Реферат: Апология рабовладения на Юге США в первой половине XIX века
Протестанты-южане,
конечно, умели ценить свою собственность, хотя это не исключало случаев
жестокости по отношению к рабам. Бичер-Стоу собрала документальные материалы к
своему роману, опубликовав их в 1853 году под названием «Ключ к «Хижине дяди
Тома».
Опасность
книги была в полной мере осознана защитниками рабства, тут же предпринявшими
мощную контратаку. Только в 1853-1854 гг. на Юге появилось 14
контрпропагандистских романов, ставивших целью ниспровергнуть книгу Стоу. Их
названия говорят сами за себя: «Хижина тетушки Фелиции», «Дядюшка Робин в своей
хижине в Виргинии и Том без хижины в Бостоне», «Хижина и особняк, или рабы и
хозяева», «Южная жизнь как она есть» и т.д.[106] На целое десятилетие художественная
литература Юга подчинила себя описанию патриархального единения белых хозяев и
черных рабов. А ее главным представителем неизменно был Уильям Симмс,
литературно одаренный писатель, получивший даже имя "Лопе де Вега южных
штатов".[107] Но литературные различия между
писателями-южанами, разделение их на художественные таланты и посредственности
не отменяло единого знаменателя их творчества - грубой фальсификации истинного
положения черных рабов и беззастенчивой апологии "добродетелей" белых
хозяев.
Рабовладельцы
в этой литературе изображались как воплощение духовной утонченности и доброты,
культуры и воспитанности, по всем статьям превосходившие грубых и жадных
капиталистов «янки». Впрочем, рабовладельческая пропаганда наделила особыми
качествами не только рабовладельцев, но и белое население южных штатов в целом.
Все настойчивее в ней проводилась мысль о господстве среди белого населения Юга
социальной гармонии, которой не было и не могло быть в северных штатах. А
фундаментом ее объявлялось все то же черное рабство.[108] Так в рабовладельческой
литературе формировался тезис о черном рабстве как первооснове и главном
условии сохранения и успешного развития демократии среди белой расы.
В своих
трудах авторы нередко прибегали к еще одной излюбленной теме – «цивилизаторской
миссии», нередко пытаясь обосновать ее историческими аргументами. В одном
месте своего литературно-философского трактата «Мораль рабства», У. Симмс
предположил, что «негры с помощью белых учителей добьются таких успехов в
усвоении норм цивилизованных людей, что им вновь будет предоставлена
свобода».(Но уже в следующем предложении он отверг эту крамольную идею).[109] Рабство, утверждал
он, оказалось единственным
способом спасения для неполноценной
черной расы: будучи вывезенными в Америку и оказавшись под опекой
цивилизованной белой расы, дикие африканские негры были "одомашнены",
стали все больше подражать своим хозяевам, превращаться в некие подобия
человеческих существ.[110]
«Проследите за историей
Африки и вы убедитесь, что, будучи предоставленными сами себе, черные варвары
были обречены на один-единственный выбор: или поедать своих собратьев, или быть
съеденными!»[111]
Таким образом Симмс пытался доказать, что негры на протяжении всей истории
человечества ни разу не проявили способности самостоятельно выйти из
варварского состояния. Подобно другим идеологам расизма, Симмс сохранил веру в
то, что превращение негров в высшую расу было бы возможно только при условии
обращения их в белых людей, а это исключалось в силу законов природы.
3.3. Рабство – гарант демократии
Апология
социальных отношений, сложившихся в южных штатах, и острая критика капитализма
на северо-востоке оставались ведущей темой рабовладельческой идеологии.
Господство частной собственности, разделение людей на эксплуататоров и
эксплуатируемых рассматривалось как естественное состояние человечества, фундаментальная
первооснова любого общества. Речь шла о том, какая из двух существующих
эксплуататорских форм - капиталистическая или рабовладельческая - была
наилучшей. При их сравнении идеологи рабства потребовали поставить во главу
угла социальный критерий: жизненные условия рабов и рабочих, а также
капиталистов и плантаторов.
Многие
защитники рабства, впитав идеи Кэлхуна и Фицхью, доказывали, что наемные
рабочие, по сути, те же рабы, но только находящиеся в гораздо худших жизненных
условиях. При этом приводились такие аргументы: в отличие от черных рабов белые
рабочие не имеют гарантированных источников существования, вынуждены наниматься
под угрозой безработицы даже за "голодную" заработную плату; в случае
болезни, инвалидности и по наступлении старости все они остаются совершенно без
средств существования, в то время как черные рабы, их жены и близкие с момента
рождения до смерти надежно защищены отеческой опекой хозяев. Указывалось также,
что среди рабов, в отличие от наемных рабочих, нет бездомных, нищих, бродяг. [112]
Особое
внимание уделялось сравнению черных рабов и свободных негров, при этом умело
препарированная статистика призвана была доказать, что «свободные негры гораздо
чаще совершают преступления, что в массе своей они бездомны, предпочитают, будучи
поражены ленью, слоняться без работы, короче говоря, деградируют сами и
усугубляют социальные проблемы общества в целом»[113]. Полемизируя с
идеологами северо-восточных штатов по вопросу о положении свободных негров,
защитники рабства приводили порой весьма изощренные аргументы, например такой:
разве не по причине физической и умственной деградации свободных негров
капиталистические штаты постепенно лишили их избирательных прав? (Свободные негры в северо-восточных
штатах под воздействием Американской революции конца XVIII в. наделялись
избирательным правом, но уже в первой четверти XIX в. большинство из них были
этого права лишены.)[114]
Большинство
апологетов рабовладельческого строя приходили в очевидное противоречие с таким
защитником рабства, как Фицхью. В отличие от Фицхью, доказывавшего, что
"естественным и неотчуждаемым правом" быть рабами обладает
большинство рода людского, причем как черные, так и белые[115], они полагали, что
рабство является уделом лишь черной расы. С точки зрения укрепления влияния
рабовладельцев среди белого населения США, как высших, так и низших слоев, их
позиция, конечно, была более дальновидной: она могла быть поддержана белыми
бедняками, и, кроме того, не противостояла, а наоборот, провозглашала, хотя и
цинично - на расистской основе, - идеалы демократии и республиканизма,
укоренившиеся в сознании большинства белых американцев.
Профессор
политэкономии из Виргинии Т. Дью настойчиво писал, что, с одной стороны, только
черное рабство может гарантировать демократические права белого населения в
целом. Ликвидация рабства, согласно его логике, приводит неизбежно к тому, что
работу черных невольников должна выполнять часть белого населения. Эта часть
оказывается в таком униженном положении, что воспринимает хозяев в качестве
антагонистов и пытается оттеснить их от власти. Именно такая ситуация,
доказывал Дью, складывалась в северных штатах. С другой стороны, в южных штатах
выполнение самой трудной работы черными невольниками автоматически повышало
социальный статус и чувство достоинства низших слоев белого населения,
формировало в их сознании убеждение, что относительно рабов они и белые богачи
составляют единое целое - правящий класс. Только благодаря черному рабству,
настаивал он, политические права и свободы могли быть распространены на все белое
население и, следовательно, утвердить подлинно демократическое правление.
Демократия и республика, заключал Дью, располагают шансом сохраниться только в
рабовладельческом обществе, причем, если белая раса хочет иметь их в качестве
общего достояния, она заинтересована в увековечении рабства черной расы.[116]
Профессор Дью
развил тезис: негры обладают очевидными признаками низшей расы, а потому именно
им и предопределено быть рабами, в то время как белая раса в целом являлась
высшей, а потому именно ее представители и составляют правящий класс.
Дольше всех
сопротивлялся расистским идеям Фицхью, но и он в 1861 г. согласился, что по
"естественному праву" в рабство могла обращаться только
"неполноценная" черная раса.
Наиболее
известным выражением расистского мировоззрения южных штатов стало выступление
отца-основателя рабовладельческой конфедерации Александра Стеффенса в 1861 г.
"Многие государства, - декларировал он, - основывались на принципе
подчинения и обращения в рабство определенных классов той же самой расы, что
находилось в противоречии с законами природы. Но в нашем государстве все
представители белой расы, из низших или высших слоев, богатые или бедные, равны
перед законом. Совершенно иное положение с неграми. Рабство - вот их место. По
законам природы и бога негры годятся для той роли, которую они выполняют в
нашей системе... Краеугольным камнем нашего государства является та великая
истина, что негр не равен белому человеку и что рабство - подчинение высшей
расе - является его естественным и нормальным состоянием".[117]
В годы перед
Гражданской войной появилось огромное множество аргументов в защиту
рабовладельческой системы. Миф о «проклятии Хама» уступил место теории
различного происхождения рас, основанной на данных антропологии. Дж. Нотт и С.
Картрайт доказали различия двух рас с научной точки зрения и признали их
неискоренимыми.
В это же
время началась ожесточенная полемика в литературе. Одни авторы рисовали
ужасающие картины жизни афро-американцев под гнетом рабства. Другие пытались
доказать обратное.
Актуальным
остался и спор о превосходстве рабовладельческой системы Юга над
капиталистической Севера. Различные политические и общественные деятели
доказывали вслед за Кэлхуном и Фицхью, что только рабовладельческий строй может
стать гарантом демократического общества, а, следовательно, он и есть лучшая
форма правления в Америке.
Заключение
Гражданская
война в Северной Америке уничтожила рабство, но идеологические основы этого
института до сих пор оказывают влияние на политическую жизнь США. Впитав в себя
опыт рабовладельческих устремлений колониального периода, южное общество
породило огромное количество различных расистских теорий. Эти идеи были умело
отшлифованы и использованы в работах защитников рабовладельческой системы первой
половины XIX века.
Одним из
самых известных апологетов рабовладения стал Джон Кэдвелл Кэлхун. Он был
незаурядным теоретиком расистской идеологии. Его идеи легли в основу
большинства теорий оправдания порабощения негроидной расы в Америке.
Кэлхун разработал
теорию, которая не просто защищала рабовладельческий строй, а давала южанам
возможность гордиться им. Этот идеолог сравнил политические системы Севера и
Юга, доказав экономическое и социальное превосходство последней.
Идеализируя
греческую демократию, Кэлхун попытался перенести ее принципы на
рабовладельческую систему Юга. Он сделал вывод о невозможности всеобщего
равенства и всеобщей свободы.
Разработав теорию
«достойных и недостойных», Джон К. Кэлхун открыл широкие возможности для
будущих апологетов расизма и дискриминации.
После смерти Кэлхуна
лидерство в развитии рабовладельческой идеологии перешло к Джорджу Фицхью. В
его «Социологии» мы сталкиваемся с совершенно оригинальным подходом к проблеме
рабства. Фицхью защищает не угнетение одной расы другой, а саму систему
рабовладения.
В трудах Фицхью
просматривается схожесть с концепцией свободы Кэлхуна: теория «достойных» и
«недостойных». Однако Фицхью пошел гораздо дальше в своих размышлениях о пользе
рабовладельческой системы и в этом гораздо ближе приблизился к идее греческой
демократии. Главным критерием права на свободу становится не цвет кожи, а
интеллект (т.е., по Фицхью, богатство и власть). Но, несмотря на отрицание
расизма, как принципа разделения на «достойных» и «недостойных», негры в данной
системе остаются на позициях самых бесправных и униженных, поскольку, если у
белого есть шанс не стать рабом, у афро-американца уже нет возможности как-либо
изменить свое состояние.
В годы перед
Гражданской войной появилось огромное множество аргументов в защиту
рабовладельческой системы. Миф о «проклятии Хама» уступил место теории
различного происхождения рас, основанной на данных антропологии. Дж. Нотт и С.
Картрайт доказали различия двух рас с научной точки зрения и признали их
неискоренимыми.
В это же
время началась ожесточенная полемика в литературе. Одни авторы рисовали
ужасающие картины жизни афро-американцев под гнетом рабства. Другие пытались
доказать обратное.
Актуальным
остался и спор о превосходстве рабовладельческой системы Юга над капиталистической
Севера. Различные политические и общественные деятели доказывали вслед за
Кэлхуном и Фицхью, что только рабовладельческий строй может стать гарантом
демократического общества, а, следовательно, он и есть лучшая форма правления в
Америке.
Расовые войны,
вспыхнувшие в США в ХХ веке, во многом были следствием именно этих
идеологических концепций, которые прочно укрепились в менталитете не только
южан, но и жителей Севера. Отражение этих взглядов мы также можем найти и в
американском законодательстве: в начале XXI века начинается «белый» расизм, когда белое население
Соединенных Штатов имеет гораздо меньше прав, чем «цветное».
Тема «Апология
рабовладения на Юге США в первой половине XIX века» может помочь вникнуть в суть политических и
социальных процессов в Америке в XIX и ХХ веках, а значит, она актуальна и нуждается в дальнейшей более тщательной разработке.
Источники
1.
Диксон Г.
Борьба рас в Америке. – С-Пб.: Типография Товарищества «Общественная польза»,
1876. – 380 с.
2.
Кислица Н.А.
Американская революция XVIII века. Практикум по Новой истории. – Ч. 1. , М.,
1968. – С. 83-91
3.
Токвиль А.
Демократия в Америке. – М.: «Прогресс», 1992. – 257с
4.
Черные
кодексы / Хрестоматия по Новой истории. – Т. 2., М., 1965. – С.335 – 353
5.
African-American
Perspectives. Pamphlets from the Daniel A. P. Murray Collection, 1818 – 1907
// <http://lcweb2.loc.gov/ammem/aap/aaphome.html>
6.
Barnwell
Elliott Sarah The Durket Sperret. New York: Henry Holt and Company, 1898 //
<http://docsouth.unc.edu/elliott/menu.html>
7.
Brown
Josephine Biography of an American Bondman, by His Daughter / Boston: R. F.
Wallcut, 1856 // <http://docsouth.unc.edu/neh/brownj/menu.html>
8.
Brown,
William Wells Narrative of William W. Brown, an American Slave // <http://docsouth.unc.edu/brownw/brown1.html>
9.
Bruce
Henry Clay The New Man: Twenty-Nine Years a Slave, Twenty-Nine Years a Free
Man. / York, Pa.: P. Anstadt & Sons, 1895 // <http://docsouth.unc.edu/bruce/menu.html>
10.
Calhoun,
John C. Papers of John C. Calhoun, 1819-1850. // <http://lcweb.loc.gov/cgi-bin/zclient?host=z3950.loc.gov&port=7090&attrset=BIB1&rtype=USMARC&DisplayRecordSyntax=HTML&ESN=F&startrec=1&maxrecords=10&dbname=Voyager&term_use_1=LC+Control+Number&term_struct_1=Word&term_term_1=mm+75014787>
11.
Cooper
Anna Julia A Voice from the South. / Xenia, Ohio: The Aldine Printing House,
1892 // <http://docsouth.unc.edu/church/cooper/menu.html>
12.
Fitzhigh
G. Sociology for the South // <http://www.half.com/products/books/index.cfm?ad=48225&winpopup=%2Faccount%2Fcoupon2%5Fpopup%2Ecfm%3Fcoupon%5Flocation%3Dsprinks3>
13.
Greene
Н. А. Our Brother in Black: His Freedom and His Future / New York: Phillips
& Hunt, 1881 // <http://docsouth.unc.edu/church/haygood/menu.html>
14.
Jackson
M. J. The Story of Mattie J. Jackson: Her Parentage, Experience of Eighteen
Years in Slavery. Lawrence [Mass.]: Sentinel Office, 1866 // <http://docsouth.unc.edu/jacksonm/menu.html>
15.
Lee
Hentz Caroline The Planter's Northern Bride. / Philadelphia: T. B. Peterson,
1854 // <http://docsouth.unc.edu/hentz/menu.html>
16.
Melancthon
Hamill Howard The Old South, a Monograph. // <http://docsouth.unc.edu/result.phtml?lcsh=Southern%20States%20--%20History%20--%201775-1865>
17.
Robinson
H. D. Social Relations in our Southern States / New York: Henry B. Price, 1860
// <http://docsouth.unc.edu/hundley/menu.html>
Список литературы
1. Аптекер Г. История афро-американцев.
– М., 1975. – 280с.
2. Болховитинов Н.Н. Новый взгляд на
историю США // Американский ежегодник, 1992. – М.: «Наука», 1993. – С. 7-15
3. Бурин С.Н. Конфликт или согласие?
Социальные проблемы колониального Юга США (1642 - 1763). – М., 1965. – 232 с.
4. Гаджиев К.С. Американская нация:
национальное самосознание и культура. – М., 1990. – 240с.
5. Дубовицкий Г.А., Шатунов И.В. Джон
Кэлхун - выразитель интересов американского Юга./ Американский ежегодник,
1991. М. 1992
6. Заславский Д.О. Очерки истории
североамериканских штатов XVIII – XIX вв. – М., 1931. – 192с.
7. Захарова М.Н. Народное движение в США
против рабства. – М., 1958. – 320с.
8. Иванов Р.Ф Борьба негров за землю и
свободу на Юге США. – М., 1958. – 322 с.
9. Иванов Р.Ф. Черные пасынки Америки. –
М., 1965. – 192с.
10.
Ингрэм Дж. К.
История рабства с древнейших до новых времен/ пер. с англ. З. Журавской. -
С-Пб., 1896. – 230 с.
11.
Кислова А.А.
Религия и церковь в общественно-политической жизни США. – М.,1989. – 242с.
12.
Королева А.П.
«Расовые войны» и «расовые компромиссы». – М., 1987. – 216с.
13.
Косарев Б.М.
Некоторые вопросы экономического развития США первой половины XIX века //
Основные проблемы истории США в американской историографии. – М., 1971. – С.
217 - 231
14.
Кричевский В.М.
Идейно-политическая борьба в США по вопросам рабовладения: критика основных
концепций плантаторов-рабовладельцев. – Л., 1982
15.
Лайтфут К. Права
человека по-американски. – М., 1981.- 278с.
16.
Левчик Д.Л. Р.
Фогел и «новая экономическая история» // Новая и новейшая история. – 1989. -
№6.
17.
Миллер Дж.
Волк узнается по ушам: Томас Джефферсон и рабство. – М., 1977. – 134 С.
18.
Паррингтон В.Л.
Основные течения американской мысли, в 3х томах, М., 1962
19.
Петровский В.Э.
Суд Линча: очерк истории терроризма и нетерпимости в США. – М. 1967. – 224с.
20.
Ратман Д. Мифы,
мораль и мегатеории как проблемы исторического синтеза. На примере
американского Юга до гражданской войны.// Американский ежегодник, 1992. – М.:
«Наука», 1993. – С. 107-121
21.
Слезкин Л.Ю.
Легенда, утопия, быль в ранней американской истории. – М., 1981.
22.
Согрин В.В.
Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века. – М.:
Наука, 1995.
23.
Согрин В.В.
Критические направления немарксистской историографии США ХХ века. – М., 1987. –
160с.
24.
Согрин В.В. Мир
американских рабовладельцев: Кэлхун, Фицхью и другие.// Новая и новейшая
история. – 1987. - № 5. – С. 67 - 81
25.
Супоницкая И.М.
Анатомия американского Юга: свобода и рабство. – М., 1998. – 218с.
26.
Травинский В.М.
Как погибли миллионы негров. – М., 1963. – 248с.
27.
Уманский П.Б. Из
истории борьбы негров США за свободу. - Издательство Казанского университета,
1963. – 240с.
28.
Berlin
Ira Many Thousands Gone. The First Two Centuries of Slavery in North America//
The Belknap Press of Harvard University Press. Cambridge, Massachusetts,
London, England , 1988 – 497 p.
29.
Blight
D.W. They Knew What Time It Was/ Why The Civil War Came.- New York, Oxford:
Oxford University Press, 1996.- P. 51-78
30.
Ivanov
R. Blacks in United States History. – Moscow, Progress Publishers, 1985 . – 272
p.
31.
Ivanov
R. American History and the Black Question. – Moscow, 1976. – 170 p.
32.
Hummel
R. J. Emancipating Slaves, Enslaving Free Men: A History of the American Civil
War. – OPEN COURT, Chicago and La Salle, Illinois, 1996 – 420 p.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|