Контрольная работа: Гендерная дискриминация в политике России
Контрольная работа: Гендерная дискриминация в политике России
Существует ли в России
дискриминация в политике по половому признаку?
Я хочу попробовать понять
политическую структуру нашей страны, действительно ли существует такая проблема.
Ознакомиться с Конституцией РФ, нормативно-правовыми актами на данную тему.
Наверное, каждый из нас хотя
бы раз слышал о дискриминации.
Дискриминация (лат. Discriminatio — различение) — ограничение прав
и обязанностей человека по определённому признаку.
Ограничение прав
может быть подкреплено законодательством
(правовая, де юре), принятой в стране религией,
или может основываться исключительно на сложившихся моральных нормах (неофициальная,
де факто). В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека,
например, раса,
национальность, гражданство,
родство, религиозные убеждения,
сексуальная ориентация, возраст,
инвалидность, употребление наркотиков, род занятий и тд, в моей работе пол.
О дискриминации по половому
признаку (гендерному), говорят часто, т.е. о дискриминации по отношении к женщинам
(согласитесь, что о дискриминации мужчин мы никогда ничего не слышали, разве, что
о спартанских мальчиках, и то, в том случае дискриминация была отнюдь не по половому
признаку).
Дискриминация - это функция
абстрактного мышления, позволяющая заклеймить конкретный раздражитель по выделенному
общему признаку. Поэтому, она, к сожалению, неизбежна...
Первым российским деятелем,
который интуитивно почувствовал взаимосвязь темы женского равноправия, привлечение
женщины в свет, женской эмансипации и модернизации, был Петр Великий, приказавший
женщинам покинуть терема, являться на придворные «ассамблеи». В 1917г. временное
правительство объявило о своем решении предоставить российским женщинам все политические
права. Первая женщина-министр в истории России – графиня Софья Панина получила пост
главы Министерства социального призрения после Февральской революции.
Дискриминация зарплаты:
«мужская» и «женская»
Согласно данным обзора Росстата,
разница между доходами женщин и мужчин в России сегодня составляет 39%. И этот разрыв
продолжает увеличиваться. Главной причиной исследователи считают неравномерное распределение
мужчин и женщин по профессиям и отраслям. Так, в традиционно женских видах деятельности
(например, сфера образования, медицина и розничная торговля) зарплаты ниже мужских.
Низкооплачиваемыми оказались
отрасли с преимущественно женской занятостью, такие как легкая, пищевая отрасли
промышленности, образование, здравоохранение. В пользу мужчин сложилась и должностная
иерархия, а, следовательно, заработки практически на любом предприятии и в организации.
В целом по стране указанные различия в оплате труда между женщинами и мужчинами
оцениваются, как один к трем.
При этом гендерные различия
в уровне дохода существуют не только в отраслях с «мужским» профилем работы, но
даже там, где занят преимущественно «слабый» пол. Женщины, например, преобладают
в таких отраслях, как связь (67,7%), проектные организации (61,7%), торговля (75,3%),
сфера общественного питания (75,6%), операции с недвижимостью (61,5%), общая коммерческая
деятельность (79,9%), здравоохранение (85,6%), образование (82,3%), культура (75,7%),
наука (58%), общественные объединения (56,5%), но при этом оплата их труда остается
ниже, чем у мужчин. Превышение наблюдается только в двух отраслях: розничная торговля
(на 10%) и управление (на 14%). Мужчины доминируют в сферах государственного управления,
экономической, финансовой, научной элите общества. Несмотря на то, что уровень образования
среди занятых мужчин несколько ниже, чем среди занятых женщин, они сосредоточены
в отраслях с традиционно высокой оплатой труда.
Средний мировой показатель
отношения оплаты труда женщин к заработной плате у мужчин составляет 65%. В соответствии
со статистикой ООН, минимальное соотношение доходов по полу (1:3) наблюдается в
развивающихся странах: Египет, Пакистан, Мексика, Чили. Менее половины от уровня
доходов мужчин получают женщины в странах с развитой экономикой, таких как Япония,
Бельгия, Италия, Испания. На постсоветском пространстве соотношение лучше: Эстония,
Словакия, Молдавия, Литва, Польша, Словения — 62-67%, что сопоставимо с ситуацией
в России. Из общего ряда выделяются Финляндия, Дания, Швеция — здесь доходы женщин
достигают более 70% от доходов мужчин. Например, в Швеции заработная плата женщин
составляет в среднем 80% от зарплаты мужчин. Также отмечается, что в профессиях,
где традиционно заняты женщины (медсестра, кассир, преподаватель начальной школы,
работники швейной промышленности, социальный работник), ставки заранее занижены.
Поэтому женщина, ухаживающая за детьми в детском саду, получает на 40 процентов
меньше мужчины, ухаживающего за обезьянами в зоопарке.
За последние 25 лет разница
между зарплатами мужчин и женщин сократилась лишь на два процента. Если так пойдет
и дальше, то труд мужчин и женщин будет одинаково оплачиваться лишь через 187 лет.
Российское
законодательство о праве женщин на участие в управлении государством
Интеграция России
в мировое сообщество обеспечивает влияние международных норм на отечественное законодательство.
Кроме того, рост числа и влияния женских НПО (Неправительственные
организации), а также появление феминистски ориентированных
женщин-депутатов в немалой степени способствуют лоббированию законов, защищающих
права женщин.
Недостаточное представительство
женщин в государственных органах страны дает основание для постановки вопроса о
том, насколько легитимны соответствующие политические структуры, является ли демократическим
политический строй нашего государства.
15.04.2005 г. депутаты ГД
обсуждали во втором чтении законопроекта о пропорциональной системе выборов отклонили
поправку, ограничивающую представительство в списках кандидатов от партий лиц одного
пола 70%.
Это предложение главы думского
комитета по делам женщин, семьи и молодежи поддержали всего 117 депутатов (при необходимом
минимуме в 226 голосов).
ст. 32 Конституции РФ соответствует
ст. 25 Международного Пакта о гражданских и политических правах: "Каждый гражданин
должен иметь без какой бы то ни было дискриминации… и без необоснованных ограничений
право и возможность:
а) принимать участие в ведении
государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно избранных
представителей;
б) голосовать и быть избранным
на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного
права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
в) допускаться в своей стране
на общих условиях равенства к государственной службе".
Как показывает
практика, реализация законов подразумевает скрытую дискриминацию
женщин. Это происходит в основном по двум причинам.
Во-первых, вследствие
того, что в основном именно женщины заранее как бы исключаются из числа кандидатов
на выборах вообще и из числа успешных кандидатов, в частности, поскольку обладают
меньшим количеством ресурсов: финансовых, организационных, информационных. Кроме
того, женщины-кандидаты идут, как правило, на выборы не от политических партий и
движений, а как независимые кандидаты, что еще больше ограничивает их ресурсы.
Известно, что
выборы, по словам одной респондентки, носят все более "денежный характер",
а женщины практически лишены поддержки со стороны финансовых и коммерческих структур.
Во-вторых, в России
не существует антидискриминационного законодательства в сфере
труда и семейных отношений, которое запрещает скрытую дискриминацию
и подразумевает меры "позитивной дискриминации".
В российской же
практике и в ходе выборов по одномандатным округам, и в ходе составления избирательных
списков, действует принцип "гендерного ценза по признаку
пола", который работает через разные механизмы: партийного отбора, системы
контроля над финансированием в одномандатных округах, доступ к СМИ, использование
традиционных стереотипов против женщин-кандидатов, фактическая преимущественная
поддержка властью кандидатов-мужчин".
гендерный
дискриминация доход власть
Существует ли в России
дискриминация в политике по половому признаку?
1. Состав Кабинета Министров РФ
под председательством премьер-
министра Владимира Путина составляет 25 человек из них 2-а министра женщины (8%):
- министр здравоохранения
и социального развития: Голикова Татьяна Алексеевна
- министр экономического развития:
Набиуллина Эльвира Сахипзадовна.
2. Состав и структура Совета
Федерации.
Совет Федерации - верхняя
палата Федерального собрания (парламента России), включающая, согласно российской
Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ, по одному от представительного
и исполнительного органов государственной власти.
Председатель Совета Федерации
– Миронов Сергей Михайлович
- Президиум Совета палаты
в его состав входят 14 депутатов из них всего 1 женщина(7%) - Орлова Светлана Юрьевна.
Члены Совета Палаты – 33 депутата
из них 2 женщины(6%): Орлова С.Ю. и Нарусова Л.Б.
Члены Совета Федерации – 161
депутат их них 9 женщин (6%)
3. Состав и структура Государственной
Думы.
Государственная
дума состоит из 450 депутатов - нижняя палата Федерального собрания РФ.
Депутаты Государственной
Думы (450)
Председатель Государственной Думы
Грызлов Борис Николаевич
|
Совет Государственной Думы
10 депутатов из них 3 женщины (30%)
|
|
Первый заместитель председателя Государственной
Думы
Морозов Олег Викторович
|
|
Заместитель Председателя Государственной
Думы
9 депутатов из них 3 женщины (33,3%)
|
Фракция «Единая Россия»
Всего:314 депутатов из них женщин 46
(14,7%)
|
|
Фракция Коммунистической партии»
Всего:57 депутатов из них 4 женщины
(7%)
|
|
Фракция «Либерально демократической
партии»
Всего:40 депутатов из них 4 женщины(10%)
|
|
Фракция «Справедливой России»
Всего:38 депутатов из них 11 женщины(29%)
|
Комитеты (32) и комиссии(5) |
Нет ни одной женщины руководителя
фракции
В Российской Федерации 89
субъектов и лишь в 2-х из них женщины являются губернаторами:
1. Валентина Ивановна Матвиенко, губернатор
Санкт-Петербурга с 05.10.2003г. победила на втором туре досрочных выборах.
2. Наталья Владимировна Комарова, губернатор
Ханты-Мансийского округа инаугурация состоялась 1 марта 2010 года.
Совет народных депутатов г.
Новокузнецка
Председатель - Нефедов В.Н.
и 34 депутата из них 9 женщин (26%).
В идеале учеными высчитано,
что представительство женщин и мужчин в органах государственной власти должно быть
пропорционально численности лиц каждого пола среди населения страны. Минимум, необходимый
для того, что бы та или иная группа лиц, входящая в состав какого-либо органа власти
реально могла, оказать влияние на его работу составляет 33% от всего состава.
Проанализировав эти данные,
можно сделать выводы, что в нашей стране женщин-политиков гораздо меньше, чем мужчин.
Хотя на городском уровне отмечаем рост количества женщин во власти.
Равенство возможностей закреплено
в российском конституционном законодательстве (ч3. Ст19 Конституция РФ) и как следствие
этого, обязательно для исполнения, однако нельзя не считаться с приведенными выше
данными, а также с мнением женщин.
Любовь Слиска: "Мы не скоро дождемся, когда роль
женщины станет заметной"
В политике женщины занимают
одно из последних мест. Они, по сути дела, работают на региональном уровне - депутатами
законодательных собраний и муниципальных органов власти. Если их избирают в Госдуму
и Совет федерации, то очень малое количество. Я могу вспомнить Эллу Памфилову, Валентину
Матвиенко, Ирину Хакамаду... Могу еще несколько имен назвать, и все. Россия, я считаю,
патриархальная страна, и мы не скоро дождемся, когда роль женщины в нашей истории
станет заметной.
Юлия Городничева: "На мой взгляд, роль женщин в политике
и бизнесе явно недостаточна. Мы в этом отношении находимся посередине между Европой
и Азией. В Европе женщина в управлении государством или предприятием воспринимается
абсолютно естественно, а в Азии - наоборот. В России есть женщины губернаторы, но
в целом женщины серьезной роли во власти не играют. Скорее всего, эта ситуация должна
вскоре измениться.
Я изучила большое количество
материалов по данному вопросу и пришла к выводу: дискриминация женщин в политике
существует, что большинство нормативно-правовых актов посвященных этому (как и многие
другие документы, в России) не реализуются в должной мере. То есть так, чтобы жизнь
ЖЕНЩИНЫ стала лучше. Все это лишний раз показывает, что не достаточно просто разработать
нормативно-правовой акт, какой-либо, пусть даже общепринятый документ, нужно еще
и создать механизмы для его реализации, и дать этим механизмам работать в полную
силу. А вот в России почему-то с этим всегда проблемы.
Однако человечество ступает
на новый этап развития, и возможно, в будущем станет реальной мечта об идеальном
равноправном во всех отношениях обществе.
|