рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Деятельность Комитета Государственной Думы по делам молодежи

1.3 Состав и структура Государственной Думы

Нынешний российский парламент является двухпалатным. Он состоит из Государственной Думы и Совета Федерации[1]. Последний принято называть верхней палатой. Думу - нижней. Дело в том, что такое деление не соответствует реальному положению вещей.

Значение ГД неизмеримо больше. В ее компетенцию входит дача согласия Президенту на назначение премьер-министра, решение вопроса о доверии правительству, назначение и освобождение от должности председателя Центробанка, счетной палаты других должностных лиц[2]. Однако главная задач Госдумы- принятие федеральных законов. Нижняя палата является главным звеном законодательной цепи. Именно она может претворить в жизнь любой законопроект, отвергнуть или одобрить международный договор.

Крайне широкий круг вопросов, которые относятся к ведению Госдумы определяют ее структуру. Следует отметить, что нижняя палата- это не только 450 депутатов, но и огромное количество людей, помогающих им в работе: сотрудники аппаратов, помощники, консультанты и т.д.

Работу нижней палаты возглавляет председатель Госдумы. Он избирается большинством депутатов[3]. Спикер ведет заседания, занимается организационной работой[4]. Сама нижняя палат делится на комитеты и комиссии. Деятельность последних ограничена определенным сроком или конкретной задачей.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превышающий срок полномочий Государственной Думы данного созыва.

Положение о комитетах Государственной Думы утверждается постановлением палаты.

Государственная Дума образует комитеты и комиссии, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений[5].

Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности. Председатели комитетов, комиссий и их заместители избираются палатой в порядке, предусмотренном для избрания заместителей Председателя Государственной Думы.

Председатели комитетов, комиссий и их заместители избираются палатой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы по представлению фракций и депутатских групп. Голосование может проводиться по единому списку кандидатур. Решение об избрании оформляется постановлением палаты. Решение об освобождении председателей комитетов, комиссий Государственной Думы и их заместителей от должности принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Состав комитета, комиссии утверждается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Решение об утверждении состава комитета, комиссии оформляется постановлением Государственной Думы.

Изменения в составе комитета, комиссии производятся постановлением Государственной Думы[6].

В состав комитетов и Мандатной комиссии не могут быть избраны Председатель Государственной Думы и его заместители.

Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы [7].

Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета.

Заседание комитета, комиссии Государственной Думы правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседание проводит председатель комитета, комиссии или его заместитель. Заседания комитета, комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Внеочередное заседание комитета, комиссии созывает председатель комитета, комиссии по своей инициативе или по инициативе не менее одной четверти от общего числа членов комитета, комиссии. О заседании комитета, комиссии председатель комитета, комиссии уведомляет не менее чем за двое суток членов данных комитета, комиссии, а также заблаговременно информирует других участников заседания. Необходимая информация для депутатов Государственной Думы помещается на доске объявлений палаты. Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на заседаниях комитета, комиссии, членом которых он является. О невозможности присутствовать на заседании комитета, комиссии по уважительной причине депутат Государственной Думы заблаговременно информирует председателя комитета, комиссии.

Решение комитета, комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии, присутствующих на заседании, если иное не предусмотрено Регламентом[8]. Протоколы заседаний подписывает председательствующий. Депутаты Государственной Думы вправе знакомиться с протоколами заседаний комитета, комиссии.

Комитеты, комиссии Государственной Думы имеют право вносить на заседание Совета Государственной Думы предложения по проекту порядка работы Государственной Думы на очередное заседание.

Депутат - представитель комитета, комиссии по поручению комитета, комиссии имеет право выступать на заседаниях палаты, заседаниях других комитетов и комиссий с докладами и содокладами по вопросам, относящимся к ведению представляемого им комитета, комиссии.

В заседании комитета, комиссии Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Государственной Думы, не входящие в их состав[9].

На заседании комитета, комиссии вправе присутствовать полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета, комиссии, а также могут присутствовать статс-секретари - заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти. На заседание комитета, комиссии могут быть приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, средств массовой информации.

Комитеты, комиссии вправе проводить совместные заседания, однако решения на таких заседаниях принимаются комитетами, комиссиями раздельно[10].

Для выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности и по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий, комитеты и комиссии могут организовывать парламентские слушания, проводить конференции, совещания, "круглые столы", семинары и принимать участие в их работе. В случае проведения указанных мероприятий в регионах командирование депутатов Государственной Думы, работников Аппарата Государственной Думы осуществляется в соответствии с установленным порядком.

Вопрос о проведении указанных мероприятий, требующих дополнительных финансовых средств либо намеченных на дни заседаний Государственной Думы, решается Советом Государственной Думы по представлению комитета, комиссии[11].

Для подготовки отдельных вопросов комитет, комиссия Государственной Думы может создавать рабочие группы из числа членов данных комитета, комиссии, других депутатов Государственной Думы, представителей государственных органов и иных организаций.

Комитет, комиссия вправе привлекать к своей работе экспертов Правового управления Аппарата Государственной Думы и других экспертов, а также принять решение о проведении независимой экспертизы законопроектов.

Деятельность комитета, комиссии Государственной Думы основана на принципах свободы обсуждения, гласности. На заседаниях комитета, комиссии могут присутствовать представители средств массовой информации.

Комитеты и комиссии палаты вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, у руководителей государственных органов и иных организаций.

В Думе последнего созыва образованы следующие комитеты и комиссии:

Комиссия по борьбе с коррупцией, Комиссия по государственному долгу и зарубежным активам Российской Федерации, Комиссия по защите прав инвесторов, Комиссия по изучению практики применения избирательного законодательства Российской Федерации при подготовке и проведении выборов и референдумов в Российской Федерации, Комиссия по оказанию содействия Союзной Республике Югославия в преодолении последствий агрессии Организации Североатлантического договора, Комиссия по содействию нормализации общественно-политической и социально- экономической обстановки и соблюдению прав человека в Чеченской Республике, Комиссия по этике, Комитет ГД по аграрным вопросам, Комитет по безопасности, Комитет по бюджету и налогам, Комитет по вопросам местного самоуправления, Комитет по государственному строительству, Комитет по делам ветеранов, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, Комитет по делам национальностей,

Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций, Комитет по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, Комитет по законодательству, Комитет по делам Федерации и региональной политике, Комитет по информационной политике, Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам, Комитет по культуре и туризму, Комитет по международным делам, Комитет по обороне, Комитет по образованию и науке, Комитет по охране здоровья и спорту, Комитет по природным ресурсам и природопользованию, Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока, Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, Комитет по Регламенту и организации работы Государственной Думы, Комитет по собственности, Комитет по труду и социальной политике, Комитет по экологии, Комитет по экономической политике и предпринимательству, Комитет по энергетике, транспорту и связи, Счетная комиссия[12], Комитет по делам молодёжи.

И основное внимание в дипломном проекте уделено работе Комитета по дела молодёжи.

Деятельность комитетов является ключевой в работе Госдумы.

Естественно, что каждый депутат не может быть специалистом во всех областях. Поэтому проекты постановлений палаты, рекомендации и т.п. готовят профильные комитеты[13].

В первой главе дипломной работы была показана Государственная Дума со времён становления по наше время. Рассмотрев структуру и организацию деятельности законодательного органа, можно сделать вывод о том, что это ключевой законодательный орган, который напрямую воздействует на состояние населения и на социально - экономическую ситуацию в стране. Но, даже не смотря на столь важный характер этого органа, в его организации деятельности существуют, хотя не значительные, но пробелы.


ГЛАВА II. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

2.1 Современное состояние Комитета ГД по делам молодёжи

При анализе работы Комитета и его аппарата, использовался преимущественно метод наблюдения и непосредственное участие в деятельности аппарата Комитета по делам молодёжи а так же анализ документации.   В пятом созыве Государственной Думы Российской Федерации было принято решение о создании нового Комитета, который бы мог заниматься проблемами молодёжи. В предыдущих созывах Думы вопросами молодёжи занимались частично Комитеты, которые работали в нескольких направления, например Комитет по спорту и делам молодёжи. Законодатели осознали важность воспитания молодого поколения, важность создания качественной правовой базы для молодёжи. В связи с этим, было принято решение создать Комитет по делам молодёжи.

Стоит заметить, что в первых созывах Государственной Думы превалировали взрослые и даже пожилые депутаты, молодёжь, за редким исключением не допускалась до законодательной деятельности. В пятом созыве, количество молодых депутатов, в возрасте до 39 лет возросло до 86 человек. Из них 11 человек - моложе 30 [14].. В начале 2008 года был сформирован состав нового Комитета и определены общие позиции, по которым он должен работать.

Для более детального анализа деятельности Комитета по делам молодёжи, очень важно детально рассмотреть членов Комитета. Стоит отметить возраст депутатов. Все они - представители молодого поколения политиков. В полнее логично, что законодатели посчитали, что лучше самой молодёжи, в вопросах молодёжной политики никто не разберётся. Опыт в данной сфере есть у многих членов Комитета. В целом, Комитет оказался сравнительно небольшим - всего 8 человек.

Председатель Комитета Государственной Думы по делам молодёжи, Павел Владимирович Тараканов (1979 года рождения), начал свою политическую карьеру с деятельности в молодёжной организации "Идущие вместе". Сначала с председателя правления регионального отделения движения в Чеченской Республике, где занимался восстановлением патриотического самосознания и мотивации к получению образования и достойной профессии у чеченской молодёжи. Далее, Павел Владимирович стал главой всего движения "Идущие вместе" вместо Василия Якеменко, ушедшего в новое движение "Наши" (а ныне возглавляющего государственный комитет по делам молодёжи). Параллельно, работал в администрации президента Чеченской Республики и правительстве Чечни, был помощником президента Чечни Рамзана Кадырова. И, наконец, стал депутатом пятого созыва Государственной Думы от "Либерально-демократической партии России"[15]. Таким образом, видно, что всю свою, пусть и недолгую карьеру, нынешний председатель Комитета по делам молодёжи, связал с помощью молодёжи и с государственным управлением.

Комитеты в Государственной Думе часто разделяют свои обязанности, создавая подкомитеты или просто распределяя компетенцию между депутатами. Комитет по делам молодёжи в начале своей деятельности разграничил деятельность своих членов по 7 основным направлениям молодёжной политики:

- по инновационному развитию (Белоконев С. Ю.)

- по информационному обеспечению государственной молодёжной политики (Кабаева А. М.)

- по молодёжному парламентаризму (Хоркина С. В.)

- по работе со студенчеством (Мищенко М. Н.)

- по развитию нормативной правовой базы реализации государственной молодёжной (Афонин Ю. В.)

- по вопросам строительства и жилья в реализации государственной молодёжной политики (Зырянов П. А.)

- по развитию массового молодёжного спорта и формированию здорового образа жизни (Иванов М. П.)[16]

Таким образом, за каждым из депутатов закрепился конкретный вопрос, над которым он и будет более детально работать.

Основными задачами Комитета являются:

-Предварительное рассмотрение законопроектов по вопросам ведения Комитета и их подготовка к рассмотрению Государственной Думой.

-Рассмотрение и при необходимости подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, заявлений, обращений, поступившим в Комитет.

-Анализ реализации законодательства по вопросам, относящимся к ведению Комитета.

-Организация парламентских слушаний, проведение конференций, совещаний, "круглых столов", семинаров.

- Решение вопросов организации своей деятельности[17].

Для решения этих задач комитет:

-Разрабатывает и вносит предложения в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы; в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой на текущий месяц; в проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание, утверждает план работы Комитета.

-Готовит и вносит на рассмотрение Государственной Думы материалы, необходимые при прохождении законопроектов на всех стадиях их рассмотрения, в соответствии с требованиями Регламента Государственной Думы.

-Может принимать решение о направлении законопроекта в государственные органы, другие организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также для проведения научной экспертизы и независимой экспертизы законопроекта.

-Направляет законопроекты, проекты постановлений, заявлений и обращений Государственной Думы в Правовое управление Аппарата Государственной Думы на правовую и лингвистическую экспертизу.

-Создает самостоятельно или совместно с другими комитетами рабочие группы, при необходимости представляет Руководителю Аппарата Государственной Думы проекты договоров подряда (контрактов) со специалистами-экспертами, привлекаемыми для работы над законопроектами, по подготовке отдельных вопросов к парламентским слушаниям и иным мероприятиям Государственной Думы.

-Приглашает на свои заседания и заседания рабочих групп представителей соответствующим субъектов права законодательной инициативы - авторов законопроектов, авторов поправок к законопроектам или их официальных представителей, а при необходимости независимых экспертов -представителей иных организаций. Принимает решение о необходимости проведения парламентских слушаний, вносит эту инициативу на рассмотрение Совета Государственной Думы и по его решению организует и проводит парламентские слушания по вопросам, отнесенным к ведению Комитета, в порядке, определяемом Регламентом Государственной Думы[18].

-По результатам рассмотрения поступивших поправок к законопроектам принимает решение, какие из поправок рекомендовать к принятию или отклонению Государственной Думой, а также таблицу поправок, по которым Комитетом не были приняты решения.

-Утверждает на своих заседаниях докладчиков (содокладчиков) от Комитета на заседаниях Государственной Думы по законопроектам и по иным вопросам, относящимся к ведению Комитета.

-Вносит на рассмотрение Совета Государственной Думы проект плана международных связей Государственной Думы и предложения о приглашении молодых парламентариев иностранных государств или о направлении делегаций Комитета либо делегаций Государственной Думы в составе группы депутатов Государственной Думы, работников аппарата комитета и работников Аппарата Государственной Думы за пределы территории Российской Федерации в целях обмена опытом парламентской деятельности, развития сотрудничества с парламентами иностранных государств[19].

В состав Комитета входят депутаты Государственной Думы: председатель Комитета, заместители председателя Комитета, другие члены Комитета, избранные палатой. Члены Комитета избираются на основании личных письменных заявлений. Председатель Комитета и его заместители избираются на основании представлений депутатских объединений. Члены Комитета обязаны присутствовать на заседаниях Комитета. О невозможности присутствовать на заседаниях Комитета по уважительной причине члены Комитета заблаговременно информируют председателя Комитета. В случае отсутствия члена Комитета без уважительной причины на заседании Комитета более трех раз подряд председатель Комитета вправе направить сведения о неучастии такого депутата Государственной Думы в работе Комитета в Пресс-службу Государственной Думы для опубликования.

Комитет может создавать рабочие группы из числа членов данного Комитета, других комитетов, представителей государственных органов и иных организаций, привлекать к своей работе экспертов Правового управления Аппарата Государственной Думы и других экспертов.

Для осуществления своих функций Комитет проводит заседания в дни, устанавливаемые Регламентом Государственной Думы, распространяет информацию для депутатов Государственной Думы о дате, месте и времени проведения заседаний Комитета и рассматриваемых вопросах. Внеочередное заседание Комитета созывает председатель Комитета по своей инициативе или по инициативе не менее одной четверти от общего числа членов комитета. При проведении внеочередного заседания Комитета открытое голосование при необходимости может проводиться путем опроса членов Комитета с закреплением их мнений в подписных листах[20].

Комитет может инициировать, проводить совместные заседания, конференции, совещания с участием двух и более комитетов или соответственно участвовать в их работе.

Председатель Комитета: организует работу Комитета; проводит заседания Комитета; вносит Руководителю Аппарата Государственной Думы представления о назначении на должность и об освобождении от должности руководителя аппарата Комитета, его заместителей и работников аппарата Комитета[21]; представляет Комитет во взаимоотношениях с руководством Государственной Думы, Советом Государственной Думы, другими комитетами Государственной Думы, депутатскими объединениями, комитетами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), федеральными органами исполнительной власти, организациями, общественными объединениями; представляет Комитет и участвует с правом совещательного голоса в работе Совета Государственной Думы. Информирует членов Комитета о важнейших решениях Совета Государственной Думы на ближайшем заседании Комитета; вносит на заседание Комитета проект повестки дня текущего заседания; созывает очередные и внеочередные заседания Комитета; определяет с последующим утверждением на заседании Комитета распределение обязанностей между своими заместителями; ведет парламентские слушания по поручению Председателя Государственной Думы или заместителя Председателя Государственной Думы; направляет и координирует работу аппарата Комитета.

Заместители председателя Комитета по поручению председателя Комитета ведут заседания Комитета и замещают председателя Комитета в его отсутствие, выполняя функции председателя Комитета, решают другие вопросы внутреннего распорядка и организации деятельности Комитета согласно распределению обязанностей между собой и в соответствии с настоящим Положением, ведут парламентские слушания, если такое поручение дано Председателем Государственной Думы или заместителем Председателя Государственной Думы.

Члены Комитета имеют право: принимать участие в заседаниях любого подкомитета с правом совещательного голоса, если они не являются членами данного подкомитета; получать любую служебную информацию о деятельности Комитета и работников аппарата Комитета; выступать с инициативами о принятии Комитетом решений; осуществлять иные полномочия, вытекающие из статуса депутата Государственной Думы[22].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.