В качестве каменных тюрем использовались
монастырские кельи, погреба и другие удобные помещения. Каменные тюрьмы также в
основном принимали государственных преступников и раскольников. Что же касается
обыкновенных тюрем, то они представляли собой одну или несколько изб,
огороженных частоколом (острогом) и в свою очередь подразделялись на две
категории: губные и опальные. В губных сидели за татьбу и разбой, смертное
убийство, поджог, ведовство; в опальных – за преступления в сфере экономки «по
истцовым искам» и в «боярских делах, люди их и крестьяне»[51].
Заключенные обычно сидели в тюрьмах без
оков. Оковы надевались по общему правилу лишь при употреблении арестантов в
работы вне тюрьмы или при сборе подаяния. Прокормление тюремных сидельцев
доставляло мало заботы государственной власти: заключенные кормились главным
образом своими средствами или мирским подаянием. Это объясняется с одной
стороны в неспособности государственной экономики содержать преступников, а с
другой стороны в нежелании властей расходовать имеющиеся казенные деньги.
Несмотря на это в 1662 г. во всех тюремных учреждения вводится «государственное
жалование», или «кормовые деньги», но сбор подаяния остался в силе в виду
недостаточности казенного содержания. Сохранился он и в XVIII
веке. Правительство не только дозволяло, а прямо предписывало послать
арестантов за сбором. Обычно для прокормления поочередно выпускались из тюрьмы
по два – три человека в день скованными с охранником, а к ночи они по-прежнему
сажались в тюрьму. Исключение составляли заключенные в малонаселенных
местностях и подлежащие строгой изоляции. Кроме того, на содержание заключенных
деньги взыскивались с крестьян тех вотчин на территории, которых находились
тюрьмы. Особое место занимали пожертвования от частных лиц. Посещение тюрем и
раздача денег, одежды и съестных припасов было делом милости христианской,
обязательным для каждого верующего, к какому бы социальному слою, он не
принадлежал. О содержании заключенных в XVII веке писал
подъячий Посольского приказа, в последствии перебежчик, Котошихин Г. К.: « А
которых людей на Москве и городах воров, разбойников и татей, и в иных злых
делах приводят и сажают их в тюрьму: и тех людей, у кого есть отцы и матери,
или иные сородичи и жена и дети, кормят их сами, своим. А у которых нет
сородичей и кормиться нечем, и из тех воров, которые в малых винах сидят, на
всякий день из тюрем выпущают по два человека, скованных, со сторожами,
собирати по людем, по торгам и по дворам милостыню, деньгами и хлебом; а что
они которого дни соберут, мало или много, и то меж себя делят с товарищи все
вместе, и тем себя кормят»[52].
Сбор податей заключенными продолжался и много времени спустя, как писал С. В.
Познышев: «необычайно, с криком поючи, пытанные, окровавленные в разодранных
платьях, что едва тела лоскутами прикрыты»[53].
Господствующим порядком была система
общего заключения. Одиночное заключение использовалось в земляных и каменных
тюрьмах, но являлось редким исключением. Применяя общее заключение, русское
право XVII века не отделяло подследственных арестантов от
отбывающих наказание, не разделяло оно тюремных сидельцев высших и низших
состояний или сословий. В тоже время эта эпоха выработала такие начала
распределения арестантов как отдельное содержание женщин и мужчин, и
распределение арестантов по роду их преступлений.
В соответствии с Уложением, тюрьмы в
Москве предписывалось строить «государственной казною», а управлять постройкой
должен был Разбойный приказ[54].
Судя по другой статье Уложения, где указывается, что «в городах тюрьмы сроить»,
вне столицы эта обязанность возлагалась на местные власти[55].
Тюрьмы подвергались иногда ревизии со
стороны центрального правительства: из московских приказов посылались подъячие
(«добрые») в города для осмотра тюрем, «из которых воеводы писали, что тюрьмы
худы». Подъячие должны были удостовериться, «впрямь ли те тюрьмы худы и мочно
ли их починивать», или они «вовсе худы и починить их невозможно». Вместе с тем
они должны были сметить расход на починку старых и постройку новых тюрем[56].
Жизнь и быт заключенных в XVII
веке
К сожалению, до современников дошло мало
сведений о быте и жизни заключенных непосредственно в период отбывания
наказания. Несмотря на это, исследования дореволюционных и современных
историков, а также нормативная база XVII века позволяет проанализировать то немногое, что
имеется по интересующему вопросу, а на основе анализа строить предположения и
делать выводы. Людская психология такова, что любой человек пытается устроить
свою жизнь по привычному ему порядку, к которому он был привит с детства и
которому пытается подчинить все себя окружающее. Тем более становится
естественным, что при отсутствии в XVII веке установленного обязательного тюремного режима,
люди, попавшие в тюрьмы, устраивались и жили в них по возможности по-своему.
Они сами должны были вести свое скудное хозяйство, сами должны были охранять и
защищать от других заключенных себя и то немногое, но необходимое, что у них было
или могло быть. По выражению Н. Д. Сергиевского, они должны были поддерживать
необходимый каждому внутренний мир своего жилища[57].
Этим и объясняется установление в тюрьме другого, негосударственного и
нережимного порядка, которому, однако, подчинялись все заключенные и который
своеобразно регулировал их отношения между собой. Преступники, еще вчера не
знавшие друг друга, а сегодня сплоченные общей судьбой на долгие годы, необходимостью
совместного существования неизбежно создавали свой уклад жизни и устанавливали
свои законы. «Община – писал Н. Д. Сергиевский – делила подаяние между тюремной
братией, община взимала с новопребывающих своих членов особую подать – «
влазную деньгу», община, как одно лицо защищалось от притеснения администрации,
приносила жалобы на худое состояние тюрем. С большой достоверностью можно
сказать, что она блюла строгий порядок и между своими членами»[58].
Такой «общинный» порядок предполагал наличие «вожака», в роли которого выступал
тюремный староста.
Взаимосвязь исторических процессов:
установление абсолютной монархии, укрепление государственного строя и
образование каторги
В течении всего XVIII века
тюрьмы продолжали оставаться в том же ужасном и беспорядочном положении.
По-прежнему в тюрьмах царила ужасающая теснота, холод, голод, всевозможные
болезни и высокая смертность. При Петре I впервые
появляется стремление государственных властей извлечь выгоды из подневольного
арестантского труда. При этом речь идет не только о тех, кто получает
наказание, связанное с лишением свободы, но и об осуждаемых к смертной казни –
этим лицам смертная казнь зачастую заменялась каторжными работами.
Каторга возникла в России в 1699 году,
когда ПетрI приговорил к этому наказанию 269 стрельцов за участие
в восстании. Это было одним из самых распространенных и массовых наказаний. Еще
в 1690 году ПетрI запретил казнить смертью за воровство и другие тяжкие
преступления и повелел таких преступников, наказав, ссылать, казнить же только
тех из них, «кто из ссылки убегут и в разбое опять пойманы будут». В 1703 году
последовал Указ «О чинении смертной казни тем, которые явятся по розыскным
делам в измене и бунте, и в умышленном убийстве или кто кого смертным питьем или
отравою уморит, а кроме тех вин во всяких воровствах по прежнему указу о ссылке
ссылать в Азов на каторгу»[59].
В 1705 году было подтверждение этого Указа о ворах, разбойниках и подобных им
преступников: « Чтобы всех достойных смертной казни смертию не казнить, кроме
умышленных убийц и бунтовщиков, а о ссылке их на каторгу по важности вин на 25,
на 20 и на 15 и 10 лет, а меньше трех лет не ссылать»[60].
Этим же указом были установлены каторжные работы для неплательщиков налогов и
податей. Этому государство уделяло особое внимание, так как развитие в стране
промышленности и содержание регулярной армии требовали систематического
пополнения казны.
Каторга, как вид тяжелого наказания
включала в себя сразу несколько карательных элиментов:
-
лишение свободы на срок или
пожизненно;
-
обязательное привлечение
осужденных к труду на тяжелых государственных работах;
-
членовредительские наказания
(вырывание ноздрей, отрезание ушей, носов и др.);
-
болезненное наказание (битье
кнутом или батогами);
Из всех карательных элементов самым
болезненным был третий, самым тяжелым второй – обязательное систематическое
употребление осужденных на тяжелых казенных работах. Следует отметить, что хотя
в начале XVIII века каторга сложилась в отдельный и самостоятельный
вид наказания, однако точного соотношения между этим наказанием и ссылкой многие
годы определено не было. Первоначально каторга буквально означала ссылку на
галеры или каторги – гребные суда Азовского и Балтийского военно-морского
флотов. Вдоль бортов таких судов приделывались особые сооружения - банки по 25
на каждой стороне, к которым приковывали по пять или шесть невольников,
управляющих одним веслом[61].
Нередко приговоренных к ссылке в местах поселения использовали не на
сельскохозяйственных работах, как это имело место в большинстве случаев в
предшествующую эпоху, а принуждали работать на заводах и фабриках, на
строительстве крепостей и на промыслах. Разграничение каторги и ссылки стало
проявляться лишь в последующие периоды.
Все эти обстоятельства показывают на пересмотр
государственной властью политики принуждения к отбыванию наказания, о
приоритете экономического фактора в этом процессе. Именно экономические
соображения стали решающим фактором при определении места отбывания тюремного
заключения и ссылки. Еще одна особенность развития этого процесса заключалась в
том, что данные вопросы регулировались не в систематизированном источнике, как,
например, в Уложении 1649 года, а в указном праве, причем подавляющая часть
такого рода указов была издана в Петровскую эпоху. Например, в Указе 1699 года,
было записано следующее: «Великий государь указал, которые виновны посадские
люди, земской староста со товарищи, выборных своих таможенных и кабадских
бурмистров от сборов отставили за то, что их старастину прошению ничего не дали
и выбрали на места оных, взяли за то с них 120 рублев и тем людям, которые
взяли деньги, и которые им те деньги дали и накупились к сборам, сказать смерть
и положить на плаху и от плахи подняв бить, вместо смерти кнутом беспащады и
сослать в ссылку в Азов на вечное житье с женами и с детьми и быть им на
каторгах в работе»[62].
Из указа четко просматривается цель ссылки виновных – теперь она заключается не
просто в удалении виновных на окраинные и приграничные территории, но и в
физическом принудительном труде. В другом документе, Указе от 1703 года, Петр I,
пишет: «Ныне же зело нужда есть, дабы несколько тысяч воров (а именно есть ли
возможно две тысячи человек) приготовить к будущему лету, которых по всем
приказам, ратушам и городам собрать по первому пути и которые посланы в Сибирь,
а ныне еще в Вологде. Piter»[63].
Еще раньше, в 1700 году, Петр I предписывает «зависти в Тобольску кирпичные великие
заводы и в тех ссыльными и иными людьми делать кирпич, чтоб повсюду наделать
самое многое число»[64].
Здесь уже четко формируется позиция государства по отношению к осужденным – они
должны работать и работать на государство.
Такая позиция во многом основывается на
субъективном факторе. Дело в том, что, как известно, Петр I,
обладал необычайной энергией, строил множество планов по укреплению и
расширению государства, которые требовали строительства многих заводов, фабрик,
крепостей и других объектов. Для их сооружения и эксплуатации необходимо было
большое количество рабочих рук. Осужденные привлекали внимание императора по
нескольким причинам. Это был, во-первых, дешевый трудовой ресурс, во-вторых,
осужденные преступники после приговора, на время срока, становились по существу
собственностью государства. Ими можно было распоряжаться по своему усмотрению,
в том числе, посылать на необходимые работы, где привлечение иных людских
ресурсов было не выгодным, невозможным или трудно выполнимым. Подтверждая это
С.Н. Викторский писал: «Наказания, практиковавшиеся при Петре I,
стояли в самой тесной связи также со всей его личностью и деятельностью, с
задачами, которые ставил себе этот государь, не покладая рук и по мере своего
понимания работая над тем, чтобы возвеличить Россию»[65].
Помимо изменения приоритета целей
наказаний, преобладание в них интересов экономической пользы, государственная
власть также преследовала исправительно-предупредительные цели, хотя это и
касалось, в основном армии. Такие цели преследовал воинский Артикул 1715 года.
Кроме того, даже относительно преступлений, совершенных военнослужащими,
просматривается, хотя и незначительная, тенденция к замене смертной казни
каторгой. Так, в отмену статьи 95 артикула Воинского Устава, назначающей
смертную казнь дезертирам и беглецам[66],
указом 1717 года ПетрI повелевает: «если рекрут прежде года своей службы
побежит, то его за сей побег бить шпицрутенами через полк по разу на три дня, а
когда в другой раз убежит или более года, кто в службе, тех вместо смерти бить
кнутом, и, вырезав ноздри перед полками, сослать на вечную каторгу на галеры»[67].
В целом по воинскому Артикулу каторжные работы предусматривались как мера
наказания за некоторые воинские и уголовные преступления, однако его удельный
вес по сравнению с телесными наказаниями и смертной казнью оставался
незначительным.
Такая позиция государства по отношению к
военным объясняется, во-первых, особой организацией армии, структуры,
исповедующей принципы дисциплины и подчинения, а во-вторых, историческим
периодом, когда становление Российской империи сопровождалось постоянным ее
участием в войнах и военных конфликтах.
В Петровскую эпоху находят свое развитие
нормы уголовно-исполнительного характера, в частности, в некоторых документах
регулируются некоторые вопросы порядка отбывания ссылки на каторге. Например, в
Указе 1720 года речь идет о свиданиях осужденных с родственниками и о «свободе»
жен осужденных на вечную ссылку: «К каторжным невольникам, которые посланы на
урочные годы, женам и детям ходить не возбрано, а которые сосланы на вечную
каторжную работу, тех женам, которые похотят идти замуж, или постричься, и в
своих приданных деревнях жить, и в том дать им свободу, понеже мужья отлучены
вечно, понеже якобы умре»[68].
Наличие такого порядка объективно доказывает о формировании зачатков режима
отбывания наказания, о понимании властей в необходимости такого режима.
С новым административно-территориальным
делением страны на губернии, управление тюрьмами на местах перешло к
губернаторам, а целовальников и сторожей заменили смотрители из полицейских
чинов, в распоряжении которых находилась команда надзирателей[69].
Единого типа мест заключения не было и для его обозначения применялись
различные термины: тюрьма, темница, съезжий двор, колодничья изба, острог,
тюремный замок. Общественное мнение по-прежнему мало интересовалось состоянием
тюрем для уголовных преступников По внешнему виду и по внутреннему устройству
они были очень различны в зависимости от местности их расположения.
В целом в эпоху Петра I
относительно государственного принуждения достаточно четко и справедливо
охарактеризовал И.Я. Фойницкий, отметив, что «в первой половине XVIII
века каторга была у нас не только и даже не столько уголовным наказанием,
сколько местом нужного правительства принудительного труда»[70].
Государственное
принуждение в эпоху дворцовых переворотов
Последовавшая за смертью Петра Великого
эпоха дворцовых переворотов не внесла существенного нормативно-правового
изменения в структуру и организацию тюремных учреждений. Темп реформ,
проводившихся на протяжении всей жизни первого русского императора, был заметно
снижен. За 37 лет, отделявших смерть Петра I и восшествие
на престол Екатерины II, трон занимали шесть монархов, получивших престол в
результате дворцовых интриг или государственных переворотов, двое из них были
убиты[71].
Те, кто имел власть, пытались удержать ее в своих руках, те, кто мог на нее
претендовать, пытались завладеть ею. И те, и другие пытались обезопасить себя и
удалить из двора возможных конкурентов. Так, при Екатерине I , в
1726 году в Сибирь были сосланы царские сановники Девнер, Толстой с сыном,
Бутурин, Скорняков-Писарев, пытавшиеся ослабить влияние А. Меньшикова и
создававшие ему конкуренцию при дворе, в 1727 году в ссылке в Березове оказался
он сам. В 1740 году был сослан фаворит императрицы Анны Иоановны – Бирон. В
ссылки в Сибири были и такие государственные деятели, как Остерман, Миних и
князь Головкин[72].
При таком положении в стране, закономерным процессом явилось свертывание
различных строительных работ и соответственно, снижение спроса на рабочие руки
уже во второй четверти XVIII века. Сибирь вновь рассматривается, как наиболее
надежное место для водворения «вредных» и непокорных элементов. Указ от 15 июля
1729 года закрепил колонизационные цели ссылки. Расчет государственной власти в
этом вопросе вполне понятен: по прошествии полутора веков с момента
присоединения Сибири, этот огромный по площади край продолжал оставаться
необжитым. Так, в 40 – 50-е годы XVIII века на всей территории империи проживало не более 19
миллионов человек обоего пола, причем на территории Сибири и Севера население
насчитывало не более 1 миллиона человек[73].
Приход к власти младшей дочери Петра,
Елизаветы обозначил тенденцию гуманизации общества в целом, что не могло не
отразиться на системе исполнения наказаний. «Если царствование Петра Великого
можно назвать эпохою движения России вперед вообще, то царствование его дочери Елизаветы
является временем призыва с престола к гуманности» - писал С. Н. Викторский[74].
В основном это выразилось в отмене смертной казни в России, как следствие – в
увеличении потока осужденных к лишению свободы[75].
Развитие каторги и ссылки в период
правления Екатерины II
Заметные изменения системы государственного
принуждения произошли во время правления Екатерины II, которая,
желая прослыть просвещенным человеком, успела немало сделать для пенитенциарной
системы. Важным моментом в этом вопросе стал Указ от 17 января 1765 года «О
приеме адмиралтейской коллегии присылаемых от помещиков для смирения крепостных
людей и об употреблении их в тяжелую работу», по которому «буде кто из
помещиков люде своих по продерзостному состоянию заслуживающих справедливое
наказание, отдавать пожелает для лучшего воздержания в каторжную работу,
таковых Адмиралтейской Коллегии принимать и употреблять в тяжкую работу на
толикое время, на сколько помещики их похотят»[76].
До этого указа приговоры на каторжные работы выносились государственными судами
на основе определенных процессуальных норм за установленную и доказанную вину,
теперь право ссылки на каторгу крестьян получили заинтересованные лица –
помещики без какого бы то ни было соблюдения норм права. Инициатором законодательства
по этому вопросу стала адмиралтейская коллегия, в ведении которой были работы
по созданию флота, а затем вопросы по трудоиспользованию осужденных в своей
сфере деятельности. Основывая свои предложения, коллегия указывала, что
казенные расходы на одежду и провиант для каторжных, занятых на тяжелых работах
не будут составлять более двух рублей в месяц и что «за такую плату вольных
работников никак достать не можно, ибо и на обыкновенные адмиралтейские работы
не менее трех рублей в месяц нанимаются»[77].
Данный указ значительно расширил масштабы сибирской каторги и стал стимулом для
ее широкого развития вплоть до отмены крепостного права. Хотя крестьянская
война, под предводительством Емельяна Пугачева, и побудило правительство Екатерины
II отказаться от ссылки и вернуться к системе петровских
государственных работ, следствием чего стал Указ 1773 года, по которому всех
колодников предписывалось посылать вместо Сибири в различные местности
Европейской России «в крепостные и иные работы», эта попытка потерпела неудачу
и через полтора года его действие было приостановлено[78].
При Екатерине II на практике
несколько упорядочилось управление тюрьмами, которые были подчинены ведению
Сената. Появились специальные тюрьмы для политических преступников. Их роль
выполняли соответственно переоборудованные Петропавловская и Шлиссельбургская
крепости, кроме того, строились Динамюндская, Ревельская и Кексгольская
крепости – тюрьмы. В 1775 году были учреждены, намеченные еще Петром I,
смирительные дома для ограждения общества от людей «продерзостных», добронравие
повреждающих. В эти дома сидельцы поступали или по суду, или по распоряжению
наместника, или по просьбе родителей или помещиков. В 1781 году были учреждены
рабочие дома для преступников, совершивших преступление против собственности[79].
Эти учреждения изначально были созданы в целях обеспечения работой неимущих
лиц, лиц, не имеющих постоянного места жительства, занимающихся бродяжничеством
и попрошайничеством. Со временем эти дома превратились в обычные места
заключения лиц, совершивших преступление[80]. По признанию Екатерины II, "в губернском городе Тобольске
таковой рабочий дом, паче других мест, необходимо нужен, не только для
осуждаемых к зарабатыванию исков, но и для посылаемых изо всех Российских
провинций на вечную работу в Сибирь"[81].