Реферат: Аграрные преобразования на Северном Кавказе
Реферат: Аграрные преобразования на Северном Кавказе
Министерство
экономического развития Российской Федерации
Российский государственный торгово-экономический
университет
Ростовский Институт
(Шифр
КП 00007)
Контрольная работа
по
дисциплине: «Проблемы
развития
экономической
истории Дона
и
Северного Кавказа »
Тема: «Аграрные
преобразования на Северном Кавказе»
Работу выполнил:
студент третьего
курса
заочной формы обучения
факультета коммерции
Ростов-на-Дону
2004 г.
Содержание:
Введение
1. Аграрные преобразования на Северном
Кавказе
2. Земельная реформа на Северном Кавказе
a.
Перераспределение
земельного фонда на Северном Кавказе
b.
Подымный сбор
3. Отмена крепостного права на Тереке и
Кубани
4. Отмена крепостного права на Дону и в
Ставрополье
a.
Разработка
крестьянской реформы на Дону
b.
Проведение
крестьянской реформы на Дону
c.
Крестьянская
реформа в Ставропольской губернии
5. Отмена рабства в Дагестане и
крестьянская реформа 1913 г.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Развитие края в составе империи оказалось подчинено общим процессам
экономической и социально-политической эволюции России в XVIII- начала XX вв.
Условия и характер взаимодействия различных групп населения его определялись
социальной и этнической политикой центральной власти, а также процессом
модернизации, в который страна постепенно вовлекалась как общим ходом развития
европейского мира, так и вполне целенаправленной реформаторской деятельностью
царизма.
Вместе с тем юго-восточная окраина Европейской России
отличалась зримым своеобразием хозяйственного уклада и образа жизни, составом и
обликом населения. Определялось это в первую очередь тем, что в общий контекст
исторического развития страны оказались включенными территории, на которых
сложились и существовали уникальная горская цивилизация и весьма специфичная
казачья культурно-историческая общность. Это предопределяло сложность и
неоднозначность процесса их интеграции как в единую хозяйственную систему
империи, так и в ее социальную и политическую жизнь.
В составе Российской империи сложно отыскать хотя бы
еще один регион с таким же пестрым этническим и социальным составом населения,
причем структура его стала, по сравнению с предыдущими веками развития, более
дробной и сложной в процессе российской колонизации территории. При этом
имперская политика ставила различные сословия и этносы в весьма неравное
положение, разделяя их на привилегированные, полупривилегированные и
непривилегированные, что способствовало росту противоречий и конфликтов как
между ними, так и отдельных групп населения с властью.
Неизбежным результатом жизни в составе империи стали и
взаимное приспособление столь разных соседей друг к другу, и деформация
социокультурных устоев и традиций жизни, характерных для таких своеобразных
групп населения края, как этносы Северного Кавказа и казачество, хотя
последнее, несомненно, в большей степени адаптировалось за два с небольшим
столетия к жизни в царской России и к условиям несения военной службы государю.
Аграрные
преобразования на Северном Кавказе
В отличие от Центральной России, на Северном Кавказе аграрно-крестьянская
реформа проводилась в два этапа. Первым этапом была земельная реформа
(размежевание земель и определение их юридического статуса), вторым –
ликвидация рабства и освобождение крестьян от личной зависимости.
При проведении земельной реформы в крае российская администрация отдавала
приоритет общинному землевладению и землепользованию, что еще более сближало
горские районы с русскими губерниями. Однако в полном объеме размежевание
земель было проведено только в Кабарде и Осетии. Одновременно с наделением
землей крестьян происходило перераспределение земельного фонда в пользу местных
феодалов, преданных российской власти представителей других горских народов и
российских военных. Непосредственным результатом проведения земельной реформы
на Северном Кавказе стало введение с 1 января 1866 г. государственной
поземельной подати, известной как «подымный сбор».
С начала 60-х гг. XIX в. русская администрация на Северном Кавказе
проводила и освобождение зависимого населения. В Терской и Кубанской области
было ликвидировано крепостное право, а в Дагестане отменено рабство. При этом
условия освобождения рабов, дворовых и крестьян были более тяжелыми, чем на
Дону или в Центральной России. Большая часть крестьян-рабов Дагестана
оставалась в крепостной зависимости от беков до 1913 г.
Земельная
реформа на Северном Кавказе
Аграрные преобразования на Северном Кавказе строились на сочетании
двух принципов землевладения – общинного и частного и призваны были дать горцам
землю на плоскости на основе общинного права, выделив в то же время часть
земель в частную собственность (феодалам и лицам, находящимся на русской службе
и преданным русскому правительству).
В мае 1863 г. в Терской области образовали Комиссия по разбору личных и
поземельных прав (Терская сословно-поземельная комиссия) под председательством
кабардинца Д. С. Кодзокова. В основу своей работы она приняла положение, что
«земля, занимаемая жителями на плоскости, есть казенная» и находится в
пользовании крестьян на общинном праве. В Кабарде 29 августа 1863 г.
местные феодалы подписали акт, которым вся земля признавалась общинной. Он стал
отправным пунктом земельной реформы. Осетинская и балканская знать отказалась
подписать подобные акты, но комиссия Кодзокова сочла необходимым ввести и в
Осетии общинное владение землей.
В Кабарде при проведении размежевании земель происходило укрупнение аулов.
Норма наделения колебалась от 36 до 41 дес. на двор, но около 2/3 надела
составляли неудобные земли. В среднем на одну душу у крестьян приходилось от
3,6 до 8 дес. земли. Аулы получали землю на праве общинного владения, за
передаваемые государством участки члены общины несли государственную и
поземельную повинность. Для наделения князей и дворян устанавливались следующие
нормы: князьям в среднем по 500, а дворянам по 250 дес. на двор.
В Осетии процесс размежевания земель начался в 1853 г. и продолжался до
1867 г. В 1853-1856 гг. были отведены земли семействам знати (алдарам) и
зависимому крестьянскому населению при нормах размежевания – по 225 дес.
алдарам и 36-37 дес. на крестьянский двор. Но при этом земли не получили 49
дворов алдар, которых переселили на правый берег Терека, и 334 крестьянских
двора. Затем земельные наделы были распределены между аулами в соответствии с
количеством входящих в них дворов, причем алдары либо включались в состав
аульных обществ (получая на двор по 40 дес.), либо получали право на земельные
наделы в Кубанской области (до 300 дес. на двор).
В Кубанской области размежевание земель происходило на основании проекта
«Положения об устройстве поземельного быта горских племен Кубанской области»
(1861 г.), по которому крупные феодалы получали огромные поместья в
индивидуальное потомственное пользование, дворяне – от 100 до 200 дес. в
фамильное пользование, а крестьяне-общинники – по 7 дес. на душу м.п. на правах
общинного владения.
Общий пересмотр земельных отношений в Карачае и Балкарии так и не был
произведен.
В плоскостной Чечне и Ингушетии размежевание закончилось в 1876 г.,
наделы Надтеречном наибстве Чечни колебались от 28 до 34 дес. на двор, а в
Ингушетии –от 15,5 до 27 дес. на двор. В горной Чечне и Ингушетии земельная реформа
не проводилась.
В Дагестане в 1865 г. начала работать сословно-поземельная комиссия,
которая занялась решением земельного вопроса. Под ее давлением в 1865 г.
местные феодалы согласились предоставить половину земли крестьянам
безвозмездно. С 1865 по 1870 гг. проводились межевые работы. Так, на Кумыкской
плоскости феодалы получили в среднем по 110 дес., а крестьяне - менее 5
дес. душевого надела.
Перераспределение
земельного фонда на Северном Кавказе
При проведении аграрных преобразований большое количество земель было
оставлено в руках знати – кабардинских и кумыкских князей, а также передано
офицерству. В одной Чечено-Ингушетии таким путем было отторгнуто 29 629 дес.
земель, не считая земель казаков. Так, Таймановы получили 6 550 дес.,
Бековичи-Черкасские – 6 350, Алхасовы – 2 800,
Эльдаровы – 1 400 дес. Казачьи офицеры получали по закону 1870 г.:
генералы – по 1 500 дес., штаб-офицеры – по 400, обер-офицеры – по 200, рядовые
казаки по 30 дес. Всего офицеры Терского казачьего войска получили 119 760 дес.
земли.
Аналогичные земельные пожалования офицерам и «почетным туземцам»
происходили после 1864 г. и в Кубанской области. По 5 тыс. дес. земли
получили абазинский князь Магомет-Гирей Лоов и ногайский князь Адиль-Гирей
Капланов-Нечев, более чем 2 тыс. дес. – черкесский князь Эдык Абуков,
карачавеские князья Крымшамхаловы и др.В одном только Балтапашинском уезде, в
который входили карачаевские, черкесские, абазинские и ногайские аулы, из
2 400 000 дес. земли около 1 100 000 дес. было отдано под казачьи станицы.
Около 200 000 отошло под не войсковые поселения, по 100 000 русским и горским
частным владельцам и около 900 000 осталось в казне.
Подымный
сбор
При исчислении введенной в 1866 г. поземельной подати единицей обложения
было хозяйство («дым»), поэтому она именовалась еще «подымным сбором». Каждый
«дым» независимо от количества членов, имеющихся скота и земли платил
одинаковую сумму. Горцы Кубанской области платили по 3 руб. с
двора, Дагестанской области – от 2 до 3 руб., Терской области – от 75 коп.
до 5 руб. Самая высокая подать была в Кабарде – 5 руб. с двора. Только в
Карачае налог дифференцировали в зависимости от дохода: в первую категорию
(платившую 15-30 руб. с «дыма») зачислялись дворы с большим и средним
достатком, во вторую (от 75 коп, до 4 руб.) – малообеспеченные и неимущие.
Поземельная подать способствовала сохранению больших семей у горцев, так
как они оказывались в лучшем положении при уплате налога, чем малые разделенные
семьи. В одной Терской области в 1890 г. подымная подать составляла около 650
000 руб. Значительная часть населения оказалась не в состоянии ее платить,
постоянно накапливалась задолженность. Например, за горскими жителями
Нальчикского округа к 1884 г. числилось недоимок на сумму около 12 000 руб. С
частных владельцев Терской и Кубанской областей правительство собирало
двухкопеечный подесятинный сбор.
Отмена
крепостного права на Тереке и Кубани
В 1864 г. была освобождена небольшая часть крестьянского населения
Северного Кавказа – зависимые люди «азиатского происхождения, находящиеся во
владении у разных лиц, приписанных к Терскому войску», т.е. дворовые и
крестьяне местных феодалов, служивших в русской армии (по «Положению» 19
февраля 1861 г.).
16 апреля 1866 г. при наместнике Кавказа вел. кн. Михаиле Николаевиче был
создан Особый комитет по крестьянским делам под председательством
генерал-адъютанта Карцева. В Терской области подготовка вопроса об освобождении
крестьян возложили на сословно-поземельную комиссию Д. С. Кодзокова. Свои
проекты освобождения крестьян представили кабардинские, балкарские и осетинские
феодалы. Они предлагали как добровольное соглашение между крестьянами и
феодалами, так и обязательное, за достаточно высокий выкуп. Тех крестьян,
которые не могли выкупиться сразу, предполагалось оставить на длительный (6-8
лет) срок на положении временно обязанных.
Подготовленное этими органами Положение об отмене крепостного права было
объявлено 1 октября 1866 г. предписанием Главнокомандующего Кавказской армией
начальнику Терской области и провозглашено 18 ноября 1866 г. Как и в
Центральной России, освобождение крестьян проводилось либо на основе
добровольных соглашений между крестьянами и их феодалами (на основе обычного
права), либо по обязательным правилам. Размер выкупной суммы для взрослого
трудоспособного крестьянина в возрасте 15-45 лет составлял 180-200 руб.
Дети до 15 лет платили по 10 руб. за каждый год возраста. При освобождении к
феодалу отходила половина или даже 2/3 крестьянского имущества. Если крестьяне
не могли выкупиться сразу, то они оставались временно обязанными на протяжении
6 лет и должны были отработать свой выкуп в хозяйстве феодала. Годовой труд
мужчины-крестьянина оценивался от 35 до 70 руб., а женщины от 25 до 40 руб.
Подобные правила применялись и к рабам. В результате реформы в Кабарде и
Балкарии было освобождено более 21 тыс. чел.
В Осетии несовершеннолетние получали свободу бесплатно, а владельцы их
получали компенсацию из средств податных сборов. Здесь было освобождено 627
взрослых и 242 малолетних раба, а также 822 взрослых и 310 малолетних крестьян.
В Чечне и Ингушетии, где отношения зависимости не получили широкого
развития, по реформе 1867 г. освободили менее 400 чел. за выкуп – от 100 до 200
руб. за взрослого и от 30 до 50 руб. за малолетнего.
В Кубанской области ликвидация личной зависимости началась с мая 1868 г.,
но окончательно Положение об освобождении крестьян было утвержден 1 ноября 1868
г. , когда в зависимости оставалось уже только 25% от общего числа крепостных.
По Положению крестьяне получали свободу за выкуп, за исключением женщин, мужчин
старше 50-55 лет и детей до 7 лет. Срок обязательных работ составлял 4-5 лет.
Всего в Кубанской области в 1868 г. на основе добровольного соглашения освободили
11 403 чел., а по обязательным правилам – 5 070 чел.
Отмена
крепостного права на Дону и в Ставрополье
По переписи 1858 г. в Области войска Донского числилось 286 156 душ
крепостных обоего пола, или 31,9% по отношению к общему количеству населения
области, причем большинство их было сосредоточено в двух округах – Миусском и
Донецком.
Началом разработки крестьянской реформы на Дону стало 6 мая 1858 г.,
когда донское дворянство выразило императору «полную и совершенную готовность
донских дворян к улучшению быта крестьян в войске Донском на общих основаниях».
Это обращение явилось следствием давления на донских дворян со стороны
войскового начальства. Предложения донских дворян были более жесткие, чем
проект, составленный Редакционными комиссиями в С.-Петербурге. Поэтому для Дона
были разработаны специальные «Дополнительные правила о крестьянах и дворовых
людях, вышедших из крепостной зависимости в Земле войска Донского». Они были
построены по принципу общероссийских, но с рядом особенностей. 20 марта 1891 г.
на Дону было объявлено об отмене крепостного права. Проведение крестьянской
реформы до середины 70-х годов шло достаточными темпами, но затем замедлилось и
окончательно завершилось в 1883 г.
Крестьянская реформа в Ставрополье, где крепостные составляли всего 2%
крестьянского населения края, практически ничем не отличалась от Центральной
России.
Разработка
крестьянской реформы на Дону
В 1858 году в Новочеркасске был образован Комитет по подготовке проекта
Положения об устройстве быта донских помещичьих крестьян. К 16 мая 1859 г.
донские дворяне разработали свой проект, который стремился максимально
сохранить преимущества крупных землевладельцев. В период временно обязанного
состояния крестьяне не могли переходить с барщины на оброк в течение 6 лет,
причем количество барщинных дней определялось размерами имения: для
многоземельных – 94 дня в году, средних – 75 и малоземельных – 56 дней. Донские
помещики также стремились сохранить за собой при выкупе земли как можно больше
полевых угодий. Этой цели служили и предложения о «даровом» крестьянском наделе
– получении крестьянином 1/4 регламентированного размера надела без выкупа (на
Дону «даровой» надел составлял около 1 дес.).
Эти предложения были значительно тяжелее для крестьян, чем нормы,
определенные Редакционными комиссиями.
«Дополнительные правила о крестьянах и дворовых людях, вышедших из
крепостной зависимости в Земле войска Донского»
Для наделения крестьян землей и угодьями территория войска Донского
делилась на четыре местности:
Часть Черкасского округа, окруженная Ростовским уездом (в то время
входившим в Екатеринославскую губ.), и ближайшая к ней и Азовскому морю часть
Миусского округа. Здесь, как и в Ростовском уезде, крестьянский надел на душу
составлял 3 десятины.
Остальные части Миусского, Черкасского и Донецкого округов – около 3,5
дес.
Хоперский и Усть-Медведицкий округа – 4 дес.
1-й и 2-й Донские округа – около 4,5 дес.
На период временно обязанного состояния за полный душевой надел
крестьянский оброк составлял 8 руб., а барщина – 63 дня в год (36 мужских и 27
женских дней). Переход с барщины на оброк мог происходить по истечении двух
лет, как и в остальной России. В течение 9 лет крестьянин не мог отказаться от
надела и выйти из временно обязанного состояния. Донским дворянам
(преимущественно мелкопоместным) предоставлялись льготы, в том числе
возможность переселять крестьян на другие земли а также переводить своих
крепостных в разряд государственных крестьян (за что владельцы получали
компенсацию от казны) и др. Дворовые люди были обязаны продолжать работать на
своих прежних хозяев в течение 2-х лет после объявления реформы.
Проведение
крестьянской реформы на Дону
После 19 февраля 1861 г. для проведения в жизнь крестьянской реформы на
Дону было образовано Областное войска Донского по крестьянским делам
присутствие.
Накануне реформы на Дону числилось 2904 помещика. Мелкопоместные дворяне
грамот не составляли. В 1863 г. составление грамот фактически закончилось. Из 1
294 грамот крестьяне подписали только 586, да и то часть – вынужденно.
Первоначально переход крестьян на выкуп на Дону происходил достаточно быстрыми
темпами и только 7% крестьян воспользовались «даровым» наделом». С 1868 по 1878
г. количество временно обязанных сократилось более чем
в 8 раз. С середины 70-х годов темпы перехода крестьян на выкуп резко
замедлились, увеличилось число выкупов по одностороннему требованию помещика.
На 1878 г. на Дону числилось 99 462 крестьянина-собственника (т.е. 69%
крестьян), а оставалось у 391 помещика во временно обязанном состоянии 17 578
крестьян м.п. Остальные крестьяне были переведены на выкуп с 1 января 1883 г.
по «Положению о выкупе наделов крестьян, еще остающихся в обязательном
отношении к помещикам» (от 28 декабря 1881 г.).
По данным советских историков (И. П. Хлыстов) в результате реформы крестьяне
Дона потеряли около 31% земель. В тех округах, где помещичье землевладение было
наиболее развито, отрезки были довольно значительны, достигая 50%
дореформенного надела и даже выше. У некоторых крестьян наделы сократились на
84%.
Крестьянская
реформа в Ставропольской губернии
В Ставропольской губернии существовало всего 49 помещичьих имений с 30
тыс. русских крепостных (около 2% всего крестьянского населения губернии). Для
подготовки реформы здесь также осенью 1858 г. был образован дворянский комитет,
который предложил проводить наделение крестьян землей в течение длительного (12
лет) временно обязанного состояния, причем крестьянские наделы должны были
составить лишь 4,5 десятин. Как и предложения донских помещиков, этот проект не
нашел в Санкт-Петербурге поддержки.
Реформа в губернии проводилась на основании общероссийских «Положений» 19
февраля 1861 г., причем Ставрополье было отнесено к степной зоне. Размеры
наделов здесь также сокращались и составляли 8 десятин. Как и в остальной
России, крестьяне в период временно обязанного состояния платили помещику оброк
или отбывали на барщине в течение года 70 дней (40 мужских и 30 женских).
Высокие суммы оброка и выкупных платежей привели к тому, что
крестьянская реформа в Ставрополье проходила крайне медленными темпами. К
1881 г. 2/3 крестьян отказались от полевого надела и перешли в разряд казенных
и только 31,6% – на выкуп. Из 63,5 тыс. дес., по данным В. П. Крикунова, у
крестьян было отрезано 37,1 тыс. дес., или 58,4%. Таких отрезков не знала ни одна
российская губерния.
Отмена
рабства в Дагестане и крестьянская реформа 1913 г.
В Дагестане в начале 60-х гг. числилось около 4 830 рабов обоих
полов. Начальник Дагестанской области принял меры к ограничению рабства
на территории феодальных владений, поэтому
к 1866 г. здесь осталось только 1 542 раба. В 1866-1868 гг. рабство в
Дагестане было полностью ликвидировано, около 78% рабов освобождались за выкуп
(в среднем по 145 руб. за душу), остальные бесплатно при условии службы бывшим
хозяевам от 4 до 6 лет. Освобожденные рабы приписывались к крестьянским
обществам.
Однако аграрные преобразования 60-70-х гг. XIX в. не затронули
крестьян-рабов, которые оставались в зависимости от беков до 1913 г. Только в
некоторых районах (Кумыкском округе, Присулакском наибстве) в 60-е гг. XIX в.
крестьяне получили свободу.
К проведению крестьянской реформы в Дагестане российское правительство
вернулось уже перед самой Первой мировой войной. 7 июня 1913 г. издали закон «О
прекращении зависимых отношений поселян Дагестанской области и Закатальского
округа к бекам и кешкелевладельцам и об учреждении в сих местностях
установлений по крестьянским делам», по которому все зависимые крестьяне
освобождались от своих повинностей в пользу феодалов. Взамен их правительство
выдавало феодалам 300 тыс. руб., которые крестьяне должны были погасить
ежегодными взносами в государственную казну в течение 20 лет. Реформа 1913 г.
коснулась еще 70 тыс. крестьян.
Заключение
Административные преобразования XIX в. должны были подготовить горское
население «к подчинению общим полицейским и судебным законам империи». В
1870-1871 гг. на Тереке и Кубани было ликвидировано военно-народное управление
и введена гражданская администрация. Такая политика, как отмечает Н.С.Киняпина,
вполне отвечала общей установке российского правительства в национальных
регионах: вводить имперскую административную систему постепенно, через ряд
переходных форм.
Список
литературы
1.
История народов Северного Кавказа. Т. 1. М. 1988
2.
Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина XVI-начало XX в.):
историко-этнографические очерки. М. 1974
3.
Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории.
Ростов-на-Дону.1992.
4.
Сватиков С.Г. Россия и Дон. Белград. 1924.
5.
Сокуров В.Н. О характере русско-кабардинских политических связей в 70-х
годах XVI века. //Сборник по истории Кабардино-Балкарии.Вып.10. Нальчик.1976.
6.
Цикоцкая Н.И., Черноус В.В. Как это было. Штрихи к истории концепции
добровольного вхождения Чечено-Ингушетии в состав России.// Известия СКНЦ ВШ.
Общественные науки. 1990.№ 2.
|