсем не так. И, признавая за упомянутыми голосами долю истины, хочется,
однако, ответить им с полным убеждением: Сталин —
тема остро актуальная, сегодняшняя. Не для одних специалистов — для общества в
целом. Он — насущная проблема нашего настоящего и нашего
будущего, от того или
иного разрешения которой это будущее непосредственно зависит. И настоящий
разговор о нем еще только-только начинается.
Что же делает тему Сталина
столь важной для человека наших дней? Разумеется, не столько он сам, хотя
загадки (подчас мрачные тайны) его личности и биографии, лишь отчасти приоткрытые, еще, вероятно, долгое
время будут занимать наше воображение. И даже не столько его политическая и
государственная деятельность, хотя в ней есть немало такого, что и до сих пор
многие благоразумные наши обществоведы предпочитают обходить, как столб с
надписью: “Не влезай! Убьет!” Наиболее актуальным, непосредственно участвующим
в современной жизни остается для нас наследие Сталина. Прежде всего в
виде той системы общественных отношений, которая создана была в СССР под его
руководством, устояла в потрясениях 50—60-х годов, заново стабилизировалась в
“эпоху застоя” и, таким образом, с известными модификациями дожила до
перестройки, а значит, и до сегодняшнего дня.
Перед нами стоит задача
преодоления этой системы, превращения ее в нечто принципиально от нее отличное.
Задача поистине невероятная по своей трудности, и сейчас, на старте, она,
может быть, особенно жестко испытывает нас. Испытывает нашу волю к переменам,
серьезность наших намерений, истинную меру нашей внутренней свободы,
готовность обсуждать (а затем и решать) свои проблемы действительно
безбоязненно, не ограничивая себя привычными запретами: этого касаться еще
нельзя, это еще не сказал Горбачев, а это он (или Ленин) сказал иначе... Если
подобные запреты для нас остаются в силе — значит нам не стоит и браться за
дело, мы его только погубим — и притом обязательно — своей половинчатостью и
трусостью. Зато если мы и в самом деле созрели для серьезного разговора о том,
что есть и чего мы хотим, тогда он сам собою будет и свободным от лозунговой
крикливости, и ответственным, искренним, конструктивным.
Давайте же обратимся
непосредственно к личности Сталина и выясним, каким он был и почему
таким стал. Для достижения этой цели просмотрим его биографию: кто
были его родители, каким он был в детстве, в юности и т. д.
2. В нескольких десятках километров от столицы Грузии Тифлиса (ныне
Тбилиси) находится городок Гори. В конце прошлого
века он представлял собой поселение с одноэтажными домами, с пыльными улочками
кварталов бедноты. Гори расположен на берегах Куры в живописной местности. На
холмах вокруг города под горячим кавказским солнцем издавна произрастал
виноград, из которого жители делали отличное вино. В древние времена, согласно
греческой мифологии, Ясон и аргонавты именно на черноморских берегах Грузии
искали золотое руно.
В начале 70-х годов XIX века
из села Диди-Лило в Гори переселился Виссарион
Иванович Джугашвили, сапожник. Есть предположение, что он не был грузином по
национальности, а происходил из осетин, живших в горах. В 1874 году он женился
на юной Екатерине Георгиевне Геладзе, которая, как и ее муж, родилась в семье
крепостных. Екатерина Георгиевна была неграмотной, подобно своему мужу не
говорила по-русски.
Эта рыжеволосая
привлекательная женщина была глубоко религиозной. Еще в молодости ей пришлось
похоронить двух своих младенцев. Когда 9 декабря (по григорианскому календарю
21 декабря) 1879 года родился сын Иосиф, она почувствовала, что жизнь ее приобрела
новый смысл. Она нежно любила своего сына и ласково называла его Сосо, Соссло.
Когда ее ребенок заболел, она самоотверженно выхаживала его. Болезнь не прошла
бесследно: на лице И. В. Сталина остались мотки от оспы, а одной рукой он
двигал с трудом до конца сноси жизни.
Родителя по-разному
представляли себе судьбу сына. Мать в 1888 году записала его в местное духовное
училище. Но вскоре Виссарион Джугашвили забрал его оттуда. Он хотел, чтобы его
сын также стал сапожником. Отец повез его с собой в Тифлис, где работал в
течение трех лет па обувной фабрике Адельханова, после того как его собственная
мастерская в Гори разорилась. Однако борьба в семье закончилась в пользу
матери, отличавшейся сильной волей. Сосо опять вернулся в училище. Отец умер в
1890 году.
Екатерина Георгиевна работала
прачкой в богатых семьях, чтобы прокормить себя и сына. Эта женщина прожила
долгую жизнь. Она увидела, как ее сын стал руководителем гигантской страны,
окруженным поклонением и восхищением людей. Сама она вела скромную, простую
жизнь в Грузии. По просьбе сына она на короткое время переселилась в Кремль,
но все же вскоре вернулась домой. Там она и умерла в 1937 году.
В духовном училище мальчик
Джугашвили считался одним из лучших учеников. Он выделялся природным умом и
особенно хорошей памятью. Эта его способность впоследствии получила дальнейшее
развитие.
В то время обучение шло на
русском языке, но грузинские национальные традиции все-таки сохранялись. По
воспоминаниям одноклассников, Джугашвили прочитал все книги в городской
библиотеке, особенно он любил романтическую грузинскую прозу. В те годы он
познакомился с героями классических произведений Чавчавадзе и Руставели. Особое
пристрастие он испытывал к книгам писателя Казбеги.
В июне 1894 года по окончании
училища он был отмечен как лучший ученик. Учитель советовал его матери
продолжить обучение способного мальчика. Молодой Иосиф Виссарионович, не
достигший еще 15-летнего возраста, в сентябре 1894 года был зачислен в Тифлисскую
православную духовную семинарию. С этого времени и до мая 1899 года это самое
значительное учебное заведение Грузии оказывало решающее влияние на его
духовное развитие. В эти годы он был слушателем семинарии, получавшим
стипендию.
Тифлисская православная
семинария являлась тогда рассадником всякого рода освободительных идей
среди молодёжи, как народническо-националистических, так и
марксистско-интернационалистических; она была полна различными тайными
кружками. Господствующий в семинарии иезуитский режим вызывал у Сталина
бурный протест, питал и усиливал в нём революционные настроения.
Пятнадцатилетний Сталин становиться революционером.
“ В революционное
движение,-- говорит Сталин ,-- я вступил с 15-летнего возраста, когда я
связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в
Закавказье. Эти группы имели на меня большое влияние и привили вкус
к подпольной марксисткой литературе”.
1 В 1896—1897 годах Сталин стоит во главе марксистских
кружков семинарии. В августе 1898 года он и формально вступает в тифлисскую
органимцию Российской социал-демократической
рабочий партии. Сталин становится членом группы „Месаме-Даси" — первой
Груммской социал-демократической органивации, сыгравшей в 1893—1898 годах
известную положительную роль в распространении идей марксизма.
„Месаме-даси" не была ПОАитически однородна—её большинство стояло на
позициях „легального“•• марксизма" и склонялось к буржуазному на-
ционали“му“ Сталин, Кецховели, Цулукидзе составху^ЛУУМоводящее
ядро революционного хшмЙИРбго меньшинства
„Месаме-даси", Ц^^^Р^аародышем революционной социал-
1 Сталин ведёт в этот период интенсивную
пропагандистскую работу в рабочих кружках, участвует на нелегальных рабочих
собраниях, пишет листовки, организует стачки. Это была первая школа
революционной практической работы, пройденная Сталиным среди передовых
пролетариев Тифлиса. \
„Я вспоминаю, — говорил
Сталин,— 1898 год, когда я впервые получил кружок из рабочих железнодорожных
мастерских... Здесь, в кругу этих товарищей, я получил тогда первое своё боевое
революционное крещение... моими первыми учителями были тифлисские
рабочие"^
Занятия марксистских рабочих
кружков в Тифлисе проходили по составленной Сталиным программе.
В семинарии, где была налажена строгая слввка за „подозрительными",
начинают •догадываться о нелегальной революционной работе Сталина. 29 мая 1899
года его исключают из семинарии за пропаганду марксист. -Некоторое • время
Сталин перебивается уроками, а затем (в декабре 1899 г.) поступает на работу в
Тифлисскую физиче-скую обсерваторию в качестве вычислителя-наблюдателя, ни
на минуту не прекращая революционной деятельности. 1
Уже в то время Сталин—один из
самых энергичных и видных работников тифлисской социал-демократической
организации. ?„В период 1898—1900 гг. сложилась и оформилась руководящая
центральная социал-демократическая группа тифлисской организации... 1
Тифлисская центральная социал-демократическая группа провела огромную
революционно-пропагандистскую и организационную работу по созданию нелегальной
социал-демократической партийной организации'^. Сталин возглавляет эту
группу. Ленинский „Союз борьбы за освобождение рабочего класса" был
образцом, которому неизменно следовали в своей работе тифлисские
революционные социал-демократы. Рабочее движение в Тифлисе под руководством
революционного меньшинства „Месаме-даси" (Сталин, Кецховели, Цулукидзе) в
этот период начинает выходить из рамок старой, чисто пропагандистской работы „с
выдающимися единицами" из рабочих. * Агитация в массах путём выпуска
листовок на алобо* дневные темы, путём летучих собраний и политических
демонстраций против царизма выдвигается жизнью на первый план.
Новую тактику встречает в штыки оппортунистическое
большинство „Месаме-даси", которое склонялось к „экономизму",
чуралось революционных методов, было против „уличной" политической борьбы
с самодержавием. Сталин, революционное меньшинство „Месаме-даси" ведут
ожесточённую и непримиримую борьбу против оппортунистов за проведение новой
тактики, тактики массовой политической агитации. Они находят горячую поддержку
у передовых рабочих Тифлиса.
В переходе тифлисских
социал-демократов к новым методам работы выдающуюся роль сыграл Виктор
Курнатовский—образованный марксист^ стойкий последователь и ближайший соратник
Ленина, проводник ленинских идей в Закавказье, По приезде в Тифлис осенью 1900
года он завязывает тесные отношения СО Сталиным и революционным меньшинством
„Месаме-даси", становится ближайшим другом и соратником Сталина.
Когда с декабря 1900 года
начала выходить ленинская “Искра", Сталин целиком стал
3. В декабре 1925
года открылся XIV съезд партии. В политическом отчёте ЦК Сталин нарисовал яркую
картину роста политической и хозяйственной мощи Советского Союза. Однако,
говорил Сталин, мы не можем удовлетвориться этими успехами, ибо страна наша
продолжает оставаться отсталой, аграрной. Для того, чтобы обеспечить экономическую
самостоятельность нашей страны и укрепить её обороноспособность, для того,
чтобы создать необходимую для победы социализма экономическую базу,—надо превратить
нашу страну из аграрной в индустриальную.
С трибуны XIV
съезда вождь партии говорил: “Превратить нашу страну из аграрной в
индустриальную, способную производить своими собственными силами необходимое
оборудование,—вот в чём суть, основа нашей генеральной линии”.
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ
в исторически кратчайшие сроки такой огромной и вместе с тем отсталой в экономическом
отношении страны, какой являлся Советский Союз в тот период, представляла
гигантские трудности. Нужно было построить заново целый ряд отраслей индустрии,
неизвестных старой царской России. Нужно было создать новую оборонную
промышленность, которой не было в прежней России. Нужно было построить заводы
современных сельскохозяйственных машин, неведомых старой деревне. Это
требовало колоссальных средств. Капиталистические государства добывали их
беспощадной эксплуатацией народа, захватническими войнами, кровавым грабежом
колоний и зависимых стран, внешними займами. Но Советская страна не могла
пользоваться этими грязными источниками, а путь внешних займов был для неё
закрыт капиталистами. Оставалось добыть средства только внутри Советской
страны.
Опираясь на указания
Ленина, Сталин разработал положения о социалистической индустриализации
нашей страны. Он показал, что:
1) существо индустриализации состоит не в простом росте
промышленности, а в •развитии тяжёлой индустрии и прежде всего её сердцевины—машиностроения,
ибо только создание тяжёлой индустрии и собственного машиностроения
обеспечивает материальную вазу социализма и ставит страну социализма в
независимое от капиталистического мира положение;
2) экспроприация помещиков и капиталистов в нашей
стране в результате Октябрьской социалистической революции, уничтожение
частной собственности на землю, фабрики, заводы, банки и т. д. и передача их в
общенародную собственность—создали мощный источник социалистического
накопления для развития индустрии;
3) социалистическая индустриализация в корне отличается
от капиталистической— последняя строится путём колониальных захватов и
грабежей, военных разгромов, кабальных займов и беспощадной эксплуатации
рабочих масс и колониальных народов, а социалистическая индустриализация
опирается на общественную собственность на средства производства, на накопление
и сбережение богатств, создаваемых трудом рабочих и крестьян;
социалистическая индустриализация неразрывно связана с неуклонным улучшением
материального положения трудящихся масс;
4) поэтому коренными задачами в борьбе за
индустриализацию являются повышение производительности труда, снижение себестоимости,
борьба за трудовую дисциплину, режим экономии и т. д.;
5) условия строительства социализма в СССР, трудовой
энтузиазм рабочего класса— делают возможным осуществление необходимых высоких
темпов индустриализации;
6) путь к социалистической переделке сельского хозяйства
лежит через индустриализацию страны, которая должка создать техническую базу
для этой переделки.
Вооружённые этой
чёткой и ясной программой трудящиеся Советского Союза приступили к
социалистической индустриализации страны.
Ни одна область, ни
один вопрос индустриализации не ускользали из поля зрения Сталина. Сталин—инициатор
создания новых отраслей промышленности, развития и реконструкции ранее
отсталых отраслей. Сталин-вдохновитель создания второй угольно-металлургической
базы в нашей стране, строительства Кузбасса. Сталин—организатор и
руководитель социалистические строек. Сталинградский тракторострой,
Днепрострой, Магнитострой, Уралмашстрой, Ростовский сельмашстрой,
Кузнецкстрой, Турксиб, Саратовский комбайнстрой, строительство автомобильных
заводов в Москве и Горьком и ряд других строек,—все они связаны с именем Сталина.
Страницы: 1, 2, 3
|