рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Формирование белорусской государственности (1917-1921 гг.)

В помещичьих кругах вынашивались планы превратить корпус в базу для создания мощной военной силы путем вербовки добровольцев в целях захвата Белоруссии и последующего присоединения ее к Польскому государству.

В первые дни революции И.Довбор-Мусницкий, угрожая применением оружия, пытался помешать смешению с поста главнокомандующего армиями Западного фронта генерала Балуева. На дислоцируемой территории командование корпуса противодействовало проведению в жизнь советских законов, разгоняла Советы и ревкомы, силой оружия подавляла попытки земельных комитетов взять на учет и произвести опись имущества имений, отнимало фураж и продовольствие у крестьян. Довбар-Мусницкий игнорировал приказы и распоряжения, исходившие от Революционной ставки. В ответ на ее требования о демократизации корпуса в “духе Русской армии”, беспрекословного подчинения командованию фронта, 12 января 1918 г. Довбор-Мунсницкий “объявил” о состоянии войны с Советской Россией. По сути это было заявление о начале мятежа, который следует рассматривать в тесной связи с политической обстановкой в стране в то время. Мятеж перекликался с восстаниями, поднятыми Красновым и Дутовым на Дону и на Урале, действиями Центральной украинской рады. Мятеж легионеров вызвал активизацию белорусских организаций, пытавшихся найти взаимопонимание с украинскими и польскими противниками Советской власти.

“Объявив войну”, командование легионеров предприняло меры к захвату Рогачева и Бобруйска. Для борьбы с мятежным корпусом областной Исполком организовал специальный штаб. Ликвидация мятежа шла успешно. От окончательного разгрома корпус спасло немецкое наступление, начавшееся 18 февраля 1918 г.

На выборах в Учредительное собрание в Белоруссии на первое место вышли большевики. Немалое значение имело влияние солдат на крестьянские массы и население городов. Солдат-фронтовик был, как отмечал В.Кнорин, основным большевистским агитатором в белорусской деревне. Фронтовые большевистские организации, насчитывавшие в своих рядах десятки тысяч членов партии и сочувствующих, выделили сотни агитаторов для агитационной работы в деревне.

На Западном фронте большевики получили 66,7 % - от общего числа голосов, в то время, как эсеры - только 18,7 %. По Минскому избирательному округу за большевиков отдали свои голоса 579087 избирателей. По Витебскому избирательному округу большевики получили две трети всех поданных голосов. В Гомеле большевики набрали 30 % голосов. Эсеры оказались на третьем месте и получили всего 14 % голосов. Сокрушительное поражение потерпели национально-демократические партии.

Выражением растущего недоверия народа к избранному Учредительному собранию были требования сходов, митингов, съездов о лишении депутатских полномочий представителей контрреволюционных партий, а также требование о безоговорочном признании Учредительным собранием декретов о мире, земле, рабочем контроле, национализации банков и других актов верховных органов Советской власти. “Учредительное собрание мы признаем лишь постольку, поскольку народ возлагает на него надежды и только до тех пор, пока оно-эти надежды осуществляет”, -говорилось в резолюции третьего Чрезвычайного съезда III армии Западного фронта, состоявшегося в начале декабря 1917 года. В наказе делегатам Ш Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, принятом конференцией представителей Советов Западной области 4 января 1918 г. об Учредительном собрании говорится следующее: “Если по каким-либо вопросам Учредительное собрание разойдется с волей Советов и отступит от классовой политики рабочих и крестьян, то оно должно быть распущено”. Так оно и случилось в январе 1918г.1

3.  Революция и национальный вопрос

белорусская государственность октябрьская революция

Начатое новой властью радикальное общественное переустройство затронуло и сферу национальных отношений. Свои установки по национальному вопросу большевики воплотили уже в первых государственных актах-решениях II и III Всероссийских съездов Советов, в Декларации прав народов России, Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и других документах. Эти акты, ставившие своей целью объединение и сплочение народов бывшей царской империи на принципиально новой основе, призваны были законодательно закрепить основополагающие принципы национальных отношений, равенство и суверенность народов России, право наций на самоопределение, отмену национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, пролетарский интернационализм. Считали, что только на этой демократической основе и возможно было достижение атмосферы доверия, необходимой для сплочения трудящихся различных наций в целях утверждения нового общественного строя, сохранения территориальной целостности и государственного единства страны.

Ответственные политические решения, связанные с самоопределением народов и установлением юридических форм их взаимоотношений, предполагали всесторонний анализ исторической обстановки, условий политической борьбы, реалистическую оценку других моментов. Большевики исходили из того, что преобразования в национальной сфере должны быть подчинены целям укрепления диктатуры пролетариата в России, поднявшей знамя мировой социалистической революции. Декларированный принцип права наций на самоопределение вовсе не означал его немедленную автоматическую реализацию, о чем писали в прошлые времена обществоведы. Для этого нужны были время и условия.

Революция открыла перед белорусами перспективу создания своей национальной государственности на советской основе. Однако руководимые большевиками уездные, губернские съезды Советов и областные органы власти не ставили в практическом плане вопрос о создании белорусской государственности. Руководство Западной области считало, что возникшие в ходе революции областные административно-территориальные формы вполне отвечают требованию времени. В то же время позиция центра на этом этапе была динамичной и радикальной. Большевики не страшились распада империи на отдельные государства, твердо веря в силу классовой солидарности народов России и пролетарского интернационализма.

Провозглашение 12 (25) декабря 1917 г. Украинский Советской Республики, поставило вопрос о формах государственного союза народов России в практическую плоскость. Совнарком Российской Советской Республики рассматривался в качестве федерального правительства. Российская Советская Республика именовалась Российской Федерацией. Было заявлено, что Украинская Республика, трудящиеся Украины не отделяют себя от остальной Советской страны. I Всеукраинский съезд Советов постановил ввести в действие на территории Украинской Республики “все декреты и распоряжения рабоче-крестьянского правительства федерации, имеющие общее для всей федерации значение, - о земле, рабочем контроле над производством, о полной демократизации армии...”.

Таким образом, право на самоопределение рассматривалось в то же время и как право определения юридических форм союза с русским и другими народами России. Съезд поручил Центральному Исполнительному Комитету установить между правительством Российской республики и правительством Украины “полную согласованность целей и действий”. Это предполагало наряду с решением широкого круга вопросов межреспубликанских отношений определение конкретных юридических форм государственного союза. Ставилась вполне конкретная задача - развить и укрепить доверие между народами и, следовательно, сделать еще более тесным их единение. Советская власть, по мысли В.И.Ленина, стремились к созданию союза народов, “который не допускал бы никакого насилия одной нации над другой, - такого союза, который был бы основан на полнейшем доверии, на ясном сознании братского единства, на вполне добровольном согласии”.

Идея строительства единого многонационального государства на принципах федерализма нашла свое выражение уже в Обращении II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов к трудящимся. В этом документе, принятом съездом 25 октября (7 ноября) 1917г., говорилось не только о праве народов на свободное развитие, но и о том, что Советская власть “обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное права на самоопределение”. Обеспечение права - это создание условий, принятие необходимых организационных мер по его реализации.

В Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой ВЦИК 3(16) января 1918г. и утвержденной III Всероссийским съездом Советов, было заявлено: “Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик”. III Всероссийский съезд Советов, одобряя национальную политику Совета Народных Комиссаров, исходил из того, что в ходе общественных преобразований государственное развитие будет идти по пути превращения бывшей Российской империи “в братский союз свободно соединившихся на федеративных началах Советских Республик России”'. Решения III съезда Советов, законодательно определившего направление развития форм государственного устройства, официально положили начало становлению советской федерации.

В документах III Всероссийского съезда Советов довольно определенно вырисовываются организационные контуры федерации как единого государства с общими законодательными и исполнительными органами. Высший орган власти - Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет. Правительство “избирается и смещается, в целом и в частях”. Всероссийским съездом Советом или ВЦИК. Гражданская война, интервенция, отчаянная борьба с голодом и разрухой усложнили ход строительства союзного многонационального государства. Исключительная сложность обстановки обусловила и своеобразие процесса национально-государственного строительства, сказалась на становлении юридических форм союза республик.

Вскоре после III Всероссийского съезда Советов в соответствии с Декретом СНК от 31 января 1918 г. был создан Белорусский национальный комиссариат, который явился одним из первых национальных отделов, учрежденных при Комиссариате по делам национальностей. Он должен был содействовать национально-государственному и культурному строительству, пропагандировать идеи Советской власти. Представитель Белорусского национального комиссариата имел право присутствовать на заседаниях СНК, когда им рассматривались вопросы, затрагивающие интересы белорусского народа.

Историческое прошлое, особенности землевладения, характер промышленности и торговли, национальный состав населения, различные вероисповедания (православные, католики, иудеи), наконец черта еврейской оседлости - все это обусловило своеобразие и сложность национальных взаимоотношений в Белоруссии. Решение национального вопроса большевики неизменно связывали с процессом установления и утверждения Советской власти, с решением экономических и социальных проблем. Для белорусского крестьянства, решительно отвергшего буржуазное самоопределение еще не была близка тогда идея создания национальной государственности на советской основе. Как явствует из резолюций Крестьянских съездов Советов, документов собраний, митингов, сходов и т.д. создание самостоятельного государства в Белоруссии понималось как изоляция от России, что способно нанести вред единству братских народов, их историческим связям. Национальный вопрос рассматривался на всех губернских съездах Советов. Приветствуя свободу народов России, в том числе и белорусов, провозглашенное революцией право наций на самоопределение, ни один из съездов в ноябре 1917 г.- январе 1918 г. не высказался за самоопределение Белоруссии. Третий съезд крестьянских депутатов Минской и Виленской губернии (ноябрь 1917 г.) заявил, что “Беларусь есть нераздельное целое великой революционной России”.

В то же время, когда опыт еще был мал, многие советские руководители на местах с подозрением относились к самому принципу права наций на самоопределение. Рассматривая его буржуазной идеей, считали, что установление народной власти, переход власти к Советам и есть самоопределение, именно самоопределение трудового народа. Использование противниками Октябрьской революции лозунгов о национальной свободе, национальном суверенитете рассматривалось как аргумент в пользу того, что надо отказаться от “устаревшего”, “сеющего иллюзии” принципа.

Установление Советской власти, утверждали большевики, является главной, решающей предпосылкой освобождения народов России, в том числе и белорусов. На этой основе в стране развертывалось национально-государственное строительство. Предпринимаемые шаги в области национальной политики должны были свидетельствовать о том, что большевики не только провозгласили равноправие наций, но и осуществляют в этом направлении конкретные мероприятия.

На решение вопросов национальной политики не мог не оказывать влияние внешнеполитический фактор. На мирных советско-германских переговорах в Брест-Литовске, ставился вопрос о границах, а вместе с этим и вопрос о государственной принадлежности тех или иных национальных территорий, захваченных Германией в 1914-1917 гг.. Советская сторона неизменно исходила из того, что только сами народы вправе решать вопрос о своих границах, о формах государственной связи между собою. В сложившихся условиях выявление позиции Советов Белоруссии в этом плане было бы весьма актуальным. Это облегчало бы выполнение своих задач советской дипломатией на мирных переговорах. ЦК партии большевиков, Совнарком Российской Советской Республики считали желательным выражение на съездах и посредством других форм воли белорусских трудящихся относительно национального самоопределения. Но Советы Белоруссии не были готовы к этому ответственному акту.

Кайзеровская Германия выдавала себя за друга порабощенных ей же народов - польского, белорусского, литовского и других. Германия поддерживала политические силы, которые стремились к развалу Советского государства, к насаждению марионеточных, зависимых от германского империализма правительств.

Потеряв власть, противники Советской власти не сложили оружия. Принимались меры к объединению под одним знаменем различных политических группировок независимо от национальной принадлежности, предпринимались попытки организовать белорусские войска и т.д. Солдатам-белорусам внушали, что край захватывает польский корпус Довбор-Мусницкого и поэтому нужна армия для защиты национальных интересов. Белорусская рада добилась разрешения на формирование белорусского полка, о чем 24 ноября 1917 г. начальник штаба верховного главнокомандующего генерал М.Д.Бонч-Бруевич издал соответствующий приказ. Командующий Западным фронтом утвердил состав Белорусского войскового комитета, избранного на фронтовом съезде. Но дальше дело не пошло.

В Белоруссии и за ее пределами было два разных по политическому весу и влиянию на массы центра, которые в одинаковой степени претендовали на выражение чаяний белорусского народа. Это Великая белорусская рада и Белорусский областной комитет при ВЦИК Советов крестьянских депутатов. В марте 1917 г. на “съезде белорусских общественных деятелей” был учрежден так называемый Белорусский национальный комитет (БНК) во главе с крупным помещиком Р.Скирмунтом. Комитет был призван объединить деятельность разных организаций на общей платформе борьбы за автономию Белоруссии “в составе демократической России”. Из 18 членов БНК 10 были представителями Белорусской социалистической громады.

Через несколько месяцев под влиянием нараставшей политической борьбы и происходящей в ходе ее поляризации политических сил на “втором национальном съезде” в Минске 8-10 июля 1917 г. была создана Центральная рада белорусских организаций, претендовавшая на роль руководящего органа белорусского национального движения. Представители Белорусской социалистической громады заняли руководящее положение в Исполкоме Центральной рады белорусских организаций. В исполком вошли П.Бодунова, О.Дыло, Д.Жилунович, Ф.Шантырь, Р.Островский и др. Р.Скирмунту пришлось уступить лидерство громадовцам. В октябре 1917 г. в результате новой реорганизации образуется Великая белорусская рада. К этому времени появилась также Белорусская центральная войсковая рада. Все белорусские организации, союзы, партии по сведениям тогдашней печати якобы насчитывали около 25000 членов.

Громадовцы претендовали на руководство белорусским крестьянством. Но у них был конкурент - российская партия эсеров, которая именно себя считала единственным и самым истинным выразителем интересов деревни. Столкновения громадовцев и эсеров на крестьянских съездах оканчивались полным поражением громадовцев. Эсеры не принимали программного пункта белорусской громады о создании автономии Белоруссии в составе демократической России. Так первый крестьянский съезд Минской и Виленской губерний (апрель 1917 г.), обсуждая вопрос о политических судьбах Белорусского края, решительно осудил идею “политической автономии Белоруссии, проповедываемую так называемым Белорусским национальным Комитетом, как несоответствующую интересам трудящихся классов белорусского народа”. Съезд считал, что “областное самоуправление, охватывающее губернии Белорусского края в пределах демократической республиканской России, является наилучшим с точки зрения интересов крестьянства разрешением вопроса общественно-политической жизни края”. Свой провал громадовцы объясняли тем, что белорусские крестьяне из-за своей отсталости, слабого национального самосознания не созрели до понимания “общенациональных задач”.

Летом 1917 г. Белорусская социалистическая громада раскололась на левых и правых. Левые позиции занимала ее Петроградская организация, насчитывавшая около 1 тыс. членов. Раскол БСГ означал на деле постепенную выкристализацию из нее революционно-демократических элементов, которым были близки интересы крестьянства, городской бедноты, демократической интеллигенции и которые все более осознавали необходимость сплочения трудящихся различных наций России против общих “классовых врагов” независимо от национальной принадлежности.

Дальнейшим и более глубоким проявлениям расслоения в белорусском национальном движении было образование в Петрограде на основе Нарвской районной организации БСГ Белорусской социал-демократической партии. Это были белорусы, работавшие на Путиловском и Артиллерийском заводах, фабрике “треугольник” и других предприятиях Петрограда. Откололись от БСГ и ее Гельсинфорская организация, членами которой были главным образом моряки Балтфлота. В Комитет партии входили А.Червяков, А.Устилович, ИЛагун, Сосна и др. Белорусская социал-демократическая партия стала на сторону большевиков.

Одновременно в Петрограде возникла организация, которая претендовала на политическое руководство в Белоруссии - Белорусский областной комитет. Он состоял из делегатов белорусских губерний на Всероссийских крестьянских съездах, а также из представителей войсковых комитетов фронтов и флотов, губернских и других Советов. В БОК входили Е.С.Канчер (председатель), М.В.Гольман (товарищ председателя), Ф.А.Коротковеч (товарищ председателя), А.Я.Кюссе - Тюз (секретарь), Л.С.Колядко, В.С.Селиванов, Д.М.Соболевский. Комитет, состоявший из эсеров, все же не был единым в своих политических ориентациях. Левые эсеры склонны были сотрудничать с Советской властью, признавали закономерность Октябрьской революции. Другие испытывали колебания.

Политическая платформа БОК довольно определенно была выражена в его декларации на II Всероссийском съезде Крестьянских депутатов (26 ноября-10 декабря 1917 г.). Главная мысль документа: в стране царит атмосфера общего развала и как следствие всего этого утрачена вера в разумное разрешение проблемы создания центральной власти. Поэтому остается одно - надеяться на себя. Каждый народ борется за свои интересы. В сложившихся условиях белорусы не должны сидеть сложа руки, иначе более сильные соседи воспользуются этой пассивностью и интересам народа будет нанесен непоправимый ущерб. Несколько позже, в своей другой декларации, развивая прежние идеи, БОК заявил, что не видно “руководящей идеи”, которая бы безболезненно прекратила кровопролитие внутри государства и сохранила целостность Российской республики, которая стоит перед фактом национально-территориального дробления. Декларация отрицала возможность существования социализма. Залог спасения Росси - “в проявлении национального чувства народов, в их территориально-национальном самоопределении”. Поэтому ближайшие конкретные меры в Белоруссии должны были быть направлены на то, чтобы создать “Краевую власть и общественно-политический уклад, отвечающий интересам белорусских трудовых масс”.

Вопрос о создании краевой власти Комитетом ставился тогда, когда такая власть уже была создана и функционировала в лице Исполкома Советов Западной области и Совнаркома области. Белорусский областной комитет получил разрешение наркома по делам национальностей на созыв Белорусского съезда крестьянских депутатов. Представители БОК заявили, что комитет признает власть Совета народных комиссаров в Петрограде. Комитет обещал сотрудничать с советскими органами в Минске, чтобы совместно решать назревшие вопросы краевой власти, отношение белорусов к национальному самоопределению.

Газета “Известия” (6 декабря 1917 г.) сообщила о содержании договоренности между БОК и Наркомнацем. Совнарком рассмотрел вопрос об оказании финансовой помощи БОК. Комитету была дана возможность пользоваться телеграфом и радио. Совнарком дал также согласие на то, чтобы члены БОК Ф. Короткевич и В. Селиванов представляли комитет в сношениях с центральной властью. Уполномоченные комитета домогались посылки представителей БОК на русско-немецкие мирные переговоры в Брест-Литовск. Но в этом ему было решительно отказано.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.