рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Городская культура европейского средневековья

Реферат: Городская культура европейского средневековья

Реферат Выполнил: Локтионов А.В.

Министерство образования Российской Федерации

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра культурологии

Самара 2000

Введение

История западноевропейской культуры уходит своими корнями в глубокую древность. Именно на территории Европы обнаруженны наиболее ранние следы Homo Sapiens в пещере Кро – Маньон. Памятники первобытной культуры каменного и бронзового веков обнаружены на всей Европе. Но отсюда не следует, что современная европейская цивилизация является прямой наследницей древней цивилизации. Ее генезис и развитие вполне самостоятельны, богаты и интересны, а ее история указывает не только на влияние, испытываемое со стороны древних культур, но и сильное воздействие на культуры древней цивилизации. Европейская цивилизация базируется на культурах народов, населяющих Европу, которых античные авторы называют “варварскими”. История этих народов была подчас столь же древней, как и история древних римлян, а их самобытная культура находилась уже на достаточно высоком уровне развития к тому моменту, когда произошло соприкосновение с античной цивилизацией.

 Откуда же тогда взялся миф о одиноких племенах, разрушивших великую цивилизацию, но переродившихся под ее благотворном воздействии. Причин появления этого мифа было несколько.

 Во-первых, самые ранние письменности свидетельствовали о европейсих племенах, пренадлежащим античным авторам, достаточно презрительно относившемся к “другим” народам. Для них “варварами” были все , с кем они боролись, кого пытались поработить и чья культура не соответствовала сложившейся системой ценностей.

 Во-вторых, европейские племена на разном уровне культурного развития и обладали различным культурным опытом.

 В-третьих, нельзя забывать, что эпоха Возрождения, заложившая фундамент культа античности, начался в Италии. Именно стараниями итальянских гуманистов и был создан миф об античных корнях европейской культуры. Затем из Италии он проник и в другие страны, породившие немало исторических заблуждений. На самом же деле, в одно и то же время, параллельно с древнеримской цивилизацией на территории Европы существовали народе, находившиеся на разных этапах культурного развития.

Исследователи-этнологи увидели, что у каждого народа, у каждого племени, самого, казалось бы, “примитивного”, есть свои собственные представления о том, как возник человек, как возник мир, иными словами, своя мифологоия, свои сказания и предания. Есть опеделённая “картина мира”, определённый способ восприятия пространства и времени, труда и семьи, соотношения мира природного, “естественного” мира и “сверхъестественного”. И всё это включактся этнологами в понятие “культура”.

Роль церкви в основе христианского учения.

Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, в воскресение мёртвых, в Божественную Троицу. Понятие Божественной троици трактовали как Бог – един во всех трех мирах: Бог-отец, сотворитель мира, Бог-сын, Иисус христос,- искушитель грехов и Бог-Дух Святой- были обсалютно со равны и со вечны друг другу. Христианство учило, что человек от природы слаб и склонен к греху и не может без помощи церкви получить спасение. На Востоке, в Византии, христианская церковь существенно зависила от сильной императорской власти. Она играла важную роль в собственно церковной жизни: даже право созыва церковных соборов принадлежало императору, который сам определял состав участников и утверждал их постановления. На Западе же церковь не только не подчинялась в такой мере государству, но, напротив,заняла особое положение. Римские Епископы с 4 в. именовавшиеся панами, присвоили себе важные политические функции. Сторонники еретического учения несторианства отрицали догмат о божественной сущности Христа, утверждая, что Иисус Христос и Дева Мария были смертными людьми. Папство, возникшее в 8 в., всегда активно сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция. Наряду с еретиками карались вольнодумцы, ведьмы, колдуны, знахари, ясновидцы, предсказатели будущего, которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой…

Огромную роль играло монашество: монахи брали на себя обязательства “ухода из мира”, безбрачия, отказа от имущества. Уже к 6 в. монастыри превратились в сильные и нередко в очень боготые центры. В средневековой Европе было официально одобренное церковью учение об историческом процессе. Абсолютное её начало – сотворение мира, описанное в ветхозаветной книге Бытия. Кульминация исторического процесса, поворотный пункт в истории рода человеческого – жизнь и крестная смерть Иисуса Христа. Человеческий род согласно этому учению движется к завершению своего существования, к последнему дню. Когда завершится человеческая история, ведомо только Господу, но она завершиться в виде второго пришествия Христа и Страшного Суда, после которого души всех людей, когда – либо живших, будут или осуждены на геенную огненную и вечное проклятие, или оправданы и войдут в лоно Авраамово, в рай. Таким образом, человеческая история имеет начало, кульминацию и завершение.

Такое понимание церковью всемирно-исторического процесса было првой оформленной философией истории в европейской традиции, ибо философия истории в античности преимущественно сводилась к ностальгии по первоначальным временам, по Золотому веку, которому на смену в конце концов пришел век железный, то есть предполагалась деградаци рода человеческого. Были так же представления о движении человеческой истории по кругу. Но вполне оформленная философия истории возникает только в русле христианского учения.

Основы этой философии истории были заложены предшественником средневековых мыслителей, великим философом, время жизни которого пришлось на крах античности. Это Блаженный Августин и его замечательное произведение “О граде Божием”. Августин говорит, что существует два “града”, два “царства”: царство земное, погрязшее в грехе и несовершенное, царство зла и упадка, в котором ничего доброго не происходит, и царство Божие, кторое находится по ту сторону земной истории, за пределами царства земного. Но в нашем мире представителями этого иного царства являются Божьи избранники, истинно верующие люди, каждыи из которых несет в себе частицу царства Божия. В них-залог продолжения человеческой истории, но не в материальном смысле, а в смысле духовном, в смысле веры.

Блаженный Августин создал свой трактат и свою философию истории в начале 5 в. В последующие века философия истории христианского типа восторжествовала в сознании образованной части верующих. Однако на ряду с этим учением о конце всемирной истории в отдалённом будущем, которое связано со вторым пришествием Христа, в массах людей всегда были чаяния, что их тяжёлое положение в этом мире изменится раньше благодоря чудесному вмешательству высших сил, и это царство Божие, о котором учит церковь, нужно торопить, нужно приблизить, нужно надеяться на то, что уже при жизни нынешнего поколения произойдут перемены, появятся носители нового начала и покончат с царством несправедливости и установят тысячелетнее царство на земле.           

 В XIII – XIV в.в. в Западной Европе возникает ряд еретических движений, которые предрекают скорый приход царства Божия. Подобные учения обычно формулировались образованными людьми. Одним из них был итальянский монах Иоахим Флорский,предсказавший, что к 1260г. царство Сатаны закончится, мир завершится, наступит царство Святого Духа.

Церковь настаивала на том, что никто,кроме Господа,не знает сроков завершения человеческой истории. Поэтому учения, подобные тому,которое сформулировал Иоахим Флорский,церковью,конечно,осуждались. Но они находили поддержку в массах людей, недовольных своим экономическим и политическим положением,надеявшихся,что действительно такое чудесное избавление скоро наступит. Люди думали,что все земные связи, семейные, государственные, политические- ничто по сравнению со спасением души.

Нужно отказаться от земных привязанностей, покаяться, снять с себя весь тот груз материальной,земной жизни,который отягощает человеческую душу,превращает ее в пленницу тела и мира,нужно от всех этих уз отказаться и готовиться ко  Скорому второму пришествию Христа.

2. Социальная культура средневековья, отношения.

Социальная культура средневековья выступает прежде всего как строго определенное взаимодействие социальных групп,основанное на сочетании прав на землю с местом в обществе .

В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал- собственной

культуры,,варварских,, народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи- права,науки,исскусства,христианства.Эти традиции усваивались во время завоевания Рима,,варварами,,.Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов,готтов,саксов,ютов и других племен Европы.

 Взаимодействие этих начал дало мощный импульс становлению собственно западно-европейской средневековой культуры.

Средневековая культура формировалась на основе натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья,неразвитости товарно-денежных отношений.

В дальнейшем основой культуры все более становится и городская среда,бюргерство,ремесленное цеховое производство,торговля,денежное хозяйство.

 Отношения сеньора и вассала строятся на основе договоров, семейных связей, личной верности, преданности и покровительства. Эти отношения образуют общество. С образованием централизованных государств оформляются сословия, составляющие структуру средневекового общества- духовенство,дворянство и остальные жители,позднее названные “третьим сословием”-народом. Духовенство заботится о душе человека, дворянство занимается государственными делами, народ-трудится.

 Сущность культуры любой эпохи прежде всего выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах.

 В средневековой культуре эти представления во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.

 Важным элементом социальной культуры является монашество. Оно олицетворяет переход от общинного ожидания царства Божия на земле к достижению индивидуального спасения путем аскетической совместной “святой” жизнедеятельности.

 Для второй сословной группы-дворян характерны иные представления о человеке и его месте в мире. Рыцарский идеал предполагает знатное происхождение, такие качества, как храбрость забота о славе, чести, стремление к подвигу, благородству.

 В период средневековья люди накапливали богатства, добывали ценности, потом приобретали землю и т.д. Свободные крестьяне, вынужденные –в силу различных материальных и духовных причин-искать себе покровителей, передавали свои земли монастырям, церкви или каким-либо могущественным людям, обретая взаменподдержку и защиту. Крестьяне не отдавали свои земли насовсем. Они осттавались жить и трудиться на этих землях. Но до акта передачи крестьяне были владельцами, собственниками земли. Они могли ею так или иначе распоряжаться, а после передачи земли монастырю или светскому господину “сидели” на этой земле уже лишь в качестве держателей. Иначе говоря, людей,которые обрабатывали землю,получали с нее какую-то часть дохода,но другую часть дохода они отдавали господину в виде так называемой “феодальной ренты”.

 Крестьяне были подвластны своему господину и землей распоряжаться уже не могли.

 Из документов, сохранившихся в монастырских архивах Германии, Англии, Франции и других стран Европы, явствует, что монахи были рачительными хозяевами и заботились о том, чтобы вся документация у них содержалась в порядке. В этих грамотах обычно писалось вот что. “Я, такой-то, во имя спасения души дарю свою землю, расположенную там-то и там-то, или село, находящееся там-то, такому-то монастырю,посвященному такому-то святому” т.е.покровителю этого монастыря.

 Конечно, не сами крестьяне их составляли. Они составлялись в монастырских канцеляриях-людьми, которые умели читать и писать, хоть и на “корявой, кухонной” латыни. И все же эти формулы в значительной мере отражали сознание и самих крестьян. И исходя из этого, что мы знаем о средневековой культуре, мы вправе предположить, что эти люди, крестьяне, дарили землю не только для того, чтобы обрести защиту и помощь в этой жизни.

 Несомненно, и такие мотивы присутствовали в их сознании и были среди существенных факторов их поведения, но они заботились и о том, что с точки зрения человека этой эпохи было важнее свободы и независимости,важнее общественной безопасности и материальной обеспеченности. Они заботились о спасении своей бессмертной души.

 Человек дарил землю не просто монастырю.Он дарил эту землю тому святому,чье имя носил монастырь,т.е.и монахов,в нем живщих,и мирян,подвластных ему.Человек передавал право на свою землю святому-для того чтобы спасти свою бессмертную душу.

 У людей в средние века была другая “картина мира” определявшего их поведение. Были иные представления о жизни и смерти. И не знали они более настоятельной заботы, чем забота о том, что будет с ними по окончании земного пути.

 Для средневекового человека это была сфера высших ценностей, сфера высших критериев человеческого поведения.

 В 11-12в.в.в Западной Европе было распространено учение о трехфункциональном делении общества. Согласно этому учению, общество состоит из трех “орденов”. Первый “орден”-те, кто молятся. Это духовенство и монахи. Второй “орден”-те, кто ведет войну,воины,будущее рыцарство. Оно в начале средних веков только начинало формироваться. И третий “орден”-те, кто пашут землю или трудятся. Молящиеся,воюющие и трудящиеся-землепашцы- такова структура общества. Каждый ,,орден,, общества не мог существовать сам по себе,поскольку одни,молящиеся, молятся за спасение душ всех других.Другие охраняют общество от распада и от нападения внешних врагов, а третьи, землепашцы,естесственно,кормят не только себя,но и все общество. Таким образом все “ордена” нужны друг другу. И “дом Божий”,как говорили тогда,нерасчленим, а венцом его является монарх,король.

 В эпоху викингов, походы скандинавских мореплавателей и пиратов,купцов и завоевателей, путешественников и первооткрывателей,которые на протяжении двух с лишним столетий беспокоили Европу,то нападая на соседние страны, то совершая дальше плавания и пролагая новые торговые пути. Эти жители скандинавского севера - нынешних Норвегии, Швеции,Дании- сыграли значительную роль в истории всей Европы раннего средневековья. Начало эпохи викингов датируется ребежом 8-9 в.в. Ее конец- серединой 11в. Таким образом то, что называют “эпохой викингов”- это 9,10,11в.в.

 В земле скандинавской остались огромные богатства. Люди прятали награбленное добро, в основном в виде золотых и серебряных монет.Прятали в разных местах- зарывали клады.И позже,в конце средневековья, в новое время, очень многие находили эти клады. Выходит человкк покопаться в своем огороде и натыкается на какой-нибудь сундучок или кувшин, из которого высыпаются золотые или серебряные монеты.

 Преобладало серебро- во времена викингов золота в Европе было мало и поэтому эту эпоху в истории Скандинавии часто называют ,,серебряными веками,,. Клады находили не только в огородах, но и в курганах,которые специально раскапывали археологи.

 Подобных кладов к настоящему времени открыто несколько десятков тысяч на территории Дании,Швеции, Норвегии, а также в сопредельных им районах других стран. Что же касается происхождения

 монет, то скандинавской чеканки в кладах довольно мало, потому что скандинавские короли хотя и начали в 11-12в.в. чеканить свою монету, но это была монета не очень ценная, и ее было немного. В кладах преобладают монеты, пришедшие либо с Востока, из Арабского халифата, либо из Англии; ведь скандинавы часто нападали на Англию. Одно время у английских королей было наемное датское войско, а в 11в. датский король Кнут, создал огромную по тому времени державу, в которой наряду с Данией входили Англия и Норвегия. Большое еоличество драгоценного металла перетекало из Англии в Скандинавию в виде платы за службу, или в виде контрибуции, или в виде налогов, так называемых “датских денег”, которые тяжелым  бременем легли на плечи англичан в начале 11в.

 И этот металл оседал в кладах, чтобы стать добычей археологов. Еще были монеты и драгоценности из Германии и из других стран Европы. Возникает вопрос: зачем всё это спрятали?

Известный шведский археолог С. Булин высказал мнение, что клады были своего рода средневековыми сберегательными кассами или сберегательными банками. Шли войны, жизнь была не спокойная, и если у человека заводились деньги, кое-какое богадство, то он предпочитал запрятать их в кубышку, в кувшин, в сундучок и до поры до времени зарыть в землю, чтобы востребовать свой вклад тогда, когда будет спокойно, когда потребуется купить землю, рабов, заморские одежды, оружие и т.д. Тогда можно извлечь эти средства из “подземного банка” – и пустить их в оборот. Однако любопытно, что на протяжении самой эпохи викингов кто либо из тех, кто эти клады закапывал, или кто-либо из родственников, потомков или наследников эти вклады востребовал, т.е. выкапывал. Археологи находят “клады” не только близ домов или в таких местах, где их было бы более или менее легко выкопать, если человек знал, где они спрятаны, потому что сам и спрятал или кто-то ему сказал, - нет, такие клады находят и на дне рек, болот. Это значит, что люди прятали в таких местах, откуда извлечь их было невозможно. Очевидно, что люди прятали своё богатство не для того, чтобы, когда – нибудь потом, “в трудную минуту жизни” им воспользоваться. Прятали навсегда, прятали не только от других, но и от самих себя. Вывод: в скандинавских странах эпохи викингов в результате грабительских походов и торговли сложился достаточный экономический потенциал для того, чтобы там стали развиваться феодальные отношения. Логика тут такая: у скандинавов были деньги, значит, они могли покупать землю, могли приобретать какие – то владения, т.е. мог развиваться феодализм. Скандинавы эпохи викингов, будучи язычниками, относились к драгоценным металлам, к золоту и серебру, которые они часто воспевали в своих скальдических песнях, очень своеобразно.

В драгоценных металлах скандинавы видели воплощение удачи, везения человека. Он верил, что каждый человек обладает большей или меньшей степенью удачи. И пока эти металлы находятся в его руках, пока никто другой на них не наложил руку, его ,,удача,,не подвергнется никакой опасности,она, неповрежденная,- при нем. Скандинавские короли, а в эту эпоху появляются ,,вожди,, или ,,короли,, своим приближенным за верную службу,а скальдам за песни, в которых эти короли воспевались, могли дарить большие ценности-гривны,кольца, мечи и т.д.

Важнейшей характеристикой этого периода был рост городов и городского ремесла. В классическое средневековье быстро растут старые и возникают новые города- около замков, крепостей,монастырей,мостов, переправ через реки.

 Города с населением в 4-6тыс. жителей считались средними. Жизнь в средневековом городе была трудна и опасна- частые эпидемии уносили жизнь более половины горожан, как это случилось, например, во время ,,черной смерти,,- эпидемии чумы в середине 13в. Однако в города все равно стремились. Города возникали на землях короля или крупных феодалов и были им выгодны, принося доходы в виде налогов с ремесла и торговли. В начале этого периода большинстово городов находилось в зависимости от своего сеньора. Горожане вели борьбу за получение самостоятельности, т.е. за преврашение в вольный город. Органы власти независимых гродов были выборными и имели паво собирать налоги, расплачиваться с казначейством, по своему усмотрению распоряжаться городскими финансами, иметь свой суд, чеканить свою монету, объявлять войну и заключать мир. Средствами борьбы городского населения за свои права были городские востания – коммунальные революции, а так же выкуп своих прав у сеньора. Такой выкуп могли себе позволить только самые богатые города, такие как Лондон и Париж.

Богатство городов основывалось на богатстве их граждан. В числе наиболее богатых были ростовщики и менялы.

В начале классического средневековья банковская деятельность наиболее активно развивалась в Северной Италии. Там эта деятельность была сосредоточена преимущественно в руках евреев, поскольку христианство официально запрещало верующим занятие ростовщичеством. Деятельность ростовщиков и менял могла быть чрезвучайно выгодной, но и иногда (если крупные феодалы и короли отказывались возвращать большие кредиты) и они становились банкротами. Важным слоем городского населения были ремесленники. С XII – XIII в.в. в связи с увеличением покупательской способности населения, ростом потребительского спроса отмечается рост городских ремесел. От работы на заказ ремесленники переходят к работе на рынок. Ремесло становится уважаемым занятием, приносящим хороший доход. Особенным почтением пользовались люди строительных специальностей – каменщики, плотники, штукатуры. Зодчеством тогда занимались самые одарённые люди, с высоким уровнем профессионвльной подготовки.

Важным слоем городского населения были купцы, игравшие главную роль во внутренней и внешней торговле. Они постоянно разъезжали по городам с товарами. Купцы, как правило, были грамотны и могли говорить на языках тех стран, через которые они проезжали. Внешняя торговля в этот период всё ещё более развита, чем внутренняя. Из Западной Европы вывозили сукна, вина, металлические изделия, мед, строевой лес, мех, смолу. Ввоз в Европу в целом превышал вывоз.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.