рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Царствование Екатерины II в 1762-1796 годах

Реферат: Царствование Екатерины II в 1762-1796 годах

 

Реферат по дисциплине: «Отечественная история»

на тему: Царствование Екатерины II (1762-1796)


г. Москва 2006 г.


Введение

Будущая российская императрица Екатерина II Алексеевна, урожденная София Фредерика Августа, принцесса ангальтцербстская, появилась на свет 21 апреля (2 мая) 1729 года.

Отец ее - ничем не примечательный князь Христиан-Август - был младшим братом немецкого владетельного князя, он был беден и поэтому преданно служил прусскому королю, сделав неплохую карьеру: командир полка, комендант Штеттина, губернатор. Прусский король Фридрих Великий дал ему место губернатора Померании.В 1727 году (ему тогда было 42 года) женился на 16-летней принцессе Иоанне-Елизавете Голштейн-Готторпской.

Екатерина получила домашнее образование, у неё в детстве была гувернантка, француженка Кардель, и два учителя: капеллан Перо и преподаватель чистописания Лоран. Они обучали ее немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия, немец Религ давал ей уроки игры на клавесине. Благодаря своей гувернантке, Екатерина II познакомилась с Расином, Корнелем, Мольером и др.; учитель немецкого языка Ватер старался внушить ей любовь к немецкой литературе. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм. Императрица была способной ученицей, но не могла похвастаться умением творчески подойти к проблеме. Зачастую она проявляла алогичность, свойственную слабому полу, но непростительную в государственных людях. В то же время её трудно назвать идеальной, сильные стороны уживались у неё со слабостями. Прекрасно разбиралась в людях, умея ценить в них ум и деловые качества, Екатерина была щедра, готова к компромиссам и беспринципна.

В 1744 году Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю, под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745 году.

В России она стала именоваться Екатериной Алексеевной. Отношения между супругами с самого начала не сложились - слишком разными они были людьми. Екатерина в 15 лет уже увлекалась серьёзными книгами, читала французских философов и сочинения по политической истории. Пожалуй, она вскоре стала самым образованным человеком при дворе Елизаветы. Ограниченные интересы мужа были ей чужды и смешны. К тому же наследник престола всё ещё играл в куклы, в то время как Екатерина жаждала любви. Пётр и позднее относился к жене с вызывающим безразличием, ухаживая за придворными дамами. Если Пётр, наполовину русский, по происхождению, оставался по взглядам и пристрастиям немцем, то немка Екатерина понимала, что рассчитывать на прочное положение на российском троне она может, только сделавшись русской в глазах окружающих. Будущая императрица освоила русский язык, неустанно изучала историю, культуру, традиции своей новой родины. В годы Семилетней войны Екатерина, отец которой был генералом прусской армии, держалась русской патриоткой, хотя ей это стоило немалых усилий.

Екатерина II была тонким психологом, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях.

За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление о екатерининском царствовании как о "золотом веке" русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям.

В 1754 году Екатерина родила сына Павла, который в последствии стал императором Павлом I.


1.  Приход к власти

25 декабря 1761 года Елизавета Петровна умерла. Императором России стал Пётр III. В течение шести месяцев правления Петра III отношения Екатерины с мужем (который открыто, появлялся в обществе любовницы) продолжали ухудшаться, став явно враждебными. Возникла угроза ее ареста и возможной высылки. Недальновидная социальная политика, конфликты с православной церковью и российской гвардией, вражда с женой, прусские симпатии императора настроили против него и значительную часть населения, и гвардейцев и придворных.

Екатерина тщательно готовила заговор, опираясь на поддержку сторонников: братьев Орловых Алексея и Григория, Н.И.Панина, К.Г.Разумовского, Е.Р.Дашковой и др. Дворцовый переворот, во главе которого встала Екатерина, был совершён 28 июня 1762 года. В этот день, когда Петра III не было в столице, сторонники Екатерины подняли по тревоге гвардейские полки и в Казанском дворце Петербурга провозгласили её самодержавной императрицей. В зимнем дворце был прочитан Манифест о восшествии Екатерины II на престол. Ей присягнули Сенат и Синод. Сама императрица во главе гвардейских полков выступила в Петербург. Поначалу Пётр хотел, было сопротивляться, стал посылать к Екатерине предложения о переговорах, которые были той категорически отвергнуты. Петр, вскоре сдался, согласился на отречение от престола, и Екатерина по дороге в Петербург получила письменное отречение Петра от престола. Весть о восшествии Екатерины на престол быстро разнеслась по городу и была с восторгом встречена петербуржцами.

Свергнутый император содержался под стражей в загородном дворце в Ропше, неподалеку от Петергофа. Вечером 6 июля, Екатерина получила от А.Орлова записку, писанную испуганной и едва ли трезвой рукой. Можно было понять лишь одно. В тот день Петр за столом заспорил с одним из собеседников, их пытались разнять вследствие чего, Петр оказался мертвым. Екатерина, по ее словам, была тронута, даже поражена этой смертью. 7 июля по церквам читали печальный Манифест, извещавший о смерти впавшего в прежестокую колику бывшего императора и приглашавший молиться "без злопамятствия" о спасении души почившего. Его привезли прямо в Александро-Невскую лавру и там скромно похоронили рядом с бывшей правительницей Анной Леопольдовной без оказания царских почестей. Весь Сенат просил Екатерину не присутствовать при погребении.

2.  Время правления

Екатерина II вступила на русский престол в 33 года и правила практически всю вторую половину XVIII века, которую стали называть эпохой Екатерины II. Уже 22 сентября 1762 года Екатерина II торжественно была коронована в Успенском соборе Московского Кремля.

Первые годы правления Екатерины были для неё трудным временем. Ей надо было выработать политику, отвечающую условиям Нового времени (время просвещенного абсолютизма). Она была одинока, потому что не имела верных друзей, боялась за свою власть и чувствовала, что сохранить её она может только любовью двора и подданных. Она делала все возможное, чтобы приобрести доверие и любовь подданных. У Екатерины действительно были опасения за свою власть. Сама она не знала текущих государственных дел и не имела помощников, П.И.Шувалов умер, из всех других вельмож она доверяла только графу Никите Ивановичу Панину. Он был дипломатом при Елизавете. Панин заведовал внешними делами России. Екатерина мечтала о помощниках в лице тех людей, которые возвели её на престол, но она понимала, что они не имели ни знаний, ни способностей к управлению. Так, Екатерина, не имея годных к власти надежных людей, не могла ни на кого опереться.

Желание лучше узнать Россию привело Екатерину к мысли о поездке по стране. Так же как Петр I Екатерина считала, что Россия должна занимать активную позицию на мировой арене, вести наступательную и в определенной мере агрессивную политику.

Во внешней политике Екатерина II была последовательницей Петра I, она сумела понять коренные задачи внешней русской политики и сумела завершить то, к чему стремились веками московские государи.

Вступая на престол, Екатерина застала конец Семилетней войны в Европе, а в России - охлаждение к Австрии и сближение с Пруссией, наконец, приготовление к войне с Данией, сделанные Петром III. Прекратив их, Екатерина уничтожила прусское влияние при русском дворе и постаралась поставить себя вне всяких союзов и дипломатических обязательств. Но положение дел заставило Екатерину связать себя союзом с Пруссией, воевать в Польше и принять войну с Турцией, объявленную вследствие интриг Франции. Благодаря ее усилиям был восстановлен на курляндском престоле герцог Э.И.Бирон. Важным моментом внешнеполитической деятельности императрицы была борьба против Французской революции, выразившаяся в принятии в России эмигрантов, поддержке реакционеров и участии в антифранцузской коалиции.

В 1763 году, опираясь на поддержку Пруссии, Россия добилась избрания своего ставленника Станислава Августа Понятовского на польский трон. Это привело к охлаждению отношений с Австрией, которая, опасаясь чрезмерного усиления России, стала подстрекать Турцию к войне с Россией.

Русско-турецкая война 1768-1774 годов была в целом успешной для России, однако сложная внутриполитическая обстановка побуждала Россию искать мира, для чего необходимо было восстановить отношения с Австрией. В результате был, достигнут компромисс, жертвой которого пала Польша: в 1772 году Россия, Пруссия и Австрия осуществили первый раздел части ее территории. С Турцией был подписан Кючук-Кайнарджийский мир, которым обеспечивалась выгодная для России независимость Крыма.

Во второй половине 1770-х годов сформировалась новая внешнеполитическая доктрина русского правительства - Греческий проект. Основной ее целью было восстановление Греческой империи со столицей в Константинополе и великим князем Константином Павловичем, внуком Екатерины, в качестве императора.

В 1779 году Россия значительно укрепила свой международный авторитет, участвуя в качестве посредника между Австрией и Пруссией в Тишинском конгрессе.

В 1787 году Екатерина, сопровождаемая двором и иностранными дипломатами, совершила путешествие в Крым, ставшее демонстрацией русской военной мощи. Вскоре после этого началась война с Турцией и вскоре война со Швецией. Однако Россия успешно справилась с обоими противниками. В 1791 году в г.Яссы был подписан мир (Ясский мирный договор) и провозглашен конец войны с Турцией. Цели, ради которых Османская империя развязала войну, не были достигнуты. В состав России вошла территория между реками Буг и Днестр. Так же Турция признала покровительство России над Грузией, установленное Георгиевским трактатом 1783 года.

В 1793 и 1795 годах произошли второй и третий разделы Польши, окончательно покончившие с польской государственностью.

Таким образом, внешнеполитические итоги второй половины XVIII века были позитивными для дальнейшего развития России.

Во внутренней политике Екатерина имела вполне определенную политическую программу, основанную на идеях Просвещения и при этом учитывавшую особенности исторического развития России. Важнейшими принципами осуществления этой программы были постепенность, последовательность, учет общественных настроений.

Преемственность политики в отношении дворян императрица подтвердила указом 3 июля 1762 года, повелевавшим крестьянам находиться в таком же беспрекословном повиновении помещикам, как и прежде. Зачитываемый крестьянам манифест убеждал их беспрекословно повиноваться властям, поскольку «собственное сопротивление, хотя бы и правильными причинами понуждаемо было и есть грех не простительный, против Божьей заповеди». Если крестьяне будут продолжать сопротивляться, то их надлежало усмирять «огнем и мечом и всем тем, что только от вооруженной руки произойти может». Заметим, личные воззрения Екатерины на крепостное право вступали в вопиющие противоречия с ее законодательством, т.е. практические меры, не ослабляли, а усиливали крепостной гнет. Преемственность политики проявилась и в подтверждении Екатериной нормативных актов предшествующего царствования: она оставила в силе указ Петра III о запрещении владельцам мануфактур покупать крестьян и его же указ об упразднении Тайной розыскных дел канцелярии.

Оба указа затрагивали интересы немногочисленной прослойки населения. Первый указ ущемлял мануфактуристов, но их в стране насчитывалось несколько сотен, и их протест можно было игнорировать. Что касается Тайной розыскных дел канцелярии то ни Петр III, ни Екатерина не уничтожали орган политического сыска, а всего лишь изменили его наименование - отныне политическими преступлениями стали ведать Тайные экспедиции при Сенате и при Сенатской конторе в Москве. Полная преемственность карательных учреждений подтверждается тем, что штат Тайной экспедиции был укомплектован сотрудниками Тайной розыскных дел канцелярии во главе с кнутобойцем Шешковским.

Бюджет России этого времени был типичен для абсолютистских государств Европы. Доходы казны за вторую половину XVIII века выросли в 4 раза. Рост доходов достигался за счет повышения налогов. На первом месте в бюджете стояли затраты на армию, флот, управление и содержание двора. На последних местах стояли траты на науку, просвещение и искусство. Впервые в 1769 году появились бумажные деньги, хотя к концу XVIII века бумажный рубль обесценился.

Одной из первых реформ Екатерины II в 1763 году было разделение сената на шесть департаментов с определенными полномочиями и компетенцией, сделав работу сената наиболее эффективной, но лишив его законодательной функции.

К этим же годам относятся две акции Екатерины, внесшие существенные изменения в структуру административных органов. Одна из них связана с проектом Н.И. Панина об учреждении Императорского совета и реформой Сената. Реформа Сената прошла безболезненно. Рациональное зерно разделения Сената на шесть департаментов с пятью сенаторами в каждом состояло в том, что его громоздкий состав позволял многим сенаторам бездельничать, считать своей главной обязанностью не работу, а присутствие в учреждении. В департаментах сокращалась возможность прятаться за спины других, повышалась в 6 раз эффективность работы Сената. Столь же безболезненно произошла и ликвидация гетманства на Украине. Восстановление гетманского правления, упраздненного еще при Петре Великом, являлось плодом фаворитизма, когда Елизавета Петровна в 1750 году. Назначила гетманом 22-летнего брата фаворита К.Г.Разумовского.

Наконец, Екатерине II довелось «расчищать» еще один завал, оставленный ей в наследие Елизаветой Петровной, опубликовавшей в 1752 году манифест о проведении в стране межевания земель. Манифестом 1765 года Екатерина отказалась от проверки владельческих прав на землю и руководствовалась принципом оставления за помещиками земель, которыми они владели к 1765 году. Таким образом, все земли, ранее захваченные у казны, однодворцев и соседей, передавались помещикам в безвозмездное пользование. Мемуарист А.Т.Болотов назвал его «славным манифестом», вызвавшим «великое потрясение умов». Только в XVIII веке в руках помещиков оказалось около 50 миллион десятин земли, на владение которой они юридических прав не имели. Манифест 1765 года положил новый этап межеванию, значительно ускорив его проведение.

В 60-е - 70-е года XVIII века Екатерина сделала попытку создать систему закрытых сословных учебных заведений. Она первая в своем «Наказе» заговорила о воспитательном значении образования и стала заботиться об учреждении воспитательных заведений, для воспитания русского общества, считая, что «корень всему злу и добру – воспитание». Екатерина считала лучшим средством «произвести способом воспитания, так сказать, новую породу отцов и матерей». Эта порода людей должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором опытных педагогов, в полном разобщении с семьей и обществом. Такими воспитательными училищами стали: воспитательные дома в Москве (1763 году, при его учреждении помог своими вкладами Демидов, внук знаменитого заводчика в Туле) и Петербурге (1767 году), закрытые институты отдельно для девиц-дворянок и для девиц-горожанок (Смольный институт благородных девиц, Екатерининское училище) и кадетские корпуса. Кроме воспитательных заведений Екатерина заботилась также о распространении открытых училищ: в каждом уездном городе должны были быть созданы - Главные народные училища. В Екатеринославе, Пензе, Чернигове и Пскове предполагалось учредить университеты, но не хватило средств. Непосредственное участие в этом деле Екатерины и её помощника И.И.Бецкого заслуживает особой благодарности, хотя педагогическая система сейчас очень отличается от системы Бецкого. Это был новый тип учебных заведений. Генеральная линия развития русского просвещения шла по пути создания системы общеобразовательной школы. Начало ей было положено школьной реформой в 1782 – 1786 годах.

В 1765 году было открытие Вольного экономического общества. Оно должно было помочь помещикам рационально организовать хозяйство, приспособить его к рыночным отношениям. Экономическим обществом был объявлен конкурс на лучший ответ на вопрос: «Что полезнее для общества, чтоб крестьянин имел в собственности землю или только движимое имение, и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?». В течение двух лет Экономическое общество получило 162 конкурсные работы, в том числе от немцев, французов, русских. Конкурсные работы прислали Вольтер и Мармонтель, Граслен и Эйлер. Они подвергли резкой критике крепостничество, считали его противоречащим природе и человеческому разуму, писали о неминуемом упадке общества, в котором господствует рабство, об угрозе выступлений народа, доведенного до отчаяния, о паразитизме дворянства.

Уже при Елизавете дворянство становится привилегированным классом, получив имущественные права, каких не мели другие общественные классы, освобождая его от личной государственной службы, Петр III создает личные привилегии, чуждые другим классам. Ко времени Екатерины II, таким образом, дворянство, делается уже вполне привилегированным сословием. Но оно не имеет внутренней организации - до сих пор ему организацию давала сама служба по полкам, его соединяли служебные связи, теперь организация должна была потерять свою прежнюю роль, ибо дворянство усиленно уходило из службы в деревню и нуждалось в новой организации - сословной. Её дала дворянству Екатерина II.

Еще одной из наиболее важных внутриполитических реформ стал созыв в 1767 году в г.Москве специальной комиссии (Уложенная комиссия) для составления нового свода законов, взамен устаревшего Соборного уложения 1649 года. В работе комиссии приняли участи 572 человека (в большинстве дворянские депутаты около 45%), представлявшие практически все слои общества (дворянство, государственных служащих, крестьян, кроме крепостных и казачество). Девизом Уложенной комиссии были слова «Блаженство каждого и всех».

Уложенная комиссия начала заседание летом 1767 года в Гранатовой палате Московского Кремля. Вскоре Екатерине был присвоен титул «Великой, премудрой матери Отечества», что означало окончательным ее признанием. Дабы лучше узнать нужды и недостатки народа, комиссия по предложению Екатерины представила около 1600 наказов с мест. На их основании Екатерина подготовила «Наказ» (теоретическое обоснование политики абсолютизма), где более ее половины составляли цитаты, которые были тщательно подобраны и скомпонованы. Он представлял собой дальнейшие принципы правления Россией. По ее мнению равенство людей понималось, как право каждого сословия обладать дарованными ему правами (дворянам свои, крестьянам свои) и только суд может вершить закон и определять виновность человека.

Познакомившись с наказом Екатерины, Комиссия приступила к чтению депутатских и прослушала несколько крестьянских наказов. Не закончив, она перешла к чтению законов о дворянстве, а затем о купечестве, не закончив, Комиссия занялась вопросом о правах остзейских дворян, но, не доведя до конца ни одного из этих дел, в конце 1767 года Комиссию перевели в Петербург, где она также переходила от одного предмета к другому. Одни из депутатов были не согласны с некоторыми статьями в «Наказе», другие же на оборот были более чем согласны, таким образом, в долгих дискуссиях по разным статьям «Наказа» комиссия проработала больше года. Екатерина чувствовала неуспех дела, старалась ему помочь, посылала наставления в Комиссию. Так ничего и не добившись, на ряду с другими препятствиями и оценив обстановку, Екатерина под предлогом войны с Турцией, в конце 1768 года на время распустила членов общего собрания Уложенной комиссии, оставив при этом некоторые частные комиссии, которые работали до 1774 года. Подготовительные работы не прекратились, но их обсуждение в общем, собрании было отсрочено. Это был правильный шаг в ходе законодательных работ, но с 1775 года. Екатерина стала забывать о своей Комиссии и решила повести свою законодательную деятельность без её участия. Блестящие и широкие планы не осуществились, затея нового законодательства не удалась.

Но, несмотря ни на что, екатерининская Комиссия имела важные последствия для последующей деятельности императрицы. В этом плане большую роль сыграло собрание депутатов 1767-1768 годов. Депутаты привезли массу наказов, их выступления были сохранены в архивах Комиссии, таким образом, мнения, как сословий, так и отдельных избранных ими лиц о предметах, интересовавших Екатерину, были высказаны. Сохраняя свои принципы, Екатерина знала теперь мнения и желания русского общества и могла их изучать обстоятельно. По её собственному признанию, Комиссия подала «свет и сведения обо всей империи, с кем дело имеет, и о ком печься должно». С неудачей Комиссии не умирало её дело. Если оно не удалось депутатам, то могло быть по силам императрице.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.