рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Древнее иудейское право

Важными источниками иудейского права являются религиозные традиции и обычаи, Они сложились в течение многих столетий существования иудейского права и продолжают оказывать на него, а вместе с ним и на израильское светское право, значительное влияние и в настоящее время. Это традиции и обычаи, касающиеся религиозных праздников, бытовых и семейных отношений, публичной сферы жизни религиозного и светского сообществ, ритуальных жертвоприношений.

Свое влияние на жизнь иудейского общества и государства они оказывают как непосредственно, выступая в качестве регулятора общественных отношении, так и опосредованно, оказывая воздействие на них через соответствующие нормы светского права.

Последнее проявляется не только и традиционной дли иудейского религиозного права сфере приложении - сфере регулятивного воздействия семейного права, но и в сферах общественных отношений, опосредуемых нормами других отраслей нрава.

В качестве одного из примеров можно сослаться на несомненное воздействие иудейских традиций и обычаев на институт права собственности на землю в современном Израиле. Согласно Закону о земле (1969) право собственности на землю в этом государстве ограничивается не только такими свойственными законодательству других стран принципами, как непричинение вреда или недопущение разрушения имущества, принадлежащего другим собственникам (Разд. 14 Закона о земле), но и таким, весьма своеобразным принципом, как «принцип благопристойности», или «приличия» в процессе реализации данного права.

Данный принцип, с одной стороны; ограничивает право собственности на землю, а с другой - выделяет его и подчеркивает особый характер. Анализируя его, можно с полной уверенностью сказать, что в процессе разработки и принятия законодательства - о земле в значительной мере сказалось влияние старых иудейских традиций и обычаев, радикально ограничивавших и даже запрещавших куплю-продажу земли, а также право частной собственности на землю.

«Землю не должно продавать навсегда - назидательно говорит Бог иудеям, - ибо Моя земля», а вы являетесь «пришельцами и поселенцами у Меня». По всей земле «владения вашего дозволяйте выкуп земли». При этом устанавливаются в отношении каждого иудея следующие правила: а) если «брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его»; б) если же «некому за него выкупить, то сам он будет иметь достаток и найдет сколько нужно на выкуп»; в) в этом случае «пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит во владение гное»; и г) если же «не найдет рука его, сколько нужно возвратить, ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит но владение свое».

Любая купля-продажа земли юридически рассматривалась как временная сделка. Фактически она заменялась арендой, договор о заключении которой оставался в силе лишь до очередного юбилейного года, отмечавшегося иудеями каждые пятьдесят лет. Ибо если до наступления юбилейного года выкуп земли бывшим ее собственником оказывался невозможным, то в год юбилея она полностью возвращалась ему, причем без всякого выкупа.

Данное правило, наряду со всеобщим правом выкупа земли и ограничением ее продажи лишь в пределах определенного срока («известного числа лет жатв»), было направлено на предотвращение полного отчуждения земельных участков от их обедневших владельцев, на предотвращение их полного обезземеливания и еще большего обеднения. Иными словами, право собственности на землю, как и различные формы распоряжения ею преследовали не только и даже не столько сугубо коммерческие цели, выряжаясь современным языком, сколько общесоциальные и общегосударственные цели. Помимо всего прочего, это проявлялось в том, что под всякую сделку с землей, включая ее куплю-продажу, подводилась не только коммерческая, прагматическая, но и нравственная основа.

Данные и иные им подобные принципы, трансформировавшиеся по мере развития иудейского общества и традиции и обычаи, оказали определенное влияние не только ни эволюцию иудейского религиозного права, но и на процесс становления и развития в Израиле современного светского права.

Среди источников иудейского права особую значимость имеет такой, необычный для других правовых систем источник, как «наследие». В израильской научной литературе этот источник именуется также «культурным наследием» в широком смысле, «религиозным наследием» или же «иудейским правовым наследием».

Однако независимо от названия в понятие «наследие» как источника иудейского права в целом вкладывается один и тот же смысл.

О естественном характере права на возвращение евреев па свою историческую Родину, а также о том, что это право исторически заложено в самом «наследии» многократно повторялось вслед за Библией и в других, самых разнообразных источниках. В 50-е годы XX в. оно широко использовалось как важнейший аргумент в пользу разработки и принятия соответствующего законодательства.

Так, обосновывая необходимость принятия Закона о возвращении евреев, тогдашний премьер-министр Израиля Д. Бэн Гури-

он подчеркивал, в частности, что не государство «дарует это право

евреям, живущим за границей, на поселение в Израиле», а как раз

наоборот, «это право само создает условия для строительства израильского государства». Источник права на возвращение евреев,

отмечает автор, следует искать «в исторических и никогда не прерывавшихся связях еврейского народа с его Родиной. Возникновение у евреев права на возвращение на свою историческую Родину по времени «предшествовало возникновению государства».

Говоря о «наследии» как об источнике иудейского религиозного права, следует обратить внимание также на то, что оно в отдельных случаях может выступать одновременно и в качестве источника израильского светского права, По отношению к другим источникам израильского нрава, как свидетельствует теория и практика, «наследие» выполняет далеко не главную роль. Но тем не менее оно в практическом плане как источник права время от времени весьма активно проявляется и к тому же отдельных случаях даже законодательно закрепляется.

Одним из древнейших источников иудейского права является доктрина. Она понимается в самом широком смысле, а именно—и как писания богословов, и - как мнения различных иудейских академических школ, и как раввинские идеи и взгляды относительно понимания и толкования различных библейских положений и текстов.

На ранних стадиях развития иудейского права доктрина играла решающую роль. Поэтому, как не без оснований утверждает проф. 3. Фальк, изучая иудейское право с момента его зарождения, мы должны обращать внимание прежде всего именно на «литературные источники», в которых содержатся различные идеи, положения и взгляды, оказавшие на него доминирующее влияние. В этот период, констатирует автор, «ни государство, ни другие социальные структуры не играли решающей роли п процессе формирования норм иудейского права и институтов, Эту роль выполняли «труды ученых-богословов, которые зачастую осуществляли функции и законодателей и правоприменителей».

По мере развития иудейского права важность доктрины как источника права значительно уменьшилась. Она была вытеснена более прагматичными толкованиями раввинов и их судов. Однако тем не менее доктрина как источник иудейского религиозного права в настоящее время сохраняется, и вместе с доктринами израильского светского права (такими, например, как доктрина «благоразумия») она продолжает играть определенную правообразующую, правоприменительную и правоохранительную роль.


ГЛАВА III. Взаимосвязь и взаимодействие иудейского религиозного права и его источников с современным израильским правом и его источниками

Подобно тому, как взаимосвязь и взаимодействие национальных правовых систем с неизбежностью влечет за собой взаимовлияние их источников, так и внутринационального израильского права одна его составная часть - религиозное иудейское право и его источники оказывает постоянное влияние на вторую его составную часть - светское сионистское право и его источники и наоборот.

Говоря о проблемах определении основных путей и форм взаимосвязи и взаимодействия иудейского религиозного права и его источников с израильским светским правом и его источниками, многие авторы не без оснований акцентируют внимание пи двух следующих обстоятельствах.

Во-первых, на том, что взаимосвязь и взаимодействие двух рассматриваемых правовых подсистем - это не только «чисто» юридический, но и социально-политический процесс. По мнению проф. Б.Лифшитца, его «нельзя понять только с точки зрения чистого права». А, во-вторых, на том, что это не односторонний, а двусторонний процесс. Иудейское религиозное право, как и иудейская религия в целом, оказывает в различных формах и разными путями значительное влияние на израильское светское право. В свою очередь, последнее оказывает обратное воздействие на первое, равно как и на иудейскую религию в целом.

Рассматривая вопрос о путях воздействия иудейского права на его источников на светское право, а вместе с тем на правовую систему Израиля в целом, следует выделить два основных пути - прямой и косвенный. Такое выделение довольно условно, поскольку в реальной действительности они зачастую переплетаются.

Прямое воздействие иудейского права проявляется в том, что оно создает, наряду со светскими (сионистскими) взглядами и доктринами, идеологическую основу современной правовой системы Израиля, религиозно-этический фундамент правотворческой, отчасти правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов.

Под сильным влиянием иудейских религиозных традиций и догм находится, в частности, законодательная деятельность парламента (Кнессета) Израиля. Исследователи отмечают, что религиозное влияние сказывается не только на традиционном семейном праве, но и на других отраслях права: уголовном, гражданском, административном, трудовом и др.

Больше того, влияние иудейского религиозного права в значительной мере сказалось также на становлении и развитии основного, фундаментального законодательства Израиля, в частности, а подготовке и принятии Декларации независимости.

Законодательную деятельность парламента Израиля, осуществляемую под непосредственным влиянием иудейских религиозных взглядов и доктрин, вполне логично и допустимо, как представляется, рассматривать в качестве одной из важнейших форм прямого воздействия иудейского права на светское и навею систему израильского права.

В качестве другой, не менее важной, формы можно рассматривать аналогичную, иудейско-правотворческую и правоприменительную деятельность Верховного суда Израиля и всех иных его гражданских (в смысле - нерелигиозных) судов.

Судебная система Израиля так же, как и деятельность высшего законодательного органа страны - Кнессета, находится под влиянием иудейских религиозных традиций и догм. Еврейский судья, отмечается в специальной литературе, «эмоционально связан узами и силон иудейского права" и придает ему особую, чисто «религиозную или же национальную значимость». Для него последняя является своего рода критерием, «мерой идентификации с иудейским правом», основой для выявления «интереса на длительную перспективу».

Следует заметить, что не все исследователи иудейского права в полной мере разделяют данное, по их мнению, слишком категоричное суждение. Его относят к разряду «довольно спорных и удивительных». Однако оно существует и имеет под собой, так же как и весь процесс воздействия иудейского религиозного права на светское право и на общую систему израильского права в целом, весьма прочную моральную, религиозную и социально-политическую основу. Это доказано самой жизнью и многократно подтверждено проводившимися по этому поводу и предмету исследованиями.

На вопрос - подвергается ли современное израильское право . воздействию со стороны иудейского права и должно ли оно «вбирать в себя - в свою систему принципов, концепций и норм, богатые традиции иудейского права", среди израильских юристов, политических деятелей, разделяющих разные взгляды и доктрины идеологов, практически нет радикально отличающихся друг от друга ответов. Все они положительны. Отличие при этом заключается лишь в разнообразной аргументации своих позиций представителями непохожих политических и социальных сил и различных взглядах на данный процесс.

Так, например, «светские сторонники традиционного иудейского права» связывают прямое воздействие иудейского религиозного права на современное израильское право с «национальным ренессансом». Право при этом рассматривается как "важнейшая составная часть национальной культуры, как проявление особого человеческого гения, гениальное творение и артикуляция народного духа ».

Разделяя идеи исторической школы права, сторонники данного подхода основываются на том, что наступление еврейского национального ренессанса с необходимостью предполагает, с одной стороны, возрождение древнееврейского языка, а с другой - неразрывно связанного с ним «традиционного иудейского - права». При этом в качестве идеальной модели взаимоотношения традиционного иудейского права с современным израильским правом рассматривается такая модель, при которой последним воспринимаются от первого лишь те «принципы и правила», которые соответствуют требованиям современного общества.

«Частичное и выборочное восприятие иудейского религиозного права» современным израильским правом следует рассматривать лишь как «промежуточную стадию» на пути полного возрождения традиционного иудейского права в Израиле.

Наряду с прямым воздействием - иудейского религиозного права и его источников на общую систему современного израильского права, свое влияние на него оно оказывает также и косвенным путем.

Речь при этом идет не об идеологической основе современного израильского права, создаваемой с помощью идей, традиций и канонов иудейского религиозного права, равно как и не о других сторонах и формах непосредственного интеллектуального и иного воздействия первого на второе. Имеется в виду влияние подсистемы иудейского религиозного права на светское право и па всю систему современного израильского права самим фактом своего существования и функционирования.

Факт существования и функционирования иудейского права в общей системе израильского права, равно как и факт существования и деятельности религиозных (раввинских) судов не только официально признается в современном Израиле, но и законодательно закрепляется.

Так, согласно Закону о юрисдикции раввинских судов, принятому парламентом Израиля в 1953 г., к исключительному ведению этих судебных органов отнесены вопросы, касающиеся браков и разводов евреев. Исходя из того, что раввинские суды могут применять только нормы религиозного права, следует заключить, что данная сфера общественных отношений опосредуется только нормами иудейского религиозного права.

Следует заметить, что исключительная юрисдикция иудейских религиозных судов на решение вопросов, касающихся браков и разводов, а вместе с ней и сфера «монопольного» регулирования данных общественных отношений с помощью норм религиозного права существовала и раньше. Больше того, она касалась не только иудейского суда, но и других религиозных судов и соответствующих религиозных норм. Каждое религиозное сообщество имело, как и в настоящее время, свои соответствующие суды и свое религиозное, чаще всего именуемое «персональным», т. е. принадлежащим каждому отдельному лицу, а не органу или сообществу, праву. Религиозные суды, равно как и соответствующие религиозные правовые массивы, были относительно обособлены от гражданских судов и светских правовых норм и имели определенную автономию.

После провозглашения независимости Израиля активность иудейских религиозных судов значительно возросла, а традиционная сфера непосредственного регулятивного воздействия иудейского религиозного права несколько расширилась.

Согласно действующему законодательству, точнее - статутному праву, принимаемому Кнессетом, сфера непосредственного регулятивного воздействия иудейского права стала распространяться, кроме бракосочетания и разводов, также на некоторые отношения, связанные с взысканием алиментов, с материальным содержанием детей и супругов, усыновлением и удочерением и др.

Такое расширение сферы непосредственного регулятивного воздействии иудейского религиозного права, а вместе с тем - и сферы деятельности раввинских судов означало, что последние, наряду со сноси традиционной исключительной юрисдикцией, приобрели также по некоторым вопросам, включая вопросы опеки и попечительства над детьми, наследования, имущественных отношений между супругами и др., часто общей с гражданскими судами юрисдикции.

Отмечая весьма сложный, а зачастую - внутренне противоречивый характер подобного «совместного» регулятивного воздействия религиозного и светского права фактически на одни и те же общественные отношения, израильские исследователи констатируют» что и случае возникновения споров в данной сфере отношений правовое разрешение их зачастую идет параллельно в религиозных и гражданских судах «как дополнение друг другу», а иногда имеет место полное их дублирование друг другом.

Существование иудейского, религиозного права с его источниками наряду со светским правом, совместное разрешение ими общезначимых проблем и возникающих между ними коллизий, несомненно, накладывает значительный отпечаток на каждую из этих подсистем общей системы израильского права - на их характер, содержание, пути и формы взаимосвязи и взаимодействия.

При этом, рассматривая различные пути и формы воздействия иудейского религиозного права на израильское светское право, не следует упускать из вида также пути и формы обратного воздействия светского права и соответствующих ему институтов на религиозное право и его институты.

Такое воздействие всегда существовало и существует с момента появления светского права и реализуется практически в тех же формах и через, те же каналы, которые используются в процессе активного влияния религиозного права на светское. Наиболее важными институтами, с помощью которых светское право воздействует па религиозное, являются высший законодательный орган Израиля - Кнессет и Верховный суд Израиля, а также - отчасти, другие израильские гражданские суды.

Несмотря на то, что в Израиле нет светского законодательства, опосредующего отношения, касающиеся браков и разводов, и все вопросы бракосочетания и развода евреев решаются исключительно на основе иудейского религиозного права и только раввинскими судами, законодатель, равно как и Верховный суд страны, будучи органами государства - суверена, не остаются в стороне от процессов развития и применения иудейского права. Это происходит вопреки сложившемуся традиционно-религиозному мнению о том, что «светский законодатель» не может ни отметить, ни изменить те или иные религиозные акты или отдельные нормы, поскольку не он их устанавливал и «не он является источником религиозного законодательства». Единственно, что он может сделать «в силу суверенности самого государства, так это «рекомендовать судам, в том числе и религиозным, воздерживаться от применения той или иной нормы».

Оказывая перманентное воздействие на религиозное право, - «светский законодатель» Израиля придерживается, вопреки традиционно-религиозному представлению, совсем иного мнения, а именно: развиваемому рядом израильских юристов положению о том, что нет никаких оснований для того, чтобы «светский законодатель» не мог в случае необходимости отменять или изменять религиозные нормы, ибо «в отсутствие конституции в стране светский законодатель является всемогущим органом».

В плане реализации данного положения израильским законодателем был принят целый ряд нормативных правовых актов, вносящих «коррективы» и дополнения в иудейское «процессуальное право». Среди них следует назвать, например, акты, касающиеся процедуры, деятельности религиозных судов, порядка их формирования и .функционирования, правил добывания и использования доказательств в суде, общей и исключительной юрисдикции религиозных судов, и др.

Наряду с этим, Кнессетом Израиля были приняты акты, вносящие существенные изменения и дополнения в иудейское «материальное право». В качестве примера можно сослаться на законодательство, «расширяющее границы гражданского права за счет иудейского религиозного права». В том числе на такие, как Закон о равноправии женщин, устанавливающий, вопреки существующим религиозным канонам и отдельным нормам, традиционно ставящим женщину в неравное положение с мужчиной, принцип равноправия ее в семейно-брачных отношениях; Закон о правоспособности и опекунстве, ставящий на первый план при разводах или решении вопросов усыновления или удочерения интересы детей; Закон об имущественных отношениях супругов, закрепляющий принцип «равноправия и сотрудничества» супругов при разрешении возникающих между ними имущественных споров; .и др.

Воздействие израильского светского права и его источников на иудейское религиозное право и его источники через судебную систему и в первую очередь через Верховный суд страны и Высокий суд справедливости проявляется в следующем.

Во-первых, Раввинат страны, а вместе с ним и раввинские суды «подпадают под юрисдикцию Высокого суда справедливости». Попытки религиозных кругов доказать обратное вызвали соответствующее решение Верховного суда Израиля о том, что «обладание высшей властью в делах, касающихся иудейского права и практики его применения», Раввинат страны тем не менее «остается субъектом юрисдикции Высокого суда справедливости».

К компетенции последнего относится, в частности, пересмотр (корректировка) решений Главного раввината страны, в которых содержатся противоречащие действующему законодательству «нормы административного права».

В рамках своей компетенции Высокий суд справедливости рассматривает также апелляции на решения того или иного религиозного суда, который, по мнению истца, при рассмотрении дела «вышел за рамки своей юрисдикции». В частности, полным основанием для признания любого решения раввинского суда Высоким судом справедливости недействительным может служить даже сомнение в том, что хотя бы один из участников судебного процесса является евреем.

Корректируя решения религиозных судов и приводя их в соответствие с действующим законодательством, высшие судебные инстанции страны тем самым корректируют соответствующим образом и религиозное законодательство..

Во-вторых, высшие судебные инстанции Израиля, выступая в качестве средства воздействия светского права на религиозное, корректируют его не только в процессе применения, но и в ходе его толкования[23]. Причем последнее касается не только его отдельных норм или институтов, но и используемых в религиозном праве и светском законодательстве терминов.

Согласно решению Верховного суда Израиля, понятие "еврей" было значительно расширено. Понятием «еврей», которым пользуются в настоящее время как в светском, так и в религиозном праве Израиля, охватываются также «дети и внуки евреев, супруга (супруг) еврея, супруги детей евреев и супруги внуков евреев».

И, в-третьих, согласно действующему законодательству Израиля и решениям Верховного суда этой страны, религиозным судам вменяется в обязанность «соблюдать основные законодательные акты и текущее законодательство», действовать «в рамках конституционного права и с соблюдением принципов фундаментальных человеческих прав».

Анализируя социально-политический и правовой статус религиозных судов в Израиле, исследователи не без оснований отмечают, что, с одной стороны, они являются «независимыми и не подчиняются требованиям гражданского права», а с другой, - они выступают в качестве его субъектов и в определенной мере подчиняются требованиям гражданского права.

Однако, как бы там ни было, наряду с мнением о расширении сферы приложения религиозного права в настоящее время, существует иная точка зрения, согласно которой эта сфера сужается, по крайней мере, в части, касающейся правового регулирования деятельности религиозных судов, При любом подходе и мнении по данному вопросу это означает признание того, что в общей системе израильского права идет непрерывный процесс прямого и обратного воздействия иудейского религиозного права, с одной стороны, и израильского светского права, с другой. Этот процесс осуществляется не только в названных формах, но и иными, многочисленными путями.


Заключение

В отечественных и зарубежных источниках употребляется термин «еврейское право», а не иудейское право. Предпочтительным представляется употребление более распространенного термина «иудейское право», который точнее отражает суть этого явления.

Р. Давид справедливо замечает, что иудейское право по своей природе и характеру отличается от других правовых систем, не образует вместе с ними отдельной правовой системы10. Находясь в определенной взаимосвязи и взаимодействии с другими правовыми системами, иудейское право радикально отличается от них и сохраняет «особый характер». Эта правовая система до сих пор сохраняет свою специфичность, которая имеет всеохватывающий характер, распространяясь как на отдельные институты (купля-продажа, право собственности и др.), так и на принципы иудейского права, его догматы и идеологию.

Рассмотрим особенности и черты иудейского права. Марченко М.Н. выделил следующие черты:

1. Эволюция иудейского права происходила длительный период и имела противоречивый характер по сравнению с другими религиозными правовыми системами, сопровождался многочисленными изменениями и неоднозначными толкованиями норм, принципов соотносительно с духом того или иного исторического периода.

2. Противоречивый характер этого процесса.

3. Императивный характер иудейского права и преобладание в его системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений и обязанностей по сравнению с правами и свободами субъектов иудейского права.

4. Многофункциональный характер.

5. Ограниченный характер прямого регулятивного воздействия иудейского права на израильское общество и распространение его на евреев, проживающих на территориях других стран.

В некоторых научных изданиях говорится о том, что иудаизм не формально-юридически, а фактически является «государственной религией», официальной религией государства Израиль.

Однако иудейское право никогда не отождествлялось со всем израильским правом. По своей сути и характеру иудейское право рассматривается как древнее религиозное право, оказывающее влияние на современную общественно-политическую и правовую жизнь Израиля. В то же время, иудейское право считается в формально-юридическом плане светским правом, интегрирующим в себе нормы светского законодательства и нормы религиозного иудейского права.

Защита прав человека в Израиле является в основном прерогативой органов правосудия и объясняется тем, что в стране до настоящего времени отсутствует конституция. В 1992 году в Израиле приняты два Основных Закона — Основной закон о профессиональной свободе и Основной закон о достоинстве и свободе личности. Принято считать, что с введением этих законов Израиль получил формальную конституцию. Эти законы открыли путь для судебного пересмотра парламентского законодательства.

Ценности Государства Израиль определены в статье 1 Основного закона: «Настоящий Основной закон имеет целью защиту достоинства человека, а также его свободы, закрепляя в этом основном законе ценности Государства Израиль в качестве еврейского и демократического государства».

Религиозный вопрос с государственно-правовой точки зрения мало изучен, что порождает множество дискуссий. Например, Э.Гутман пишет, что «религия в Израиле является одновременно объединяющим и разъединяющим фактором. Многие социально-политические конфликты связаны с глубоким расколом израильского общества по вопросу о религии и государстве. И невозможно проигнорировать вклад религии в укрепление еврейского национального самосознания в Израиле, поскольку многоконфессиональность поддерживает его обособление от других этносов и границу между ними».

В Израиле исторически сложилась «гражданская религия» составной частью которой являются элементы и символы иудейской веры, которые существуют в качестве национальных атрибутов. Так символами религиозного происхождения являются бело-голубой флаг Израиля (цвет Таллита — молитвенного покрывала), менора (храмовый семисвечник) воспринимаются как национальная символика, указывающая на преемственность в истории еврейского народа. Это подчеркивает, что среди евреев в Израиле достигнут консенсус, согласно которому страна является еврейским государством.

В стране важную роль играют религиозные ортодоксы, считающие, что Израиль не могли воссоздать простые смертные. По их мнению, только Мессия, а не человек может собрать евреев на «земле обетованной». Крайняя форма еврейской ортодоксальности представлена религиозным направлением «Наторей Карта» (Стражи города), которые не признают государство Израиль именно потому, что его в основном воссоздали светские евреи. Со стороны «светских» евреев часто можно встретить негативное отношение к ортодоксам, потому что они обычно не работают, не служат в армии, а только молятся и изучают религиозные книги. В последнее время они выступают против существующей в стране правовой системы. Примером может служить 250тысячная демонстрация против «диктатуры Верховного Суда» 14 января 1999 года. Общественное влияние ортодоксов усиливается, хотя их лагерь находится в явном меньшинстве.

В Израиле, наряду с ортодоксами, действуют общины консервативного (с 1937 года) и реформистского течений (с 1957 года). Несмотря на наблюдающуюся тенденцию роста, они немногочисленны и остаются периферийным явлением в религиозной жизни страны.

Отношение между государством и религиозными объединениями остается сложным. Общепринятым считается мнение, что Израиль не является теократическим государством. Однако в Израиле существует «нечто в виде официальной религии» (иудаизм) и подобие религиозной организации в виде ортодоксального раввината. Часто исследователи оспаривают эту точку зрения, утверждая, что «официальной религии нет», а глава государства не обязательно должен быть евреем.

Однако принципам демократии противоречат действующие в Израиле некоторые религиозные нормы, касающиеся взаимоотношений между религией и государством. Многие эксперты полагают, что в Израиле «религиозные законы воздвигают стену между верующими и неверующими и причиняют вред».

Израиль провозглашает либерально-демократические принципы в вопросах о взаимоотношениях государства и религиозных объединений, но не может осуществить свободу вероисповедания в сфере, например, семейного права и других областях, где действует иудейское право (Галаха), приходящее в противоречие с демократическими ценностями. Галаха отрицает полномочия выборного правительства, суверенитет парламента и приоритет судебных инстанций. Нормы брачно-семейного права представляют грубое нарушение прав человека, что выражено в многочисленных постановлениях Верховного Суда.

Роль Галахи оформлена «Законом о юрисдикции Раввинатских судов» 1953 года. Статья 1 этого закона гласит: «все вопросы брака и развода евреев в Израиле, будь они гражданами или резидентами, относятся к исключительной компетенции раввинских судов». А в статье 2 говорится: «браки и разводы евреев в Израиле совершаются исключительно по Законам Торы».

Влияние иудаизма также отразилось на гражданском законодательстве. В Израиле официально запрещены не только браки евреев с неевреями, но затруднены браки между представителями различных направлений в иудаизме. По Закону 1953 года все дела брачно-семейного характера отданы исключительно в ведение раввинских судов. Для того, чтобы подобные браки были признаны и зарегистрированы религиозными советами общин, нееврейская сторона или последователь реформированного или консервативного направления в иудаизме должны принять иудаизм в соответствии с ортодоксальным обрядом, установленным Талмудом. Практически невозможен переход евреев в другое вероисповедание. Для лиц, содействующих такому переходу, предусмотрено суровое уголовное наказание.

Разрыв с иудаизмом в любой форме (переход в другую конфессию или выполнение обрядов иной религии при формальном принятии иудаизма) может немедленно отразиться на гражданском статусе человека. По израильским законам о гражданстве автоматическое его представление может иметь место только в отношении еврея. По Закону 1970 года евреем признается лицо, родившееся от еврейской матери, либо перешедшее в иудаизм и не исповедующее иной религии.

Все вопросы личного статуса граждан решаются судами раввинов, действующими на основе талмудического права. Например, гражданского брака в Израиле не существует. Раввинат играет значительную роль в общественно-политической жизни страны и особенно в области просвещения. Религиозные учебные учреждения составляют 30% всех средних учебных заведений Израиля. В ряде городов, например в Тель-Авиве, Иерусалиме в субботу не работает общественный транспорт, аэропорты и т.д.

Еврейскими общинно-религиозными учреждениями руководит Верховный раввинат, являющийся одновременно верховным апелляционным раввинским судом. В городах действуют городские раввинаты, в 80-х годах прошлого века таких насчитывалось около 450, состоящих на жаловании государства, муниципалитетов и поселковых советов. При муниципальных и поселковых советах действуют религиозные советы. В их функции входит устройство и содержание Микше (бассейнов для религиозного омовения), оказание материальной помощи синагогам, контроль за соблюдением религиозных правил (кашрут) в скотобойных и мясных лавках, ресторанах, гостиницах и т.д. Члены религиозного совета назначаются раз в четыре года муниципалитетом, местным раввином и Министерством по делам религий.

Около 100 даянов (судей) заседают в 24 раввинских судах, действующих в десяти городах Израиля. В юрисдикцию раввинских судов входит утверждение гиюра (формального перехода в иудаизм), а также правовые вопросы по личному статусу еврейских граждан страны.

Роль иудаизма является доминирующей не только в религиозной сфере, но и в государственно-политической жизни страны, хотя иудаизм в Израиле не имеет официального статуса государственной религии. Однако его Религиозные партии (Национально-религиозная партия, Агудат Израиль и др.) входят в блок правящей коалиции и воздействуют на частную и общественную жизнь граждан, а Верховный раввинат выступает высшим религиозным органом страны и выполняет ряд важных государственных функций, в том числе в сфере раввинской юрисдикции.


Список источников

1.  Пилкингтон С. М. Иудаизм /Пер. с англ. Е. Г. Богдановой./ М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

2.  Омельченко О. Всеобщая история государства и права. В 2-х т. 3-е изд., испр. - М.: ТОН-Остожье, 2000.

3.  Беленький М.Р. Что такое Талмуд. Очерк истории. –М., 1970.

4.  Учение Пятикнижия Моисеева. –М., 1991.

5.  Элон М. Еврейское право. –СПБ., 2002.

6.  Лопухин А.П., Законодательство Моисея. Суд над Иисусом Христом. Вавилонский царь правды Аммураби / Под редакцией и с предисловием профессора В.А. Томсинова. – М., Зерцало, 2005.

7.  Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. –М: МГИМО, 1999.

8.  Бачинин В. А. О Моисеевом законе и декалоге как источнике современного права // Военно-юридический аппарат. 2002. № 12.

9.  Библейский культурно-исторический комментарий: В 2 ч. Ч. 1. Ветхий Завет // Пер. с англ. СПб., 2003.

10.  Хубер В. Права человека и библейское законодательство // Права человека и религия: Хрестоматия. М., 2001.

11.  О свободе совести, вероисповеданий и религиозных объединениях: Российские и международные правовые документы (в извлечениях). М., 1996 .

12.  Государство Израиль // Страны мира: краткий политико-экономический справочник. –М., 1993.

13.  Сафронова Е.С. Государственно-церковные отношения в Израиле. –М., 1999.

14.  Мировой опыт государственно-церковных отношений. –М.: РАГС, 1999.

15.  Пучков П.И. Современная география религий. –М., 1990.

16.  Гутман Э. Политическая система Израиля. –Телль— Авив, 1976.

17.  Карасова Т.А. Правящая элита Израиля. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. –М., 2000.


[1] Элоп Менахем. Еврейское право / под обш. рсл. И. Ю. Козлнхиш. СПб., 2002. С. 30.

[2] Элоп Менахем. Указ. соч. С. 35.

[3] См. об этом весьма содержательную, подготовленную на основе перво­источников    двухтомную   работу    Солженицына   А. И.:   Двести   лет    вместе(1795-1995). Ч. I. М.. 2001; Двести лот вместе, Ч. П. М., 2002.

[4] Бренье Ф.   Евреи н Талмуд. Париж, 1928. С. 5.

[5] См.: Давид Р. Основные правовые системы соврсмешгоп-1! (сравнитель­
ное право). М., 1967. С. 46.

[6] Давид Р., Жоффре-Спинози К.  Основные праповые системы современно­
сти. М-, 1998. С. 26.

[7] Государство Израиль // Страны  мира:  Краткий  политико-экономиче­
ский справочник. М., 1993. С. 146.

[8] Советский энциклопедический словарь. М., 1980, С. 486, 520.

[9] См.: Давид Р., Жоффре-Спинози Л". Указ. соч. С. 25-26.

[10] Давид Р.   Указ. соч. С. 44.

[11] См.: Рид Д.Стюр о Снопе. М,  1993. С. 74-77.

[12] Рид Д. Спор о Снопе. С. 16.

[13] Советский энциклопедический словарь. С. 1410.

[14] См.: Рид Д.   Указ. соч. С. 74.

[15] Там же. С. 76-78.

[16] Толковая Библия... Исход. Гл. 34. С. 393.

[17] Элои М.  Еврейское право / под общ. ред. И. Ю. Козлихпна. СПб., 2002. С.ЗО, 31.

[18] Гене Г. библейские истории: Ч. 1. Ветхий завет: Ч. 2. Новый завет. М., 1989. С. 92.

[19] Достоевский Ф. М,   Укал. соч. С. 8.

[20] Элан М.   Еврейское право. С. 222-223.

[21] Элоп М.   Еврейское право. С. 23-24.

[22] Толковая Библия... Т. I. Книга Второзаконии. Гл. М, С. 623.

[23] См.: Барак А, Судейское усмотрение / аступ, статья М.В. Баглая. М, 1999. С. 74-101, 141-147,


Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.