рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Герои Великой Отечественной Войны

Николай Гастелло

Николай Гастелло   Когда возникают такие вопросы, хочется зажать голову руками и бежать, бежать, бежать прочь от назойливых вопросов.

В наградном листе экипажа Гастелло написано:
"26 июня летчик капитан Гастелло Н. Ф. с экипажем - Бурденок, Скоробогатый и Калинин - повел ДБ-3 бомбить ворвавшихся фашистов по дороге Молодечно-Радошковичи. У Радошкович показалась вереница танков противника. Гастелло, сбросив бомбы на скопившиеся на заправке немецкие танки, и, расстреливая из пулеметов экипажи фашистских машин, стал уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, самолет, объятый пламенем, не мог уйти на свою базу. Гастелло развернул горящий самолет и повел его в самую гущу вражеских танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть летчика героического экипажа".

    Основанием для составления наградного листа служили рапорты старшего лейтенанта Воробьева и лейтенанта Рыбаса, видевших подвиг своими глазами. Только вот старший лейтенант Воробьев прибыл в полк только 10 июля 1941. А как же рапорты, донесения остальных?. Кто-то же должен быть очевидцем. В том то и дело, что очевидцев тоже сбивали и сбивали пачками. Помните, как в один день там же у Радошковичей сбили 15 самолетов. Поэтому на газетных страницах свои тараны Гастелло осуществлял то 26-го, то 28 июня, а по версии "Красной звезды", и вообще 3 июля. Уже 25 июля Николаю Гастелло присваивается звание Герой Советского Союза. 28 августа 1941 года подвиг экипажа Гастелло был повторен экипажем младшего лейтенанта Вдовенко. Приказом МО СССР № 63 от 03.04.1958 г. Герои Советского Союза летчик младший.лейтенант Вдовенко Иван Тимофеевич и штурман лейтенантт Гомоненко Никита Васильевич - навечно ДБ-3 зачислены в списки 3 авиационной эскадрильи 121 гвардейского полка. Подвиг Гастелло повторил и летчик капитан Н.Т.Хрусталев 5 ноября 1941 г и многие, многие другие.

    Такой легендарный момент не мог остаться неисследованным и за дело взялись историки и археологи.
"Спустя 10 лет после радошковичского тарана, в ознаменование героической даты зампредседателя Совмина БССР тов.Киселев отдает распоряжение секретарю ЦК КПБ тов.Гусарову (по ходатайству директора музея ВОВ) произвести более тщательное исследование места подвига и смерти Героя Советского Союза капитана Гастелло, осуществить раскопки могилы и сбор частей самолета. Представительная экспедиция в составе научных сотрудников, фотографа, специалистов авиадела и судмедэкспертов выдвинулась в Радошковичи для усиления и без того жирной точки над "i".
Долго ли, коротко ли корпели исследователи над расконсервацией братской могилы, однако полученный накануне грядущего перезахоронения Гастелло результат оказался соизмерим разве что со столбняком. Никакого экипажа Гастелло в районе раскопок не было! По восстановленной надписи на документе, хранившемся в пластмассовом футлярчике, было установлено, что здесь покоится прах старшего лейтенанта Григория Реутова. Последующей проверкой все вопросы были сняты окончательно. Реутов, 1918 года рождения, проходил службу в должности воздушного стрелка-радиста в 42-й авиационной воздушной дивизии, и, по данным отдела по учету потерь Советской Армии, значился пропавшим без вести с 26.06.41 г. Благодаря этим данным было установлено, что вместе с ним на борту находились капитан Александр Маслов (командир экипажа), лейтенант Владимир Балашов и младший сержант Бахтурас Бейскабаев. Выполнявший 26 июня 1941 года боевое задание экипаж самолета ДБ-3Ф в полк уже не вернулся, и командование, не имея никаких сведений, посчитало летчиков без вести пропавшими. Агитаторы и политинформаторы были парализованы. Какой Маслов? Откуда? Где народный герой Гастелло? Впрочем, было слишком поздно менять идеалы. В школах штудировались литературные формы героического эпоса, именем Гастелло были названы сотни колхозов, улиц, пионерских дружин и т.п. Проще было повесить на неприятное открытие амбарный замок секретности. Мало того, в 1976 году на месте гибели экипажа Маслова был установлен величественный памятник... капитану Гастелло... Много позже удалось установить, что бомбардировщики капитана Маслова ушли в район Радошковичей двумя часами раньше самолетов Гастелло. Тем не менее и те, и другие оказались в самом эпицентре обстрела. Не исключено, что именно падающий самолет Маслова и привлек внимание коллег Гастелло, поскольку Маслов действительно предпринял попытку тарана. По некоторым оценкам, до шоссе и, следовательно, до главного скопления техники не хватило 180 м. Поэтому особого ущерба рухнувший самолет фашистам не причинил. Тем не менее российское руководство спустя 55 лет после прецедента адекватно отреагировало на всплывшие на поверхность истории новые сведения: указом президента Ельцина Александр Маслов посмертно удостоен звания Герой России. Все же остальные сломя голову бросились искать место падения самолета Гастелло.
В 25 километрах от Радошковичей, среди труднопроходимых болот обосновалась деревня Мацки. За всю историю своего существования Мацки прославились, пожалуй, лишь тем, что 26 июня 1941 года прямо на огород одного из жителей приземлился катапультировавшийся из горящего самолета советский летчик. Самолет, к слову, рухнул неподалеку в болото. Свидетель этого момента, один из героев кинодокументального расследования режиссера Анатолия Алая "Два капитана" (на тот момент ему было 15 лет), отчетливо помнит, что тотчас к дому подкатила немецкая штабная машина, летчика нейтрализовали и увезли в неизвестном направлении. На этом следы пилота теряются.
Анатолию Алаю, предпринимающему энергичные действия по "бомбардировке" архивов, удалось- таки обнаружить очень любопытный документ, чудом уцелевший после тотального истребления всего, что могло бы скомпрометировать имя Гастелло. В руки Анатолия Ивановича попал порядком потрепанный именной список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиационной дивизии с 22.06. по 28.06.41 г. Под №3 в числе прочих значится экипаж 207-го полка в составе командира эскадрильи капитана Гастелло, стрелков-бомбардиров лейтенантов Бурденюка и Скоробогатова и воздушного стрелка-радиста младшего сержанта Калинина. Ничего особенного, если бы не "примечание". "Один человек из состава экипажа выпрыгнул с парашютом из горящего самолета. Кто - неизвестно". Однако из-за технических особенностей строения самолета десантироваться в обход командира даже при желании не мог никто. Иными словами, только Гастелло, став на крыло, мог выпрыгнуть из горящей машины и приземлиться на огороде Агейчиков. Остальным "пассажирам" ДБ-3Ф времени на сборы уже не оставалось.
Свидетели утверждают, что в районе Мацков был сбит только один самолет (а не 15, как в Радошковичах), и поэтому ошибки быть не может. Спустя некоторое время после войны среди развалившегося корпуса самолета были обнаружены вещдоки - смертный медальон Калинина и письмо с фамилией Скоробогатова. Идентифицировать труп Гастелло не удалось.
В начале 70-х исследователь огненных таранов Б.Васильев обнаружил в архивах подписанное Жуковым представление к высшей награде воинов, отличившихся в боях против японцев на Халхин-Голе. Значилась здесь и фамилия военкома бомбардировочного полка Михаила Ююкина, который, как оказалось, был первым "воздушным наставником" Гастелло. Еще позже стало известно, что в последнем для Ююкина бою участвовал и его ученик. Попав в заградительный огонь, самолет мгновенно загорелся. Командир приказал экипажу покинуть машину, а сам, тяжело раненный, протаранил японский дзот.
Правда, Ююкина так и не наградили, поскольку члены экипажа спаслись, приземлившись на вражеской территории. Продолжая логическую цепочку, нельзя было представлять к высшей награде кого бы то ни было из состава экипажа Гастелло, стопроцентно зная, что кто-то из летчиков попал в руки фашистов. Тем более если пленником оказался сам Гастелло. В своих мемуарах маршал авиации Скрипко вспоминает, что будучи командиром дальнебомбардировочного корпуса, зная о штабном документе, подписал представления о награде, не имея на это никакого морального права. Ситуация иного выбора не оставляла - о подвиге Гастелло знала уже вся страна.
Парадоксально, но большинство Героев Советского Союза получили свои звания посмертно, то есть на основании свидетельских показаний очевидцев. Более двухсот Героев пропали без вести, и их судьба так и осталась неизвестна. Биографии некоторых военных кумиров строились на исключительности героической личности. Так, упоминая имя Гастелло, советские идеологи считали своим долгом напомнить, что отец Николая Францевича переносил бревно с вождем мирового пролетариата на первом коммунистическом субботнике.
Гастелло не виноват, что стал идолом советской пропаганды. Равно как не виноват Маслов, на 55 лет канувший в безвестность. Два капитана, два боевых друга, две трагические развязки с такими разные финалами... Михей Николай Тихонович, преподаватель, руководитель музея боевой славы СШ №104 г.Минска. Более 30 лет занимается поисковой работой. Собрал обширный материал по фактам гибели Гастелло, Маслова, десяткам других летчиков.
"Противопоставление Гастелло и Маслова несправедливо. Они оба совершили подвиги! И Гастелло, и Маслов знали, что рано или поздно их тяжеловесные самолеты будут сбиты! Разве это не показатель героизма? Потери были огромные. За первый месяц войны для пополнения взамен сбитой техники в 207-й полк прибыло 47 самолетов. Из 27 бомбардировщиков, вылетавших бомбить вражескую бронетехнику летом 1941 года, в район Радошковичей вернулся только один! Пятого июля остатки практически начисто разбитого 207-го авиаполка перебрасываются под Орел, а в сентябре полк расформирован. Из 148 членов экипажей 207-го авиаполка установлены места гибели только 12! Так что героями были все военные летчики. Разговор, скорее, о другом. Почему вплоть до 1951 года Маслов числился пропавшим без вести? Потому что предполагаемое место гибели Гастелло никто не исследовал, будучи уверенным, что именно здесь находятся останки героического экипажа. То, что в могиле Гастелло оказался Маслов, было шоком. Сразу возник вопрос: а где, собственно, погиб Гастелло? Пропал без вести? То, что в мацковском болоте нашли отрывок письма Скоробогатова, члена экипажа Гастелло, - еще не доказательство. Нужно искать более весомые аргументы. По моему мнению, спектр поисков нужно существенно расширить. В Радошковичах в прошлом году нашли летчиков, перезахоронили на гражданском кладбище, вроде бы даже известны их фамилии, но местные власти все держат в тайне. Зачем недосказанность? Ее и так более чем достаточно. Чем руководствовалось командование, присваивая Героя Советского Союза только Гастелло, а не всему экипажу? Почему Ельцин своим приказом присвоил Героя Российской Федерации всему экипажу Маслова, а президент Назарбаев к тому же продублировал приказ в отношении Бейскбаева? И почему бы экипажу Маслова не занять свое место в главном зале боевой славы республики? Поиск новых поворотов в развенчании кого бы то ни было нужно заканчивать. Точка - раз и навсегда". Гурная Ирина Александровна, дочь Александра Маслова. С 1956 года живет и работает в Минске. "Для меня отец всегда был героем. Я с детства мечтала летать, как он, прыгала с парашютом. Я хотела быть во всем на него похожей, хотя практически его не помню. До 1951 года он считался пропавшим без вести. Мама рассказывала, что с семьей Гастелло они были очень дружны, особенно когда жили в Ростове. Они были воспитаны совершенно на других принципах, и то, что отец говорил: "В руки живым не сдамся", - это не дешевая патетика. Люди верили в идеалы. Никто не хотел погибать, но плен иногда воспринимался хуже смерти. Поэтому я негативно отношусь к тому ажиотажу, который возник и вокруг моего отца в том числе. Молодежи это неинтересно. Старикам от осознания развенчания культа Гастелло больно. Кумиры падают один за другим. Для тех, кто боготворил Гастелло, наступило разочарование. Кто ничего не знал, тому новые факты до лампочки. У нас и без того полно безыдейщины. Но я считаю, что памятник в Радошковичах нужно обобщить. Пусть это будет неперсонифицированная память обо всех летчиках, погибших во время войны. В большинстве своем они осознанно летели на смерть и заслуживают одинаково высоких почестей". (газета "Свободные новости", 1999г.)

    Приблизительно в этом духе высказался и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: "Хочу выполнить еще одну очень почетную миссию, - сказал затем Президент. - Мы, казахстанцы, всегда знали о подвиге Абдирова, который в марте 1943 года направил горящий самолет в колонну фашистов. Но оказалось, что был и второй наш земляк. В июне 1941 года бомбардировщик капитана Маслова возвращался, отбомбившись, на базу и был подбит. Самолет развернулся назад и пошел на таран фашистской колонны. Все знали о подвиге Николая Гастелло, а о команде капитана Маслова не знали, хотя о нем было известно еще в 50-е годы, - заметил Нурсултан Назарбаев. - Но время было такое - если есть подвиг Гастелло, значит, никому другому не дано. Сейчас правда открылась - среди членов экипажа Маслова, не оставивших самолет и совершивших таран, был наш земляк Бахтурас Бейскбаев.Президент Российской Федерации Борис Ельцин в ознаменование этого подвига присвоил ему звание Героя России. В Казахстане Бейскбаев был, согласно указу Президента, награжден орденом "Халык Кахарманы". Все поиски родственников Бейскбаева не дали результатов - село, где он родился, сегодня находится под Капчагайским водохранилищем. Поэтому обе эти высшие награды я хочу передать нашему историческому музею. Тем самым мы сделаем то малое, что можем сделать для человека, который отдал свою жизнь за наше счастье, за наш сегодняшний день, - сказал г-н Назарбаев. - Думаю, что его имя будет также присвоено школам, улицам и другим объектам. Самое главное, что его подвиг и эти посмертные награды послужат патриотическому воспитанию молодежи в любви к отчизне, своему государству."

    Орден Отечественной войны стал наградой для трех членов экипажа капитана Н.Ф. Гастелло, совершивших вместе со своим командиром знаменитый огненный таран. По последним данным, 503 раза был повторен подвиг капитана Николая Гастелло и его экипажа, который 26 июня 1941 года совершил наземный таран, направив свой подбитый горящий самолет на скопление боевой техники фашистов. В документах военных лет зафиксировано 600 воздушных таранов. 34 летчика применяли воздушный таран дважды, а Герои Советского Союза Л. Борисов, В. Матвеев, Н. Терехин, А. Хлобыстов - трижды.

ДБ-3

        Сафонов Борис  Феоктистович

Дважды Герой Советского Союза Борис Феоктистович Сафонов родился 26 августа 1915 г. в селе Синявине Тульской губ. Окончив с отличием семилетку, Борис Сафонов поступил в Тульскую железнодорожную школу фабрично-заводского ученичества, в 1930 году вступил в комсомол, занимался в планерной школе, а затем в школе летчиков Осоавиахима. По окончании Качинской летной школы Сафонов служил в морской авиации Северного флота. С началом Великой Отечественной войны он отличился в воздушных боях с фашистами. К началу сентября 1941 г. Б. Ф. Сафонов был награжден двумя орденами Красного Знамени, а 16 сентября того же года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Истребительный авиаполк, где он служил, был награжден орденом Красного Знамени, а затем стал гвардейским. 30 мая 1942 г. гвардии подполковник Б. Ф. Сафонов, будучи уже командиром полка, вылетел во главе звена истребителей на прикрытие каравана судов, идущих к Мурманску. Ведя бой с превосходящими силами противника, Б. Сафонов сбил три фашистских самолета, но погиб сам в этом бою. Всего за время боевых действий Борис Сафонов сбил лично 25 вражеских самолетов и 14 вместе с товарищами. 14 июня 1942 года отважный летчик был посмертно награжден второй медалью «Золотая Звезда».  

В г. Плавске Тульской обл. установлен бронзовый бюст Б. Ф. Сафонова. Его именем названы колхоз в Плавском районе Тульской обл. и поселок в Мурманской обл.

В. И. Боть


О военно-историческом проекте.

История России неоднократно была овеяна славой сынов своего отечества. На протяжении многих веков тянущихся к нашему времени из глубин времен, память донесла до нас имена тех кто своим бесстрашием, мужеством и беспредельной любовью к своей Отчизне доказал не словом но делом свою любовь и верность России и её народу.

Легендарный командарм и бесстрашный кавалерист, верный сын России прославивший отечество это Маршал Советского Союза Семён Михайлович Будённый с историей которого вы можете теперь ознакомиться просмотрев огромную историческую фотогалерею размещенную на сайте. Так же вашему вниманию будут представлены отзывы современников о маршале СССР.

Мы полагаем что запуск военно-исторического проекта внесет свой посильный вклад в сохранение и пропаганду истории нашего государства подрастающему поколению. Так же мы рассчитываем на то что проект будет интересен и широкому кругу общественности, поскольку многие из представленных материалов уникальны.

О контенте проекта.

В основу проекта положен выпущенный ограниченным тиражом в 1986 году издательством "ПЛАНЕТА" фотоальбом содержащий подборку уникальных фотографий из фондов ТАСС, АПН, Государственного архива кинофотодокументов, Центрального музея вооруженных сил, Музея М.И.Калинина, Центральной студии документальных фильмов, архивов Туркменской и Таджикской ССР, личного архива С.М.Будённого и автора текстов и составителя А.М.Золототрубова.

В проекте использованы стихи Н.Асеева, А.Д.Актиля, П.Бахтурова, Н.Кооля, В.Маяковского, А. Суркова, А. Твардовского.

Авторы фотографий: В.Бабайлов, А. Егоров, Г.Зельма, В.Зюзин, Б.Каралкин, В.Козлов, И.Куксов, О.Ландер, А.Лебедев, М.Марков-Гринберг, А.Межуев, Б.Преображенский, А.Становов, С.Струнников, А.Устинов, А.Фридлянский, Я.Халип, И.Шагин, А.Шайхет.

Так же представлены репродукции картин художников: М.Авилова, И.Бродского, М.Грекова, А.Дейнеки, П.Кривоногова, Б.Преображенского и репродукции плакатов художников М.Авилова и Д.Моора.

Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза К. С. Москаленко о С.М.Будённом

Верный сын Советской Родины, Маршал Советского Союза, трижды Герой Советского Союза Семён Михайлович Будённый, чье имя овеяно былинной славой... Сын иногороднего крестьянина-батрака Донской области, Буденный рано познал тяжесть подневольного труда. Призванный в царскую армию в 1903 году, он участвовал в русско-японской войне, затем в первой мировой войне. Как храбрый воин-кавалерист был награжден четырьмя Георгиевскими крестами и четырьмя медалями. После февральской революции 1917 г. Будённого избрали в дивизионный солдатский комитет. В Минске он познакомился с М. В. Фрунзе, работавшим тогда по заданию большевиков в царской армии. Не раз выполнял он его задания в войсках гарнизона. Когда грянул Великий Октябрь, Будённый возвратился в родные края, на Дон, где уже шла ожесточенная борьба с контрреволюцией. Здесь формировались первые конные отряды для защиты Советской власти. Один из таких отрядов в станице Платовской создал Семен Михайлович. И потянулись люди в его отряд из десятков хуторов и станиц. Вскоре отряд вырос в кавалерийский полк, преобразованный затем в бригаду, потом - в дивизию. Командиром стал Б. М. Думенко, помощником- С. М. Будённый, а в дивизии - начальником штаба, с января 1919 года- командиром бригады в той же дивизии. Вскоре Б. М. Думенко тяжело заболел, командование дивизией возглавил С. М.Будённый. В мае 1919 года на базе двух кавалерийских дивизий был создан первый в Красной Армии конный корпус. Его командиром, а позднее и командующим Первой Конной армией был назначен С. М. Будённый.

Блестящие успехи, достигнутые 1-й Конной армией во многих операциях в Донбассе, на Дону, Кубани, в Приволжье, на Северном Кавказе и Украине, в боях с войсками белопанской Польши, в Северной Таврии и Крыму, ее богатый боевой опыт служили примером для всех войск сражавшейся Советской Республики. Командарм С. М. Будённый, его ближайшие соратники члены Реввоенсовета К. Е. Ворошилов, Е. А. Щаденко и другие командиры и политработники 1-й Конной учили бойцов бесстрашию и самоотверженности в борьбе с врагом, вели их в первых шеренгах защитников Октября. Я часто вспоминаю те далекие годы. С восемнадцати лет мне довелось воевать за Советскую власть под боевыми знаменами легендарной Первой Конной армии. В ее рядах я прошел боевую школу от рядового конармейца до начальника штаба полка 6-й Чонгарской кавалерийской дивизии. Более 11 лет служил я в этой дивизии и каждый раз при встрече с Будённым, как и все конармейцы, убеждался в огромном авторитете командарма в солдатских массах. Закончилась гражданская война. Расформировали Первую Конную армию, а ее кавалерийские дивизии продолжали именоваться "будённовскими". Будённовец- звучало гордо и почетно. Все мы, будён-новцы, любили своего командарма за его острый природный ум, беспредельную отвагу и храбрость, мужество и волевой характер, за простоту и сердечность его общения с бойцами. Мы стремились быть похожими на него, подражали ему, учились у него отваге и мужеству. В огне боев в годы гражданской войны проявились незаурядные способности Будённого как кавалерийского начальника, его высокие морально-боевые качества и беспредельная преданность делу социалистической революции. Хочу еще раз подчеркнуть, что автором замыслов массированных кавалерийских атак, боев, организатором и руководителем проведения операций конниками, как правило, был Семён Михайлович. Его талант кипучая энергия, его тесная связь с бойцами и командирами оказывали огромное влияние на формирование у них высоких морально-боевых качеств. Немеркнущие боевые традиции конармейцев развили в боях с немецко-фашистски-ми захватчиками советские кавалеристы, беззаветно сражавшиеся с врагом на полях Подмосковья, на берегах Волги, Терека и Кубани, на Курской дуге и в Белоруссии, на Украине, в Молдавии и Прибалтике. Гвардейцы-конники в едином строю с танкистами и пехотинцами, летчиками и военными моряками, представителями других родов наших Вооруженных Сил с честью пронесли боевые знамена своих полков, дивизий и корпусов, освобождая от фашизма многие страны Европы. Клинки наших отважных всадников победно сверкали на берегах Вислы, Дуная и Одера.

Маршала Будённого уважали и любили все-от рядового бойца до руководителей Коммунистической партии и Советского государства. Он умело и быстро решал трудные вопросы комплектования и сколачивания кавалерийских соединений, обучения их искусству боя, снабжения, подбора кадров. Будённый много и упорно работал в Реввоенсовете СССР, который принимал необходимые меры для укрепления обороноспособности страны. Вместе с М. В. Фрунзе, К. Е. Ворошиловым, М. Н. Тухачевским, А. И. Егоровым и другими военачальниками он участвовал в подготовке проекта нового закон об обязательной воинской службе, принятого ЦИК и СНК СССР в сентябре 1925 года. Мои новые встречи с Будённым, не считая таких кратковременных, как маневры на Украине, в Белоруссии, состоялись в начальный период Великой Отечественной войны. Я был командиром танкового соединения. В первые дни и недели войны советские войска по ряду причин вынуждены были отходить, нанося контрудары по врагу, изматывая его в упорных оборонительных боях. Маршал Будённый возглавил отражение агрессии на Юго-Западном стратегическом направлении от реки Припяти до Черного моря. После упразднения командования тремя стратегическими направлениями Будённый был командующим группой войск армий резерва Ставки, Резервным фронтом под Москвой, уполномоченным ГКО по формированию и обучению частей, главнокомандующим Северо-Кавказским направлением, командующим войсками Северо-Кавказского фронта. На любом посту, доверенном партией, он отдавал делу все свои силы и знания, высоко нес звание коммуниста. В январе 1943 года Будённый назначается командующим кавалерией Вооруженных Сил СССР, непосредственно работает в Ставке Верховного Главнокомандования. Благодаря его усилиям совершенствовались новые кавалерийские соединения и конно-механизиро-ванные группы. Своими ударами и рейдами они содействовали успеху ряда крупных операций Великой Отечественной войны. Маршал Советского Союза С. М. Будённый- человек необыкновенной судьбы. И когда знакомишься с материалами фотоальбома, еще раз убеждаешься в том, что Семен Михайлович прожил большую и яркую жизнь.

Незадолго до смерти С. М. Будённый писал: "Когда думаешь о том, чего достиг советский народ, сердце радуется. Не напрасно были понесены жертвы. Мы выстояли в тяжелой борьбе с врагами Советского государства, мы победили. Не скрываю, я горжусь, что был непосредственным участником великих событий". Автору и составителю фотоальбома военному писателю капитану I ранга Золото-трубову А. М., многие годы служившему непосредственно под руководством Маршала Советского Союза С. М. Будённого, вместе с издательством "Планета" удалось создать интересную книгу. Фотографии раскрывают ту или иную грань биографии полководца и государственного деятеля. Многочисленные документальные фотографии, многие из которых поистине уникальны, обогащают наши представления о Семене Михаиловиче Будённом. Уверен, что фотоальбом о Маршале Советского Союза С. М. Будённом, жизнь которого является вдохновляющим примером для советских людей, будет тепло встречен читателями, особенно молодежью, которая готовится вступить в ряды славных защитников Советской Родины. Среди многочисленных наград маршала есть золотое оружие с надписью "Народному Герою С. М. Будённому от ВЦИК". Народный герой - эти слова, как никакие другие, верно и емко характеризуют Семена Михайловича Будённого

 

      Фомичев Михаил Георгиевич

В фондах Тульского областного краеведческого музея хранится уникальный экспонат - символические ключи столицы Чехословакии Праги. Вручены они были нашему земляку - освободителю Праги от фашистской оккупации дважды Герою Советского Союза М.Г. Фомичеву. На рассвете 9 мая 1945 г. танковая бригада под командованием М.Г. Фомичева первой вошла в оккупированную Прагу и с боями принимала участие в ее освобождении. При активной помощи боевых дружин восставшей Праги войска 1, 2 и 4-го Украинских фронтов к 10 часам 9 мая очистили город от захватчиков, а 10-11 мая остатки вражеских войск сложили оружие.

       За умелое руководство боевыми действиями бригады в период Висло - Одесской операции, в боях за Берлин, за стремительные и решительные действия по освобождению столицы Чехословакии - Праги М.Г. Фомичев был награжден второй медалью "Золотая Звезда". Первую "Золотую Звезду" Героя Советского Союза наш земляк, комбриг, гвардии полковник М.Г. Фомичев получил за мужество и отвагу, проявленные при освобождении Львова. Танковая бригада под командованием М.Г. Фомичева, действовавшая в составе Уральского добровольческого танкового корпуса, первой ворвалась во Львов, в течение шести дней вела там ожесточенные бои с гитлеровцами.

М.Г. Фомичев родился на тульской земле, в деревне Слобода Белевского р-на 25 сентября (8 октября) 1911 года. Еще до войны окончил Орловское броне­танковое училище и Военную академию механизации и моторизации РККА.

Во время Великой Отечественной войны проявился талант командира и прекрасная танковая подготовка. Участвовал в боях на Волге, на Южном, Юго-Западном, Брянском и 1-м Украинском фронтах.

После войны Михаил Георгиевич многое сделал для укрепления боевой мощи Советской Армии, закончил Военную Академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, занимал ряд ответственных командных должностей, был заместителем командующего войсками округа, работал в Министерстве обороны СССР.

До последних дней М.Т. Фомичев не порывал связи с Тульским краем. Передал на Родину подлинные документы, фотографии периода Великой Отечественной войны, которые бережно хранятся в Тульском областном краеведческом музее. Комплекс материалов дважды Героя Советского Союза М.Г. Фомичева экспонировался на выставке "Реликвии войны" в Туле, посвященной 50-летию Великой Победы.

                           

                    Юдин Михаил Владимирович

Михаил Владимирович Юдин родился в 1912 году в д. Булычи (ныне Плавский район). Учился в сельской школе, работал в колхозе трактори­стом. В 1934 году был призван в Красную Армию, где стал танкистом, сначала рядовым, а затем младшим командиром. В 1935 году окончил танковую школу. Он отлично учился ратному мастерству танкиста. На земле Испании началась война. Среди советских воинов-интернационалистов находился и Юдин. В одном из боев танк был подбит. Юдин спасает механика-водителя, выносит из горящего танка командира. Юдин не только отважно воевал, показывая пример образцового выполнения воинского и интернационального долга, но и учил своих боевых друзей-испанцев владению техникой в сложных условиях. На Родину М. Юдин вернулся Героем Советского Союза. Он первый из туляков был удостоен этого высокого звания. После окончания бронетанковых курсов ему было присвоено звание старшего лейтенанта, он назначается командиром танковой роты. С начала Великой Отечественной войны танкист Юдин участвует в горячих сражениях. Весной 1942 года во время кровопролитных боев под Таганрогом Герой Советского Союза майор Юдин пал смертью храбрых.

                            

ЛИТЕРАТУРА:

СТУПИН Е. С. Крылатый богатырь: Повесть / Худож. С. Трофимов. — Тула: Приок. кн. изд-во, 1985. — 112 с.: ил.

ХАМЕТОВ М. Н. В небе Заполярья: О дважды Герое Советского Союза Б. Ф. Сафонове / Предисл. А. Марьямова. — М.: Политиздат, 1983. — 110 с.: ил.

БОНДАРЕНКО В. 25 побед Бориса Сафонова // Родной Отчизне присягаю... — Тула, 1981. — С. 116—125.

БОТЬ В. И. Морской орел: Борис Феоктистович Сафонов (1915— 1942) // Гордость земли Тульской. — Тула, 1982. — Т. 1. — С. 287—292.

ГРИГОРЬЕВ А. Борис Сафонов // Летчики: Сб. — М., 1978. — С. 156 — 200.

САЛЬНИКОВ П. Подвиг на всю жизнь // Слово о подвиге: Лит.-худож. сб. - Тула, 1985. Кн. 2. — С. 260-268.

СТУПИН Е. На крыльях бессмертия // Сов. воин — 1988. — № 12.— С. 31.

Воробьев Иван Алексеевич (26.08.21) // БСЭ.- 3-е изд. - М, 1971.- Т.5.- С. 358.

ВОРОБЬЕВ Иван Алексеевич (26.08.21) // Сов. военная энцикл.- М, 1976- Т2-С. 354.

ВОРОБЬЕВ Иван Алексеевич (26.08.21) // Великая Отечественная война 1941-1945: Энцикл.- М, 1985.- С. 176.

ВОРОБЬЕВ Иван Алексеевич (26.08.21) // Герои Советского Союза: Краткий биогр. слов. - М, 1987.- Т.1.- С. 287.

ПЕТУХХОВ Ю. За советскую Родину // Бессмертен подвиг их высокий. - Тула 1983.- С. 16 - 18.- Библиогр.: с. 615.

РЕБРОВ М. Мужество, отвага, мастерство // Люди бессмертного подвига: Очерки о дважды, трижды и четырежды Героях Советского Союза. - 4-е изд. испр. и доп. - М, 1975.- Кн.1.- С. 210-219.

АГАЕВА И.В. 70 лет со дня рождения (1921) И.А. Воробьева // Тульский край. Памятные даты на 1991 год: Указ. лит. - Тула, 1990.- С. 38-39.- Библиогр.: 4 назв.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.