Реферат: Алавиты
Реферат: Алавиты
СИРИЙСКИЕ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
После краха Османской империи в 1918 г.
Сирия попала под контроль Франции. Столкнувшись с мощным противодействием
иностранному господству со стороны сирийских суннитов-националистов, французы
сделали политическую ставку на конфессиональные меньшинства, чтобы локализовать
разворачивающееся в стране национально-патриотическое движение. В этих целях
французские власти стали уделять больше внимания нусайритам, допуская
возможность превратить алавитский район в главную базу своей колониальной
политики. Параллельно в нусайритскую зону обитания было направлено значительное
количество французских миссионеров-проповедников с задачей убедить нусайритов в
их религиозной исключительности и возбудить у них сепаратистские настроения. Опираясь
на элементы христианства в нусайризме, миссионеры доказывали, что алавиты -
потомки крестоносцев, а их мировоззрение базируется на христианстве. Но,
несмотря на стремление Франции завоевать симпатии алавитов, их отношения
поначалу не сложились. Многие алавитские лидеры не доверяли французской
администрации . Кроме того, развернувшаяся по всей территории Сирии
партизанская война против французских оккупантов также оказала влияние на
алавитов, удерживая их от активных контактов с французской стороной.
Более того, политические отношения между
французской администрацией и алавитами резко омрачились в ходе вооруженного
противостояния, центром которого стала Латакия и прилежащие районы. В мае 1919
г. крупные беспорядки охватили территорию Ансарийских гор. Крестьянские
волнения были вызваны земельной тяжбой между алавитскими крестьянами и группой
исмаилитских феодалов, поддерживаемых Францией. Алавитские феллахи защищали
свои земли с оружием в руках. Французы были вынуждены заключить в 1919 г.
перемирие и частично удовлетворили требования алавитов. Но осенью того же года
Франция, получив возможность перебросить в Сирию новые войска, возобновила
борьбу с алавитами. Горцы оказали упорное сопротивление, и военные действия
продолжались в течение трех лет. В 1921 г. восстание закончилось компромиссом,
главным образом вследствие того, что французы вознамерились использовать
алавитский сепаратизм в своих политических целях для закрепления собственного
господства в Сирии.
Франция стремилась расчлененить страны
на отдельные карликовые государственные образования: Ливан, Дамаск, Халеб.. 31
августа 1920 г. была создана "автономная территория алвитов". 12 июня
1922 г. это территориально-административное образование было переименовано в
"Государство алавитов". Французский администратор был переименован в
губернатора, были созданы ведомства финансов, общественных работ,
здравоохранения, юстиции, возглавленные французскими советниками Однако
французской администрации пришлось столкнуться с необходимостью насаждать свое
присутствие военной силой, поскольку расчет на мирное внедрение в подмандатную
страну на первом же этапе его осуществления оказался подорванным.
"Умиротворение" же силой оружия - чрезвычайно затратная акция,
реализация которой для послевоенной Франции была затруднена по экономическим
соображениям, в первую очередь. Достижение имперских целей в кратчайшие сроки
требовало применения разных методов. Поддержка сепаратизма, поощрение
центробежных устремлений сулили французской администрации реализацию ее
интересов уже в ближайшей перспективе.
Именно колониальные интересы Франции
заставили ее отказаться в итоге от военных путей разрешения проблем своего
пребывания в Сирии и перейти к активному манипулированию политическими
рычагами, используя к своей выгоде противоречивость и сложности
межконфесиональных связей и особенно эксплуатируя ситуацию с алавитами, которые
оставались неординарным конфессиональным образованием на этно-политической
карте Сирии.
Политика дезинтеграции страны,
углубившая экономический кризис и приведшая Сирию на грань катастрофы, в конце
концов завела в тупик и французские власти. В 1922 г. после крупных волнений,
охвативших всю страну, им пришлось провозгласить образование "Федерации
автономных государств в Сирии" в составе трех государств: Дамаска, Халеба
и алавитского образования. Однако федерация не была идентична единству Сирии.
Она должна была также подчиняться французским властям, как и местные
марионеточные правительства. Во главе федерации стоял президент, избираемый на
один год, и федеральный совет. При президенте были образованы три федеральные
дирекции: финансов, общественных работ и гражданских дел.
По существу, и это изобретение
французской администрации оказалось недолговечным.
Уже 5 декабря 1924 г. федерация была
ликвидирована, и Сирия объявлена единым государством, в которое вошли Дамаск,
Халеб и государство алавитов.
Это последнее просуществовало в рамках
французского мандата с 1922 г. по 1936 г., хотя алавиты добивались полной
самостоятельности. Алавитское государство включало два бывших санджака -
Латакийский (области Латакия, Джебле, Банияс, Масьяф, Хафера) и Туртусский
(области Тартус, Сафита, Телль-Калях), имело собственный флаг в виде полотнища
белого цвета с желтым солнцем в средней части и четырьмя красными углами.
Население алавитского государства насчитывало 278 тыс. чел. (176 тыс. алавитов,
52 тыс. суннитов, 44,5 тыс. христиан, 4,5 тыс. исмаилитов). С 1930 г.
Алавитское государство имело и свою конституцию. Но, несмотря на обладание
собственной государственностью, алавиты оставались экономически и социально
ниже суннитов, и эти закрепленные традицией отношения нельзя было изменить
простыми административными мерами. Объективно перенаселенный алавитский район с
бедной каменистой почвой и низким уровнем развития производительных сил
оставался одним из наиболее отсталых в Сирии. Эта отсталость зафиксирована и в
социальных показателях. В годы французского мандата около 61% всех алавитов
страдали трахомой, что выделялось даже на общем невысоком, с медицинской точки
зрения, фоне. Эпидемии, нехватка витаминов, постоянное недоедание явились
причиной высокой детской смертности. Образовательный уровень алавитов также был
весьма низким. Из общего числа студентов, посещавших в 1936 г. государственные
школы в Латакии, только 27% были алавитами, хотя алавиты составляли более 60%
населения провинции.
Неравноправное положение алавитов
особенно ярко проявлялось в сфере юридического обеспечения функционирования их
общины. Везде на территории Сирии действовали суннитские законы и суннитские
суды.
Для придания определенного статуса
алавитскому сообществу необходимо было, чтобы у него существовала собственная
официальная судебная система, суды и судьи. Добиваясь расположения алавитов и
стремясь обеспечить прочное положение общины в своих интересах, французская
администрация в ряде случаев удовлетворяла запросы алавитского населения.
Поэтому уже в 1922 г. французы одобрили учреждение отдельных религиозных судов
для алавитов (махалим шар ила алавита). Таким образом, алавиты освободились от
подчинения суннитским судам, но тем не менее так и не получили возможности
отправления правосудия исключительно по своим собственным законам.
Общая ситуация на Западе в преддверии
второй мировой войны, а главное - изменения в самой Франции, что было связано с
приходом к власти левого правительства, существенно модифицировала на коротком
историческом отрезке подходы Франции к заморским территориям, особенно к Сирии,
которая формально не была в колониальной зависимости. а имела статус
подмандатной территории, что предполагало за ней большие права.
В 1936 г. французы приняли решение
присоединить Алавитское государство к Сирии. Алавитские шейхи выступили против
этого и направили протест премьер-министру Франции. В нем отмечалось, что
алавитский народ, сохранявший свою самостоятельность на протяжении многих лет,
отличается своей религией, обычаями и укладом жизни от суннитов. Кроме того,
предоставление Сирии независимости, хотя и является положительным моментом,
будет означать установление господства суннитских кланов над алавитскими. В
связи с этим алавиты не могут согласиться на требование французов о
присоединении к Сирии. Это послание подписали видные алавитские шейхи -
Сулейман Муршид, Мухаммед Сулейман Ахмед, и др.
Однако 5 декабря 1936 г. Алавитское
государство было присоединено к Сирии в соответствии с указом N 274
французских властей.
В 1936 г. Франция признала суверенитет
Сирии. Между Парижем и Дамаском был подписан договор об образовании независимой
Сирии. Французы настояли на сохранении административной и финансовой самостоятельности
за районом Латакии, который окончательно вошел в состав Сирийской Республики в
апреле 1946 г. Но такой урезанный суверенитет не устроил алавитов, и поэтому
сепаратистское движение среди них продолжалось. Однако, алавитские руководители
начали действовать, исходя из новых условий, то есть принимая во внимание
неизбежность существования алавитской общины в рамках единой Сирии, а в
дальнейшем и в ожидании ликвидации французского мандата.
Примерно с 30-х годов, еще до подписания
указанного договора по инициативе алавитских шейхов, осознававших несбыточность
надежд алавитской общины на самостоятельность, начинается новая реформация
нусайризма, которая, как и у части других сектантских движений, преследовала
цель приспособить свое вероучение к новым условиям и сохранить самобытность
общины.
Одним из направлений в усилиях алавитов
на этом поприще стало их стремление заручиться поддержкой суннитов и таким
образом гарантировать сохранение своей самобытности в рамках единого
государства. Сунниты, со своей стороны, стремились интегрировать алавитские
районы, и в результате интересы алавитов и суннитов совпали в том, чтобы
признать алавитов как полноценных мусульман.
Алавиты начали активнее изучать Коран,
отправлять присущие "умеренным" шиитам мусульманские культовые
обряды, а также вести дела по бракам, разводам, наследству и т. п.
В июле 1936 г. нусайритские
священнослужители обнародовали воззвание, в котором подчеркивалось следующее:
"в опровержение имеющих место рассуждений о том, что алавиты - не мусульмане,
мы, обменившись мнениями и рассмотрев основополагающие исторические и
теологические труды, заявляем:
1. Всякий алавит является мусульманином,
а алавиты - мусульмане веруют в Аллаха, Мухамада и признают пять заповедей
ислама.
2. Тот, кто признает ислам, но отвергает
Благородный Коран в качестве его священной книги, а Мухаммада, благословит его
Аллах и да приветствует, - как его пророка, с точки зрения Шариата не является
алавитом" .
Для того, чтобы обеспечить познание
догматов веры и обучение теологическим дисциплинам в нормальной обстановке,
способствующей обретению знаний, по предложению шейха Хабиба было учреждено
местное общество "Джафари", где велось преподавание разных предметов,
включая шиитскую юриспруденцию по канонам 12-го имама. В нем алавитские шейхи
могли получать соответствующее шиитское образование. Общество обосновалось в
Латакии и имело отделения в Тартусе, Джабле и Баниясе. Общество
"Джафари" в 1952 г. было признано властями Сирии. После этого школа
шиизма 12-го имама стала считаться равной в ряду признанных юридических школ, и
ее практика стала использоваться в мусульманском праве.
Акт признания состоялся в июле 1973 г.
Однако этот факт носил скорее политически, а не теологический оттенок. Как
считают наиболее ортодоксальные суннитские и шиитские авторитеты, сирийские
алавиты не стали в результате этого правоверными шиитами, тем более, что
остается неизвестной сущность алавитских доктрин и степень изменений, которым
они подверглись, если подобное вообще имело место.
Однако политические события, имевшие
место в 70-е годы на Ближнем Востоке, не могли не оказать влияние на алавитское
религиозное сообщество. Иранская революция (1978-1979 гг.) способствовала
проведению религиозной реформы внутри алавитской общины. В августе 1980 г.
Президент Сирии Х.Асад встретился с алавитскими общинными лидерами и
религиозными шейхами в Кардахе, где призвал религиозных шейхов провести
модернизацию и реформы, а также укрепить связи с основными центрами шиизма
12-го имама. Совещание в Кардахе шло за закрытыми дверями, но последующие
события свидетельствовали, что сирийскому руководству удалось заставить
алавитских религиозных шейхов пойти на определенный компромисс и внести свой
вклад в дело дискредитации суннитского аргумента против алавитского
меньшинства.
В целом же, несмотря на специфичность
нусайризма, суннитская среда не помешала алавитам занять верхние ступени в
структурах власти вплоть до президентского кресла. Несомненно, что алавитская
община обладает мощным кумулятивным эффектом и смогла преодолеть исторически
складывавшуюся неприязнь в местном обществе, добившись ошеломляющего
политического успеха, так и не получив с догматической точки зрения признания
со стороны шиитского духовенства. Очевидно, что возвышению алавитов
способствовали объективные исторические условия, обусловленные втянутостью
Сирии в современные международные отношения, приверженностью светскому началу в
политике, бурными событиями межвоенной и послевоенной истории, когда на
авансцену политической жизни выдвигались наиболее динамичные и активные силы.
Энергичной и жизнеспособной политической силой в Сирии оказались алавиты,
сумевшие увлечь своими политическими лозунгами массы населения, возглавить
национально-освободительное движение, добиться революционно-демократических
преобразований под своими знаменами.
|