Курсовая работа: Причины и основное содержание налоговой реформы Петра I
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Сопоставляя данные росписи 1724г. с
росписями 1680 и 1701 гг., можно видеть, насколько увеличился окладный доход
государства (рис.1,2,3,4). В 1680г. он составлял 1 463 977 руб., в 1701г – 2 955
765 руб., а в 1724г. – 8 526 560 руб. (рис. 4). Однако, при оценке этих цифр
необходимо прежде всего принять в расчет, что возрастание ценности
государственного дохода не вполне соответствует возрастанию его цифровой
величины. Дело в том, что за то же время, к которому относятся эти данные,
рыночная стоимость рубля упала почти наполовину: рубль конца XVII
века равнялся 17 рублям начала XX
века, а рубль первых десятилетий XVIII
века только 9-ти, из чего можно сделать вывод, что доходная часть
государственного бюджета выросла по сравнению с 1680г. более чем в 3 раза и по
сравнению с 1701 более чем в 2 раза.
Что касается составных частей
государственного дохода, - главный тон переменам в их процентных отношениях
давало в 1701г. чрезвычайное увеличение регального дохода, а именно, прибыли от
монетной операции. В 1724г. абсолютная цифра этого дохода увеличивается
благодаря соляной продаже, но процентное отношение его к другим доходам падает;
и абсолютно пропорционально первое место в бюджете занимает только что
введенная подушная подать: теперь она превышает половину всех поступлений,
тогда как непосредственно перед введением подушной статьи прямые сборы не
составляли и трети (31%) их. [13]
2.3
Реформа финансового
аппарата
До Петра I сбор налогов
осуществлялся рядом финансовых приказов. До 1717 г. приказная система
сохраняется, но подвергается существенным изменениям: создаются новые приказы,
изменяются сферы деятельности старых приказов.
Указом Петра I от 30 января 1699 г.
в Москве учреждается Бурмистерская палата (в конце 1699 г. переименованная в
Ратушу) — центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое
осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского
самоуправления), ведала раскладкой и сбором податей и повинностей с населения
Москвы и посадов. В ее ведении находились также торговые и гражданские дела. Во
главе Бурмистерской палаты стоял бурмистр. Бурмистерская палата (Ратуша)
избиралась из торговых людей и соблюдала интересы купечества, которое
привлекалось Петром I к развитию отечественной промышленности.
Существенные изменения в системе
сбора налогов начинают происходить с изменением
административно-территориального деления России и создания должности
губернаторов. На них возлагались функции по контролю за сбором налогов. 18
декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний с предписанием начальникам,
в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и для
подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть...» В 1710 и
1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых
разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям.[14]
Указом от 22 февраля 1711 г.
учреждается «управительный» (впоследствии Правительствующий) Сенат — постоянно
действующий высший орган государственного управления, в числе других функций
выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов.
Указом от 17 марта 1711 г. Правительствующему Сенату поручается устройство
государственных доходов с предписанием «денег как возможно собирать... и...учинить
фискалов во всяких делах». В этом же году учреждаются должности фискалов —
государственных служащих, обязанностями которых было «тайно проведывать,
доносить и обличать» все злоупотребления как высших, так и низших чиновников,
преследовать казнокрадство, взяточничество, «вообще безгласные преступления
явно противогосударственного и противообщественного характера». Сфера
деятельности фискалов первоначально ограничивалась контролем за деятельностью
государственных учреждений и должностных лиц. Фискалы были освобождены от
обязанности по уплате податей, от подсудности местным властям и от
ответственности за неправедные доносы. Должности фискалов просуществовали до
1729 г.[7, 47].
В 1717 г. учреждаются финансовые
коллегии — центральные правительственные учреждения в России, ведавшие
государственными доходами и расходами. В 1717—1718 гг. были установлены штаты и
назначены президенты следующих финансовых коллегий: Камер-коллегии,
Штатс-контор-коллегии, Коммерц-коллегии и Ревизион-коллегии. В 1718—1720 гг.
были определены функции, утверждены структура и штаты финансовых коллегий, а
также Генеральный регламент, который устанавливал обязанности должностных лиц
коллегии (издан 28 февраля 1720 г.). Каждая коллегия состояла из присутствия
(президент, вице-президент, 4 советника, 4 асессора и секретарь) и штата
чиновников и канцеляристов. Финансовые коллегии подчинялись императору и
Сенату. При коллегии состоял фискал (позже прокурор), контролировавший
деятельность финансовой коллегии. Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на
местах, ведала государственными доходами, следила за окладными и неокладными
приходами. Окладными назывались такие доходы, размер которых был известен
заранее, например подушная подать. Под окладными понимались налоги и сборы, при
которых налоговые обязательства налогоплательщика исчислялись по действующим
ставкам на единицу обложения. Неокладными налогами и сборами были таможенные
пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее
известен. Сбором доходов от монетной и горной регалий ведала Берг-коллегия. Коммерц-коллегия
ведала таможенными сборами и таможенными тарифами. В 1810 г. была подчинена
Министерству финансов, с 1823 г. упразднена. Ревизион-коллегия, учрежденная для
ревизии и контроля финансового управления, то есть контроля расходования
денежных средств, была в 1722 г. присоединена к Сенату, а в 1725 г.
восстановлена. Камер-, Штатс-, Ревизион-коллегии были упразднены в связи с
реорганизацией губернских органов управления. В 1725 г. была составлена Табель
государственного прихода-расхода, своего рода первый государственный бюджет.
Финансовые преобразования позволили государству за 15 лет увеличить свои доходы
более чем в 3 раза (в 1710 г. — 3,1 млн руб., а в 1725 г. — 10,2 млн. руб.),
при этом во второй половине царствования Петра I регулярно достигалось
превышение доходов над расходами.[15]
налоговая реформа петр первый
3. Оценка налоговой
реформы Петра I и ее значение для России
Сложность
и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость
деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели
огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены
на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись
крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их
господства. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те
европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических
отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на
капиталистический путь развития. Преобразовательная деятельность Петра
отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью
в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно
понимая большое значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил
ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. Но он же укреплял и
закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма.
Петр
I хорошо понимал, что налоги - основной источник богатства государства, поэтому
одним из правил финансовой политики Петра I было: «Требуй невозможного, чтобы
получить наибольшее из возможного». Именно поэтому во времена Петра было
введено огромное количество экзотических налогов, такие как налог на бороды,
налоги с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов и многие другие. Однако
лишь к концу своего царствования первый российский император осознал
несостоятельность этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну,
но и оказывали дурное действие на настроение народа. Эти налоги донимали не
столько своей тяжестью, сколько своим количеством (их было больше 30).[16]
Именно тогда царь предпринял
рискованное решение и задумал введение нового налога – подушной подати.
Податная реформа стала важным
событием в истории России XVIII в., оказавшим значительное влияние па развитие
страны. Останавливаясь на финансовом значении реформы, необходимо подчеркнуть,
что она явилась естественным продолжением фискальной политики самодержавия
предшествующей поры. В основе этой политики лежал принцип усиления тяжести
налогообложения путем увеличения числа и объема налогов, расширения контингента
налогоплательщиков. Следствием преемственности фискальной политики при
осуществлении реформы и было увеличение тяжести обложения и вовлечения в тягло
новых групп населения. С другой стороны, податная реформа стала новым этапом
финансовой истории страны. В результате ее осуществления произошло существенное
изменение всей системы прямых налогов страны. Важнейшей чертой нового обложения
явилось то, что был введен единый денежный налог — подушная подать, который заменил
десятки мелких подворных сборов и повинностей. Подушная подать в размере 70
коп. взималась на протяжении нескольких десятилетий. Появление постоянного,
прямого налога позволило стабилизировать и унифицировать финансы в целом,
потому что теперь правительство в своих расчетах могло опираться на более
реальные нежели прежде бюджетные данные. Это в свою очередь позволило
обеспечить постоянными средствами нужды регулярной армии, значительная часть
которых в годы Северной войны удовлетворялась путем взимания экстраординарных
налогов и контрибуции. Унификация налогообложения в ходе реформы коснулась не
только корпуса налогов и повинностей, единицы обложения, но и системы сбора
налогов. Сбор был изъят из ведения местных властей и передан в руки земских
комиссаров — выборных от помещиков, чьи крестьяне являлись плательщиками, а
также полковых командиров. Несомненно, это преобразование в сочетании с
размещением полков в уездах (откуда они получали средства на свое содержание)
делало налоговую систему более гибкой и оперативной, что сокращало путь денег
из карманов плательщиков в полковые кассы. Податная реформа позволила расширить
сферу действия налогообложения путем привлечения к несению налогов значительно
большего, чем прежде, числа потенциальных плательщиков. Это было достигнуто не
только за счет включения в тягло новых групп населения, но и за счет изменения
единицы обложения. Двор как единица подворного обложения теперь не играл
никакой роли в системе налогообложения. Плательщики, практиковавшие на
протяжении ряда лет различные способы утайки дворов, подверглись в ходе реформы
своеобразному фискальному «налету» и попали в подушное тягло. Весь порядок
проведения податной реформы был направлен на максимальный охват тяглом
населения. Особенно это относилось к организации свидетельства душ,
осуществленного военными ревизорами, главнейшей целью которых было выявление
утайки душ. В целом податная реформа стала невиданной по масштабам и строгости
проверкой всего наличного населения страны. Именно здесь финансовый и социальный
аспекты реформы соприкоснулись. Реализация принципов налогообложения являлась
во многом реализацией принципов социальной политики. Социально-классовый аспект
податной реформы отчетливо проявился в деятельности ревизоров по свидетельству
населения и в законодательстве, регламентировавшем эту деятельность. Жестокое
преследование беглых и их держателей, освобождение дворянства от податных
обязанностей, поголовное превращение почти всех категорий населения в
плательщиков подушной подати и многие другие шаги правительства Петра — все это
ярко характеризует классовый характер податной реформы, организаторы которой
наряду с интересами государства заботились об интересах господствующего класса.[17]
Уточнение податного статуса каждой
категории населения, которое было осуществлено в ходе реформы, стало решающим
фактором в определении их места в сословной структуре тогдашнего общества. Это
вело к прикреплению налогоплательщиков к тяглу. В свою очередь прикрепление к тяглу
и контроль за отправлением плательщиками повинностей стали основой для введения
в стране жесткого полицейского режима. Этот режим характеризуется установлением
системы паспортов и созданием разветвленной сети контроля за передвижением
населения. В целом социальные мероприятия, осуществленные в ходе податной
реформы, были направлены на укрепление господствующего строя, консервацию тех
отношений, которые обеспечивали незыблемость власти абсолютистской монархии и
дворянства на протяжении длительного периода. Все это и обусловило сохранение
подушной системы Петра в течение полутора веков после смерти ее создателя.
Переход к подушной подати принес
казне дополнительно 2 млн. руб., а с учетом переходящего остатка средства казны
увеличились на треть по сравнению с 1720-1723 гг. и составили 10 млн. руб. Но
на практике «подушина» обнаружила немало отрицательных черт: единую норму
налога должны были платить крестьяне, работающие в разных по
природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособные
работники платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших между
ревизиями «ревизских душ».
Кроме того большим недостатком
петровской налоговой реформы был нерешенный вопрос самоуправства дворян и
чиновников. Дворяне пытались освободить своих крестьян от казенных повинностей,
но не для облегчения их участи, а для увеличения толщины собственного кошелька.
Чиновники же были виртуозами по части казнокрадства. Подсчитано, что из 100
податных рублей, только 30 попадали в царскую казну, остальные оседали в
карманах сборщиков податей. К тому же, как ни старался Петр I ввести прозрачную
и эффективную письменную отчетность, ему это не удавалось. Подводя итог можно
сказать, что реформы в сфере обложения, осуществленные при Петре I, привели к
тому, что общая сумма прямых налогов за период с 1680 по 1724 г. возросла с 494
тыс. руб. до 4731 тыс. рублей.
Заключение
В эпоху правления Петра I в сфере
налогообложения произошли следующие изменения:
1.
Подворное
налогообложение было заменено подушной податью;
2.
Введены новые виды налогообложения, такие как горная подать, гербовые сборы и
др.;
3.
Существенному реформированию была подвергнута организационная система сбора
налогов, были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов
и сборов;
4.
Широкое распространение получает система взимания налогов через откупщиков. В
петровские времена появились довольно странные налоги, которые до сих пор не
имеют аналогов в мире. Облагались не только угодья и промыслы, но и религиозные
верования. Облагалась даже совесть. Так, например, раскол терпелся, но
оплачивался двойным окладом подати, как своего рода роскошь. Так же
оплачивались борода и усы, с которыми древнерусский человек связывал
представление об образе и подобии Божьем.
Пополнился
и список старинных русских казенных монополий. Так к прежним сборам на смолу,
поташу, ревень, клей, прибавились «акцизы» на соль, табак, деготь, рыбий жир и
дубовые гробы.
За
сорок лет царствования Петра объем средств в распоряжении государства с учетом
двукратного падения покупательной способности рубля увеличился в 3 раза. Это
было обусловлено хозяйственным подъемом с 1678г. по 1701г., который позволил
увеличить поступления таможенных и кабацких сборов, и давшим возможность
эксплуатации монетной регалии. Однако хозяйственный рост существенно замедлился
с началом Северной войны, и последующие два десятилетия прошли в напряженных,
разорительных для хозяйства и, в конечном итоге, малоуспешных поисках выхода из
финансового кризиса. Хотя в последние годы Северной войны была воссоздана
централизованная система управления финансами и преобразован местный
административный аппарат, только в самом конце правления Петра с введением
подушной подати финансы России получили прочное основание. Когда крестьянин
перестал быть прикреплен к какой-либо податной единице, «сохе» или «двору»,
была ликвидирована причина сокращения крестьянином запашки. Посевные площади в
освоенных районах стали увеличиваться, а с ними и благосостояние, и численность
населения. Таким образом, хозяйственный рост - главная цель финансовой реформы,
был достигнут.
Список использованной литературы.
1.
Анисимов
Е.В. Податная реформа Петра І. – Л., 1982;
2.
Аронов
А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: учеб. Пособие. — М.: Магистр, 2007.
— 576с.;
3.
Исаев
И.А. История государства и права России: Учебник. М.: Юристъ, 1999 г.;
4.
Ключевский
В.О. Сочинения в 9 т. Т.4. Ч.4. М.: Мысль. 1989;
5.
Милюков
П.Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII
столетия и реформа Петра Великого, 2-е изд., Спб.:1905г., 742с.
6.
Павленко
Н.И., Никифоров Л.А., Волков М.Я. Россия в период реформ Петра I,
Изд. «Наука», М.: 1973г., 385с.;
7.
Павленко
Н.И. «Петр Великий» М.: «Мысль» 1994г.;
8.
Соловьев
С.М. Об истории новой России. - М.:Просвещение,1993;
9.
Спиридонова
Е.В. Экономическая политика и экономические взгляды Петра I,
Государственное издательство политической литературы, 1952г., 288с.;
10.
Толкушкин
А.В. «История налогов в России. — М.: «Юристь», 2001-432с.;
[1]П.Н.Милюков, «Государственное хозяйство России в
первой четверти XVIIIстолетия», стр. 118
[2] Там же
[3]Исаев И.А. История государства и права
России: Учебник. М.: Юристъ, 1999 г, стр.371
[4]Е.В.Спиридонова «Экономическая политика и экономические
взгляды Петра I», стр.265-266
[5]Толкушкин А. В. «История налогов в
России. — М.: «Юристь», 2001, стр. 45
[6]Е.В.Спиридонова «Экономическая политика и
экономические взгляды Петра I», стр. 264
[7]П.Н.Милюков, «Государственное хозяйство России в
первой четверти XVIIIстолетия, стр.484-486
[8]Е.В.Спиридонова «Экономическая политика и
экономические взгляды Петра I», стр. 270
[9]Аронов А. В., Кашин В. А. Налоги и
налогообложение: учеб. Пособие, стр. 95
[10]Е.В.Спиридонова «Экономическая политика и
экономические взгляды Петра I», стр.274
[11]П.Н.Милюков, «Государственное хозяйство России в
первой четверти XVIIIстолетия, стр.480
[12] Там же стр. 490-491
[13]П.Н.Милюков, «Государственное хозяйство России в
первой четверти XVIIIстолетия, стр. 491
[14]Толкушкин А. В. «История налогов в
России», стр. 46
[15]Толкушкин А. В. «История налогов в
России», стр.49
[16]Исаев И.А. История государства и права
России: Учебник, стр.59
[17]Анисимов Е.В. Податная реформа Петра І.,
стр.125
|