рефераты скачать

МЕНЮ


Контрольная работа: Роль военно-воздушных сил США в годы Второй Мировой войны

Из исследований, непосредственно касающихся выбранной тематики, следует обратить внимание на книгу Уинслоу Уолтеру «Забытый богами флот. Азиатский флот США во Второй мировой войне». Исследование посвящено действиям американского флота борьбе за Филиппины, отступлению в Голландскую Ост-Индию. Четвертый раздел книги посвящен действиям американской истребительной авиации, ее начальным поражениям и первым крупным победам у атолла Мидуэй. Так же нельзя обойти стороной работу Баретта Тиллмана, которая излагает ход истории ВВС США от первого самолета братьев Райт до наших дней, но, как повествует сам автор аппогеем американских ВВС стала Вторая Мировая Война. Очень полезна при написании дипломной работы оказался труд А. Брофи. В этой работе рассказывается о военно-воздушных силах США, о том, как они создавались, развивались и какую роль они играют в обеспечении безопасности страны. В ней рассматриваются также задачи и деятельность всех командований ВВС США.

Из отечественных исследований, прежде всего, следует отнести труд журналиста-международника А. Алябьева. Его книга – это экскурс в историю развития военной авиации за весь период Второй мировой войны. Автор привлек огромный документальный материал: официальные сообщения правительств, информационных агентств, радио и прессы, предоставляя возможность сравнить точку зрения воюющих сторон на одни и те же события. Приводит выдержки из приказов, инструкций, дневников и воспоминаний офицеров командного состава и пилотов, выполнявших боевые задания. Большое внимание он уделил Окинавской операции – захвату острова вооруженными силами США. Опираясь на результаты боев, он пишет, что это была крупнейшей акцией, предрешившей поражение Японии во Второй мировой войне.

Уточнить и расширить представление по затронутым в исследовании вопросам автору дипломной работы помогли материалы справочной литературы, в частности, M.M. Канторовича и В.Ф. Уланчева. Здесь дается краткая характеристика авиапромышленности и авиации США, Германии, Англии, Франции, Италии и Японии в 1940 г. Отмечены основные достижения и тенденции развития авиационной техники. Помещенные в книге таблицы раскрывают основные сведения по лучшим зарубежным самолетам и моторам. Книга составлена по опубликованным в иностранной печати материалам. Интересные сведения по интересующей нас проблеме содержатся в справочнике М. Козырева, В. Козырева. «Авиация стран оси во Второй мировой войне». Книга представляет собой энциклопедию самолетов, применявшихся в Германии, Италии, Японии и их противниками. Авторы приводят краткие сведения об истории развития ВВС ведущих мировых держав того времени в довоенное время и во время войны, о фирмах-разработчиках авиационной техники, приведены характеристики летательных аппаратов и сведения о боевых операциях, в которых они применялись. Большое количество схем, карт, чертежей и фотографий помогут читателю получить представление об основных воздушных кампаниях воюющих сторон. Большую помощь в написании работы оказали бескрайние просторы интернет-ресурсов по истории авиации основных участников Второй мировой войны, такие как: militarymaps, ww2avia.by.ru/index.htm, www.vostok-audio.ru,www.airpages, militarymaps www.airwar.ru/aww2.html, militarymaps www.aviap, militarymaps, www.allaces, militarymaps, soldiering.ru/avi www.nb-info.ru/revolt/jap4145.htma и др.

Источники. Значительную помощь в изучении темы также оказали опубликованные документы и мемуарная литература. Каждый данный вид источника представляет собой незаменимый материал по исследуемой проблеме. К первой группе источников следует отнести опубликованные документы по истории Второй мировой войны, действиям отдельных родов вооруженных сил и, в первую очередь военно-воздушных, как американских, так германских и японских. Опубликованные документы как в отечественных, так и зарубежных изданиях носят преимущественно неполный, выборочный характер. Поэтому для объективного, целостного освящения избранной тематики потребовался весь комплекс имеющихся материалов и главными из них явились переведенные выдержки американских документов африканской, итальянской, французской, филиппинской и индонезийской кампании. Представленные документы позволили раскрыть ход планирования, организации и проведения важнейших стратегических операций заокеанских союзников на различных театрах Второй мировой войны. Отдельную группу источников представляют дневники и мемуары непосредственных участников событий: американских, германских и японских пилотов, таких как: Адольфа Галланда, командующего истребительной авиацией люфтваффе, генерал-майора люфтваффе Пауля Дейхмана, гауптмана Ганса Ульриха Руделя, майора Йозефа Штейнхофа, японского капитана Кайдина Моризу, лейтенанта Хорикоши Дзиро, сержанта Сабуро Сакаи, американского лейтенанта Майлза Триппа. Стоит упомянуть о Петере Хенне, летчике-истребителе из 51-й истребительной эскадры «Мёльдерс», а затем командире эскадрильи из 4-й эскадры непосредственной поддержки войск на поле боя, который рассказывает о воздушных сражениях последних лет Второй мировой войны. Его бросили в бой в 1943 году, когда неудачи Гитлера начинали становиться все более серьезными. Хенн воевал в Италии, участвовал в воздушных схватках во Франции после высадки союзников и закончил войну в Чехословакии, попав в плен к русским. Так же были использованы свидетельства Фредерика Шермана. Шерман, командир авианосца, а затем авианосной оперативной группы, он прошел сквозь ад крупнейших сражений на Тихом океане. Коралловое море, Филиппинские, Гильбертовы и Маршалловы о-ва, залив Лейте и, как венец карьеры, потопление суперлинкора «Ямато» – вот этапы боевого пути американского истребителя, о которых он рассказывает нам в приключенческой манере. С японской стороны в качестве источника нельзя не отметить книгу «Зеро!». «В первый день Второй Мировой войны Соединенные Штаты потеряли две трети своих самолетов на Тихом океане. Японский удар по Пирл-Харбору ликвидировал любую возможность перебросить с Гавайев подкрепления на Филиппины. И на этом архипелаге вражеские самолеты быстро уничтожили остатки американской авиации. Япония контролировала большую часть материкового Китая. Она захватила Гуам и Уэйк. Она выбила нас из Голландской Ост-Индии. Сингапур пал после недолгого сопротивления. Великолепно отработанная японская тактика уничтожила Британию как воюющую сторону. Через несколько месяцев беспокойство охватило Австралию. Японские самолеты летали, не встречая почти никакого сопротивления, над северной частью Новой Гвинеи, Новой Ирландией, островами Адмиралтейства, Новой Британией и Соломоновыми о-вами. Противник захватил о-ва Рабаул, Кавиенг, Бугенвилль. Япония не только угрожала перерезать важнейшие коммуникации между Австралией и Соединенными Штатами, но и грозила вторгнуться в саму Австралию». Так пишет американский историк Мартин Кайдин в предисловии к книге. «Зеро!» – это японская история, рассказанная японцами о своих победах и поражениях. В отличие от книги, которая больше предназначена для легкого свободного чтения, мемуары японских пилотов больше всего тянут не на байки бывалых летунов, а трезвый, взвешенный анализ того, что произошло в воздухе с микадо и почему произошло. В целом перечисленные источники содержат разносторонний и интересный материал, позволивший достаточно подробно изучить затронутую проблему по всем поставленным в дипломном исследовании задачам.


ВВС США на Тихоокеанском театре боевых действий

7 декабря 1941 г. с шести японских авианосцев поднялись две волны пикирующих бомбардировщиков, торпедоносцев и горизонтальных бомбардировщиков, эскортируемые быстрыми и маневренными истребителями, которые нанесли удар по Тихоокеанскому флоту США. Менее чем за два часа, потеряв 29 самолетов с авианосцев и 5 мини-субмарин, японский императорский флот потопил или повредил 7 американских линейных кораблей, 6 других военных кораблей и уничтожил 188 самолетов. Погибло 55 японцев и 2403 американца. Атакующие корабли не получили ни единой царапины.

Во время этой атаки немногие американские самолеты сумели подняться в воздух, но только два пилота Р-40 проявили себя с лучшей стороны. Лейтенанты Джордж Уэлч и Кен Тейлор 47-й эскадрильи истребителей провели субботний вечер (и утро следующего дня) в поисках развлечений, они были разбужены взрывами японских бомб и снарядов. Даже не переодевшись в униформу, летчики поспешили к взлетной полосе и успели подняться в воздух. Вдвоем они сбили семь японских самолетов в четырех атаках, при этом лейтенант Тейлор был ранен. Бытует легенда, что они были представлены к «медали Почета», но в этой награде им отказали, поскольку они взлетели без приказа. На Гавайях и на Филиппинах, где война началась в понедельник 8 декабря, дела складывались не лучшим образом. Генерал Дуглас Макартур сумел потерять большую часть своих воздушных сил на взлетной полосе менее чем через 8 часов после Перл-Харбора: из 35 бомбардировщиков В-17 были уничтожены 17 самолетов, а также 80 других, включая 58 истребителей Р-35 и Р-40. На Гавайях ответственность за катастрофу была возложена на адмирала Хазбанда Киммеля и генерал-лейтенанта Уолтера Шорта; на Филиппинах генерал Дуглас Макартур завершил дело тем, что сбежал на подводной лодке и при этом получил медаль Почета.

Несмотря на первоначально ужасное положение, были во всем этом и некоторые положительные моменты. Лейтенант Джозеф Г. Мур, летчик 20-й эскадрильи истребителей (впоследствии командовавший 7-й воздушной армией во Вьетнаме), отметил: «Мы, наконец, смогли снять наши проклятые галстуки и забросить их подальше». На разбомбленном аэродроме «Кларк Филд» бродил среди мусора временно оставшийся без работы пилот бомбардировщика – лейтенант Эд Джекет. Заглянув в воронку от бомбы, он заметил на дне осколки и решил взять один на память, он поднял искореженный кусок стали и увидел несколько английских букв. Это было клеймо «Фабрика швейных машин Зингера». Годы спустя Джекет говорил: «Я думаю, совершенно верно полагают, что не стоит продавать то, чем в тебя могут потом стрельнуть».

На Филиппинах сложилась легенда вокруг пилота В-17 19-й группы бомбардировщиков, капитана П. Колина Келли, который атаковал японские силы вторжения, двигавшиеся с Апарри, у северного побережья Лузона, сбросив на них бомбы с высоты 22 000 футов. На обратном пути его перехватили японские истребители. Среди пилотов Зеро был младший офицер авиации Сабуро Сакаи, который впоследствии писал о своем восхищении капитаном Келли и другими американскими летчиками. Келли пилотировал самолет В-17С, который не имел заднего стрелка и автоматически перекрывающихся баков. Когда его Боинг получил серьезные повреждения, а один из стрелков был убит, Келли продолжал вести самолет, чтобы оставшиеся шесть членов экипажа могли выпрыгнуть. На подходе к аэродрому Кларк Филд он уже собрался прыгать, но в этот момент самолет взорвался.

Из за ошибочных сведений о местоположении японских кораблей было принято, что Келли сбросил бомбы на линкор «Харуна» и, возможно, даже потопил его, хотя этот линкор в то время находился совсем в другом месте. Более вероятно, что Келли атаковал какой-то крейсер, за что ему была присвоена медаль Почета. В то время как он был представлен к высшей награде, ему был присвоен крест за отличную службу, хотя впоследствии пилоты бомбардировщиков, совершившие такой же подвиг, награждались лишь медалью Конгресса.

Все заявления Макартура о том, что Филиппины захватить невозможно, были опровергнуты ходом боевых действий. Японцы высадились в заливе Лингаян и всего неделю спустя, 27 декабря, Манила была объявлена открытым городом, чтобы избежать дальнейших бомбардировок. Филиппины были явно обречены, хотя некоторые из их защитников сумели продержаться там до начала мая. Американские ВВС имели мало шансов проявить свои боеспособности на Филиппинах. Далее к юго-западу на Яву прибыло долгожданное подкрепление в виде истребителей «Кёртисс» Р-40, которые должны были помочь голландцам защищать остров. Голландцы пытались дать отпор неизбежному японскому вторжению в Юго-Восточную Азию, богатую нефтяными месторождениями, и прежде чем союзникам пришлось отступить, им суждено было понести большие потери.

США тем временем собирали все оставшиеся силы, чтобы взять реванш за первые потери. Пока японцы быстро набирали очки и допускали сравнительно мало ошибок, полностью развернутые вооруженные силы США успевали только следить за развитием событий. К счастью, у Америки были свои харизматические лидеры, люди, посвятившие всю свою профессиональную жизнь подготовке к этому моменту, если не к этой ситуации. Один из эпизодов, говорящих о вере в будущее, произошел в Саванне, штате Джорджия, где 28-го января была сформирована 8-я воздушная армия. Не прошло и года, как это едва оперившееся соединение бомбардировщиков пронеслось над оккупированной нацистами Европой.

Несмотря на проводимую в Лондоне и Вашингтоне политику «Германия — в первую очередь», непреложным оставался тот факт, что японцы продолжали наносить поражения американским и британским войскам на Тихом океане и на Дальнем Востоке. 1-го февраля горстки истребителей Р-40, еще действовавшия на Филиппинах, пытались противостоять высадке противника на Куинауан Пойнт. Летящие на малой высоте они атаковали суда и войска противника, уже вышедшие на берег, поражая их прицельным огнем, но при этом не смогли сорвать данную десантную операцию. Отрезанные от внешнего мира американские эскадрильи испытывали недостаток во всем: самолетах, пилотах, механиках, запчастях, боеприпасах и топливе. Вновь сформированная 5-я воздушная армия приступила к нанесению ударов по японским войскам на о. Ява. Голландская Ост-Индия, богатая топливом и резиной, была первым кандидатом на присоединение к Японии. Ее, как и Филиппины, японцы планировали завоевать в первую очередь. Для американских и голландских летчиков война здесь первоначально была проиграна, несмотря на все их усилия. 27-го февраля здесь произошло крупное морское сражение, битва в Яванском море. Подразделения 5-й воздушной армии одно за другим вылетали для поддержки американских, британских и голландских военно-морских сил, но их влияние на исход сражения было незначительным. Союзники потеряли пять кораблей, в то время как у японского флота потери были незначительны. Был потоплен шедший в голландскую Ост-Индию американский авиатранспорт «Лэнгли» с 32 истребителями Р-40, в которых союзники сильно нуждались.

1-го марта американские бомбардировщики совершили свой последний вылет с Явы. На следующий день они эвакуировались с острова, оставив японцам богатую добычу, источник стратегически важных материалов, не говоря уже о военном престиже. Дела шли все хуже. 15 февраля сдался Сингапур — это было довольно чувствительное поражение британской армии в истории Второй мировой войны. Неделю спустя Рузвельт приказал генералу Макартуру оставить Филиппины. И хотя в целом то, как он руководил кампанией, оставляет желать лучшего, этот командир стал символом американской решимости, а его предвоенный статус начальника штаба делал крайне нежелательной его сдачу в плен. Он организовал свой новый штаб в Таунсвилле, на восточном берегу Австралии. Как будто поздравляя его с прибытием в Австралию, японцы 3 марта сбросили бомбы на Брум на северном побережье континента. Казалось, что в пределах Тихого океана они могут добраться куда угодно.

Вытесненные с Филиппин и из голландской Ост-Индии, ВВС США перегруппировались в Северной Австралии. Тяжелые бомбардировщики совершали многочисленные разведывательные полеты, В-25 продолжали атаковать южные Филиппины, добираясь туда через промежуточные базы. Но наступательные возможности американских ВВС были ограничены. По необходимости все внимание было сосредоточено, прежде всего, на оборонительных действиях. 49-я группа истребителей прибыла в Австралию в феврале, имея недостаточно подготовленный личный состав: составом не более десяти из 102-х ее пилотов летали до этого на истребителях. Из двух других имевшихся в наличии групп истребителей одна понесла большие потери на Яве, а другая только начала формироваться. 19 февраля японцы бомбардировали Дарвин, а Королевская авиация Австралии была слишком широко рассредоточена и не могла оказать должного сопротивления. 9-я эскадрилья истребителей стала вылетать на перехват японских бомбардировщиков с конца марта и по ходу боев 9-я эскадрилья потеряла два Р-40.

В конце месяца три эскадрильи этой группы вновь объединились в Дарвине, и 25 апреля там произошел крупный воздушный бой. По сообщению американских летчиков, они встретили 24 японских бомбардировщика в сопровождении 9 «Зеро». На этот раз численный перевес был на стороне американцев, которые имели 50 истребителей Р-40. Они одержали победу, сбив десять вражеских самолетов. Тут стоит отметить капитана Билла Хеннона, ветерана Явы, который заставил своих молодых пилотов выучить наизусть правила ведения боя на Р-40: избегать боя на больших высотах (где не имеющий нагнетателя двигатель Эллисона оказывается в проигрыше); использовать высоту для того, чтобы набрать скорость, пикируя на противника, выбирать определенную цель, открывать огонь только с близкой дистанции, затем вновь набирать высоту, поднимаясь по спирали. На следующий день 49-я группа сбила три бомбардировщика, но потеряла четыре истребителя. Потери продолжали расти, и их соотношение пока было не в пользу американцев.

Тем временем ВВС США перебрасывали все возможные подкрепления в юго-западную часть Тихого океана. В числе отправленных морем подразделений была 22-я группа бомбардировщиков, которую сначала послали на Гавайи, а затем в Австралию. Налет бомбардировщиков на японский порт в Лаэ, в Новой Гвинеи, оставался недокументированным в течение нескольких десятилетий. Лейтенант Линдон Джонсон, техасский конгрессмен, до выборов 1942 г. служивший во флоте, повел В-26 22-й группы на Порт Морсби. Он выбился из графика, что нарушило график всей операции и привело к потере двух бомбардировщиков и одного экипажа. Несмотря на то, что самолет Джонсона сбросил бомбы в 80 милях от Лаэ, он получил «Серебряную Звезду» от генерала Дугласа Макартура.

В конце июля японцы вновь высадили войска у Гоны, на северном берегу полуострова Папуан на Новой Гвинее. 5-я воздушная армия задействовала все имевшиеся в наличии самолеты: В-24, В-25, даже «Дугласы» А-24 «Банши» и истребители. И хотя ВВС не добились таких успехов с пикирующими бомбардировщиками, как флот и морская пехота, у Дугласа А-24 было одно неоспоримое преимущество: эти самолеты имелись в достаточном количестве. Правда, во время одной важной операции семь из них поднялись в воздух, и только один вернулся. Тем временем, японцы упорно продолжали наступать, захватив Буну и Кокоду, угрожая коммуникациям союзников. Затем последовало длительное противостояние, в котором все более значимой становилась роль авиации. Примерно в то же время 11-я группа бомбардировщиков стала размещать B-17 на Эспириту Санто и Новых Гебридах. Воздушная поддержка для предстоящего вторжения на Гуадалканал требовала проведения дальней разведки и нанесения стратегического удара по морским и воздушным базам противника на Рабауле, Новой Британии. Все внимание было сосредоточено на Тихоокеанском театре, который контролировался флотом.

Тихоокеанский театр военных действий в годы войны был самым крупным на земном шаре. Поэтому, в отличие от Европы, война на Тихом Океане неизбежно превращалась в непрерывную совместную операцию нескольких родов войск. Между ними возникла такая взаимозависимость, какой нигде больше не наблюдалось, хотя это ,конечно же, не могло полностью исключить соперничество между различными родами войск. Наиболее пустынным районом этого театра были Алеутские острова, однако в марте на севере была сформирована 11-я воздушная армия, на Элмендорф Филд и на Аляске разместились эскадрильи истребителей. В дальнейшем 11-я воздушная армия не только совершала вылеты, но и сражалась в самых неподходящих для авиации погодных условиях.

В ходе войны на Тихом океане неожиданно произошел крутой поворот в начале июня 1942 года: поворот благоприятный для Америки и катастрофический для Японии. Мощные флотские соединения, включавшие четыре авианосца, приближались к атоллу Мидуэй, в 1100 милях к северу от Оаху, но об их приближении американцам стало известно благодаря дешифровке японского секретного кода. Адмирал Честер Нимиц бросил в бой практически весь свой Тихоокеанский флот, особенно полагаясь на три имевшихся у него авианосца. 7-я воздушная армия внесла свой посильный вклад: 17 самолетов В-17 подполковника Уолтера Свини из 5-й и 11-й групп бомбардировщиков, плюс 4 самолета В-26 капитана Уильяма Ф. Коллинза. Мидуэй означал либо полный проигрыш, либо победу: американцы понимали, что они не могут позволить японцам захватить базу так близко к Гавайям.

Летающие крепости совершили несколько дальних разведывательных полетов накануне сражения, помогая морской авиации. Экипажи ВВС преуспели в наблюдении за поверхностью океана, подтвердив, что они в состоянии установить местоположение боевых единиц противника, и укрепли при этом тезис Митчелла относительно превосходства базирующейся на суше авиации над самолетами, взлетающими с авианосцев. Правда, в разгар битвы, утром 4 июня, усилия высотных бомбардировщиков не имели особого успеха. Бросая бомбы с высоты 20 000 футов, они убедились, что попасть таким образом в маневрирующий в открытом море корабль почти невозможно. Согласно подсчетам, В-17 сбросили во время сражения 322 бомбы и не добились ни единого попадания. Одна из сделанных во время атаки фотографий показывает три группы бомбовых разрывов вокруг авианосца «Хирю», все на расстоянии от 600 до 1600 футов от него.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.