Реферат: Декабристы: тайные общества, журналы, особенности мировоззрения и поведения
Реферат: Декабристы: тайные общества, журналы, особенности мировоззрения и поведения
Министерство образования РФ
Кемеровский государственный
университет
Кафедра журналистики и русской
литературы ХХ века
Декабристы:
тайные общества, журналы, особенности мировоззрения и поведения.
Реферат по истории отечественной
журналистики XIX века.
Выполнила:
студентка гр. Л – 015
Климова О.В.
Проверила:
КЕМЕРОВО, 2003 г.
Введение.
Декабризм как историческое явление чрезвычайно
многогранен. Он включает в себя идеологию дворянских революционеров, оказавшую
значительное влияние на общественное сознание передовой России первой половины
XIX века. Родоначальники идейно осознанной и организованной политической борьбы
против самодержавия и крепостного права, декабристы навечно вошли в историю
России.
Исторические и социально-политические закономерности
выступления декабристов ни в коем случае не должны затушевывать
исключительность, своеобразие их движения в целом, ту печать избранничества,
которая легла на их судьбы. Нельзя забывать о том, что с протестом против
крепостничества, феодальных институтов и произвола самодержавия выступила
небольшая часть передового дворянства. В целом же русское дворянство осталось
крепостнически настроенным и верным престолу консервативным сословием. Великая
заслуга декабристов заключалась в том, что они смогли подняться выше своих
классовых интересов, презреть сословные привилегии и пойти сознательно на явную
гибель, во имя высоких и благородных идеалов.
Русская культура, в самом широком смысле этого
понятия, не только была нравственной и духовной почвой для декабристов, но она
непосредственно воплощалась в них и ими была возведена на новую ступень.
Репутация образованнейших людей своего времени, закрепленная за декабристами,
не легенда и не поздний приговор потомков. Эта репутация сложилась при них и
была естественным началом того авторитета и влияния, которыми они обладали
среди своих современников. Многие из декабристов учились в Московском и
Петербургском университетах, Царскосельском лицее – лучших учебных заведениях
того времени, в чьих стенах царил дух вольномыслия; слушали частные курсы у
передовых профессоров.
С историей декабристского движения неразрывно связаны
имена Пушкина и Грибоедова, среди самих декабристов было немало известных
писателей, поэтов, ученых, художников (К.Ф.Рылеев, А.И.Одоевский, А.А.Бестужев-Марлинский,
Н.А.Бестужев, Ф.П.Толстой).
Формирование революционного мировоззрения декабристов.
Декабристы выросли и сформировались в условиях русской
действительности, в их мировоззрении отразились назревшие в русском историческом
процессе очередные, коренные по значению исторические задачи – уничтожение
крепостного права и ликвидация самодержавия. Принадлежа в большинстве своем к
поколению, родившемуся на рубеже XVIII и XIX веков, они наблюдали сложную и
полную социальных противоречий русскую действительность, где ярко выражались
классовые контрасты, борьба старого с новым; в их среде постоянно обсуждалась
деятельность самодержавия и сложные международные столкновения начала века.
Многие из будущих декабристов стали задумываться над положением дел в родной
стране еще на школьной скамье.
Такие передовые русские учебные заведения, как
Московский университет, «школа колонновожатых» (будущая академия Генерального
штаба) и Царскосельский лицей явились «питомниками» декабристов. Тут, под
воздействием русской революционной традиции, лекций передовых русских ученых, а
также вдумываясь в произведения западноевропейских политических писателей и
философов (Вольтер, Руссо, Монтескье), сыгравших немалую роль в подготовке
французской революции, работала над русской действительностью пытливая молодая
мысль будущих русских революционеров. Мысли о несправедливости дворянских привилегий,
о вреде крепостничества, о деспотизме царя зародились у многих декабристов еще
до войны 1812г.
Отечественная война была воспринята декабристами как
народная война и заставила их размышлять над тяжелым положением закрепощенного
русского народа, доблестно боровшегося за родину. Вернувшись на родину,
покрытые славой победой, будущие декабристы стали еще глубже вдумываться в
угнетенное положение горячо любимой родины. Всюду царило крепостное право,
произвол самодержавия ничем не был ограничен, сословный суд угнетал простой
народ, чиновники-дворяне занимались взяточничеством и казнокрадством,
угнетенные массы коснели в темноте. С каждым днем усиливалась реакция,
свирепствовала «аракчеевщина». В этой атмосфере и возникло первое тайное
общество декабристов.
Сопоставление нравственных идеалов декабристов и
Пушкина.
Петербургский период жизни и творчества Пушкина
отличается его стремлением к содружеству, сообществу, братскому единению. В
этом сказалась не только инерция привычки к лицейскому братскому союзу, но
особенная черта тех лет в русской истории вообще. Счастливое окончание войн с
Наполеоном разбудило в обществе чувство собственной силы, право на общественную
активность, именно в те послевоенные годы возникают «вечера» у Жуковского,
«русские завтраки» у Рылеева, где сообща думали, спорили, пили, обсуждали
новости, даже чтение книг — занятие традиционно связанное с уединением —
становится формой дружеского общения. Именно в это время возникло и активно
жило «арзамасское братство», в которое Пушкин-лицеист был принят заочно, а
летом 1817г., оказавшись в Петербурге, «Сверчок» стал его реальным участником.
К тому времени в «Арзамасе» вместе с новыми членами
(Н.Тургеневым, М.Орловым, Н.Муравьёвым) появились политические идеи, которые
вскоре привели к распаду литературного общества. Однако это не помешало Пушкину
сблизиться с Н.Тургеневым и М.Орловым — их облик проповедников свободы оказался
для Пушкина теперь более привлекательным, чем облик «беспечного ленивца» в духе
героев Батюшкова или «усталого селянина» в духе Жуковского. Пушкина привлёк
декабристский тип человека: бескомпромиссность, резкость в речах,
категоричность, суровые нравственные требования и глубокая религиозность
Николая Тургенева, исключительная храбрость и человеколюбие Фёдора Глинки,
высокий «градус» патриотизма и гражданственности Никиты Муравьёва, Михаила
Лунина, Якушкина и др. Увлёкшись нравственным идеалом декабристов, Пушкин,
тем не менее, имел собственные этические представления.
Нравственный идеал декабристов был окрашен в тона
героического аскетизма. Истинный гражданин представлялся как суровый герой,
отказавшийся ради общего блага от счастья, веселья, дружеских пиров, любви;
гражданин противопоставлялся поэту, герой — любовнику, свобода — счастью.
Однако Пушкин, в отличие от декабристов, проповедовал другие нравственные идеи.
Просвещение XVIII века (века в значительной мере атеистического, во всём сомневающегося)
в борьбе с христианским аскетизмом создало концепцию свободы, не
противопоставленной счастью, а совпадающей с ним. Истинно свободный человек —
это человек страстей, раскрепощённых внутренних сил, это — любовник, поэт,
гражданин. Пушкин был глубоко связан с XVIII веком и усвоил такое понимание
свободы — она не может строиться на самоограничении личности, наоборот, именно
расцвет и полнота жизни каждой личности есть путь к свободе. Именно такое
понимание свободы отразилось, например, в известном послании «К Чаадаеву»
(«Любви, надежды, тихой славы…», 1818; I – С.307), или в мадригале княгине
Е.И.Голицыной (1817; I – С.281):
Краёв чужих неопытный любитель// И своего всегдашний
обвинитель,
Я говорил: в отечестве моём// Где верный ум, где гений
мы найдём?
Где гражданин с душою благородной,//Возвышенной и
пламенно свободной?
Где женщина – не с хладной красотой,//Но с пламенной,
пленительной, живой?
Где разговор найду непринужденный,//Блистательный,
весёлый, просвещённый?
С кем можно быть не хладным, не пустым?// Отечество
почти я ненавидел
Но я вчера Голицыну увидел// И примирён с отечеством
моим.
В этом стихотворении Пушкин фактически сформулировал
свой нравственный идеал, он провозглашает установку жить в постоянном горении,
«пламени», напряжении страстей (любви, шалости, патриотизма и т.д.).
Такая установка на азартное веселье и страстность,
казалось бы, сближала Пушкина с поэтами-«арзамасцами», но это было внешним
сходством. Для арзамасцев и поэтов их круга веселье и лень были лишь
литературной позой: Жуковский, известный самоотреченными поэтическими
мечтаниями, в быту был уравновешеннее и жизнерадостнее; Батюшков, трагически
больной в жизни, прославился в поэзии как певец любви и наслаждений;
Баратынский, меланхолик в жизни, написал поэму «Пиры», прославлявшую
беззаботное веселье. Пушкин одинаков в стихах и в жизни. Взяв от «арзамасцев»
идеи радости земной жизни, а у декабристов гражданско-патриотический пафос и
стремление перейти от слов к поступкам, Пушкин создал новый этический идеал,
лишённый крайностей: счастье — это свободное развитие личности, которой
доступны и высокие гражданские поступки, и религиозные чувства, и любовные
страсти, и просто шалости, веселье, лень. Пушкин обладал удивительной
способностью сохранять «золотую середину», обладая совершенным чувством меры.
Пушкин прокладывал новый и свой путь в жизни и поэзии,
но окружающие его не могли понять, им казалось, что он сбился с пути, они
хотели направить его на путь «истинный», причём это пытались делать и
«арзамасцы», и декабристы. Уставая от нравоучений, от того, что его всё ещё
считают мальчиком, Пушкин порой назло всем демонстрировал мальчишество своего
поведения. Но чем больше позволял себе шалостей и чем больше укреплялась его
репутация «незрелого» юноши, тем более Пушкину не позволяли войти в круг
участников тайных декабристских обществ. Назойливые поучения наставников, с
одной стороны, а с другой - недоверие друзей - стали причиной лихорадочной
нервозности, напряжённости душевного состояния Пушкина тех лет; в любую минуту
он ждёт обид и всегда готов ответить вызовом на дуэль. Летом 1817 года он по
ничтожному поводу вызвал на дуэль старика дядю С.И.Ганнибала, вызывал
Н.Тургенева, однокурсника по Лицею М.Корфа, майора Денисевича и мн. других.
Многие дуэли удавалось «погасить», но не все — осенью 1819г. Пушкин стрелялся с
Кюхельбекером (оба выстрелили в воздух), серьёзная дуэль была, вероятно, с
К.Ф.Рылеевым (точно не установлено).
Тайные общества декабристов.
Союз Спасения или Общество истинных и верных сынов
отечества.
Первое тайное общество декабристов возникло в 1816г.
Оно называлось Союзом Спасения, а позже, после принятия Устава, - Обществом
истинных и верных сынов отечества. Основателем был молодой полковник
генерального штаба Александр Муравьев, членами – С.Трубецкой, Сергей и Матвей
Муравьевы-Апостолы, Никита Муравьев, М.Лунин, П.И.Пестель, И.И.Пущин и другие.
Это была дворянская военная молодежь, связанная узами тесной личной дружбы и
сблизившаяся на почве передовых идей времени. Всего насчитывалось 30 членов.
Это Общество имело писаный «статут», в котором были
объединены и программа и устав общества. Первое время целью считалось лишь
освобождение крестьян от крепостной зависимости, но вскоре к этой цели
добавилась и другая – введение в России конституционной монархии. Но как
осуществить эти цели? Иногда у декабристов возникали планы цареубийства, но
после обсуждения они отвергались; в обществе еще не было полного политического
единодушия; группа более радикальных членов боролась с более умеренными.
Внутренняя идейная борьба и неясность тактики заставили декабристов
ликвидировать первое тайное общество и организовать в 1818 году второе – под
названием Союз Благоденствия.
Союз Благоденствия.
Союз Благоденствия, как и Союз Спасения, был тайным
революционным обществом. Члены его также ставили перед собой целью борьбу с
крепостным правом и самодержавием. Но, в отличие от первой, узкой и малочисленной,
заговорщицкой организации они хотели значительно расширить ее численный состав
и активно воздействовать на создание в стране передового «общественного»
мнения, которое, по мысли декабристов, могло явиться решающей силой в
подготовке будущего переворота. Организация численно увеличилась до 200 человек.
Был написан устав нового общества, по цвету переплета
названный «Зеленой книгой». Его первая часть излагала общие правила и цели
общества, она содержала формулировку основных политических целей, известных
только руководящим членам. Обществом руководила так называемая «Коренная
управа». Согласно уставу в члены Союза могли быть приняты не только дворяне, но
и купцы, мещане, духовенство и свободные крестьяне. Члены Союза благоденствия
обязывались постоянно развивать и поддерживать повсюду передовые мнения,
осуждать крепостное право, деспотизм власти, угнетение народа.
Но, вместе с ростом недовольства угнетенных масс в
стране, а также с нарастанием общеевропейской революционной ситуации 1818-1820гг.
Союз стал явно «леветь» в политическом отношении. В нем получили преобладание
сторонники республики и решительного открытого выступления. В начале 1820г в
Петербурге состоялось совещание Коренной управы, где был поставлен доклад
Пестеля о наилучшей форме правления. Пестель характеризовал все «за» и «против»
конституционной монархии и республики, отдав решительное предпочтение
последней. При поименном голосовании все члены общества высказались за
республику.
В связи с изменением программы возникла потребность и
в новой тактике, которая бы обеспечила быстрое осуществление поставленных
политических целей. Около 1820г. декабристы, люди военные, стали обсуждать
вопрос о решительном военном натиске на самодержавие. Возмущение Семеновского
полка как бы подтвердило правильность решения о новой тактике:
солдаты-гвардейцы уже организовал самостоятельное выступление.
В январе 1821г. в Москве собрался съезд Коренной
управы Союза Благоденствия. Съезд объявил Союз «распущенным», и под прикрытием
этого постановления, которое облегчало отбор ненадежных членов, тайно общество
вновь реорганизовалось: возникло Южное и Северное общества, которые и
подготовили восстание декабристов в 1825г.
Основание Южного общества.
Во 2-й армии, расквартированной на Украине, работала
так называемая Южная управа Союза Благоденствия с центром в Тульчине –
местопребывании штаба 2-й армии. Руководителем Южной управы был Пестель. Узнав
от своих делегатов, присутствовавших на съезде Коренной управы Союза Благоденствия,
о закрытии общества, Пестель и его единомышленники – декабристы Юшневский,
Крюковы, Вольф, Ивашев, Барятинский и другие – решили постановлению о
«закрытии» не подчиняться в «общество продолжать». Новая организация, возникшая
в марте 1821г. в тульчине, получила название Южного общества.
Было решено периодически созывать съезды руководящих
членов тайного общества. Первый съезд руководителей Южного общества собрался в
Киеве в январе 1822г. и заслушал доклад Пестеля об основах его конституционного
проекта («Русская Правда»). А год спустя, на втором съезде руководителей в
январе 1823г. основы конституции Пестеля были приняты.
«Русская Правда» – первая дошедшая до нас
республиканская конституция в истории революционного движения России. В ней
объявлялось, что крепостное право («Рабство») должно быть «решительно
уничтожено» и «дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного
преимущества обладать другими людьми». Помимо нового устройства органов власти,
утверждалась свобода вероисповедования, свобода слова, свобода печати с
ответственностью за опубликованные произведения лишь по суду, свобода
передвижения и равный для всех суд.
Основание Северного общества.
После ликвидации Союза Благоденствия в 1821г. в
Петербурге также образовалось тайное общество. Его основное ядро составили
Н.Муравьев, Николай Тургенев, М.Лунин, С.Трубецкой, Е.Оболенский и И.Пущин. В
дальнейшем состав значительно расширился. В нем явственно была заметная борьба
двух течений – умеренного, конституционно-монархического, и более радикального,
отмеченного республиканскими симпатиями. Ряд членов Северного общества вернулся
к лозунгу конституционной монархии и менее радикально, чем члены Южного
общества, решал крестьянский вопрос. Но общая борьба с крепостным правом и
самодержавием все же тесно объединила оба общества, решившие выступить
совместно. Северное общество, как и Южное, приняло тактику военного
переворота.
Влиятельным членом Северного общества, особенно в первые
годы его существования, был один из инициаторов движения декабристов – Никита
Муравьев. Он разработал конституционный проект, который весьма оживленно
обсуждался среди декабристов.
Проект конституции Никиты Муравьева характеризовался
высоким имущественным цензом. Уничтожались сословия, и устанавливалось
равенство всех перед законом. Россия объявлялась федерацией, которая делилась
на 15 «держав» со своей столицей. В каждой державе высшим органом власти было
особое представительское учреждение, делившееся на две палата: Верхнюю палату –
Державную думу и Нижнюю – палату выборных депутатов державы. Императору
принадлежала лишь исполнительная власть, он мог задержать принятие закона,
вернув его в парламент и, поставив на вторичное обсуждение, но совсем отклонить
его не мог. Табель о рангах уничтожалась, должности в государстве становились
выборными. Объявлялось немедленное уничтожение военных поселений,
провозглашалась свобода вероисповедования, свобода слова, печати, собраний,
передвижений.
Общество соединенных славян.
Общество соединённых славян, как и основная
декабристская организация, имело сложную первоначальную историю. В том же 1818г.,
когда в Москве оформился Союз Благоденствия, на Украине, в местечке
Решетиловке, Полтавской губернии, юнкерами братьями Борисовыми совместно с
несколькими товарищами было основано тайное политическое Общество первого
согласия, преследовавшее цель борьбы за демократический строй. В 1823г. молодая
организация преобразовалась в Общество соединённых славян, которое поставило
целью основание мощной демократической республиканской федерации славянских
стран. В федерацию должны были войти страны, которые общество считало
славянскими: Россия, Польша, Богемия, Моравия, Венгрия, Трансильвания, Сербия,
Молдавия, Валахия, Далмация и Кроация. Границы этой обширной федерации должны
были достигать четырёх морей - Чёрного, Белого, Балтийского и Адриатического;
четыре якоря - в соответствии с четырьмя морями - символизировали в
предполагаемом гербе морскую мощь славянской федерации. Каждое государство,
входящее в состав федерации, должно было разработать свою конституцию,
отражавшую его особенности. Повсюду в федерации уничтожалось крепостное право;
одно из «правил» Соединённых славян гласило: «Не желай иметь раба, когда сам
быть рабом не хочешь». Эта республиканская федерация славянских стран
представлялась членам общества богатым, свободным государством с кипучей
экономической жизнью. Тактика военной революции была чужда Обществу соединённых
славян. Его члены считали, что военные революции бывают «не колыбелью, но
гробом свободы, именем которой совершаются», и были сторонниками народной
массовой революции; правда, программа Славянского общества ещё не была подробно
разработана и ясно оформлена.
Так вошёл в русское революционное движение вопрос о
славянском единении. В основу его легла не только идея о кровном единстве
народов, близких по культуре и говоривших на славянских языках, но - что
особенно важно - демократическая идея нового, завоёванного революцией строя, в
котором уничтожалось как крепостное право, так и самодержавие. «Общество имело
главною целью освобождение всех славянских племён от самовластия», - сообщается
в воспоминаниях члена общества Горбачевского.
Слияние Общества соединенных славян с Южным обществом
декабристов.
Осенью 1825г., накануне выступления, Общество
соединённых славян влилось в Южное общество и составило его особое отделение -
Славянскую управу. Это не значит, однако, что все члены общества отказались от
своей пели создания всеславянской демократической федерации. Эта цель, по их
мнению, лишь отодвигалась в будущее; первоочерёдным признавался революционный
переворот в России. Впоследствии освобождённая революцией Россия сама должна
была стать опорой освободившихся славянских народов. «Россия, освобождённая от тиранства,
будет открыто споспешествовать цели Славянского Союза - освободить Польшу,
Богемию, Моравию и другие славянские земли, учредить в них свободные правления
и соединит всех федеративным союзом», - убеждал славян Бестужев-Рюмин, советуя
им соединиться с Южным обществом.
Первые попытки декабристов выпустить собственные
журналы.
Первую попытку создать собственный журнал
декабристы предприняли на базе литературного общества «Арзамас». В 1817г. в
«Арзамас» вошли три видных деятеля декабристского движения – член Союза
Спасения Н.И.Тургенев, член будущего Союза Благоденствия М.Ф.Орлов и будущий
активный участник Северного общества, автор Конституции H.M.Муравьев.
Декабристы стремились вывести «Арзамас» за рамки литературного кружка,
направить его деятельность в сторону общественно-политических вопросов. От
имени уже перестроенного общества они намеревались потом издавать журнал.
Идея принадлежала Тургеневу, предложение которого,
детально аргументированное, было зачитано на заседании обществ. Тургенева поддержали
передовые арзамасцы – и, прежде всего, Орлов и Вяземский. Орлов произнес
страстную речь, доказывая необходимость организации журнала с преимущественным
интересом к вопросам политики, к «истинному свободомыслию». Вяземский также
подчеркнул, что ведущее место в журнале должно принадлежать «политике,
зажимающей рот цензуре».[1]