Реферат: Государство и подданные в Арабском халифате
Реферат: Государство и подданные в Арабском халифате
Государственное
образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
КАФЕДРА
ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ
РЕФЕРАТ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ
«ВСЕМИРНАЯ
ИСТОРИЯ»
Государство
и подданныевАрабском халифате
Москва 2011
Оглавление
Введение
Образование Арабского государства
(халифата) и история его развития
Арабы за пределами Аравийского
полуострова
Арабская культура к началу VII в
Религия
Социально-экономический кризис в Аравии
Возникновение ислама
Предпосылки образования Арабского
государства
Основы идеологии раннего ислама
Первые шаги Арабского государства и
арабские завоевания
Последствия арабских завоеваний VII—VIII
вв
Халифат в VII и первой половине VIII в
Аграрные отношения при Омейядах. Положение
крестьян
Восстание Абу Муслима и падение власти
Омейядов
Развитие феодальных отношений в Халифате в
середине VIII и в IX в. Народные движения
Ислам как феодальная религия
Иран в IX в
Распадение Халифата в IX в
Развитие производительных сил в IX—X вв
Восстание зинджей
Исмаилиты
Движение карматов. Завершение
политического распадения Халифата
Арабская культура
Заключение
Приложение
Библиография
Введение
Самым
процветающим государством Средиземноморья на всем протяжении средних веков
наряду с Византией стал Арабский халифат.Арабы вАравии делились по этническим
племенам. Аравийский полуостров располагается в очень выгодном месте для
торговли, где за счет транзитной и не транзитной торговли с моря, начали
интенсивно развиваться города такие как Мекка, Медина, Мариб, Сана, Неджран и
Майн. До исламская религия у арабов была выражана в многобожие, арабы верили в природных,
а так же в астральных(звездных) богов. Почитались грубо сделанные изображения
божеств (им приносили в жертву скот) и святилища, особенно храм Кааба в Мекке,
бывший своего рода пантеоном богов, почитавшихся у различных племён.
Существовало и представление о верховном божестве, которого называли аллахом
(арабское ал-илах, сирийское алаха — «бог»). После того как пророк
Мухамед(могомед) объеденил Аравию, все арабы приняли ислам. Характерной чертой
возникновения государственности у арабов была религиозная окраска этого
процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии – ислама. После
смерти пророка Мухамда, арабы стали захватывать новые земли и распространять
новую религию. Так они захватили почти всю северную африку, персию и среднюю
азию. Арабский халифат на то время имел не меньше территории чем у Александра
македонского. Арабы процветали. Открывались медрессе где люди обучались науки,
такой как астрономии, математики и философии. В то время рождались великие
ученые. Но что же могло разрушить такое великое государство?
Какая
причина способствовало расколу религии?
Образование Арабского государства
(халифата) и история его развития
Аравия
к началу VII в.
Арабские племена, населявшие
Аравийский полуостров, делились по этническому происхождению на южноарабские,
пли йеменские, и североарабские. К началу VII в. большая часть арабов
оставалась кочевниками (так называемые бедуины — «степняки»). Для кочевого
скотоводства в Аравии было гораздо больше возможностей, чем для земледелия,
которое почти повсюду носило оазисный характер. Средствами производства в
кочевом скотоводческом хозяйстве были земля, пригодная для летних и зимних
пастбищ, и скот. Бедуины разводили главным образом верблюдов, а также мелкий
скот, преимущественно коз, реже овец. Арабы-земледельцы выращивали финиковую
пальму, ячмень, виноград и плодовые деревья.
Социально-экономическое развитие
различных областей Аравии было неодинаковым. В Йемене уже в I тысячелетии до н.
э. сложилась развитая земледельческая культура, связанная с наличием обильных
водных ресурсов. Последнее рабовладельческое государство в Йемене —
Химьяритское царство, возникшее во II в. до н. э., прекратило свое
существование только в конце первой четверти VI в. В сирийских и греческих
источниках отмечается несколько социальных слоев населения Йемена в VI — начале
VII в. н. э.: благородные (знать), купцы, свободные земледельцы, свободные
ремесленники, рабы. Свободные земледельцы объединялись в общины, сообща
владевшие каналами и другими оросительными сооружениями. Оседлая знать большей
частью жила в городах, но владела имениями в сельской округе, где находились
пашни, сады, виноградники и рощи финиковых пальм. Возделывались и такие
культуры, как ладанное дерево, алоэ, разные ароматические и пряные растения.
Обработка полей и садов, принадлежавших знати, а также уход за их скотом лежали
на рабах. Рабы были заняты и на ирригационных работах, отчасти и в ремесле.
Среди знати Йемена выделялись кабиры,
на обязанности которых лежала забота о починке водопроводов и плотин,
распределении воды из оросительных каналов, организация строительных работ.
Часть знати принимала широкое участие в торговле — местной, внешней и
транзитной. В Йемене имелись древние торговые города — Мариб, Сана, Неджран,
Майн и др. Порядки в городах, сложившиеся задолго до VII в., во многом напоминали
строй государства-города (полиса) эпохи классической Греции. Городские советы
старейшин (мисвады) состояли из представителей знатных фамилий.
Более раннее по сравнению с остальной
Аравией развитие Йемена отчасти стимулировалось той посреднической ролью,
которую он играл в торговле Египта, Палестины и Сирии, а потом (со II в. н. э.)
и всего Средиземноморья, с Эфиопией (Абиссинией) и Индией. В Йемене товары,
привезённые из Индии морским путём, перегружались на верблюдов и следовали
дальше по караванному пути к границам Палестины и Сирии. Йемен вёл также
посредническую торговлю с побережьем Персидского залива и портом Оболла в устье
рек Евфрата и Тигра. Из Йемена вывозили в византийские области предметы
местного происхождения: ладан, мирру, алоэ, ревень, кассию и др.
На западе Аравии, в области Хиджаз,
была расположена Мекка — перегрузочный пункт на караванном пути из Йемена в
Сирию, процветавший за счёт транзитной торговли византийских областей (Сирии,
Палестины и Египта) с Йеменом, а при посредстве последнего — с Эфиопией и
Индией. Мекка состояла из кварталов, заселённых отдельными родами племени
курейш, но патриархально-общинные отношения здесь уже не были господствующими.
Внутри родов имелись богачи — купцы-рабовладельцы и бедняки. У богачей было
много рабов, которые пасли их стада и обрабатывали в ближних оазисах их земли,
или работали как ремесленники. Купцы занимались также ростовщичеством, причём
процент за ссуду доходил до 100 («динар на динар»). Через Мекку шли транзитные
караваны, но мекканские купцы и сами несколько раз в году составляли караваны,
ходившие в Палестину и Сирию.
Наиболее ходовыми местными товарами,
которые перевозились этими караванами, были кожи, изюм из оазиса Таиф,
ценившийся далеко за пределами Аравии, финики, золотой песок и серебро в
слитках из рудников Аравии, йеменские благовония, лекарственные растения
(ревень и др.). Как предметы транзита из Индии шли корица, пряности и
ароматические вещества, китайские шелка, а из Африки — золото, слоновая кость и
рабы. Из Сирии мекканские купцы вывозили в Аравию византийские ткани,
стеклянную посуду, металлические изделия, в том числе оружие, а также зерно и
растительное масло.
В центре Мекки на площади находился
храм кубической формы — Кааба («куб»). Мекканцы почитали фетиш — «чёрный камень»
(метеорит), который был вставлен в стену Каабы. В Каабе находились и
изображения божеств многих арабских племён. Кааба была предметом почитания и
паломничества для населения значительной части Аравии. Территория Мекки и её
окрестностей на время паломничества считалась заповедной и священной, там
обычаем запрещались ссоры между родами и вооружённые столкновения. Со временем
паломничества совпадала большая ярмарка, ежегодно происходившая в окрестностях
Мекки в зимние месяцы. Вблизи Каабы находилась площадь, где стоял дом, в
котором совещались старейшины племени курейш. Деятельность совета старейшин
определялась неписанными древними обычаями.
Население другого крупного города
Аравии — Медины, известной до возникновения ислама под именем Ясриб (Слово
«медина» по-арабски значит «город». Мединой стали называть Ясриб (Иатрипп),
когда он сделался центром политического объединения Аравии.), состояло из
трёх «еврейских» племён (т. е. арабских племён, исповедовавших иудейство) и из
двух языческих арабских племён — аус и хазрадж. Медина являлась центром
земледельческого оазиса, в котором проживало также некоторое количество купцов
и ремесленников.
Социальная история арабов до введения
ислама пока ещё мало изучена. Процесс разложения первобытно-общинного строя в
североарабском обществе в подробностях далеко ещё не выяснен. Решение проблемы
об общественном развитии Аравии к началу VII в. затрудняется недостатком
сведений в источниках. По вопросу о складывании здесь классового общества среди
советских учёных существуют две основные концепции.
Согласно первой концепции,
разделяемой и авторами настоящей главы, наряду с уже существовавшим
рабовладельческим обществом в Йемене, в VI — начале VII в. интенсивно
происходило складывание рабовладельческого уклада в районах Мекки и Медины. Во
всей остальной Аравии процесс разложения первобытно-общинного строя шёл
значительно медленнее. Но и здесь уже выделилась племенная знать, богачи,
обладатели обработанных земель, крупных стад и рабов, принимавшие нередко
участие и в караванной торговле. Отдельные представители знати пытались
присваивать общинные пастбища. Появились и бедняки, лишённые средств
производства.
Согласно изложенной концепции, в
большей части Аравии возникли зачатки рабовладельческих отношений, но к началу
VII в. рабовладельческий уклад не развился ещё в господствующий способ
производства (как это произошло ранее в Йемене и как это происходило к началу
VII в. в Мекке и Медине). В дальнейшем же, после обширных завоеваний VII в.,
Аравия и особенно арабы, выселившиеся за её пределы, были втянуты в общий
процесс феодализации, происходивший уже в бывших византийских провинциях — в
Египте, Палестине, Сирии, а также в странах Закавказья, в Иране и Средней Азии.
Таким образом, согласно данной концепции, процесс феодализации арабского
общества относится к периоду, наступившему после больших завоеваний первой
половины VII в., рабство же сохранялось тогда у арабов лишь в виде уклада.
Согласно второй концепции,
рабовладельческое общество Йемена уже в VI в. переживало кризис. В центральных
и северных областях Аравии, где быстрым темпом шло разложение
первобытно-общинного строя, начали складываться раннефеодальные отношения,
которые стали господствующими ещё до больших завоеваний VII в. Арабские
завоевания лишь открыли путь для более быстрого развития феодальных отношений и
уничтожения прежних пережитков первобытно-общинного и рабовладельческого строя.
Во всяком случае к началу VII в. в
центральных и северных областях Аравии уже происходил процесс разложения
патриархального строя, хотя связь араба с родом и племенем оставалась ещё
достаточно крепкой. Каждый араб должен был жертвовать жизнью за свой род, а
весь род был обязан оказывать защиту любому сородичу. Если одного из сородичей
убивали, на весь род падала обязанность кровной мести роду убийцы, пока тот не
предлагал возмещения. Процесс перехода бедуинов к оседлости затруднялся
недостатком пригодной для обработки земли.
Арабы за пределами
Аравийского полуострова
Ещё до нашей эры отдельные группы
арабов выселялись за пределы Аравийского полуострова. На границе Палестины и
Сирийской пустыни (в Заиордании) к концу V в. сложилось арабское царство
Гассанидов, находившееся в вассальной зависимости от Византии. Много арабов
переселилось в Палестину и Сирию, частично осев здесь на землю; там ещё при
византийском владычестве арабский этнический элемент был значителен.
На границе Месопотамии и Сирийской
пустыни к IV в. сложилось арабское царство во главе с племенем лахми династией
Лахмидов, просуществовавшее в качестве вассала сасанидского Ирана до начала VII
в. Вопрос об общественном строе этого царства (так же, как и царства
Гассанидов) до сих пор не выяснен. Иранское правительство, боясь роста военной
мощи Лахмидского царства, уничтожило его в 602 г. Но в результате западная
граница Ирана оказалась открытой, и в Месопотамию стали вторгаться аравийские
бедуины.
В самой Месопотамии арабские
переселенцы появились также ещё до нашей эры. Были они и в Египте: уже в I в.
до н. э. город Копт в Верхнем Египте был наполовину заселён арабами. Наличие
арабского этнического элемента в Египте, Палестине, Сирии и Месопотамии задолго
до VII в. облегчило арабизацию этих стран после завоевания их арабами.
Арабская культура к
началу VII в.
В VI — начале VII в. племена Северной
Аравии говорили на разных наречиях североарабского языка. В Йемене, Хадрамауте
и Махре говорили на южноарабском языке. Оба родственных арабских языка
принадлежали к системе семитских языков. Древнейшие надписи на южноарабском
языке, на особом (так называемом сабейском) алфавите, восходят к 800 г. до н.
э. С тех пор письменность на южноарабском языке непрерывно развивалась вплоть
до VI в. н. э. Но поскольку Йемен с середины VI в. переживал упадок, а Мекка
интенсивно развивалась, литературный арабский язык средневековья позднее
сложился на основе североарабского, а не южноарабского языка.
Северные арабы, выселившиеся за
пределы Аравийского полуострова, долго пользовались в качестве письменного
языка одним из семитских языков — арамейским, родственным арабскому. Наиболее
ранняя известная североарабская надпись на арабском алфавите датирована 328 г.
н. э. (надпись в Немаре в горах Хауран в Сирии). Сохранились ещё и
немногочисленные североарабские надписи V—VI вв. н.э. На североарабском языке
существовала богатая поэзия. Она была устной, и лишь позднее (в VIII—IX вв.) её
произведения были записаны и отредактированы.
Устная поэзия распространялась
рапсодами—сказителями, заучивавшими поэмы наизусть. Среди североарабских поэтов
VI—VII вв., авторов так называемых муаллак («нанизанных стихотворений», т. е.
поэм), крупнейшими признаются Имру-л-Кайс, считавшийся создателем правил
арабской метрики; Антара — бывший раб; Набига — судья поэтических состязаний на
ярмарках и др. В своих стихах они воспевали мужество, верность, дружбу и
любовь.
Религия
Доисламская арабская религия
выражалась в культе природы, в частности, в почитании общих астральных
(звёздных) богов и богов отдельных племён, в культе скал и источников. В Мекке,
как и в остальной Аравии, особенно чтились женские астральные божества,
именуемые Лат, Узза и Манат. Почитались грубо сделанные изображения божеств (им
приносили в жертву скот) и святилища, особенно храм Кааба в Мекке, бывший
своего рода пантеоном богов, почитавшихся у различных племён. Существовало и
представление о верховном божестве, которого называли аллахом (арабское
ал-илах, сирийское алаха — «бог»).
Разложение первобытно-общинного строя
и процесс классообразования привели к упадку старой религиозной идеологии.
Торговые сношения арабов с соседними странами способствовали проникновению в Аравию
христианства. (из Сирии и Эфиопии, где христианство утвердилось уже в IV в.) и
иудейства. Раньше всего христианство было принято гассанидскими арабами. В VI
в. в Аравии сложилось учение ханифов, признававших единого бога и
заимствовавших у христианства и иудейства некоторые верования, общие для этих
двух религий.
Социально-экономический
кризис в Аравии
С VI в. не только Йемен, но и
Западная Аравия стали объектом борьбы между Византией и сасанидским Ираном.
Целью борьбы этих империй был захват караванных путей из стран Средиземноморья
в Индию и Китай, в частности пути из Йемена через Хиджаз в Сирию. И Византия, и
Иран пытались создать для себя опору в Йемене, используя местную знать, среди
которой уже к началу VI в. появились две политические группировки —
провизантийская и проиранская. Борьба этих группировок происходила под
идеологической оболочкой религии: христианские купцы выступали как сторонники
Византии, иудейские купцы стремились к союзу с Ираном.
Религиозная борьба в Йемене дала
Византии предлог для вмешательства в его внутренние дела. Византия обратилась
за содействием к Эфиопии, которая находилась в политическом союзе с ней.
Эфиопия, войско которой и раньше вторгалось в Йемен и одно время даже подчинило
его власти эфиопского царя (в третьей четверти IV в.), предприняла военный
поход в Йемен, закончившийся установлением в нём эфиопского владычества (525
г.). Эфиопское войско под командованием Абрахи, наместника в Йемене,
предприняло поход на Мекку. Однако вследствие эпидемии оспы, вспыхнувшей в
войске, поход кончился неудачей. Попытка Византии установить с помощью эфиопов
своё господство в Западной Аравии вызвала морскую экспедицию персов в Йемен.
Эфиопы были изгнаны из Йемена, а через некоторое время там было установлено
иранское владычество (572—628 гг.). Сасанидские власти старались направлять
транзит индийских товаров в Византию только через Иран и не допускать транзита
через Йемен, который вследствие этого пришёл в упадок. Одна задругой выходили
из строя оросительные системы, хирели города.
Перемещение торговых путей с Красного
моря к Персидскому заливу тяжело отразилось на экономике Аравии. Торговля Мекки
была также подорвана. Многие племена, раньше получавшие доход от караванной
торговли, поставляя погонщиков верблюдов и охрану для караванов, теперь
обеднели. Мекканская знать, вынужденная сократить свои торговые операции,
усиленно занялась ростовщичеством, и многие обедневшие племена оказались в
долгу у мекканских богачей.
Всё более углублявшиеся и
обострявшиеся в условиях разложения родовой общины и развития частной
собственности на землю противоречия, с одной стороны, между знатью и рядовыми
членами племён, а с другой — между рабовладельцами и рабами привели к
социально-экономическому кризису в Аравии. В поисках выхода из этого кризиса среди
арабской знати, в частности среди мекканской, появилось стремление к
завоевательным войнам, которые могли открыть широкие возможности обогащения
путём захвата новых земель, рабов и прочей военной добычи. Всё это создавало в
Аравии предпосылки для образования государства в масштабах всего Аравийского
полуострова.
Возникновение ислама
Возникновение новых общественных
отношений вызвало к жизни и новую идеологию в форме новой религии — ислама.
Ислам (буквально — «покорность»), или иначе мусульманство, образовался из
соединения элементов иудейства, христианства, учения ханифов и обрядовых
пережитков староарабских домусульманских культов природы. Основателем ислама
являлся мекканский купец Мухаммед, из рода Хашимитов, принадлежавшего к племени
курейш. Имя Мухаммеда, которого мусульмане рассматривают как пророка и
«посланника бога» на земле, было позднее окружено всевозможными легендами.
В Мекке исламская проповедь строгого
единобожия и борьбы с идолопоклонством сначала нашла очень мало последователей.
Мекканская знать во главе с Абу Суфьяном опасалась, что эта проповедь приведёт
к падению культа святилища Каабы с его божествами, а обладание Каабой сильно
укрепляло политическое влияние и торговые связи Мекки с арабскими племенами.
Поэтому последователи новой религии подверглись преследованиям. Это вынудило их
во главе с Мухаммедом переселиться в 622 г. в Медину. Начало того года, в
который произошло это переселение (хиджра), позднее и было принято за отправную
дату нового мусульманского летосчисления на основе лунных годов. В Медине
сложилась мусульманская община, главными руководителями которой стали вместе с
Мухаммедом купцы Абу Бекр и Омар.
В Медину мусульмане были призваны
верхушкой арабских племён аус и хазрадж, ненавидевших богатую мекканскую знать,
у которой многие мединцы находились в долгу. Мусульмане, переселившиеся из
Мекки в Медину, получили ставшее потом почётным имя мухаджиров (переселенцев),
а принявшие ислам жители Медины, частью из числа христиан-сектантов, получили
название ансаров (помощников). Впоследствии мухаджиры, ансары и их потомки
вместе с потомками самого пророка составили привилегированную верхушку
мусульманской общины. Утвердившись в Медине, мухаджиры вместе с племенами аус и
хазрадж начали вооружённую борьбу с Меккой, нападая на мекканские караваны с
товарами. В ходе этой борьбы многие племена Аравии, враждебно настроенные по
отношению к мекканским ростовщикам и купцам, заключили союз с мусульманами.
Предпосылки образования
Арабского государства
Основной предпосылкой политического
объединения Аравии был процесс образования классов и роста социальных
противоречий внутри племён. Ислам с его строгим монотеизмом и проповедью
«братства» всех мусульман, независимо от племенного деления, оказался весьма
пригодным идеологическим орудием для объединения Аравии. Поэтому мусульманство
быстро выросло в политическую силу: Мусульманская община стала ядром
политического объединения Аравии. Но тут же выявились противоречия и внутри
самой мусульманской общины. Масса земледельцев и кочевников воспринимала учение
о «братстве» всех мусульман как программу установления социального равенства и
требовала похода против Мекки, ненавистной социальным низам, считавшим её
гнездом ростовщиков и торгашей. Знатная же верхушка мусульманской общины,
напротив, стремилась к компромиссу с мекканскими богатыми купцами.