рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: История Франкского государства


2.2 Политика Хлодвига

Эта глава будет посвящена захватнической политике Хлодвига и «собиранию» земель в единое государство франков. В связи со смертью Хильдерика королем салических франков становится его сын Хлодвиг. Уже на пятом году своего правления Хлодвиг , вместе со своим родственником Рагнахаром, объявил войну Сиагрию [9, с. 12]. В 486 г. в блестящей битве вблизи Суассона Хлодвиг разбил войско Сиагрия, вынудив последнего к позорному бегству. Однако Сиагрию не удалось избежать участи своих многочисленных воинов -он был заколот мечом. В то время войско Хлодвига разграбило достаточно много церквей. Здесь будет уместным вспомнить случай с Суассонской чашей: «Однажды франки унесли из какой-то церкви вместе с другими драгоценными вещами, необходимыми для церковной службы, большую чашу удивительной красоты. Но епископ той церкви направил послов к королю с просьбой, если уж церковь не заслуживает возвращения чего-либо другого из ее священной утвари, то, по крайней мере, пусть возвратят ей хотя бы эту чашу. Король, выслушав послов, сказал им: «Следуйте за нами в Суассон, ведь там должны делить всю военную добычу. И если этот сосуд, который просит епископ, по жребию достанется мне, я выполню его просьбу». По прибытии в Суассон, когда сложили всю груду добычи посредине, король сказал: «Храбрейшие воины, я прошу вас отдать мне, кроме моей доли, еще и этот сосуд». Разумеется, он говорил об упомянутой чаше. В ответ на эти слова короля те, кто был поразумнее, сказали: «Славный король! Все, что мы здесь видим, – твое, и сами мы в твоей власти. Делай теперь все, что тебе угодно. Ведь никто не смеет противиться тебе!». Как только они произнесли эти слова, один вспыльчивый воин, завистливый и неумный, поднял секиру и с громким возгласом: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию», – опустил ее на чашу. Все были поражены этим поступком, но король перенес это оскорбление с терпением и кротостью. Он взял чашу и передал ее епископскому послу, затаив в душе глубокую обиду. А спустя год Хлодвиг приказал всем воинам явиться со всем военным снаряжением, чтобы показать на Мартовском поле, насколько исправно содержат они свое оружие. И когда он обходил ряды воинов, он подошел к тому, кто ударил секирой по чаше и сказал: «Никто не содержит оружие в таком плохом состоянии, как ты. Ведь ни копье твое, ни меч, ни секира никуда не годятся». И, вырвав у него секиру, он бросил ее на землю. Когда тот чуть-чуть нагнулся за секирой, Хлодвиг поднял свою секиру и разрубил ему голову, говоря: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне». Когда тот умер, он приказал остальным разойтись, наведя на них своим поступком большой страх » [13, с. 50-51]. Анализируя данный случай, можно сказать, что к тому времени Хлодвиг являлся уже фактическим и единственным королем своего зарождавшегося государства; он имел реальную власть над своими подданными. В первые годы правления и после взятия государства Сиагрия Хлодвиг, вероятно, еще сталкивался с рядом трудностей в стремлении утвердить свое господство вплоть до Луары. К сожалению, сведения об этом периоде имеются лишь в отрывках и в агиографических источниках. Значительно только замечание Прокопия Кессарийского, что так называемые арборихи соединились с франками в своих действиях и что отрезанные от основных сил римские солдаты в отдаленной части Галлии сдались франкам. По-видимому, к этому времени относится и война с тюрингами. Однако, скорей всего это племя было покорено лишь к концу правления Хлодвига. К 494 году политический вес Хлодвига среди германских королей был уже настолько велик, что остготский король Теодорих после победы над Одоакром просил руки сестры Хлодвига Аудефледы. Сам Хлодвиг в это время женился на Хротхильде, дочери бургундского короля Хильпериха II и племяннице бургундского короля Гундобада. В 496-497 годах разразилась война между франками и алеманнами. Вероятно, после вторжения алеманнов в область среднерейнских франков, между королём среднерейнских франков Сигибертом и Хлодвигом был заключён союз. В битве при Тольбиаке франки победили; король алеманнов пал и алеманны должны были признать власть Хлодвига [13, с. 58]. Однако в 506 году алеманны вновь восстали и Хлодвигу пришлось заставить признать свою власть, но некоторые бежали и нашли убежище у остготов, осев южнее Боденского озера и в Норике. В связи с походом против алеманнов Хлодвиг решил принять католичество. Датировка его крещения спорная. Однако, безусловно, это был важный политический шаг. Принятие католичества имело первостепенное значение для дальнейшего развития Франкского государства. Хлодвиг преследовал различные цели, совершив крещение. Во-первых, он приобрел еще большее влияние на свой народ. Во-вторых укрепилось его положение среди романских подданных, которые уже являлись католиками, и в-третьих, сам Хлодвиг использовал этот повод для будущего-если это будет необходимо, то насильственного-завоевания или изгнания из Галлии вестготов и бургундов арианского исповедания. Тем самым Хлодвиг обрел в католическом епископате Галлии, который в то время формировался еще исключительно из представителей галло-римской знати, важного союзника в осуществлении своей политической власти. Григорий Турский относится с одобрением к этому событию и придает ему большое значение. Вот как он описывает эти события в своей летописи: «Тогда королева велела тайно вызвать святого Ремигия, епископа города Реймса, и попросила его внушить королю «слово спасения». Пригласив короля, епископ начал наедине внушать ему, чтобы он поверил в истинного бога, творца неба и земли, и оставил языческих богов, которые не могут приносить пользы ни себе, ни другим. Король сказал ему в ответ: «Охотно я тебя слушал, святейший отец, одно меня смущает, что подчиненный мне народ не потерпит того, чтобы я оставил его богов. Однако я пойду и буду говорить с ним согласно твоим словам». Когда же он встретился со своими, сила божия опередила его, и весь народ еще раньше, чем он, начал говорить, будто воскликнул одним голосом: «Милостивый король, мы отказываемся от смертных богов и готовы следовать за бессмертным богом, которого проповедует Ремигий». Об этом сообщили епископу, и он с превеликой радостью велел приготовить купель для крещения. На улицах развешивают разноцветные полотнища, церковь украшают белыми занавесами, баптистерий приводят в порядок, разливают бальзам, ярко блестят и пылают благовонные свечи, весь храм баптистерия наполняется божественным ароматом. И такую благодать даровал там бог, что люди думали, будто они находятся среди благоуханий рая. И король попросил епископа крестить его первым. Новый Константин подошел к купели, чтобы очиститься от старой проказы и смыть свежей водой грязные пятна, унаследованные от прошлого. Когда он подошел; готовый креститься, святитель божий обратился к нему с такими красноречивыми словами: «Покорно склони выю, Сигамбр, почитай то, что сжигал, сожги то, что почитал». А был святой Ремигий епископом весьма ученым и особенно сведущим в риторике. Кроме того, он отличался такой святостью, что в совершении чудес был равен Сильвестру» [13, с. 54-56]. В 500-501годах Хлодвиг, после того как он уже в 498 году совершил нападение на вестготов и дошёл до Бордо, двинулся против короля бургундов Гундобада. В то время между двумя братьями Гундобадом и Годегизилем возникла распря. И Годегизиль обратился за помощью к Хлодвигу, пообещав выплачивать ему дань. Хлодвиг, в стремлении подчинить бургундское королевство, поддержал Годегизиля. Гундобад был разбит под Дижоном и бежал в Авиньон. Однако Гундобада поддержал отряд вестготов, и в 501 году он разбил франкский отряд Годегизеля, находившегося в этот момент во Вьенне. Годегизиль пал в сражении. Хотя Хлодвиг и одержал победу в этой войне, тем не менее, ни о каких территориальных изменениях Франкского государства на тот момент неизвестно [7, с. 145-146]. Выдающимся политическим событием в правление Хлодвига был захват в 507-508 годах большей части вестготского государства в Галлии союзными франками и бургундами. Король остготов Теодорих пытался в письмах и через послов, которых он направлял королям вестготов, бургундов, западных герулов, варнов, а также самому Хлодвигу, сохранить мир и равновесие германских королевств в Западной Европе [18, с. 125-126], но Хлодвиг не шел ни на какие переговоры. Хлодвиг рассчитывал на то, что романское население и католическая церковь государства вестготов единодушно перейдут на сторону католиков-франков.Однако надежды оправдались не полностью, поскольку жители Оверни поддержали вестготского короля Алариха. Сам Хлодвиг обосновал войну с вестготами стремлением освободить католическую церковь в королевстве вестготов от притеснений арианских еретиков. Поздним летом 507 г. состоялось решительное сражение между франками и вестготами под Вуйе, к северу от Пуатье. После ожесточенного сражения франки победили; Аларих II пал в сражении. Этим, однако, война не закончилась, тем более, что бургунды только теперь присоединились к франкам. Хлодвиг с частью войска двинулся на Бардо, где он провёл зиму. Между тем его сын Теудерих с другой частью войска подчинил власти франков владения вестготов в Южной и Юго-восточной Галлии. В 508 г. франкские войска под командованием Хлодвига вместе с бургундскими вспомогательными отрядами взяли столицу вестготов город Тулузу, в результате чего к франкам перешла и королевская казна вестготов. Затем Хлодвиг занял город Ангулем и уже оттуда двинулся на Тур. Теудерих с франкскими подразделениями продолжал сражаться, пытаясь занять Овернь, а бургунды заняли Нарбонну и осадили Арль. Примерно летом 508 г. король остготов Теодорих отправляет войско в Галлию, чтобы предотвратить полный развал вестготского государства. Бургундам пришлось снять осаду Арля, вслед за этим они потеряли и Нарбонну. Война продолжалась еще до 512 или 514 гг., однако подробностей дальнейших сражений мы, к сожалению, не знаем. Вестготам удалось сохранить часть Южной и Юго-западной Галлии, Септиманию и юг Новемпопулании. Прованс к югу от Дурансы был присоединен к королевству остготов. В результате войны франки значительно расширили свое государство, однако главная цель-выход к Средиземному морю-достигнута не была. После событий 508 г. к Хлодвигу в Тур прибыло византийское посольство, сообщившее ему, что император Анастасий возвел его в достоинство почетного консула. Анастасий прислал ему также в знак формального признания королевские инсигнии-хламиду, пурпурную тунику и диадему. Можно предположить, что этим актом Византия выразила одобрение антиготской политике Хлодвига, а также его переходу в христианство католического толка. Это почетное признание византийским императором означало укрепление политического и морального авторитета Хлодвига среди романского населения Галлии. В их глазах он только теперь стал «легитимным» правителем [2, с. 59-60].Это событие нашло свое отражение в летописи Г.Турского: «И вот Хлодвиг получил от императора Анастасия грамоту о присвоении ему титула консула, и в базилике святого Мартина его облачили в пурпурную тунику и мантию, а на голову возложили венец. Затем король сел на коня и на своем пути от двери притвора базилики [святого Мартина] до городской церкви с исключительной щедростью собственноручно разбрасывал золото и серебро собравшемуся народу. И с этого дня он именовался консулом или Августом. Из Тура он приехал в Париж и сделал его резиденцией своего королевства. Туда же прибыл к нему и Теодорих [13,с. 60]. В последующие годы Хлодвиг уничтожил самостоятельность государства среднерейнских франков с центром в Кельне. Остальные мелкие государства салических франков он также присоединил к своему королевству, не стесняясь при этом в выборе средств. В последние годы своего правления он захватил области или мелкие королевства рейнских тюрингов, варнов и западных герулов. Тем самым на левом берегу Рейна не осталось независимых территорий помимо государства Хлодвига. В 511 г. Хлодвиг умер в Париже, куда он вскоре после возвращения из Тура в 508 г. перенес свою резиденцию. Франкское государство было одним из самых сильных образований, возникшем на обломках Западной Римской империи. Этому есть ряд объяснений. Близкое соседство с римским населением благоприятно сказалось на культуре франков. А также своевременное появление на исторической арене такой личности как Хлодвиг. За время своего правления он значительно расширил территорию государства франков, а также завоевал авторитет своей стране. Хлодвиг добился признания себя королем от византийского императора. Немаловажным шагом было и принятие христианства Хлодвигом. В общем, этого короля можно охарактеризовать как деятельного политика и талантливого военачальника, хотя зачастую весьма жестокого, что он продемонстрировал в последние годы своего правления, расправляясь со своими родственниками в борьбе за власть. После смерти Хлодвиг разделил свое государство между своими сыновьями, о чем пойдет речь в следующей главе.


3. Экспансия франков при наследниках Хлодвига

франкское государство политика меровинг

Данная глава посвящена событиям после смерти Хлодвига. В этой главе мы попытаемся дать оценку политической ситуации внутри Франкского государства и за его пределами. "После кончины Хлодвига, — пишет Григорий Турский, —Теудерих, Хлодомер, Хильдеберт и Хлотарь— его сыновья приняли в наследство королевство и разделили между собой на равные части". Может показаться парадоксальным тот факт, что, говоря об объединении галльских земель, мы называем в этой связи сыновей Хлодвига, разделивших в 511 году его наследие. Однако следует точно представлять себе истинную сущность королевства, унаследованного от Хлодвига его детьми. То, что рассказывает Григорий Турский о ликвидации франкских вождей, представляется чрезвычайно поучительным: всякий раз, как Хлодвиг разделывался с очередным соперником — будь то Сигебер, Харарих, Рагнахар, Рихар или Рагномер, он забирал себе “их королевства и богатства”, то есть сразу же возникает некоторая неопределенность - идет ли речь о движимом имуществе короля или о распространении власти Хлодвига на королевство, сущность которого точно нам не известна: это может быть власть над некоторой территорией или над определенной совокупностью людей. Только в одном случае - когда речь идет о Харарихе и его сыне - уточнено, что Хлодвиг завладел их королевством, богатствами и народом. Наследники Хлодвига оказались после его смерти в ситуации, с которой до них столкнулись одни лишь бургунды; если ранее, во времена союзных Риму “федерированных” вождей, не владевших территорией, они спокойно поделили бы наследственное движимое имущество, накопленное в казне, то теперь им приходилось делить по справедливости еще и доходы, получаемые с земли и от взимания налогов с коренного населения [8, с. 68-70]. Итак, государство было разделено между сыновьями - как старые франкские владения к северу от Луары, так и новые приобретения в Аквитании. Теудерих получил область к востоку от Рейна, земли по Рейну и Мозелю, область по верхнему течению Мааса с городами Туль и Верден, а также Базель, Шалон и Реймс. По-прежнему стоит вопрос о границах владений братьев в Аквитании. Известен лишь тот факт, что Овернь принадлежала Теудериху. К Хлодомеру отошли области Труа, Санс, Оксер, Мелен, Шартр, Орлеан, Анжер и Нант; с юга к этой территории примыкали Тур, Бурж, Пуатье и Лимож. Хильдеберт I получил земли по побережью от Соммы до Бретани с городами Амьен, Париж, Руан, Лизье, Байе, Авранш, Ренн и Ле-Ман. На юге государству Хильдеберта, вероятно, принадлежали области Сэнт, Ангулем и Бордо. Хлотарю I досталась на севере большая часть старых франкских владений с городами Турне, Булонь, Аррас, Камбре, Нуайон, Лан и Суассон. Однако население не всегда благосклонно относилось к своим завоевателям. Это можно проследить на примере восстания галло-римского населения Оверни против Теудериха. Во главе восставших стоял внук поэта Поздней Римской империи Аполлинария Сидония Аркадий. Он хотел, чтобы Овернь отошла к Хильдеберту. Мы не можем сказать наверняка, но, предположительно, Аркадий и его соратники надеялись, что в ходе борьбы обоих братьев Овернь сможет приобрести большую политическую самостоятельность. Подавив восстание, Теудерих опустошил всю область, конфисковав земли восставших. Аркадию удалось спастись бегством в государство Хильдеберта. В 523 г. Хильдеберт, Хлодомер и Хлотарь двинули свои войска в Бургундию. Сигизмунд, король бургундов, потерпел поражение и был казнен. Но тут бургундская аристократия тесно сомкнулась вокруг Годомара — брата Сигизмунда, известного своей терпимостью по отношению к арианам. Против франков поднялось все Бургундское королевство, и, в конце концов, им пришлось все начать заново. На этот раз — вместе с Теудерихом, которому уже не приходилось поднимать оружие против своего тестя. В 524 году франки начали новый поход, и дошли до долины Изера. Но, слишком далеко зайдя на вражескую территорию, они потерпели сокрушительное поражение в битве при Везеронсе, где Хлодомер был убит [8, с. 79-80]. Здесь интересен тот факт, что братья, обойдя сыновей Хлодомера, разделили его владения между собой. В результате чего Теудерих получил области Труа, Санс, Оксер и Лимож; Хильдеберт – области вокруг Анжера и Нанта к северу от Луары, а также Шартр, Орлеан и Бурж. Хлотарь взял территории Тура и Пуатье и земли по нижнему течению Луары [7,с. 160]. Только через десять лет, после многих сражений, Хильдеберт, Хлотарь и Теудеберт, которого отец, занятый подавлением одного из восстаний в Оверни, отправил в поход вместо себя, смогли обратить в бегство Годомара и его войско и разделить между собой брошенное им королевство. Ему была уготовлена судьба Аквитании: франки намеревались использовать его территорию для колонизации [6, с. 78]. Несмотря на известное могущество и воинственность франков, в 20-е гг. VI века на государство Теудериха напал народ северных мореплавателей, гаутов или датчан. Их король Хохилайх проплыл со своими воинами вверх по Рейну и разорил округ хаттуариев. Сын Теудериха Теудеберт вышел с войском навстречу пришельцам и после успешного сражения отвоевал у них захваченную добычу. Вот как повествует об этом событии епископ Григорий Турский: «Между тем даны со своим королем по имени Хлохилаих, переплыв на кораблях море, достигли Галлии. Высадившись на сушу, они опустошили одну область в королевстве Теодориха и взяли пленных. После того как они нагрузили корабли пленными и другой добычей, они решили вернуться на родину. Но их король оставался на берегу, ожидая, когда корабли выйдут в открытое море, чтобы затем самому последовать за ними. Когда Теодориху сообщили о том, что его область опустошена иноземцами, он направил туда своего сына Теодоберта с сильным и хорошо вооруженным войском. Убив короля [данов] и разбив в морском сражении врагов, Теодоберт возвратил стране всю захваченную добычу» [13, с. 66]. С 529 г. экспансионистские стремления франков направлены в первую очередь на государство тюрингов, которое после ряда нападений, совершенных частично с помощью саксов, в 534 г. понесло окончательное поражение. Правда при жизни короля Теодериха франки не смели нападать на государство тюрингов, состоявшее в союзе с остготским государством. В 531 г. Хлотарь и Теудерих объединились в борьбе против тюрингов. И в битве при Унструте франки и саксы одержали победу [5, с. 103-104]. А в 534 г. был убит король тюрингов Херминафрид. Таким образом франки захватили еще только зарождавшееся государство тюрингов: « Затем Теодорих, помня о вероломстве Герменефреда, короля тюрингов, призвал на помощь своего брата Хлотаря и, обещая ему, если бог им дарует победу, часть добычи, решил выступить против Герменефреда. И вот, созвав франков, Теодорих обратился к ним с такими словами: «Не забывайте, прошу вас, ни моей обиды, ни гибели ваших отцов. Вспомните, как тюринги некогда вероломно напали на наших отцов и причинили им много зла. Дав заложников, наши отцы хотели заключить с ними мир. Но те умертвили различными способами самих заложников и, напав на наших отцов, отняли у них все имущество, повесили мальчиков на деревьях за срамные уды и погубили более двухсот девушек ужасной смертью: они привязали их за руки к шеям лошадей, которые под ударами палок с острым наконечником помчались в разные стороны и разорвали девиц на части; других же положили между колеями дорог, прибили их кольями к земле, прокатили по ним груженые телеги и, переломав им кости, выбросили их на съедение собакам и птицам. И теперь Герменефред обманул меня, он не выполнил своего обещания, и похоже на то, что он вовсе и не выполнит его. Видите, наше дело правое. Пойдем же с божией помощью на них!». После этих слов франки, придя в ярость от такого злодеяния, единодушно устремились в Тюрингию. Теодорих, призвав на помощь брата Хлотаря и сына Теодоберта, с войском выступил в поход. Но тюринги при приближении франков приготовили засаду. А именно: на равнине, где должна была состояться битва, они вырыли рвы, края которых прикрыли дерном с густой травой, отчего создавалась видимость ровного поля. И вот когда началось сражение, в эти рвы и упали многие из франкских всадников. Это было для них большим препятствием; но, распознав эту хитрость, они стали действовать осторожно. Наконец когда тюринги увидели, что они несут большие потери и что король Герменефред обращен в бегство, они повернули назад и дошли до реки Унструт. И там произошло такое избиение тюрингов, что русло реки запрудила гора из трупов, и франки по ним перебрались, как по мосту, на другой берег. Итак, одержав победу, франки завладели этой страной и подчинили ее своей власти.» [13,с. 68-69]. Здесь интересен еще тот факт, что во время этих событий Теудерих задумал убить своего брата. Итак, на основании этого можно предположить, что Теудерих шел к власти такими же способами как и его отец, не стесняясь в выборе средств. Я предлагаю обратиться к источнику: «Но когда еще упомянутые короли были в Тюрингии, Теодорих задумал убить своего брата Хлотаря. Тайно подготовив для этого вооруженных людей, он пригласил его к себе якобы для тайных переговоров. В одной части дома он велел протянуть от одной стены к другой занавес и встать за ней вооруженным людям. Но так как занавес был коротким, то из-под него были видны ноги этих вооруженных людей. Заметив это, Хлотарь вошел в дом со своими людьми вооруженным. Когда же Теодорих понял, что тот разгадал его намерение, он, придумывая уловку, начал говорить то об одном, то о другом. Наконец, не зная, как сгладить свое коварство, он подарил ему в знак благодарности большое серебряное блюдо, и Хлотарь, поблагодарив его за подарок, простился с ним и вернулся к себе. А Теодорих жаловался своим на то, что он зря лишился блюда и, обратившись к своему сыну Теодоберту, сказал ему: «Ступай к своему дяде и попроси его отдать тебе по своей воле подарок, сделанный мною». Теодоберт ушел и получил то, что он просил. Именно вот на такие хитрости Теодорих был очень ловок» [13, с. 69]. Теперь на политической арене возникает государство вестготов. В 30-х гг. между ними и франками проходили военные действия. После смерти Хлодвига вестготы немного оправились и им даже удалось расширить свою территорию к северу от Пиренеев. Против вестготов объединились три брата, однако в сражении под Нарбонной, где пал жертвой Амаларих, участвовал только Хильдеберт. И вновь вестготы потеряли свои земли к северу от Пиренеев, кроме Септимании [4, с. 123-125]. После того как предыдущие нападения франков на Бургундское государство не имели фактически успеха, то теперь в 532 г. Бургундское королевство наконец не выдержало натиска франков. Но в войне против бургундов не принимал участие Теудерих, которы проводил карательную экспедицию в Оверне: « После этого Хлотарь и Хильдеберт решили предпринять поход в Бургундию. Но Теодорих, которого они позвали к себе на помощь, отказался от похода. Однако франки, находившиеся под его властью, сказали ему: «Если ты отказываешься идти в Бургундию вместе со своими братьями, то мы покинем тебя и последуем за ними». А он, считая, что люди Клермона ему не верны, сказал: «Следуйте за мной, и я приведу вас в землю, где вы возьмете золота и серебра столько, сколько душе вашей будет угодно, где вы добудете скот, рабов и одежду в изобилии. Только не следуйте за ними». Соблазненные этими обещаниями, они пообещали выполнить его желание. И вот Теодорих собрался туда [Клермон] в поход, снова и снова обещая, что он разрешит войску захватить домой всю добычу и людей из этой области. Хлотарь же и Хильдеберт направились в Бургундию и, осадив Отён и обратив в бегство Годомара, заняли всю Бургундию» [13, с. 71-72]. Известно также, что Теудерих пытался установить с Хильдебертом, который уже не раз покушался на Овернь, мирные отношения и заключил с ним договор о ненападении, подкрепленный обеими сторонами передачей многочисленных заложников из сенаторских домов; однако избежать конфликтов не удалось и заложники стали крепостными. В 533 г. умирает старший сын Хлодвига Теудерих. Как и в случае с сыновьями Хлодомера Хлотарь и Хильдеберт хотят лишить наследства уже Теудеберта [12, с. 215-217]. Однако многочисленная дружина отца поддержала Теудеберта и оба брата потерпели неудачу. Таким образом Теудеберту досталось государство отца и также он получил свою долю при дележе бургундской добычи. В частности ему достались области Отен, Шалон-на-Соне, Лангр, Аванш, Вивье Ситтан, Невер и Безансон. Лион, Вьенна и Женева перешли к Хильдеберту; южную часть бургундского государства между Валансом, Авиньоном и Амбреном получил Хлотарь, хотя источники прямо на это не указывают [14, с. 89]. В 537 г. остготский король Витигис уступил франкам по договору Прованс и часть остготской Реции, надеясь тем самым заручиться их поддержкой в борьбе против Византии. В итоге Хильдеберт получил Прованс, а Теудеберт присоединил к своей территории Рецию. Помимо этого есть упоминание, что остготы сверх того выплатили франкским королям 2 тыс. фунтов золота. Однако франко-готский союз, на который рассчитывал Ветигис, так и не состоялся [3, с. 154]. Что касается Теудеберта, то он неоднократно вмешивался в борьбу, которая шла в Италии, но лишь из желания усиления франков, нежели оказания поддержки остготам. Франки Теудеберта занимают Венецию. В это время алеманны опустошают земли Италии, пользуясь поддержкой франков. Хотя внешняя политика Теудеберта становилась все более антивизантийской, поскольку он заключал союзы с гепидами и лангобардами против Византии, все же он хотел повторного возникновения государства остготов в Италии [12, с. 229]. В 539 г. в Италию отправилось франкское войско, которое обратилось как против остготов, так и против византийских войск. В результате Теудеберт распространил свою власть на восточную альпийскую область. Теудеберт — единственный наследник Теудериха — лучше других понял символическое значение приобретения юго-восточных провинций, еще хранивших престиж Римской империи и римского присутствия. И вот он, король восточных франков, наследник зарейнских устремлений своего отца, превративший тюрингов и алеманнов в своих данников после новых побед, добавленных к списку побед над ними его отца и деда, окружает себя высококультурными и компетентными галло-римскими советниками, помогавшими ему в правлении. Это были Астериол, Секундин, а также патриций Парфений [14, с.201]. Теудеберт регулярно направляет в Византию посольства и письма, в которых перечисляет многие подвластные ему народы, не забывая упомянуть о заботе и защите, которой он окружает христианские церкви. Он — первый король-варвар, осмелившийся сделать такое — берется чеканить свою “золотую монету из золота, добываемого в Галлии, с изображением не римского, как того требует обычай, императора, а со своим собственным изображением”, — как писал крайне возмущенный этим фактом византийский историк Прокопий. Подобно Хлодвигу и более своего кузена Хильперика Теудеберт хотел быть самым “римским” из франкских властителей. Можно понять епископа Мария Авентского, когда, упоминая о Теудеберте в 580 году, он употребляет в своих текстах выражение: “Теудеберт — великий король франков”. И вот в 548 г., на четырнадцатом году своего правления, вследствие продолжительной болезни умирает Теудеберт. Государство Теудеберта переходит по наследству к его сыну Теудебальду. В отличие от своего брата и его сына политика Хильдеберта оставалась провизантийской. Итак, к концу 40-х гг VI века в руках франков оказалась почти вся Галлия. Хильдеберт и Теудеберт, наиболее предприимчивые завоеватели, обеспечили себе куда более обширные владения, чем Хлотарь. Отныне только области, прилегающие к устью Рейна и занимаемые язычниками-фризами, Септимания, все еще находившаяся в руках вестготов, Западные Пиренеи - бастион непокорных басков, и далекая Арморика, независимость которой крепла благодаря непрерывному притоку новых поселенцев из-за Ла-Манша, оставались неподвластными франкам [3, с. 191]. Итак, подводя итоги нужно отметить, что после смерти Хлодвига его государство получили четыре его сына. Возможно, это был не совсем верный шаг со стороны Хлодвига -раздробить государство на несколько частей. В результате на месте единого Франкского государства образовались государство Теудериха со столицей в Реймсе, государство Хлодомера со столицей в Орлеане, государство Хлотаря со столицей в Суассоне и государство Хильдеберта со столицей в Париже. Теперь каждый из братьев грезил идеей о возрождении Франкского государства, в связи с чем между ними постоянно возникали союзы друг против друга, иногда они искали поддержки в других могущественных государствах. После смерти Хлодвига королевство франков продолжало расширяться. При его наследниках были покорены племена тюрингов, полностью подчинено Бургундское королевство и «подарен» Прованс. К середине VI века обострились отношения с Византией. В 50-х гг. Франкское королевство обрело некое подобие единства, однако оно вновь будет нарушено после смерти Хлотаря.


4. Король и его администрация в государстве Меровингов

В отечественной и зарубежной медиевистике сложилось устойчивое представление о преемственном характере политических институтов Меровингского периода с позднеантичными политическими институтами. Однако, как писал Жак Ле Гофф: «несмотря на стремление воспользоваться римским политическим и административным наследием, франки так и не прониклись государственным духом» [9, с. 48]. А их королевская власть признается сугубо германским явлением. Подобной точки зрения придерживались Р. Бухнер, Ф. Лот, Г. Фурнье, Б. Ф.Поршнев и А. И. Неусыхин. В данной главе мы постараемся рассмотреть развитие королевской власти и административных органов в государстве Меровингов. Теперь обратимся непосредственно к существованию королевской власти. Григорий Турский использует работу «История» Сульпиция Александра и недошедший до нас труд Рената Фригерида. Проводя анализ данных вышеупомянутых авторов, Григорий Турский пытается показать существование единой королевской власти при наличии многочисленных царьков и вождей у франков и, возможно определить имя первого в династии Меровингов. Но Турский критически замечает, что ни Сульпиций Александр, ни Фригерид не различают до конца понятий «король», «вождь»,«царек». Обратимся к тексту. Григорий Турский пишет: «многие не знают, кто был первым королем у франков. Хотя о них многое рассказывается в истории Сульпиция Александра, однако, он вовсе не называет первого их короля, он говорит, что у них были вожди» [13, с. 34]. Однако, автор не уточняет какие обязанности были на них возложены, являлись ли они главами франков в военный и в мирный период. Далее описывая захват франками германских земель Григорий Турский подмечает у Сульпиция «франки в то время когда их королями были Генобавт, Маркомер и Суннон, устремились в Германию.» Таким образом, мы видим наличие у франков трех королей, которые выполняют функцию военных вождей. Не ясным остается следующее: во-первых, почему франками руководят одновременно три короля; во-вторых, каких франков здесь имеют в виду - салических или рипуарских; в-третьих, точно ли здесь употребляется термин король или следует говорить о вождях. Но далее встречаем эпизод взаимодействия императора Валентиана с вышеобозначенными королями. Здесь автор называет их царственными особами. Это можно рассматривать двояко: либо Маркомер и Суннон были потомками «королевского рода», либо идет умышленное возвеличивание их из-за «бедственного положения императора Валентиана». Григорий Турский так же замечает: « когда Сульпиций называет их царственными особами, мы не знаем, были ли они королями или они были вместо королей» [13, с. 36]. Здесь очень интересной является последняя фраза «или они были вместо королей». Видим, что Григорий, будучи епископом, пришедшим из Рима, сопоставляет королевскую, царскую власть с той, что была в Риме. Допускает замещение королевской власти, хотя не указывает, кем именно могло осуществляться подобное замещение. Интересен факт существования у франков единой власти короля. «Сульпиций не говорит о вождях и царьках, а ясно указывает, что у франков был король, не упоминая, однако, его имени» [13, с. 38]. Этот фрагмент необходимо рассматривать, как попытку определить первого из рода Меровингов и найти отправную точку начала правления династии во времени. В тоже время важно подчеркнуть, что клановый характер власти сохранялся на всем протяжении правления Меровингов и формально титул короля носили большинство мужских отпрысков династии. Из рассказа Григория Турского можно заключить, что Меровингская династия появилась в IV веке. Он упоминает три имени из рода Меровингов: Рахимер, его сын Теодомер (Теодомер, король франков, сын Рахимера и мать его Асцила) и Хлогион. Фредегар выстраивает цепочку дальше - в своей «Хронике» называет Хлогиона сыном Теодомера [16,с. 32-33]. А в «Книге истории франков» (VIII в.) неизвестного автора автор называет Фарамонда, якобы стоявшего во главе Меровингской династии. Здесь явно прослеживается преемственность королей не просто из одного рода, а по ближайшей кровной линии. В некоторых случаях мы можем наблюдать узурпацию власти, т.е. отход от выборной системы королей. Подтверждением тому, служит эпизод о сражении с Атиллой (451г.), в котором участвовали Аэций - римский полководец, король готов Теодор со своим сыном Торисмондом и многие другие, и событиях случившихся после битвы. «Пал король готов Теодор. Аэций сказал Торисмонду: «скорей возвращайся в свою страну, чтобы из-за происков брата ты не лишился отцовского королевства. Услышав это, Торисмонд быстро отправился в путь, чтобы своим приездом опередить брата и раньше его захватить трон отца. Подобной же хитростью Аэций удалил короля франков» [13, с. 41]. Таким образом, мы явно видим, что в данном отрывке речь идет об узурпации власти, хотя можно предположить, что стремление скорее вернуться во владения отца связано со стремлением получить поддержку со стороны тех, кто участвует в выборе короля раньше другого претендента. Другой стороной королевской власти является ее неустойчивое положение. В любой момент короля могли сместить. Так получилось при Хильдерике (457-485 гг.). «Тогда королем франков был Хлогион. Говорят, что из этого же рода происходил и король Меровей, у которого был сын Хильдерик» [13, с. 43]. Вновь наблюдаем преемственность королевской власти – от отца к сыну. «Когда Хильдерик был королем над франками, он отличался чрезмерной распущенностью. Это вызвало ярость франков, и они лишили его королевской власти» [13, с. 44]. При этом Турский не уточняет, участвовал ли в этом весь народ, или этим занимался какой-либо специальный орган. Далее «прогнав Хильдерика, единодушно признали своим королем Эгидия, магистра армии, посланного в Галлию Римской империей» [13, с. 44].Здесь важны два момента: во-первых, избранный король не принадлежал франкскому знатному роду, а являлся иноплеменником; во-вторых, вновь не уточняется кто именно участвовал в его избрании (народное собрание, совет старейшин или какой-либо иной орган). Однако, некоторое время спустя, Хильдерик будет возвращен на престол. Значит франки вновь смещают своего короля и возвращают «старого». А затем начинается качественно новый этап в существовании королевской власти у франков. Это связывают с правлением Хлодвига. И снова мы наблюдаем переход власти от отца к сыну. Но здесь необходимо отметить, что это все- таки носило не наследственный принцип, а выборный, поскольку далее по тексту находим замечание автора «и там по округам и областям избрали себе длинноволосых королей из своих первых, так сказать, более знатных родов» [13, с. 51]. Хотя уже явно прослеживается первенство одного рода. Но это в одном племени франков. Не существовало еще единого государства или тондема, т.к. автор пишет о войне против римского короля Сиагрия и называет имя еще одного франкского короля, уточняя родственные узы между франкскими королями. Однако, не ясно были ли они кровными родственниками или состояли в родстве «по браку». С правления Хлодвига, который, кстати не был единственным королем салических франков начинается эпоха завоевания Галлии и консолидации в руках короля земель бывшего императорского фиска. Не случайно параллельно с завоеваниями Хлодвиг устраняет и своих многочисленных родственников – других королей салических франков, стремясь оставить власть только за собственными сыновьями. Хлодвиг сумел добиться покорности и от франков рипуарских, попутно вынудив платить дань алламанов. Говоря о событиях конца V – начала VI вв., очень важно отметить изменение статуса короля. Если раньше его могли назвать вождем и т.д., не употребляя при этом никаких эпитетов, то теперь встречаем в тексте: «милосерднейший король, вот я твой покорный слуга, о король, если бы твое славное высочество» [13, с. 53]. Необходимо также сказать о росте благосостояния Хлодвига в отличие от других франкских королей. Этот факт связан с завоевательной политикой и обложением данью покоренных земель. В этом моменте велика роль принятия христианства Хлодвигом и дружиной, а затем и всего франкского королевства. Далее следует обратиться к законодательной базе. Необходимо заметить, что это было прямым влиянием римской традиции. Григорий Турский упоминает существование некого документа, когда пишет «по королевскому эдикту». Таким образом, мы видим зарождающееся юридически оформленное право, в котором инициатива принадлежит королю. У короля в подчинении находился ряд лиц, которые осуществляли власть на местах. В Салической правде находим: «если кто коварством или силою отобьет у графа, если же граф, приглашенный по упомянутому делу, осмелится взять что-нибудь сверх законного и справедливого долга, пусть или выкупится, или заплатит жизнью» [19]. Мы видим, что граф отвечает за свои поступки перед королем по закону. Неизвестно кто именно назначался, получал титул графа. Но можно предположить, что это был потомок какого-либо знатного рода или дружинник, приближенный к королю, подобный тем, которые были описаны Тацитом. Мы вновь встречаем упоминание графа, когда речь идет о процедуре исполнения судебного решения. В данном случае это конфискация имущества. «Если кто противозаконно пригласит графа отправиться для конфискации чужой вещи; без предварительного вызова должника на суд.» [19]. Но здесь очень важной является поправка о предварительном вызове на суд. Законодательно устанавливаются рамки полномочий графа ,за которые он не может переступить (либо будет наказан). В тексте встречается словосочетание «кто лишит жизни королевского сотрапезника» [19], т.е. человека находившегося при короле во время трапезы. Можно провести параллель с Тацитом. «По большей части на пиршествах они толкуют.»[19]. Этими людьми могли быть лишь дружинники, воины, всюду сопровождавшие короля. При этом их жизнь оценивается в сто солидов, а графа – в шестьсот [19]. Возможно, это положение зависит от знатности рода графа и в «безродности» сотрапезника. Кроме сотрапезников и графов в тексте упоминаются тунгин и центенарий, которые ведают созывом и ведением судебного заседания. «Если убитый состоял на королевской службе, тунгин или центенарий пусть назначат судебное собрание» [19]. В судебном процессе им принадлежит организационная роль. Кроме вышеперечисленных лиц в тексте встречается упоминание «12 соприсяжников»[19], которые принимали решения по делу и следили за судопроизводством. В государстве Меровингов есть титулы сацебарона и вице-графа. «Если кто убьет сацебарона или вице-графа — королевского раба, присуждается к уплате 300 сол.»[19]. Здесь необходимо обратить внимание на следующее: во-первых, Григорий Турский называет их королевскими рабами, т.е. находящимися в зависимости у короля, во-вторых, судя по размеру штрафа, они находятся ниже графа, но выше сотрапезника. Но это относится к королевским рабам, а в законе встречается «свободный сацебарон, жизнь которого оценивается в 600 сол.»[19]. Можно предположить, что это различие заключается в происхождении того или иного сацебарона, либо в способе его попадания в зависимость короля. Если мы сопоставим названные признаки с характерными чертами ранней государственности, то увидим, что они свидетельствуют в пользу складывания у франков в VI веке типичного раннего государства. Об этом наглядно говорят и введение налогов, с последующим расширением их видов и форм, наличие территориального административного деления, аппарата управленцев. К формированию более сложной государственной системы управления подталкивала и необходимость осуществления власти над численно превосходящем галло-римским населением. Таким образом, в Меровингский период мы можем говорить о формировании у франков раннегосударственной социально–политической организации. Власть окончательно консолидируется в руках одного рода, у представителей которого концентрируются значительные материальные богатства. Появляется письменные законы и государственный суд. Можно говорить о начале формирования королевского двора, полноценное складывание которого приходится на Каролингскую эпоху.


Заключение

Франки создали наиболее крупное и могущественное варварское королевство на территории постримской Европы. Именно оно, вобрав многие сопредельные земли, через несколько веков смогло возродить титул императора Запада и восстановить саму идею существования империи. Кроме того, оказалось единственным государством, которому удалось не только не исчезнуть с политической карты мира, но и без кардинальных изменений сохранить ядро своей территории и государственности в течение полутора тысяч лет. И здесь возникает вопрос - почему оказалась возможной военная победа варваров, в частности франков, над Западной Римской империей и создание ими королевств на ее территории. Военный успех варваров нельзя объяснить ни численным превосходством над римлянами, ни более высоким уровнем развития. Наоборот, германцы составляли лишь малый процент населения завоеванных ими государств. По уровню и развитию материальной и духовной культуры варварское общество стояло значительно ниже, чем позднеримское. Правда, вооружение варваров по своему качеству не уступало римскому. И их войско обладало внутренней сплоченностью, обусловленной узами родоплеменных объединений. Однако, всего этого было недостаточно для военного успеха, если бы не внутренне разложение рабовладельческого позднеримского общества, все более сказывавшееся на его военном потенциале. В Западной Римской империи IV-V вв правительство не обладало широкой социальной базой, что обусловило военную слабость государства. Значительная часть населения была освобождена от службы в армии. В конечном счете вооруженные силы государства состояли из варваров-наемников и варваров-федератов, коими и являлись франки. Естественно, что этим воинам не присущи были те патриотические настроения и та моральная стойкость, которое сообщает войску его органическое единство с гражданским населением и заинтересованность в судьбе своего государства. Зато это было присуще, в большей степени, как раз таки франкам. Хотя на первых этапах создания своего государства они руководствовались грабительской политикой, т.е. их интересовала лишь добыча. Идею о создании собственного могущественного государства здесь еще сложно проследить. Королевская власть франков еще выступала на этой стадии как выразительница интересов всех свободных членов племени, заинтересованных в захвате земель для поселения и военной добычи. В ходе завоеваний все более возрастало значение военных дружин, что содействовало, в свою очередь, усилению королевской власти. Многие ученые подчеркивают, что сама королевская власть являлась по сути германским явлением, однако прослеживалась преемственность с позднеантичнами политическим институтами. Исходя из цели данной курсовой работы мы попытались проследить историю создания государства франков, а также выявить пути создания этого государства. В ходе данной курсовой работы мы рассмотрели предпосылки возникновения государства у франков и его последующее расширение. Во второй главе мы постарались выявить политическую ситуацию в государстве после его раздела между сыновьями Хлодвига, а также попытались дать этому свою оценку. В последней главе курсовой работы мы охарактеризовали королевскую власть и администрацию во Франкском государстве Меровингской эпохи и проследили ее эволюцию. Таким образом, более чем четырехсотлетняя история Франкского государства составляет как бы пролог в истории большинства современных западноевропейских стран и в первую очередь Франции.


Список использованных источников и литературы

1 Арзаканян, М. Ц. История Франции [Текст] : учебник для вузов / М. Ц. Арзаканян, А. В. Ревякин, П. Ю. Уваров. – 2-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2007. – 474 с.

2 Данилова, Г.М. К вопросу о возникновении государства у франков [Текст] / Г. М. Данилова. – Петрозаводск : Гос. Изд-во Карельской АССР, 1959. – 260 с.

3 Дворецкая, И. А. Западная Европа в V-IX веках. Раннее Средневековье [Текст] / И. А. Дворецкая. – М. : Наука, 1990. – 435 с.

4 Егер, О. Всемирная история в 4-х томах. Т 2 : Средние века [Текст] / О. Егер. – изд., испр. – СПб. : Специальная литература, 1997. – 690 с.

5 Карпов С. П. История средних веков в 2-х томах. Т 1 [Текст] : учебник для вузов / С. П. Карпов, З. В. Удальцова. – М. : Высшая школа, 1990. – 495 с.

6 Корсунский, А. Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе [Текст] / А. Р. Корсунский; под ред. С. Д. Сказкина. – М. : Изд-во МГУ, 1963. – 186 с.

7 Корсунский, А. Р., Гюнтер, Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до сер. VI века) [Текст] / А. Р. Корсунский, Р. Гюнтер. – изд., испр. – М. : Изд-во МГУ, 1984. – 256 с.

8 Лебек, С. Новая история средневековой Франции. Т 1 : Происхождение франков. V-IX века [Текст] / С. Лебек. – М. : Скарабей, 1993. – 352 с.

9 Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада [Текст] / Ж. Ле Гофф; под ред. Ю. Л. Бессмертного. – М. : Прогресс, 1992. – 200 с.

10 Манфред, А. З. История Франции в 3-х томах. Т 1 [Текст] / А. З. Манфред, В. М. Далин, В. В. Загладин, С. Д. Сказкин; под ред. А. З. Манфреда. – М. : Наука, 1972. – 357 с.

11 Сиротенко, В. Т. История международных отношений в Европе во второй половине IV-начале VI века [Текст] / В. Т. Сиротенко. – Пермь : Изд-во ПГУ, 1975. – 283 с.

12 Сказкин, С. Д. История средних веков в 2-х томах. Т 1 [Текст] : учебник для вузов / С. Д. Сказкин. – 2-е изд. – М. : Высшая школа, 1977. – 471 с.

13 Турский, Г. История франков [Текст] / Г. Турский; под ред. В. Савуковой. – М. : Наука, 1987. – 350 с.

14 Тьерри, О. Рассказы о временах Меровингов [Текст] / О. Тьерри. – СПб. : Издание О. И. Баиста, 1864. – 224 с.

15 Федосик, В. А. История средних веков в 3-х частях. Часть 1. Раннее средневековье [Текст] : учебник для вузов и лицеев / В. А. Федосик, И. О. Евтухов, В. В. Ничипорович. – Мн. : Изд-во БГУ, 2008. – 255 с.

16 Фредегар, Хроника Фредегара // Хроника длинноволосых королей [Текст] / Фредегар. – СПб. : Нев. Диалект, 2004. – 481 с.

17 Apoll. Sid., Carm., 6. // Сайт « Исторический факультет им. Ломоносова» hist.msu/ru/ER/Etext/apoll.htm

18 Cassiodor., Variae., III, 1-4. // Сайт « Исторический факультет им. Ломоносова» hist.msu/ru/ER/Etext/cassiodor.htm

19 Lex Salica., XXXII, 1-2; LI, 1-2; LIV, 1-3; XLI, 1-6. // Сайт « Исторический факультет им. Ломоносова» hist.msu/ru/ER/Etext/salic.htm

20 Procop., Bell. Goth., I, 13; II, 22. // Сайт « Исторический факультет им. Ломоносова» hist.msu/ru/ER/Etext/procop.htm

21 Salvian., De gubernatione Dei., 4, 67; 7, 64. // Сайт « Исторический факультет им. Ломоносова» hist.msu/ru/ER/Etext/salvian.htm

22 Tac., Germ., XXII. // Сайт « Исторический факультет им. Ломоносова» hist.msu/ru/ER/Etext/tacit.htm


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.