рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Екатерина II - великая императрица

      Эти и подобные моменты манифеста получили развитие в обширном «Наказе» Екатерины II, представлявшем собой компиляцию из произведений западноевропейских просветителей.  В нём было немало положений и формулировок о свободе, собственности, правосудии, необходимости благосостояния всех подданных, которые выглядели весьма радикально.  Но все они носили общий характер и не сопровождались какими-либо практическими предложениями.  Реальная же политика екатерининского  правительства и законы государства находились в полном противоречии с положениями «Наказа».  Созыв  Комиссии, Манифест и «Наказ» Екатерины являли собой пример лавирования, стремления сгладить остроту социальных противоречий, усилить иллюзии о надклассовости самодержавия и укрепить веру крестьян в хорошего царя.  Но уже порядок выборов депутатов, по которому свыше 80% населения исключалось из числа тех, о ком нужно заботиться, показывал истинные цели Екатерины и её окружения.  Помещичьи крестьяне лишались права посылать своих депутатов, защитниками их интересов объявлялись помещики.  Так же обстояло дело с дворцовыми и экономическими крестьянами, представителями которых считалась сама Екатерина и Коллегия экономии.  Не было предоставлено это право крестьянам Украины и Прибалтики, крестьянам, жившим на казацких землях.

      Одним депутатом от  Синода было представлено духовенство.  Екатерина II, только что  осуществившая секуляризацию церковного землевладения, стремилась подчеркнуть этим, что духовенство является одной из категорий чиновников государственного аппарата.

     Из 573 депутатов Уложенной комиссии 193 были избраны от дворян уездов и центральных правительственных учреждений, 208 – от городов, 45 – от казаков, 55 – от нерусских народов Поволжья, Сибири, Урала, Севера и лишь 70 -  от различных категорий государственных крестьян, но и из них почти две трети составляли однодворцы.  В действительности дворян было ещё больше, так как правительство обеспечило избрание дворян депутатами от Москвы, Петербурга, Новгорода   и ещё 1113 городов.  Три дворянина были депутатами от казаков, 3 – от однодворцев, 1 – от государственных крестьян и 7 – от нерусских народов.   

      Неудивительно, что Комиссия в первую очередь обсудила и выработала «Проект правам благородных», закреплявший все сословные права  и привилегии дворян.  Был подготовлен и проект «Прав среднего рода жителей», утверждавший сословную структуру городского населения, деление его на категории и сохранявший его неполноправие.  Проект «Прав нижнего рода людей» можно было назвать «правами» только в насмешку.  В нём говорилось следующее: крестьяне состоят в совершенной власти своего господина; помещикам предоставляется право за неповиновение и  другие проступки налагать и исполнять различные наказания; вся земля принадлежит  помещику; крестьяне  обязаны нести барщину и платить оброк о размерах, устанавливаемых помещиками;  помещик имеет право продавать крестьян, дарить, уступать или отдавать в приданое, продавать в розницу; без разрешения  помещика крестьянин не может вступать в брак, пользоваться лесом, продавать хлеб, скот и  т.п.; помещик может забирать у крестьян их имущество.  Единственными ограничениями прав помещика в отношении крестьянина был совет при наказании  соблюдать умеренность и не забивать его насмерть и запрещение продавать отдельно от матери детей младше 7 лет.

      Во время обсуждения проектов в Комиссии наиболее активно выступали дворянские депутаты, особенно представитель охранительного направления, идеолог дворянской аристократии князь  М.М.Щербатов, проводивший идею о решающей роли дворянства, и особенно старой дворянской аристократии, как в истории России, так и в её настоящем и будущем.  Он считал необходимым передать помещикам всех государственных и экономических крестьян, заменить рекрутскую систему военными поселениями - предтечей аракчеевских военных поселений, предоставить дворянам монопольное право на владение предприятиями, перерабатывающими сельскохозяйственное сырьё, оставить за дворянами право на высшее образование.

       Идеалы  Щербатова  об олигархии родовитой аристократии нашли наиболее полное  выражение в его «Путешествии в землю Офирскую» - первой русской социальной утопии.  Это определяло его резко критическое отношение к екатерининскому двору.  В работе «О повреждении нравов в России» он дал уничтожающую критику фаворитизму, казнокрадству и произволу, царивших в екатерининских учреждениях.

     В 1768г. в работе Уложенной комиссии произошёл неожиданный для Екатерины II и её окружения перелом.  В центре внимания комиссии  оказался вопрос о положении крепостного крестьянства, о произволе помещиков и необходимости законодательного изменения положения крестьян и ликвидации помещичьего произвола. 

       В мае 1768 года в связи с обсуждением существующего законодательства о наказании беглых крестьян немногочисленная, но активная группа крестьянских депутатов и  поддерживающие их некоторые депутаты – канцеляристы, казаки, офицеры подняли вопрос о причинах побегов крестьян.  Они утверждали, что побеги крестьян происходят в результате помещичьего произвола, непомерных повинностей и оброков, постоянного их истязания.  Крестьяне И.Чупров и Ф.Полежаев, однодворцы В.Кипенский, А.Маслов, И.Жеребцов, канцелярист И.Сухопрудский, казак А.Алейников, офицеры Г.Коробьин, Я.Козельский, Л.Татищев дали решительный отпор дворянским депутатам.  Они потребовали уничтожения помещичьего произвола, уменьшения и строгой регламентации крестьянских повинностей, предоставления крестьянам права собственности, отделения крестьянских земель от дворянских и довольно близко подошли к требованию ликвидации крепостного права.  А.Маслов предложил отобрать землю и крестьян у помещиков и сделать всех крестьян государственными.   Попытки генерал-прокурора князя А.А.Вяземского и маршала уложённой комиссии 1767 года генерала А.И.Бибикова помешать обсуждению крестьянского вопроса терпели неудаче.

        В результате в процессе работы Комиссии пять крестьянских и казацких депутатов были лишены депутатских полномочий, а три депутата, выступившие с критикой крепостничества, были вынуждены сложить свои полномочия.  Впоследствии  тринадцать депутатов крестьян, казаков, нерусских народов Приуралья приняли участие в Крестьянской войне.

         Примерно в это же время в Комиссию поступил проект «Об учреждении в России законодательной, судительной и наказательной власти».  Его автор, профессор права Московского университета С.Е.Десницкий, выступил с радикальными предложениями, предусматривавшими запрещение закрепощать новые категории населения, жаловать государственных крестьян помещикам, продавать крестьян без земли и др.

       В этом же проекте он рекомендовал и существенные реформы политического строя страны: уничтожение сословных прав и привилегий, установление равноправия всех народов Российской империи и юридического равенства всех граждан, перестройку судебной системы на принципах буржуазного правопорядка, введение независимого от администрации открытого и гласного суда, ограничение самодержавия Сенатом, избираемым гражданами на основе имущественного ценза, передачу всей полноты власти в городах выборным учреждениям, купеческим по составу.  В сущности, это был проект замены самодержавно-крепостнического строя России строем буржуазной конституционной монархии.

       Неудивительно, что проект Десницкого не был доведён до сведения депутатов Комиссии и увидел свет лишь после революции 1905г.

      Под предлогом войны с Турцией Комиссия в декабре 1768года была распущена, а о возобновлении её работы в условиях Крестьянской войны не могло быть и речи

       Вторая крупная акция политики Просвещённого абсолютизма – работа Уложенной комиссии – значительно укрепила положение Екатерины II на троне.  Она дала ей множество различных материалов, которые были использованы в последующие годы для выработки законодательных актов.  Но попытка использовать политические концепции просветителей в интересах укрепления самодержавно-крепостнического строя потерпела крах.  Не удалось предотвратить и назревавшую в стране Крестьянскую войну.

В целом деятельность Уложенной комиссии с самого начала была обречена на неудачу из-за отсутствия предварительной подготовки, а также огромного объема и сложности работы: для создания новых законов депутатам нужно было разобраться в старом законодательстве, включавшем более 10 тысяч разнородных положений, изучить депутатские наказы, снять противоречия, часто непримиримые, между пожеланиями различных сословий и, наконец, составить новый законодательный кодекс, основываясь на изложенных в "Наказе" Екатерины принципах, часто противоречащих депутатским наказам».[3;328-330].

  

  2.4 Крестьянская война.

«Пугачёвский мятеж подняли яицкие казаки, недовольные переменами в их казацком быту.  В 1773г. донской казак Емельян Пугачёв принял имя Петра III и поднял знамя бунта.  Екатерина поручила усмирение мятежа Бибикову, который сразу понял сущность дела; важен не Пугачёв, сказал он, важно общее неудовольствие.   К яицким казакам и  к бунтовавшим крестьянам присоединились башкиры, калмыки, киргизы.  Бибиков, распоряжаясь из Казани, двинул со всех сторон отряды в места более опасные; князь Голицын освободил Оренбург, Михельсон – Уфу, Мансуров – Яицкий городок.  В начале 1774г. бунт стал утихать, но Бибиков умер от изнеможения, и мятеж разгорелся вновь; Пугачёв овладел Казанью и перебросился на правый берег Волги.  Место Бибикова занял граф Панин, но не заменил его.  Михельсон разбил Пугачёва под Арзамасом и загородил ему путь к Москве.   Пугачёв бросился на юг, взял Пензу, Петровск, Саратов и везде вешал дворян.  Из Саратова он двинулся к Царицыну, но был отбит и под Чёрным Яром снова был разбит Михельсоном.  Когда к войску прибыл Суворов, самозванец чуть держался и был вскоре выдан своими сообщниками.   В январе 1775г. Пугачёв был казнён в Москве.

  2.5 Внутренняя политика после крестьянской войны.

Крестьянская война провела четкую разграничительную линию  в  расстановке социальных сил: в борьбе с мятежным крестьянством   главную опору самодержавию составило дворянство. Но во враж­дебном крестьянству лагере оказались также купцы и промышленники. Этот факт едва ли не убедительнее всего характеризует   низкий уровень развития капиталистических отношений и такой   же низкий уровень классового сознания формировавшейся буржу­азии. Получая привилегии от феодального государства, используя   ресурсы крепостнической системы, купцы и промышленники  не   выступали ни против самодержавия, ни против крепостничества.   Более того, купцы и промышленники в Уложенной комиссии,  как   отмечалось выше, требовали не ликвидации дворянских привилегий и буржуазного равенства, а предоставления их им самим.     

    Плоды «истинного торжества» вкусило, прежде всего, дворянство.  Вместе с тем правительство оценило верность старым порядкам   промышленников   и верхушки  купечества. Правительственная   политика ближайших десятилетий была нацелена на удовлетворение чаяний дворянства и купечества.     

    Правительство организовало специальные банки, выдававшие   ссуды помещикам и заводчикам для восстановления хозяйства на   крайне выгодных условиях — ссуду они получали сроком на 10 лет   под заклад вотчин и заводов, причем в течение первых трех лет из   1%, а остальных семи лет из 3%  годовых.      

    Крестьянская война обнаружила слабость местных органов   власти, неспособность их собственными силами поддерживать молчание. Именно поэтому заботы императрицы были направлены   на совершенствование областной администрации, реформирование   которой намечалось провести еще до крестьянской войны. Екатерина информировала Вольтера в 1775 г. о том, что издала «Учреждение о губернии», - которое содержало   в себе 215 печатных страниц... и, как говорят, ни в чем не уступало   «Наказу».   Во введении к этому документу указывались недостатки, вызвавшие необходимость реформы: обширность губерний, недостаточное количество органов управления, смещение в них различных дел. 

    Проведение областной реформы преследовало охранительные и фискальные   цели.  Вместо  ранее  существовавшего  деления территории России на губернии, провинции и уезды вводилось двухчленное деление на губернии и уезды, в основе которого лежал принцип  численности податного населения: в губернии должно было жить 300—400 тыс. душ, а в уездах —20—-30 тыс.     

    В итоге проведения реформы вместо 23 губерний было создано 50. Еще одно следствие областной реформы состояло в том, что она значительно увеличила штат чиновников. А так как все высшие и средние должности в губернской и уездной администрации запол­нялись дворянами, то последние получили новый источник дохода: обычно в губернских и уездных учреждениях служили ушедшие в отставку офицеры.         

    Областная реформа почти вдвое увеличила численность в стране городов: все   пункты  размещения   губернской и  уездной   администрации были объявлены городами, а их население — мещанами и купцами. Появилось 216 новых  городов.    

    Первыми,  кому царизм нанес удар, были запорожские казаки,  издавна привлекавшие в свою среду активные элементы, готовые   выступить против крепостничества. В начале июня 1775 г. войска   генерала Текели, возвращавшиеся с русско-турецкой войны, вне­запно напали на Запорожскую Сечь и полностью разрушили ее. В манифесте, извещавшем об этом событии население России, Ека­терина писала, что казаки якобы помышляли составить из себя   область, совершенно независимую, под собственным  управлением. После Ясского мира 1791 г. основная масса   запорожских казаков была переселена на Кубань.    

    Распространение  губернской  реформы  на Левобережную   Украину  привело в  начале  80-х гг. к  упразднению  там   административного деления на полки и сотни и введению наместничеств, губерний и  уездов. Все  войсковые  регалии,   напоминавшие о прежней автономии Украины (знамена, печати и  др.), были доставлены в Петербург. Тем самым были окончательно  ликвидированы  остатки автономии  Украины  и  элементы ее  национальной государственности.    

    Проведение реформы на Дону сопровождалось созданием Вой­скового гражданского правительства, копировавшего губернскую  администрацию  центральных районов России. В  Эстляндии и  Лифляндии  был ликвидирован особый прибалтийский  порядок,  предусматривавший более обширные, чем у русских помещиков,  права местных дворян на труд и личность крестьянина. Прибалтика  в результате проведения областной реформы в 1782—1783 гг. была  разделена на две губернии — Рижскую и Ревельскую — с учреждениями, существовавшими в прочих губерниях России.    

    Унификации  подверглось и управление народами Среднего  Поволжья, Сибири и прочих районов, причем правительство, проводя там губернскую реформу, нередко игнорировало этнический состав населения. Так, территория Мордовии была поделена между  четырьмя губерниями: Пензенской, Симбирской, Тамбовской и  Нижегородской.    Сибирь была разделена на три губернии: Тобольскую, Колыванскую и Иркутскую. Губернская и уездная администрация опиралась  на местную верхушку: князей, тайшей и зайсанов, чинивших суд и расправу.

    Одновременно с проведением областной реформы правительст­во осуществило ряд мер в пользу купечества. Манифестом 1775 г.  была объявлена свобода предпринимательства. Это был второй шаг в этом направлении. Первый Екатерина совершила еще 1762 г., упразднив монополии в торговле и промышленности.           

    Предоставив условия для свободной конкуренции внутри стра­ны  и  лишив   отдельных промышленников    их привилегий, правительство Екатерины не отказалось от покровительства русской  промышленности    в  целом. Протекционистскую    политику правительства продолжали таможенные тарифы 1766, 1782 и осо­бенно  1796 г., устанавливавшие высокие ввозные пошлины на предметы  роскоши и товары, которыми могла обеспечить внут­ренний рынок  отечественная промышленность. Тариф 1796 г. за­прещал  ввоз кожевенных  изделий, чугуна, изделий из железа, полотен и другого.   

    Манифест  1775 г. провозглашал свободу открытия предприятий, то есть они могли вступить в строй без разрешения правительственных инстанций и без регистрации их в учреждениях. Отменялся также сбор рублевого налога с каждого стана. Причина обнародования Манифеста - стремление    устранить помехи в развитии промыш­ленности.     

    Процесс оформления привилегий дворян и купцов завершают  две грамоты: «Грамота на права, вольности и преимущества благо- Родного российского дворянства» и «Жалованная грамота городам». Обе грамоты сводили воедино привилегии, в разное время предоставленные дворянам и купцам, и вместе с тем расширяли их права.        Жалованная грамота городам вводила сложную систему городского самоуправления. Важнейшим органом самоуправления явля­лось созываемое раз в три года общегородское «Собрание градского общества», на котором производились выборы должностных лиц: городского головы, бургомистров, заседателей магистрата и совес­тного суда. Исполнительным и постоянно действующим органом была шестигласная дума, состоявшая из городского головы и шести гласных — по одному от каждого разряда городского населения. Она осуществляла текущее управление городом, наблюдала за го­родскими зданиями, устройством площадей, пристаней, привозом товаров и продовольствия и т. д.    

    Помимо  названных учреждений, в городском самоуправлении существовала общая градская дума, члены которой избирались на собраниях граждан каждого из 6 разрядов, а также городские и губернские магистраты. Главная обязанность общей градской думы состояла в избрании членов шестигласной думы. Магистрат выпол­нял судебные и административные функции.         

    Идеи умеренных просветителей разделяла не только импе­ратрица. Некоторые русские вельможи устанавливали личные отно­шения  с французскими просветителями и находились, подобно Екатерине, в переписке с ними.    

    Французская  революция  положила  конец заигрываниям с идеями Просвещения как самой Екатерины, так и ее окружения. Штурм  Бастилии, тревожные сведения о сожжении  дворянских замков и  феодальных грамот  напоминали  русским дворянам события крестьянской войны в России. Рушились порядки. Отношение к Французской  революции  со стороны  петербургского двора и широких кругов дворянства менялось по мере ее развития».[5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава3. Внешняя политика Екатерины II.

 

3.1 Русско-турецкие войны.

«Во  внешней политике царизма  при Екатерине II, как и во внутренней, прослеживаются два этапа. Гранью между ними явля­ется Французская буржуазная революция.   

В 60-х гг. главным противником России на международной арене была Франция. Цель ее политики по отношению к России отчетливо выразил Людовик XV: «Все, что в состоянии ввергнуть эту империю в хаос и заставит ее вернуться во мрак, выгодно моим интересам». Французское правительство придерживалось традиционной линии укрепления так называемого «Восточного барьера», в состав кото­рого входили пограничные с Россией государства — Швеция, Речь Посполитая и  Османская империя. Французская  дипломатия в предшествующее время дважды использовала свое влияние, чтобы толкнуть Швецию   и Османскую  империю  в войну с Россией. Страной, которая соединила бы два крайние звена «Восточного барьера», была Речь Посполитая. Именно она стала местом столк­новения противоречивых интересов Франции, Австрии, России, Пруссии и даже Османской империи. Находившаяся в состоянии упадка и  утратившая значение суверенного государства, Речь Посполитая позволяла более сильным соседям вмешиваться в свои внутренние дела.   

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.