рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Франция в международном разделении труда

     Важной статьей экономики для компаний оставалось уменьшение запасов и издержек складирования. После незначительного увеличения в 1994 - 1995 гг. уровень запасов в 1996 г. сократился, что было связано с невысокими потребностями производства и сбыта.

     Франция занимает второе место в мире после США по объему иностранных капиталовложений в экономику. По данным Банка Франции, в 1994 - 1995 гг. прямые иностранные инвестиции составляли около 60,7 млрд. фр. в год. Они поступали в основном из США и Великобритании. В 1995 г. иностранный капитал позволил создать или сохранить 20 тыс. рабочих мест.

     Правительство намерено удвоить этот показатель. С этой целью в 1995 г. была отменена обязательная регистрация иностранных инвесторов, делающих вложения во Франции, а в 1996 г. облегчена процедура получения разрешений на работу прибывающих во Францию служащих иностранных компаний, открытия магазинов и введены налоговые льготы для иностранного бизнеса.

     Личное потребление слабо поддерживало конъюнктуру. В 1995 г. оно увеличилось на 1,9%, а в 1996 г. - на 2,6%. Рост потребления в 1996 г. происходил при снижении покупательной способности населения. Со второго полугодия 1995 г. замедлился рост занятости, ставок заработной платы и усилилось налогообложение. Реальные доходы населения в 1995 - 1996 гг. увеличились соответственно на 2,8 и 1%. Норма сбережений в 1996 г. упала до самого низкого за 90-е годы уровня - 12,5% (13,4% в 1995 г.). Население меньше прибегало к потребительскому кредиту. С середины 1995 г. замедлилось жилищное строительство. Лишь правительственные меры по стимулированию спроса на автомобили положительно воздействовали на потребление до осени 1996 г.

      Государственные расходы в 1995 - 1996 гг. увеличивались слабо. Правительство А. Жюппе считает своей задачей уменьшение дефицита государственного бюджета, долга и безработицы. В ноябре 1995 г. правительство объявило, что бюджетные проблемы останутся приоритетным направлением его политики и в 1996 - 1997 гг. Их решение должно стабилизировать общую макроэкономическую ситуацию, повысить темпы экономического роста и занятости, смягчить кредитно-денежную политику.

     В конце 1995 г. были приняты меры по увеличению налогов и ограничению госрасходов, чтобы высвободить дополнительные средства на расширение занятости. Самой болезненной стала экономия на заработной плате государственных служащих. В начале 1996 г. были заморожены расходы, изысканы возможности по поддержанию личного потребления и жилищного строительства, облегчению налогообложения малых и средних предприятий.

     В июне 1996 г. был опубликован правительственный доклад о налогообложении и объявлено о готовящейся масштабной налоговой реформе на 1997 - 2007 гг. Ее цель - привести налоговую систему в соответствие с европейскими стандартами и стабилизировать экономический рост.

     Правительство намерено, в частности, упразднить многие сложные налоговые скидки, снизить ставки подоходного налога до уровня других западноевропейских стран, провести широкую реформу налогов на компании, взимаемых центральными и местными органами власти. К 2001 г. предполагается уменьшить подоходный налог (на 75 млрд. фр.), снизить минимальный и максимальный уровни налогообложения (соответственно до 7 и 47% против 12 и 56,8% в 1996 г.), повысить обязательные отчисления в фонд социального страхования (до 3,4% против 2,4%).

     Были повышены косвенные налоги на бензин, алкоголь, сигареты, ликвидированы как изжившие себя некоторые фискальные привилегии для представителей около ста профессий. Власти решили создать новый пенсионный фонд с особыми фискальными льготами для тех, кто хотел бы увеличить размер получаемой пенсии; упразднить к 2001 г. налоги для 1,5 млн. семей, имеющих менее трех детей.

     Дефицит консолидированного государственного бюджета в 1996 г. должен составить 4,25% ВВП. Администрация пыталась улучшить ситуацию, заставив банки снизить процентные ставки по кредитам. На повестке дня дальнейшее сокращение расходов в 1997 г., так как в соответствии с маастрихтскими критериями дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП.

     Повышенное внимание правительство уделяет состоянию системы социального обеспечения по двум причинам. Во-первых, расходы на социальное обеспечение составляют значительную часть бюджетной дыры, во-вторых, система на 85% финансируется не за счет налогов, а из отчислений, рассчитанных по платежным ведомостям предприятий. С ростом безработицы эти поступления снизились. Расходы на здравоохранение составляли примерно половину общего дефицита системы социального страхования, что было связано с ростом стоимости медицинских услуг и лекарств.

     В ноябре 1995 г. правительство объявило о реформе системы социального страхования. Это вызвало волну социального протеста. По призыву крупнейших профсоюзов ВКТ и «Форс увриер» забастовали железнодорожники, работники городского общественного транспорта и некоторые категории госслужащих. В ряде городов вспыхнули уличные беспорядки. По официальным оценкам, 24 дня забастовок обошлись бюджету страны в 7,8 млрд. фр. (0,1% ВВП в 1995 г.).

     После прекращения массовых забастовок социальная напряженность не спала. Правительство пошло на уступки - был сохранен специальный режим пенсионного обеспечения для некоторых отраслей госсектора, заморожен план реорганизации Национального общества железных дорог и сильно урезана запланированная реформа. Власти были вынуждены отказаться от жесткого увязывания размеров пособий с ежегодными налоговыми поступлениями в бюджет, от увеличения необходимого для получения полной пенсии стажа работы госслужащих, введения штрафов для врачей, превысивших ежегодный лимит медицинских страховок.

     Дальнейшие действия правительства по реформированию системы социального страхования некоторые комментаторы, явно преувеличивая, назвали кануном новой французской революции. В начале 1996 г., после 8 месяцев подготовительной работы, отставки первого кабинета А. Жюппе, жестких выяснений отношений с профсоюзами и забастовщиками и дебатов в Национальном собрании были приняты два первых правительственных закона. По первому на период 1996 - 2009 гг. был введен дополнительный всеобщий налог (0,5%) со всех доходов, идущий на возмещение долга кассы социального страхования. Ежегодно он должен приносить правительству 25 млрд. фр.

     Второй закон предусматривал срочные меры по сокращению годового дефицита кассы социального страхования с 60 млрд. фр., первоначально намеченных на 1996 г., до 17 млрд. Однако уже в середине 1996 г. были опубликованы правительственные оценки, согласно которым, дефицит кассы социального страхования составит в 1996 г. 48,6 млрд. фр.

     Публикация этих цифр вызвала новую волну социального недовольства. Профсоюзы, обеспокоенные грядущей потерей контроля за социальной кассой, потребовали прекратить «неэффективную антисоциальную» реформу. Наоборот, правительственные эксперты настаивали на ее продолжении, утверждая, что без принятых мер дефицит кассы социального страхования был бы не менее 80 млрд. фр. По оценкам, на конец 1996 г. он составил 51,6 млрд. фр. (67,3 млрд. фр. в 1995 г.).

     Правительство погашает дефициты системы социального обеспечения прямыми платежами и гарантирует банковские займы. Финансирование госдолга происходило за счет поступлений от приватизации. В 1993 - 1994 гг. были успешно приватизированы «Банк насьональ де Пари», два более мелких банка, химическая компания «Рон - Пуленк», нефтяная «Эльф - Акитен», страховая группа «ЮАП». Приватизация других компаний задерживалась из-за их убыточности, неблагоприятной общей и биржевой конъюнктуры, нежелания премьер-министра вступать в открытую борьбу с профсоюзами. Среди 17 компаний, понесших большие убытки, - компьютерная группа «Бюль», автомобилестроительная «Рено», металлургическая «Пешине», авиационная «Эр Франс» и банк «Креди лионне». В 1995 г. правительство начало приватизацию крупнейшей металлургической фирмы «Юзинор - Сасилор».

     Приватизацию Национального общества железных дорог и группы «Креди эндюстриэль э коммерсьяль», объединяющей 11 региональных банков и 6 финансовых институтов, правительство приостановило из-за мощного протеста служащих. В целом же программа приватизации на 1996 г. была выполнена. В частный сектор, кроме «Пешине», «Рено», части «Эльф - Акитен», перешли группа «Тоталь», банк «Креди локаль де Франс», страховая компания «Ассюранс женераль де Франс».

     В результате денационализации в 1995 - 1996 гг. в бюджет поступило 48 млрд. фр. вместо запланированных 60 млрд. фр., в том числе в 1996 г. - около 27 млрд. фр. вместо 40 млрд. фр. Несмотря на это, администрация повысила субсидии с 27 млрд. фр. до 35,6 млрд. фр. государственным предприятиям «ЖИАТ» и «Эр Франс», «Компани женераль маритим» и банку «Сосьете марсейез де креди». В 1996 г. государство по-прежнему предоставляло неотложную помощь предприятиям, которые должны были быть переданы в частные руки. Наиболее крупные субсидии получили компании «Томсон», «Эр Франс», Национальное общество железных дорог и банк «Креди лионне». Однако этих средств было явно недостаточно, чтобы улучшить их состояние перед передачей в частные руки.

     Государство является акционером всех приватизированных предприятий. За ним остается 0,8% акций «Рон - Пуленк», 0,75 - «Эльф - Акитен», 6,4 - «Ассюранс женераль де Франс», 11,5 - «Пешине», 12,5 - табачной фирмы «Сейтс», 9,8 - «Юзинор», 46% - «Рено». Часть акций остается в собственности самих предприятий.

     В 1997 г. и в последующие годы правительство, согласно утвержденной программе, денационализирует еще 10 предприятий - «Эр Франс», «Аэроспасьяль», «Бюлль», «СНЕКМА», страховую группу «ГАН» и компанию «Кесс сантраль де реассюренс», банки «Креди лионне» , «Кесс насьональ де кревуаянс», «Эрви» и «Сосьете марсейез де креди».

     В 1995 - 1996 гг. влияния внешнего спроса на оживление почти не ощущалось. С весны 1995 г. ухудшение деловой конъюнктуры и потрясения на европейских валютных рынках снизили конкурентоспособность французской продукции и ее долю на европейских рынках. Трудности в сбыте аэробусов и забастовки конца 1995 г. также привели к уменьшению экспорта; в 1996 г. ситуация несколько улучшилась, но позиции экспортеров не удалось восстановить. В то же время в 1994 - 1996 гг. доля иностранных товаров в общем объеме потребления повысилась, так как импорт повышался быстрее, чем внутренний спрос.

     Кризис в промышленности закончился еще в 4 квартале 1993 г., но начавшееся со 2 квартала 1994 г. оживление в промышленности, как уже указывалось, не переросло в подъем. Хотя в отраслях, выпускающих потребительские товары и промежуточную продукцию, оживление началось сразу (соответственно в 1 и 2 кварталах 1994 г.), в отраслях, производящих оборудование, за кратковременной, в течение двух кварталов, стабилизацией уровня производства последовал новый кризисный спад, продолжавшийся вплоть до 1 квартала 1996 г. В целом уровень промышленного производства в 3 квартале 1996 г. был выше кризисного минимума на 6,6% (после сокращения в 1990 - 1993 гг. на 7,1%), выпуск потребительских товаров - на 3,6 (7,1%), «промежуточной продукции» - на 11,2 (11,7%), в производстве оборудования  - на 2,6% (18,8%).

     Обозреватели отмечают, что в результате забастовок в конце 1995 г. особенно сильно пострадали мелкие и средние предприятия. По данным журнала «Экспресс», они составляют 99,8% общего числа предприятий и занимают 69,4% рабочих Франции. Французский мелкий бизнес понес потери в результате ограничения поставок субсидируемого сырья, роста транспортных расходов и т.п.

     По данным всеобщей конфедерации мелких и средних предприятий, в одном из основных экономических регионов Франции - Иль де Франс, - около 60% предприятий мелкого и среднего бизнеса зарегистрировали ухудшение основных показателей, а 27% вплотную подошли к банкротству. Тревогу властей и предпринимательских объединений за мелкий и средний бизнес руководство Французского общества кредитного страхования выразило следующим образом: «Затронута сердцевина экономической ткани Франции».

     Неудивительно, что правительство в конце 1995 г. срочно разработало план спасения мелких и средних предприятий. Он предусматривает для них снижение налогов, тарифов на электроэнергию, пошлин, взимаемых при передаче права собственности, реформу кредитования. Министерству мелких и средних предприятий, торговли и ремесел выделено из бюджета на их развитие 4 млрд. фр. Ужесточен контроль за деятельностью крупных торговых центров, которые выступают главными конкурентами мелкого и среднего бизнеса в торговле.

     Низкие заработная плата и цены на «промежуточную» продукцию способствовали сохранению невысокой себестоимости французской продукции, а жесткая конкуренция производителей также действовала на уровень цен конечной продукции. Потребительские цены увеличились в 1995 г. на 1,7%, а в 1996 г. - на 1,8%.

     Кредитно-денежная политика была направлена на поддержание стабильности франка по отношению к валютам других европейских стран, сдерживание роста денежной массы в обращении, общей задолженности. Краткосрочные процентные ставки снижались вместе с официальными ставками ссудного процента, а среднесрочные в сентябре 1996 г. упали до самого низкого уровня с 60-х годов. Это падение в значительной мере было связано с ослаблением кредитной политики Германии, но также и со значительным уменьшением к тому времени разницы в немецких и французских процентных ставках. Долгосрочные ставки падали и в мае 1996 г. сравнялись с немецкими. Тем не менее франк ослабляли большой дефицит государственного бюджета и высокая безработица. После июня 1995 г. Банк Франции смягчил кредитно-денежную политику. Средний курс по отношению к франку немецкой марки в 1996 г. составил 3,4 фр., а доллара США - 5,12 фр.

     В 1995 г. банковский сектор страдал от низкого спроса на кредиты, высоких операционных издержек и ставок рефинансирования, значительных затрат на покрытие безнадежных долгов. В результате прибыльность банковского сектора была ниже, чем в других странах. Государство оказало финансовую поддержку пяти банкам, особенно «Креди лионне», поддержало некоторые страховые компании, создало специальную корпоративную структуру, чтобы улучшить рефинансирование долгов.

     Государственный банк «Креди лионне» в 1992 - 1994 гг. терпел убытки, как утверждается в официальных заявлениях, из-за «неквалифицированного управления активами». Осуществляемый с 1995 г. план спасения банка базировался на государственных гарантиях, которые позволили покрыть его потери за длительный период. В 1995 г. банк получил кредит в 123,5 млрд. фр.

     Тем не менее банк и после поддержки имеет невысокий рейтинг надежности. Общие его убытки от неблагонадежных активов в 1995 г. составили 8,2 млрд. фр., а убытки от потери репутации превысили 11,7 млрд. В 1996 г. банк вновь понес значительные убытки и пострадал от пожара, поэтому ему вновь пришлось оказывать государственную поддержку.

     В 1996 г. в банковском секторе произошли важные изменения. «Креди насьональ» приобрел «Банк франсез де коммерс экстериор», а «Креди агриколь» - «Банк Эндосюэз» у бедствующей финансовой холдинговой компании «Сюэз». Снижение процентных ставок, увеличивая оборот кредитных учреждений, помогает им вновь стать рентабельными и облегчает финансирование дефицита государственного бюджета и долга.

     Одной из острейших социально - экономических проблем остается безработица. С началом оживления численность официально зарегистрированных безработных перестала увеличиваться (в конце 1996 г. 3,1 млн. человек). Уровень безработицы составил в 1994 г. 12,4%, в 1995 г. - 11,7%, в середине 1996 г. - 12,4%, к концу года он поднялся до 12,5%, в июне 1997 г. составил 12,6%. Нынешняя безработица носит застойный характер, увеличивается ее средняя продолжительность. По данному показателю Франция занимает одно из лидирующих мест в ЕС.

     В 1994 -1995 гг. новых рабочих мест создавалось мало и прежде всего в частном секторе. С осени 1995 г. их число по экономике в целом фактически не выросло, но в сфере услуг увеличилось благодаря росту численности временно и частично занятых и работающих по сокращенному графику. На подобную работу чаще всего нанимают молодежь.

     Правительство проводит структурные меры для улучшения функционирования рынка рабочей силы. Парламент принял ряд законов о поощрительных выплатах частным предпринимателям за наем молодежи на работу и за возвращение на работу уволенных. В 1996 г. принят долгосрочный план занятости и начато его осуществление в оговоренных зонах. Однако расходы правительства на снижение безработицы пока слишком малы.

     Официальные прогнозы на 1997 г. предполагают увеличение темпов роста ВВП до 2,2%, капиталовложений - до 3,8%, личного потребления - до 1,6%. Инфляция составит 1,8%. Частные прогностические организации тоже предсказывают невысокие темпы роста, вялую инвестиционную активность предприятий при незначительном повышении уровня запасов. Число безработных будет увеличиваться и достигнет 12,6% экономически активного населения. 

2.1  Внешнеэкономические связи Франции

В условиях происходящей в послевоенный период радикальной ломки хозяйственных структур страны все возрастающую роль, главным образом в последнее тридцатилетие, играют внешнеэкономические связи, и прежде всего внешняя торговля, являющаяся одной из наиболее динамичных отраслей экономики и ведущей формой участия Франции в системе мирохозяйственных отношений. Экономика Франции глубоко встроена в мировое хозяйство. Французским компаниям в 80-е гг. удалось несколько увеличить свою долю в мировом экспорте (6,5%) (4-е место) и сократить в импорте (6-7%) (3-4-е место).

Внешняя торговля занимает важное место в экономике Франции, поскольку она обеспечивает около трети экономического роста страны. Нынешние результаты внешней торговли являются ярким свидетельством того, что Франция сумела коренным образом изменить ситуацию конца 80-х  - начала 90-х гг., адаптировать свою экономику к конъюнктурным тенденциям в мире в последние четыре года и стабилизировать свой внешнеторговый баланс после долгого периода отрицательного сальдо.

Сальдо внешнеторгового баланса Франции в 1996 г. достигло рекордно высокого уровня +122,3 млрд. фр., что на 24,8 млрд. фр. превышает показатель 1995 г., который был самым высоким за всю историю страны. Однако в отличие от предыдущего года темпы роста импорта и экспорта в 1996 г. были несколько ниже. Так, французский импорт увеличился на 2,2% против 8,5% в 1995 г. и составил 1363,5 млрд. фр. Такой относительный слабый прирост объясняется вялыми темпами экономического роста страны: в 1996 г. он составил +1,5% против +2,2% в 1995 г. Кроме того, следует принять во внимание значительное удорожание импорта энергетических товаров - на 18 млрд. фр. или +23,7%, вызванные ростом цен на нефть. Очевидно, что французские предприниматели еще не приступили к прогнозируемым массированным инвестициям в производство, поскольку объем импорта оборудования увеличился лишь на 6,1%.

Прирост экспорта Франции в 1996 г. шел более динамично, чем прирост импорта: +3,5% против 9,3% в 1995 г. Объем продаж всех французских товаров и услуг за рубежом составил 1485,8 млрд. фр. в 1995 г.

Таким образом, высокий уровень положительного сальдо внешней торговли Франции отражает, с одной стороны, внутреннюю конъюнктуру, выразившуюся в недостаточном росте закупок за границей при довольно устойчивом росте экспорта. С другой стороны, позитивные результаты внешней торговли Франции на протяжении последних четырех лет свидетельствуют о возрастающей конкурентоспособности французских товаров.

В целом в 1996 г. Франция сохранила роль одной из ведущих торговых держав. По объему экспорта и импорта Франция занимает 4-е место в мире после США, Германии и Японии, хотя ее доля в мировой торговле несколько снизилась в 1996 г. (5,6% против 5,8% в 1995 г.).

В качестве приоритетных для развития внешнеэкономических связей Франция считает восемь стран (в алфавитном порядке): Бразилию, Индию, Индонезию, Китай, Мексику, Россию, ЮАР и Республику Корея.

Наиболее активно во внешней торговле участвует промышленность, на которую приходится до 4/5 национального экспорта товаров и услуг. Такие ведущие секторы индустрии, как химия и производство синтетических волокон, автомобиле-, судо- и авиастроение(экспорт составил 56% оборота, или 55,6 млрд. фр.), военная промышленность, направляют на экспорт более 40% своей продукции.

Высокими темпами развивается информатика. Оборот отрасли вырос с 16,2 млрд. фр. в 1978 г. до 80 млрд. фр. в 1990 г. Экспорт в 1990 году составил 34% оборота.

Высокоразвитой отраслью французской промышленности является производство электронного и электротехнического оборудования производственного и бытового назначения. Экспорт продукции в 1990 г. вырос до 143,9 млрд. фр. (около 48% оборота отрасли и 15,7% экспорта всей промышленной продукции). 

В целом в машиностроении можно отметить сильные позиции Франции в производстве оборудования для разведки, добычи и обустройства нефтяных и газовых месторождений, энергетического оборудования. В области станкостроения Франция занимает шестое место в мире. С 1987 г. эта отрасль развивается достаточно высокими темпами. Экспорт достиг в 1990 г. 141,4 млрд. долл. (15,4% промышленного экспорта). Одновременно импортировали продукции на 156,4 млрд. фр.

Франция является четвертой страной в мире по производству автомобилей. Французский автомобильный рынок относительно стабилен. Экспорт отрасли в 1990 г. составил 2,095 млн. шт., или более 55,6%, на сумму 151,3 млрд. фр. (12,9% всего объема французского экспорта, или 16,9 промышленного экспорта).

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.