рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: анализ исторического источника "Жизнь и житие преподобного и богоноснаго отца нашего Сергия"

В житие повествуется о чудесах, совершаемые Сергием Радонежским (исцеление людей, предвидение будущего), что подвергается сомнениям у критиков и неверующих людей.

Символическая основа видений лежит в Библии, которая вся проникнута идеей божественных видений и знамени. Большое значение мистическому языку познания Божиих тайн придается в трудах Отцов Церкви, особенно в сочинениях Дионисия Ареопагита. Позднее эта традиция получает особое развитие в Византийской Церкви.

На Руси также сохранялось общеправославное убеждение в том, что познание Господних тайн происходит с помощью мистических видений и богоявлений. С XI века известно большое число памятников переводной восточной литературы, повествующих о видениях, особенно в этом смысле яркими были апокрифические сочинения. Но, как отмечает Б.В. Кузнецов, "обоснование форм мистической связи с божественным миром, в русской книжной традиции встречается довольно редко". Более того, атмосфера монашеской мистики видений возникает на Руси только с конца XIV — начала XV вв. И у истоков подобного явления стоит Сергий Радонежский. Как писал еще Г.П. Федотов: "Мы имеем полное право видеть в преподобном Сергии первого русского мистика"[16]

Сами по себе причины видений и богоявлений могли быть разными. В первую очередь, богоявления совершались чудесным образом, без какого-либо волеизъявления со стороны человека, но по воле Самого Бога. В то же время, в монашеских общинах разрабатывались специальные методики достижения мистического транса. Начало этому было положено еще древними египетскими и сирийскими отшельниками III–VII вв.

Как свидетельствует "Житие Сергия Радонежского", богоявления троицкому игумену совершались неоднократно. Чаще всего — во время молитвы. Наиболее яркое и значимое из них — явление Божией Матери, которая в ответ на молитву преподобного Сергия, обещала свое покровительство устроенной им обители. Причем, интересно, что Сергий, после своей молитвы, предупредил находящегося рядом инока Михея о грядущем явлении Пречистой Богородицы: "Чадо! Трезвися и бдръствуй, понеже посещение чюдно хощеть нам быти и ужасно в сий часъ", — сказал преподобный Сергий[17]

Сам факт видения преподобному Сергию Божией Матери — это первое свидетельство явления Богородицы русскому иноку. Позднее в этом видели явный божественный знак того, что Господь стал уделять Руси свое особое покровительство. Важно в данном случае и то, что явление Богородицы было уникальным в монашеской практике той поры. 

По свидетельству другого инока, Симона, во время богослужения являлся Сергию Радонежскому и "божественый огнь", "ходящъ по жрътовнику, осеняюще олтарь и окрестъ святыя трапезы окружаа". А затем, когда Сергий хотел причаститься, "божественый огнь свится якоже некаа плащаница и вениде въ святый потыръ; и тако преподобный причястися"[18].

О том, что преподобному Сергию было дано чудесное мистическое знание, говорят и многие другие факты, приведенные в его Житие, — исцеления больных, изгнания бесов, и даже воскресение из мертвых. В этом же ряду стоит и случай, произошедший в тот миг, когда рядом с Троицкой обителью проходил известный подвижник, просветитель пермских земель, Стефан Пермский. Поклонившись в сторону монастыря, Стефан приветствовал Сергия Радонежского: "Миръ тебе, духовный брате!". Находившийся в это время за трапезой преподобный Сергий, неожиданно встал из-за стола, совершил молитву и, поклонившись, сказал: "Радуйся и ты, пастуше Христова стада, и миръ Божий да пребываеть с тобою!".

Впрочем, не стоит забывать, что многие сюжеты, связанные с мистическими явлениями, появились в Житие уже в редакции, переработанной Пахомием Логофетом, старавшимся подчеркнуть именно святость преподобного Сергия Радонежского. 

Далее приведена информация о жизни Сергия Радонежского из различных источников.

Н.М.Карамзин «История государства Российского» (Период правления Дмитрия Донского): "Каждый ревновал служить отечеству: одни мечем, другие молитвою и делами Христианскими. Между тем, как юноши и мужи блистали оружием на стогнах Москвы, жены и старцы преклоняли колена в святых храмах; богатые раздавали милостыню, особенно Великая Княгиня, супруга нежная и чувствительная; а Димитрий, устроив полки к выступлению, желал с братом Владимиром Андреевичем, со всеми Князьями и Воеводами принять благословение Сергия, Игумена уединенной Троицкой обители, уже знаменитой добродетелями своего основателя. Сей святой старец, отвергнув мир, еще любил Россию, ее славу и благоденствие: Летописцы говорят, что он предсказал Димитрию кровопролитие ужасное, но победу - смерть многих Героев православных, но спасение великого Князя; упросил его обедать в монастыре, окропил святою водою всех бывших с ним Военачальников и дал ему двух Иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю, из коих первый был некогда Боярином Брянским и витязем мужественным. Сергий вручил им знамение креста на Схимах и сказал: «Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов!» Димитрий выехал из обители с новою и еще сильнейшею надеждою на помощь Небесную."[19]

Елена Рерих: «Можно сказать, что подвижническая жизнь Сергия, своим личным примером введя в жизнь высокое нравственное Учение, отметила Новую Эру в жизни Земли Русской. Благодаря широкому установлению им и учениками его новых обителей, школ суровой подвижнической жизни, сильно поднялась нравственность народа. Возникшие вокруг тихих монастырей-школ целые селения и посады постоянно имели перед собою неповторяемую школу высокого самоотречения и бескорыстного служения ближнему. Разве могла быть одержана победа над страшным врагом, если бы дух народа не был напитан Огненной благодатью, исходившей во всей её неисчерпаемости от его великого Наставника и Заступника?

...Велико было историческое значение монастырей в деле строительства Российского Государства, ибо по завету Преподобного они основывались в местах пустынных и диких и, конечно, привлекали к себе население, которому было удобнее, и духовно радостнее, и прочнее жить при них. Таким образом, они явились истинными рассадниками жизни и просвещения, своего рода колонизаторами; они развивали земледелие, строительство, насаждали ремёсла и на культуре духа закладывали основу государственности»[20].

В.О. Ключевский о Сергии: «Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, которые выступили за рамки времени, когда жили их носители. Это потому что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, и стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом.

Таково имя преподобного Сергия; это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания.

На заре политического и нравственного возрождения Русской земли было три светлых мужа. Произнесем же имена двух остальных: митрополит Алесей, навещавший Сергия в его обители и советовавшийся с ним, желая иметь его своим приемником, и просветитель Пермской земли св. Стефан»[21].

Л.Н. Гумилев: «Основателем первого монашеского общежития (киновики) был великий русский подвижник Сергей Радонежский. Говорил Сергей мало…, но зато когда говорил, его слушали, ибо он говорил дело. Вокруг обители Сергия создался ореол святости и уважения, а ученики подвижника стали сами, по его благословению, основывать общежительские монастыри.

Эффективность такого рода духовной экспансии была огромна. Каждый монастырь играл роль не только церкви, но и больницы, и школы, и библиотеки. Конечно, врачей среди монахов было меньше чем в современной поликлинике, а книг меньше, чем в библиотеке Академии наук, но врачи лечили, а книги читались»[22]

Как мы видим, прижизненных исторических источников не много, в основном исследователи делали свои выводы на основе «Жития Сергия Радонежского», написанного Епифанием Премудрым.

В целом же, мистический опыт преподобного Сергия, поведанный его Житием, свидетельствует, что на рубеже XIV–XV веков перед русской религиозно-философской мыслью уже в полном объеме вставала задача освоения опыта христианской Церкви во всем его многообразном объеме. Стремясь найти себя на путях Божиего Промысла, Русь стремилась к символическому единению с Богом. И роль именно Сергия Радонежского в этом более чем велика. 

Неслучайно именно его русское общество признало своим духовным предводителем. Уже при жизни преподобного Сергия Радонежского рассматривали как воплотившийся в реальном человеке символ единства Руси, которого столь жаждал русский народ в XIII–XIV столетиях. 

Немаловажное значение имеет и то, что преподобный Сергий стал одним из тех, кто придал византийскому христианству уже национальное звучание, преобразив его в поистине народную религию. Во многом благодаря именно Сергию Радонежскому, русское православие приобрело те духовно-нравственные и практические составляющие, которые и сегодня сохраняют свою живительную силу. В 1447 году преподобный Сергий Радонежский был канонизирован, а позднее почитался как небесный покровитель и заступник московских государей. И недаром именно в Троице-Сергиевом монастыре крестили великокняжеских и царских детей. Дни памяти святого Сергия Радонежского — 5 (18) июля и 25 сентября (8 октября)[23].


Заключение

Само по себе "Житие Сергия Радонежского" — это очень сложный памятник. Например, до нас не дошла первоначальная редакция Епифания Премудрого, часть которой сохранилась в более поздних обработках Пахомия Серба. К авторству Епифания Премудрого сегодня причисляется Вступление, Похвальное слово Сергию, обычно заканчивающее Житие, а также первые десять глав Жития из тридцати. Причем наиболее полно епифаниевский текст сохранился в поздних рукописях XVI столетия. Наибольшей переделке епифаниевский текст подвергся именно в той части, которая рассказывает о самом активном времени жизни Сергия. Текст Жития, обработанный Пахомием Логофетом, сохранился в пяти так называемых "пахомиевских" редакциях[24].

К Изучению жизни Сергия Радонежского нужно относится с уважением и должным подчтением, т.к. в Православии он считается святим.

Данная тема изучена достаточно хорошо. Описанием жизни и подвигов Сергия Радонежского занимались такие крупные деятели, как М.Н. Карамзин, Елена Рерих, В.О.Ключевский, Н.И. Костомаров, Л.Н.Гумилев. То, что Сергий Радонежский был реальным историческим лицом, в этом нет сомнений, но до сих пор продолжается спор между верующими и скептиками о том происходили ли на самом деле чудеса, описанные в «Житие Сергия Радонежскогого», написанное его современником Епифанием Премудрым.

"Житие Сергия" сохранилось в нескольких литературных версиях. Списки его кратких редакций датируются XV веком. А вот самый ранний список пространной редакции (РГБ, собр. МДА № 88, л. 276-398) относится лишь к середине 20-х годов XVI века. Самый же знаменитый список пространной редакции, богато и щедро иллюстрированный миниатюрами (РГБ, Троиц, собр.- III, № 21, л. 1-346 об.), создан был в последнем пятнадцатилетии XVI столетия. Судя по заглавию, именно пространная агиографическая версия создана была Епифанием Премудрым к 1418-1419 годам. Однако, к сожалению, авторский оригинал агиографа в своем целостном виде не сохранился. Тем не менее, по убеждению многих ученых, именно пространная редакция "Жития Сергия" заключает в себе наибольшой объем фрагментов, воспроизводящих непосредственно епифаниевский текст.

По мнению современных исследователей, сохранившийся до сегодняшнего дня житийный текст обладает весьма важной особенностью: "епифаниевские" главы существенно пространнее и подробнее "пахомиевских". Столь же значительно принципиальное авторское ахронологическое построение Жития: автор сразу же предупреждает читателя, что излагает события "не по ряду — передняя назади, а задняя напереди". В этом усматривается стремление автора Жития подчеркнуть "вневременное значение подвижничества игумена, невозможность хронологической привязки нравственного ориентира, того житейского идеала, который дал миру Сергий"[25].

Во многом с этим фактом связаны сложности интерпретации событий, описанных в Житии — в разных редакциях многие из них привязаны к разным датам. В современной науке продолжаются дискуссии по поводу трактовки тех или иных мест памятника. Но следует отметить, что наиболее полная и аргументированная современная биография Сергия Радонежского на сегодняшний день предложена в работах Н.С. Борисова "И свеча бы не угасла…" (М., 1990) и "Сергий Радонежский" (М., 2000). 

Цель данной работы – изучить житие как исторический источник.

Задачи:

·  Определить достоверность и историческию ценность  жития,

·  Соотнести житие с достоверными источниками.

Мы тщательно изучили Житие Сергия Радонежского  с точки зрения исторического источника, выявили особенности.

Попытались соотнести житие с достоверными историческими источниками, такими как "Сказании о Мамаевом побоище", где говориться, что именно к нему приехал великий князь Дмитрий Иванович, чтобы получить благословение на битву с полчищами Мамая. Троицкий игумен благословил русское воинство — отправил на поле сражения двух монахов, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, предварительно посвятив их в схиму. Как известно, именно Пересвету выпала участь принять участие в поединке перед битвой на Куликовом поле[26]

Впрочем, по мнению некоторых современных исследователей, в реальности в 1380 году отношения преподобного Сергия и великого князя были намного сложнее, более того в период с 1380 по 1382 год в их отношениях наблюдается основательный разлад. Связано это было с проблемой поставления митрополита на Руси — Константинополь назначил Киприана, а Дмитрий Иванович хотел видеть митрополитом своего печатника Михаила (Митяя). Сергий Радонежский состоял в переписке с Киприаном. За этой проблемой скрывался еще более глубинный вопрос — взаимоотношения Церкви и власти. Позиция великого князя, стремящегося полностью подчинить себе Церковь, не вызывала энтузиазма у троицкого игумена[27]

В целом же, подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлияло на всю отечественную общественно-политическую мысль, ибо он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи. 


Исторический источник:

Жизнь и житие Сергея Радонежского/ сост. В. В. Колесов. - М.: Сов. Россия, 1991.

Использованная литература:

1.  Аверьянов К. А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха. - М.: 2006;

2.  Борисов Н. С. И свеча бы не угасла… Исторический портрет Сергия Радонежского. М., 1990;

3.  Горев М. Троицкая лавра и Сергий Радонежский. - М.: 1980;

4.  Жизнь и житие Сергея Радонежского/ сост. В. В. Колесов. - М.: Сов. Россия, 1991;

5.  Зубов В. П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб // ТОДРЛ. М.; Л., 1953;

6.  Костомаров Н. И. Преподобный Сергий / Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей;

Интернет – ресурсы:

1.  Ключевский Василий Осипович: Собрание сочинений. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства - http://az.lib.ru/k/kljuchewskij_w_o/

2.  http://ru.wikipedia.org

3.  Кириллин В. М. http://www.portal-slovo.ru/philology/37338.php

4.  Литература периода феодальной раздробленности. «Житие Сергия Радонежского»(для чтения и изучения в 7, 8-м классах) http://www.licey.net/lit/begin/radonej

5.  Елена Рерих «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» http://www.obretenie.info/txt/sergij/znamja.htm

6.  Н.М.Карамзин "История государства Российского (Период правления Дмитрия Донского)" http://www.obretenie.info/author/sergij.htm

7.  В.О.Ключевский о Сергии. http://www.obretenie.info/author/sergij.htm

8.  Л.Н.Гумилев. из книги «От Руси до России» - http://www.obretenie.info/author/sergij.htm


[1] Ключевский Василий Осипович: Собрание сочинений. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства - http://az.lib.ru/k/kljuchewskij_w_o/

[2] Литература периода феодальной раздробленности. «Житие Сергия Радонежского»(для чтения и изучения в 7, 8-м классах) http://www.licey.net/lit/begin/radonej

[3] http://ru.wikipedia.org/wiki/Радонежский

[4] http://ru.wikipedia.org/wiki/Радонежский

[5] http://ru.wikipedia.org/wiki/Епифаний_Премудрый

[6] Зубов В. П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб // ТОДРЛ. М.; Л., 1953, т. 9, с. 145—158.

[7] Кириллин В. М. http://www.portal-slovo.ru/philology/37338.php

[8] Борисов Н. С. И свеча бы не угасла… Исторический портрет Сергия Радонежского. М., 1990;

[9] Кириллин В. М. http://www.portal-slovo.ru/philology/37338.php

[10] Литература периода феодальной раздробленности. «Житие Сергия Радонежского»(для чтения и изучения в 7, 8-м классах) http://www.licey.net/lit/begin/radonej

[11] Жизнь и житие Сергея Радонежского/ сост. В. В. Колесов. - М.: Сов. Россия, 1991.

[12] Жизнь и житие Сергея Радонежского/ сост. В. В. Колесов. - М.: Сов. Россия, 1991.

[13] Ключевский Василий Осипович: Собрание сочинений. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства - http://az.lib.ru/k/kljuchewskij_w_o/

[14] Ключевский Василий Осипович: Собрание сочинений. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства - http://az.lib.ru/k/kljuchewskij_w_o/

[15] Горев М. Троицкая лавра и Сергий Радонежский. — М.: 1980.

[16] Кириллин В. М. http://www.portal-slovo.ru/philology/37338.php

[17] Жизнь и житие Сергея Радонежского/ сост. В. В. Колесов. - М.: Сов. Россия, 1991.

[18] Жизнь и житие Сергея Радонежского/ сост. В. В. Колесов. - М.: Сов. Россия, 1991.

[19] Н.М.Карамзин "История государства Российского (Период правления Дмитрия Донского)" http://www.obretenie.info/author/sergij.htm

[20] Елена Рерих «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» http://www.obretenie.info/txt/sergij/znamja.htm

[21] В.О.Ключевский о Сергии http://www.obretenie.info/author/sergij.htm

[22] Л.Н.Гумилев. из книги «От Руси до России» http://www.obretenie.info/author/sergij.htm

[23] Ключевский Василий Осипович: Собрание сочинений. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства - http://az.lib.ru/k/kljuchewskij_w_o/

[24] http://ru.wikipedia.org/wiki/Радонежский

[25] Литература периода феодальной раздробленности. «Житие Сергия Радонежского»(для чтения и изучения в 7, 8-м классах) http://www.licey.net/lit/begin/radonej

[26] Ключевский Василий Осипович: Собрание сочинений. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства - http://az.lib.ru/k/kljuchewskij_w_o/

[27] Горев М. Троицкая лавра и Сергий Радонежский. — М.: 1980.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.