Реферат: Автобиография Локка
Реферат: Автобиография Локка
Автобиография
XVII
век не только
в Англии, но и
в континентальной
Европе был
веком взлета
и обновления
человеческого
духа, коренной
ломки отживших
свой век
социально-экономических
и политических
порядков,
окостеневших
духовных-научных
нравственных,
эстетических,
философских
традиций.
Какое место
в духовной
истории человечества
занимает Джон
Локк - современник
ученых Бойля,
Ньютона;
философов
Декарта, Тоббса,
Спинозы, Лейбница;
композиторов
Генделя и Баха;
писателей
Мольера и Свифта.
Родился Джон
Локк 29 августа
1632 года на западе
Англии в небольшом
городке Рингтон,
в семье провинциального
адвоката.
Воспитывался
он в пуританской
семье, находившейся
в оппозиции
к господствовавшей
в стране английской
церкви и к произволу
абсолютной
монархии Карла
I.
В юношеские
годы Локк испытывал
влияние политических
идеалов отца,
который отстаивал
суверенитет
народа, осуществляемый
через парламент.
В 1646 году он
был зачислен
в Вестминстерскую
школу. В 1652 году
Локк, один из
лучших учеников
школы, поступил
в Оксфордский
университет.
В Оксфорде
Локк сближается
с энтузиастами
нового научного
направления,
противостоящего
схоластической
учености,
господствовавшей
в английских
университетах
. Ричард Лоувэ,
стороник
экспериментального
изучения причин
заболеваний,
впервые применивший
переливание
крови, увлекает
Локка
занятиями
медициной.
В Оксфорде
Локк становится
другом Роберта
Бойля и совместно
с ним проводит
и обсуждает
естественнонаучный
эксперимент,
Бойль побудил
у него интерес
к философии
Декарта и Тассенди.
В 1667 г. Локк
принимает
предложение
лорда Эшли
занять место
домашнего врача
и воспитателя
его сына и затем
активно приобщаться
к политической
деятельности,
однако его
интерес к науке
не ослабевает.
После знакомства
с выдающимся
врачом-новатором
Томсаном Сиднемом
он начинает
трактат “О
медицинском
искусстве”,
в котором приводит
доводы в пользу
экспериментального
исследования
заболеваний.
В 1668 году Локка
избирают членом
Королевского
общества, а в
1669 г. - членом Совета
этого общества.
Главными
областями
интересов Локка
были естествознание
, медицина, политика,
экономика,
педагогика,
проблемы связанные
с отношением
государства
к церкви, в частности
проблема
веротерпимости
и свободы совести.
На протяжении
всей жизни у
Локка сохранился
интерес к
социнианству
- рационалистическому
направлению
в протестантизме,
развивавшемуся
главным образом
в Польше.
В 1667 г. Локк пишет
“Опыт о веротерпимости”.
Опираясь на
эту работу лорд
Эшли пытался
убедить короля
предпринять
конкретные
шаги по ограничению
возраставшего
в Англии влияния
католиков и
преследования
протестантов.
Началом исследования
Локка в области
теории происхождения
и сущности
политического
общества, государства
и собственности
стала работа
“Опыт о законе
природы”, написана
на латинском
языке в 1660-1664 гг.
В многообразии
научных интересов
Локка выделяется
центральная
область - обоснование
новой философской
концепции
происхождения
и сущности
знания. В 1671 г.
Локк принимает
решение осуществить
тщательное
исследование
познавательных
способностей
человеческого
разума и тех
шагов которые
совершает ум
в своем движение
к знанию. Это
был замысел
главного труда
Джона Локка
- “Опыт о человеческом
разумении”,
над которым
он работал на
протяжении
16 лет.
В 1672 и 1679 годах
Локк получает
различные
должности в
высших правительственных
учреждениях
Англии. С конца
1675 г. до середины
1679 г. из-за ухудшения
состояния
здоровья Локк
находится во
Франции. В 1683 он
эмигрирует
в Голландию.
Это были годы
напряженного
труда, знакомства
с протестантским
движением во
Франции и Голландии.
В 1688-1689 годах
был положен
конец монархии
Стюартов, а
заодно и скитаниям
Локка. В результате
революции в
Англии были
заменены основы
политического
режима конституционной
монархии, который
существует
и поныне. Локк,
участвовавший
в подготовке
переворота
1688 г. возвращается
на родину. Наряду
с правительственной
службой он
ведет широкую
научную и
литературную
деятельность.
В 1690 г. в Англии
издается “Опыт
о человеческом
разумении”,
“Два трактата
о правлении”,
а в 1693 г. - “Мысль
о воспитании”.
В 1695 г. появилась
его работа
“Разумность
христианства”.
В “Посланиях
о веротерпимости”
и “Разумности
христианства”
он отстаивает
идею отделения
церкви от
государства.
В поход против
Локка выступили
и церковники,
и многие Оксфордские
преподаватели,
и представители
идеалистического
философского
течения. В 1703 г.
за год до смерти
(28 октября 1704 г.)
он узнает о
полном драматизма
сражении в
стенах Оксфордского
университета:
о борьбе реакционных
преподавателей
за официальное
изъятие его
“Опыта” из
учебных программ
университета. |