рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Афганистан

Реферат: Афганистан

Введение.

Великий Октябрь оказал огромное влияния на развитие национально-освободительного движения стран Востока. Провозглашенные Декретом о мире ленинские принципы внешней политики молодого Советского государства стали определяющим фактором советской политики и в отношении Афганистана. Большой резонанс здесь получило обращение Совнаркома РСФСР “Ко всем трудящимся мусульманам  России и Востока”, в котором подтверждалось право всех мусульманских народов стать хозяевами своей судьбы. По существу это означало признание Афганистана суверенным и независимым государством. Такая позиция Советского правительства была юридически закреплена Брест-литовским договором, подписанным весной 1918 г., статья 7 которого гласила, что “Персия и Афганистан являются  свободными и независимыми  государствами”.

    Советское правительство, учитывая тот факт, что установление дипломатических отношений с Афганистаном способствовало бы оказанию помощи освободительной борьбе афганского народа, в июле 1918 года предложило учредить в Афганистане своё представительство. Однако эмир Хабибулла-хан под нажимом англичан отверг это предложение. В конце 1918 года с советской стороны была предпринята вторая попытка, вновь натолкнувшаяся на противодействие эмира.

    Между тем в самом Афганистане росло широкое недовольство политикой Хабибуллы-хана. В стране увеличивались подати, налоги, участились рекрутские наборы, царило полное беззаконие властей в отношении населения. Фактически власть оказалась в руках временщика, министра финансов Мухаммада Хусейна, представителя зарождавшихся компрадорских  кругов, который по существу являлся агентом британского капитала и всячески способствовал усилению английского влияния в стране. Эмир вёл праздную жизнь, игнорируя условия быстро меняющейся обстановки. Его упорное нежелание установить контакты с Советской Республикой, т. е. воспользоваться  благоприятными возможностями для достижения Афганистаном независимости, способствовало приближению кризиса внутренней политики и соответственно определяло исход его правления.

    Летом 1918 года английские войска вторглись в Советский Туркестан, захватив Кушку, таким образом, с трёх сторон окружили Афганистан (к  этому времени они пользовались безраздельным влиянием и в Персии). Внешнеполитическая изоляция, навязанная британскими колонизаторами и фактически законсервированная политикой режима Хабибуллы-хана, превращалась в территориальную изоляцию, подкреплённую непосредственным присутствием британских войск на северных и южных границах Афганистана. Требовались энергичные и радикальные меры для выхода из создавшегося тяжёлого положения.

    В сложных условиях внутренней и международной обстановки в стране резко активизировалось деятельность оппозиции. Летом 1918 г. было совершенно покушение на эмира.

    Начались массовые репрессии, вызвавшие наряду с тяжёлыми экономическими положением обострение всеобщего недовольства режимом. В ночь с 20 на 21 февраля 1919 г. эмир Хабиббула-хан был убит вблизи Джелалабада. В течение нескольких дней в стране царило двоевластие Брат эмира Насрулан-хан, находившийся в то время в Джелалабаде, провозгласил себя эмиром. В это время третий сын Хабибуллы-хана, принц Аманулла-хан (оставшийся в отсутствие отца наместником в Кабуле), опираясь на части кабульского гарнизона и горожан, также объявил себя эмиром.  Он выдвинул в качестве своей ближайшей цели освобождение страны от британской зависимости. Политические симпатии населения оказались  на стороне молодого принца. Вскоре Насрулла-хан и некоторые из его сторонников были арестованы. Временщик Мухаммад Хусейн был повешен. Новым эмиром стал Аманулла-хан. Попытка консервативных кругов захватить верховную власть окончилась неудачей.

    После отказа британских колониальных властей признать Афганистан независимым в мае 1919 г. начались военные действия между афганской армией и английскими войсками. Несмотря на численное превосходство англичан и лучшую техническую оснащённость их армии, афганцы оказали упорное сопротивление. Борьба Афганистана за независимость способствовала  разгрому английских интервентов в за   Каспии, а также начавшиеся вооружённое восстание пуштунских, племён в Северо-западной пограничной провинции. Великобритания была вынуждена пойти на мир с Афганистаном . 8 августа 1919 г. в Равалпинди был подписан прелиминарный мирный договор, по которому англичане официально признали полную независимость Афганистана. Так закончился длительный период полуколониальной зависимости этой страны от британского империализма.

    Советское государство оказало большую поддержку борьбе афганского народа, первым признав независимость Афганистана в марте 1919 г. В. И. Ленин в своём письме эмиру Аманулле-хану приветствовал независимый афганский народ, подтвердив стремление  Страны Советов установить дружеские отношения между двумя государствами. 28 февраля1921 г. был заключен советско-афганский Договор о дружбе, который заложил основы дружественных отношений на долгие годы и явился важным фактором укрепления национального суверенитета Афганистана.

Афганистан в период с 1920 по 1939 года.


Добившись независимости, новое правительство Афганистана приступило к реализации целого комплекса реформ, направленных на ликвидацию экономической отсталости и достижения социального прогресса.

    Одним из важнейших преобразований этого периода явилось принятия в 1923 г. первой в истории Афганистана конституции, которая подтвердила  независимость страны, объявила эмира носителем верховной власти, декларировала некоторые гражданские свободы. Были созданы Государственный совет–консультативный орган при эмире, Лоя Джирга  - всеафганское собрание вождей  племён и мусульманских богословов, Дурбари Али - совет правительственных чиновников и правительство, которому была передана исполнительная власть.

    Важную часть программы реформ правительства Амануллы-хана составили экономические преобразования. В 1920 г. был принят Закон о налоге на землю, предусматривающий перевод натуральных налогов в денежные. Это ускоряло процесс развитие товарно-денежных отношений. В 1923 г. был издан Закон о налоге со скота, унифицировавших налогообложение всех скотоводов и отметивший дополнительные налоги.

    Однако наиболее важным нововведением этих лет, серьёзно повлиявших на последующую  эволюцию форм собственности и соответственно структуру социальных отношений в деревне, было положение о продаже государственных земель в Афганистане, принято в 1924 г. Этим актом юридически закреплялась частная собственность на землю, что немало способствовало росту помещичьего землевладения. Почти вся земля была продана помещикам, чиновникам и ростовщикам. Другие мероприятия экономического характера касались переселения части кочевников в северные области страны, конфискации и продажи земель, принадлежавших служителям культа. Была проведена таможенная реформа, а также принят закон о поощрении промышленности.

    Реформы младоафганского режима в целом были направлены на устранение наиболее архаичных форм феодального строя и ускорение развития элементов новой социально-экономической формации. Они в значительной степени отвечали интересам зарождавшихся классов – “новых” помещиков и национальной торговой буржуазии, которые были немногочисленны и не имели ещё достаточного экономического веса. В то же время большинства младоафганских преобразований ущемляли позиции консервативных слоёв общества – ортодоксальной верхушки мусульманских богословов, ханов племён, крупных феодальных землевладельцев. Реформы не улучшали положение и крупнейшего производительного класса – крестьянства, не избавляли его от феодальной эксплуатации. Они лишь ускорили процесс обезземеливания крестьян, способствовали усилению их независимости от ростовщиков и помещиков.

    Недовольство реформами вылилось в антиправительственный мятеж племён в Хосте, вспыхнувший весной 1924 г. и возглавленный муллами. Мятежники потребовали отмены нового законодательства, восстановления свободной торговли с Британской Индией, отказа от проведения реформ (в основном социально-бытовых), которые муллы объявили противоречащими исламу. Мятежные племена получили поддержку от британских колонизаторов, стремившихся к ослаблению младоафганского режима. Англичане даже попытались поставить во главе движения своего ставленника Абдул Карима, сына бывшего эмира Якуб-хана.

    Правительство, будучи не в силах подавить восстание южных племён, пошло на компромисс: на состоявшемся летом 1924 г. Лоя Джирге ему пришлось отказаться от некоторых реформ. Процесс реформации общественно- экономической структуры страны значительно замедлился.

    Форматирование новой политико-экономической структуры Афганистана требовало расширения его внешних связей. После восстановления национальной независимости и ликвидации внешнеполитической изоляции правительство Амануллы-хана предприняло энергичные шаги к установлению отношений со многими странами. К 1924г. Афганистан уже поддерживал связи с РСФСР, Англией, Италией, Францией, Германией, Польшей, Бельгией, Турцией, Египтом, Ираном. В 1926 г. был подписан советско-афганский Договор о нейтралитете и взаимном ненападении, который явился важной вехой в развитии отношений между двумя странами и юридически закрепил ставшую традиционной политику нейтралитета Афганистана. В целях дальнейшего расширения внешнеполитических связей Афганистана и укрепления его международного авторитета в конце 1927 г. эмир Аманулла-хан в сопровождении некоторых министров и советников предпринял длительное зарубежное турне.

    Маршрут поездки короля Амануллы-хана охватывал Индию, Египет, Италию, Францию, Германию, Англию, Советский Союз, Турцию и Иран. Во время пребывания в Индии король призвал мусульман и индусов к единению в борьбе за свободу, немало встревожив своими антиколониалистскими выступлениями британские колониальные власти. В Египте, фактически находившемся под властью англичан, он выступил с позицией защиты национальной независимости. Пребывание Амануллы-хана в Италии было связано в основном с вопросами закупки оружия. Во Франции он осмотрел крупные промышленные предприятия и договорились также о поставке французского оружия. Визит афганского короля в Германию был связан экономическими соображениями. Аманулла-хан подписал предварительные соглашения о предоставлении германским промышленникам концессии на строительство железных дорог в Афганистане и пригласил в свою страну немецкий инженерно-технический персонал.

   Британские власти, принимая у себя афганского короля, пытались всячески оказать на него нажим, демонстрируя ему свою промышленную и военную мощь, намереваясь склонить его к более тесным контактом с Великобританией в ущерб афгано-советским связям. Однако Аманулла-хан отклонил эти попытки.

В мае 1928 г. король прибыл в Москву, тепло встреченный руководителями Советского государства. Во время двух недельного пребывания в Советском Союзе он познакомился с достижениями советского народа в хозяйственном и культурном строительстве. Были подписаны также документы о расширении экономического и культурного сотрудничества между двумя странами.

   Визит Амануллы-хана в Турцию и Иран завершился подписанием договоров о дружбе с этими странами, что укрепляло их позиции перед лицом продолжавшейся политической и экономической экспансии западного империализма.

   В целом поездка афганского короля оказалась весьма плодотворной, содействовала усилению внешних связей Афганистана, открывала перспективы проведения новых важных преобразований в экономической и внутриполитической жизни страны.

    Вернувшись на родину, Аманулла-хан приступил к разработке новой серии реформ, нацеленных на ликвидацию изживавшихся себя феодальных устоев. В конце августа 1928 г. он выступил с проектом новых реформ на заседании Лоя Джирги в Пагмане, в соответствии с которыми крупные феодалы и верхушка племён лишались различных привилегий. Новые реформы ослабляли политические позиции косных мусульманских богословов, подрывавших реформаторский дух правительственной политики. Учреждались светские суды. Все муллы и проповедники должны были пройти переаттестацию. Король и его сторонники пытались модернизировать семейно-брачные отношения, зафиксировав минимальный возраст для вступления в брак. Однако в этом они потерпели неудачу. В октябре на заседании дурбатов сторонники Амануллы-хана выдвинули новые проекты социальных и бытовых реформ, включавшие совместное обучение в школе, направление афганской молодёжи на учёбу за границу, запрещение полигамии, снятие чадры и др.

   Важное место в новой программе младоафганского правительства заняли вопросы экономического развития. Стремясь ограничить экономическое влияние иностранного, англо-индийского капитала, монополизировавшего внешнюю и частично внутреннюю торговлю Афганистана, правительство Амануллы-хана стало проводить протекционистскую политику в отношении местного купечества. В 20-х годах в стране появились первые торговые акционерные общества (ширкеты), в которых участвовали и представители правящих кругов, включая эмира.

   Попытка объединения национального капитала в ширкеты получило значительное развитие в конце 20-х годов, когда в стране уже насчитывалось около 20 торговых компаний с общим капиталом 5,5-6 млн. афгани. Ширкетам были предоставлены монополии на заготовку и реализацию важнейших товаров. В результате позиции иностранного купечества в Афганистане были несколько ослаблены. К концу 20-х годов национальный капитал осуществлял около 40% всех внешнеторговых  операций. На заседании Лоя Джирги в августе 1928 г. Аманулла-хан информировал депутатов о своих переговоров с промышленными кругами стран Запада и о подписании концессионных договоров. Он предложил создать государственный банк, намеривая использовать купеческие капиталы на государственные нужды. Но этот проект не был поддержан купечеством, опасавшиеся доверять государству свои капиталы и требовавшим создание частного банка.

   Программа реформ младоафганского правительства предусматривала важные меры в области военного строительства. Предлагая реорганизовать афганскую армию по типу европейских, Амануллы-хан настаивал на введение системы всеобщей воинской повинности взамен принципа добровольности, увеличение срока военной службы от 2 до 3 лет, запрещение замены рекрута и откупа. Поскольку закупка вооружений за границей требовала крупных ассигнований, Амануллы-хан осенью 1928 г, ввёл дополнительный чрезвычайный налог в размере 5 афгани с каждого подданного.

   Большое внимание правительство уделяло борьбе с укоренившимся социальными пороками, в частности с бюрократизмом, взяточничеством, контрабандой. Однако дальше призывов и нейтральных планов в этой сфере государственной деятельности дело не пошло: требовалось радикальное изменение самой социальной структуры государства, не входившие в планы афганцев. Было выдвинуто также предложение о реорганизации системы государственного управления. Аманулла-хан предложил создать Национальный совет – прообраз будущего парламента – взамен государственного совета (исполнявшего, как указывалось выше, роль не более как консультативного органа при дворе). Но и это начинание  в тех условиях оказалась нереальным ввиду нарастающего противодействия различных слоёв населения всей реформаторской деятельности режима Амануллы-хана.

Некоторые признаки напряжённой обстановки в стране проявлялись уже во время заседания Лоя Джирги. Острый характер дискуссий вокруг предлагаемых законопроектов, откровенное давление Амануллы-хана и его окружения на депутатов, слабо маскируемое нежелание последних поддержать реформы – всё это свидетельствовало о росте политической напряжённости. В самом окружении короля ширились разногласия по вопросу глубины и масштабов социально-экономических преобразований, отсутствовало политическое единство, усиливалось личное соперничество различных лидеров. Радикализм реформ Амануллы-хана увеличивал число его противников. Попытка короля создать партию “Истикляль ва таджаддод” (“Независимость и обновление”) в качестве политической основы модернизации натолкнулось на противодействие группы влиятельных лидеров младоафганского движения, придерживавшихся умеренных взглядов. Опасаясь возникновения оппозиции в высших сферах власти, Аманулла-хан провёл чистку государственного аппарата. При этом лишились своих постов некоторые крупные деятели, приверженцы младоафганских идей. Например, ушли в отставку министр иностранных дел, идеолог младоафганцев Махмуд-бек Тарзи и один из ближайших советников короля, министр обороны Мухаммад Вали-хан, возглавлявший первую афганскую дипломатическую миссию в Москве в1919 г. Их место заняли люди без политической ориентации, но сумевшие войти в доверие к королю. Некоторые из них не скрывали своей враждебности к реформам. В окружении Амануллы-хана царила атмосфера интриг, недоверия, вражды, фракционности.

   Сложившаяся к осени 1928 г. расстановка классовых сил в стране свидетельствовала о возникновении широких оппозиционных настроений. В лагере противников реформаторской политики оказалась реакционная верхушка мусульманских богословов, недовольство которой носило широкий и многообразный характер. Она была недовольна многими нововведениями правительства, в первую очередь попытками снизить её общественную и политическую роль, секуляризовать многие стороны общественной жизни, поставить деятельность служителей культа под контроль светских властей. Особое негодование мусульманских фундаменталистов вызвали социально-бытовые реформы, ограничившие их традиционную монополию в сфере семейно-брачных устоев. Именно эти преобразования стали основным объектом их критики. Аманулла-хан был объявлен “безбожником”, “еретиком”, попирающим священные принципы ислама, идущим на поводу у “неверных”. Верхушка мусульманских богословов – наиболее ярый противник буржуазной реформации – стала идеологом антиправительственного движения. К ней примкнули крупные феодалы-землевладельцы, ханы племён, недовольные ограничением их административной власти на местах, лишение традиционных привилегий, сужением беспошлинной торговли (по существу контрабанды) с Британской Индией.

   Не осталось в стороне от этого движения и другая часть населения страны – крестьяне, беднейшие скотоводы, ремесленники, кустари. Некоторые социальные мероприятия правительства Аманулла-хана, в частности отмена всякого рода дополнительных налогов и поборов, ликвидация рабства, провозглашение религиозного равноправия, способствовали облегчению феодального гнёта. Однако в целом эти слои не получили прямых выгод от проводимых реформ. Наоборот, в условиях начального этапа перехода страны на путь буржуазного развития их экономическое положение значительно ухудшилось. Увеличился размер земельного налога, составив к концу 20-х годов 45% стоимости урожая. В основном правительственные реформы проводились за счёт крестьянства. Расходы на зарубежную поездку короля, на сделанные им покупки оружия, машин, оборудования тоже легли тяжёлым бременем на крестьянские массы. И, наконец, перевод налогов в денежную форму, и закрепление частной собственности на землю непосредственно отразились на положении крестьян, вызвав важные сдвиги в последующей эволюции крестьянского хозяйства и социальных отношений в деревне. Не имея наличных средств для уплаты налога, крестьянин брал деньги в долг у  ростовщика или помещика под залог будущего урожая или своего участка земли, попадая таким образом в долговую кабалу  (Экспроприация крестьянских земель, обезземеливание крестьян, принимая всё большие масштабы, продолжались вплоть до апрельской революции 1978 г.). В итоге крестьянство, зависимое от феодалов и ханов, вступило против реформ, ухудшивших его положение, и соответственно против младоафганского режима, составив основную движущую силу антиправительственного движения.

   Первые признаки надвигающегося социально-политического кризиса обнаружились осенью 1928 г., когда в некоторых районах к северу от Кабула появились разбойничьи шайки, грабившие местных богачей. Эта была ещё стихийная форма социального протеста крестьян, доведённых до отчаяния многочисленными поборами и произволом местной администрации. Один из таких вооружённых отрядов грабителей возглавил дезертировавший из армии унтер-офицер Хабиббула по прозвищу Бачаи Сакао (сын водоноса). Его отряд вскоре стал совершать нападения на представителей местной власти, причём часть награбленного отдавал беднякам. Действия Бачаи Сакао в северной провинции, поддержка,  оказываемая ему местными крестьянами, обеспокоили правительство, которое вынужденно было принимать меры по пресечению его деятельности, впрочем, без видимого успеха.

   В тот же период, в ноябре 1928 г., вспыхнуло восстание некоторых пуштунских племён в Восточной провинции, быстро распространившиеся по многим уездам. Губернатор провинции объявил о сборе воинских частей и ополчений племён, одновременно обратившись к восставшим с призывом прекратить мятеж. Центральные власти отправили дополнительные войска в мятежную провинцию. В конце ноября произошли крупные столкновения между армейскими частями и отрядами повстанцев.

   Руководители восстания – религиозные лидеры племени шинвари Мухаммад Алам и Мухаммад Афзал выпустили манифест, в котором излагались цели и задачи восставших. Восстание, утверждалось в документе, поднято в “попытке изменить образ правления страной, устранить правителей, которые подвержены взяточничеству и коррупции и задают законы, противоречащие шариату”. Далее объявлялось, что территории, занятые повстанцами, управляются “согласно законам шариата и улемы являются их истинными правителями”. По мнению авторов документа, в основе причин восстания лежали “языческие формы”, Амануллы-хана. Манифест содержал призыв к свержению короля. 9 декабря 1928 г.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.