рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Учение о государстве и праве в России в период развития феодализма

Образ царя

В ХVI в. мыслители, признавая Божественное происхождение царской власти, обращали внимание на человеческую природу ее носителя. Симеон не допускает даже мысли о возможности подобного отношения к царской особе. Царь и Бог почти равные величины. Кроме этого, в понимании Симеона, царь и государство отождествляются. Большое внимание уделяет Симеон описанию образа царя. Прежде всего он должен быть образованным человеком и просвещать свой народ.

Симеон полагает, что просвещенная монархия должна быть государством, деятельность которого основывается на законах. Исключений из этого правила нет ни для кого: ни для самого царя, ни для его сына, ибо все люди в государстве обязаны бояться закона, подчинение которому укрепляет государство. Он настаивает на различии между царем и тираном.

Организация суда

Мыслитель обращал также внимание на недопустимость жестких санкций. Суд обязан восстановить правду, а не совершать месть, ибо мщение бесчеловечно, и, более того, противопоказано (правду он толковал как закон). Симеон мечтает о равном для всех суде. Организация судебных учреждений, по его мысли, должна быть единообразна, способной осуществлять для всех единый суд.

Внешняя политика

В области определения внешнеполитического курса Русского государства Симеон имел традиционную для русской политической мысли ориентацию на мирное разрешение всех внешнеполитических конфликтов.

Вывод: Симеон Полоцкий выступил одним из первых серьезных идеологов просвещенного абсолютизма.

Непосредственное свое продолжение и развитие его идеи получали у современника Симеона Юрия Крижанича (1618 – 1683 гг.) Он родился в Хорватии, окончил Загребскую духовную семинарию, затем венгро-болгарскую колонию в Болонье. В 1640 г. Крижанич проживал в Риме, где заканчивал греческий коллегиум св. Афанасия. В 1659 г. он поступил на службу к русскому царю Алексею Михайловичу по приказу Большого Двора и в 1661 г. по ложному доносу был отправлен в ссылку в Тобольск, в Москву он возвратился только в 1676 г. и навсегда покинул Россию в 1678 г.

В Тобольске он написал “Беседы о правительстве”, известные в историографии как трактат “Политика”, в которой он рассматривает большой круг проблем: экономические, социальные, политико-юридические. Его анализ состоит из критических замечаний и позитивной программы, намечающейся необходимость преобразований.

Государство

В “Политике” много внимания уделяется исследованию вопросов о происхождении государства, его целях и задачах. Он критиковал варяжскую версию происхождения Российского государства, изложенную в “Повести Временных лет”.

Божественная сущность верховной власти является неоспоримой, и он приходит к выводу и о божественности персоны носителя верховной власти, а, следовательно, и к его непосредственному обожествлению.

Цель государства Крижанич определял как “достижение общей пользы” для всех членов общества. “Долг короля обеспечить балгочестие, справедливость, покой и изобилие, веру, суд, мир и дешевизну. Эти четыре вещи каждый король должен обеспечить своему народу, и для этого Бог поставил его королем”.

Принципы государства:

  • “Недопустимо в государстве раболепство”;
  • “Равнение на чужеземцев не приемлемо ни в какой степени;
  • “Недостаточно знать законы страны, необходимо учить законы долговременных государств и знать их;
  • “Важно готовые вещи продавать за рубеж, но ценности продавать так, чтобы самим их не лишаться”.

Формы правления

Следуя Аристотелю, Крижанич делит все существующие формы правления на правильные совершенное самовладство (абсолютная монархия), боярское правление и общевладство (посадское правление или республика). Неправильныетирания (людодерство), самовладство (олигархия) и анархии, которые соответствуют правильным формам правления. кроме этих форм он выделяет: ксенархию (власть чужеземцев); геннекархию (власть женщин).

Наилучшей формой из них является совершенное самовладство, т.к. она наилучшим образом обеспечивает наличие справедливости, согласия в народе и сохранения покоя в стране. На троне Крижанич предпочитает видеть короля-философа. Как Симеон Полоцкий, он считает обязательным наличие у правителя знаний, хорошо также, когда знания есть у всего народа. Здесь мы встречаемся с элементами теории просвещенной монархии: монарх должен заботиться о подданных, а они, в свою очередь, обязаны быть “во всем покорны царю-государю, как Божьему наместнику”.

Отношение к рабству

Крижанич подобно современным ему западноевропейским мыслителям различает два вида рабства: социальное (крепостничество) и политическое (подданство).

Он осуждает крепостное право, поскольку, по его представлению, истинная свобода может быть только в такой стране, где каждый человек пользуется своим трудом и распоряжается своим имуществом.

Из всех видов неволь мыслитель признавал только кабальное холопство, считая его добровольным выражением сознательной воли индивида. Политическое рабство он рассматривал как форму беспрекословного повиновения самовладству, отмечая, что быть рабом царя и народа дело славное и представляет собой один из видов несвободы, к тому же является долгом каждого гражданина и выражает честь, а не унижение.

Власть

Много внимания уделяет Крижанич исследованию вопроса о происхождения верховной власти. Он явно отдает предпочтение наследственной монархии. Наследование трона должно происходить по “отечеству” (т.е. переходить к старшему в роду сыну, который специально готовиться к этой миссии). Следует запретить в законодательном порядке наследовать престол женщинам и чужестранцам. Он считал, что наследование предпочтительнее выборов, от которых бывает много смут, злодеяний, обманов.

Необходимые изменения существующего строя

Абсолютный монарх должен быть просвещенным правителем, а не тираном. “Тираническое правления определяется как господство, при котором правитель не заботиться о благе народа (государство не достигает цели) преследует личные интересы, нарушает “природные законы”. Но покарать такого правителя может только Бог, а не люди (народ не имеет права на восстание).

Крижанич выдвигает сумму гарантий, с помощью которых возможно предотвратить превращение “совершенного самовладства” в тиранию:

  • наличие на троне монарха-философа;
  • принятие и соблюдение хороших законов, соответствующих Божественным и “природным” установлениям;
  • нормальная регламентация всех сословий и чинов в государстве, согласно которой для каждого сословия будут определены обязанности в отношении ко всему обществу и обусловлены их сословные права;
  • обеспечение хозяйственного благополучия торгово-промышленным сословиям, а для этого следует предоставить умеренные “слободины”, т.е. необходимо городам дать известную самостоятельность в ведении всех своих дел;
  • городам полезно учреждать органы городского самоуправления, состоящие частично из должностных лиц, назначенных приказами, а частично выбранных городским населением, способных решать местные дела;
  • ремесленникам мыслитель советует предоставить права “соединяться в свои дружины” со своими наставниками, а крестьянам обеспечить свободу труда.

Законы

В деятельности законодателя Крижанич предъявляет серьезные требования для составления законов (новых): необходимо изучить законы и обычаи своей страны, а также законы “долговременных” государств (законы Солона, Ликурга и современные законы французских королей) и позаимствовать их опыт.

Изменения в судебной системе

Он предлагал и некоторые меры по упорядочению судебной системы. Высшей судебной инстанцией должен стать Боярский суд, которому следует разрешать серьезные уголовные дела большинством голосов, а рассмотрение гражданских и мелких уголовных дел доверить какому-либо судье “из числа бояр”. В приказах следует иметь судей, назначенных правительством, а на местах судебные полномочия вручить воеводам и городским судьям, выбранным горожанам.

Главный порок и причина падения государства - это "чужебесие", в виде любви к чужим вещам и чрезмерного уважения, доверия к чужеземцам.

Во второй половине ХVII в. в государственном строительстве получили преобладание абсолютистские тенденции, развитие которых стимулировалось задачами, стоящими перед экономикой страны, нуждавшейся в протекционаизме со стороны сильной государственной власти. Они получили свое выражение в политических учения о “просвещенной” абсолютной монархии, способной, якобы, наилучшим образом обеспечить “общее благо” для всех подданных. Такие политические доктрины, как правило, сопровождались различными проектами, содержащими программы экономических преобразований в стране.

С одной из подобных теорий выступил в середине ХVII в. псковский дворянин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605 – 1680 гг.), видный политический деятель и дипломат при дворе Алексея Михайловича.

Предлагает программу развития страны по двум направлениям:

  • развитие местного самоуправления, прежде всего городов; и
  • поощрение предпринимательства (для этого нужна сильная армия и флот, чтобы защитить силой оружия купцов в случае необходимости).

Будучи сторонником усиления власти монарха, Ордин-Нащокин тем не менее отлично понимал, что развитие экономики возможно только при условии предоставления известной самостоятельности местным торгово-промышленным центрами. Он предлагал предоставить городам самоуправление, возвращающее выборный авторитет земским избам и ущемлявшее всевластие воевод.

В своих предложениях Ордин-Нащокин предпринял попытку объединить систему мероприятий, осуществляемых государством по руководству экономикой страны с требованиями развития частной инициативы и всемерного поощрения предпринимательства:

  • В организации промышленности и торговли он считал необходимым заимствовать опыт передовых западноевропейских стран;
  • Городам предоставляется свобода в ведении торговли;
  • Русским купцам предоставляется равное юридическое положение по сравнению с иностранными купцами;
  • Государству рекомендовано субсидировать развивающиеся отрасли промышленности;
  • Теория “меркантилизма”, имевшая распространение в Западной Европе.

Высказывал он предложения и по военным вопросам. Он настаивал на замене дворянской армии ополчением из “даточных” людей, обученных “иноземному строю” и вооруженных огнестрельным оружием. Он полагал, что необходимо начать строительство отечественного флота на Балтийском и Каспийском морях.

Внешнеполитические взгляды Нащокина ориентированы на установление мирных добрососедских отношений с окружающими странами, из которых он особенно выделял славянские государства, настаивая на заключении более тесных экономических и военных союзов с ними под руководством России. Он выступал активным сторонником мира и дружественных отношений между государствами.

4. Политико-правовые воззрения нарождающейся буржуазии

В ХVIII в. сложилась абсолютная монархия как форма правления. Преобразования Петра I и сам активный процесс государственного строительства находили свое обоснование в политических теориях. Некоторые из них ставили перед собой задачу оправдания уже приведенных реформ, для усвоения их общественным мнением, другие предсказывали дальнейшие пути возможного политического и экономического развития России.

Крупным мыслителем петровского времени был Иван Тихонович Посошков (1652 – 1726 гг.). Он родился в подмосковном селе Покровское. Он прошел путь от денежного мастера до хозяина фабрики игральных карт. Уже тогда он состоит в переписке с высокопоставленными лицами, высказывая предложения по многим аспектам экономической, политической и идеологической жизни государства. Результатом его проектов улучшения политического устройства и экономического положения в государстве стала адресованная царю Петру “Книга о скудности и богатстве” (1724).

Основной задачей “Книги” является выяснение причин народной скудности и существующего в государстве беззакония. Главное внимание автора сосредоточено на определении модели развития народного хозяйства: сельского и промышленного.

Промышленное развитие хозяйства

Он требовал запрещения заниматься торговой деятельностью для всех сословий, кроме купеческого. Право торговать должно быть предоставлено только лицам, записанным в купеческое сословие. Дворян, по его мнению, следует полностью отстранить от торговых операций, ибо торговля отвлекает их от основного дела – военной службы.

Государство, в свою очередь, должно оказывать купцам покровительство и помощь, обеспечивая выгодные условия для внутренней и внешней торговли. Посошков настаивал на введении “уставной цены” на основные виды товаров, полагая, что цену на них необходимо устанавливать одинаковую как в первой лавке, так и в последней, а также добиваться равного изобилия товаров в любом месте страны.

Крестьянское устройство

Серьезное внимание Посошков в своей “Книге” уделил и вопросам крестьянского устройства. Он полагал, что должен быть издан специальный закон, который бы точно определял размеры крестьянских повинностей и пределы барщинных работ. Подушную подать он считал необходимым заменить на поземельную, с отделением крестьянской земли от помещичьей.

Он настаивал и на обучении всех крестьянских детей грамоте и счету, но при этом он советовал сохранять строгий контроль помещиков за крестьянами.

Но Посошков в крестьянском вопросе не был последовательным. С одной стороны, он боялся открыто высказываться против крепостного права и требовать его отмены, но с другой – остро понимал всю сложность разрешения проблемы с наймом рабочей силы для промышленных предприятий.

В числе мер по упорядоточению правового статуса земельных владений в государстве Посошков настаивал на введении прогрессивного налога на землю в зависимости от ее размера, мотивируя это мероприятие тем, что вся земля является собственностью государства и поэтому недопустимо ее бесплатное использование.

Обязанности различных сословий

В качестве безоговорочного права и одновременно обязанности он оставлял за дворянами несение военной службы. Административный чиновничий аппарат он предлагал укомплектовать государственными чиновниками, предоставляя им места в нем согласно способностям и знаниям претендентов.

Духовенство он также рассматривал как привилегированное сословие. Священников он считал необходимым наделить полицейскими функциями, а совершение таинств подвергнуть строгому учету и записям, торговать же духовному сану должно быть строжайше запрещено.

Судопроизводство

Посошков выступает с проектом устройства “прямого правосудия”, которое осуществляется судьями-чиновниками государства, находящимися на его содержании – жалованье. Должность судьи следует предоставить “низкородным” людям из купцов, разночинцев и даже черносошных крестьян, а дворян к этой деятельности не привлекать, т.к. в большинстве своем, взяточники и мздоимцы. За неправосудную деятельность Посошков требует установления сурового наказания вплоть до смертной казни.

Он настаивал на введении в государстве скорого, без волокиты вершения правосудия с обязательным участием в процессе всех заинтересованных лиц. Суд в государстве должен быть единым для всех.

Судебный процесс Посошков предлагал производить по определенным правилам, предусмотренным законом, и выражал желание видеть в суде протокольную запись судоговорения, доход же от суда направлять прямо в казну.

В обязанности судей мыслитель вменяет также проверку всех задержанных. Для осуществления правосудия в стране он предлагал “сочинить книгу с полинным рассуждением на всякие дела”. Для создания подобной книги необходимо проведение большой кодификационной работы, при осуществлении ее следует рассматривать не только отечественное законодательство, но и обращаться к немецким судебным и другим иноземным уставам, привлекая то, “что к нашему правлению будет пригодно”.

К составлению новой Судебной Книги следует пригласить специальную комиссию, в числе которой будут находиться по 2-3 человека от всех сословий из каждой губернии, в том числе от крестьян и солдат.

Реорганизация военного дела

Высказывал Посошков и целый ряд идей по реорганизации военного дела. Прежде всего, он требовал серьезному обучению военному искусству всех моложых солдат. Заботился он о том, чтобы солдаты пешие и конные имели хорошее и современное вооружение. Он предлагал сократить войско, восполнить численность высокой боеспособностью, вооруженностью и обученностью.

Суд у воинов должен быть “особливый воинский”, но при одинаковых законах для всех и суд этот тоже обязан подчиняться “единой главной конторе”, чтобы и военный, и простолюдин “по вине своей и суд, и награждение принимали”.

Василий Никитич Татищев (1688 – 1750 гг.) происходил из знатного, но обедневшего дворянского рода. Он участвовал в военных походах Петра I. В 1717 Татищев по поручению Петра приступил к работе над географическим описанием России и составлением русской истории.

Происхождение государства

Теоретической основой взглядов Татищева является концепция естественного права и договорного происхождения государства. В своих рассуждениях о происхождении государства мыслитель использовал гипотезу о преддоговорном “естественном состоянии”, в котором господствует “война всех против всех”, обуславливающая отсутствие безопасности. Разумная нужда людей друг в друге привела их к необходимости создать государство, которое он рассматривает как результат общественного договора, заключенный с целью обеспечения безопасности народа и “поисков общей пользы”.

Он утверждал, что все известные человеческие сообщества возникали исторически: вначале люди заключили договор супружества, затем из него возник второй договор – между родителями и детьми, затем – господами и слугами. В конечном итоге, семьи разрослись, что образовали целые общества, которым потребовался глава, им и стал монарх, подчинив всех, подобно тому, как отец подчиняет своих детей. В результате получается не один, а несколько договоров, и их заключение, по-видимому, якобы зависящее от людей, на самом деле предопределено природой.

Отношение к крепостному праву

Согласно договору возникает власть господина над слугой. Таким образом, крепостное право он рассматривает как договорное, а, следовательно, считал недопустимым его расторжение по требованию одной стороны, но при внимательном рассмотрении всех рассуждений мыслителя о формах крепости. Становится заметной тенденция ее трактовки как договора трудового найма.

Такие жесткие формы несвобод, как рабство и холопство он осуждал. За рабом мыслитель признавал право требовать и добиваться освобождения. Однако, он считал, что в настоящее время требуется лишь смягчение условий крепости.

Правовой статус различных сословий

В.Н. Татищев настаивал на установлении юридического и экономического статуса основных сословий в государстве. Главным занятием дворян он считал военную и государственную службу, полагая, что их привилегии должны соответствовать этим факторам. По его мысли, на государство возлагается забота и о купечестве. Купечеству же, в свою очередь, необходимо знать состояние торга, а горожанам “ремесел совершенные свойства и ухватки”. Упорядоченное состояние сословий придаст прочность государственному устройству.

Формы государства

Наличие той или иной формы правления он ставил в зависимость от размеров территории страны и степени обеспечения ее внешней безопасности.

“Малые народы”, к тому же подвергающиеся нападениям, вполне могут управляться всенародно (демократическая республика); “великие и находящиеся также в безопасности” могут устанавливать аристократическое правление (аристократическая республика). “Великие же и от соседей небезопасные государства без самовластного государя в целости сохраниться не смогут”.

Рассматривает мыслитель и смешанные формы правления, но достоинства за ними не признает.

Тиранию (деспотию) Татищев называл наихудшей формой правления.

Наилучшей формой правления для России Татищев считал монархию. Но, по-видимому, он склоняется к ограниченному ее варианту. Так, он полагал, что монарху необходимо опираться в своей деятельности на двухпалатный выборный орган. Цель этого органа: подготовка законов, разрешение “дел внутренней экономии” и обсуждение важнейших вопросов”. Представительный орган состоит из двух палат: Сената (высшей палаты), в состав которой входит 21 представитель из дворян, и Совета (второй палаты), где заседает 100 человек, избранных по более широким нормам представительства. Статус у представительного органа – законосовещательный.

Законодательный процесс

Монарх выступает у него в роли верховного законодателя, но издаваемые им законы должны соответствовать естественному праву, справедливости и общей пользе. Соблюдение таких требований один человек не может полностью обеспечить, поэтому необходимо, сохранив за монархом формальное право на титул верховного законодателя, потребовать предварительного рассмотрения и одобрания каждого законопроекта различными ведомствами и выборными учреждениями. Роль монарха будет заключаться в подписании готового законопроекта.

В настоящее время, по его мысли, отсутствует соответствие естественных и положительных законов, поэтому необходимо подготовить Новое Уложение взамен устаревшего Соборного Уложения 1649 г.

Татищев считал, что законы следует писать четким и доступным для любого подданного языком и поручить их составление “людям в законах искусных и отечеству беспристрастно верным”. При соблюдении нового проекта Уложения он обращал внимание на необходимость проведения кодификационных работ для устранения существующих в нынешнем законодательстве “неразберихе” и противоречий.

Новые законопроекты до их принятия следует подвергнуть широкому обсуждению. В тех случаях, когда всему народу не предоставляется возможность собраться, следует заменить народный референдум выборными представителями, наделенными “полной мочью”. Такие выборные учреждения Татищев называл “селами и парламентами”.

Судопроизводство и судоустройство

Рассматривая вопросы, связанные с судопроизводством и судоустройством, Татищев настаивал на профессиональной подготовке судей, полагая, что на судебные должности должны определяться лица, только обладающие специальной подготовкой.

Образование

Вообще образованию, его организации, распространению и качеству он уделял особое внимание. Татищев предусматривал организацию образования по губерниям, связанную с подготовкой учителей для проведения его программы.

Князь Михаил Михайлович Щербатов (1733 – 1790 гг.) составил проект “Наказа ярославского дворянства” и написал замечания на Большой Наказ Екатерины П. Наиболее крупными его произведениями на политико-правовые темы были – “О надобности и пользе градских законов” (1759), “Разные рассуждения о правлении” (1760) и “Размышления о законодательстве вообще” (1785-1789). В последние годы своей жизни он пишет политико-публицистические произведения, в которых подвергает резкой критике абсолютную монархию, как форму правления. Он считал необходимым ограничение власти монарха и соблюдение законов во всех сферах государственной деятельности.

Происхождение государства

В разрешении вопроса о происхождении государства М.М. Щербатов придерживался основных принципов естественно-правовой теории и концепции договорного происхождения государства. В схеме своих рассуждений он исходил из предполагаемого в догосударственном, естественном состоянии равенства всех людей от природы, но равенство постепенно разрушилось по причине различия в силах и способностях людей. Возникшее неравенство вполне закономерно стало закрепляться в потомствах.

Происхождение собственности, а затем и “потомственного благородства” Щербатов, подобно Дж. Локку ставит в зависимость от личных качеств человека. Договор об образовании государства люди заключили в целях обеспечения безопасности, и при его заключении они “уступили часть своей свободы и своих выгод” причем меньшую. Следовательно Щербатов был сторонником сохранения за народом своего суверенитета, причем в значительной его части.

Формы государства

При анализе форм организации государственной власти он выделяет 4 варианта: монархию, аристократию, демократию, деспотию. Однако, он полагал, что в чистом виде ни одна из них никогда не существовала. Форму правления и законы государства Щербатов ставил в зависимость от климата страны, размера ее территории, плодородия почв и численности народонаселения.

При анализе современных форм правления западноевропейских государств наиболее привлекательной из них ему представлялась английская конституционная монархия, в качестве достоинств которой он отмечал разделение властей и определение их компетенции законами.

Многократно он критикует деспотичное правление, которое всегда возникает при наличии сосредоточения абсолютных полномочий у главы государства. В числе отрицательных характеристик такой формы организации верховной власти он называет беззаконие и своевластие правителей, и как следствие этого, формирование продажного и своекорыстного аппарата управления.

Самовластие – тирания. В ней нет законов, а если и есть, то они не способны никого защитить. Самовластие, по мнению Щербатого, “разрушает силу государства в самом ее начале”. Республиканское правление также не вызывает симпатий мыслителя, т.к. по его представлениям, оно всегда опасно возможностью бунтов и мятежей, т.к. наличие партийных споров возбуждает народ, а на выборах лукавство и пронырство отдельных лидеров вообще не имеет пределов и преград. Обращаясь к монархии, он, подобно Монтескье, полагал, что здесь следует различать два варианта: монархия абсолютная, равнозначная деспотии, наличие которой он усматривал в России, особенно в правление Петра I, Ивана IV. Екатерины II; монархия ограниченная, законная соответственно английскому образцу.

Наилучшей формой правления Щербатов считал ограниченную монархию, причем он не делает разницы между наследственной и выборной организациями.

Моделируемая форма правления для России

Для России такая форма (ограниченная монархия), по мнению Щербатова, традиционна, т.к. великие Русские князья никогда не были самовластниками, они всегда правили, опираясь на Совет. Представительный орган, моделируемый Щербатовым, – Высшее Правительство состоит из 5 департаментов (уголовных дел, государственных доходов, торговли, Морских и сухопутных войск и чужестранных дел). Все вопросы в них решаются коллегиально. В Высшем правительстве сосредоточена законодательная и судебная власть. Судьи выборные и суд состоит из 6 судей и председателя, избираемого составом суде сроком на 1 год.

Местная власть представлена выборными органами дворянского и купеческого самоуправления с довольно широкими полномочиями.

Монарх возглавляет исполнительную власть и руководит страной в законных пределах. За нарушение закона монархом предусматриваются тяжкие последствия, вплоть до заключения его в темницу. Посмертно, примерно через 30 лет, всенародно обсуждается деятельность каждого монарха и в соответствии с вынесенной оценкой решается вопрос об отношении к его памяти (посмертная честь, памятники или, напротив, осуждение).

Законодательная деятельность

Особое внимание в своих проектах Щербатов уделил законодательной деятельности. Составление законов, по его планам, поручается особой комиссии, состоящей из компетентных людей, и результаты их работы систематически обнародуются. Он усматривал необходимость в составлении “Книги законов”, которая, по его мнению, должна была дважды проходить всенародное (а не сословное) обсуждение: в первоначальном и усовершенствованном варианте.

Законы должны быть известны народу, для чего их необходимо изучать в учебные заведениях. Соблюдение законности он требовал в равной степени и от царя, и от его подданных.

Классификация у Щербатова дана в духе традиции естественно-правовой школы: божественные, естественные, положительные, причем последние должны соответствовать первым.

Касаясь вопросов организации судопроизводства он высказал ряд прогрессивных идей, активно обсуждавшихся его западноевропейскими современниками: открытость, гласность процесса, участие защитников. Он возражал против толкования смысла закона судьями и требовал точного соблюдения законодательства в процессе судебного исследования дел. Обжалование судебных приговоров и решений он советовал ввести в законные рамки, точно определив возможные сроки принесения жалоб.

Обращаясь к процессуальным нормам, Щербатов настаивал на том, что и в России никто без суда не наказывался, и чтобы каждый гражданин мог быть арестован только с разрешением соответствующего органа и в предусмотренном законом порядке, требовал он и соблюдения презумпции невиновности. Он настаивал на соответствии тяжести преступления тяжести наказания.

Сергей Евгеньевич Десницкий (1740 – 1789 гг.) происходил из мещан украинского г. Нежина. Он обучался в Англии в университете Глазго, где защитил диссертацию по римскому праву и получил степень доктора права. По возвращении в России он стал профессором юридического факультета Московского университета, на котором впервые на русском языке читал лекции по праву.

В размышлениях о причинах происхождения государства Десницкий не придерживался договорной теории. Он высказывался о прохождении человечеством исторически последовательных “состояний” хронологически сменяющих друг друга. Первым из них была охота, вторым – скотоводство и пастушество, третьим – хлебопашество, и последним – “коммерческое состояние”, под которым он понимал современное капиталистическое общество.

В первых двух господствует коллективное владение вещами, обусловленное несовершенством трудового процесса и отсутствием условий хранения продуктов. В хлебопашеством состоянии появляются жилища и каждый начинает обрабатывать землю, возникает желание получить все это “во всегдашнее право собственности”. Таким образом, у Десницкого право частной собственности возникает как результат трудовых затрат, но в этом состоянии частной собственность еще не имеет полного и всестороннего развития.

Государство возникает только в коммерческом состоянии. Но он выказывал предположение, что власть в обществе с самого начала сосредоточилась в руках тех, кто обладает богатством. Причины возникновения неравенства Десницкий, как и Дж. Локк находил в личных физических качествах человека, его трудолюбии и умению накоплять (близок к Аристотелю).

Лучшей формой организации власти он считал конституционную монархию, в которой реализуется разделение властей. Он выделял 3 главные власти, от которых зависит “все главное правление в государствах”: законодательная, судительная и наказательная.

Законодательная власть осуществляется монархом совместно с однопалатным представительным органом – Сенатом (600-800 человек). В Сенат могли быть избраны депутаты из всех сословий: помещики, купцы, ремесленники, духовенство и интеллигенция по избирательному праву с умеренным цензом. Сенаторы равноправны, независимо от своей сословной принадлежности действуют они по приказанию и по усмотрению монархов российских.

В отношении судебной власти он предлагал провести полное отделение судопроизводства от администрации, введение суда присяжных, равного для всех сословий, установление гласности, непосредственности и непрерывности процесса, а также предоставление обвиняемому права на защиту.

На местах должны были действовать выборные органы, состоящие из дворян и купцов, избираемых сроком на два года и поднадзорных в своей деятельности губернскому суду.

Органам городского самоуправления вручается гражданская власть. Воеводам, назначаемым императором, в губерниях и “знатнейших” городах присваивается наказательная власть.

Отношение к крепостному праву

К крепостному праву он относился отрицательно, усматривая в нем основное препятствие развитию промышленности и земледелия. Не предлагая его полной отмены, он тем не менее, считал необходимым его ограничение целым рядом мероприятий, главным из которых являлось предоставление крестьянам права частной собственности на обрабатываемую землю и орудия труда.

Право

Десницкий предложил классификацию права: государственное (лицо и государство), гражданское (родители, дети, супруги и опекуны), уголовное (преступления против общества и государства) и судебное (отношение между лицами).

Судопроизводство

В области судопроизводства Десницкий настаивал на введении демократических принципов: равенства всех перед законом, равного наказания за совершение одинаковых преступлений, соразмериморсти тяжести наказаний характеру и составу преступления и т.д.

Применение смертной казни он считал допустимым только в двух случаях: умышленное убийство и измена родине, одновременно возражая против “мучительских” способов ее исполнения. В практике государственной жизни Десницкий требовал строжайшего соблюдения законности.

Внешняя политика

В области внешней политики он традиционно придерживался мирной ориентации, полагая, что все державы обязаны развивать между собой дружественные торговые отношения, которые будут препятствовать войнам. Он настаивал и на равном отношении ко всем народам, нациям и расам.

 Список литературы

1. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собр. Соч. в 10 тт., т. 1. М. 1993.

2. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М. 1986.

3. Коваль В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л. 1989.

4. Разумович Н.Н. Политическая и правовая культура. М. 1989.

5. Сергевнин С.Л. О соотношении политической науки, науки о государстве и правоведении. // Правоведение, № 6. 1991.

6. Темнов Е.И. О деидеологизации методологических подходов в историко-политических и государственно-правовых исследованиях.// Государство и право, № 3. 1992.

7. Тихомиров Ю.А. Власть и общество: единство и разделение. // Советское государство и право, № 2. 1990.

8. Аристотель. Афинская политика. М. 1936.

9. Бартошек М. Римское право. М. 1989.

10. Античная культура и современная наука. М. 1985.

11. Асмус В.Ф. историко-фиолософские этюды. М. 1984.

12. Королева-Коноплянская Г.И. Идеальное государство и идеальное управление в политических учениях Платона и Аристотеля. М. 1992.

13. Крашенников Н.А. Индусское право, история и современность. М. 1982.

14. Утченко С.Л. Политические учения древнего мира. М. 1972.

15. Моммзен Т. История Рима. Спб. 1993.

16. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

17. Вико Дж. Б. Новая наука. М. 1944.


Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.