рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Кооперативное движение в СССР в период административно-командной системы управления

¾  содержание принципов известно ограниченному кругу кооператоров, в основном ученым, преподавателям и руководителям достаточно высокого ранга. Остальные члены кооперативов или не подозревают о наличии принципов или считают их теоретическими изысками, не имеющих к деятельности их кооперативов никакого отношения;

¾  отсутствует единая трактовка кооперативных принципов и механизма их взаимодействия при работе российских кооперативов;

¾  отсутствуют критерии оценки самих принципов. Они принимаются как эмпирическая данность, в то время как каждый принцип обеспечивает положительный эффект от своего применения только при реализации в нем всей необходимой и достаточной совокупности факторов, которые зависят от конкретной социально-экономической ситуации;

¾  в формулировках МКА принципы приведены как обобщенный конечный результат теоретических исследований и практической деятельности ученых и кооператоров входящих в него стран. Содержание самих принципов изложено в самом общем виде и может трактоваться неоднозначно, что затрудняет их использования для решения конкретных проблем российского кооперативного движения.

Все это позволяет сделать вывод о том, что для обоснованного реформирования российской потребительской кооперации наряду с пропагандой принципов МКА необходимо уточнить содержание каждого принципа в российской действительности и оценить его эффективность в условиях перехода от управляемой из центра коллективистской экономической системы к децентрализованной капиталистической.[12]

Под эффективностью кооперативного принципа понимается такая совокупность и взаимосвязь образующих его факторов, которая обеспечивает стабильное достижение положительного эффекта от его применения в деятельности потребительского кооператива и их союзов.

потребительская кооперация социалистический


3. РАЗВИТИЕ КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПЕРИОД АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

3.1 Анализ основных показателей кооперативного движения в годы НЭПа

Многообразие кооперативных хозяйственных форм в этот период сложилось потому, что, во-первых, доминирующий в Советской России мелкотоварный уклад (сельскохозяйственное производство, мелкие промышленность, торговля и сфера услуг) получил наибольшую свободу. Во-вторых, крестьяне, ремесленники, средние городские слои как никогда раньше тянулись к взаимопомощи, просвещению и культуре. Они поняли, что сами могут организовать свой труд и получить доход прямо пропорционально его эффективности. В-третьих, советская кооперация развивалась на фундаменте опыта, материальных ресурсов кадров дореволюционного кооперативного движения.

К началу 1921 г. от исторически сложившегося кооперативного аппарата распределения сохранился лишь остов -система технических, складских и перевалочных пунктов в руках областных союзов, их районных отделений и ЕПО.[13]

Торговать было нечем, большинство потребительских обществ фактически бездействовало. Многие кооперативные управляющие и специалисты погибли на гражданской войне, эмигрировали либо скрывались от карательных органов советской власти. Кооперация понесла и огромные материальные потери. Сельскохозяйственная продукция страны сократилась более чем на треть.

И тем не менее на этом фоне материально-техническая база потребительской кооперации (46 тыс. магазинов и распределительных пунктов) могла показаться довольно мощной в отсутствие частной и государственной торговой сети. Но как только частному предпринимателю развязали руки в прямом и в переносном смысле, положение кардинально изменилось. Лавина частнокапиталистических торговых заведений захлестнула рынок уже в первые месяцы нэпа, а через год ( в конце 1922г.) их число выросло до 527 тыс., или 94% к общему количеству торговых предприятий в стране. Кооперативная же сеть к концу 1922г. насчитывала 23,7 тыс. торговых предприятий - 4% общего количества торговых точек в стране. За год в условиях свободной конкуренции кооперативная сеть сократилась вдвое.

Однако весной 1921 г. Ленин и его окружение не предвидели такой радикальной перегруппировки различных экономических сил на рыночном поле сражения за выбор пути развития страны. Явно не желая расставаться с утопическим идеалом натурального продуктообмена и всеобщей уравниловки, они планировали перейти от принудительного «продуктообмена». Предполагалось, что большая часть излишков сельхозпродукции, оставшихся у крестьян после уплаты продналога, будет обмениваться через потребительские кооперативы на промышленные товары или закупаться при их посредничестве на денежные знаки. За счёт прямого натурального товарообмена и намечалось до минимума свести рыночные отношения.

Уже в «первом круге» потребительская кооперация потерпела катастрофическое поражение. Такой исход можно было предвидеть заранее.

Во - первых, товарные фонды, предоставленные Наркомпродом потребительской кооперации для обмена на сельскохозяйственные излишки, составляли лишь около половины потребного. Во - вторых, потребительской кооперации предписывалось придерживаться твёрдого обменного эквивалента между сельскохозяйственной и промышленной продукцией в соотношении 3:1 в пользу изделий промышленности. В - третьих, ассортимент индустриальных и кустарных изделий государственной промышленности был крайне ограничен и лишь наполовину соответствовал действительным нуждам крестьян. Работать же по государственному заданию при всех несовершенствах этой системы диктовала необходимость: сама потребительская кооперация не имела денежных средств и вообще не могла бы существовать, если бы отошла в сторону.

Декретом Совнаркома «О потребительской кооперации» от 7 апреля 1921 г. потребительская кооперация была освобождена от подчинения Наркомпроду. Кооперации предоставлялось право самостоятельного обмена, закупок, сбыта излишков различных продуктов сельского хозяйства, кустарных и ремесленных изделий, организации своих промышленных предприятий. Восстанавливались вступительные взносы, паи, выборность в органы управления. В целом этот декрет положил начало реанимации потребительской кооперации.[14]

Собственно добровольные объединения рабочих и служащих государственных предприятий для обмена промышленных изделий на продукты питания стали стихийно возникать ещё в 1920 г. Весной 1921 г. это движение приняло массовый характер. Другими словами, добровольные потребительские общества на промышленных предприятиях, т. е. Фактически прежняя рабочая кооперация, являлись, как тогда писали, пионерами восстановления потребительской кооперации по всей стране. Они активизировали «торговую деятельность своих партнёров- сельских потребительских обществ, пробудили самодеятельность крестьян, их заинтересованность в работе своих кооперативов.

Если ДПО благодаря предоставленным свободам и подгоняемые нуждой создавались снизу, то «верхи» и организационная структура потребительской кооперации не претерпели по апрельскому декрету сколько - нибудь значительных изменений. Аппарат потребительской кооперации, громоздкий и недостаточно гибкий, не в состоянии был с нужной быстротой реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.

Привычка к регламентированной сверху донизу распределительной работе и полный отказ от хозяйствования, основанного на учёте издержек и доходов, привели почти к полному исчезновению экономически рационального мышления и собственной хозяйственной инициативы в руководящих звеньях кооперативной системы. К тому же надо учитывать, что опытные кооператоры, которые в период «военного коммунизма» вынужденно или по собственной воле ушли из потребительской кооперации, не очень - тот спешили в неё возвращаться, хотя она испытывала острейшую нужду в специалистах, способных мыслить и действовать экономически.

Этой ситуацией и воспользовалась частная торговля. В результате число мелких торговцев быстро росло, государственная же промышленность не получала сельскохозяйственного сырья в нужном ей количестве. И хотя положение населения, хотя опять же благодаря растущей активности частной торговли, несколько улучшилось, однако экономическая ситуация в целом к концу 1921г. мало отличалась от периода продовольственного кризиса 1920 г.[15]

Уже 26 июня 1921 г. Совнарком своим декретом « О средствах кооперации» снял с бюджетного финансирования все кооперативные организации и установил для них имущественную ответственность по их обязательствам. Отныне Народный комиссариат финансов (Наркомфин) мог предоставлять кооперации срочные ссуды только на основе определения кредитоспособности, что означало смертный приговор для многих слабых потребительских обществ.

В августе 1921 г. правительство прекратило выдавать потребительской кооперации пособия на организационные расходы. При ликвидации всех расчётов между потребительской кооперацией и Наркомпродом был установлен долг Центросоюза в 5 млн. твёрдых довоенных рублей. Правда, выплаты долга были отсрочены до конца 1924 г., но затем кооператорам пришлось выплачивать этот долг.

Осенью и зимой 1921 - 1922 гг. потребительской кооперации удалось заготовить около 30 млн. пудов продовольствия и сырья и несколько улучшить снабжение центральных городов хлебом и мясом. Однако заготовленное составило приблизительно 5% товарооборота страны. В основном снабжение городов продовольствием взял в свои руки частник.

Уже осенью 1921 г. Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) - своего рода Госплан, стал сокращать заказы Центросоюзу от государственных органов на заготовки продовольствия и сбыт промышленной продукции. Госбанк урезал кредитование.

В то же время РКП (б) продолжала требовать от потребительской кооперации выполнения «политической задачи»- обуздать на рынке мелкий капитализм и в конце концов вытеснить частника из товарооборота.

7 апреля 1921 г. партия и государство обязали кооперацию ограничить и уничтожить только что разрешённую частную торговлю. Этот политический лозунг содержался во всех партийных решениях периода нэпа, касающихся потребительской и промысловой коопераций.[16]

Декретом от 10 июля 1921 г. кооперация освобождалась от предварительного контроля со стороны рабоче - крестьянской инспекции.

16 августа 1921 г. Декретом «О сельскохозяйственной кооперации» сельхозкооперация выделилась из организационной структуры Центросоюза.

22 августа 1921 г. X Международный кооперативный конгресс в Базеле признал Центросоюз единственным правомочным представительством всего кооперативного движения Советской России.

8 февраля 1922 г. Центросоюз с разрешения ВЦИКа и Совнаркома учредил в Москве банк потребительской кооперации - Покобанк.

27 января 1923 г. собрание учредителей Покобанка преобразовало его во Всероссийский кооперативный банк - Всекобанк.

11 ноября 1923 г. 38-е собрание уполномоченных Центросоюза приняло постановление о переходе к добровольному членству. Собрание торжественно отметило 25 - летие Центросоюза с участием руководителей Совнаркома, общественных организаций и многочисленных иностранных делегатов. Но окончательное добровольное членство в потребительской кооперации было разрешено правительством 20 мая 1924 г. декретом ЦИК и Совнаркома.

1922 - 1923 гг. характеризовались главным образом стремлением к продвижению кооперации в деревню и к потребителю в целом. Валовой оборот потребкооперации за 1922 - 1923 гг. достиг 853 червонных рублей, чистый же товарооборот всей кооперативной системы (за исключением внутреннего товарооборота между отдельными звеньями системы ) был равен 520 млн. червонных рублей. Продуктов сельского хозяйства реализовано через систему потребкооперации почти на 105 млн. червонных рублей.

На 1 октября 1923 г. 19224 потребительских общества объединили 5,26 млн. человек и располагали 26660 магазинами и лавками.

1923 - 1924 гг. Центросоюз и правительство приняли меры по укреплению положения потребительской кооперации. Проведена перерегистрация членов, в результате чего увеличился приток паевых взносов и активность пайщиков в работе кооперации.

Потребительская кооперация внесла весомый вклад в кинофикацию. В 1923 - 1930 гг. ей принадлежало две трети кинопередвижек и 6 - я часть станционных установок, действовавших в стране. Многие фильмы знакомили зрителей с кооперативной жизнью, её успехами и проблемами.

Кооперативные организации имели 14 тыс. радиотрансляционных установок, более 540 тыс. телефонных точек, более 30 тыс. репродуктов.

Велась просветительская работа и среди детей. Кооператоры проводили с ними игры, экскурсии, беседы, ставили спектакли. Школьные потребительские кооперативы при содействии потребительской кооперации обеспечивали детей учебниками, книгами, школьно - письменными принадлежностями, питанием. Они прививали школьникам навыки кооперативной работы, готовили кадры организаторов кооперативного движения.[17]

В конце 20-х годов сложилась система подготовки и переподготовки кооперативных работников, включавшая краткосрочные курсы (1,5-3 месяца), вечерние курсы без отрыва от производства (3 мес.-1 год), долгосрочные курсы (6 месяцев-1 год), курсы - съезды сроком от 5 дней до 2 недель для руководящих работников, кооперативные школы, кооперативные техникумы и кооперативные отделения промышленных техникумов, кооперативные вузы.

К концу 1926 г. кооперативный сектор уже преобладал в стране- 52,2% товарооборота принадлежало кооперативам: 38% - потребительским, 11,6 -сельскохозяйственным и 2,6% - промысловым. Кооперативная сеть насчитывала 109 тыс. торговых предприятий 3 - 5 - го разрядов. Следует пояснить, что в период нэпа торговые предприятия делились на 5 разрядов. К первому разряду относились разносчики, ко второму - ларьки, к третьему - маленькие магазины, к четвёртому - крупные магазины оптово - розничной торговли, к пятому - оптовые базы и крупнейшие универмаги.[18]

В 1927 г. 63,3% городского муниципального жилого фонда находились в пользовании жилищно - арендной кооперации. Причём в Москве кооператоры распоряжались 70% жилой площади, в Ленинграде - 87,4%. Ускоренными темпами развивалась жилищно - строительная кооперация двух видов - рабочая и общегражданская.

В конце нэпа потребкооперация во всех отношениях - численном, хозяйственном и организационном - значительно окрепла. На этот период её относительно свободное внутреннее самоуправление заканчивается. В последующие годы партия и правительство целиком овладевают и командуют всеми участками её хозяйственной деятельности и внутренней жизни.[19]

3.2 Особенности деятельности потребительской кооперации во время Великой Отечественной войны: аналитический обзор

Деятельность потребительской кооперации претерпела значительные изменения на восстановительном этапе Великой Отечественной войны, охарактеризованном зарубежными экономистами как «фаза расширения» (1943-1945 гг.). В 1943 году СНК СССР разработал план мероприятий по восстановлению хозяйства каждой из освобождаемых областей по ведущим отраслям промышленности, по транспорту, сельскому хозяйству, по восстановлению жилья. Пленум Сталинградского обкома ВКП(б), состоявшийся 21-22 января 1943 года, принял постановление, определившее первоочередные задачи восстановления города и области. 10 февраля IX сессия областного Совета депутатов трудящихся обсудила мероприятия по восстановлению хозяйств освобожденных районов Сталинградской области.[20]

В апреле 1943 года было принято постановление ГКО «О первоочередных мероприятиях по восстановлению хозяйства Сталинграда и Сталинградской области». СНК СССР и ЦК ВКП(б) в постановлении от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» предложил комплекс мер помощи населению, пережившему оккупацию, с учетом того, что особые сложности представляла организация общественного питания и снабжения населения па освобождаемой территории. Во время оккупационного режима и отступления были разрушены хлебозаводы, пекарни, столовые, торговая сеть.

В 1943 году, после исторической победы под Сталинградом, областным союзом потребительских обществ был принят ряд постановлений, регламентирующих работу потребительской кооперации области в новых условиях целью которых было наиболее скорейшее восстановление народного хозяйства. В мартовском 1943 года постановлении Президиума Сталинградского ОПС говорилось: «Кооперативному хозяйству районов, освобожденных от немецких оккупантов, нанесен.огромный ущерб. В целях быстрейшего восстановления кооперативного хозяйства освобожденных районов Президиум ОПС постановил: обязать правления РПС обсудить вопрос об оказании помощи освобожденным районам в первую очередь семенным материалом, поголовьем скота, транспортом, весоизмерительными приборами». [21]

Постановления «О мероприятиях по развертыванию работы Райпотреб-союзов и Сельпо в освобожденных Красной армией районах от немецких захватчиков от 2 января 1943 г., «О штатах Административно-Управленческого персонала Сталинградского облпотребсоюза» от 17 марта 1943 г., прежде всего, коснулись организации управления в системе. «Обязать начальников

Штатный состав районных союзов потребительских обществ в годы войны был унифицирован и определялся централизованными планами.

Распоряжением СНК СССР от 20 апреля 1943 г. были утверждены типовые штаты РПС и заготконтор. Было предусмотрено 3 варианта штатов РПС в зависимости от количества объединенных ими сельпо и суммарного товарооборота сельпо.

РПС, объединявший от 6 до 10 сельпо с общим товарооборотом от 6 до 10 млн. руб. в год, мог дополнительно к названным должностям, иметь в своем штате должность инструктора, а РПС, объединявший от 11 до 15 сельпо с общим товарооборотом от 11 до 15 млн. руб. в год - также должность бухгалтера; наконец, наиболее крупные РПС, объединявшие более 15 сельпо, могли дополнительно иметь должность статистика. Одновременно был утвержден типовой штат заготконтор с единообразным составом сотрудников независимо от объема деятельности конторы: 1) директор конторы, являющийся одновременно заместителем председателя правления РПС, 2) инструктор; 3) старший бухгалтер.

В начале войны произошло значительное сокращение товарооборота государственной и кооперативной торговли. С 1943 г. розничный товарооборот страны постепенно возрастал: в 1943 г. он достиг 8,4 млрд. руб. (на 8% больше в сравнении с 1942 г.), в 1944 г.— 11,9 млрд. (на 53% в сравнении с 1942 г.) и в 1945 г. - 16 млрд. руб. (в 2 раза больше, чем в 1942 г.). Розничный товарооборот 1945 г. достиг 89,0% уровня довоенного 1940 г. (в ценах соответствующих лет).

Наряду с нормированным снабжением населения с 15 апреля 1944 года в крупных городах была введена коммерческая торговля - свободная продажа продовольственных, а в последующем - и непродовольственных товаров по более высоким ценам.[22]

Коммерческая торговля в годы войны играла положительную экономическую роль, будучи одним из средств регулирования соотношения спроса и предложения в условиях значительного отставания объема рыночных фондов от платежеспособного спроса населения, предоставляя возможность рабочим и служащим более высокооплачиваемых категорий приобретать товары по коммерчсским ценам, учитывающим соотношение денежной и товарной масс в стране, и улучшая тем самым снабжение этой группы населения, коммерческая торговля одновременно отвлекала часть платежеспособного спроса от колхозного рынка и благодаря этому способствовала снижению рыночных цен.

Резкое сокращение в первые два года войны, а затем постепенное увеличение рыночных фондов предметов потребления, мероприятия по мобилизации местных товарных ресурсов, организация с 1944 г. коммерческой торговли — все это отразилось в динамике розничного товарооборота.[23]

Системой потребительской кооперации в конце войны было запланирована организация собственных предприятий оптовой торговли - баз продовольственных и промышленных товаров.

В 1944 г. кооперативные организации начали укрупнять производство и объединять мелкие мастерские и предприятия в промышленные комбинаты. Объединяя несколько различных производств под более квалифицированным руководством и оснащая производство более совершенным оборудованием, промкомбинаты добивались улучшения качества своей продукции и повышения производительности труда.

В военные годы организация подсобного хозяйства получила широкое развитие в системе потребительской кооперации. Это было обусловлено нарушением транспортных связей, срывом поставок продукции, с одной стороны, и необходимостью претворять в жизнь социальную миссию - обеспечивать детские дома, фронтовиков, эвакуированных жителей.

Таким образом, мы видим, что потребительская кооперация во время Великой Отечественной войны показала себя как система, обладающая свойствами адаптации и, в определенной степени, самодостаточности в изменяющихся условиях внешней среды. В то же время нельзя не отметить, что отход от таких кооперативных принципов, как экономическое участие членов потребительского общества в его деятельности, автономия и независимость кооперативов в военные годы был связан с выполнением системой потребительской кооперации своей социальной миссии — обеспечения наиболее нуждающихся слоев населения товарами первой необходимости.[24]

3.3 Тенденции развития потребительской кооперации в послевоенные годы

В послевоенные годы основным направлением деятельности системы потребительской кооперации продолжало оставаться начатое в 1943 г. восстановление хозяйства, особенно материально-технической базы системы потребительской кооперации, разрушенной войной. Система потребительской кооперации была нацелена на организацию питания сельских жителей, выпуск товаров народного потребления, обеспечение товарами и услугами населения. По окончании войны был выработан пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства страны. В соответствии с решениями правительства предполагалось расширить производство предметов широкого потребления, увеличить товарооборот, при этом постепенно перейдя с карточной системы распределения к свободной торговле.

Правительство поддерживало развитие производственной и торговой деятельности предприятий потребительской кооперации.9 ноября 1946 г. было принято постановление "О развитии кооперативной торговли в городах и посёлках продовольственными и промышленными товарами, и об увеличении производства продовольствия и товаров широкого потребления кооперативными предприятиями", в котором были определены основные направления по деятельности кооперации в послевоенные годы.[25]

Меры, принятые правительством, дали свои результаты. В 1945 году по стране было открыто около 25 тыс. магазинов и торговых палаток; в 1946 г. - 40 тыс., в 1947 г. - более 60 тыс. К концу 1947 г. в стране насчитывалось 256 магазинов и 89,3 тыс. палаток. Количество предприятий общественного питания возросло с 73,4 тыс. на конец 1945 г. до 82,1 тыс. к концу 1947 г.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Административно-командная экономика – хозяйство, в котором господствует государственная форма собственности и основные, а также менее значимые экономические решения принимаются на высшем уровне управления и административно, в виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой экономической единицы. Методы и механизмы товарного производства и рыночной экономики не применяются или применяются в ограниченном, а иногда и в искажённом виде. Централизованная бюрократическая система управления использует в основном нерыночные рычаги выполнения директивных заданий и решений.

Многообразие кооперативных хозяйственных форм в этот период сложилось потому, что, во-первых, доминирующий в Советской России мелкотоварный уклад (сельскохозяйственное производство, мелкие промышленность, торговля и сфера услуг) получил наибольшую свободу. Во —вторых, крестьяне, ремесленники, средние городские слои как никогда раньше тянулись к взаимопомощи, просвещению и культуре. Они поняли, что сами могут организовать свой труд и получить доход прямо пропорционально его эффективности. В-третьих, советская кооперация развивалась на фундаменте опыта, материальных ресурсов кадров дореволюционного кооперативного движения.

Целью курсовой работы являлся анализ кооперативного движения в СССР в период административно-командной системы управления.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

¾  изучена природа кооператива;

¾  проанализирована сущность административно-командная системы

¾  изучены социалистические кооперативные принципы их эффективность;

¾  проанализированы основные показатели кооперативного движения в годы НЭПа

¾  изучены особенности деятельности потребительской кооперации во время Великой Отечественной войны.

¾  проанализированы тенденции развития потребительской кооперации в послевоенные годы.

Таким образом, задачи работы решены, цель достигнута.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.  Арсенина П.Б. Теория кооперации. – СПб.: ПИТЕР, 2007. – 452 с.

2.  Бондаренко Н.В. История и теория кооперации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 428 с.

3.  Буфетова Л.П. История экономики. Учебное пособие. Часть 1. - Барнаул: Академия экономики и права. Алтайское отделение, 2008. – 112 с.

4.  Вахитов К.И. История потребительской кооперации России (1 часть). – М.: ИНФРМ-М., 2007. – 90 с;

5.  Вахитов К.И. Потребительская кооперация СССР. Учебник для кооперативных техникумов. М.: Экономика, 2007. – 540 с.

6.  Глазков В.В., Хвостов Б.Н. Кредитная кооперация. – М.: Сорекс, 2008 – 95 с.

7.  Макаренко А.П., Крашенинников А.И. Теория кооперации, М. Астрель, АСТ, 2008. – 120 с.

8.  Макерова Н.Я. История потребительской кооперации в СССР. – М.: Наука, 2007. – 300 с.

9.  Прокопович С.Н. Что дал России НЭП. Взгляд со стороны. М.: Новое знание, 2007. – 500с.

10.  Фишгендер А. Потребительская кооперации в годы НЭПа. Цетросоюз. М.: Наука, 2008. – 340 с.

11.  Хейсен М.Л. История кооперации в России. – М.: Ориенталь, 2006. – 400 с.

12.  Шмелёв Г.И. Алфгани М.М. Что может кооператив: (о формах кооперативов в потребительской сфере США.) // Советская потребительская кооперация. - 2006.- № 4. - с. 54 - 55.


[1] Бондаренко Н.В. История и теория кооперации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 213.

[2] Хейсен М.Л. История кооперации в России. М.: Ориенталь, 2006. – С. 212-213.

[3] Бондаренко Н.В. История и теория кооперации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 216-217.

[4] Хейсен М.Л. История кооперации в России. М.: Ориенталь, 2006. – С. 216.

[5] Макаренко А.П., Крашенинников А.И. Теория кооперации, М. Астрель, АСТ, 2008. – С. 67.

[6] Хейсен М.Л. История кооперации в России. М.: Ориенталь, 2006. – С. 219-220.

[7] Арсенина П.Б. Теория кооперации. – СПб.: ПИТЕР, 2007. – С.  153-154.

[8] Арсенина П.Б. Теория кооперации. – СПб.: ПИТЕР, 2007. – С.  157.

[9] Хейсен М.Л. История кооперации в России. М.: Ориенталь, 2006. – С. 222.

[10] Макаренко А.П., Крашенинников А.И. Теория кооперации, М. Астрель, АСТ, 2008. – С. 69-71.

[11] Арсенина П.Б. Теория кооперации. – СПб.: ПИТЕР, 2007. – С.  168-169.

[12] Макаренко А.П., Крашенинников А.И. Теория кооперации, М. Астрель, АСТ, 2008. – С. 76-77.

[13] Вахитов К.И. История потребительской кооперации России (1 часть). – М.: ИНФРМ-М., 2007. – С. 39-40.

[14] Арсенина П.Б. Теория кооперации. – СПб.: ПИТЕР, 2007. – С.  177.

[15] Вахитов К.И. История потребительской кооперации России (1 часть). – М.: ИНФРМ-М., 2007. – С. 42.

[16] Хейсен М.Л. История кооперации в России. М.: Ориенталь, 2006. – С. 228-230.

[17] Макаренко А.П., Крашенинников А.И. Теория кооперации, М. Астрель, АСТ, 2008. – С. 81.

[18] Хейсен М.Л. История кооперации в России. М.: Ориенталь, 2006. – С. 233.

[19] Вахитов К.И. История потребительской кооперации России (1 часть). – М.: ИНФРМ-М., 2007. – С. 49.

[20] Прокопович С.Н. Что дал России НЭП. Взгляд со стороны. М.: Новое знание, 2007. – С. 314-315.

[21] Прокопович С.Н. Что дал России НЭП. Взгляд со стороны. М.: Новое знание, 2007. – С. 317.

[22] Макаренко А.П., Крашенинников А.И. Теория кооперации, М. Астрель, АСТ, 2008. – С. 84-85.

[23] Бондаренко Н.В. История и теория кооперации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 223.

[24] Прокопович С.Н. Что дал России НЭП. Взгляд со стороны. М.: Новое знание, 2007. – С. 320-321.

[25] Макаренко А.П., Крашенинников А.И. Теория кооперации, М. Астрель, АСТ, 2008. – С. 89.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.