рефераты скачать

МЕНЮ


Контрольная работа: Английское общество XIV в. по "Кентерберийским рассказам Джеффри Чосера"

Об этом свидетельствует, прежде всего, требование свободы торговли для всех. Зажиточное крестьянство к этому времени извлекало немалую выгоду из торговли и хотело извлекать еще больше, освободившись от всех феодальных ограничений. Наиболее радикальным требованием Майл-Эндской программы было требование отмены крепостничества. Но сама по себе эта отмена не решала самого злободневного вопроса крестьянской жизни — не освобождала крестьян от феодальной эксплуатации. Основной массе английского крестьянства нужна была земля, а этого требования программа не выдвигала. Крестьяне страдали также от рабочего законодательства, от захвата феодалами общинных угодий, но и об этом программа умалчивала. Следуя советам своих приближенных, король согласился выполнить все требования крестьян. Он приказал своим клеркам заготовить освободительные грамоты, которые гласили:

«Да будет ведомо, что по особой милости мы отпускаем на волю всех верных поданных наших ... и освобождаем от рабства каждого из них, и обеспечиваем им это настоящей грамотой, а также прощаем этим верным подданным нашим всякие преступления, измены, нарушения законов и вымогательства, ими или кем-нибудь из них каким-нибудь образом совершенные, и жалуем им и каждому из них наш полный мир».

Затем король приказал восставшим разойтись по домам. Уловка короля удалась. Крестьянам казалось, что они достигли своей цели, а дома их ждали семьи и неотложные полевые работы, поэтому значительная часть их стала расходиться по своим деревням. Наиболее решительные и дальновидные из них не были удовлетворены Майл-Эндской программой и остались в Лондоне. Так обнаружился раскол в рядах восставших, который шёл в основном по социальной линии: малоземельные и зажиточные крестьяне. Наметился раскол и среди городского населения. Если городская беднота по-прежнему поддерживала восставших, то зажиточные элементы города, напуганные размахом восстания и неожиданным для них поворотом событий, готовы были оказать поддержку правительству в его подавлении.

Восставшие потребовали нового свидания с королём, и он снова был вынужден согласиться на это. На этот раз свидание состоялось за северными воротами Лондона, в Смитфилде. Восставшие снова встретили короля в боевом порядке. Приглашенный советниками короля Уот Тайлер верхом в сопровождении одного лишь знаменосца подъехал к королевской свите и на вопрос короля, почему восставшие не расходятся по домам, предъявил королю требования, известные под названием Смитфилдской программы. В ней восставшие требовали прежде всего, чтобы были отменены все законы, кроме Винчестерского, который гарантировал всем свободным людям безопасность личности. Это требование дополнялось целым рядом других, среди которых на первом месте стоит требование возвратить крестьянам общинные угодья, захваченные у них лордами, конфисковать у церкви земли и передать их крестьянам. Наконец, выдвигались и политические требования отмена всякого рода сословных привилегий, установление в стране чего-то вроде крестьянско-демократической монархии. С Майл-Эндской ее роднило лишь одно требование — отмены крепостного права, но в Смитфилдской программе это требование стояло на последнем месте. Это и понятно, так как составителями программы являлись в основном кентские крестьяне, а в Кенте крепостничество никогда не играло значительной роли.

Смитфилдская программа отличается более радикальным характером. Прежде всего, она ставит наиболее злободневный крестьянский вопрос — вопрос о земле. Правда, она не требует еще конфискации всего феодального имущества, но и требование секуляризации церковных земель и возврата общинных угодий было весьма смелым для того времени. Вся программа проникнута духом недоверия и вражды к феодальному государству. Об этом свидетельствует прежде всего требование отмены всех законов, кроме Винчестерского. Хотя в программе специально не говорится о рабочем законодательстве, но вполне очевидно, что именно это законодательство вызывало прежде всего недовольство крестьян, и они хотели избавиться от него.

Во время переговоров лондонский мэр нанес предательский удар вождю восставших, ранив его сначала в шею, а затем в голову. Сначала восставшие не заметили, как упал Уот Тайлер. Когда же они поняли, в чем дело, то подняли сильный шум. К ним направился король, который уверил их, что их вождь посвящен в рыцари, все требования их удовлетворены, и приказал им идти в открытое поле. Тем временем приближенные короля во главе с мэром немедленно поскакали в Лондон.

Собрав огромное ополчение из зажиточных горожан и рыцарей, мэр Лондона пришел с ним на помощь королю. Но, несмотря на помощь ополчения и растерянность восставших, король был так напуган, что приказал выдать крестьянам освободительные грамоты. Крестьяне разошлись в убеждении, что они одержали победу, что все их требования приняты.

Однако это было лишь новой уловкой короля. В тот же день был издан новый королевский приказ, чтобы всякий, кто не прожил в столице целого года, немедленно оставил город под страхом смертной казни. Одновременно в Лондон были вызваны из всех графств вооруженные рыцари. Банды вооруженных феодалов и наемников наводнили столицу, и началась кровавая расправа. На рыночной площади было положено бревно, на котором отрубали головы городской бедноте, принимавшей участие в восстании. Повстанцев сотнями вешали на виселицах, вырезали у них внутренности, выворачивали суставы.

Но восстание было подавлено далеко не сразу. Из Эссекса и Кента оно перекинулось в другие графства, охватив почти всю Англию, кроме самых северных и части северо-западных районов. Получив от короля освободительные грамоты, крестьяне всюду стали считать себя свободными людьми и решили не нести больше барщины. Они уничтожали феодальные архивы, сжигали усадьбы, убивали ненавистных чиновников и феодалов. С особой ненавистью обрушивались они на монастыри. Но этим они, как правило, и ограничивались. Слабость восставших и здесь проявлялась, прежде всего, в разрозненности и стихийности их действий. Они не выходили за пределы своего округа, не объединяли и не координировали своих действий.

Такими чертами были отмечены и восстания в Сент-Олбансе, Норфолке, Суффолке и Кембриджшире.

Расправившись с восстанием в Лондоне, правительство направило карательные экспедиции в другие районы страны. Когда восставшие пытались настаивать на выполнении данных им королем обещаний, им цинично отвечали: «Вы были крепостными и останетесь ими; вы останетесь в крепостном состоянии, но еще несравненно худшем и более тяжком». В целом ряде мест крестьяне не хотели дешево отдавать только что завоеванную свободу. Для подавления их сопротивления правительство было вынуждено направить против восставших огромные войска из тяжеловооруженной кавалерии и пехоты. Вслед за правительственными войсками всюду шли королевские судьи, которые сотнями приговаривали крестьян к смертной казни. По всей стране были воздвигнуты виселицы, но и на них для всех осужденных крестьян не хватало места, и иногда на одной виселице вешали по девять-десять человек одновременно. Предстал перед судом и народный проповедник Джон Болл, захваченный в Ковентри. Он был приговорен к жестокой и мучительной казни: повешению, вырезыванию внутренностей, обезглавливанию и четвертованию.

15 июля 1381 г. приговор был приведен в исполнение.

Король разослал приказ, чтобы восставшие беспрекословно слушались лордов и выполняли все те повинности, которые несли до восстания. Собравшийся вскоре парламент одобрил действия короля и объявил амнистию тем феодалам, которые казнили крестьян без всякого суда.

Восстание Уота Тайлера, как и все другие крестьянские восстания средневековья, было обречено на неудачу. Причины этого кроются прежде всего в самой природе крестьянства как класса. Наиболее характерной чертой этого восстания была его стихийность, разрозненность выступлений крестьян. В условиях товарного хозяйства крестьянство непрерывно порождало верхушку, интересы которой не совпадали с интересами основной массы беднейших крестьян, так как они начинают уже выступать в роли эксплуататоров своих же соседей-общинников. Эти противоречия среди восставших со всей очевидностью проявились во время пребывания их в Лондоне и переговоров с королем. Результатом их явилось наличие не одной, а двух крестьянских программ: Майл-Эндской и Смитфилдской. Показателем незрелости крестьян является излишняя доверчивость восставших, в результате которой они фактически выпустили из рук уже одержанную победу.

Не будучи классом, способным победить самостоятельно, крестьяне в то же время не имели такого руководителя, который мог бы представлять и защищать их интересы. Буржуазия, которая могла бы взять на себя руководство восстанием и внести организованность в его ряды, в тот период еще не созрела. Хотя городская верхушка проявляла недовольство злоупотреблениями со стороны королевской власти, ее чиновников, феодалов и особенно католической церкви, но она еще не ставила своей целью свержение феодального строя, поэтому не могла до конца поддерживать антифеодальное движение крестьян. Примкнув к крестьянам в начале восстания, она хотела использовать его в своих целях, но, напуганная размахом движения, вскоре предала восставших и активно содействовала их подавлению. Городская беднота поддерживала восстание до конца, но она не могла стать, во главе его, так как сама была слишком слаба и неорганизованна.

Несмотря па подавление восстания Уота Тайлера, это величайшее в истории Англии движение не прошло бесследно. Оно принесло крестьянам до некоторой степени сознание своей силы и общности классовых интересов, вселило в феодалов страх перед грозной силой крестьян. Не без воздействия восстания в 1382 г. был введен новый подушный налог, распространявшийся теперь только на землевладельцев, а в 1390 г. был издан новый статут о рабочих, который предоставлял мировым судьям право фиксировать размеры заработной платы в своих районах в зависимости от уровня цен. Самый же главный результат восстания состоял в том, что после него крепостное право в Англии быстро начинает исчезать. Правда, освобождение крестьян было подготовлено всем экономическим развитием страны в предшествовавший восстанию период, но выступление крестьян сыграло в этом процессе немаловажную роль, так как феодалы боялись теперь требовать с крестьян барщину и повышать другие платежи. В течение XV в. почти все крестьянство стало свободным и было переведено на денежную ренту.


II.  Культура Англии XIV века и роль в ней произведений Чосера

2.1 Предыстория возникновения единой национальной культуры

До XIV в. в Англии не существовало единой национальной культуры и общего национального языка. Нормандские завоеватели принесли в Англию французский язык, который и стал считаться официальным языком. На нём говорила верхушка знати, велось судопроизводство и преподавание в школах, знание его считалось признаком образованности и принадлежности к высшему обществу. Существовал также латинский язык, бывший языком церкви и средневековой схоластики. Народные же низы, мелкие феодалы и горожане говорили на англосаксонском языке, который распадался на множество диалектов. Лишь к середине XIV в. в Англии начинает формироваться письменный литературный английский язык, в основу которого был положен лондонский диалект и который испытал на себе влияние французского и латинского языков. В 1362 г. английская речь впервые зазвучала на заседании парламента, в том же году парламент постановил употреблять английский язык в судах. На формирование литературного английского языка оказал немалое влияние перевод библии по инициативе Виклефа, а также трактаты и памфлеты Виклефа, написанные на английском языке.

Вторая половина XIV в. была периодом подъема английской национальной литературы. Правда, в аристократических кругах английского общества и при королевском дворе по-прежнему пользовалась популярностью литература на французском языке. Видный литератор того времени Джон Гауэр пишет ещё произведения, в которых сквозит монастырская учёность и дидактика и которые весьма далеки от реального изображения действительности. Но новые веяния в литературе становятся всё ощутимее.

Наиболее выдающимися литературными явлениями этого периода были большая аллегорическая поэма Вильяма Ленгленда «Видение о Петре Пахаре» и творчество Джефри Чосера.

Поэма Ленгленда отражает народное движение тогдашней Англии. Здесь впервые простой деревенский пахарь становится выше представителей всех остальных социальных слоев. Героем этой поэмы является зажиточный крестьянин Петр, но в поэме яркими красками описываются бедствия бедных крестьян, борющихся за своё существование. Автор поэмы, сам будучи выходцем из крестьян, хорошо знает их горести и правдиво говорит о них. Несмотря на аллегорический характер поэмы, в ней выведена целая вереница представителей различных слоёв общества. Среди них один лишь Пахарь может показать истинный путь к правде всем заблудшим. Эта правда — во всеобщем труде. В обращении Ленгленда к рыцарю содержится признание крепостного права. Он лишь призывает рыцаря не угнетать крестьян сверх меры. Для улучшения общественных порядков он предлагает не социальные, а нравственные меры, убеждает всех жить в любви и законе. Но, несмотря на умеренность взглядов автора поэмы, проповедь всеобщего труда и возвеличение крестьянства были замечательным для того времени новшеством. Образ Пахаря стал популярен в сельской среде благодаря лоллардам.

Джефри Чосер – выдающийся писатель, один из основателей оригинальной английской поэзии. Он был уникальным человеком и обладал замечательными для его времени познаниями в области астрономии. Он написал для сына «Трактат об астролябии». По словам одного исследователя, «он предпочитал циферблат звёзд и календарь Зодиака». Для него характерно не прямое обозначение времени, а косвенные астрономические указания, определяющие время. Все они, по изысканиям позднейших исследователей, безошибочно указывают точную дату. (Ср. рассказ рыцаря, пролог юриста, рассказ капеллана и пр.) По вычислению самого Чосера в его «Астролябии», солнце выходит из знака Овна после 11 апреля, а паломничество в Кентербери, по указанию в прологе к рассказу юриста, приурочено к 16 – 20 апреля (вероятнее всего – 1387 г.).

2.2 Кентерберийские рассказы как отражение нравов средневекового английского общества XIV в.

В Кентерберийских рассказах мы знакомимся с людьми, которые были весьма заметны в истории Англии. Первое упоминание о них мы встречаем в строках:

Паломников бессчётных вереницы

Мощам заморским снова поклониться

Стремились истово; но многих влёк

Фома Бекет, святой, что им помог.

Как известно, Фома Бекет (1118 – 1170 гг.) – это архиепископ Кентерберийский, канцлер Генриха II. Он боролся с королём за независимое положение церкви и был убит слугами короля. Позднее канонизирован католической церковью.

Затем мы должны обратить внимание на то, что Чосер характеризует нам персонажей и раскрывает все их достоинства. Именно благодаря этому, нам удаётся рассмотреть средневековую Англию в её истинном обличии. Начинается этот рассказ с описания Рыцаря:

Тот рыцарь был достойный человек.

С тех пор как в первый он ушёл набег,

Не посрамил он рыцарского рода;

Любил он честь, учтивость и свободу;

Усердный был и ревностный вассал.

И редко кто в стольких краях бывал.

Крещеные и даже басурмане

Признали доблести его во брани

Он с королем Александрию брал,

На орденских пирах он восседал

Вверху стола, был гостем в замках прусских,

Ходил он на Литву, ходил на русских,

А мало кто – тому свидетель бог -

Из рыцарей тем похвалиться мог.

Им в Андалузии взят Алжезир

И от неверных огражден Алжир.

Был под Лайасом он и Саталией

И помогал сражаться с Бельмарией.

Не раз терпел невзгоды он и горе

При трудных высадках в Великом море,

Как видим из вышесказанного, фактически обнаруживаются исторические хроники, которые можно сравнить некоторым образом с древнерусскими летописями. По упоминанию французского летописца Фруассара, Александрия была взята в 1365 г. кипрским королем Петром Лузиньяном, который «освободил от неверных» также Саталию (ныне Адалия, в Малой Азии) в 1352 г. и Лайас (ныне Айас, в Армении) в 1367 г., «равно как многие другие города в Сирии, Армении и Турции».

Алжезир (ныне Алхесирас) был взят у мавров в 1344 г., причём в осаде его участвовали английские рыцари, графы Дарби и Солсбери. Таким образом, боевая деятельность рыцаря охватывает около двадцати пяти лет.

Бельмария (испорченное Бен-Марин) и Фремиссен (ныне Тлемсэн, город в Алжире) – по указанию Фруассара, существовавшие в его времена королевства, а Великим морем в средние века по библейской традиции именовалось Средиземное море. Чосер так же называет и Черное море.

Далее мы встречаем следующее упоминание:

Во Фландрии, Артуа и Пикардии

Он, несмотря на годы молодые,

Оруженосцем был и там сражался,

Чем милостей любимой добивался.

Фландрия, Артуа и Пикардия были ареной многих сражений Столетней войны между Англией и Францией.

Был в талию камзол, и по колени

Висели рукава. Скакал он смело

Как видим, сквайр одет по моде придворных Ричарда II, которые прославились своей безрассудной расточительностью.

С ним Йомен был, – в кафтане с капюшоном;

За кушаком, как и наряд, зеленым

И слушалась стрела проворных рук.

С ним был его большой могучий лук.

Йомен – лично свободный хлебопашец, обязанный службой своему сюзерену, которого он сопровождал на войну. В эпоху Столетней войны англичане ввели нечто вроде общеобязательной военной службы и организовали против французской рыцарской конницы пехоту как главный род оружия, именно йомены, вооруженные «большим луком», составили основной костяк этой пехоты. Стрелы йоменов гораздо больше, чем рыцарские копья, помогали англичанам побеждать французов.

«Большой лук», изготовленный из испанского тиса, размером больше роста стрелка, был настолько лёгок, гибок и удобен, что английские лучники выпускали по двенадцать стрел в минуту. По свидетельству очевидца боя при Креси, итальянца Джиованни Виллани, эти луки стреляли втрое, а по другим источникам, и вшестеро скорее массивных французских и генуэзских арбалетов. Эта скорострельность и дальнобойность лука (250 – 300 м), меткость английских лучников и сила, с какой их метровые стрелы пробивали лучшие кольчуги и поражали коней, заставляя рыцарей спешиваться и падать под тяжестью вооружения, – вот что в значительной степени определило исход сражений при Креси, Пуатье и Азенкуре.

Теперь перейдём к рассмотрению остальных персонажей и связанных с ними событий.

Была меж ними также Аббатиса -

Страж знатных послушниц и директриса.

Смягчала хлад монашеского чина

Улыбкой робкою мать Эглантина.

В ее устах страшнейшая хула

Звучала так: «Клянусь святым Элуа».

И, вслушиваясь в разговор соседний,

Все напевала в нос она обедню;

И по-французски говорила плавно.

Здесь Чосер усиленно подчеркивает образованность и хорошие манеры аббатисы, указывает, что её аббатство, подобно известному аббатству св. Марии в Винчестере, было своего рода институтом благородных девиц и убежищем для знатных дам.

Существует предание о том, что св. Элигий (фр. Элуа, род. ок. 588 г.) решительно отказался дать клятву королю Дагоберу. Таким образом, выражение Чосера «клянусь св. Элигием» некоторые исследователи толкуют как идиоматический оборот, обозначающий, что аббатиса вовсе не клялась; другие (Лоуэс и Мэнли) считают, что она клялась самым модным и фешенебельным святым того времени. Также очевидно, что разговаривали грубоватом англо-норманнском языке, который долго сохранялся в Англии как язык двора, суда и монастырей. Язык этот сильно отличался от живого французского (парижского) говора.

В Англии вилки вошли в обиход только в середине XVII века, и поэтому за обедом особенно ясно обнаруживалось хорошее воспитание в манере ловко и опрятно орудовать ножом и пальцами:

Не поперхнется крепкою наливкой,

Чуть окуная пальчики в подливку,

« Amor vincit omnia»[3] – этот девиз, очевидно, заимствованный из стиха 69 эклоги X Вергилия «Omnia vincit amor», возможен был на застежке чёток (фермуаре) монахини как двусмысленный вариант евангельского текста «Превыше всего любовь» (I поел, к Коринфянам, XIII, 13):

На фермуаре золотой был щит

С короной над большою буквой «А»,

С девизом: «Amor vincit omnia».

Теперь познакомимся с представителем церкви. Здесь упоминается Устав Маврикия и Бенедикта. Это постановления св. Маврикия и св. Бенедикта Нурсийского, основателя ордена бенедиктинцев (V – VI вв.), были старейшими монастырскими уставами католической церкви. Здесь мы имеем косвенное указание на то, что перед нами сановный монах-бенедиктинец, в отличие от кармелита, монаха нищенствующего ордена. Почти каждая деталь в описании образа жизни и одежды бенедиктинца (охота, пирушки, дорогой мех, золотая застежка, сапоги, уздечка с колокольчиками и пр.) является вопиющим нарушением не только монашеского устава, но и многочисленных светских постановлений того времени, направленных против роскоши:

Монах был монастырский ревизор.

Наездник страстный, он любил охоту

И богомолье – только не работу.

Веселый нравом, он терпеть не мог

Монашеский томительный острог,

Устав Маврикия и Бенедикта

И всякие прескрипты и эдикты.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.