рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Декабристское восстание

Реферат: Декабристское восстание

ПЛАН РЕФЕРАТА

Введение

1.  Кто такие декабристы

2.  Предпосылки к возникновению декабристского движения

3.  Причины восстания декабристов

4.  Декабристские организации

5.  Программные документы декабристских организаций

6.  Подготовка к восстанию

7.  Восстание

8.  Следствие, суд, расправа

9.  Историческая роль восстания

Заключение

Литература


ВВЕДЕНИЕ

Восстание декабристов - одно из наиболее известных и интересных событий в истории России.

Сразу после декабристского восстания возникли и получили дальнейшее развитие две диаметрально противоположные его концепции. Одна из них оформилась в лагере правительственной реакции, другая – в революционном лагере.

Правительственная официальная концепция давала резко отрицательную оценку движению, называла его участников «злодеями» и «мятежниками», не имевшими никаких корней в окружавшей среде, «исчадиями ада», осмелившимися выступить против священных устоев самодержавия, «бунтовщиками», попытки которых разбились об исконно врожденное русскому народу царелюбие и отвращение к мятежам. В царском манифесте 13 июля 1826 года, возвещавшем о восшествии Николая I на престол, говорилось: «Не в свойствах и не во нравах русских был сей умысел. Составленный горстию извергов, он заразил ближайшее их сообщество, сердца развратные и мечтательность дерзновенную, но в 10 лет злонамеренных усилий не проник, не мог проникнуть далее. Сердце России для него было и всегда будет неприступно».

Распространено было мнение, что солдаты, увлеченные декабристами, оказались всего лишь жертвами коварного подлога.

В правительственной версии имелось одно противоречие: оставалось неясным, почему так волновали правительство действия «горсти молодых безумцев», бессмысленность мятежа которых якобы была очевидна? В борьбе с официальной версией восстания декабристов складывалась и крепла революционная концепция. Она характеризовала восстание как революционное, исторически закономерное, глубоко прогрессивное явление.

У меня возникло желание попытаться разобраться в перипетиях интереснейшего явления в истории моей Родины, каковым я считаю восстание декабристов. Чтобы сформировать свою точку зрения, я решил написать реферат на эту тему.

Для наиболее объемного и всестороннего изучения вопроса о декабристах я считаю необходимым пользоваться самой разной литературой, отражающей порой диаметрально разные точки зрения на декабристское движение, причины его возникновения и его историческую роль. Поэтому при подготовке реферата использованы такие идеологически разные источники, как, например, статья о декабристах, напечатанная в «Большой школьной энциклопедии» от 1999 года (издательство «ОЛМА-ПРЕСС» – составитель Петр Кошель), где взгляд на деятелей декабристского движения критичный и даже скептический, и, как бы в противовес ей, - монография академика М.В. Нечкиной «Декабристы», изданная в СССР в 1984 году и, несомненно, несущая на себе печать коммунистической идеологии, но предоставляющая нам массу интереснейшего фактического материала. В книге М.В. Нечкиной рассказывается о первых русских революционерах, борцах против самодержавия и крепостничества. Мы знакомимся с формированием мировоззрения декабристов, созданием первых тайных организаций, с деятельностью Южного и Северного декабристских обществ. Разобраны конституционные проекты декабристов – «Русская Правда» Павла Пестеля и «Конституция» Никиты Муравьева. Автор (Нечкина) рассказывает о подготовке и ходе восстания 14 декабря 1825 года в Петербурге и о выступлении Черниговского полка на Украине. Приведены данные о следствии и суде над декабристами, о пребывании их в сибирской ссылке.

Освещен вопрос о вкладе декабристов в русскую культуру. Даны сведения по ранней историографии движения декабристов.

Надеюсь, что благодаря такому подходу к изучению вопроса в моем реферате декабристское движение освещено неоднозначно и неоднобоко.

Противоречивое отношение к декабристам, их деятельности и к их роли в истории России существует сейчас, существовало и прежде. Многие современники декабристов сочувствовали их идеям, но не спешили вступать в их ряды. Например, у декабристов была мысль ввести в свое общество Грибоедова, однако дальше «смелых суждений насчет правительства», в которых Грибоедов, по его собственному позднейшему показанию следственной комиссии, «брал участие, осуждал, что казалось вредным, и желал лучшего», сочувствие Грибоедова идеям декабризма, видимо, не пошло. Разделяя в значительной части идеологию декабризма, Грибоедов явно скептически относился к практической осуществимости замышляемого ими государственного переворота. Для него было ясно, что заговор был делом небольшой кучки офицеров-дворян: «Сто человек прапорщиков хотят изменить весь государственный строй». «Народ не имеет участия в их деле – он будто не существует»,- записывает Грибоедов в своих тетрадях. В его «Горе от ума» дана ироническая, почти пародийная зарисовка деятельности тайных обществ, члены которых «шумят, и только».[1]

Вполне закономерно, что декабристам посвящена большая литература, как художественная, так и научная. Но в этой литературе сразу же бросается в глаза диспропорция: Северному обществу, всвязи с восстанием 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге, посвящено гораздо больше книг, статей, монографий и других исследований, чем Южному тайному обществу декабристов, более революционному, склонному к более кардинальным мерам. Об иных второстепенных деятелях декабристского движения мы порой знаем больше, чем о вождях декабристов.

Долгое время, например, не везло виднейшему руководителю Южного тайного общества декабристов Павлу Ивановичу Пестелю. Почти 35 лет готовилось к печати издание главного труда его жизни – одного из программных документов декабристского движения. Впервые «Русская правда» была полностью напечатана лишь в 1958 году, то есть через 132 года после смерти выдающегося декабриста. Даже следственное дело Павла Ивановича Пестеля едва не пропало: в годы Великой октябрьской социалистической революции оно таинственным образом исчезло с архивной полки и только по прошествии нескольких лет нашлось.

О Пестеле и о возглавляемом им Южном обществе почти не было исследований - очень уж трудно было разобраться в «Русской Правде» и в истории Южного декабристского общества.

В последние десятилетия положение несколько изменилось: появились монографии о философских, экономических, социально-политических взглядах декабристов. Их биографии вышли в научно-популярной серии «Жизнь замечательных людей» («ЖЗЛ»).

В исторической повести Булата Окуджавы «Глоток свободы» воссоздаются наиболее драматические страницы движения декабристов.

Повесть предваряет статья доктора исторических наук С. Волка, в центре которой - фигуры вождя Южного общества Павла Ивановича Пестеля и его сподвижников. Создатель программы революционного преобразования в России предстает перед читателем сложным человеком, не свободным от недостатков, свойственных дворянским революционерам. Мы видим идеолога декабристов не только в период его властной, обаятельной силы, но и в минуты слабости, когда рушились его надежды.

Опыт движения декабристов стал предметом для осмысления следующих за ними борцов с самодержавием и крепостничеством, повлиял на весь ход русского освободительного движения.


1.  КТО ТАКИЕ ДЕКАБРИСТЫ

Первые русские революционеры – декабристы – были борцами против крепостного права и самодержавия.

Во имя этой цели они выступили с оружием в руках 14 декабря 1825 года в Петербурге, тогдашней столице Российской империи, на Сенатской площади, где высится памятник Петру I. По месяцу восстания – декабрю – они и называются декабристами.

Многое удивительно и своеобразно в этом революционном движении. Молодые дворяне-декабристы сами принадлежали к привилегированному дворянскому сословию, опоре царизма. Они сами имели право владеть крепостными крестьянами, жить в своих дворянских имениях, ничего не делая, на доходы от дарового крестьянского труда, от барщины и оброка. Но они поднялись на борьбу с крепостным правом, считая его постыдным. Дворяне были опорой царизма - они занимали все руководящие места в царской администрации и в армии, могли рассчитывать на высшие должности. Но они хотели уничтожить царизм, самодержавие и свои привилегии.[2]

2.  ПРЕДПОСЫЛКИ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ДЕКАБРИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

В эпоху, когда выступили декабристы, уничтожение феодально-крепостного угнетения и неограниченной монархии (абсолютизма) являлось основной задачей в истории человечества.

Неограниченная царская или королевская власть (абсолютизм) охраняла устаревший феодально-крепостной строй и мешала развитию народов.

Русское самодержавие было формой абсолютизма. Сокрушить царскую или королевскую власть, уничтожить средневековое крепостное угнетение, освободить скованные ими силы, выйти на новую, широкую дорогу исторического развития - во имя этого в эпоху декабристов боролись лучшие люди многих стран и в Западной Европе, и в России. Старый феодально-крепостной строй стал тормозом исторического развития. Новый прогрессивный капиталистический строй вступал в свои права.

Период мировой истории, ограниченный датами 1789-1871 годов (от Великой французской буржуазной революции до преддверия Парижской Коммуны), - это, по словам Ленина, «эпоха подъема буржуазии, ее полной победы. Это - восходящая линия буржуазии, эпоха буржуазно-демократических движений вообще, буржуазно-национальных в частности, эпоха быстрой ломки переживших себя феодально-абсолютистских учреждений».

В этот период происходило немало революций и революционных выступлений, шедших под лозунгом буржуазной революционности. Кроме открывшей этот период Французской революции 1789 года, произошли: испанская революция 1820 года, восстания в Неаполе 1820 года и в Пьемонте 1821 года, греческое восстание 1821 года, революция 1830 года во Франции, бельгийская революция 1830 года, революционные восстания в некоторых германских государствах (Саксонии, Баварии) и итальянских (Парме, Модене, Романье). К этому перечню надо добавить и восстание декабристов в России.

Революционное разрушение отжившего феодального строя и установление новой системы буржуазно-демократических отношений были повсюду в то время основными задачами революционных движений. В России также назрела необходимость ликвидации старого, отжившего феодально-крепостного строя. Движение декабристов и было первым проявлением этой назревшей борьбы.

Таким образом, восстание декабристов не стоит особняком в мировом историческом процессе – оно имеет в нем свое определенное место. Выступление декабристов является одним из слагаемых во всемирно-историческом процессе революционной борьбы против обветшалого феодально-крепостного строя.[3]

История освободительного движения в России начинается с декабристов - представителей левого крыла дворянской оппозиции, объединявшего преимущественно военную молодежь.[4] Главным образом это были офицеры, участники Отечественной войны 1812 г. Русские дворянские революционеры подняли в декабре 1825 г. восстание против самодержавия и крепостничества. Антифеодальное движение отразило нарастание предпосылок буржуазной революции в России.[5]

3.  ПРИЧИНЫ ВОССТАНИЯ ДЕКАБРИСТОВ

Революционный характер идеологии декабристов определился не сразу, а постепенно.

Условия, в которых созрело первое русское революционное движение, были тесно связаны с тем общественным возбуждением, которое все более и более нарастало как в Западной Европе, так и в России после наполеоновских войн. Заграничные походы 1813-1814 годов явились ускорителем развивающегося идеологического процесса. Побывав в странах, где не было крепостного права и где существовали конституционные учреждения, будущие декабристы получили немало материала для размышлений. Когда они вернулись, родина тем резче поразила их отсталыми формами жизни – крепостным правом, самодержавным аракчеевским произволом.

Общественное оживление тех лет было чрезвычайным. В Европе в те годы складывалась революционная ситуация. Во время борьбы с Наполеоном короли и императоры обещали реформы, новую жизнь своим народам- участникам борьбы. Но одержав победу, они не захотели платить по векселям. «Не в одной России - во всех государствах Европы народ был разочарован и обманут. Тонули – топор сулили, вытащили – топорища жаль», - писал один из современников. « Монархи лишь думали об удержании власти неограниченной, о поддержании расшатавшихся тронов своих, о погублении последней искры свободы и просвещения. Оскорбленные народы потребовали обещанного, им принадлежащего – и цепи и темницы стали их достоянием! Цари преступили клятвы свои…»,- писал декабрист Каховский.

Как и в других странах, в России народные массы также стремились к освобождению от крепостного гнета. Росла борьба между европейскими правительствами и народами, т. е. процесс борьбы против феодального строя. В атмосфере этой борьбы и выросли декабристы.

Россия была охвачена брожением. Защитники старого и сторонники нового все отчетливее делились на два лагеря. « Эти две партии находятся всегда в своего рода войне; кажется, что видишь духа мрака в схватке с гением света»,- писал один современник. Лагерь фамусовых и скалозубов пришел в столкновение с лагерем чацких.

Историческая действительность подсказывала декабристам способы борьбы. Общую возбужденную атмосферу времени, их воспитавшего, прекрасно, ярко и точно охарактеризовал один из самых выдающихся декабристов - Павел Иванович Пестель. Он писал об этом так: «Происшествия 1812, 1813, 1814 и 1815 годов, равно как и предшествовавших и последовавших времен, показали столько престолов низверженных, столько других постановленных, столько царств уничтоженных, столько новых учрежденных, столько царей изгнанных, столько возвратившихся или призванных и столько опять изгнанных, столько революций совершенных, столько переворотов произведенных, что все сии происшествия ознакомили умы с революциями, с возможностями и удобностями оные производить. К тому же имеет каждый век свою отличительную черту. Нынешний ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно везде одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих двух противоположностей. То же самое зрелище представляет и вся Америка. Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать… Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах».[6]

Источниками вольномыслия декабристов явились идеи французских просветителей XVIII века, а так же и русских вольнодумцев конца XVIII- начала XIX веков. Большое влияние на формирование освободительных идей декабристов оказала Отечественная война 1812 г. Не случайно они называли себя детьми 1812 г., рассматривая его как отправную точку своего политического воспитания. Свыше ста будущих декабристов были ее участниками.

Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг., в котором находились многие декабристы, познакомил их с социально- политическими изменениями в Европе после французской революции конца XVIII века, новыми идеями и жизненным опытом.[7]

Крепостной строй в России, вступившей в стадию своего разложения, стал восприниматься мыслящей частью русского общества как основная причина бедствий страны, ее отсталости. Эта система все более унижала патриотические чувства духовной элиты. Ее ликвидация, открывавшая стране дорогу к прогрессу, осознавалась передовыми русскими дворянами как самая насущная задача.

Отечественная война 1812 г. продемонстрировала огромные потенциальные возможности России, патриотизм, моральные достоинства народа. В результате военных походов русские дворяне-офицеры ближе познакомились со своими солдатами, были поражены уровнем жизни простых людей в Европе. Поэтому, возвратившись, они так болезненно стали воспринимать нищету и бесправие собственных крестьян, которые спасли страну от иноземного тирана (Наполеона), но остались под тиранией собственных господ.

Таким образом, с одной стороны, желание помочь народу, победившему лучшую в мире французскую армию, а с другой - стремление предотвратить возможность повторения «пугачевщины», угрожавшей островкам европейской цивилизации в России, толкали часть дворян к активным действиям. Не случайно декабристы называли себя «детьми 1812 года».[8]

Невиданный патриотический подъем масс в годину Отечественной войны, когда «славные опасности», по выражению Н.Г. Чернышевского, «пробудили к новой жизни русскую нацию», вызвал в передовых офицерах чувство уважения к своему народу, стремление напомнить о его национальных заслугах и традициях, забытых дворянской аристократией.

«Война 1812 г. пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в его политическом существовании»,- говорил декабрист Иван Якушкин.

Освобождение России и Европы от наполеоновского ига служило доказательством в глазах декабристов способности русского народа «к самостоятельным действиям, и, следовательно, к самоуправлению». Декабристы желали видеть свободным «русский народ, первый по славе и могуществу своему».[9]

Нельзя сбрасывать со счета тот факт, что формирование идей декабристов проходило под влиянием преобразовательной деятельности в начале царствования Александра I. Разочарование в «реформаторе на троне» последовало в результате фактического отказа от реформаторских планов со стороны царя.[10]

Политика Александра I, проводившего в начале своего царствования либеральные реформы, трансформировалась в последующие годы в консервативный курс, перемежавшийся попытками возвратиться к политике реформ. Угасание последних надежд на царя-реформатора вызвало сплочение передовых людей эпохи, решившихся воплотить в жизнь то, что так и не сумел осуществить император.[11]

В понятие освободительное движение входит не только революционная борьба, но и либерально-оппозиционные выступления, а также все оттенки передовой общественно-политической мысли.

Декабристы были тесно связаны с либерально-оппозиционной, или, как говорят, «околодекабристской» средой, на которую они опирались в своей деятельности, которая по существу разделяла характерные для них взгляды. Это видные писатели и поэты (например, А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, А.С. Грибоедов, Д.В. Давыдов), известные своими прогрессивными взглядами государственные и военные деятели (Н.С. Мордвинов, П.Д. Киселев, М.М. Сперанский, А.П. Ермолов).

На начальном этапе в российском освободительном движении преобладали представители дворянства, позднее - интеллигенции. Это было обусловлено тем, что в России, в отличие от стран Западной Европы, не сформировался широкий средний слой населения, так называемое «третье сословие», которое могло бы выдвинуть свои политические программы и возглавить борьбу за их осуществление.[12]

Реальные основы и идейные источники мировоззрения декабристов не исчерпывались родной почвой. В первой четверти XIX века еще очень жива была память о событиях великой французской революции, провозгласившей освободительные идеи новой эпохи. Во время заграничных походов будущие революционеры увидели уже освобожденные от феодальных пут народы, близко познакомились с учреждениями и принципами, рожденными французской революцией.

Французская революция 1789 года, по свидетельству мемуаристов, была чуть ли не ежедневным предметом разговоров и жарких споров в среде прогрессивно мыслящих офицеров.[13]

Предпосылками к возникновению движения декабристов, кроме крепостнической системы и влияния войны 1812 года, послужили политика Александра I, реакционный внешнеполитический курс, влияние идей европейского Просвещения, влияние опыта Американской и Великой французской революцией, либеральная традиция русской общественной мысли, психологическая атмосфера начала XIX века.

Реакционный внешнеполитический курс правительства был направлен на реставрацию феодально-монархических режимов в Европе и подавление там революционных выступлений.

Велико было влияние идей европейского Просвещения (теории естественных прав человека, парламентаризма, демократии, социальной справедливости, разделения властей) и особенно его революционного направления.

Развивалась либеральная традиция русской общественной мысли, связанная с именами российских просветителей второй половины XVIII- начала XIX веков, их свободомыслием, озабоченностью судьбами России.

Русские дворяне принимали активное участие в исторических событиях мирового масштаба. Вернувшись же после победоносной войны с Наполеоном к светской жизни и казарменной обыденности, они начали испытывать чувство неудовлетворенности и дискомфорта, пытались заполнить образовавшийся духовный вакуум идейными спорами, политической деятельностью, направленной на благо страны. Они все более ощущали себя гражданами России призванными служить не династии, а своему Отечеству.[14]

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.