рефераты скачать

МЕНЮ


Контрольная работа: Роль военно-воздушных сил США в годы Второй Мировой войны

Вскоре после «Большой недели» произошли другие знаменательные события: первый большой дневной налет на Берлин 4 марта. Гордое право называться «первыми над большим Б» досталось В-17 95-й группы бомбардировщиков, которые спустились ниже уровня облачности. «Я уверен, что мы попали по нему», настаивал подполковник Гарри Мумфорд. Два дня спустя американцы вернулись туда во всеоружии: 730 тяжелых бомбардировщиков и около 800 истребителей. Но немцы тоже оказались готовыми к встрече. Зенитный огонь и истребители нанесли американцам сильный урон: 69 бомбардировщиков и 11 истребителей сбиты, еще несколько пришлось списать. Но теперь ВВС могли выдерживать такие удары и наращивать давление. Берлин вскоре перестал быть новшеством для боевых экипажей. Немцев посещали иные мысли. Когда Герман Геринг увидел истребители Р-51 над столицей Германии, он понял, что война проиграна.

Атака ВВС США на германскую шарикоподшипниковую индустрию осенью 1943 года принесла некоторые результаты; позднее было совершено еще несколько налетов, но затем возникли иные приоритеты. Швайнфурт и связанные с ним цели были лишь отсрочкой исполнения приговора, когда в апреле авиация союзников переключилась на германскую транспортную систему.

Тем временем, шла подготовка к «дню Д», операции по высадке союзных войск в Нормандии. В данной операции принимало участие 9-е подразделение транспортировки личного состава которое включало 14 групп, которые должны были доставить 82-ю и 101-ю воздушно-десантные дивизии, а также планерный полк. Идя в темноте со скоростью 140 миль в час, Скайтрейны первый раз попали под обстрел в районе Нормандских островов. Дело пошло еще хуже, когда они достигли побережья Нормандии. Легкие, средние и даже тяжелые снаряды стали рваться посреди строя. Некоторые пилоты нарушили приказ и стали уклоняться от снарядов, игнорируя требования соблюдать определенную скорость и высоту.

Правда, немецкие зенитчики нанесли не столько реальный ущерб, сколько нарушили строй, поскольку сбили только 21 транспортный самолет и 2 самолета, буксировавших планеры. Полковник Чарльз Г. Янг, командир 439-й группы, летел на С-47 ориентируясь по лучу радара. На борту находилась часть командного состава 506-го парашютного пехотного полка. Янг пересек береговую линию на высоте 1500 футов и вошел в гущу облаков. Его группа следовала за ним, держа курс по приборам, пока он не нашел просвет и не спустился до 700 футов. Через несколько секунд после «зеленого света» 439-я группа попала под пулеметный и артиллерийский обстрел на подходе к зоне высадки. Помощник Юнга был подбит, один С-47 Скайтрейн позади него уничтожен. Затем были подбиты и загорелись еще два С-47, но десантники успели выпрыгнуть прежде, чем самолеты разбились. Ведя самолет по приборам, ориентируясь только на луч радиомаяка, Юнг сумел высадить парашютистов 506-го в 200 ярдах от цели. В то время как 9-я воздушная армия занималась доставкой воздушно-десантных войск, истребители 8-ой армии совершили 1873 боевых вылета, а ее бомбардировщики — 2362, при этом в бою был потерян только один В-24. Бомбардировщики стали взлетать в 2 часа ночи, чтобы достичь цели к 5:55 утра. Самые тяжелые бомбардировщики сбросили свою ношу в глубине материка, подальше от побережья, из опасения повредить суда союзников (еще и повторить печальный опыт у берегов Сицилии), которые они не могли разглядеть из-за облаков, пехотинцы на пляже Омаха, которые могли бы укрыться в воронках от бомб, остались без укрытия: Хэп Арнольд получил много упреков за эту предосторожность Дуайта Эйзенхауэра.

Тем не менее, последовательные атаки с воздуха нанесли ущерб береговым укреплениям и ведущим к ним дорогам. Воздушные силы выполнили свою задачу, но все же далеко не на отлично. В то время как самолеты 8-й и 9-й воздушных армий продолжали совершать полеты с территории Британии, наземные части 9-й армии были заняты во Франции. Инженерные авиационные батальоны прокладывали взлетные полосы, тракторы стали выравнивать площадки уже на третий день после начала операции. Строительство первого прифронтового аэродрома было завершено в Кардонвилле, откуда на 13-й день после высадки в Нормандии стали взлетать Р-47 Тандерболты.

К концу месяца в строй были введены еще шесть аэродромов, за ними последовали остальные. Это были не просто временные взлетные полосы, но настоящие аэродромы с 5000-футовыми посадочными полосами и стоянкой для 75 истребителей. Как в Британии, так и во Франции, пилоты летали не переставая. Им удалось изолировать прибрежную полосу, сделав дневные перемещения крайне опасными для немецких войск, а двухмоторные и многомоторные бомбардировщики сконцентрировали свои усилия на транспорте, разрушая железнодорожные пути, дороги и мосты. Операция «Кобра» началась 25 июля — войска союзников вырвались за пределы нормандского плацдарма. Ей предшествовали массированные бомбардировки, в которых принимали участие более 2500 самолетов 8-й и 9-й воздушных армий, опустошившие германские передовые позиции в районе Сен По. Около 3300 тонн бомб упали густым ковром, насытив этот район, уничтожая все подряд. Правда, летчики потом критиковали работу штаба генерала Омара Бредли, ссылаясь на плохую координацию между «землей» и «воздухом».

Генерал Лезли Макнейр, командир наземных сил США, был убит американской бомбой в самом начале операции «Кобра». Он стал самым старшим по званию американским офицером, погибшим во Второй Мировой войне. От дружественного огня погибло еще около ста американских военнослужащих. К сожалению, погибель от дружественного огня у американцев вошла в практику. Тем временем уже 20 августа американцы и канадцы закрыли Фалезскую брешь, окружив 50 000 немецких солдат, но около 35 000 сумели выбраться оттуда, бросив все снаряжение. Штурмовики и средние бомбардировщики совершили тысячи вылетов, создавая препятствия на пути отступающих из Нормандии германских войск. Особенно активны были В-26 9-й армии, которые обрушивали мосты и бомбили текущие на восток колонны войск и техники.

Самая крупная воздушно-десантная операция была проведена через три месяца после «Дня Д», она получила название «Маркет Гарден». Британский план — прорваться вглубь Голландии, обойдя с фланга линию Зигфрида и окружив Рур, теоретически мог бы привести к окончанию войны в 1944 г. Скептики, как британцы, так и американцы, считали, что на практике он приведет к смерти большого количества парашютистов. Тем не менее, Эйзенхауэр уступил амбициям фельдмаршала Монтгомери, и подготовка к операции «Маркет Гарден» началась. При хорошей сентябрьской погоде 14 000 парашютистов высадились в Неймегене и Эйндховене. Северный фланг операции немедленно развалился. Разведка союзников не заметила, что в зоне высадки британских парашютистов разместился бронетанковый корпус СС, и первая воздушно-десантная дивизия оказалась изолированной у Арнема.

Британские наземные войска попытались выручить американцев, но сопротивление немцев было слишком упорным: из 9000 парашютистов 7000 были убиты или попали в плен. 1-я союзная воздушно-десантная армия отступила, чтобы перегруппироваться. Высадка парашютистов на головы двух бронетанковых дивизий была не лучшим началом для операции. В воздухе истребители 8-й и 9-й воздушных армий встречали довольно слабое сопротивление. За пять дней они насчитали 130 сбитых над Голландией вражеских самолетов. Однако в войне технологий ситуация неожиданно изменилась не в пользу союзников. В октябре вошел в строй германский Ме-262; конструкторы Люфтваффе на полторы головы опередили весь мир, начав производство реактивных истребителей, в то время как Ме-163 оставались первыми и единственными ракетными истребителями, предназначенными для воздушного боя.

Тем не менее, они доставили немного хлопот; они сбили менее 20 самолетов союзников. Но Ме-262, особенно когда их вели опытные пилоты и они встречались целыми звеньями, вызывали большое беспокойство. Они развивали скорость почти на 100 миль в час больше, чем самые быстрые истребители союзников, и у них на вооружении была 30-мм пушка. И все же этих Ме-262 было слишком мало, чтобы остановить могучий воздушный флот союзников. К 2 ноября 1944 г. американские ВВС насчитали 136 сбитых вражеских самолетов. Судя по всем показателям, воздушная битва за северо-западную Европу подходила к концу, но эта иллюзия была обманчива. Так к середине декабря немецкие войска совершили прорыв через Арденны.

Использовав преимущества зимней погоды, немцы направили удар своих бронетанковых частей на Антверпен, чтобы заставить американцев и англичан перейти к стратегической обороне. Некоторые американские части были разгромлены, некоторые дрогнули и бежали, отдельные части немцы обошли и окружили. Конечно же, некоторые пилоты пренебрегли плохой погодой, некоторые Р-51 и Р-47 рискнули взлететь, но бомбардировщики оставались на земле.

Данная ситуация наглядно демонстрировала беспомощность американских сухопутных войск без поддержки авиации. Даже когда небо немного прояснилось над некоторыми целями, противник продолжал яростно сопротивляться. Когда 391-я группа В-26 9-й воздушной армии атаковала железнодорожную развязку в Германии 23 декабря, из 30 участвовавших в операции 16 «Мародеров» были сбиты вражескими истребителями. В это время приведенная в боевую готовность 101-я воздушно-десантная дивизия ждала своего часа в Бастони, в Бельгии. Но к новогодним праздникам погода прояснилась и тогда истребители, бомбардировщики и перевозившие войска транспортные самолеты устремились к Арденнам, непрерывно атакуя вражеские войска и доставляя припасы и подкрепления союзникам, в первую очередь готовым к бою парашютистам в Бастони. Немцы были полностью разбиты. Они поставили все на одну карту и проиграли. Но пока рано было говорить о поражении Люфтваффе.

На средиземноморье дела у союзников шли весьма неплохо: началась операция «Энвил-Драгун». Англо-американские силы высадились на средиземноморском побережье Франции и стали выжимать оттуда немцев. Затем 1-е воздушно-десантное соединение особого назначения высадилось на Лазурном Берегу и Ривьере, в самых живописных местах, когда-либо становившихся зоной десантных операций. Операция потребовала 11 групп транспортных самолетов для перевозки войск, включая 8 групп, позаимствованных у 9-й воздушной армии. Сопротивление в воздухе было незначительным, и почти 400 С-47 сбросили более 5000 американских и британских парашютистов на рассвете 15 августа. За ними последовали девять волн планеров с дополнительными войсками и припасами. Это была хорошо спланированная операция: только 37 самолетов отклонились от зоны высадки, потери среди планеров были незначительны. Морской десант последовал за воздушным десантом 17 августа. Одна из миссий на Средиземном море включала необычный бомбовый удар по вражеским боевым кораблям. 17 августа более 100 атаковали В-26 Тулон, где были замечены линейный корабль, крейсер, эсминец и подводная лодка. На следующий день 321-я группа В-25 пробилась сквозь плохую погоду и вышла на цель. Митчеллы атаковали с высоты 13 100 футов, встретив плотный огонь зенитной артиллерии, которая повредила 27 самолетов. Несмотря на это, бомбардировщики потопили линкор «Страсбург» и подводную лодку, а также повредили крейсер.

Операция «Стрэнгл» началась в марте, целью этой широко задуманной кампании была изоляция 18 вражеских дивизий в центральной Италии. Командование средиземноморских объединенных сил союзников предположило, что объем грузоперевозок стран Оси снизился с 80 000 до 4000 тонн в день. Железнодорожные пути и мосты уничтожались средними бомбардировщиками и истребителями-бомбардировщиками, и к 11 мая они произвели 65 000 вылетов и сбросили 33 000 бомб. Р-39 и Р-47 охотились на все, что двигалось, а Митчеллы и Мародеры непрерывно бомбили. Когда наземные войска союзников снова перешли в наступление, авиация подготавливала им путь. Союзные войска вошли в Рим 4 июня, и он стал первой завоеванной ими столицей стран Оси.

В Чехословакии 29 августа 15-я воздушная армия послала 556 бомбардировщиков на нефтеперерабатывающий объект: нефтеперегонный завод около Пардубице. Нефтеперегонному заводу был нанесен серьезный ущерб, но, как это часто бывает, пострадал не только завод. Две группы Либерейторов, всего 52 машины, сбросили 260 500-фунтовых бомб с высоты более 21 000 футов, примерно 100 бомб попали в намеченную цель, остальные упали в западной части Пардубице и в деревне Свитков рядом с заводом. Во время налета на Пардубице было потеряно восемь В-24. При этом 168 немецких самолетов было уничтожено на земле и еще 14 истребителей — в воздухе. Из 2200 сброшенных бомб около 100 были пустышки, предназначенные для того, чтобы немцы потратили время на их уничтожение. Все это произошло в один день.

Конечно, «День Д» был главным событием 1944 года, но он затмил не менее важные события, происходившие в других местах. Установив господство в воздухе над Европой, 8-я и 15-я воздушные армии набирали темп, громя Рейх и посылая против него все больше и больше самолетов. В некоторые дни в воздух поднималось не менее 1000 четырехмоторных бомбардировщиков в сопровождении вдвое меньшего количества истребителей. Германская промышленность, исключительно гибкая, продолжала производить большое количество военной продукции, но до фронта ее доходило все меньше и меньше.

Люфтваффе хотя еще и представляло опасность, было явно обречено на поражение. И все же 1 января 1945 г. опасность подтвердилась: более 800 немецких истребителей атаковали аэродромы Бельгии и Северной Франции, рассчитывая подорвать мощь союзных ВВС одним массированным ударом. Многие из них достигли успеха благодаря внезапности. Более 150 британских и американских самолетов были уничтожены. Однако и Люфтваффе потеряло около 300 самолетов, причем 70 из них были сбиты в поединках американскими летчиками. Остальные пришлись на долю зенитной артиллерии, причем не только американской, но и немецкой: зенитчикам казалось враждебным все, что поднималось в воздух. В феврале 8-я воздушная армия неоднократно бомбила Берлин; 22 февраля имел состоялся самый крупный за все время налет на германскую столицу. Из 1411 отправленных на задание бомбардировщиков было потеряно только 4, при том, что они бомбили с высоты всего 10 000 футов, чтобы уменьшит потери среди гражданского населения. Около 1200 тяжелых машин поднялись в воздух на следующий день и снова почти не встретили сопротивления. Когда погодные условия препятствовали визуальной бомбардировке, радар позволял достаточно точно сбрасывать бомбы сквозь облака. Правда, результаты часто были далеко не удовлетворительными, ибо больше половины бомб падало в двух милях от намеченных объектов.

В марте положение Германии стало еще более мрачным. 7 марта армия США захватила уцелевший мост через Рейн у Ремагена и британские войска перешли по нему 23 марта. На следующий день началась операция «Версити», в которой участвовало 1800 транспортных С-46 и С-47, плюс 1300 планеров 9-го соединения по транспортировке личного состава. Очевидцы рассказывали, что вся эта воздушная процессия проходила мимо них в течение трех часов. Транспортная авиация США доставила 17 000 солдат 17-й воздушно-десантной дивизии, а также 1200 единиц техники и 130 артиллерийских орудий на участок в 25 квадратных миль. Для 8-й воздушной армии к этому времени налеты с участием тысячи бомбардировщиков стали обыденностью. 11 марта над Эссеном 1079 бомбардировщиков сбросили 4738 тонн бомб на железнодорожные пути и другие цели, имеющие отношение к транспорту. Неделю спустя 1250 тяжелых бомбардировщиков в сопровождении 670 истребителей сбросили 3000 тонн на Берлин.

Тем не менее, хотелось бы уделить внимание самому процессу бомбометания. Одним делом была визуальная бомбардировка, другим — бомбардировка вслепую. Даже при наличии радарной наводки бомбы, сброшенные прямо над объектом, могли разлетаться в радиусе нескольких миль ниже уровня облаков. До появления радара дела обстояли еще хуже. В начале войны Королевские ВВС обнаружили, что во время ночных бомбардировок оккупированной Европы только 20% сброшенных бомб ложились в радиусе пяти миль от цели. Важнейшим фактором была навигация: ночные полеты над вражеской территорией в поисках целей, которые менее всего желали быть найденными, было весьма интересным, но трудным делом. Именно по этой причине Королевские ВВС перешли к ковровым бомбардировкам, предпочитая их точечным атакам на выбранные цели. Тем не менее, при благоприятных условиях разброс мог быть удивительно малым. 15 апреля 1945 г., за три недели до окончательной победы, Либерейторы 467 группы бомбардировщиков сбросили все свои бомбы в пределах 1000 футов от артиллерийской батареи, причем половина их легла менее чем в 500 футах, что было вдвое меньше традиционного разброса. В наши дни приборы точного наведения позволяют навести бомбу на средней величины здание. Разброс столь незначителен, что даже «промах» может уничтожить цель.

Тем временем истребители-бомбардировщики 9-й воздушной армии продолжали громить германские войска. За две недели марта они уничтожили около 900 бронемашин, 900 локомотивов, 19 000 железнодорожных вагонов, более 10 000 грузовиков. Даже если эти подсчеты не совсем точны, цифра все равно получается серьезная. В апреле 14 групп истребителей и 3 группы воздушной разведки этого соединения продолжали продвигаться вместе с наземными силами из Франции, Бельгии и Голландии на территорию самой Германии. 11 групп бомбардировщиков, обладавших большей дальностью полета, продолжали действовать с баз в освобожденных странах. По мере того, как контролируемая немцами территория сужалась, оставалось все меньше аэродромов, с которых могли взлетать истребители, и они становились легкой мишенью для самолетов 8-й воздушной армии. Одна группа за другой уничтожали по 100 вражеских машин в день. Потери были тяжелыми — Люфтваффе по- прежнему могло оказывать сопротивление, но с каждым боевым вылетом конец становился все ближе.

В это же время на средиземнаморском театре 12-я и 15-я воздушные армии день за днем добивали немцев. Но самым неугомонным их противником оставалась погода. В течение четырех первых месяцев 1945 г. низкая облачность и сильные ветры не давали тяжелым бомбардировщикам взлетать в течение целых недель. Средние бомбардировщики и истребители меньше зависели от погоды, хотя бывали дни, когда в небо поднимались только самолеты разведки. В Италии значительная часть периода, предшествовавшего капитуляции Германии, внимание было сосредоточено на районе Болоньи и долине реки По. 12-я армия день и ночь атаковала тактические цели, когда погода благоприятствовала полетам. Днем действовали Р-47, В-25, и В-26; ночью вылетали А-20 и новые Дугласы А-26. Целью чаще всего были вражеские коммуникации и транспорт, особенно часто бомбили мосты, по которым двигались на фронт подкрепления. В хорошую погоду в воздух поднималось все большее количество тяжелых бомбардировщиков: 12 марта 790 крепостей и Либерейтеров бомбили Вену и ее окрестности. 24 марта бомбардировщики Средиземноморского театра в сопровождении Лайтнингов и Мустангов совершили налет на Берлин: 660 тяжелых бомбардировщиков бомбили танковый завод и другие цели в столице агонизирующего Рейха.В середине апреля 5-я армия вырвалась за пределы района Болоньи, и 15-я воздушная армия направила 830 бомбардировщиков бомбить дороги и коммуникации. Германская армия отступала, но время от времени вступала в бой и сражалась с присущим ей искусством.

14 апреля 5-я армия вторглась в долину р. По, переправилась через реку и продолжала оказывать давление на части Вермахта. Истребители, особенно Р-38, действовали как пикирующие бомбардировщики, нанося удары по мостам, чтобы замедлить отступление противника. Тем временем Митчеллы и Мародеры бомбили немецкие паромы и понтоны. В конце апреля погода снова ухудшилась, но война уже была почти выиграна. 2 мая сдались германские армии в Италии. В Европе воина была окончена.

В конце хотелось бы провести подсчеты. ВВС США получили 230 000 самолетов с 1940 по 1945 гг., включая 138 000 боевых самолетов. Сюда входит 34 763 многомоторных бомбардировщика, 25 904 двухмоторных бомбардировщика, 68 259 истребителей, 1117 разведочных самолетов, 22 698 транспортных машин, 55 712 учебных и 13 558 самолетов связи и наблюдения.

В среднем, в течение месяца с декабря 1941 по август 1945 гг. погибало около 6600 находившихся на военной службе американцев — 220 человек в день. Но кроме человеческих жертв война обходилась Америке еще в миллиарды долларов в месяц. Весной и летом 1944 г. ВВС США теряли от 1000 до 1500 самолетов в месяц на Европейском и Средиземноморском театрах. Максимальные потери в войне с Японией составили 256 в мае 1945 г. Общие боевые потери составили 22 948 самолетов, из них 18 418 — в войне против Германии и Италии, 4530— в войне с Японией.

Таким образом, подводя итоги второй главы необходимо отметить, что борьба ВВС США с авиацией стран «Оси» не ограничивалась лишь Тихоокеанским театром боевых действий – она велась не менее ожесточенно в Средиземноморье и на Атлантике. Причем, основные усилия были сосредоточены здесь не против императорской Японии, а против более грозных противников – Германии и Италии. Американские ВВС сумели ценой больших усилий оказать достойное сопротивление германским «Люфтваффе», особенно на последнем этапе Второй мировой войны и тем самым, обеспечить общий вклад в Великую победу над агрессорами.


Заключение

 

В годы Второй мировой войны военно-воздушные силы наряду с поддержкой сухопутных войск в стратегических операциях вели самостоятельные действия, направленные на ослабление военно-экономического потенциала стран фашистского блока. Хотя от ударов военно-воздушных сил союзников сильно пострадали жилые кварталы многих городов.

Что же касается германской промышленности, главной цели союзнической авиации, то массированные по ним бомбардировки не создавали ей серьезных затруднений, т.к. производство осуществлялось на основе кооперации между предприятиями, рассредоточенными на большом удалении друг от друга и скрытыми под землей. Более эффективными американские и английские бомбардировки были по заводам синтетического горючего. Эти предприятия оказались наиболее уязвимыми, т.к. они занимали значительную площадь и поэтому укрыть их под землей было трудно. Потеря румынских нефтяных площадей и вывод из строя германских предприятий синтетического горючего чрезвычайно затруднили подготовку и осуществление немецко-фашистским командованием многих оперативных мероприятий. В то же время нельзя не признать, что воздушные операции при всей своей слаженности и четкости все-таки проводились американскими и английскими штабами в условиях полного господства союзной авиации в воздухе, слабой противовоздушной обороны объектов противника. Случалось так, что многие союзные пилоты, прежде чем вернуться домой, совершали до сорока и пятидесяти боевых вылетов, так и не встретив в небе ни одного вражеского самолета.

В этой обстановке воздушные операции являлись отражением англо-американской стратегии, рассчитанной на беспрепятственное продвижение сухопутных войск и занятие ими важных экономических районов Германии. Аналогичные по характеру действия устрашения предпринимались американским командованием и на Тихоокеанском театре военных действий. Располагая большим количеством самолетов и полностью господствуя в воздухе, командование союзных ВВС постепенно меняло свою тактику. Если в 1942 – 1944 гг. целью воздушных налетов являлись, как правило, важные военные объекты, по которым наносился точечный удар, то с середины 1944 г. бомбардировки по площадям. Налеты проводились обычно ночью, причем использовались преимущественно зажигательные бомбы. Результатом такой тактики было огромное число жертв среди населения. В целом на японские острова было сброшено 160,8 тыс. тонн американских бомб, из них 147 тыс. тонн – стратегическими бомбардировщиками В-29. Из них на разрушение городов было израсходовано 65 процентов всего бомбового тоннажа. Было разрушено 2210 тыс. домов, что составляло четверть жилого фонда Японии. Осталось без крова 9,2 млн. человек, или 12 процентов населения. 269187 человек погибло, 305371 были ранены. Успешные действия флота и особенно авиации в последние месяцы войны породили среди некоторых представителей командования США сомнения в необходимости высадки десанта на Японские о-ва. Им казалось, что Японию можно принудить к капитуляции воздушным наступлением в сочетании с морской блокадой и, таким образом, выиграть войну с меньшими жертвами.

За «воздушный вариант» окончания войны высказывались также многие другие военные и политические деятели. Однако планы сторонников такого варианта не были приняты. В мае 1945 гг. комитет начальников штабов США после длительных дискуссий утвердил директиву, согласно которой интенсивные воздушные бомбардировки и плотная морская блокада в предстоявших операциях должны были сыграть вспомогательную роль - подготовить и обеспечить высадку морского и воздушного десанта на о-в Кюсю не позднее 1 ноября (операция «Олимпик»). Вооруженные силы союзников приступили к подготовке десантных операций на Японские о-ва. Но такие карты были спутаны в последний момент. 6 и 8 августа были произведены атомные бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки.

В заключении, на основе изученного материала, хотелось бы сказать что американские ВВС, несмотря на тяжелые потери, вызванные как сопротивлением противника, так и потерями вызванными собственными ошибками сыграли значительную роль во Второй Мировой Войне. Нельзя не добавить, что именно эта война вызвала научно-технический прогресс для мировых ВВС, в частности для американских, которые, до начала Второй Мировой, значительно уступали воздушным силам европейских держав по своей численности и, стоит отметить, что производство военной авиации, в значительной мере помогло преодолеть последствия «Великой Депрессии» в США и, впоследствии, сделать из неё мировую державу.


Список использованной литературы

военный воздушный сила боевой

Источники

1.Галланд А. Последнее сражение. Воспоминания немецкого летчика-истребителя: 1943-1945 гг. М.: Изд-во Центрополиграф, 2006.

2.Дейхман П. Хроника германского истребителя. М., 2009.

3.Майлз Т. Воздушная война в небе Западной Европы. Воспоминания пилота бомбардировщика: 1944-1945 гг. М.: Изд-во Центрополиграф, , 2010.

4.Нимиц Ч.У, Поттер Э.Б. Война на море (1939 – 1945). Смоленск: Русич, 1999.

5.Рудель Г.У. Бомбы сброшены. М.: Изд-во Центрополиграф, 2009.

6.Шерман Ф. Американские авианосцы в войне на Тихом океане. М.: Воениздат, 1956.

7.Хенн П. Последнее сражение. Воспоминания немецкого летчика-истребителя. 1943–1945 / Пер. с англ. М. В. Зефирова. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.

8.Хорикоши Д., Окумия М., Кайдин М. «Зеро»! (Японская авиация во Второй мировой войне). М: Изд-во АСТ, 2001.

9.Штейнхоф Й. «Мессершмитты» над Сицилией. М.: Изд-во Центрополиграф, 2005.

Исследования:

1.Алябьев А. Хроника воздушной войны. Стратегия и тактика. 1939 – 1945 гг. М.: Центрополиграф, 2006.

2.Белли В.А., Пензин К.В. Боевые действия в Атлантике и на Средиземном море. 1939 – 1945 гг. М.: Воениздат, 1967.

3.Бриджмэн У., Азар Ж. Один в бескрайнем небе. М.: Воениздат, 1959.

4.Брофи А. Военно-воздушные силы США. М.: Воениздат, 1957.

5.Бунич И. Второй Перл-Харбор. М.: Эксмо, Яуза, 2005.

6.Вольны А. Окинава, 1945. М.: ACT, 2002.

7.Гейвин Д.М. Воздушно-десантная война. — М.: Воениздат, 1967.

8.Важнейшие решения. Сб. ст. Перевод с английского. М.: Изд-во Иностранная литература, 1964.

9.Великая Отечественная война. 1941 – 1944 гг.: в 4 т. М.,: Воениздат, 1966.

10.Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.: в 12 т. М.: Воениздат, 1972 – 1977.

11.Вторая мировая война: Два взгляда. М.: Мысль, 1995.

12.Вторая мировая война / Под ред. Г.Б. Куликова. М.: Юнити, 2000.

13.В-25 5-й воздушной армии США // Уголок неба: авиационная энциклопедия. Волгоград, 2004.

14.Даниэль М. Английская авиация Второй мировой войны. М.,: Изд-во Центрополиграф, 2009.

15.Зефиров М.В. Асы люфтваффе. Истребительная авиация. М.: Изд-во АСТ, 2003.

16.Зефиров М.В. Асы люфтваффе. Штурмовая авиация. М.: Изд-во АСТ, 2004.

17.Зефиров М.В. Асы люфтваффе. Бомбардировочная авиация. М.: Изд-во АСТ, 2005.

18.Иванов П.Н. Крылья над морем. М.: Воениздат, 1973.

19.Иванов Н.Н . Самолеты США времен Второй мировой войны. Смоленск: Русич, 1999.

20.Иванов Ю.Г. Камикадзе: пилоты-смертники. Японское самопожертвование во время войны на Тихом океане. Смоленск: Изд-во Русич, 2003.

21.Иногути Р., Накадзима Т. Божественный ветер. Жизнь и смерть японских камикадзе. 1944 – 1945. М., 2004;

22.История войны на Тихом океане: в 5 т. М.: Издательство Иностранной литературы, 1957 – 1958.

23.Йорыш А.И., Морохов И.Д., Иванов С.К. А-бомба. М.: Наука, 1980.

24.Клавинг В.В. Япония в войне. М.,: Изд-во АСТ, 2004.

25.Лаврентьев Н.М., Демидов Р.С., Кучеренко Л.А., Храмов Ю.В. Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1983.

26.Лапчинский А.Н. Воздушные силы в бою и операции. М.: Государственное военное издательство, 1932.

27.Лиддел Г. Вторая мировая война М.: Вече, 2001.

28.Ли Э. Воздушная мощь. М.: Издательство Иностранной Литературы, 1958.

29.Мировая война 1939 – 1945 гг. глазами побежденных. М., Воениздат, 1957.

30.Мировая война. 1939 –1945. М: ACT; СПб.: Полигон, 2000.

31.Мировые войны ХХ века: в 4 т. Вторая мировая война. Исторический очерк. Т. 3. М. 2005.

32.Можейко И.В. Западный ветер – ясная погода. М: ООО «Издательство ACT», 2001.

33.Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном, декабрь 1941 – апрель 1942. М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2002.

34.Моррисон С.Э. Борьба за Гуадалканал. Август 1942 – февраль 1943. М.: АСТ, 2002.

35.Мэтлофф М., Снелл Э. Стратегическое планирование в коалиционной войне 1941 – 1942 гг. М.: Воениздат, 1955.

36.Окумия М., Хорикоси Д. Внимание! «Зеро»! История боев военно-воздушных сил Японии на Тихом океане 1941 – 1945 гг. М.: Изд-во ЭМСПО, 2003.

37.Переслегин С., Переслегина Е. Тихоокеанская премьера. М.: Изд-во АСТ 2007.

38.Пономарев А.Н. Покорители неба. М.: Воениздат, 1980.

39.Роль Военно-воздушных Сил в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. (По материалам IX военно-научной конференции ВВС). Москва, 1986.

40.Скрипко Н.С. По целям ближним и дальним. Воениздат, 1981.

41.Спик М. Асы союзников. Смоленск: Русич, 2000.

42.Тиллман Б. ВВС США. М.: Эксмо, 2004.

43.Типпельскирх К. История Второй мировой войны. 1939 – 1945 гг. М.,: Изд-во ЭКСМО, 2003.

44.Татарченко Е.Н. Воздушный флот Америки (Североамериканских Соединенных Штатов). М.: Военный вестник, 1923.

45.Уинслоу У.«Забытый богами флот. Азиатский флот США во Второй мировой войне». М.: Изд-во Яуза, 2003.

46.Фуллер Дж. Вторая мировая война 1939 – 1945 гг. Стратегический и тактический обзор. М.: Иностранная литература, 1956.

47.Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. М.: Воениздат, 1958.

48.Хазанов Д.Б. 1941. Война в воздухе. М.: Яуза, 2006.

49.Хаттори Т. Япония в войне. 1941 – 1945 гг. М.: Воениздат, 1965.

50.Яковлев Н.Н. Война и мир по-американски. М.: Педагогика, 1989.

Справочная литература:

1.Авиация Второй мировой войны. Смоленск: Русич, 2001.

2.Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг. Энциклопедия. М.: Воениздат, 1985.

3.Дуэ Дж. Господство в воздухе. Сборник трудов по вопросам воздушной войны. М.: Воениздат , 1976.

4.Залесский К.К. Асы люфтваффе. М., 2002; Он же. Германия и ее союзники во Второй мировой войне. М., 2010; Он же. СССР и его союзники во Второй мировой войне. М. 2010.

5.Зимин Г.В. Тактика в боевых примерах: истребительная авиационная дивизия. М.: Воениздат, 1982.

6.Канторович M.M., Уланчев В.Ф. Зарубежная авиапромышленность и авиация в 1940 году. М.: Воениздат, 1940.

7.Козырев, М., Козырев В. Авиация стран оси во Второй мировой войне. М.: Изд-во ВИАС, 2007.

8.Сикорский И.И. Воздушный путь. М.: Русский путь. – N.-Y.: YMCA Press, 1998.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.