рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Антигитлеровская коалиция: военно-политические проблемы и отражение их в современной и советской историографии

Последовавшие за окончанием войны события – навязанная Советскому Союзу  «холодная война» - послужили причиной забвения значения этой помощи. Мало того, создавалось искусственно негативное общественное мнение к ленд-лизу, и все исторические материалы с ним связанные строго засекречивались, а участники и работники перегонки ставились властями вне закона. Однако времена меняются, и настало время рассказать историческую правду о великом единении великих держав на основе архивных документов и устами живых свидетелей и участников героической эпопеи.

Официально переговоры по ленд-лизу с СССР начались 29 сентября 1941 года. Президент США Рузвельт направил в Москву своего представителя А. Гарримана. 1 октября 1941 года А. Гарриман подписал первый протокол о поставках в СССР на сумму 1 млрд. долларов на срок девять месяцев, но лишь 7 ноября 1941 года Президент США Рузвельт подписал документ о распространении ленд-лиза на СССР.

Первые поставки начались в октябре 1941 года и до конца года было поставлено вооружения на сумму 545 тысяч долларов, в том числе первые 256 самолетов. Всего же объем авиационного ленд-лиза был равен 3,6 млрд. долларов, а это составляло примерно 35% от общих затрат на ленд-лиз для СССР.

Не сразу удалось организовать четкую перегонку нарастающего количества поставляемых из США самолетов. Особенно с наступлением зимы, к которой, как оказалась не приспособлена американская техника. На сорокоградусных морозах становилась хрупкой резина покрышек колес, замерзала гидросистема. Произошел обмен технологиями: советская сторона дала рецепт морозостойкого каучука, американская - морозостойкой гидравлики.

Но еще тяжелее приходилось людям. Участники перегонки самолетов на участке от Сеймчана до Якутска через Верхоянский хребет в районе полюса холода, вспоминают, что приходилось забираться на высоту 5 - 6 километров без кислородных приборов. Не все это выдерживали, на глазах летчиков самолеты их товарищей падали в скалы. Похожими трагическими эпизодами сопровождалась вся трехлетняя история перелетов и по американскому континенту.

Американские и советские летчики - перегонщики огибали в полете более половины земного шара. Их героизм, а так же титанический труд всех наземных специалистов с той и другой сторон, обеспечивших эти перелеты, беспримерный подвиг всех этих людей в период второй мировой войны с 1941 по 1945 годы не должны быть преданы забвению.

Более сотни различных трагедий произошло на трассе, до сих пор находят в российской тайге обломки погибших самолетов с останками экипажей, а многие так и лежат в горах, в тайге, в тундре. Многие пропали без вести - экипажам была дана команда лететь на восток, не оглядываясь.

Всего за годы 1941 - 1945 по ленд-лизу из США было поставлено 14126 самолетов: Кертисс "Томагаук" и "Китихоук", Белл P-39 "Аэрокобра", Белл P-63 "Кингкобра", Дуглас A-20 "Бостон", Норт-Америкен B-25 "Митчелл", Консолидейтед PBY "Каталина", Дуглас C-47 "Дакота", Рипаблик P-47 "Тандерболт" причем только по трассе "Аляска - Сибирь" перегнали около 8000 самолетов. Из Англии морем на Мурманск поставлялись истребители Хоукер "Харрикейн", Супермарин "Спитфайр" и бомбардировщики Хендли-Пейдж "Хемпден". Одним из самых малоизвестных самолетов, поставлявшихся по ленд-лизу был «Армстронг  Альбемарл».

С заводов изготовителей расположенных почти во всех Американских Штатах американские и канадские летчики перегоняли их на Аляску в Фербенкс, где на авиабазе их принимали и перегоняли в Красноярск советские летчики специально созданной перегоночной дивизии состоящей из пяти полков. Трасса от Фербенкса до Красноярска была разбита на пять участков, на каждом из которых работал один из пяти перегоночных полков. Первый полк перегонял самолеты из Фербенкса через Ном до аэродрома Уэлькаль или, в исключительных случаях до Марково. Второй полк работал на участке Уэлькаль - Сеймчан, третий летал до Якутска, четвертый до Киренска и пятый до Красноярска. В Красноярске формировались полки, обучался личный состав, после чего они убывали на фронт, кто своим ходом, а кто на платформах по "Транссибу".

В памяти старшего поколения России навсегда останутся поступавшие по ленд-лизу "джипы", "Студебеккеры", самолеты различных типов, американская тушенка и многое другое. Огромную роль играла моральная поддержка бойцов на фронте, когда они видели в воздухе иностранные самолеты на своей стороне. Это поднимало их боевой дух. Да и весь наш народ, видя помощь по ленд-лизу, понимал, что на нашей стороне не так уж мало народов во всем мире, что ресурсы США и Великобритании подключены к общей борьбе с фашистским агрессором, что это поможет одолеть врага, и приблизит Победу.

Участие американских самолетов было заметным на всех фронтах. На Севере советские летчики прикрывали северные морские конвои с ленд-лизовским грузом. С И-16 пересел на "Китихоук" с полярного неба Борис Сафонов, сбивший 25 самолетов противника и погибший во время прикрытия конвоя PQ-16. Первый год блокады Ленинграда его небо защищали несколько полков на истребителях "Китихоук".  С 1943 года знаменитый полк Преображенского, бомбивший в начале войны Берлин, пересел на "Бостоны" - часть из них стала торпедоносцами и топила немецкие транспорты в Финском заливе, часть - бомбардировщиками, которые бомбили артиллерийские батареи фашистов, обстреливающих осажденный город, помогали прорвать и снять блокаду. На Юге летчик Лавриненков после разгрома фашистов под Сталинградом пересел на "Аэрокобру" и стал "Героем" второй раз, участвуя в освобождении Донбасса, Днепра, Крыма. Трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин с весны 1943 года воевал на "Аэрокобре", сбил на ней при освобождении Кубани и Украины пять десятков гитлеровских самолетов. Именно там звучал панический вопль немцев: "Внимание, внимание! В воздухе Покрышкин!". А в Европе под его командованием воевал уже полк, а затем дивизия, целиком на "Аэрокобрах". На "Спитфайрах" воевал и другой известный лётчик - дважды Герой Советского Союза Ворожейкин. На его счету 240 боевых вылетов и 52 сбитых самолета противника.

В послевоенные годы, в условиях глобального противостояния СССР и США, в официальных выступлениях политических и военных руководителей Советского Союза и, соответственно, в научных трудах советских историков роль поставок по ленд-лизу преуменьшалась. Уже в 1947 году А.Вознесенский, в годы войны член политбюро ЦК ВКП(б), заместитель председателя СНК СССР и председатель Госплана СССР, определил, что «удельный вес поставок по ленд-лизу составил всего лишь 4% от общего промышленного производства СССР».[28] С тех пор в течение десятилетий эта в целом правильная цифра, не подвергаясь ни малейшему сомнению, фигурировала в советских энциклопедиях и бесчисленных монографиях как единственно верная. Более того, под нее подгонялись и масштабы поставок по конкретным видам боевой техники.  Так, например, в книге Е.Н. Кулькова «Правда и ложь о второй мировой войне» (М., 1983 год) утверждается, что в СССР было поставлено союзниками самолетов в объеме 4% от советского производства.

Истинные размеры (абсолютные и относительные) авиационного ленд-лиза в Советский Союз до сих пор малоизвестны.

Поставки самолетов по ленд-лизу в СССР в 1941-1945 годах показаны в нижеприведенной таблице, составленной на базе архивов Главного штаба ВВС РФ Игорем Петровичем Лебедевым, бывшим с октября 1943 года по октябрь 1945 года военным представителем правительственной закупочной комиссии СССР в США.

Поставки самолетов по ленд-лизу в СССР в 1941-1945 годах.

Таблица 1

Типы самолетов Поставлено в 1941-1945 гг.

Истребители:
Р-40 "Томагаук" ("Tomahawk")
Р-40 "Китихаук" ("Kittyhawk")
Р-39 "Аэрокобра" ("Airacobra")
Р-63 "Кингкобра" ("Kingcobra")
Р-47 "Тандерболт" ("Thunderbolt")


247
1887
4952
2400

195

Итого истребителей: 9681

Бомбардировщики:
А-20 "Бостон" ("Boston")
В-25 "Митчелл" ("Mitchell")

2771
861

Итого бомбардировщиков: 3632
Прочие типы самолетов: 813
Всего самолетов из США: 14126

Истребители из Великобритании:
"Спитфайер" ("Spitfire")
"Харрикейн" ("Hurricane")

4171
Всего поставлено по ленд-лизу 18297

На базе архивных материалов Лебедевым И.П. был проведен сравнительный анализ поставок в СССР по ленд-лизу фронтовых, боевых самолетов с количеством аналогичных машин, изготовленных советской авиационной промышленностью.

Таблица 2

Типы самолетов Изготовлено в СССР Поставки по ленд-лизу из США
Истребители 59602 9681
Бомбардировщики 17877 3632
Итого 77479 13313

Как видно из таблицы, поставки по ленд-лизу составляли: по фронтовым истребителям 16% от произведенных советской авиационной промышленностью, по фронтовым бомбардировщикам 20% от произведенных авиационной промышленностью СССР. Если же произвести подсчет по фронтовым боевым самолетам с учетом 4171 истребителя, полученного из Великобритании, то 17484 самолета, поступившие по ленд-лизу, от 77479 фронтовых истребителей и бомбардировщиков, изготовленных советской промышленностью, составят 23%.
          Таким образом, почти каждый четвёртый истребитель и бомбардировщик, поступившие в годы Великой Отечественной войны в действующий состав ВВС СССР, были англо-американского производства.

Кроме того, для обеспечения боевой работы самолетов по ленд-лизу поставлялись авиационные двигатели (более 15 тысяч), вооружение, боеприпасы, авиационное горючее, запасные части к самолетам и другой технике и прочее авиационно-техническое имущество, без которого невозможна была бы нормальная эксплуатация всех поступавших по ленд-лизу средств.

Перечень основных авиационных заводов США, с которых поступали самолеты в СССР по ленд-лизу:

1.    Р-39 и Р-63 - фирма “Белл” (Буффало),

2.     Р-40 - фирма “Куртисс” (Нью-Йорк),

3.     Р-47 - фирма “Рипаблик” (Лонг Айленд, вблизи Нью-Йорка),

4.     А-20 - фирма “Дуглас” (Санта-Моника - Лос-Анджелес - Талса - Оклахома-Сити),

5.    Б-25 - фирма “Норт Америкен” (Канзас-Сити),

6.    летающая лодка-амфибия “Каталина” - фирма “Консолидейтед” (Элизабет-Сити - Новый Орлеан),

7.     С-47 “Дуглас” - фирма “Дуглас” (Санта-Моника - Талса - Оклахома-Сити),

8.    С-46 “Куртисс” - фирма “Куртисс” (Нью-Йорк).

Что касается тактико-технических характеристик поставлявшихся по ленд-лизу в Советский Союз боевых самолетов, то это тоже очень интересная тема. Приведу лишь одну цитату из фундаментальной монографии:
“Эскадрилья, полк, дивизия, которыми последовательно командовал А.И.Покрышкин, начиная с 1943 года и до конца войны, летали на Р-39. Мастерство и отвага советских летчиков принесли славу и “Аэрокобре”.[29]

Из американской газеты 1944 года: “...Истребители “Аэрокобра” - лучшие в мире! Пятнадцать советских асов, воюющих на “кобрах”, сбили пятьсот самолетов нашего общего врага - фашизма! Покрышкин, Глинка, Глинка, Речкалов, Клубов, Федоров, Труд, Трофимов...”. Конечно, в этом газетном утверждении по поводу “лучшего в мире” допущено определенное преувеличение. Но нельзя не отметить, что нашим летчикам “Аэрокобра” пришлась, что называется, “по душе”. Легкая и послушная в управлении, простая по технике пилотирования и вполне доступная для освоения летчику средней квалификации, обладающая мощным вооружением и отличной безотказной радиосвязью, в руках опытного летчика “Аэрокобра” становилась грозным оружием.

История «Трассы» изобилует множеством примеров и трагедий, и побед, и успехов, и неудач, примеров взаимовыручки войсками двух армий - союзников.

Эпопея "АлСиба" занимала заметное место в широко известной переписке лидеров трех союзных держав - Сталина, Рузвельта, Черчилля, в которой определялась вся стратегия войны.

С 1992 года прошло девять лет, а об "АлСибе" мы узнаем лишь из нескольких публикаций в "Труде" и двух - трех изданий - мемуаров, которые выходили мизерными тиражами и стали незаметными на фоне волны публикаций о насилии и политиканстве.

Надо добавить, что усилиями российской и американской общественных организаций "Комитетов ветеранов 2-й мировой войны" в 1990 году были организованы встречи ветеранов "АлСиба" на Аляске и на Чукотке.

Федерацией любителей авиации СССР под руководством Международного Фонда авиационной безопасности по приглашению АОРА США и Канады в 1990 году был совершен мемориальный перелет на 8 учебно-тренировочных самолетах по трассе "АлСиба". Хотя этот перелет так и остался незамеченным для большинства граждан России. В американских средствах массовой информации СМИ перелет освещался очень широко, всем его участникам наглядно стало видно, что эта трасса мужества и беспримерного напряженного труда была местом настоящего подвига и примером единения двух великих народов против общего врага - фашизма.

К концу 1998 года на аэродромах построенных специально для перегонщиков, а потом немало послуживших освоению восточных регионов России и развитию газовых, нефтяных, золотых промыслов, мало, что осталось оттого, что напоминало бы о перегонке - всего три маленьких музея. Зато по всей трассе с высоты птичьего полета до сих пор можно увидеть останки самолетов в непроходимых болотах, тайге, как обелиски они остались лежать на сопках. Некоторые упавшие самолеты до сих пор хранят в кабинах останки пока еще безымянных героев.

Иную картину можно повсеместно наблюдать в Канаде и на Аляске, где проходила американская часть трассы - во всех городах музеи и мемориальные комплексы, ухоженные кладбища, ежегодные празднования и чествования ветеранов, сохраняются все предметы, напоминающие перегонку, от искореженных лопастей до солдатских ложек, от целехонькой «Каталины» до старой фотографии. У нас тоже осталось немало реликвий тех лет: забытые и брошенные на произвол судьбы ветераны, которым есть что вспомнить и рассказать потомкам; разбросанные по всей трассе погибшие самолеты, хранящие до сих пор своих пилотов; разваливающиеся избушки трех маленьких музеев в пустеющих далеких сибирских поселках.

К сожалению, многое по прежнему остаётся невыясненным во взаимоотношениях между Советским Союзом и США, но подводя итоги данного раздела можно сказать, что экономическая помощь союзников была своевременной и сыграла не последнюю роль в разгроме общего врага. Полученные по ленд-лизу от США взаймы военная техника, оружие, боеприпасы, снаряжение, стратегическое сырьё и продовольствие имели огромное значение как для  нашей армии и так и для всего народа.

 

 

Заключение

За последние годы в связи с «демократическими» преобразованиями в стране меняется отношение к тем факторам,  которые стали залогом Победы в  Великой Отечественной войне. Которые привели к тому что,  несмотря  на  четыре труднейших, требовавших неимоверных сил  народа, в   годы Великой Отечественной войны наша страна создала могущественный фронт  освободительной борьбы против  гитлеровского фашизма, возвеличила в глазах народов всего мира роль  и    значение Советского Союза. Но  как бы ни изменились ныне социально-экономические  и  политико-идеологические  условия,  нельзя  не  признать, что в победу  СССР над гитлеровской  Германией обеспечили и внесли   вклад своей помощью наши Западные союзники, единство  фронта и тыла, единство правительства и  народа.

Вторая мировая война оказала огромное влияние на судьбы человечества. В ней участвовало 61 государство. Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн. человек.  Военные расходы и военные убытки составили 4 триллиона долларов. Материальные затраты достигли 60—70% национального дохода воевавших государств. Только промышленность СССР, США, Великобритании и Германии изготовила 652,7 тыс. самолётов, 286,7 тыс. танков, самоходных орудий и бронемашин, свыше 1 млн. артиллерийских орудий, свыше 4,8 млн. пулемётов, 53 млн. винтовок, карабинов и автоматов и огромное количество другого вооружения и снаряжения. Война сопровождалась колоссальными разрушениями, уничтожением десятков тысяч городов и деревень.

В ходе войны силам империалистических реакции не удалось достигнуть своей главной цели — уничтожить Советский Союз, подавить коммунистическое и рабочее движение во всём мире. В этой войне, ознаменовавшей дальнейшее углубление общего кризиса капитализма, был полностью разгромлен фашизм — ударная сила международного империализма. Война неопровержимо доказала силу Советского Союза — первого в мире социалистического государства.

Военная стратегия каждого из государств — главных участников второй мировой войны исходила из политических целей, преследуемых в войне, и характеризовалась мак­симальной мобилизацией ресурсов страны и напряжением всех сил для реализации замыслов военно-политического, руководства. Но способы достижения стратегических целей, как и сами цели, были различны. В ходе войны число  стран-союзников СССР непрерывно росло.  К  концу войны их начитывалось более пятидесяти. Основные участники Антигитлеровской коалиции - Англия, СССР, США, Китай и Франция - участвовали своими вооруженными силами в борьбе со странами «оси». В тех или иных масштабах в военных действиях принимали участие соединения некоторых других стран - Польши, Чехословакии, Югославии, Австралии, Бельгии, Бразилии, Индии, Канады, Филиппин, Эфиопии и др. Отдельные государства Антигитлеровской коалиции (например, Мексика) помогали основным ее участникам главным образом поставками военного сырья. К моменту окончания боевых действий во Второй мировой войне в состоянии войны со странами «оси» находились: Австралия, Аргентина, Бельгия, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Дания, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Ирак, Иран, Канада, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Либерия, Ливан, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу, Польша, Сальвадор, Саудовская Аравия, Сирия, СССР, США, Турция, Уругвай, Филиппины, Франция, Чехословакия, Чили, Эквадор, Эфиопия, Югославия, Южно- Африканский Союз.

Победа, одержанная антигитлеровской коалицией, способствовала революционным преобразованиям во многих странах и районах мира. На путь социализма тогда встали страны Европы, насчитывавшие более 100 млн. человек. Но судьбы социализма оказались непростыми: воплощению в жизнь его идеалов предстоит долгое. Хочется верить, что эти идеалы восторжествуют.

Советский Союз сыграл решающую роль в победе над фашистской Германией. На советско-германском фронте были уничтожены основные военные силы фашистской коалиции — всего 607 дивизий, тогда как англо-американские войска разгромили и взяли в плен 176 дивизий. Вооружённые силы Германии потеряли на Восточном фронте около 10 млн. человек, около 56 тыс. танков и штурмовых орудий, около 180 тыс. орудий и миномётов. Советско-германский фронт был самым большим по протяжённости из фронтов.

От 62 до 70% действующих дивизий фашистской Германии и её союзников находилось на советско-германском фронте, в то время как англо-американские войскам в Северной Африке в 1941 – 1943 годах противостояло от 9 до 20 дивизий, в Италии в 1943 - 1945 — от 7 до 26 дивизий, в Западной Европе после открытия второго фронта — от 56 до 75 дивизий.  На Дальнем Востоке, где против союзных вооружённых сил действовали главные силы японских ВМФ и ВВС, основная масса сухопутных войск была сосредоточена на границах СССР, в Китае, Корее и на Японских островах.

В Великой Отечественной войне было продемонстрировано решающее преимущество советской. Наше государство сумело глубоко и всесторонне перестроить экономику в соответствии с требованиями войны, обеспечить быстрый рост военного производства, широко использовать материальные, финансовые, трудовые ресурсы для нужд войны.  Советский Союз успешно решил сложнейшую проблему перевооружения и материально-технического обеспечения вооружённых сил, опираясь на собственные экономические ресурсы и помощь Западных союзников. Превзойдя в годы войны гитлеровскую Германию по всем показателям выпуска вооружения, Советский Союз одержал экономическую победу, которая предопределила военную победу над фашизмом в ходе всей Второй мировой войны.   


Библиография

1.    Александров Г. Враг будет разбит, М., 1942.

2.    Аллилуев В.Ф. Хроника одной семьи: Аллилуевы - Сталин, М., 1995.

3.    Аллилуева С. Двадцать писем к другу, М., 1990.

4.    Анфилов В.А. Начало Великой Отечественной войны (22 июня -   середина июля 1941). М., 1998.

5.    Ахтамзян И.А. Документы международных отношений и внешней политики СССР (1917-1945)., 1996.

6.    Байбаков Н.К. От Сталина к Ельцину. М., 1998.

7.    Баграмян И.X. Великого народа сыновья. М., 1984.

8.    Баграмян И.X. Так шли мы к Победе. М., 1977.

9.    Белади Т., Краус Т. Сталин. Пер. с венгр. М., 1989.

10. Белов М.И. Полководческий феномен Жукова. М., 1998.

11.  Бережков В.М. Страницы дипломатической истории. М., 1987.

12. Булганин Н.А. Сталин и советские Вооруженные Силы. М., 1949.

13. Буллок А. Гитлер и Сталин: Жизнь и власть. Сравнительное жизнеописание. Тт.1-2, Смоленск, 1994.

14. Василевский А.М. Дело всей жизни. М., 1973.

15. Верт А. Россия в войне 1941-1945. М., 1967.

16. Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М., 1948.

17. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В.Сталина. В 2-х кн. М., 1990.

18. Воробьев В.Ф. И.В.Сталин - организатор побед на фронтах гражданской войны. М., 1949.

19. Ворошилов К.Е. Сталин и Вооруженные Силы СССР. М., 1980.

20. Вторая мировая война. Краткая история. М., 1984.

21. Гальдер Ф. Военный дневник. Т.3. Кн.1. М., 1971.

22. Гареев М.А. Маршал Жуков. Величие и уникальность полководческого искусства. М.--Уфа, 1996.

23. Геббельс И. Дневники 1945 г. Последние записи. Смоленск, 1993.

24. Геллер М.А., Некрич А.А. История России 1917 – 1992. Т.1.М., 1996.

25. Генкина Э.Б. Приезд товарища Сталина в Царицын (в 1918 году). Сталинград, 1937.

26. Глантц Д., Хаус Дж. Когда столкнулись титаны. Как Красная Армия остановила Гитлера. США. 1995.

27. Грабин В. Оружие победы. М., 1967.

28. Гриф секретности снят. Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. М., 1993.

29. Дашичев В.И. Банкротство стратегии германского фашизма. Т.1, М., 1973.

30. Джилас М. Разговоры со Сталиным. Франкфурт. М., 1970.

31. Живая память. Ветераны войны и труда: верность Отечеству. М., 1997.

32. Жилин П. Как фашистская Германия подготовила нападение на Советский Союз. М., 1965.

33. Жилин П. О войне и военной истории. М., 1984.

34. Жомини А. Очерки военного искусства. Тт.1-2. М., 1939.

35. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Тт.1-3. М., 1990.

36. Жухрай В.М. Просчет Адольфа Гитлера: Новое о И.В.Сталине. М., 1995.

37. Жухрай В.М. Сталин: правда и ложь. М., 1996.

38. Земсков И.Н. Дипломатическая история второго фронта в Европе. М., 1982.

39. Зимняя война 1939-1940. Кн.1. Политическая история. Кн.2. И.В.Сталин и финская кампания. М., 1998.

40. Иванов Р.Ф. Д. Эйзенхауэр и советско-американские союзнические отношения  США, экономика, политика, идеология. 1995. № 6.

41. Израэлян В.Л. Дипломатическая история Великой Отечественной войны. М., 1959.

42. Ингерсолл Р. Совершенно секретно. М., 1947.

43. Иноземцев Н.Н. Внешняя политика США в эпоху империали­зма. М., I960.

44. Иосиф Сталин в объятиях семьи. М., 1993.

45. Иссерсон Г.С. Новые формы борьбы. Опыт исследования современных войн. М., 1940.

46. История Коммунистической партии Советского Союза. Т.5. Кн.1. М., 1970.

47. История внешней политики СССР. 1945-1980. Т.2. М., 1981.

48. История второй мировой войны. 1939-1945. Тт.1-12. М., 1976-1982.

49. Какая же она, правда о Сталине? М., 1998.

50. Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.

51. Клаузевиц К. О войне. Т.1. М., 1941.

52. Клаузевиц К. Основы стратегического решения. М., 1924.

53. Конев И.С. Записки командующего фронтом. 1943-1945. М., 1981.

54. Конев И.С. Сорок пятый. М., 1966.

55. Корнейчук А.Е. Фронт. М., 1943.

56. Крымская и Потсдамская конференции руководителей трех вели­ких держав. Международная жизнь. 1965. № 6 - 9.

57. Кузнецов Н.Г. Накануне. М., 1966.

58. Кулиш В.М. История второго фронта. М., 1971.

59. Лиддел Гарт Б. Вторая мировая война. М., 1976.

60. Лидеры войны – Сталин, Рузвельт, Черчилль, Гитлер, Муссолини, 1995.

61. Майский И.М. Воспоминания советского посла. Война 1939-1943. М., 1965.

62. Маршал Жуков. Каким мы его помним. М., 1988.

63. Мерецков К.А. На службе народу. Страницы воспоминаний. М., 1968.

64. Мерцалов А.Н., Мерцалова Л.А. Иной Жуков. Неюбилейные страницы биографии сталинского маршала. М., 1996.

65. Михалёв С.Н. Стратегические цели. Красноярск, 1998.

66. Михалков С. Я был советским писателем. М., 1992.

67. Мухин Ю., Катынский детектив. М., 1995.

68. Мухин Ю. Путешествие из демократии в дерьмократию и дорога обратно. М., 1993.

69. Новиков А.А. В небе Ленинграда. М., 1970.

70. Ортенберг Д. Сталин, Щербаков, Мехлис и другие. М., 1995.

71. Освободительная миссия советских Вооруженных Сил во второй мировой войне. М., 1971.

72. Памяти павших. Великая Отечественная война 1941-1945. М., 1995.

73. Патон Е.О. Воспоминания. М., 1958.

74. Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Тт.1-2. М., 1957.

75. Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск, 1993.

76. Поздеева Л.В. Англо-американские отношения в годы второй мировой воины. 1941 - 1945. М., 1969.

77. Полководцы и военачальники Великой Отечественной. М., 1979.

78. Похлебкин В.В. Великий псевдоним. М., 1996.

79. 50 лет Вооруженных Сил СССР. М., 1968.

80. Радзинский Э.С. Сталин. М., 1997.

81. Ржешевский О.А. Война и дипломатия. Документы, комментарии (1941-1942). М., 1997.

82. Роковые решения. Пер. с англ. М., 1958.

83. Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М., 1968.

84. Ротмистров П.А. Время и танки. М., 1972.

85. Рузвельт Э. Его глазами. М., 1947.

86. Рыбин А.Т. Сталин предвидел. М., 1992.

87. Секретная переписка Рузвельта и Черчилля в период войны. Пер. с англ. М., 1995.

88. Семенов С.Н., Кардашов В.И. Иосиф Сталин: жизнь и наследие. М., 1997.

89. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. 1939-1941. М., 1992.

90. XVII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). М., 1934.

91. Сергушко Д.Ю. «Грани». 1985. № 136.

92. Симонов К.М. Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В.Сталине. М., 1988.

93. Смирнов С.С. Маршал Жуков. М., 1989.

94. Совершенно секретно! Только для командования. Стратегия фашистской Германии в войне против СССР. Документы и материалы. М., 1967.

95. Соловьев Б.Г. Битва на Курской дуге. М., 1983.

96. Сталин И. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М., 1950.

97. Сталин И. Сочинения. Т.14. М., 1997.

98. Сталин И. Сочинения. Т.15. М., 1997.

99. Сталин И. Сочинения. Т.16. М., 1997.

100.  Суворов В.А. (Резун). Ледокол. Кто начал вторую мировую войну? М., 1994.

101.  Суворов В.А. (Резун). Последняя республика (Почему Советский Союз проиграл вторую мировую войну). М., 1995.

102.  Судоплатов П. Раведка и Кремль. М., 1997.

103.  Сурков С.С. Самолетостроение в СССР. 1917-1945 гг.  Т.2, М., 1994.

104.  Тегеран. Ялта. Потсдам. Сб. документов. М., 1970.

105.  Тегеранская конференция руководителей трех великих держав. Международная жизнь. 1961. № 7-8; 

106.  Типпельскирх К. История второй мировой войны. М., 1956.

107.  Уйэенхауэр Д. Крестовый поход в Европу. М,, 1986.

108.  Устинов Д.Ф. Во имя Победы. Записки наркома вооружения. М., 1988.

109.  Фалин В.М.  Второй фронт. Заседание ученого совета ИЕ РАН от 13 сентября. 2000.

110.  Фальсификаторы истории (Историческая справка). М., 1951.

111.  Феклисов А.С. За океаном и на острове. Записки разведчика. М., 1994.

112.  Фостер У. История трех Интернационалов. М., 1959.

113.  Хастингс М.Л. Операция «Оверлорд». Как был открыт второй фронт. М., 1989.

114.  Хрестоматия по новейшей истории. Т. II. - М, 1997.       

115.  Хрущев Н.С. О культе личности и его последствиях. "Известия ЦК КПСС". М., 1989, 3.

116.  Черчилль У. Вторая мировая война. Тт.1-4. М., 1955.

117.  Чуев Ф.И. Солдаты Империи. Беседы. Воспоминания. Документы. М., 1998.

118.  Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. М., 1991.

119.  Чуев Ф. Так говорил Каганович. М., 1992.

120.  Шабалов А.А. Одиннадцатый удар товарища Сталина. Ростов-на-Дону, 1996.

121.  Шапошников Б.М. Воспоминания. Военно-научные труды, М., 1974.

122.  Шахурин А.И. Крылья победы. М., 1983.

123.  Шервуд Р. Рузвельт и Гопкинс. Глазами очевидца. Тт.1-2. М., 1958.

124.  Ширер У. Взлет и падение третьего рейха. Тт.1-2. М., 1991.

125.  Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. Кн.1-2. М., 1975.

126.  Штолер М.Л. Второй фронт в стратегии и дипломатии союзни­ков. 1942 октябрь 1943. Новая и новейшая история.1988. № 5.

127.  Эйзенхауэр Д. Крестовый поход в Европу: Военные мемуары, пер. с англ. М., 1980.

128.  Энцеклопедия военного искусства: Командиры второй мировой войны. Минск, 1997.

129.  Яковлев А.С. Цель жизни. М., 1967.

130.  Яковлев Н.Д. Об артиллерии и немного о себе. М., 1984.


[1] Переписка Председателя Совета Министров СССР с президента­ми США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны I941-1945 гг. Т.1-П. М., 1957.с. 167-173.

[2] Тегеранская конференция руководителей трех великих держав. Международная жизнь. 1961. № 7-8; Крымская и Потсдамская конференции руководителей трех вели­ких держав. Международная жизнь. 1965. № 6 - 9.

[3] Майский И.М. Воспоминания советского посла. Война I939-I943 гг. М., 1965.с.143.

[4] Иноземцев Н.Н. Внешняя политика США в эпоху империали­зма. М., I960. с. 257; Поздеева Л.В. Англо-американские отношения в годы второй мировой воины. I94I-I945. М., 1969. с.108 –109.

[5] Кулиш В.М. История второго фронта. М,, 1971. с.36.

[6] Ингерсолл Р. Совершенно секретно. М., 1947. с.12.

[7] Штолер М.Л. Второй фронт в стратегии и дипломатии союзни­ков. 1942 октябрь 1943. Новая и новейшая история.1988. № 5.

[8] Хастингс М.Л. Операция «Оверлорд». Как был открыт второй фронт. М., 1989. с. 27 –29.          

[9] Майский И.М. Воспоминания советского посла. Война 1939-1943 гг. М., 1965. с. 146 -147.

[10] Эйзенхауэр Д. Крестовый поход в Европу. М,, 1986. с.264.

[11] Хрестоматия по новейшей истории. Т. II. - М, 1997, с. 66-67.

[12] Байбаков Н.К. От Сталина к Ельцину. М., 1998.

[13] Документы международных отношений и внешней политики СССР (1917-1945). Сост. Ахтамзян И.А. М. 1996.  (АВПР. Фонд 0512, опись N 4, N 221, папка 25, лист 16, 13.).

[14] Документы международных отношений и внешней политики СССР (1917-1945). Сост. Ахтамзян И.А. М. 1996.  (АВП РФ. АВП РФ. Фонд 0512. Опись 4. N213. папка 25. , лист 3.).

[15] Михалёв С.Н. Стратегические цели.1998 г. Красноярск., ст.268.

[16] Израэлян В.Л. Дипломатическая история Великой Отечественной войны. М., 1959. с.259.

[17] М. Геллер, А.Некрич. История России 1917 – 1992. Т.1.М., 1996. с.487.

[18] Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Тт.1-2. М., 1957. с.117.

[19] Сталин И. Сочинения. Т.14. М., 1997. с.167.

13 Бережков В.М. Страницы дипломатической истории. М., 1987. с.525 - 526.

[20] Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Тт.1. М., 1957. с.19.

[21] Михалёв С.Н. Стратегические цели.1998 г. Красноярск, с. 244.

[22] Иванов Р.Ф. Д. Эйзенхауэр и советско-американские союзнические отношения  США, экономика, политика, идеология. 1995 г. № 6 стр. 43-54.

[23] Э.Рузвельт. Его глазами. М., 1947. с.161.

[24] Лидеры войны – Сталин, Рузвельт, Черчилль, Гитлер, Муссолини, 1995. с. 3-21, 22-40, 41-59.

[25] Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-министрами Великобритании  во время Великой  Отечественной войны 1941-1945 гг. Т.1. М., 1957. с.298.

[26] Секретная переписка  Рузвельта  и Черчилля в период войны. М., 1995. с.787.

[27] Второй фронт. Заседание ученого совета ИЕ РАН от 13 сентября. 2000 г.; Ржешевский О.А. Секретные военные планы Черчилля против СССР в мае 1945 г.// Новая и новейшая история. 1999. №3. с.98 – 123.

[28] Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М., 1947, с. 74.

[29] Сурков С.С. Самолетостроение в СССР. 1917-1945 гг.  Т.2, М., 1994. с.  250 – 251.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.