Курсовая работа: Национальные хоровые композиторы Пермского края. Татарские композиторы
Курсовая работа: Национальные хоровые композиторы Пермского края. Татарские композиторы
Пермский Краевой
Колледж Искусства и Культуры
Курсовая работа
по дисциплине
История хорового искусства
на тему
Национальные
хоровые композиторы Пермского края. Татарские композиторы
Выполнила:
студентка 2 курса «НХТ»
Галяува А.Н.
г.Пермь, 2011
Содержание
Введение
1. Татарская
музыка
2. Татарские
композиторы Пермского края
2.1 Саубан
Чуганаев
3. Заключение
Список используемой
литературы
Приложения
Введение
«Наверное,
никто не сомневается в том,
что
важнейшей основой становления народа
как
культурной нации является его национальная музыка».
Г.
Исхаки
Народная
песня близка и понятна каждому человеку. Рожденная неизвестным автором, она
переходит из уст в уста, зачастую видоизменяясь, приобретая новые черты, несет
то эмоциональное содержание, которое заложено в нем автором – певцом из народа.
Бесхитростная,
искренняя, задушевная, она всегда была источником творчества величайших
композиторов всех эпох и народов. Трудно найти певца, формирование которого не
было бы связано с народной песней.
Музыка татарского
народа, как и любой другой вид искусства, прошла многовековой путь
исторического развития и преодолела во время него множество изменений.
Интонационные и ритмические особенности имеют общие черты с музыкальными
традициями тюркских и финно-угорских народов Поволжья. Из этого можно
предположить связь лирических татарских напевов с историческим музыкальным
эпосом языческой эпохи, которая оставила свой большой отпечаток не только на
музыке, но и на всей татарской культуре.
Я выбрала татарскую
музыку и композитора, т.к. я сама являюсь татаркой, мне интересно проследить
развитие, становление национальной музыки, выявить и популяризировать
малоизвестных композиторов.
Проблема курсовой
работы: выявить малоизвестных национальных композиторов
Пермского края.
Цель
курсовой работы: популяризация малоизвестных национальных
композиторов Пермского края.
Объект
курсовой работы: творческая деятельность национальных
композиторов Пермского края, народная культура
Гипотеза
курсовой работы: проследить развитие татарской народной
песни
Предмет
курсовой работы: творческая деятельность композитора
Саубана Габдрахмановича Чуганаева.
Методы
исследования: 1. Справочная литература
2.
Интервью у композитора
3.
СМИ
4.
Литературные источники.
1. Татарская
музыка
Татарская
музыка – народное, в основном вокальное искусство, представленное одноголосными
песнями устной традиции.
Тематика
песен охватывала все стороны жизни народа.
Наиболее
своеобразны протяжные сольные лирические и лирико-эпические песни “озын
көй”. Для них характерны волнообразное
развертывание мелодии(нередко из одного тематического зерна) с тенденцией
поступенного движения к нижней опоре, ритмическая свобода, переменный метр,
асимметричность структуры.
Большую роль играют
импровизируемые певцом мелизматические распевы. В целом мелодия развивается
спокойно, плавно, на широком дыхании, без акцентирования.
Приглушенные тембры, мягкость
интонирования и манера пения вполголоса придают старинным напевам особую
душевность и теплоту.
Примерами “озын
көй” являются песни: “Чыгарсыңмы
каршы алырга” (“Встретишь ли меня?”)
Это песня о
девушке, которая посвящает свою песню своему любимому, спрашивая, встретит ли
он ее, бросив все дела, чтоб остаться с ней навсегда... Также песни жанра “озын
көй” посвящаются родной земле. Таковой,
например, является песня “Сагыну”(“Тоска”). Это песня о человеке,
который разлучен с родной стороной. Он говорит, что он бы передал привет
Родине, если бы ветер дул в ту сторону, и если бы не было больно сердцу , он бы
даже не тосковал по родным краям... Для него самое большое счастье – жить в
родной стороне. Другая разновидность татарских народных песен – шуточные и
плясовые быстрые песни “Кыска көй”, для которых характерны чёткая
метроритми-ческая организация, небольшой диапазон, отсутствие орнаментики,
квадратная структура; к ним примыкают “Такмак”(частушки). Примером являются
свадебные частушки “Әй, икегез, икегез!”(Эх, вы пара!).В
них описываются достоинства жениха и невесты, даются напутствия
молодой паре, перечисляются пожелания. Существует множество вариантов стихов и
мелодии в разных районах. Примером плясовых песен является песня “Әпипә”(“Апипа”).
Эта
песня о девушке, которую под разными предлогами уговаривают выйти сплясать для
сватов. Популярны 2-х частные песни, главным
образом, любовно-лирические, лирико-бытовые, сочетающие черты протяжных напевов
с кыска көй. Старинные песни-сказы “Бәеты” повествуют о трагических
событиях семейно-бытового плана. Духовная музыка также
являлась частью музыкальной культуры. Ислам был официальной религией, и поэтому
его влияние распространялось не только на культуру в целом, но и на развитие
музыкального искусства. Коран сам по себе не запрещает музыку, а наоборот,
поощряет ее присутствие в мусульманском культе, помогая верующим постичь
содержание священной книги, которая, как известно, читается нараспев. Напевы
сур (глав корана) передавались из уст в уста в течение поколений во время
духовных учений в стенах религиозных учебных заведений. Ладовая
основа татарской народной музыки – ангемитонная пентатоника.В напевах
соединяются разные по строению бесполутоновые 5-ступенные звукоряды. Звукоряд
ангемитонной пентатоники – один их древнейших в мире. На нем основана музыка
многих народов: китайская, индонезийская, татарская, башкирская, марийская,
чувашская, музыка некоторых народов Северной Африки, Латинской Америки, Индии.
В далекие времена пентатоника была основой музыки европейских народов – об этом
свидетельствуют старинные мелодии шотландцев; часто встречается пентатоника в
древних русских напевах.
В старинных
напевах преобладают бестерцовые разновидности лада, в более поздних – терцовые,
создающие ощущение маңжорного и минорного лада. Традиционное исполнение
музыки – одноголосное, преимущественно сольное, без инструментального
сопровождения.
В современной
практике певцы поют в сопровождении баяна.
Самыми
распространенными инструментами татарского музыкального фольклора были
гармонь-тальянка, курай (подобие флейты), кубыз (скрипка), сурнай (музыкальный
инструмент стран Востока), мандолина.
Распространение
получило коллективное унисонное пение хороводных, игровых, деревенских песен.
Встречается и хоровое пение с элементами многоголосия.
Первые записи татарских
народных песен относятся к концу 19 века:
·
В.А.
Мошков «Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев
Волжско-Камского края»
·
С.Г.
Рыбаков «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта»
В 20 веке возникли
новые разновидности песни, сформировались новый тип мелодики, интонационные
обороты, и некоторые стилистические особенности.
Интенсивно начало
развиваться оперное творчество.
В 1941 году Ф.З.Яруллин
на основе слияния народных музыкально-поэтических традиций с принципами
классического балета создал первый национальный балет «Шурале».
Татарская симфоническая
музыка зародилась в 20-30-е гг. 20 века в творчестве С.З. Сайдашева, Н.Г.
Жиганова.
Медленнее развивается
хоровая музыка. Путь к ней прокладывался через хоровые обработки народных
песен. В этой области известны произведения Ключарева, Музафарова, Ш.К.
Шарифуллина, А.Г. Валиуллина. Среди исполнителей татарской музыки известны
певцы: А.З. Аббасов, С.Г. Садыкова, Л. Батыр-Булгари и т.д, дирижеры: Д.Ж.
Садрижиганов, Х.В. Фазлуллин.
2. Композиторы
Пермского края
В Пермском крае
исторически сложилось так, что хоровое исполнение татарских песен являлось как
бы исключением, однако оказывается влияние других этнокультурных групп на
музыку, и все шире получают распространение хоровые обработки татарских
народных песен, авторские многоголосные произведения.
В Пермском крае
небольшое количество хоровых композиторов.
Это Саубан
Габдрахманович Чуганаев, Масгут Габдрахманович Имашев, Адис Хурматович Маликов
и т.д.
Саубан Габдрахманович
Чуганаев
Саубан Габдрахманович
родился в 1948 году в прекрасном уголке Бардымского района – в деревне Юкшур,
в семье
Габдрахмана и Набиры Чуганаевых. Он рано познал горечь сиротства и лишений…
Когда ему было 7 лет, умер отец, а в 15 он остался без матери. «Наверное, эти
потери и то, что я рано остался сиротой, повлияли на мою жизнь, привнесли в неё
оттенок горечи, грусти…С раннего детства я любил слушать и петь татарские и
башкирские народные песни…» - рассказывает Саубан. Трудовая биография начинается
в 15 лет. Он работал учеником слесаря-сборщика на заводе «Торгмаш». Работал и
учился – вечерняя школа, вечернее ПТУ…потом армия, Тихоокеанский флот… После
армии он еще несколько лет проработал на том же заводе, а по вечерам
репетировал в ансамбле татарской песни при Дворце культуры и техники имени Я.
М. Свердлова. На сцену выходил сначала как исполнитель, затем в качестве
баяниста.
С 1972 по 1974 годы
работал руководителем этого коллектива. Именно тогда появились его первые
песни: “Бер елганың ике ярында”(“На
разных берегах одной реки”), “Яран гөл”(“Цветок Герани”).
Но его влекло
профессиональное музыкальное образование. В Перми без начального
музыкального образования в музучилище не принимали, и тогда Саубан поступил в Уфимское
училище
искусств. После 2 курса он добился перевода в Пермское Музыкальное училище на
отделение “Хоровое дирижирование”, которое успешно закончил. С 1976 года он
художественный руководитель ансамбля песни и танца. Под его руководством также
работал вокальный студенческий ансамбль в Сельхозинституте. В эти годы Саубан
Габдрахманович сочинил около 50 песен, которые высоко бвли оценены на конкурсах
“Золотая долина”(Челябинская област, г. Миус, 1993), “Уральская песня”(Г.
Екатеринбург), “Татарская песня-93” (Пермская область). А на конкурсе, который
проводила Татарская Государственнная Телерадиокомпания в 1993 году, песня “Яран
гөл” была названа песней года.
В 1994 году в
Бардымском издательстве был издан первый сборник “Яран гөл”, в который
вошла 31 песня. С 1995 года творчество и жизнь связаны с
Бардымским домом культуры и Бардымским отделом культуры. Он работал там ведущим
методистом по национальной культуре, объездил всю область, наладил
сотрудничество с татарами и башкирами других районов. Также он занимался
организацией конкурсов, фестивалей не только в Пермском крае, но и в
Республиках Татарстан и Башкортостан: Чуганаев активно участвовал в организации
проведения Дней татарской литературы и искусства в Прикамье 2-6 апреля 2000
года. В 2001 году в г. Зайнек Республики Татарстан вышел в свет новый сборник
«Уральские напевы», в который вошли 35 песен Чуганаева. В 2006 году по
инициативе этого талантливого человека создается творческий союз композиторов,
который объединил самодеятельных татарских композиторов Пермского края. Песни
Саубана звучат в исполнении таких звезд, как Фердинанд Саляхов, Салават
Фатхетдинов, Зайнап Фархетдинова, Зуфар Билалов, и другие. Саубан
Габдрахманович уделяет много внимания работе с молодыми певцами, подающими
надежду. Он помогает реализовать творческий потенциал, совершенствовать свое
мастерство. Неоднократно его ученики становились дипломантами и лауреатами
различных престижных конкурсов.
Также огромный вклад
вносит Чуганаев в развитие театрального творчества татар и башкир. Его песни и
музыка украшают спектакли, помогая ярче раскрывать образы героев. Но Чуганаев не
оставляет свое певческое творчество. За исполнительское мастерство в 2002 году
на областном конкурсе «Мир вашему дому» он награжден дипломом лауреата.
В 2006 году за заслуги в
развитии и пропаганде татарского песенного творчества ему присвоено почетное
звание «Заслуженный работник культуры Республики Татарстан». В 2007 году за
огромный вклад в развитие культуры объявлена благодарность министра культуры и
массовых коммуникаций Российской Федерации. Однако его самое большое достижение
– сын Ринат, окончивший Казанскую консерваторию, и ставший профессиональным
оперным певцом.
Я разберу его
творчество на примере песен «Саубуллашу»(«Прощание») и «Кошлар кайткан
чак иде»(«Когда летели птицы…»)
«Саубуллашу»(«Прощание»)
Это песня о птицах,
которые улетают в теплые края, о природе, которая увядает, об опавших листьях…
Птицы вернутся с весной,
но любовь не вернется никогда…
Эта одна из песен,
отражающих чувства автора, их искренность…
В этой песне автор использует
многоголосие (от унисона к 3-хголосию)
«Кошлар кайткан
чак иде» - также о расставании, о тоске главного
героя песни: весеннею прекрасной порой они обещали никогда не расставаться,
однако судьба-злодейка разлучила их…
татарская
музыка композитор чуганаев
Список используемых
источников
Д.Г. Закиров. Татары и башкиры
Перми. Об историческом вкладе татар и башкир в становление и развитие города: Историко-публистическое
и научное издание. – Пермь: ОАО «ИПК «Звезда», 2008. – 496 с.
М.Н. Кашипов. Любимые песни(на
татарском языке). – Казань: Татарское книжное издательство, 1990. – 47 с.
А.Г. Яхин, З.М. Гинниятова, Х.Г.
Файзрахманова, Т.Р. Шакирова, И.И. Кадырова. Кладезь мудрости. Татарское
народное творчество(на татарском языке). – Казань: Магариф, 1999. – 287 с.
Газета «Звезда», №18(997)
Г.М. Науменко. Жаворонушки. –
Москва: Советский композитор, 1988, 112 с.
Сайт Бардымского района.
Заключение
Мной была проведена
научно-исследовательская работа по выявлению национальных композиторов
Пермского края, пропаганде народной музыки, популяризации татарской культуры,
творческой деятельности композитора Саубана Габдрахмановича Чуганаева.
Мне эта тема показалось
очень интересной, актуальной, и необходимой в наше время, т. к. сохранение,
популяризация национальных особенностей необходима для передачи будущим
поколениям. Наша задача – сохранить самобытность, индивидуальность, характерные
черты каждой национальности, культуры, т.к. идет процесс видоизменения,
утрачивается колорит, происходит влияние современной музыки на исполнение.
I.
Приложения
Саубуллашу
1.Прощальная моя, моя
мелодия…
И птицы вон летят, да
гнутся тополя.
И листья машут мне:
«Прощай!», летя к земле.
Припев: Прощай,
прощай, прощай!
И в птичьих голосах
слышна моя печаль…
Зима уйдет, весна
придет, Любовь моя, прощай!
Любовь, прощай!
2.Летает желтый лист, а
в небе стая птиц, Уж осени пора…
Искать свою весну как
сердцу моему? Любовь так далека…
Припев
3.И осень, и зима
прошли, идет весна… И гуси вон летят.
Но невозможно мне
вернуться к той весне, Ведь молодость прошла…
Припев
|