рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Государство и право в России

Судебник 1497 года.(“Великокняжеский судебник”) Право в это время еще слабо развито. Раньше, право – уставные грамоты дающиеся наместникам земель. Русская правда перестает действовать. То есть появилась потребность в создании новых законов. Судебник и был призван удовлетворить их. В нем были такие нормы, как “.. судить суд боярам и охотничьим и быть при суде дьякону”.

Сословно-представительная монархия в России.

Органы сословно-представительной монархии в России

В XV веке в условиях самодержавия возникла сословно-представительная монархия. Началом, условно, этого периода считается созыв первого русского собора 1549 года (в этот период происходят прогрессивные реформы Ивана-4 и многое другое, что подготовило новую эру в развитие государственного аппарата и права). На этот же период приходится принятие 2-х важнейших законодательных актов:

судебника 1550 года

сборник церковного законодательства 1551 года

Концом сословно-представительной монархии считается время правления Алексея Михайловича, когда он перестает собирать земский собор (вторая половина XVII века). Последний собор был созван в 1653 году по поводу изменения границ (?) России. Другие авторы относят конец этого периода на 70-е годы XVII века.

Особенность периода сословно-представительной монархии – сочетание самой сословного представительства с яркой деспотией азиатского типа характерной для Ивана-4. Опричнина – особый период его правления  -  террор против бояр и большинства простого населения, то есть период, когда все учреждения мешавшие монарху либо распускались, либо уничтожались (например: избранная рада). Деспотизм характерен не чуть не меньше, чем органы сословного представительства.

Царь – сохранил функции высшего органа власти.

Боярская дума – была очень основательно придушена и не могла ограничивать царя. Даже в период “семибоярщины”, когда бояре опираясь на польское государство концентрировали власть в своих руках, не изменил соотношение сил. И при династии Романовых этот орган оставался при царе, а не над царем. Этот орган имел постоянную тенденцию к росту количественного состава.

Земский собор – в разные годы выполняли разные функции. В период с 1549 до 80-х одна, до 1613 года чуть другая (появилась возможность избирать царя) и последний период (до 1622 года) характеризуется, как самый активный в деятельности собора. Далее до 50-х годов происходит затухание их деятельности.

Земские соборы на протяжении всего периода характеризовались:

состояли из различных сословий: боярство, духовенство, дворяне, городское население (в лице посадской верхушки – купцов и зажиточных ремесленников)

регламента не существовало, количество вызванных на собор зависело от указа царя, который писался перед каждым созывом

участие в нем не считалось почетной обязанностью, а было скорее необходимостью, которая многих тяготила , так как материальных стимулов не было

Функции Земского собора:

внешняя политика (война, ее продолжение или подписание мира, …)

налоги (но они не имели решающего слова в этом вопросе)

после 80-х XV века избирали царя (так избранными были Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов избранный в 1613 году)

принятие законов, также их обсуждение. Например Соборное Уложение 1649 года фактически было принято на соборе. Но Земский собор не был законодательным органом.

Взаимоотношение царей и собора было различено. В 1566 году многих их Земского собора, выступивших против опричнины Иван-4 казнил. В XVII веке, в период смуты, роль соборов сильно выросла, так как нужно было укреплять государство, но позднее с возрождением монархии, они сходят не нет.

Приказы – целостные системы централизованного правления. Активнее всего создаются в 40-е – 60-е годы правления Ивана Грозного. Появились несколько десятков приказов делившихся не только по отраслям (аптекарский, пушкарский), но и по территории (казанского дворца).законодательством их создание закреплено не было, поэтому они появлялись по мере необходимости. К середине  XVII века их было уже около 50 и сохранялась тенденция  к увеличению количества. Приказы всегда были и судебными и административными органами (земский приказ). Считалось, что деятельность приказов не следует ограничивать какими-либо законодательными рамками. Приказы возглавлял боярин, который входил в думу, а основными служащими были дьяки. Приказы имели много недостатков: бюрократия, отсутствие законов регулирующих их деятельность и т.п., но все таки это был шаг вперед.

Сословные органы самоуправления:

губные или “губные избы” (губа – административно-территориальная единица). Начали создаваться в 30-е годы правления Ивана Грозного. Возникли в противовес сращиванию аппарата государства с разбойниками, то есть функции борьбы с разбойниками передали самому населению

земские избы – первоначально собирали налоги, а позднее стали решать и судебные задачи

Судебник 1550 года – царский судебник, который был издан Иваном-4. Он в значительной мере повторяет судебник 1497 года, но более расширен и точен. Это первый сборник законов разбитый на статьи (количеством около 100).

После принятия судебника право продолжало развиваться. Стала вестись определенная кодефикационная работа, которая заключалась в том, что начались вести приказные книги. В этих книгах каждый приказ записывал все распоряжения и приказы царя относящееся к сфере их деятельности.

Уложение 1649 года. В 1648 – городское восстание в Москве, создавшее угрозу жизни царя . Тогда многое зависело от дворянства, которое поддержало восстание. Они выдвинули ему свои претензии царю, в которых говорилось, что причина восстания – отсутствие нормального законодательства.  В результате была создана комиссия, которая и создала уложение. Потом оно обсуждалось на Земском соборе, где было единогласно принять в январе 1649 года. Это было первое уложение изданное типографским способом и оно впервые поступило в продажу. Уложение делилось на 25 глав и содержало уже около 1000 статей. Это уложение будет оставаться действующим до второй четверти XIX века (с поправками).

О гражданском праве. Здесь была поставлена точка в деле прикрепления крестьян к земле, теперь они окончательно становились крепостными и не могли покидать землю. Но наряду с этим крестьян нельзя было продать без земли, о чем даже был закон.

Формы владения:

вотчинное, близкое к земельной собственности. Отличие от последний в том, что землевладелец был обязан служить в войске царя, а в случае побега из него – земля отнималась. Ее можно было продавать, менять, .., но с некоторыми ограничениями, которые зависели от типа вотчины:

купленные, наиболее свободные

выслуженные, за службу государю

родовая , ее нельзя было просто так продать или обменять, она считалась собственностью рода в целом и операции с ней требовали согласия всех родственников, которые имели и приоритет при покупке ее у других своих родственников

поместья, сначала давались на время службы, но в последствии приблизились к вотчине, но по наследству передавалась полностью только сыну, а при отсутствии такового только часть отдавалась дочерям и супруге. Поместья нельзя было продавать, но можно было обменять на вотчину.

Уголовное право. В него было введено более определенное понятие вины, но целостного понятия преступления не существовало, но зато появилось его различие на

умышленное

неумышленное

Предусмотрены случаи освобождении от вины, например, при случайном убийстве на стрельбах. Существуют преступления против веры: богохульство, святотатство, …; существовали преступления против царя (скорее как личности). Смертная казнь была довольно распространенным наказанием, но в ходу были и телесные наказания и тюремное заключение, причем без объявления срока заключения, существовали штрафы (они носили сословный характер).

Процессуальное право. Суд осуществляется теми же органами что и ранее. Выделился процесс по особо важным делам, который перестал быть состязательным, а стал розыскным. Приходит понятие повального обыска, то есть опроса всех жителей данной местности. Уточняется понятие ссылки на свидетеля. Розыск теперь возбуждается не только по жалобе, но и по доносу или самим судьей. Для розыска применялись пытки.

Реформы Петра I.

Сословные реформы Петра I.

Сословные реформы мы выделяли так как они имели глобальный масштаб. Петр определил статус сословий.

Дворянство. Между ним и боярством были трения в результате которых оба класса получили и вотчины и поместья. Петр стремился сделать всех государственными служащими и для этого изменил порядок наследования. Он издал указ о единонаследии, то есть теперь наследовать землю мог только один сын (вместе с тем ограничивалось право продажи недвижимости и т.п.) и не получившим наследство ничего не оставалось кроме как идти на государственную службу.

Правда в дальнейшем от единонаследия отказались уже в 3-ые годы. В 1722 году был выпущен табель о рангах, который определял порядок службы и вообще фактически иерархию общества в целом.

В соответствии с таблицей прилагаемой к табелю было 12 рангов:

-                    от поручика до генерал фельдмаршала (в армии)

-                    от коллежского регистратора до канцлера (на гражданской службе)

-                    были свои чины и для придворных.

Но значимость этого документа не только в этом, табель позволял людям из низших сословий выслужить дворянство (например на военной службе дослужившись даже до низшего чина офицера человек автоматически получал личное дворянство, правда без земли, а дослужившись до 6 чина – потомственное, но также без наделения землей).

В этот период разница между дворянством и боярством исчезает полностью, а в других сословиях изменения  менее значительны.

Духовенство становится часть государственного аппарата, становится подчинена и подконтрольна его интересам. Петр I создает Великий Синод.

Городское сословие тоже изменилось, но оно не было единым, а разделялось на гильдии. Были созданы ратуши и др. органы местного самоуправления.

Большая часть крестьян стала зависимыми от дворян, а свободные теперь назывались государственными крестьянами, существовали и дворцовые крестьяне. С этого времени исчезает  деление на крестьян и холопов, чему нимало способствовала реформа Петра I от подушной подати, которая также не разграничивала их.

Государственные органы.

Россия стала империей с 1721 года, а Петр – императором. Принципиальных изменений не произошло, так как Россия и была таковой фактически с XVI века из-за особенностей управления своими окраинами.

Был провозглашен закон, в котором говорилось о неограниченности и не подконтрольности императорской власти. Порядок наследования престола так же был закреплен законом, который гласил, что император мог оставить власть кому угодно по своему усмотрению и без ограничений.

При Петре I перестала собираться боярская дума, но необходимость в совещательном органе не отпала, поэтому первоначально она была заменена консилией министров, а в последствии в 1711 году  - сенатом. Сенат был создан Петром на время его ухода в поход как орган заменивший его на время отсутствия, но и после остался действующим. Сенат был органом обладающий совещательными, исполнительными и судебными полномочиями, а постепенно даже получил некоторые возможности принимать решения носящие характер закона и обязательные к исполнению (но царь их мог очень легко отменить).

В отраслевом управлении на смену приказной системе управления приходит коллегиальная (в 1717-1719), которые обладали не только административной, но и судебной властью. Во главе коллегии находился ее президент, но он был лишь председательствующий и не более. В отличие от приказов коллегии имели регламент на структуру. Первоначально коллегий было около 10 и из низ было три важнейших: военная, военно-морская и коллегия иностранных дел. Представители этих трех коллегий оставались в сенате даже когда представители всех остальных были выведены из состава сената.

В то время судебными полномочиями обладали все коллегии, а не только юстиц-коллегия.

При Петре I создаются губернии (1708 год, сначала 8 губерний), что изменило порядок в делении России на территориально-административные единицы. Позднее губернии были разделены на провинции (в которых верховодили воеводы), а те в свою очередь на уезды.

Появляются суды и первые из них – надворные, которые существовали в каждом уезде, кроме того в некоторых городах был судья, а где не было, там их полномочия выполняли магистраты. Петр создали и систему военных и военно-морских судов. Появились прокуратуры, которые создавались сверху: сначала в 1722 году был создан чин генерал-прокурора, потом фискалы (уже созданные в 1711 году как служащие органа тайного надзора) были переподчинены ему. Прокуратура поначалу была органом общего надзора, кроме того генерал-прокурор надзирал за сенатом.

Процесс. Петр I принял попытку уничтожить состязательность в процессе. Эту попытку он предпринял в 1697 году издав указ о передаче всех дел розыскам (то есть никаких очных ставок со свидетелями и т.п. не было), но реально это не удалось.

В 1715 году появилась будущая часть военного устава называющаяся “Краткое изображение процесса”, по которому все дела вел розыск. В 1723 году был принят еще один указ “О форме суда” в котором был установлен порядок ведения дел по частным заявлениям.

Развитие права в это период характеризуется развитием государственного и административного права как отрасли. Были введены регламенты.

В гражданском праве никаких значительных сдвигов не произошло.

В уголовном праве произошла кодификация в области военного уголовного права (“Воинские артикли”, где были собраны статьи о проступках и преступлениях в армии, но большая часть статей была заимствована на западе).

Развитие Российского государства и права в XVIII и перовой половине XIX века.

Петр I умирая не оставил наследника, поэтому наследника пришлось назначать сенату, но на него оказала сильное давление (а точнее поставила перед фактом) – гвардия, которая провозгласила императрицей жену Петра – Екатерину, которая правила всего два года (с 1725 по 1727). Екатерина на желала активно управлять страной и в связи с этим наряду с сенатом был создан верховный тайный совет (в нем не было президента). Поначалу это орган не стремился к ограничению власти императрицы, но после смерти Петре II, пришедшего на смену Екатерине, опять встает вопрос о власти (или герцогиня Круглянская или Елизавета – дочь Петра I). Совет понимал, что Елизавета (будущая императрица Анна) согласится на трон на любых условиях. Они заставили ее подписать бумаги сильно ограничивающие права императрицы. Ей запрещалось самостоятельно решать вопросы войны и мира, назначать на должности выше полковничьей, жаловать или отбирать землю у высших сословий, выходить замуж без согласия с будущей кандидатурой совета. Анна подписала этот документ, но став императрицей, поняла, что далеко не все поддерживают тайный совет, после чего добивается отмены всех этих ограничений и публично рвет эту бумагу объявляя себя полной наследницей и всемодержцей всея Руси. Совет после этих событий распускается.

В 1831 году создается совет министров, который обладает практически теми же полномочиями, что и бывший тайный совет, кроме принятия решений законодательного характера. Постепенно, в связи с ростом доверия Елизаветы этому органу, совет получает и эту возможность. Этот орган существовал до смерти Анны Иоановны, которая назначила себе приемником Ивана Анатольевича, который в скорости был свергнут. После двух переворотов в 1741 году приходит к власти Елизавета Петровна, которая провозглашает курс Петра I, то есть на национальное возрождение. Она приостанавливает действие смертной казни на время ее правления, но после эта мера становится традицией и больше не используется как мера наказания (за редким исключением). При Елизавете восстанавливаются права сената и упраздняется кабинет министров, тогда же создается конференция при высочайшем дворе (позднее переименованный в совет при высочайшем дворе). В 1761 умирает Елизавета и на ее место встает Петр III, которого опять свергают. В 1762 году на престол всходит Екатерина II.

Во время ее правления начинается новая полоса. Сенат теряет свое прежние значение и превращается в судебный и исполнительный орган. В 60 годы происходит реформа сената, который делится на департаменты и только один из департаментов остается политическим органом.

Была произведена реформа губерний (1775 год), которая опять изменила административно-территориальное деление России. Тогда же сокращается количество коллегий, остаются только три самых важных, а полномочия других передаются губерниям, число которых увеличивается почти в два раза (около 50), провинции – упраздняются, но уезды – остаются. Наряду с вице-губернатором появилась должность генерал-губернатора, которому подчинялись от 1 до 3 губерний вместе с военными, а сам он подчинялся лично императрице. Создавались губернское правление, казенные палаты, приказ общественного презрения.

Реформы 1775 года. В ходе ее была совершена попытка отделения суда от администрации (то есть суды не подчинялись местным исполнительным органам). Были созданы сословные суды (для дворян,  судья – дворянин, для горожан – горожанин, но для крестьян мог быть и дворянин ).

Появились две инстанции судов:

для дворян – уездный и верхний земский суд

для горожан – городской магистрат губернский магистрат

для крестьян – нижняя  расправа в уезде и верхняя расправа в губернии

Тогда же создается государственный суд делящийся на гражданскую палату и палату уголовного права. Этот суд из чиновников, которые назначались государством. Он носил апелляционный характер, а решения его можно было обжаловать в сенате.

Апелляционный суд рассматривается по той же схеме, что и в первой инстанции. Апелляция может подаваться при любом исходе суда, но тогда она носила чисто формальный характер и затягивалась (в связи с отсутствием средств коммуникаций)  иногда на десятилетие.

Прокуратура получила более низший орган: в губерниях появились губернские прокуроры, которым подчинялись уездные и губернские стряпчие. Ни одно решение суда не вступало в силу без его подписи.

Другие законы Екатерины II. Были неплохие сепаратные законы.  Была создана комиссия по составлению нового уложения, эта комиссия созывалась от сословий (то есть повторяла земский собор). Одним из результатов его работы – жалование грамоты дворянству и городам. При Екатерине II дворянам разрешили иметь свои сословно-представительные организации. В результате появились губернские и уездные дворянские собрания на которых решались сугубо местные вопросы дворянства.

Реформы начала XIX века. При Александре (1801 год) был создан непременный (в смысле постоянный) совет (позднее именуемый государственным), носящий совещательный характер. ему же вменялось составление нового закона. В 1802 году был принят манифест о министерствах, то есть была создана министерская система управления. Во главе министерств – комитет министров. Впервые появились министерство внутренних дел, которому подчинялась полиция и ряд других министерств. Тогда же в 1802 году был принят другой указ “О правах сената”, в котором полностью восстанавливаются права сената.

На этом реформы приостановились из-за внешнеполитических проблем (из-за Наполеона). Н после подписания  Тензитского мира реформы воспрянули во главе с о Спиранским в 1810 году, когда был создан законосовещательный орган (впервые, орган был таким и задуман) – государственный совет. С этих пор все законы проходили через него, а также впервые были отделены законы, как документы, прошедшие через государственный совет, от других документов.

Государственный совет поначалу играл очень значительную роль, но после ссылки Спиранского (1812 год) его функции изменились и он не имел уже такого влияния.

Канцелярия его императорского величества. Ее роль увеличилась еще при Александре I. Николай I изменил ее структуру в 1726 году, она разделилась на отделения:

1-ое -  отделение – получение прошений о награждении, пенсии, …

2-ое – исключительно вопросами кодификации законодательства

3-е – борьба с революционным движением (фактически гос. безопасность, а вскоре ему будет переподчинены  жандармы)

4-е – благотворительность, женские учебные заведения

В таком виде она просуществовала до 1771 года.

Николай I считал, что не нужно писать новый закон, нужно лишь кодифицировать старое, ведь накопилось огромное количество правового материала по разным сборникам. Эту идею Николаю подсказал допрос декабристов, которые называли одной из причин недовольства – плохое законодательство.

Работа 2-го отделения была поэтапной:

1.                  сбор всех законов по хронологическому признаку начиная с 1649 года. Всего было собрано 40 томов не считая нескольких томов приложений

2.                  кодификация действующих законов по отраслевому признаку. Их уже было собрано к 1832 году – 15 томов, но сюда не добавлялись никакие законы кроме уже существующих.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.