Начало эллинистической цивилизации положили Восточный поход Александра
Македонского и массовый колонизационный поток эллинов (греков и македонян) во
вновь завоеванные земли. Хронологические и географические границы
эллинистической цивилизации исследователями определяются по-разному в
зависимости от трактовки понятия «эллинизм», введенного в науку еще в первой
половине XIX в. И. Г. Дройзеном, но до сих пор остающегося спорным.
Накопление нового материала в результате археологических и исторических
исследований оживило дискуссии о критериях и специфике эллинизма в разных
регионах, о географических и временных границах эллинистического мира. Выдвигаются
концепции предэллинизма и пост эллинизма, т. е. возникновения элементов
эллинистической цивилизации до греко-македонских завоеваний и их живучести (а
иногда и регенерации) после крушения эллинистических государств.
При всей спорности этих проблем можно указать и на устоявшиеся взгляды.
Несомненно, что процесс взаимодействия эллинского и переднеазиатских народов
имел место и в предшествующий период, но греко-македонское завоевание придало
ему размах и интенсивность. Новые формы культуры, политических и
социально-экономических отношений, возникшие в период эллинизма, были продуктом
синтеза, в котором местные, главным образом восточные, и греческие элементы
играли ту или иную роль в зависимости от конкретно-исторических условий.
Большая или меньшая значимость местных элементов наложила отпечаток на
социально-экономическую и политическую структуру, формы социальной борьбы,
характер культурного развития и в значительной мере определила дальнейшие исторические
судьбы отдельных регионов эллинистического мира.
История эллинизма отчетливо делится на три периода—возникновение
эллинистических государств (конец IV—начало III в. до н. э.), формирование
социально-экономической и политической структуры и расцвет этих государств
(III—начало II в. до н. э.) и период экономического спада, нарастания
социальных противоречий и подчинения власти Рима (середина II—конец I в. до н.
э.). Действительно, уже с конца IV в. до н. э. можно проследить становление
эллинистической цивилизации, на III в. и первую половину II в. до н. э.
приходится период ее расцвета. Но упадок эллинистических держав и расширение в
Средиземноморье римского господства, а в Передней и Центральной Азии— владений
возникших местных государств не означали ее гибели. Как составной элемент она
участвовала в формировании Парфянской и Греко-Бактрийской цивилизаций, а после
подчинения Римом всего Восточного Средиземноморья на ее основе возник сложный
сплав греко-римской цивилизации.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ СТАНОВЛЕНИЕ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
В результате походов Александра Македонского
возникла держава, охватывавшая Балканский п-ов, острова Эгейского моря. Малую
Азию, Египет, всю Переднюю, южные районы Средней и часть Центральной Азии до
нижнего течения Инда. Впервые в истории такая огромная территория оказалась в
рамках одной политической системы. В процессе завоеваний были основаны новые
города, проложены новые пути сообщений и торговли между отдаленными областями.
Однако переход к мирному освоению земель произошел не сразу; в течение полувека
после смерти Александра Македонского шла ожесточенная борьба между его
полководцами—диадохами (преемниками), как их обычно называют,—за раздел его
наследия.
В первые полтора десятилетия сохранялась фикция
единства державы под номинальной властью Филиппа Арридея (323—316 гг. до н.
э.) и малолетнего Александра IV
(323—310? гг. до н. э.), но в действительности уже
по соглашению 323 г. до н. э. власть в важнейших ее регионах оказалась в руках
наиболее влиятельных и талантливых полководцев: Антипатра в Македонии и
Греции, Лисимаха во Фракии, Птолемея в Египте, Антигона на юго-западе Малой
Азии. Пердикке, командовавшему главными военными силами и фактическому регенту,
подчинялись правители восточных сатрапий. Но попытка упрочить свое единовластие
и распространить его на западные сатрапии закончилась гибелью Пердикки и
положила начало войнам диадохов. В 321 г. до н. э. в Трипарадисе произошло
перераспределение сатрапий и должностей: Антипатр стал регентом, и к нему в
Македонию из Вавилона была перевезена царская семья, Антигон был назначен
стратегом-автократом Азии, командующим всеми находившимися там войсками, и
уполномочен продолжить войну с Евменом, сторонником Пердикки. В Вавилонию,
утратившую значение царской резиденции, сатрапом был назначен командир гетайров
Селевк.
Смерть в 319 г. до н. э. Антипатра, передавшего
регентство Полиперхонту, старому, преданному царской династии полководцу, против
которого выступил сын Антипатра Кассандр, поддержанный Антигоном, привела к
новому усилению войн диадохов. Важным плацдармом стали Греция и Македония,
где в борьбу были втянуты и царский дом, и македонская знать, и греческие
полисы; в ходе ее погибли Филипп Арридей и другие члены царской семьи, а Кассандру
удалось упрочить свое положение в Македонии. В Азии Антигон, одержав победу
над Евменом и его союзниками, стал самым могущественным из диадохов, и сразу
же против него сложилась коалиция Селевка, Птолемея, Кассандра и Лисимаха.
Началась новая серия сражений на море и на суше в Сирии, Вавилонии, Малой Азии,
Греции. В заключенном в 311 г. до н. э. мире хотя и фигурировало имя царя, но
фактически о единстве державы уже не было речи, диадохи выступали как самостоятельные
правители принадлежащих им земель. Новая фаза войны диадохов началась после
умерщвления по приказу Кассандра юного Александра IV. В 306 г. до н. э.
Антигон и его сын Деметрий Полиоркет, а затем и другие диадохи присваивают себе
царские титулы, тем самым признавая распад державы Александра и заявляя
претензию на македонский престол. Наиболее активно стремился к нему Антигон.
Военные действия развертываются в Греции, Малой Азии и Эгеиде. В сражении с
объединенными силами Селевка, Лисимаха и Кассандра в 301 г. до н. э. при Ипсе
Антигон потерпел поражение и погиб. Произошло новое распределение сил: наряду
с царством Птолемея I (305—282 гг. до н. э.), включавшем Египет, Киренаику и
Келесирию, появилось крупное царство Селевка I (311—281 гг. до н. э.), объединившее
Вавилонию, восточные сатрапии и переднеазиатские владения Антигона. Лисимах
расширил границы своего царства в Малой Азии, Кассандр получил признание прав
на македонский престол. Однако после смерти Кассандра в 298 г. до н. э. вновь
разгорелась борьба за Македонию, длившаяся более 20 лет. Поочередно ее престол
занимали сыновья Кассандра, Деметрий Полиоркет, Лисимах, Птолемей Керавн, Пирр
Эпирский. Помимо династических войн в начале 270-х гг. до н. э. Македония и
Греция подверглись вторжению кельтов-галатов. Только в 276 г. Антигон Гонат
(276—239 гг. до н. э.), сын Деметрия Полиоркета, одержавший в 277 г. победу над
галатами, утвердился на македонском престоле, и при нем Македонское царство
обрело политическую стабильность. Полувековой период борьбы диадохов был
временем становления нового, эллинистического общества со сложной социальной
структурой и новым типом государства. В деятельности диадохов, руководствовавшихся
субъективными интересами, проявлялись в конечном счете объективные тенденции
исторического развития Восточного Средиземноморья и Передней Азии—
потребность в установлении тесных экономических связей глубинных районов с
морским побережьем и связей между отдельными областями Средиземноморья—и
вместе с тем тенденция сохранения этнической общности и традиционного
политического и культурного единства отдельных районов, потребность в
развитии городов как центров торговли и ремесла, в освоении новых земель,
чтобы прокормить возросшее население, и, наконец, в культурном взаимодействии
и т. д. Несомненно, что индивидуальные особенности государственных деятелей,
соперничавших в борьбе за власть, их военные и организаторские таланты или их
бездарность, политическая близорукость, неукротимая энергия и неразборчивость
в средствах для достижения целей, жестокость и корыстолюбие — все это
осложняло ход событий, придавало ему острую драматичность, нередко отпечаток
случайности. Тем не менее можно проследить общие черты политики диадохов. Каждый из них стремился объединить под своей властью внутренние
и приморские области, обеспечить господство над важными путями, торговыми
центрами и портами. Каждый стоял перед проблемой содержания сильной армии как
реальной опоры власти. Основной костяк армии состоял из македонян и греков,
входивших ранее в царское войско, и наемников, завербованных в Греции.
Средства для их оплаты и содержания отчасти черпались из сокровищ, награбленных
Александром или самими диадохами, но достаточно остро стоял вопрос и о сборах
дани или податей с местного населения, а следовательно, об организации управления
захваченными территориями и налаживании экономической жизни. Во всех областях,
кроме Македонии, стояла проблема взаимоотношений с местным населением. В
решении ее заметны две тенденции: сближение
греко-македонской и местной знати, использование традиционных форм социальной
и политической организации и более жесткая политика по отношению к коренным
слоям населения как к завоеванным и полностью бесправным, а также внедрение
полисного устройства. В отношениях с дальними восточными сатрапиями диадохи придерживались
сложившейся при Александре практики (возможно, восходящей к персидскому
времени): власть была предоставлена местной знати на условиях признания
зависимости и выплаты денежных и натуральных поставок. Одним из средств
экономического и политического укрепления власти на завоеванных территориях
было основание новых городов. Эту политику, начатую Александром, активно
продолжали диадохи. Города основывались и как стратегические пункты, и как административные
и экономические центры, получавшие статус полиса. Одни из них возводились на
пустующих землях и заселялись выходцами из Греции, Македонии и иных мест,
другие возникали путем добровольного или принудительного соединения в один
полис двух или нескольких обедневших городов или сельских поселений,
третьи—путем реорганизации восточных городов, пополненных греко-македонским
населением. Характерно, что новые полисы появляются во всех областях эллинистического
мира, но их число, расположение и способ возникновения отражают и специфику времени,
и исторические особенности отдельных областей. В период борьбы диадохов одновременно с формированием новых,
эллинистических государств шел процесс глубокого изменения материальной и
духовной культуры народов Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Непрерывные
войны, сопровождавшиеся крупными морскими сражениями, осадами и штурмами
городов, а вместе с тем основание новых городов и крепостей выдвинули на
первый план развитие военной и строительной техники. Совершенствовались и
крепостные сооружения.
Новые города строились в соответствии с принципами
планировки, разработанными еще в V в. до н. э. Гипподамом Милетским: с прямыми
и пересекающимися под прямым углом улицами, ориентированными, если позволял
рельеф местности, по странам света. К главной, самой широкой улице примыкала
агора, окруженная с трех сторон общественными зданиями и торговыми портиками,
поблизости от нее обычно возводились храмы и гимнасии; театры и стадионы
строили за пределами жилых кварталов. Город обносили оборонительными стенами
с башнями, на возвышенном и важном в стратегическом отношении участке строилась
цитадель. Строительство стен, башен, храмов и других крупных сооружений
требовало развития технических знаний и навыков в изготовлении механизмов для
подъема и транспортировки сверхтяжелых грузов, совершенствования разного рода
блоков, зубчатых передач (типа шестерен), рычагов, Новые достижения технической
мысли получили отражение в специальных сочинениях по архитектуре и
строительству, появившихся в конце IV—III в. до н. э. и сохранивших нам имена
архитекторов и механиков того времени—Филона, Гегетора Византийского, Диада,
Хария, Эпимаха.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Важнейшим наследием эллинистического мира была
культура, получившая широкое распространение на периферии эллинистического
мира и оказавшая огромное влияние на развитие римской культуры (особенно
восточных римских провинций), а также на культуру других народов древности и
средневековья.
Эллинистическая культура не была единообразной, в
каждой области она формировалась в результате взаимодействия местных
устойчивых традиционных элементов культуры с культурой, принесенной
завоевателями и переселенцами, греками и негреками. Сочетание этих элементов,
формы синтеза определялись воздействием многих обстоятельств: численным соотношением
различных этнических групп (местных и пришлых), уровнем их культуры,
социальной организацией, условиями экономической жизни, политической обстановкой
и так далее,—специфических для данной местности. Даже при сопоставлении
крупных эллинистических городов — Александрии, Антиохии на Оронте, Пергама,
Пеллы и др., где греко-македонское население играло ведущую роль, отчетливо
заметны особые для каждого города черты культурной жизни; тем яснее проступают
они во внутренних областях эллинистических государств.
Однако эллинистическую культуру можно
рассматривать как цельное явление: всем ее местным вариантам свойственны
некоторые общие черты, обусловленные, с одной стороны, обязательным участием
в синтезе элементов греческой культуры, с другой— сходными тенденциями
социально-экономического и политического развития общества на всей территории
эллинистического мира. Развитие городов, товарно-денежных отношений, торговых
связей в Средиземноморье и Передней Азии во многом определяло формирование
материальной и духовной культуры в период эллинизма. Образование
эллинистических монархий в сочетании с полисной структурой способствовало
возникновению новых правовых отношений, нового социально-психологического
облика человека, нового содержания его идеологии. В эллинистической культуре
более выпукло, чем в классической греческой, выступают различия в содержании
и характере культуры эллинизированных верхних слоев общества и городской и
сельской бедноты, в среде которой устойчивее сохранялись местные культурные
традиции.
Одним из стимулов формирования эллинистической
культуры стало распространение эллинского образа жизни и эллинской системы
образования. В полисах и в восточных городах, получавших статус полиса,
возникали гимнасии с палестрами, театры, стадионы и ипподромы; даже в
небольших поселениях, не имевших полисного статуса, но заселенных клерухами,
ремесленниками и прочими выходцами с Балканского п-ова и побережья Малой Азии,
появлялись греческие учителя и гимнасии.
Много внимания обучению молодежи, а следовательно, и сохранению основ
эллинской культуры уделялось в исконно греческих городах. Система образования,
как ее характеризуют авторы эллинистического времени, состояла из двух-трех
ступеней в зависимости от экономического и культурного потенциала полиса.
Мальчиков начиная с 7-летнего возраста обучали частные учителя или в общественных
школах чтению, письму, счету, рисованию, гимнастике, знакомили их с мифами, поэмами
Гомера и Гесиода: слушая и заучивая эти произведения, дети усваивали основы
полисного этического и религиозного мировоззрения. Дальнейшее образование
молодежи происходило в гимнасиях. С 12 лет подростки обязаны были посещать
палестру (школу физической подготовки), чтобы овладеть искусством пентатлона
(пятиборья, включавшего бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья), и
одновременно грамматическую школу, где они изучали сочинения поэтов, историков
и логографов, геометрию, начала астрономии, обучались игре на музыкальных
инструментах; 15—17-летние юноши слушали лекции по риторике, этике, логике,
философии, математике, астрономии, географии, обучались верховой езде,
кулачному бою, началам военного дела. В гимнасии же продолжали свое образование
и физическую тренировку эфебы—юноши, достигшие совершеннолетия и подлежавшие
призыву на военную службу.
Вероятно, этот же объем знаний с теми или иными местными вариациями
получали мальчики и юноши в полисах восточно-эллинистических держав. За работой
школ, подбором учителей, поведением и успехами учащихся строго следили
гимнасиарх и выборные лица из граждан полиса; расходы на содержание гимнасия и
учителей производились из полисной казны, иногда на эти цели поступали дарственные
суммы от «эвергетов» (благодетелей)—граждан и царей.
Гимнасии были не только учреждениями для обучения
молодежи, но и местом состязаний в пятиборье и центром повседневной культурной
жизни. Каждый гимнасий представлял собой комплекс помещений, включавший
палестру, т. е. открытую площадку для тренировки и состязаний с примыкающими
к ней помещениями для натирания маслом и мытья после упражнений (теплые и
холодные бани), портики и экседры для занятий, бесед, лекций, где выступали
местные и приезжие философы, ученые и поэты.
Важным фактором в распространении эллинистической
культуры были многочисленные празднества—традиционные и вновь возникавшие—в
старых религиозных центрах Греции и в новых полисах и столицах
эллинистических царств. Так, на Делосе помимо традиционных Аполлоний и Дионисий
устраивались специальные—в честь «благодетелей»—Антигонидов, Птолемеев,
этолийцев. Приобрели известность празднества в Феспиях (Беотия) и Дельфах, на
о-ве Кос, в Милете и Магнесии (Малая Азия). Праздновавшиеся в Александрии Птолемей
и по своему масштабу приравнивались к Олимпийским. Непременными элементами
этих празднеств кроме религиозных обрядов и жертвоприношений были
торжественные шествия, игры и состязания, театральные представления и угощения.
Источники сохранили описание грандиозного празднества, устроенного в 165 г.
до н. э. Антиохом IV в Дафне (возле Антиохии), где находилась священная роща
Аполлона и Артемиды: в торжественном шествии, открывавшем праздник, участвовали
пешие и конные воины (около 50 тыс.), колесницы и слоны, 800 юношей в золотых
венках и 580 женщин, сидевших в отделанных золотом и серебром носилках; везли бесчисленное количество богато
украшенных статуй богов и героев; многие сотни рабов несли золотые и серебряные
предметы, слоновую кость. В описании упоминаются 300 жертвенных столов и тысяча
откормленных быков. Торжества длились 30 дней, в течение их шли гимнастические
игры, единоборства, театральные представления, устраивались охоты и пиры на
тысячу и полторы тысячи человек. На такие празднества стекались участники со
всех концов эллинистического мира.
Не только уклад жизни, но и весь облик
эллинистических городов способствовал распространению и дальнейшему развитию
культуры нового типа, обогащавшейся за счет местных элементов и отражавшей
тенденции развития современного ей общества. Архитектура эллинистических
полисов продолжала греческие традиции, но наряду с сооружением храмов большое
внимание уделялось гражданскому строительству театров, гимнасиев, булевтериев,
дворцов. Внутреннее и внешнее оформление зданий стало богаче и разнообразнее,
широко использовались портики и колонны, колоннадой обрамляли отдельные
сооружения, агору, а иногда и главные улицы (портики Антигона Гоната, Аттала на
Делосе, на главных улицах Александрии). Цари строили и восстанавливали множество
храмов греческим и местным божествам. Из-за большого объема работ и недостатка
средств строительство растягивалось на десятки и сотни лет.
Наиболее грандиозными и красивыми считались
Сарапеум в Александрии, построенный Пармениском в III в. до н. э., храм Аполлона
в Дидиме, возле Милета, строительство которого началось в 300 г. до н. э.,
продолжалось около 200 лет и не было закончено, храм Зевса в Афинах (начат в
170 г. до н. э., закончен в начале II в. н. э.) и храм Артемиды в Магнесии на
Меандре архитектора Гермогена (начат на рубеже III и II вв., закончен в 129 г.
до н. э.). Одновременно так же медленно сооружались и реставрировались храмы
местных божеств—храм Гора в Эдфу, богини Хатхор в Дендера, Хнума в Эсне, Исиды
на о-ве Филы, Эсагил в Вавилоне, храмы бога Набу, сына Мардука, в Борсиппе и
Уруке. Храмы греческих богов строились по классическим канонам, с небольшими
отклонениями. В архитектуре храмов восточных богов соблюдаются традиции
древних египетских и вавилонских зодчих, эллинистические влияния прослеживаются
в отдельных деталях и в надписях на стенах храмов.
Спецификой эллинистического периода можно считать появление нового типа
общественных зданий—библиотеки (в Александрии, Пергаме, Антиохии и др.),
Мусейона (в Александрии, Антиохии) и специфических сооружений—Фаросского маяка
и Башни ветров в Афинах с флюгером на крыше, солнечными часами на стенах и
водяными часами внутри ее. Раскопки в Пергаме позволили воспроизвести
структуру здания библиотеки. Она находилась в центре Акрополя, на площади
возле храма Афины. Фасад здания представлял собой двухэтажный портик с двойным
рядом колонн, нижний портик упирался в опорную стену, примыкавшую к крутому
склону холма, а на втором этаже позади портика, использовавшегося как своего
рода читальный зал, находились четыре закрытых помещения, служившие хранилищем
для книг, т. е. папирусных и пергаментных свитков, на которых в древности
записывались художественные и научные произведения.