Курсовая работа: Сетевые технологии изучения иностранных языков
Английский
online – это уникальная возможность
получить дополнительное образование или обновить свои знания не выходя из дома. Компьютер с подключением к Internet позволит посещать уроки
английского языка в виртуальных школах, которых много как в Рунете, так и в Internet
на других языках. Виртуальная действительность Internet-технологий
воссоздает настоящую атмосферу обучения в классе с учителем-профессионалом дома
или в офисе. Появляется возможность изучать язык в уютной домашней обстановке в
удобное время и в заданном темпе.
Подобный
вид обучения (e-learning, т.е. обучение при помощи
электронных носителей информации) широко практикуется во всем мире, благодаря
ряду существенных преимуществ, а именно:
ü
гибкость учебного
графика;
ü
отсутствие необходимости
физически посещать учебное заведение и тратить время на дорогу;
ü
значительная
экономия, т.к. стоимость такого обучения в несколько раз ниже стоимости очного
обучения;
ü
интерактивность
обучения, т.е. возможность общения посредством Internet с реальным
преподавателем-профессионалом и с другими сокурсниками;
ü
индивидуальный
подход к каждому студенту.
Весь
процесс обучения в подобной виртуальной школе построен в режиме online. При этом разработчики стараются учитывать
все необходимые требования
к курсу изучения английского языка в дистанционной форме:
ü
создание проекта
на базе современных Internet-технологий;
ü
использование
мультимедийных возможностей компьютера;
ü
привлечение
учебных материалов, созданных носителями языка;
ü
обеспечение
возможности общения обучающегося с преподавателем независимо от места их
нахождения и разницы во времени;
ü
организация
виртуальных классов для учащихся с посещением уроков преподавателем в реальном
времени;
ü
возможность
общения между одноклассниками внутри группы;
ü
предоставление
возможности проделать пробный урок до начала занятий.
В
программе изучения английского языка online присутствуют несколько функций, которые обеспечивают ее интерактивность. Например, уроки-чаты с преподавателем и другими учащимися
школы; форум, где можно обсудить различные актуальные темы; переписка по
электронной почте с учителем и собеседниками; проверка письменных заданий учителем в режиме online; встроенный в
программу дистанционного обучения табель успеваемости, позволяющий учащимся
корректировать свой индивидуальный темп обучения.
Все эти функции создают
ощущение обучения в реальном классе, в котором не просто передают определенный
объем информации, а помогают понять, структурировать, запомнить новый материал
с привлечением ранее изученного. При этом опытный преподаватель организует,
направляет и контролирует учебный процесс, стимулируя интерес к учебно-познавательной
деятельности
(По данным Международного
языкового центра Language Link www.languagelink.ru/services/distance/).
II.2 Internet-ресурсы для развития навыков
аудирования
английский обучение
дистанционный internet
На сегодняшний день в
российском Internet появилось множество курсов по
изучению иностранных языков online.
При этом, статус самых популярных и востребованных прочно закрепился за курсами
английского языка. Это объясняется многими факторами, как психологическими, так
и многими другими. Разработано также и множество методик изучения языка. И если
раньше преподаватели и учителя использовали в процессе обучения в основном
фундаментальный и классический методы, то сегодня одним из самых серьезных и
всеобъемлющих методов изучения иностранного языка стал лингвосоциокультурный
метод, предполагающий апелляцию к такому компоненту, как социальная и
культурная среда.
Сторонники этого метода
твердо уверены, что язык теряет жизнь, когда преподаватели и студенты ставят
целью овладеть лишь "безжизненными" лексико-грамматическими формами.
К примеру, изучающий английский может употребить грамматически правильное
выражение The Queen and Her relatives, но британец с трудом поймет, что имеется
в виду The Royal Family. Лингвосоциокультурный метод включает два аспекта
общения - языковое и межкультурное. Цель изучения языка с помощью данного
метода – облегчение понимания собеседника, формирование восприятия на
интуитивном уровне. Поэтому каждый студент, избравший такой органический и
целостный подход, должен относиться к языку, как к зеркалу, в котором
отражаются география, климат, история народа, условия его жизни, традиции, быт,
повседневное поведение, творчество [Крупина, Методики преподавания английского
языка, 2003: 16. - №12].
Первую строчку в рейтинге
популярности методик активно удерживает коммуникативный подход, который, как
следует из его названия, направлен на практику общения. Эта методика отлично
"работает" в Европе и США. Из 4-х "китов", на которых
держится любой языковой тренинг (чтение, письмо, говорение и восприятие речи на
слух), повышенное внимание уделяется именно двум последним. Однако есть и
оборотная сторона медали: клишированностъ фраз и небогатый лексикон. Плюс масса
грамматических ошибок, и становится понятно, что единственный способ не
прослыть, скажем, так, неумным собеседником - повышенное внимание к партнерам,
знание этикета и постоянное желание совершенствоваться (По данным http://www.native-english.ru/theory/articles/prepod/).
Термин «аудирование» означает слушание и понимание иноязычной речи. В общем плане аудирование можно определить как аналитико-синтетический процесс по обработке акустического сигнала, результатом которого является осмысление воспринятой информации. Механизм аудирования как процесс распознавания слуховых образцов очень сложный и пока до конца не познан. Есть предположение, что он представляет собой процесс многоступенчатого отображения речевого воздействия. Аудирование как вид коммуникативной деятельности условно можно рассматривать в двух планах: 1) как составную часть речевого общения; 2) как относительно самостоятельный вид коммуникации, когда поток речевой информации направлен в одну сторону, например, при прослушивании рассказа, озвученного мультимедиашоу, кино, видеофильма [Титова, 2003].
Программные курсы и
школы. Среди
внушительного разнообразия online
школ и курсов сложно выделить одну или две лучших, так как все они предлагают
качественные услуги на любой вкус, кошелек и количество свободного времени. Если
не гнаться за ценой и объемом обучения, то можно воспользоваться ресурсами
бесплатных сайтов с неплохим количеством материалов и возможностей. Попробуем
оценить плюсы и найти минусы в предоставляемых услугах некоторых ресурсов. Например,
Native English (http://www.native-english.ru) предлагает пользователям
материалы по теории (грамматика английского языка, список учебников по разным
темам, научно-популярные статьи и фонетика английского языка) и практике
(чтение, тесты, идиомы, скороговорки, анекдоты, топики и тексты радиопередач Voice of America). Также на этом сайте можно заказать фильмы на оригинальном
языке с субтитрами, прослушать аудиокниги и скачать некоторые полезные
программы и словари. Все материалы, кроме фильмов и аудиокниг, доступны для
скачивания и абсолютно бесплатны. К плюсам этого сайта можно отнести некоторые
аудио-разделы по фонетике. Но поскольку темой нашего исследования является
исключительно развитие навыка аудирования, то в соответствии с этим минусов у
данного ресурса больше, так как присутствует слишком мало аудиоэлементов для
прослушивания.
Следующий источник –
курсы английского Language
Link компании Distance Learning (http://ll.dli.com/ ) – предлагают
обучение в любое удобное время, 24 часа в сутки, задания на чтение,
аудирование, разговорный английский, грамматику и пополнение лексикона. К
бесспорным плюсам этой программы обучения можно отнести озвученный словарь,
развлекательный раздел игр, форум, чаты. Также можно ознакомиться с культурой
стран изучаемого языка, сленгом и идиомами. Как и во всех подобных проектах
дистанционного обучения, данные курсы предполагают возможность прохождения
первого бесплатного урока, а так же полностью платное и бесплатное обучение (в
качестве очного студента или вольного слушателя).
Один из наиболее крупных
проектов по обучению английскому online
в Рунете представлен на сайте http://www.lessons.ru/, являющийся частью школы Language Link (www.languagelink.ru ). Условия обучения такие же,
как и на других ресурсах, но стоит особо отметить удобный интерфейс и множество
полезных разделов, как например, советы по написанию резюме на английском или
по подготовке к важному собеседованию и правила написания деловой
корреспонденции. Там же можно проверить свои знания и пройти пробные тесты TOEFL или узнать, подходит ли вам
дистанционное обучение. Есть также возможность пройти пробный урок, причем в
таком случае вы получите пусть и ограниченный, но все же доступ к материалам
школы. В пробный урок включен online
аудио словарь, идиома дня (напр., one foot in the grave с аудио произношением), можно прослушать статьи о
культуре, кино, музыке и книгах, изменяя темп чтения по своему усмотрению. С
помощью этих материалов можно отрабатывать собственное произношение и слушать
речь носителей языка. В развлекательной части урока можно поиграть в игры со
словами, пообщаться со студентами в чате или обсудить понравившуюся тему на
форуме.
При прохождении теста на
определение уровня подготовки студента внимание уделяется всем основным
разделам языка: лексике, грамматике, чтению, аудированию, затем определяется
уровень знания языка и предлагается пройти урок, например на уровне Upper-Intermediate. В течение урока ученику
предлагается проделать упражнения в виде теста. Проанализировав результаты,
система определяет пробелы в знаниях, и создает индивидуальную систему
упражнений для ликвидации этих пробелов. Каждый базовый урок состоит из четырех
разделов: (1) презентация активного словаря урока в тексте, который можно
прослушать и прочитать, (2) упражнения по типу множественного выбора на
описание картинки, (3) грамматические упражнения и (4) упражнения на
аудирование. Все четыре раздела объединены одной общей темой.
Конечно же школ
дистанционного обучения языкам много, мы рассмотрели лишь некоторые из них и
побывали только на одном уроке, но в общих чертах требования и условия обучения
на всех ресурсах одинаковы.
Независимые ресурсы. В данный раздел мы включили различные
материалы с аудио контентом, не относящиеся к полным курсам дистанционного
обучения английского языка. С помощью приведенных ниже ресурсов можно
совершенствовать и корректировать собственное произношение как отдельных
звуков, так и целых слов и предложений.
Сайт http://www.fonetiks.org предлагает
прослушать произношение 9 различных видов английского: американского,
британского, ирландского, шотландского, уэльского, австралийского, канадского,
индийского и южноафриканского. Также предоставляется возможность прослушать
произношение немецкого, итальянского, испанского, французского и многих других
языков. Данный ресурс адаптирован к использованию практически для любого уровня
слушателя, как для детей 3+, так и для их родителей, студентов, учителей и
просто желающих правильно говорить на иностранных языках.
Ресурс http://www.howjsay.com
– это online словарь английского и американского
произношения слов и небольших фраз. Здесь собрано 2,284 наиболее употребляемых
слов английского языка, однако это число постепенно растет и словарь
пополняется новыми словами и выражениями.
С помощью Randall’s ESL Cyber Listening Lab (http://www.esl-lab.com) можно прослушать небольшие диалоги
на бытовые темы, аудио интервью и дискуссии для подготовки к экзаменам,
лексические уроки, направленные на расширение словарного запаса для
определенных жизненных ситуаций, а также продолжительные диалоги и обсуждения
на различные темы. В каждом разделе содержатся материалы разного уровня
сложности (простой, средний, сложный или средний, сложный, очень сложный). К
каждой аудио теме прилагаются дополнительные задания (перед прослушиванием, во
время и после прослушивания).
Аутентичные материалы.
В базе данных Internet помимо программных обучающих курсов
и школ много аутентичных аудиоресурсов, которые также способствуют развитию
навыка аудирования.
Аутентичные материалы –
это материалы, взятые из оригинальных источников, которые характеризуются
естественностью лексического наполнения и грамматических форм, ситуативной
адекватностью используемых языковых средств, иллюстрирующие случаи аутентичного
словоупотребления, и которые, хотя и не предназначены специально для учебных
целей, но могут быть использованы при обучении иностранному языку [Титова,
2003: 19].
Сайт компании Lucent Technologies, ее подразделение Bell Labs, позволяет услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке. Здесь разработан синтезатор речи, который превращает печатный текст в звук. На сайте http://www.bell-labs.com/project можно выбрать один из пяти языков - английский, немецкий, французский, итальянский, испанский. Затем нужно вписать в окошко что-нибудь на выбранном языке. Через несколько секунд написанное будет произнесено пусть и несколько механическим, но все же голосом. То есть озвучить можно любую фразу из учебника или любого другого пособия, и особенно подойдут online пособия, откуда можно копировать куски текста, не утруждая себя перепечатыванием. Все произнесенное можно не просто прослушать, но и сохранить у себя на жестком диске, чтобы при необходимости вернуться к прослушиванию, не заходя в Internet. ВВС World Service (http://www.bbc.co.uk/worldservice) предоставляют возможность не только прочитать, но и прослушать новости, на многих языках, причем можно даже выбрать для себя подходящий уровень владения английским и прослушать новости в режиме LEARNING ENGLISH. Интересной может показаться двойная классификация статей - по темам и по континентам. CNN World News (http://cnn.com) также предоставляют информацию на нескольких языках и двойную классификацию статей. Возможно вызвать аудио и видео сопровождение. Интеракция читателей с редакцией и между собой возможна в рамках рубрики DISCUSSION (дискуссия), где есть своя доска объявлений (MESSAGE BOARDS), комната для беседы (CHAT) и связь с редколлегией (FEEDBACK). Новости, доступные для просмотра и прослушивания (podcasts), делятся на три раздела: главный, по темам и по алфавиту. Поэтому пользователи могут легко найти интересующий их раздел и прослушать или посмотреть новости. Программы новостей выходят в разное время и отображают события, происшедшие за неделю, за день или за час. Например, есть новости для студентов (CNN Student News), для бизнесменов (Business Update), абсурдные новости (News of the Absurd), а также различные шоу и интервью. The New York Times (http://www.nytimes.com), помимо вышеперечисленного, предлагает своим читателям учебную версию газеты с готовыми поурочными разработками. Кроме того, на сайте представлено множество аудиоматериалов для скачивания и прослушивания, по разным темам, как например, книжные обзоры (Book Review), новости здоровья (Health Update), музыкальные новинки (Music Popcast), научные дискуссии (Science Times) и многое другое. Все аудио файлы доступны для скачивания в формате mp3.
Выводы
Дистанционное обучение,
ориентированное на индивидуальное обучение, открывает новые просторы для
свободы реализации личности, ее интересов и навыков. Однако, несмотря на то,
что учащийся получает и усваивает знания самостоятельно, контроль учителем его
успеваемости все же необходим. Необходима также неограниченная информационная
база с открытым доступом ко всем материалам. При этом, студентом подобной формы
обучения может стать любой желающий, имеющий доступ к Internet, независимо от его местонахождения и
возраста, так как всегда есть возможность построить собственный график обучения
с требуемой интенсивностью.
Проанализировав и
рассмотрев многие Internet
источники, мы пришли к выводу, что глобальная сеть предоставляет большие
возможности для обучения, самосовершенствования и развития навыка аудирования. С
помощью аудио материалов Сети можно слушать любую информацию, новости, статьи
из газет и журналов, книги, а также практиковаться в правильном произношении
английского языка и различных его диалектах. Поскольку на большинстве ресурсов
существует возможность выбора уровня сложности, наиболее подходящей слушателю,
то можно сделать вывод о том, что обучающие и развлекательные аудио и видео
материалы доступны всем возрастам и уровням владения английским языком.
Заключение
Таким
образом, мы пришли к следующим выводам: глобальная
компьютерная сеть Internet –
чрезвычайно ценный ресурс для реализации самых разнообразных методик обучения
английскому языку. По своей природе Internet – один из самых лучших источников текущей информации, часто
представляемой в интерактивном формате и практически не присутствующей в
традиционном учебнике или учебном пособии. По своим дидактическим возможностям
Сеть может с разной степенью эффективности решать различные задачи обучения.
При
изучении английского языка через Internet, его ресурсы используются для реализации многих проектов обучения:
• для
включения аутентичных материалов Сети (текстовых, звуковых) в содержание урока
английского языка, то есть интегрирование их в программу обучения;
• для
самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;
• для
самостоятельного изучения английского языка, ликвидации пробелов в знаниях,
умениях, навыках;
• для
самостоятельной подготовки к сдаче квалификационного экзамена по английскому
языку и прохождения тестов для получения сертификата;
·
для
систематического изучения определенного курса английского языка дистанционно
под руководством преподавателя или самостоятельно.
Используя
информационные ресурсы Internet, можно более эффективно решать целый ряд задач на уроке английского
языка:
·
формировать навыки
и умения чтения, непосредственно используя материалы Сети разной степени
сложности;
·
совершенствовать
умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов Internet и мультимедийных средств;
·
совершенствовать
умение поддерживать беседу в диалогах и дискуссиях;
·
совершенствовать
умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам,
участвуя в подготовке рефератов, сочинений на английском языке;
·
пополнять свой
словарный запас лексикой современного английского языка;
·
общаться с
друзьями и сокурсниками, расширять круг знакомств и собственные знания о
культуре изучаемого языка.
Учащиеся могут
самостоятельно работать над совершенствованием своих знаний в области
английского языка с помощью online
курсов. У этой формы обучения, безусловно, есть будущее.
Список
использованной литературы
1
Галичкина Е.Н.
Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале
компьютерных конференций): Автореф. дис. … канд. филол. наук / Е.Н. Галичкина.
– Астрахань: 2001.
2
Карамышева Т. В.
Изучение иностранных языков с помощью компьютера: в вопросах и ответах / Т.В.
Карамышева. – СПб.: 2001.
3
Кондрашов П.Е. Компьютерный
дискурс: социолингвистический аспект: Автореф. дис. ... канд. филол. наук /
П.Е. Кондрашов. – Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 2004.
4
Крупина, С.
Методики преподавания английского языка / С. Крупина // Еженедельная газета
«Иностранец». – М.: 2003. - №12.
5
Крюкова О.П.
Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде (на примере
английского языка) /О.П. Крюкова. – М.: Логос, 1998.
6
Левин Джон Р.. Internet для «чайников» / Джон Р. Левин, Кэрол
Бароди, Маргарет Левин-Янг. – 7-ое издание. - М.: Изд. дом «Вильямс» - 2001.
7
Смирнов Ф.О.
Интернет-общение на английском и русском языках: опыт лингвокультурного
сопоставления /Ф.О. Смирнов. – Ярославль: ЯрГУ, 2006.
8
Соловов А.В.
Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Высшее
образование в России / А.В. Соловов. – М.: 1995.
9
Титова С. В.
Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков / С.В. Титова. –
М.: 2003.
10
Дергачева Т.Г. Дистанционное
обучение иностранным языкам в техническом вузе / Т.Г. Дергачева // Язык и
методика его преподавания. III
республиканская научно-практическая конференция: Сб. статей. – Казань: Центр
инновационных технологий, 2001.
Использованные Internet-ресурсы:
1
World
Internet Usage Statistics News and Population Stats, www.internetworldstats.com
2
Internet
Gurus Central, http://www.net.gurus.com/
3
Информационно-поисковая
система РОЛ, www.rol.ru/news
4
Chatter's
Jargon Dictionary, http://www.stevegrossman.com/jargpge.htm#Dictionary
5
Английский язык.ru – все для изучающих английский язык,
http://www.english.language.ru/schools/sa96.html
6
Институт новых
технологий/Живая Школа, www.liveschool.ru
7
Internet-ресурсы по изучению английского
языка, http://www.college.ru/english/
8
Международный
языковой центр Language
Link, www.languagelink.ru
9
Изучение
английского языка, проект «Родной английский» http://www.native-english.ru/
10
Online курсы английского языка компании Language Link, http://ll.dli.com/
11
Курсы
дистанционного обучения английскому языку online, http://www.lessons.ru/
12
The New
York Times, http://www.nytimes.com
13
CNN
World News, http://cnn.com
14
ВВС World Service, http://www.bbc.co.uk/worldservice
15
Randall’s
ESL Cyber Listening Lab, http://www.esl-lab.com
|