рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: ФРГ и ГДР В 50—70-х гг.

Глубокая организационная и идеологическая перестройка в ХДС стала сигналом к началу Ф.-Й. Штраусом решительной борьбы за пост лидера всей коалиции. В программе ХСС 1976 г. предпочтение было отдано традиционным идеям христианской демократии. ХСС рассматривался как «народная партия», верная идеалам порядка, стабильности, ответственности. Внешнеполитическая доктрина по-прежнему носила конфронтационный характер и исходила из противопоставления Запада и Востока в мировой политике. Радикальный европеизм сочетался с декларированием верности Североатлантическому альянсу. Под угрозой разрыва коалиции Штраус добился летом 1979 г. выдвижения себя кандидатом от ХДС/ХСС на пост канцлера. Однако выборы 1980 г. вновь принесли христианским демократам поражение, а вместе с ним – и крах личных амбиций Штрауса. Причем если ХСС сохранил свое положение в парламенте (10,6% голосов и 53 мандата), то ХДС получил лишь 34, 2% и 174 мандата.

Отличительной чертой внутриполитической ситуации в ФРГ в конце 70-х гг. оставалась активность так называемой «внепарламентской оппозиции». Все больший размах приобретало антивоенное движение, спровоцированное размещением в стране ядерного оружия. Серьезной оставалась угроза терроризма. Активизировались действия боевиков из РАФ и Б-2. В 1974 г. возникла первая праворадикальная террористическая организация «Военно-спортивная группа Гофмана», а в 1979 г. – феминистская террористическая группа «Революционные ячейки», объявившая своей целью борьбу с господством мужчин над женщинами.

Быстро укреплялось западногерманское движение «зеленых». Первая партия такого толка была учреждена в Нижней Саксонии в мае 1977 г. В 1978–1979 гг. партии «зеленых» были созданы в Баварии, Бремене, Гамбурге, Ба-ден-Вюртемберге и Гессене. В июне 1979 г. западногерманские «зеленые» сформировали союз «Особое политическое объединение – зеленые» и выставили единых кандидатов на выборах в Европейский парламент (получив поддержку 3,2% избирателей). В январе 1980 г. в Карлсруэ состоялся учредительный съезд федеральной партии «зеленых». Целью ее было объявлено преодоление общественных условий, при которых ориентация на экономический рост имеет преимущество перед экологическими, социальными и демократическими потребностями жизни человечества. Критикуя «экономику прибылей» и «индустриальное общество», «зеленые» выступили за децентрализацию производства, внедрение самоуправления на предприятиях, обеспечение полной занятости, равноправия мужчин и женщин, немцев и иностранцев, живущих в ФРГ, демократизацию системы образования. Особый упор делается на необходимость решения экологических проблем. Включаясь в парламентскую борьбу, «зеленые» добивались демократизации государственного аппарата и расширения прав местного самоуправления. Важнейшим принципом деятельности партии стал отказ от насилия. «Зеленые» выступили и против применения силы в международных отношениях, за ликвидацию военных блоков, против гонки ядерных вооружений. В 1980 г. «зеленые» впервые приняли участие в парламентских выборах, но первоначально добились скромных результатов и даже оказалась на грани раскола. В октябре 1980 г. от партии откололась правая группировка Г. Груля.

Политическая обстановка благоприятствовала сохранению социал-либеральной коалиции. Однако в 1980–1982 гг. положение правительства стало быстро ухудшаться. Начался новый циклический кризис перепроизводства, поразивший экономику всех ведущих стран Запада. В ФРГ его масштабы были даже большими, нежели в 1974–1975 гг. Существенно увеличилась безработица, превысив 9% работающих по найму (2,5 млн человек). В два раза вырос дефицит бюджета. Впервые в послевоенный период в Западной Германии прошла волна банкротств промышленных и финансовых кампаний. Попытки правительства использовать жесткие антикризисные меры спровоцировали дальнейший раскол в коалиции и прежде всего в рядах СвДП. Многие социал-демократы и левые группировки в СвДП были недовольны сворачиванием государственной системы социального обеспечения и переходом правительства к монетарной политике. Правое крыло СвДП, напротив, поддерживало подобную политику, но считало, что ответственность за ее проведение должна взять коалиция свободных демократов и блока ХДС/ХСС.

Состоявшийся в апреле 1982 г. съезд СДПГ продемонстрировал, что Шмидт утратил консолидированную поддержку своей партии. Левое большинство делегатов съезда требовало проведения широких программ по увеличению занятости, наращивания государственных промышленных инвестиций, сокращения налоговых льгот предпринимателям. Развязка наступила в июле 1982 г. при обсуждении бюджета на следующий год. «Экономическая» группировка СвДП выдвинула собственный проект антикризисной политики, предусматривавший сокращение всех расходных статей бюджета на 5–10%, сокращение срока выплаты пособий по безработице, уменьшение доли государственного финансирования пенсионных фондов, отказ от регулирования уровня квартплаты, частичный переход от стипендий к кредитам на обучение. Поскольку руководство СДПГ заняло негативную позицию по отношению к этому проекту, правительство оказалось парализовано. Попытки Шмидта найти компромиссный вариант не увенчались успехом. 17 сентября 1982 г. СвДП объявила о разрыве коалиции с социал-демократами, а 1 октября поддержала при голосовании в парламенте конструктивный вотум недоверия Шмидту. Новым канцлером стал лидер ХДМ Гельмут Коль.

5. Социалистическое строительство в ГДР

Конституция Германской Демократической Республики была утверждена ННК в мае 1949 г. и вступила в действие 7 октября 1949 г. после образования временной Народной палаты. 10 октября СВАГ была преобразована в Советскую контрольную комиссию (СКК). 11 октября В. Пик был избран президентом республики, а 12 октября Народная палата утвердила правительство ГДР во главе с О. Гротеволем. 15 октября 1949 г. были установлены дипломатические отношениях между ГДР и СССР.

Конституция 1949 г. провозгласила создание в Восточной Германии «государства диктатуры пролетариата», но вместе с тем включила такие конституционные принципы, как народовластие, демократическая организация государства, его антифашистский характер. Конституция формально закрепляла демократические права и свободы, в том числе свободу слова, собраний, печати, обязанность государства по защите брака и семьи, прав национальных меньшинств. Признавалось и право собственности с возможностью его ограничения во имя общественных интересов.

В ГДР сохранилась многопартийная система, но она приобрела специфический характер. Все легальные партии (СЕПГ, Национально-демократическая партия, Крестьянская Демократическая партия, ЛДПГ, ХДС) были объединены в Национальный фронт. Для проведения выборов в Народную палату составлялся единый список всех партий Национального фронта, где представительство определялось заранее по определенным квотам (117 депутатских мест для. СЕПГ, 52 – для других партий). Итог выборов оказывался предопределен. По официальной статистике, явка избирателей, как правило, была почти стопроцентной, равно как и поддержка единого списка.

Избираемая в ходе прямых всеобщих выборов Народная палата являлась по конституции 1949 г. верховным государственным органом. Первоначально, на основе пропорционального представительства земель была сформирована и верхняя палата парламента – Палата земель. Но после административной реформы 1952 г., упразднившей прежнее деление территории Восточной Германии на пять земель, ее существование стало излишним. В 1958 г. Палата земель была окончательно упразднена, и парламент ГДР стал однопалатным. Был отменен в 1960 г. и пост президента. С 1949 г. до своей смерти в 1960 г. его занимал В. Пик. Впоследствии был образован особый орган, выполняющий функции главы государства на коллегиальной основе, – Государственный совет. Исполнительная власть принадлежала правительству – Совету министров, который так же, как и Государственный совет, избирался Народным собранием.

Рубежное значение для становления восточногерманского режима имел III съезд СЕПГ, состоявшийся в июле 1950 г. На нем Генеральным секретарем ЦК СЕПГ был избран В. Ульбрихт. Началось копирование политического и экономического опыта СССР, превращение СЕПГ в «партию нового типа», распространение партийного контроля на все стороны общественной жизни. Характерно, что именно партийный съезд подвел в 1950 г. итоги выполнения двухлетнего плана восстановления народного хозяйства и сформулировал задачу первого пятилетнего плана развития. В СЕПГ насаждались нормы политической жизни, свойственные ВКП (б), началась активная пропагандистская война против «шпионов и агентов» мирового империализма, троцкизма и титойзма. В том же 1950 г. было создано всесильное министерство государственной безопасности ГДР (ЗЬааСззкЬегЬеН:, «ЗглазЬ – Государственная безопасность, «Штази»).

С момента своего образования ГДР заняла привилегированное положение в рамках советского блока. Это было связано с негласным духом соревновательности во взаимоотношениях между двумя немецкими государствами. Успехи ГДР рассматривались как прямое доказательство преимуществ социалистического строя. Для поддержки проводимых в ГДР преобразований советское правительство в 1950 г. сократило вдвое размеры репарационных платежей, постоянно наращивало объемы поставок сырья и техники. В государственный сектор ГДР были переданы многие советские акционерные предприятия, созданные в первые послевоенные годы. Конференция восьми стран Восточной Европы, прошедшая в октябре 1950 г. в Праге, впервые заявила о возможности «участия Германии в объединенных вооруженных силах».

В 1952 г. в ГДР официально было объявлено о начале строительства основ социалистического строя. Это стало сигналом для осуществления широкой административной реформы, в ходе которой значительно усилилась степень централизации государственного управления. Проводилась политическая чистка кадрового состава полиции. Началось форсированное кооперирование деревни, широкое огосударствление промышленности. Однако успехи, достигнутые в восстановлении индустриального потенциала страны, нивелировались огромными социальными издержками. Уровень жизни населения оставался чрезвычайно низким. Ограничения индивидуальной предпринимательской инициативы, увеличение норм выработки для рабочих, повышение налогов, преследование духовенства и другие типичные для «построения основ социализма» процессы воспринимались исключительно болезненно.

Смерть Сталина позволила руководству ГДР попытаться внести коррективы в свою политику. 10 июня 1953 г. ЦК СЕПГ опубликовал решение о начале «нового курса» по исправлению «допущенных ошибок». Последовали меры по смягчению налоговой политики в отношении крестьян и ремесленников. Но это спровоцировало 16 июня выступления берлинских рабочих, требующих отмены повышенных трудовых норм. 17 июня волнения охватили многие города Восточной Германии. Лейтмотивом этого стихийного движения было выражение недовольства политикой СЕПГ, низким уровнем жизни, присутствием на территории страны советских войск. Для подавления этих выступлений использовались советские танковые части. Количество жертв составило от 25 до 300 человек.

События 17 июня заставили руководство СЕПГ внести коррективы в ход реформ. Используя кредиты и материальную помощь СССР удалось снизить цены на розничные товары и повысить заработную плату рабочим и служащим. Увеличились инвестиции в легкую промышленность и жилищное строительство. Более последовательно проводился принцип добровольного вступления в сельскохозяйственные кооперативы. Произошел заметный «откат» в отношении мелкотоварного частного производства. Более 3 тыс. конфискованных частных магазинов было возвращено их владельцам. Впоследствии в ГДР так и не произошло тотального огосударствления экономической системы, хотя приоритет общенародной собственности и плановости развития народного хозяйства сомнениям не подвергался. Политическим же следствием кризиса 1953 г. стало усиление позиций ортодоксального крыла СЕПГ. Отказавшись от радикального курса в социально-экономической сфере, группировка Ульбрихта использовала сложившуюся ситуацию для дискредитации реформаторского крыла партии.

Руководство ГДР заняло весьма жесткую позицию и по вопросу об урегулировании общегерманской проблемы (на Западе эта политика получила название «доктрины Ульбрихта»). В день подписания Общего договора (26 мая 1954 г.) правительство ГДР объявило о решении создать «запретную зону» на всем протяжении границы с ФРГ. Она приобрела вид укрепленного района с колючей проволокой, постами, патрулями и т.д. Срыв переговоров между СССР и западными странами по германской проблеме в 1953–1955 г. способствовал окончательной интеграции ГДР в советский блок. В 1954 г. СССР отказался от получения оставшейся части репараций и передал ГДР находившиеся в его собственности восточногерманские промышленные предприятия. ГДР были предоставлены дополнительные кредиты на реализацию экономических программ и сокращены ее выплаты на содержание советского военного контингента. В марте 1954 г. между СССР и ГДР было заключено соглашение о предоставлении ГДР полного государственного суверенитета. СССР сохранил лишь обязательства по контролю над безопасностью и внешней политикой ГДР, предусмотренные соглашениями четырех держав. В 1955 г. ГДР стала членом ОВД.

С конца 50-х гг. политическая ситуация вокруг ГДР вновь обострилась. 10 ноября 1958 г. в речи на митинге советско-польской дружбы Хрущев высказался относительно целесообразности отказа от «остатков оккупационного режима в Берлине». В нотах правительствам США, Великобритании и Франции, а также ГДР и ФРГ от 27 ноября было выдвинуто предложение о превращении Западного Берлина в «демилитаризованный вольный город». СССР объявил о намерении пересмотреть порядок транспортного сообщения между Западным Берлином и ФРГ. В январе 1959 г. советское правительство выступило и с требованиями ускорить разработку мирного договора с Германией, что требовало окончательного решения вопроса о статусе обоих германских государств и Западного Берлина. Женевское совещание министров иностранных дел четырех держав по этому вопросу завершилось безрезультатно. После инцидента с американским У-2, срыва Парижского совещания в верхах и неудачных переговоров Хрущева и нового американского президента Кеннеди в июне 1961 г. ситуация вокруг ГДР стала взрывоопасной.

С лета 1961 г. из ГДР начался массовый исход населения через открытую границу в Берлине. Если в 1959 г. ГДР покинули 144 тыс. человек, в 1960 г. – 203 тыс., то только в июле 1961 г. в ФРГ бежали 30 тыс., а за две первые недели августа – 48 тыс. человек. В ночь с 13 на 14 августа 1961 г. произошло возведение стены между восточными и западными секторами Берлина. Эти меры правительство ГДР объяснило необходимостью укрепления государственной границы и пресечения действий «западных агентов». Берлинская стена стала символом «железного занавеса», разделившего Европу на два противоборствующих лагеря.

В 60-х гг. развитие ГДР было схоже с процессами, происходившими в Венгрии и Чехословакии. В 1963 г. VI съезд СЕПГ принял программу партии, где объявлялось о начале этапа социалистического развития ГДР, ставились задачи повышения производительности труда и эффективности народно-хозяйственного комплекса, установления «социалистических отношений» между гражданами, восстановление национального единства Германии. С 1963 г. началось осуществление экономической реформы, призванной создать модель «социалистического рынка». Сокращались государственные дотации на промышленную продукцию. Народные предприятия переводились на хозрасчет, повышалась их производственная самостоятельность. ГДР достигла высоких темпов развития и превратилась в одно из лидирующих государств социалистического содружества.

Поддерживая новые идеологические веяния в СССР, Ульбрихт начал рассматривать социализм как «относительно самостоятельную формацию» в отличие от классического марксистско-ленинского определения его как переходного этапа к коммунистическому обществу. На этом основании руководство ГДР пыталось обосновать изменение статуса своей страны в рамках «социалистического содружества». Высказывалось мнение о необходимости отказаться от излишнего политического и идеологического диктата со стороны СССР, который оправдан лишь в отношении стран, находящихся на начальной стадии социалистического развития. Именно такой смысл был вложен в решение VII съезда СЕПГ 1967 г. о переходе к этапу построения «развитой общественной системы социализма». Новая конституция, принятая в 1968 г., объявила ГДР «социалистическим государством немецкой нации». Сохранив прежнее государственное устройство, конституция 1968 г. более четко закрепила роль СЕПГ. Ульбрихт и его единомышленники считали, что партия должна являться руководящей идейно-политической силой, но административное управление может быть сосредоточено под эгидой Государственного совета. В руководстве самой СЕПГ в этот период значительно уменьшилось влияние аппаратных работников и увеличилось представительство технократов, профессиональных экономистов. Вместе с тем, ни о какой радикальной политической реформе речь не шла. Показательным стало отношение руководства ГДР к событиям «пражской весны» 1968 г. Ульбрихт поддержал самые жесткие шаги стран ОВД в отношении Чехословакии, а восточногерманский контингент принял участие в военной операции.

Весной 1971 г. Ульбрихт был освобожден «по собственной просьбе» с поста Первого секретаря ЦК СЕПГ, став почетным председателем партии. Новое руководство ГДР во главе с Эрихом Хонеккером отказалось от любого фрондерства в отношении СССР. Был взят курс на ужесточение идеологического контроля над обществом при сохранении активной экономической и социальной политики. Укрепляя единство в рядах СЕПГ и усиливая давления на некоммунистические партии, расширяя полномочия службы госбезопасности, Хонеккер пытался добиться социального спокойствия в обществе и за счет повышения уровня жизни. В 70-х гг. в ГДР периодически происходило повышение заработной платы и увеличение пенсионных выплат при сохранении стабильных цен, осуществлялось форсированное жилищное строительство. Несмотря на неблагоприятную мировую экономическую конъюнктуру, национальный доход в первой половине 70-х гг. вырос на треть.

Режим Хонеккера существенно изменил отношение к общегерманскому вопросу. В 1971–1972 гг. был осуществлен прорыв в отношениях двух германских государств и решении проблемы Западного Берлина. Но поддержав эти новации, Хонеккер впоследствии взял курс на «обособление». Официально была принята концепция социалистической немецкой нации. Из новой редакции Конституции ГДР (1974 г.) было изъято упоминание о восстановлении единства Германии как цели государственной политики. Взамен было внесено положение о том, что ГДР – «неотъемлемая часть социалистического содружества», а союзнические отношения с СССР «вечны и нерушимы». Прошла широкая кампания по устранению из названий учреждений и организаций слов «Германия» и «германский». Осуществлялась массированная пропаганда социалистического образа жизни, в том числе за счет создания знаменитой восточногерманской «спортивной машины». Были ограничены контакты населения двух германских государств. На границе с ФРГ участились случаи расстрела перебежчиков. Членам СЕПГ запрещалось поддерживать неофициальные «западные связи». Граждане ФРГ и Западного Берлина, посещавшие родственников в ГДР, были обязаны обменивать по невыгодному для них курсу определенное количество дойчмарок пропорционально длительности пребывания. Впрочем, политика «обособления» не помешала восточногерманскому руководству продолжать «торговлю заключенными»: за выкуп освобождались и отправлялись в ФРГ лица, осужденные в ГДР за «государственные преступления». Практика эта началась еще в 60-е гг. по инициативе ФРГ, но именно в период правления Хонеккера приобрела особо широкий характер. Всего в 1964–1989 гг. таким образом были «проданы» 33 тысячи человек по средней «цене» 95 847 дойчмарок.


Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.