рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Быт и настроения политической каторги и ссылки Сибири в 1900 - 1917 годах

К Нерчинской каторге как таковой  в 1900 - 1917 гг. относились семь каторжных тюрем в пределах Нерчинского заводского уезда. До 1907 года в Мальцевской тюрьме были только уголовные, обслуживавшие мужские тюрьмы (стирка, шитьё, выделка пряжи и так далее).  Исключение составляли политические каторжанки Айзенберг и Ройзман, осужденные по делу Якутского протеста 1904 года.  По их свидетельству, в камере, куда их  на время поместили, вместо кроватей были нары; но главным ужасом были клопы, которых было несметное количество.[xlviii] Однако уже через пару лет о Мальцевской женской тюрьме можно было услышать восторженные отзывы.

В феврале 1907 г. В Мальцевскую была переведена первая партия политкаторжанок. До этого они содержались в Акатуевской тюрьме. Для содержания политических каторжанок было предписано приспособить  отдельное от уголовных помещение. С февраля 1907 по весну 1911 Мальцевская тюрьма стала средоточием всех политических каторжанок, отбывавших свой срок в Сибири. Первыми в Мальцевской тюрьме были отправленные из Акатуя  Биценко, Измайлович, Фиалка, Давидович, Спиридонова, Школьник, Езерская.К августу 1907 года в Мальцевке находилось уже 14 человек. В мае 1908 - 33. Весной 1911 года, когда женская каторга вновь была переведена в Акатуй, в Мальцевской женской тюрьме побывало 62 полит-каторжанки из общего количества 72 человек, сидевших в Нерчинской каторге в 1907-1917 годах.[xlix]  До ареста, 2/3 из них занимались умственным трудом, принадлежали к привилегированному сословию. Больше половины составляли  эсеры - 38 человек. Примерно по 1/4 составляли анархисты и социал-демократы (5 большевиков, 3 социал-десократа Польши и Литвы, 2 меньшевика, 2 бундовки).  Несмотря на то, что Нерчинская женская каторга делится на два периода, за каторжанками за каторжанками закрепилось название "мальцевитянки". Именно период 1907 - 1911 гг. наиболее ярко показывает те настроения, котроые переживала Нерчинская женская каторга.[l]

Тюремный день начинался в 8 утра. До этого - в 6-00 - производилась проверка спящих. Обслуживали камеру дежурные. Дежурили по очереди. В первое время в Мальцевской тюрьме прогулки были неограничены - камеры оставались открытыми весь день. Позже - гуляли в определенные часы - 2 раза в день по два часа. В остальное время были отделены от уголовных и большую часть времени проводили в камере или в коридоре  Жили  мальцевитянки в буквальном смысле этого слова коммуной, все отношения с администрацией тюрьмы велись через выборного старосту. Деньги, посылки и книги, получаемые с “воли” становились общей собственностью и шли в общее пользование. [li]

Кухня была в руках уголовных и политическим нужно было отстаивать свои права в противостоянии с ними. Хлеб (черный) обычно выменивали на что-либо другое, лиюо вместо него получали муку (по договоренности с администрацией тюрьмы), из которой крестьяне (за оградой тюрьмы) пекли для каторжанок белый хлеб. Жизнь коммуной в Мальцевской тюрьме продолжалась до самого конца, лишь последние три года каторги, уже в Акатуе, мальцевитянки были разведены по одиночным камерам.

Достаточно свободно себя чувствовали и  заключенные мужских тюрем Нерчинской каторги, в особенности тюрьмы в Горном Зерентуе. В то же время, выступления заключенных Акатуевской тюрьмы в 1907 году, когда женская часть политической каторги была изолирована от мужской и переведена в Мальцевскую каторжную тюрьму, были жестоко подавлены. В качестве репрессивных мер применялись  бритье голов, заковывание в кандалы,строжайшая изоляция камеры от камеры и прочее и, главное,  разбивка руководителей борьбы против произвола тюремной администрации  по разным тюрьмам. Установившийся было в Акатуе в 1905-1907 годах относительно свободный режим был сразу  перевернут. Отдан был приказ пускать в ход оружие при первом "случае неповиновения или протеста".   Около 15-ти человек были отправлены в Алгачи (40 верст от Акатуя), где были подвергнуты издевательствам со стороны начальства. Один из них - анархист Легин - во время телесного наказания пытался покончить жизнь самоубийством, остальные приняли яд. Затем попытки самоубийства неоднократно повторялись.  Вплоть до амнистии 1917 года эти тюрьмы отличались наиболее жестким режимом содержания заключенных.[lii]

Тем не менее, в некоторых Нерчинских  каторжных тюрьмах  до  1909 - 1910 гг. созранялись определенные "свободы": политики жили отдельно от уголовных, имели ряд  исторически сложившихся привилегий: они не принуждались к труду,  к ним не применялись те формальности, с которыми сталкивалась каторга уголовная и так далее. С утра камеры открывались, уголовные уходили на работу за ворота тюрьмы, в мастерские или на огороды, а "политика" была предоставлена самой себе.[liii]

Горный Зерентуй был в 1907 - 1909 гг.  "отбитой" тюрьмой: камеры стояли открытыми,  вся жизнь политиков была хорошо организована в так называемый коллектив и коммуну. [liv]

До начала репрессий 1909-1910 гг  политический коллектив тюрьмы (солдаты, матросы, рабочие и интеллигенция) был отгорожен от вмешательства тюремной администрации, ввел широкое самоуправление, взял в свои руки кухню и все питание тюрьмы, изгнал "иванство" из уголовной среды и строжайшим образом поддерживал выработанную "конституцию". Все дела с начальством по обычаю велись через старосту.[lv]

Сементовский, совершивший в 1910 году крупную инспекцию сибирской каторги и ссылки, сделал вывод о несоответствии содержания заключенных официальному представлению о том, какими в самом деле должны быть наказания для государственных преступников.

Женщин он распорядился послать на каторжную выправку в Акатуй к известному режимисту Шматченко, а в мужских тюрьмах начал менять местных начальников на особо уполномоченных, присланных из России тюремщиков, для насаждения истинно каторжного режима.        А главный удар пришелся на Горный Зерентуй и Алгачи - впервые после 1907 года. Политический коллектив этих тюрем ответил единственно возможным способом активной борьбы в условиях тюремного заключения - самоубийствами. За неподчинение ряду унизительных требований огромную камеру с людьми не топили в мороз в 30-40 градусов, держа их на карцерном положении - и так 25+25 дней с одним днем отдыха между ними. Одни вынуждены были подчиняться, другие - пытались покончить собой, причем уголовные под страхом порки должны были не допускать суицидов у "политиков".

В большинстве случаев дело кончалось лазаретом, увечьем и продолжением унижений.

После трагической смерти Е. Созонова в попытке самоубийства разбившего себе голову о тюремную стену, в начале декабря 1910 года,  30   политкаторжан объявили голодовку, после которые были переведены в Алгачи, где продолжали отстаивать свои права.

Основная проблема противостояния заключалась в том, что политические  заключенные не могли терпеть приказного тона тюремного начальства, обращений "ты", "встать", "смирно", "шапки долой!" и тому подобных приказов. Уровень самоуважения и политического самосознания в среде политкаторжан был традиционно высок как у мужчин, так и у женщин. За “идею” они были готовы идти на все. Череда голодовок и  постоянных покушений на самоубийства ни к чему не привели. После визита губернатора Кияшко, по его личному распоряжению, политические были рассажены по уголовным камерам. Параллельно “политики” были лишены права выписки, переписки и прогулок: “Мы были  лишены всего, даже медицинской помощи. При 40-градусных морозах камеры не отапливались, стены и нары обледенели.”[lvi]

После 5 месячной борьбы осталось 7 человек, способных продолжать борьбу. Многие из протестовавших политкаторжан из больницы не вышли, а остальные остались хрониками и в конечном итоге были отправлены в Мальцевскую богодульскую (то есть, для инвалидов) тюрьму.

Вследствие распыленности и под давлением ужаснейшего режима, который заключался в истязаниях, избиениях и всевозможных издевательствах и лишениях, острая массовая борьба ослабла и не смогла набрать прежней своей силы вплоть до амнистии 1917 года.[lvii]

Параллельно репрессиям на мужской каторге, женщины, переведенные в тюрьму в Акатуе, также вступили в противостояние с администорацией тюрьмы, которая была убеждена в необходимости жестких военных мер. У заключенных была отобрана библиотека, бережно перевезенная из Мальцевской тюрьмы. Регулярно устраивались обыски.  Тем не менее, несмотря на жесткий контроль, были налажены нелегальные связи с волей и возвращена часть библиотеки. Понятно, что в отношении женщин на жестокие репрессивные меры администрация права идти не имела, поэтому протест каторжанок вылился в молчаливое противостояние с начальником Акатуевской тюрьмы Шматченко.

Несмотря на жесткий режим, когда заключенные целыми днями содержались в закрытых камерах не имея прав на прогулку, а также  принципиальный отказ работать, когда однажды возникла необходимость привести тюрьму в порядок перед визитом приезжего начальства, большая часть политкаторжанок участвовала в этой работе, чтобы хоть на время отдохнуть от пребывания в постоянно запертых камерах.  Постепенно хозяйственные работы стали обязательными для всех.

1913 год - год 300 летия Романовых - принес множество новых слухов и ожиданий. Нерчинская каторга пережила страшное потрясение и разочарование, когда ожидание амнистии и послаблений заключенным не реализовались. [lviii]  Брешь в режиме пробила только первая мировая война. Надзиратели  регулярно обращались за разъяснениями к политическим, активно обменивались  с ними новостями о ситуации в стране и за ее пределами.

Оставшееся до амнистии 1917 года время сибирская ссылка и каторга не переживала особенных потрясений, и хотя прежних “вольностей” более не допускалось, репрессивный напор тюремных  и полицейских администраций существенно сократился.

2. Характеристика морального положения ссылки и каторги

a) Проблема переоценки ценностей  и её влияние

на моральное положение ссыльных и поликаторжан.

Каторга и ссылка налагали  свой отпечаток на моральное состояние политзаключенных. Вряд ли можно всерьез говорить о духовной общности ссылки - дальше "коммунальных" проблем она обычно не шла, а при выходе на поселение бывшие каторжане довольно скоро переходили к индивидуальному хозяйству, желая отдознуть от иноголетней жизни “на людях”.

  В среде каторжан и ссыльнопоселенцев можно было встретить и социал-демократов, и эсеров, и анархистов, и бундовцев, и националистов, то есть политический состав ссылки был крайне неоднородным. Соответственно, в пику революционно настроенным заключенным, придерживавшимся так называемой "этики ссыльного революционера" и призывавшим к активной борьбе, можно было встретить и упаднические настроения. Все это, безусловно, провоцировало как политическое, так и моральное размежевание среди ссыльных; социальный и партийный состав имел немалое влияние на моральное положение  политической ссылки.[lix]

Вообще,  по мнению самих ссыльных,[lx] ссылка являлась производной от революционной среды, из которой она формировалась. Когда в революционном движении господствовало народничество - ссылка в большинстве своем состояла из народников. Позднее на смену народникам пришли марксисты, а за ними - социал-демократы. Так, например, две ведущие фракции революции 1905 года - социал-демократы  и социал-революционеры - преобладали в Якутской ссылке 1910-х годов.

У эсеров в то время в Якутске  находилсь Зензинов (в Верхоянске), бывшая “мальцевитянка” Л. Езерская, П. Куликовский и другие. Эсеры группировались вокруг Л. Езерской, создавшей своеобразный "эсеров-ский салон" в Якутске. В материальном отношении эсерам жилось лучше, так как их лучше, чем социал-демократов, поддерживали эсерские организации. Социал-демократическая группа была менее обеспечена, но зато  в ее составе было “довольно много деловых ребят, которые сумели сделаться "общественно-полезными"           людьми в Якутии.” [lxi]

Так, социал-демократы Ерохин, Щербаков, Швец - служили у Громовых по торговой части. В.И. Николаев - известный кооператор-меньшевик - выпускал первую общественную частную газету в Якутске. Н.А. Скрынник, Сенотрусов - преподавали. (134)

Каждая группа жила своей жизнью, своими интересами, но между ними было живое           общение, объяснявшееся связями, возникшими в тюрьмах Нерчинской каторги. Позднее, когда подошла новая публика, из новых тюрем, личные связи ослабли, и обе фракции якутской ссылки больше обособились.

Тем не менее, отрыв от непосредственного участия в деятельности партийных организаций, отдаленность мест поселения от центров политической активности, длительность заключения, необходимость постоянно заботиться о заработке и решении прочих проблем собственного существования в ссылке или на каторге, не способствовали укреплению "революционного духа" политических ссыльных.

И все же, сами бывшие политкаторжане признают, что “это было то время, когда  мы, без различия партийности,отражали ярко, сгущенно, почти целиком повторяли "волю".  "Волю" со всеми ее упадническими настроениями, отвернувшуюся от революционно-общественной деятельности и искавшую "утешения" и смысла жизни во всем, в чем угодно: в боге, в искусстве, в личных отношениях, в порнографии и проч. “[lxii]

В 1907-1910 годах на женскую каторгу,  полностью сосредоточенную в Мальцевской женской каторжной тюрьме, никаким образом не распространялись репрессии, применяемые порой к каторге мужской, а внешние проявления каторги (кандалы, проверки и т.д.) особенно не беспокоили арестантов.

Помимо необходимой физической работы - “возни вокруг себя”  - арестантки могли тратить весь свой досуг по своему усмотрению.

А.Биценко, в 1907-1907 годах придерживавшаяся идей социал-революционеров, отмечает, что на этом фоне были видны "признаки зарождающегося разложения революционера, как борца за социализм".

В среде каторжанок, среди которых были эсеры просто, эсеры-максималисты, анархистки различных группировок и социал-демократы, рос и креп дух скептицизма, разочарования, отчуждения, критики и "критиканства"[lxiii]: “Что ни с.-р., то или особый "оттенок" в теоретическом обосновании программы, тактики  и, в частности, террора, или уж вовсе совсем особое, такое своеобразное миросозерцание с вытекающим из него своим обоснованием деятельности.”[lxiv]

Широкая свобода мнений в партии эсеров приводила к уклонам в сторону марксизма, в сторону субъективной школы,  и так далее вплоть до трудно поддающихся пониманию мистических толкований задач партии  - в полном соответствии с той литературой, которую поголовно читали “мальцевитянки” на каторге. Естественно, все это вызывало немало недоразумений.

Пожалуй, стоит привести полностью свидетельство А. Биценко: “Были у нас, назовем условно, "идеалисты", ибо в то же время они и реалисты, поскольку не соглашались с материалистами с одной стороны, а с другой - с идеалистами.

Признавая важное значение экономики, они в то же время противоставляли себя материалистам, - так называемым "фаталистам", переоценивающим автоматизм в истории. Отрицая причиннозависимость исторических явлений, ограничивались функциональностью. Признавали значение в истории других факторов, напр. "роль сознания". Признавали необходимость "этического обоснования социализма" и в то же время учета реальных движущих сил революции: "не шли с проповедью социализма ко всем продряд, а только к трудящимся."

Считали  достаточным для действия ограничиваться "относительностью законов истории" (нет "вечных"), "относительностью правды истины, справедливости, ставя знак равенства между освобождением трудящихся и освобождением человечества", и пр. В арсенале этой группы кроме Лаврова, Михайловского и Маркса были Риль, Гефдинг, Мах, Авенариус, Риккерт и другие представители субъективной школы, марксизма, критической философии и других различных течений новейшей философии.”[lxv]

В то же время, немалая часть эсерок и максималисток рукововствовалась лишь "непосредственным чувством", толкаемом условиями жизни и вдохновленным героизмом борцов-террористов. Недаром партия социал-революционеров считалась достойной наследницей "Народной Воли". Эсеры были самой "боевой" революционной организацией.

А. Биценко признает: “Чистотой принципов никто не блистал у нас, и ни в каком отношении”[lxvi]

Например, одна из эсерок-максималисток (бывшая социал-демократка, прошедшая марксистскую школу) обосновывала свой максимализм ссылаясь на теорию "перманентной революции" Троцкого.

Другая эсерка-террористка прибыла на каторгу с крестом, библией и своим "собственным" миросозерцанием. Вместо эсеровских авторитетов предпочитала святых, и выдвигала такие принципы, которые не подходили даже для самой обширной эсеровской программы. Терррор она обосновывала примерно так: "надо отдавать самое дорогое за други своя - душу свою. Я и отдаю самое дорогое: фактом убийства человека поступаюсь своим нравственным чувством"[lxvii].

Несмотря  на все имевшие место отклонения "общее было здесь то, что все были социалистами прежде всего"[lxviii]

И все же, сомнения в конечном итоге неизбежно перерастали в переоценку всех ценностей, причем “пересмотру подверглись даже элементарные. общие для всех социалистов, положения, решенные, казалось, самим фактом вступления на путь борьбы за интересы того или иного класса”[lxix]

А. Биценко приводит выдержки из попавшей к ней в руки записной книжки одной из политкаторжанок: “Дело именно в том, что в период сомнений лишаешься основной предпосылки: оправдания своей жизни, а путем умственной работы найти его не так-то легко. Для этого нужна переоценка всех ценностей, и не ограничишься здесь одной теорией прогресса, за каждым «почему», возникает новое «почему» “[lxx].

Каторжанка постоянно задает себе вопросы, на которые никак не может найти ответа: “В чем оправдание нашей борьбы да еще с оружием в руках?”,    “И какой смысл? “, “Почему обязательно надо идти таким узким путем - классовой борьбы?”,  “Кто сказал, кто доказал, что социализм нужен?”,  “Кто сказал, что надо непременно бороться за интересы трудящихся?”[lxxi]

Эти рассуждения порой доходили до "исступленного резонерства": “Почему я непременно должна дать чистую рубашку пришедшей с этапа?”[lxxii]

Этими настроениями каторжанок формировалось и  настроение социальной среды, характерными чертами которой становилась расхлябанность, пассивность, поддержка "резонерства" как должного подражанию и так далее .

Проявилось это и во время резкого усиления административного произвола в мужских тюрьмах  Нерчинской каторги в 1910-1911 гг., вызвавших  ряд самоубийств и голодовок политзаключенных. Женская каторга оказалась неспособна  к  серьезному и адекватному протесту в знак поддерджки. А. Биценко пишет:  “Для меня несомненно, что большинству жизни своей было не жаль... А все же молчали. <...> Очевидно, как ни мучились тем, что происходило в мужских тюрьмах, все же, в конце концов, не было достаточно повелительного стимула к выражению протеста смертью своей... “[lxxiii]

Едва ли не самое острое перживание политкаторжанок: признание своей  негодности перед лицом "масс" - в лице солдат, матросов, осужденных за восстаний и перед массой уголовных. Знакомство с  произведениями  Л. Андреева донельзя обостряло это чувство; часть политкаторжанок даже обращалась к начальству с просьбой перевести их к уголовным для "слияния с ними".[lxxiv]

Для большинства был характерен отход от революционно-социалистических позиций. Отпечатывалось это на общем фоне забвения слов "партийность", "социализм", "товарищ": если они и упоминались, то только с иронией, в кавычках или "исторически".[lxxv]

Под знаком забвения и беспощадной расправы с самим собой, в среде каторжанок сами собой сложились неписанные заповеди: "Никаких ссылок на партийные авторитеты и принципы", "никаких авторитетов вообще" (плевать на всех!), "не суди никого, на себя погляди" и так далее в том же духе: “В нашей жизни можно было найти сколько угодно таких случаев, показывающих, что в  своей оценке действий своих ли, оставшихся ли на воле мы уже далеко отодвинули критерий классовой морали, стало быть и "революционной этики", о которой так  любили шуметь”.[lxxvi]

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.