рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Апология рабовладения на Юге США в первой половине XIX века

Протестанты-южане, конечно, умели ценить свою собственность, хотя это не исключало случаев жестокости по отношению к рабам.  Бичер-Стоу собрала документальные материалы к своему роману, опубликовав их в 1853 году под названием «Ключ к «Хижине дяди Тома».

Опасность книги была в полной мере осознана защитниками рабства, тут же предпринявшими мощную контратаку. Только в 1853-1854 гг. на Юге появилось 14 контрпропагандистских романов, ставивших целью ниспровергнуть книгу Стоу. Их названия говорят сами за себя: «Хижина тетушки Фелиции», «Дядюшка Робин в своей хижине в Виргинии и Том без хижины в Бостоне», «Хижина и особняк, или рабы и хозяева», «Южная жизнь как она есть» и т.д.[106] На целое десятилетие художественная литература Юга подчинила себя описанию патриархального единения белых хозяев и черных рабов. А ее главным представителем неизменно был Уильям Симмс, литературно одаренный писатель, получивший даже имя "Лопе де Вега южных штатов".[107] Но литературные различия между писателями-южанами, разделение их на художественные таланты и посредственности не отменяло единого знаменателя их творчества - грубой фальсификации истинного положения черных рабов и беззастенчивой апологии "добродетелей" белых хозяев.

Рабовладельцы в этой литературе изображались как воплощение духовной утонченности и доброты, культуры и воспитанности, по всем статьям превосходившие грубых и жадных капиталистов «янки». Впрочем, рабовладельческая пропаганда наделила особыми качествами не только рабовладельцев, но и белое население южных штатов в целом. Все настойчивее в ней проводилась мысль о господстве среди белого населения Юга социальной гармонии, которой не было и не могло быть в северных штатах. А фундаментом ее объявлялось все то же черное рабство.[108] Так в рабовладельческой литературе формировался тезис о черном рабстве как первооснове и главном условии сохранения и успешного развития демократии среди белой расы.

В своих трудах авторы нередко прибегали к еще одной излюбленной теме – «цивилизаторской миссии»,  нередко пытаясь обосновать ее историческими аргументами. В одном месте своего литературно-философского трактата «Мораль рабства», У. Симмс предположил, что «негры с помощью белых учителей добьются таких успехов в усвоении норм цивилизованных людей, что им вновь будет предоставлена свобода».(Но уже в следующем предложении он отверг эту крамольную идею).[109]   Рабство,   утверждал  он,  оказалось  единственным

способом спасения для неполноценной черной расы: будучи вывезенными в Америку и оказавшись под опекой цивилизованной белой расы, дикие африканские негры были "одомашнены", стали все больше подражать своим хозяевам, превращаться в некие подобия человеческих существ.[110]

«Проследите за историей Африки и вы убедитесь, что, будучи предоставленными сами себе, черные варвары были обречены на один-единственный выбор: или поедать своих собратьев, или быть съеденными!»[111] Таким образом Симмс пытался доказать, что негры на протяжении всей истории человечества ни разу не проявили способности самостоятельно выйти из варварского состояния. Подобно другим идеологам расизма, Симмс сохранил веру в то, что превращение негров в высшую расу было бы возможно только при условии обращения их в белых людей, а это исключалось в силу законов природы.


3.3.  Рабство – гарант демократии

Апология социальных отношений, сложившихся в южных штатах, и острая критика капитализма на северо-востоке оставались ведущей темой рабовладельческой идеологии. Господство частной собственности, разделение людей на эксплуататоров и эксплуатируемых рассматривалось как естественное состояние человечества, фундаментальная первооснова любого общества. Речь шла о том, какая из двух существующих эксплуататорских форм - капиталистическая или рабовладельческая - была наилучшей. При их сравнении идеологи рабства потребовали поставить во главу угла социальный критерий: жизненные условия рабов и рабочих, а также капиталистов и плантаторов.

Многие защитники рабства, впитав идеи Кэлхуна и Фицхью,  доказывали, что наемные рабочие, по сути, те же рабы, но только находящиеся в гораздо худших жизненных условиях. При этом приводились такие аргументы: в отличие от черных рабов белые рабочие не имеют гарантированных источников существования, вынуждены наниматься под угрозой безработицы даже за "голодную" заработную плату; в случае болезни, инвалидности и по наступлении старости все они остаются совершенно без средств существования, в то время как черные рабы, их жены и близкие с момента рождения до смерти надежно защищены отеческой опекой хозяев. Указывалось также, что среди рабов, в отличие от наемных рабочих, нет бездомных, нищих, бродяг. [112]

Особое внимание уделялось сравнению черных рабов и свободных негров, при этом умело препарированная статистика призвана была доказать, что «свободные негры гораздо чаще совершают преступления, что в массе своей они бездомны, предпочитают, будучи поражены ленью, слоняться без работы, короче говоря, деградируют сами и усугубляют социальные проблемы общества в целом»[113].  Полемизируя с идеологами северо-восточных штатов по вопросу о положении свободных негров, защитники рабства приводили порой весьма изощренные аргументы, например такой: разве не по причине физической и умственной деградации свободных негров капиталистические штаты постепенно лишили их избирательных прав? (Свободные негры в северо-восточных штатах под воздействием Американской революции конца XVIII в. наделялись избирательным правом, но уже в первой четверти XIX в. большинство из них были этого права лишены.)[114]

Большинство апологетов рабовладельческого строя приходили в очевидное противоречие с таким защитником рабства, как Фицхью. В отличие от Фицхью, доказывавшего, что "естественным и неотчуждаемым правом" быть рабами обладает большинство рода людского, причем как черные, так и белые[115], они полагали, что рабство является уделом лишь черной расы. С точки зрения укрепления влияния рабовладельцев среди белого населения США, как высших, так и низших слоев, их позиция, конечно, была более дальновидной: она могла быть поддержана белыми бедняками, и, кроме того, не противостояла, а наоборот, провозглашала, хотя и цинично - на расистской основе, - идеалы демократии и республиканизма, укоренившиеся в сознании большинства белых американцев.

Профессор политэкономии из Виргинии Т. Дью настойчиво писал, что, с одной стороны, только черное рабство может гарантировать демократические права белого населения в целом. Ликвидация рабства, согласно его логике, приводит неизбежно к тому, что работу черных невольников должна выполнять часть белого населения. Эта часть оказывается в таком униженном положении, что воспринимает хозяев в качестве антагонистов и пытается оттеснить их от власти. Именно такая ситуация, доказывал Дью, складывалась в северных штатах. С другой стороны, в южных штатах выполнение самой трудной работы черными невольниками автоматически повышало социальный статус и чувство достоинства низших слоев белого населения, формировало в их сознании убеждение, что относительно рабов они и белые богачи составляют единое целое - правящий класс. Только благодаря черному рабству, настаивал он, политические права и свободы могли быть распространены на все белое население и, следовательно, утвердить подлинно демократическое правление. Демократия и республика, заключал Дью, располагают шансом сохраниться только в рабовладельческом обществе, причем, если белая раса хочет иметь их в качестве общего достояния, она заинтересована в увековечении рабства черной расы.[116]

Профессор Дью развил тезис: негры обладают очевидными признаками низшей расы, а потому именно им и предопределено быть рабами, в то время как белая раса в целом являлась высшей, а потому именно ее представители и составляют правящий класс.

Дольше всех сопротивлялся расистским идеям Фицхью, но и он в 1861 г. согласился, что по "естественному праву" в рабство могла обращаться только "неполноценная" черная раса.

Наиболее известным выражением расистского мировоззрения южных штатов стало выступление отца-основателя рабовладельческой конфедерации Александра Стеффенса в 1861 г. "Многие государства, - декларировал он, - основывались на принципе подчинения и обращения в рабство определенных классов той же самой расы, что находилось в противоречии с законами природы. Но в нашем государстве все представители белой расы, из низших или высших слоев, богатые или бедные, равны перед законом. Совершенно иное положение с неграми. Рабство - вот их место. По законам природы и бога негры годятся для той роли, которую они выполняют в нашей системе... Краеугольным камнем нашего государства является та великая истина, что негр не равен белому человеку и что рабство - подчинение высшей расе - является его естественным и нормальным состоянием".[117]

В годы перед Гражданской войной появилось огромное множество аргументов в защиту рабовладельческой системы. Миф о «проклятии Хама» уступил место теории различного происхождения рас, основанной на данных антропологии. Дж. Нотт и С. Картрайт доказали различия двух рас с научной точки зрения и признали их неискоренимыми.

В это же время началась ожесточенная полемика в литературе. Одни авторы рисовали ужасающие картины жизни афро-американцев под гнетом рабства. Другие пытались  доказать обратное.

Актуальным остался и спор о превосходстве рабовладельческой системы Юга над капиталистической Севера. Различные политические и общественные деятели доказывали вслед за Кэлхуном и Фицхью, что только рабовладельческий строй может стать гарантом демократического общества, а, следовательно, он и есть лучшая форма правления в Америке.

Заключение

Гражданская война в Северной Америке уничтожила рабство, но идеологические основы этого института до сих пор оказывают влияние на политическую жизнь США. Впитав в себя опыт рабовладельческих устремлений  колониального периода, южное общество породило огромное количество различных расистских теорий. Эти идеи были умело отшлифованы и использованы в работах защитников рабовладельческой системы первой половины XIX века.

Одним из самых известных апологетов рабовладения стал Джон Кэдвелл Кэлхун. Он  был незаурядным теоретиком расистской идеологии. Его идеи легли в основу большинства теорий оправдания порабощения негроидной расы в Америке.

Кэлхун разработал теорию, которая не просто защищала рабовладельческий строй, а давала южанам возможность гордиться им. Этот идеолог сравнил политические системы Севера и Юга, доказав экономическое и социальное превосходство последней.

Идеализируя греческую демократию, Кэлхун попытался перенести ее принципы на рабовладельческую систему Юга. Он сделал вывод о невозможности всеобщего равенства и всеобщей свободы.

Разработав теорию «достойных и недостойных», Джон К. Кэлхун  открыл широкие возможности для будущих апологетов расизма и дискриминации.

После смерти Кэлхуна лидерство в развитии рабовладельческой идеологии перешло к Джорджу Фицхью. В его «Социологии» мы сталкиваемся с совершенно оригинальным подходом к проблеме рабства. Фицхью защищает не угнетение одной расы другой, а саму систему рабовладения.

 В трудах Фицхью просматривается схожесть с концепцией свободы Кэлхуна: теория «достойных» и «недостойных». Однако Фицхью пошел гораздо дальше в своих размышлениях о пользе рабовладельческой системы и в этом гораздо ближе приблизился к идее греческой демократии. Главным критерием права на свободу становится не цвет кожи, а интеллект (т.е., по Фицхью,  богатство и власть). Но, несмотря на отрицание расизма, как принципа разделения на «достойных» и «недостойных», негры в данной системе остаются на позициях самых бесправных и униженных, поскольку, если у белого есть шанс не стать рабом, у афро-американца уже нет возможности как-либо изменить свое состояние.

В годы перед Гражданской войной появилось огромное множество аргументов в защиту рабовладельческой системы. Миф о «проклятии Хама» уступил место теории различного происхождения рас, основанной на данных антропологии. Дж. Нотт и С. Картрайт доказали различия двух рас с научной точки зрения и признали их неискоренимыми.

В это же время началась ожесточенная полемика в литературе. Одни авторы рисовали ужасающие картины жизни афро-американцев под гнетом рабства. Другие пытались  доказать обратное.

Актуальным остался и спор о превосходстве рабовладельческой системы Юга над капиталистической Севера. Различные политические и общественные деятели доказывали вслед за Кэлхуном и Фицхью, что только рабовладельческий строй может стать гарантом демократического общества, а, следовательно, он и есть лучшая форма правления в Америке.

Расовые войны, вспыхнувшие в США в ХХ веке, во многом были следствием именно этих идеологических концепций, которые прочно укрепились в менталитете не только южан, но и жителей Севера. Отражение  этих взглядов мы также можем найти и в американском законодательстве: в начале XXI века начинается «белый» расизм, когда белое население Соединенных Штатов имеет гораздо меньше прав, чем «цветное».

Тема «Апология рабовладения на Юге США в первой половине XIX века» может помочь вникнуть в суть политических и социальных процессов в Америке в XIX и ХХ веках, а значит, она актуальна и нуждается в дальнейшей более тщательной разработке.

Источники

1.    Диксон Г. Борьба рас в Америке. – С-Пб.: Типография Товарищества «Общественная польза», 1876. – 380 с.

2.    Кислица Н.А. Американская революция XVIII века. Практикум по Новой истории. – Ч. 1. , М., 1968. – С. 83-91

3.    Токвиль А. Демократия в Америке. – М.: «Прогресс», 1992. –   257с

4.    Черные кодексы / Хрестоматия по Новой истории. – Т. 2., М., 1965. – С.335 – 353

5.    African-American Perspectives. Pamphlets from the Daniel A. P. Murray Collection, 1818 – 1907 //  <http://lcweb2.loc.gov/ammem/aap/aaphome.html>

6.    Barnwell Elliott Sarah The Durket Sperret. New York: Henry Holt and Company, 1898 // <http://docsouth.unc.edu/elliott/menu.html>

7.    Brown Josephine Biography of an American Bondman, by His Daughter / Boston: R. F. Wallcut, 1856 // <http://docsouth.unc.edu/neh/brownj/menu.html>

8.    Brown, William Wells Narrative of William W. Brown, an American Slave // <http://docsouth.unc.edu/brownw/brown1.html>

9.    Bruce Henry Clay The New Man: Twenty-Nine Years a Slave, Twenty-Nine Years a Free Man. / York, Pa.: P. Anstadt & Sons, 1895 // <http://docsouth.unc.edu/bruce/menu.html>

10.  Calhoun, John C. Papers of John C. Calhoun, 1819-1850. // <http://lcweb.loc.gov/cgi-bin/zclient?host=z3950.loc.gov&port=7090&attrset=BIB1&rtype=USMARC&DisplayRecordSyntax=HTML&ESN=F&startrec=1&maxrecords=10&dbname=Voyager&term_use_1=LC+Control+Number&term_struct_1=Word&term_term_1=mm+75014787>

11.  Cooper Anna Julia A Voice from the South. / Xenia, Ohio: The Aldine Printing House, 1892 // <http://docsouth.unc.edu/church/cooper/menu.html>

12.  Fitzhigh G. Sociology for the South // <http://www.half.com/products/books/index.cfm?ad=48225&winpopup=%2Faccount%2Fcoupon2%5Fpopup%2Ecfm%3Fcoupon%5Flocation%3Dsprinks3>

13.  Greene Н. А. Our Brother in Black: His Freedom and His Future / New York: Phillips & Hunt, 1881 // <http://docsouth.unc.edu/church/haygood/menu.html>

14.  Jackson M. J.  The Story of Mattie J. Jackson: Her Parentage, Experience of Eighteen Years in Slavery. Lawrence [Mass.]: Sentinel Office, 1866 // <http://docsouth.unc.edu/jacksonm/menu.html>

15.  Lee Hentz Caroline The Planter's Northern Bride. / Philadelphia: T. B. Peterson, 1854 // <http://docsouth.unc.edu/hentz/menu.html>

16.  Melancthon Hamill Howard The Old South, a Monograph. // <http://docsouth.unc.edu/result.phtml?lcsh=Southern%20States%20--%20History%20--%201775-1865>

17.  Robinson H. D. Social Relations in our Southern States / New York: Henry B. Price, 1860 // <http://docsouth.unc.edu/hundley/menu.html>


Список литературы

1.   Аптекер Г. История афро-американцев. – М., 1975. – 280с.

2.   Болховитинов Н.Н. Новый взгляд на историю США // Американский ежегодник, 1992. – М.: «Наука», 1993. – С. 7-15

3.   Бурин С.Н. Конфликт или согласие? Социальные проблемы колониального Юга США (1642 - 1763). – М., 1965. – 232 с.

4.   Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. – М., 1990. – 240с.

5.   Дубовицкий Г.А., Шатунов И.В. Джон Кэлхун  - выразитель интересов американского Юга./ Американский ежегодник, 1991. М. 1992

6.   Заславский Д.О. Очерки истории североамериканских штатов XVIII – XIX вв. – М., 1931. – 192с.

7.   Захарова М.Н. Народное движение в США против рабства. – М., 1958. – 320с.

8.   Иванов Р.Ф Борьба негров за землю и  свободу на Юге США. – М., 1958. – 322 с.

9.   Иванов Р.Ф. Черные пасынки Америки. – М., 1965. – 192с.

10.       Ингрэм Дж. К. История рабства с древнейших до новых времен/ пер. с англ. З. Журавской. -  С-Пб., 1896. – 230 с.

11.       Кислова А.А. Религия и церковь в общественно-политической жизни США. – М.,1989. – 242с.

12.       Королева А.П. «Расовые войны» и «расовые компромиссы». – М., 1987. – 216с.

13.       Косарев Б.М. Некоторые вопросы экономического развития США первой половины XIX века // Основные проблемы истории США в американской историографии. – М., 1971. – С. 217 - 231

14.       Кричевский В.М. Идейно-политическая борьба в США по вопросам рабовладения: критика основных концепций плантаторов-рабовладельцев. – Л., 1982

15.       Лайтфут К. Права человека по-американски. – М., 1981.- 278с.

16.       Левчик Д.Л. Р. Фогел и «новая экономическая история» // Новая и новейшая история. – 1989. - №6.

17.       Миллер Дж. Волк узнается по ушам: Томас Джефферсон и рабство. – М., 1977. – 134 С.

18.       Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли, в 3х томах,  М., 1962

19.       Петровский В.Э. Суд Линча: очерк истории терроризма и нетерпимости в США. – М. 1967. – 224с.

20.       Ратман Д. Мифы, мораль и мегатеории как проблемы исторического синтеза. На примере американского Юга до гражданской войны.// Американский ежегодник, 1992. – М.: «Наука», 1993. – С. 107-121

21.       Слезкин Л.Ю. Легенда, утопия, быль в ранней американской истории. – М., 1981.

22.       Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века. – М.: Наука, 1995.

23.       Согрин В.В. Критические направления немарксистской историографии США ХХ века. – М., 1987. – 160с.

24.       Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев: Кэлхун, Фицхью и другие.// Новая и новейшая история. – 1987. - № 5. – С. 67 - 81

25.       Супоницкая И.М. Анатомия американского Юга: свобода и рабство. – М., 1998. – 218с.

26.       Травинский В.М. Как погибли миллионы негров. – М., 1963. – 248с.

27.       Уманский П.Б. Из истории борьбы негров США за свободу. - Издательство Казанского университета, 1963. – 240с.

28.       Berlin Ira Many Thousands Gone. The First Two Centuries of Slavery in North America// The Belknap  Press of Harvard University Press. Cambridge, Massachusetts, London, England , 1988 – 497 p.

29.       Blight D.W. They Knew What Time It Was/ Why The Civil War Came.- New York, Oxford: Oxford University Press, 1996.- P. 51-78

30.       Ivanov R. Blacks in United States History. – Moscow, Progress Publishers, 1985 . – 272 p.

31.       Ivanov R. American History and the Black Question. – Moscow, 1976. – 170 p.

32.       Hummel R. J. Emancipating Slaves, Enslaving Free Men: A History of the American Civil War. – OPEN COURT, Chicago and La Salle, Illinois, 1996 – 420 p.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.