рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Церковь в Англии X-XVI вв.

XIV в. Джон Уиклиф. Лолларды

В конце XIV в. церковь в Англии влачила весьма жалкое существование. Как и их континентальные собратья, английские епископы больше уделяли времени своим имениям и придворной жизни, нежели пастве. Поэт Ленгленд сетует, что в его время было чересчур много епископов без епархий, обогащавшихся за счет священников, и замечает по этому поводу, что, отдавая кесарю кесарево, а Божье - Богу, следует, однако, не забывать, что Бог выше кесаря... (3) В ту пору в Англии боролись два течения: сторонников папоцезаризма, введенного Григорием VII, и последователей евангельских добродетелей, проповеданных Франциском Ассизским. Приходские священники проживали в страшной бедности; многие принуждены были сдавать свои дома, а самим жить вне приходов. Кроме того, странствующие монахи обирали прихожан, совершали самовольные требы, чем отнимали хлеб у священников. Эти монахи стали позже выдавать себя за "прощальников", якобы уполномоченных папой отпускать грехи тем, кто у них купит мощи. В общем, шарлатанство процветало в Англии в той же мере, что и в других странах. Особенно поражает оригинальная деятельность архидиаконов, состоявших при епископских дворах, блиставших роскошью, по описаниям современников Чоусера, Ленгленда и др. Архидиаконы эти имели право суда над всяким особо провинившимся грешником, особенно прелюбодейцем. Дабы избежать их суда, миряне откупались от налагаемых на них постов, паломничеств и т.д. крупными суммами, поступавшими в казну епископа. Постепенно эта практика вошла в моду и богатые просто вносили архидиакону "годовой абонемент", чтобы их оставляли в покое... На этой почве, естественно, возникли крупные скандалы, шантажи и прочее. Богослов Джон Уиклиф резко осуждал такую торговлю грехами.

Со времени Иоанна Безземельного короли стали относиться недоверчиво к церковным судам и к папским вмешательствам. В 1353 г. Эдуард III издал закон "Прэмунире" ("Предупреди"), приравнивая к государственной измене всякое обращение его подданных за границу с целью вмешать чужестранцев в английские дела, будь то политического или церковного характера. Этот закон был по существу той же предохранительной мерой против папоцезаризма, коей во Франции явилась "Прагматическая Санкция". Уиклиф задался целью добиться своим авторитетом реформы английской церковной жизни, видя, что папы, враждовавшие тогда между собой, не были на это способны. (2)

Джон Уиклифа называют «утренней звездой Реформации», он был инициатором реформ христианской церкви не только для Англии, но и для всего христианского мира. Родился он в 1324 году. Это было время, когда во многих странах духовный мрак, связанный с недоступностью Слова Божьего для простого народа, начал постепенно рассеиваться, и Священное Писание было переведено на различные языки. Истина Божьего Слова разбивала оковы заблуждения и суеверия и призывала тех, кто так долго находился в рабстве обмана, подняться на защиту своей свободы. И первым из посланных Небом вестников был Джон Уиклиф. Джон получил лучшее на то время образование. Он обладал живым умом и интересовался естествознанием и философией, математикой и историей, а также юриспруденцией. Еще будучи студентом, Уиклиф начал изучать Библию и решил посвятить всего себя служению Христу и проповедовать открытые им истины. Он видел, что Церковь пожертвовала Словом Божьим ради человеческих преданий, и бесстрашно обвинял духовенство в отвержении Священного Писания, требуя возвратить Библию народу и восстановить ее авторитет в церкви. Его талант, познание Библии, безупречное логическое мышление, чистота жизни, непоколебимое мужество и справедливость снискали ему всеобщее уважение и доверие. Он не собирался противодействовать Римской церкви, но преданность истине не могла вылиться ни во что иное, как только в борьбу с ложью. Чем очевиднее ему становились заблуждения, насаждаемые властью папы Римского, тем пламеннее он проповедовал библейские истины. А папские вожди, дрожа от ярости, наблюдали, как этот реформатор приобретал все большее влияние. Уиклиф умел искусно разоблачать заблуждения, и он бесстрашно выступал против многочисленных злоупотреблений, совершавшихся с одобрения Рима. Будучи капелланом короля, он смело осудил подать, взимаемую папой с английского монарха, указав также и на то, что посягательство папы на светскую власть противоречит учению Христа. В результате король и дворяне, объединившись, отвергли требования папы и отказались от уплаты подати. Авторитету папы в Англии был нанесен ощутимый удар. Другим злом, против которого боролся Уиклиф, было основание нищенствующих монашеских орденов. Монахи наводнили всю Англию, праздный образ жизни которых стал бременем для трудового люда, вынужденного содержать их. Но главное – принижалось значение полезного труда, подрывалась экономика, образование и нравственность нации. Папа наделил монахов правом принимать исповедь и прощать грехи и тем самым заставил многих задуматься: правомерно ли получать прощение грехов за деньги? Люди начали задаваться вопросом: не лучше ли обращаться за прощением к Богу, чем искать его у монахов торгующих папскими индульгенциями? Алчность монахов, казалось, не знала границ. Стремясь оправдать свою жадность, нищенствующие монахи выставляли себя последователями Спасителя, заявляя, что Иисус и Его ученики также жили на подаяния от народа. Такое утверждение обернулось против них самих, потому что многие начали изучать Библию в поисках правды, а это меньше всего соответствовало намерениям Рима. Люди обратились к Источнику истины, которую Римская церковь тщательно скрывала. Уиклиф начал писать и публиковать статьи против монахов – не для того, чтобы вести дискуссию с ними, но чтобы привлечь внимание людей к библейским учениям и их Автору. Вскоре громы Рима обрушились на Уиклифа, и в Англию было отправлено три предписания принять решительные и безотлагательные меры для того, чтобы заставить его замолчать. Еще до прибытия папских указаний разгневанные епископы призвали Уиклифа на суд, куда он пришел в сопровождении двух могущественных князей страны. Толпы народа ворвались в здание суда и так испугали судей, что дело Уиклифа было отложено, и ему было позволено уйти с миром и продолжать свою работу. Но прибывшие в Англию папские указания обязывали короля схватить Уиклифа и заключить в тюрьму: это говорило о том, что его ожидал костер. Было ясно, что Джон Уиклиф вскоре станет жертвой инквизиции. Однако, ему удалось этого избежать. Смерть постигла не реформатора, а папу, издавшего указ об уничтожении Уиклифа. Величайшим делом жизни Уиклифа стал перевод Библии с латыни на английский язык. Реформатор не страшился ни темницы, ни костра. Он дал английскому народу свет, который никогда не померкнет. Он сделал для своих соотечественников больше, чем любой полководец, одержавший самую блестящую победу на полях сражений. В короткое время Библия нашла путь в дома простых людей, обращение к разуму которых вывело их из состояния безвольного подчинения лжи. Почти половина жителей Англии приняли новую веру в спасение только через Иисуса Христа и непогрешимость Священного Писания. Вновь папские вожди начали измышлять способы заставить замолчать реформатора, три трибунала не смогли его сломить, папская власть терпела поражение. Рим был в ярости. Уиклиф сознавал опасность, угрожавшую ему, но он никогда не отрекся от истин, открывшихся ему в Библии. Его мужество было непоколебимо. Его защитой был Господь. Умер великий реформатор в своем приходе в Люттерворте. Ненависть к нему со стороны Рима была столь велика, что спустя 44 года после смерти Джона Уиклифа Папа Римский приказал эксгумировать и сжечь его останки. Пройдет еще более ста лет, и люди, подобные Мартину Лютеру и Джону Кальвину, произведут Реформацию, о которой мечтал Уиклиф. В 1942г. миссия переводчиков Библии была названа именем Джона Уиклифа, человека, который первым начал распространять учение, что каждый человек должен читать Библию на своем родном языке.

Англичанин Вильгельм д'Оккам был также горячим сторонником возврата к жизни по Евангельским заветам. Он был богословом Парижского университета и учеником Дунса Скотта. Во время вражды папы Вонифатия VIII с Филиппом Красивым Оккам был ревностным защитником соборного принципа. В 1322 г. он резко осудил деспотические притязания Авиньонского папы Иоанна XXII. В Англии он занимал должность "провинциала" ордена францисканцев. В Перузе Оккам и его приверженцы выступили против злоупотреблений папской властью. Будучи обвинен за это в ереси, Оккам вынужден был бежать в Мюнхен.

К христианскому религиозному обществу позднего средневековья, деятельность которых начиналась как благотворительная, но впоследствии превратилась в ересь можно отнести лоллардов, они протестовали против иерархии, монашества и учения о таинствах католической церкви.

Название движения связано с мифическим Вальтером Лоллардом.

Впервые лолларды появились в 1300 г. в Антверпене и назывались алексианцами, или братьями св. Алексия. Лолларды распространились в Нидерланды и Германию, где иногда отождествлялись с беггардами. В 1387 г. лолларды появились в Англии, где развили бурную деятельность, пропагандируя себя как приверженцев Джона Уиклифа и именуя себя уиклифистами. В основе движения уиклифистов лежало заимствованное Уиклифом у Доната положение о том, что христианские таинства оскверняются от прикосновения к ним порочных рук, следовательно, священник, живущий в грехе, не имеет права совершать никакие таинства.

Английские лолларды проповедовали среди простого народа и имели большое количество сторонников. В 1395 г. английские лолларды подали петицию в парламент с предложением реформировать английскую церковь, уничтожить светские владения церкви, отменить безбрачие священников. Эта петиция была отклонена, после чего активность лоллардов значительно снизилась.

В 1400 г. Генрих IV издал акт, по которому ряд лоллардов был казнен. В 1401 г. в связи с движением лоллардов король издал статут "De heretico comburendo" ("О сожжении еретиков"). В этом статуте говорилось, что епископы могут заключать в тюрьму всех проповедников ереси, а также зараженных ересью школьных учителей и всех авторов и владельцев еретических книг. Даже если схваченные отрекались от ереси, их все же держали в тюрьме. Если они упорствовали и не отрекались от своих заблуждений, их надлежало передавать светским властям для публичного сожжения. В феврале 1401 г. сожгли по этому закону первого еретика. Это сожжение было в Англии первым актом подобного рода. В 1406 г. резиденции лоллардов - Оксфордский университет - был очищен от еретиков, а в 1408 г. архиепископ Кентерберийский Арундел провел запрет лоллардов законодательно, после чего оставшиеся в живых лолларды переселились в Шотландию, где превратились в мелкую еретическую секту. (7)

В период Реформации преследование лоллардов было прекращено, но их течение так никогда больше и не стало сколько-нибудь значимым.

В 1522 г. в Ковентри четыре сапожника, перчаточник, чулочник и некая вдова Смит были сожжены живьем за то, что посмели выучить своих детей читать по-английски "Отче наш" и "Верую".

Реформация

христианизация британия устав бенедикт

15 век - время, когда государство наконец-то нашло себя, стало формироваться почти что заново как полноценный политический и социальный организм - именно в это время начинаются сразу несколько исторических феноменов, сумбурных и несвязанных, общим итогом которых было разделение государства и Церкви. Ибо приблизилось время, когда внутри христианской цивилизации государственные границы стали бы раздранием Церкви уже не на две-три части, а тысячи. Более того, тогда бы государство доросло до того, что горе было бы Церкви, если бы она продолжала союзничать с ним.

В 16 веке в Англии распространяются различные религиозные движения, направленные на обновление католической церкви. К ним относится протестантизм.

Главной причиной возникновения протестантизма, по мнению историков, было развитие буржуазных отношений в Европе. Господствовавший в Западной Европе католицизм в XVI веке стоял на защите феодального строя. Новый класс - буржуазия - нуждался в религиях, которые, как минимум, ему не мешали и, как максимум, его поддерживали. Поэтому буржуазия всячески поддерживала тех религиозных деятелей, которые выступали против католицизма. Другой важной причиной возникновения протестантизма были противоречия между феодалами духовными и частью феодалов светских. Католическая церковь как организация, её монастыри, многие высшие священнослужители к началу XVI века имели огромные земельные и иные богатства, которыми светские феодалы были не прочь поживиться. Поэтому в конфликте между буржуазией и католической церковью часть светских феодалов выступила на стороне буржуазии, преследуя при этом свои корыстные интересы.

Одним из дополнительных причинных факторов, приведших к возникновению протестантских конфессий, была деятельность отдельных исторических личностей. Особо выдающаяся роль в этом отношении принадлежит основателю лютеранства, бывшему католическому священнику Мартину Лютеру.

Родился он в 1483 году в городе Айслебене в Германии. В 1505 году он принял монашество, с 1508 года преподавал в университете города Виттенберга. Там же в 1517 году публично выступил против злоупотреблений Римо-католической церкви. Это известный в истории яркий эпизод. В Германию прибыл со специальной миссией доминиканский монах по имени Тецель. Он получил от папы право на распространение полных индульгенций и за живых и за умерших. Папы тогда нуждались в деньгах на строительство храма святого Петра в Риме, и индульгенции продавались широко и свободно. Тецель ходил по улицам Виттенберга с большим ящиком и напевал песенку, которая в русском переводе звучит примерно так: "как только монетка падает в ящик, так тут же душа выпрыгивает из огня". Лютера это возмутило, он не смог вынести такого отношения к вере, к тайне спасения. И однажды утром он повесил на двери храма, в котором служил, хартию, на которой было написано 95 тезисов против индульгенций. Сначала он выступил только против индульгенций. Потом уже сама логика борьбы привела его к отрицанию других основ католического учения. И так, год за годом, он все дальше отходил от католической церкви. Лютер написал много различных сочинений, впервые перевел на немецкий язык Священное Писание. К концу его жизни (1546 г.) более половины немецких княжеств приняли его учение. Основные положения этого учения следующие:

1. Священное Писание - единственный источник веры. Отвергается авторитет Церкви, Священного Предания, постановлений Соборов. 2. Человека оправдывает пред Богом только вера, а не добрые дела. Отрицается деятельное участие человека в собственном спасении. 3. Церковь есть невидимое сообщество святых. 4. Отрицается богоустановленная иерархия. У лютеран есть епископы и пресвитеры, но они признаются только как административно - учительные главы общин, а не как наследники особых благодатных даров или полномочий, которые существуют со времен апостольских. 5. Таинства не являются проводниками Божественной благодати, а существуют только как знаки для возбуждения и укрепления веры. Признаются только два таинства - Крещение и Евхаристия. 6. Отрицается почитание и призывание святых, почитание икон, мощей, молитвы за умерших. 7. Не имеют значения для спасения и, следовательно, не нужны посты, аскетические подвиги, монашество. (12)

Начало самой Реформации в Англии связано с именем короля Генриха VIII (1509–1547) из династии Тюдоров. Поначалу горячий приверженец папизма, он разошелся с папой, не добившись у него расторжения своего брака с Екатериной Арагонской (теткой германского императора Карла V, дочерью Фердинанда и Изабеллы Испанских). Для заключения этого брака в свое время понадобилось особое разрешение папы, ибо Екатерина до этого была замужем за братом Генриха VIII. Женившись на Екатерине Арагонской после того, как она овдовела, Генрих VIII прожил с ней в брачном союзе 17 лет. Увлечение короля фрейлиной своей супруги Анной Болейн побудило его искать расторжения своего брачного союза, который теперь ему удобно было считать противозаконным. Папа Климент VII не пожелал аннулировать брак. Сделал это в 1533 г. в угоду королю архиепископ Кентерберийский Томас (Фома) Кранмер, предстоятель (примас) Римско-католической церкви в Англии. Он только что занял этот пост по желанию короля и с согласия папы, хотя в душе был убежденным сторонником Реформации Церкви в духе лютеранства. Генрих решил не только обойтись без папы в деле о браке, но и совсем уничтожить его власть в английской церкви. В 1533 г., по его распоряжению, английский парламент издал закон о независимости Англии от папы в церковных делах. Верховенство папы в английских церковных делах перешло к королю, который в 1534 г. формально и торжественно объявил себя главой английской церкви («Акт о Превосходстве»). Брак с Екатериной был расторгнут парламентом, и король женился на Анне Болейн.

Большинство епископов и священников подчинились новому порядку в церковном управлении. Не признавшие же главенства короля подверглись преследованиям и казням. Затем Генрих закрыл все монастыри (1538 г) и имущество их конфисковал в свою пользу. Было закрыто в общей сложности 376 монастырей, а их земли Генрих или оставил себе, или раздал или продал «новому дворянству», которое поддерживало короля; на секвестированных землях были проведены огораживания (4). Что касается вероучения, то король-реформатор не внес в него почти никаких перемен. В душе он оставался прежним католиком. Только благодаря стараниям архиепископа Кентерберийского, Томаса Кранмера, и своего министра, Кроумеля, тайных протестантов, бывших главными советниками во время столкновения с папой, Генрих издал от лица парламента нечто вроде нового учения (в 10 членах). В нем говорилось о трех таинствах - крещении, покаянии и причащении, - об оправдании верой, отменялось почитание икон и святых и т.п. Но все это излагалось крайне неопределенно и не в протестантском смысле. Так, признавалось пресуществление, добрые дела считались необходимыми для оправдания, иконы рекомендовалось оставить в церквах и пр. В последнем же своем распоряжении относительно вероучения - так называемых "Шести членах" - Генрих прямо восстал против лютеранства, угрожая смертной казнью тем, кто будет отрицать пресуществление, допускать причащение под обоими видами, утверждать, что священникам можно вступать в брак и проч. В силу этого многие лютеране подверглись преследованиям. В числе их был казнен и Кроумель, как слишком склонный к протестантизму. Генрих VIII был женат шесть раз и двух из своих жен, в том числе Анну Болейн, казнил, а с двумя развелся.

При преемнике Генриха, его сыне, Эдуарде VI (1547-53), в Англии началась реформа вероучения и богослужения, но не в такой резкой форме, как в Германии и Швейцарии. Сам Эдуард, как малолетний, не мог принимать участия в реформе. Ее проводил парламент, вернее, регенты государства, в числе которых были как католики, так и приверженцы протестантизма, как например, архиепископ Кранмер. Установилась связь с немецкими лютеранами и Кальвином. Прежде всего, были отменены "шесть членов" Генриха VIII и допущено причащение под обоими видами, разрешены браки священников, всем разрешено чтение Библии, переведенной на английский язык еще при Генрихе. Затем, после долгих совещаний английских и прибывших немецких богословов, был издан общий молитвенник и обрядник (1548 г) и, наконец, 42 члена англиканского вероисповедания (в 1551 г.). Строго говоря, не было проведено ни католичество, ни лютеранство. В угоду приверженцам обоих вероисповеданий была создана своеобразная смесь того и другого. Этой реформой было положено основание англиканской епископальной церкви. Англиканство, его структуры, теология и формы богослужения, обычно относят к протестантизму, однако официально церковь именует себя католической. (8) Некоторые считают, что англиканство относится к отдельному направлению в христианстве, представляя собой via media («средний путь») между католицизмом и протестантизмом. Так, о св. Писании говорилось, как о главном источнике вероучения, но предлагалось уважать и Предание. Об оправдании и предопределении было сказано так неопределенно, что можно было понимать и в католическом, и в протестантском смысле. Таинства оставлены - крещение, покаяние и причащение - и в евхаристии признавалось действительное присутствие Тела и Крови Христовой. Определенно только отменялись почитание икон и мощей, призывание святых, индульгенции, чистилище и молитва за умерших. Иерархия оставлена неприкосновенной. Англиканское вероучение основывается на традициях Апостольской Церкви, историческом епископате, первых четырех Вселенских Соборах и учении ранних Отцов Церкви. Англикане считают, что в Ветхом и Новом Заветах «содержится все необходимое для спасения», а также, что они представляют собой закон и высший стандарт веры. Англикане рассматривают Апостольский символ веры как символ крещения, а Никейский символ веры как достаточное выражение Христианской Веры.

Уникальной для англиканства является Книга общих молитв, представляющая собой собрание богослужений и использующаяся верующими в большинстве англиканских Церквей на протяжении столетий. Свое название - Книга общих молитв - она получила из-за того, что изначально она задумывалась как общая богослужебная книга для всех церквей Церкви Англии, использовавших прежде местные, а, следовательно, разные, литургические формы. С распространением влияния Церкви Англии на другие страны термин меж тем сохранился, так как большинство англикан продолжало использовать Книгу общих молитв по всему миру. В 1549 году Архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер завершил первое издание Книги общих молитв.

После смерти Эдуарда VI в 1553 г. на престол вступила строгая католичка, Мария, дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской, ставшая женой испанского короля Филиппа II. Она восстановила католичество и подвергла жестокому гонению протестантов. Архиепископ Кранмер и два других епископа были сожжены в Оксфорде, вслед за ними было казнено множество других протестантов. Послушный королеве парламент добился лишь того, что имущество, отнятое у духовенства, не было возвращено ему и осталось у новых владельцев.

В 1558 году Мария умерла и на престол вступила дочь Генриха VIII и Анны Болейн, Елизавета (1558-1603), с именем которой связано усиление Англии, в частности, как морской державы. Она была воспитана в протестантизме. Начались гонения на католиков. Было восстановлено смешанное вероисповедание. В 1559 г. парламент подтвердил главенство королевской власти в церкви и все церковные распоряжения, изданные при Эдуарде. В видах соглашения были пересмотрены 42 члена исповедания и из них составлено новое англиканское исповедание в 39 членах. Изменений было внесено мало и еще более сглажены особенности обоих вероучений. В 1562 г. вероучение - "39 членов" - было утверждено духовным парламентом (синодом) и сделано обязательным для всех символом веры. В вероучении Англиканской Церкви, изложенном в 39-ти членах имеются догматы, вполне согласные с Православием (о Боге едином в трех Лицах, о Сыне Божием и другие), а также учения, провозглашенные из противодействия Риму, которые тоже приближают Англиканскую Церковь к Православию (отрицание сверхдолжных заслуг, чистилища и индульгенций, предписание богослужений на родном языке, приобщение мирян под двумя видами, отмена обязательного безбрачия духовенства, отрицание главенства папы над всей Церковью.

Таким образом, при Елизавете окончательно образовалась англиканская епископальная церковь со смешанным вероучением, которая стала государственной. Но крайние приверженцы католичества и протестантства не признали этой церкви, несмотря на все крутые меры Елизаветы. Католичество удержалось, главным образом, в Ирландии. Протестантизм проникал из Шотландии. Создалась сильная партия "пуритан" (чистых), которые требовали очищения церкви от остатков католицизма. Они возражали против сохранения епископства и священников. Их возмущали обряды, украшения, одежды, богослужебные предметы, оставшиеся от католичества. Они требовали полного проведения кальвинизма. Елизавета и ее советники принимали меры против пуритан. Священников, поддерживавших кальвинизм, лишали мест. Наиболее резких обличителей англиканской церкви приговаривали к позорному столбу, рубили руки, уши. Для их преследования был учрежден "суд высокой комиссии". Но затем, по политическим соображениям, Елизавете пришлось смягчить отношение к пуританам. Ее упорными врагами стали католики, направляемые испанским королем Филиппом II. Он открыл в Бельгии семинарию для католических священников, которые потом отправлялись в Англию и, с опасностью для жизни, исполняли церковные требы для католиков и настраивали против англиканской церкви. Во время подготовки Филиппом высадки в Англии (она не удалась, так как испанский флот "непобедимая армада" был разбит в 1588 г. бурями и англичанами) несколько молодых католиков сговорились убить Елизавету. Заговор был открыт. В соучастии была обвинена шотландская королева, католичка Мария Стюарт, пробывшая 18 лет пленницей в английских замках. Она была казнена. В это трудное время пуритане были нужны Елизавете для борьбы с католиками. (6) В Англии, наряду с англиканской церковью, существовали общества пресвитериан (умеренные пуритане, выступавшие за единую кальвинистов и за подчинение Синоду), пуритан и индепендентов (радикальные пуритане, независимы и самоуправляемы, не поддерживали идею единой церкви, предлагали создать общину верующих).

В 17 в. английская Реформация переходит в революцию, и протестантизм получает в стране окончательное преобладание.


Заключение

Многие считают, что Генрих VIII создал Церковь Англии в XVI веке, чтобы обеспечить свой развод с Екатериной Арагонской. Генрих VIII не хотел развода с Екатериной Арагонской. Он хотел его аннулирования - декларации, что они, в первую очередь, не были венчаны согласно закону, а к этому времени Церковь Англии существовала вот уже как 900 лет.

Корни Церкви Англии уходят во времена Римской империи, когда Христианская Церковь появилась в тогдашней римской провинции Британия). Ранние христианские авторы Тертуллиан и Ориген упоминали существование британской Церкви в третьем веке от Рождества Христова, а в четвёртом веке британские епископы присутствовали на ряде важных совещаний Церкви таких как Собор (Синод) в Арли в 314 году и Собор в Римини в 359 году. Первый последователь британской Церкви - Св. Албан или Албан Веруламский.

В 597 году миссия, посланная папой Григорием Великим и ведомая св. Августином Кентерберийским высадилась в Кенте, с тем, чтобы начать обращение языческих народов. То, что впоследствии стало известно как Церковь Англии, стало результатом комбинации трех «потоков» христианства: римской традиции св. Августина и его преемников, остатков старой римо-британской церкви и кельтской традиции, пришедшей из Шотландии и ассоциировавшейся с такими личностями, как св. Айдан и св. Кутберт.

Антиклерикальные настроения в Англии, как и повсеместно по всей Европе, возникали уже давно, и в первую очередь были вызваны политикой самого святого престола и поведением клириков, далеко не соответствующим христианским канонам. Уже в XIV веке в Англии разгорелось движение лоллардов, последователей Уиклифа, и это движение было своеобразной предтечей протестантизма. Самое крупное выступление лоллардов случилось в правление Генриха V, и было подавлено, но до конца лоллардизм еще не был уничтожен, увеличивая и без того росшее количество недовольных церковью и клириками. Кризис церкви был настолько очевиден, что необходимость реформ видели и сами клирики.

Окончательная реформация английской Церкви и образование третьей ветви протестантизма - англиканства - в самостоятельную конфессию произошло во второй половине XVI в. Богословские основы нового вероисповедания представляют собой сложную смесь католицизма, лютеранства и кальвинизма. Основоположником идей англиканства является архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер (1489–1556).

Реформация в Англии была проведена королем Генрихом VIII Тюдором. Проведению способствовали дворянство, буржуазия. Основными целями Реформации можно считать: 1) завладение церковными землями 2) освобождение от опеки Римской церкви 3) подчинение церкви королевской власти.

Английская Церковь с момента утверждения в ней Реформации получила название Англиканской Церкви. Вне территории Великобритании англикане называют ее Епископальной Церковью. Возглавляют Церковь Англии два архиепископа - Кентерберийский, примас Англии, и Иоркский, а также 32 епископа. Во всемирном масштабе англикане объединены в Англиканское Сообщество.


Список использованных источников и литературы

1. Дэниел К. Англия. История страны. – М.: Эксмо; СПб.: Мидград, 2008. – с. 66-67.

2. Воейков Н. Церковь, Русь и Рим. В двух частях. 1983 г. Интернетское издание 15/28 июля 2010 г. Св. Равноапостольнаго великого князя Владимира, просветителя Русского народа.

3. Ленгленд Уильям. Видение Уильяма о Петре Пахаре. – М., Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1941.

4. Норт Д. История Церкви. – М.: Протестант, 1993. - стр. 262.

5. Ньюбургский В. История Англии. Книга III. Библиотека древних рукописей.

6. Тальберг Н.Д. История Церкви.

7. Штокмар В.В. История Англии в Средние века. СПб.: Издательство «Алетейя», 2002. Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия».

8. 39 статей англиканского вероисповедания.

10. Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (http://www.pravenc.ru/text/164987.html).

11. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008.

12. Великобритания. Лютеранство. (http://www.2uk.ru/relig/relig19).


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.