рефераты скачать

МЕНЮ


Доклад: Русская теософия конца ХІХ – первой половины ХХ века

Возвращаясь к целям “Новоевразийского проекта России”, думается, что новоевразийство, имея своим источником учение древних ариев, так же, как и Теософия, должно способствовать образованию ядра Всеобщего Братства Человечества без различий расы, цвета кожи или вероисповедания, что является первейшей целью Теософского мировоззрения и движения. Ведь философия Новоевразийства есть попытка стратегического объединения Востока и Запада, не механическое соединение, а синтез самых продуктивных черт их культур и цивилизаций. Универсальная и эзотерическая (в смысле “внутренняя” и “сокровенная”, а не “закрытая” и “тёмная”) одновременно доктрина Теософии как универсальная традиция Единой Сокровенной Мудрости, на наш взгляд, является непреложной основой такого синтеза, ибо свободна от ограничений и различий региональных религий, экзотерических (т.е. внешних, публичных) по своей сути. Именно теософия как мировоззренческое синтетическое течение, с ярко выраженной Восточной доминантой знания-мудрости, опирающееся на Архаическую Традицию, представляется нам философским базисом новоевразийства.

10. БИОГРАФИЯ РЕРИХА НИКОЛАЯ КОНСТАНТИНОВИЧА

Учёба: Императорская Академия художеств, Санкт-Петербургский государственный университет. Награды: Королевский Шведский орден Северной звезды. Рерих русский художник, философ, учёный, писатель, путешественник, общественный деятель. Создатель около 7000 картин и около 30 литературных трудов, автор идеи и инициатор Международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха), основатель международного движения в защиту культуры.

Николай Константинович Рерих

Николай Константинович Рерих, выдающийся художник, ученый, общественный деятель, родился 27 сентября 1874 года в Петербурге. Предки Рериха, принадлежавшие к древнему датско-норвежскому роду, переселились в Россию в первой половине XVIII века.

Отец Николая Константиновича, владелец нотариальной конторы, был очень образованным человеком, с широким кругом интересов. Дом Рериха часто посещали видные ученые.

С детства Николай увлекается чтением исторических книг, любит слушать старинные предания, мечтает о путешествиях. У мальчика развивается богатая фантазия, появляется интерес к древней Руси, к русской истории. В гимназические годы он участвует в раскопках курганов, тогда же у него проявляется способность к рисованию.

В 1893 году Рерих заканчивает гимназию и становится одновременно студентом Академии художеств и юридического факультета университета. Однако загадки далекой истории волнуют его по-прежнему и юноша слушает лекции на историко-филологическом факультете; летние месяцы Рерих проводит на раскопках как член Русского археологического общества.

Познакомившись в 1895 году с В.В. Стасовым, который заведовал художественным отделом в Публичной библиотеке, Рерих начинает серьезно изучать древние летописи, книги, грамоты.

Большую роль в формировании таланта юного художника сыграл А. Куинджи, в мастерской которого Рерих начинает серьезно работать над пейзажами с натуры, создает первые исторические композиции. В 1897 году Рерих в числе других учеников Куинджи покидает Академию в знак протеста против увольнения любимого учителя и продолжает работать над начатой серией картин на темы жизни древних славян, получившей название "Начало Руси. Славяне".

Замысел серии чрезвычайно оригинален. Рерих не стремится воссоздавать определенные исторические события. И хотя он воскрешает минувшее на основе научных данных археологии, сущность его работ не в реконструкции далекой эпохи, а в поэтическом воплощении. Для творчества Рериха характерны богатая фантазия, эмоциональное восприятие старины, умение передать особый аромат древней эпохи.

В мае 1917 года, в связи с тяжелым заболеванием легких, художник вынужден уехать на Карельский перешеек. Весной следующего года при наступлении интервентов он оказался за рубежом.

В 1918 году Рерих совершает поездку по Финляндии, Норвегии, Дании, Англии с выставкой своих произведений, а в 1920 году едет в Америку, где его работы пользуются особенно большим успехом. Здесь мастер развивает широкую просветительную деятельность: пропагандирует русское искусство, организует Художественный университет, Союз художников, Международный художественный центр "Венец мира", цель которого – культурное сотрудничество народов разных стран. В 1923 году по инициативе поклонников таланта русского живописца создается Музей Н.К. Рериха. В том же году художник покидает Америку. Через Италию и Швейцарию он едет во Францию, а оттуда морским путем – на Восток, решив осуществить давнюю мечту – путешествие по Индии и Центральной Азии. Необычная экспедиция продолжалась в течение пяти лет. Группа Рериха перешла Гималаи; в мае 1926 года путешественники пересекли границу СССР и побывали в Москве. Рерих встретился с А.В. Луначарским и подарил Советском правительству несколько своих работ. Летом 1926 года художник – на Алтае, затем через Сибирь едет в Монгольскую Народную Республику и путешествует по пустыне Гоби, Цайдаму, Тибету, через Гималаи – к начальному пункту маршрута – городу Дарджилингу. Путешественников подстерегало много опасностей, неоднократно чинились препятствия. Во время вынужденной зимовки на нагорье Тибета они едва не погибли от холода и голода. Но на протяжении всего пути Рерих продолжает работать даже в самых сложных условиях, в результате из экспедиции он привозит около пятисот полотен и эскизов. Огромны были и научные результаты: основательно изучены памятники искусства, древние рукописи, обряды и предания, религиозные культы. С целью обработки собранных материалов Рерих в 1928 году в долине Кулу совместно с женой Еленой Рерих организует Гималайский институт научных исследований. Институт получает имя «Урусвати», в честь Е.И. Рерих, а директором института становится их старший сын, Юрий Рерих. С 1930 года, после непродолжительной поездки в Америку, долина Кулу становится постоянным местом жительства семьи Рериха, и сюда к художнику приезжают видные писатели, государственные деятели Индии.

Институт был задуман и основан, как научно-исследовательский центр в Гималаях для работы в различных областях науки: археологии, лингвистике, медицине, биологии, этнографии, астрономии, метеорологии, ботанике и др. К деятельности института были привлечены известные ученые и деятели культуры – А. Эйнштейн, Л. де Бройль, Р. Милликен, Н. Вавилов, С. Гедин, Р. Тагор, С. Радхакришнан, Дж. Боше и др. Печатные работы института представлены в журналах «Урусвати», первом томе библиотеки «Tibetica». Научные изыскания, проведенные в Институте «Урусвати», были представлены на VIII Международном конгрессе ориенталистов в Лейдене, Международном антропологическом конгрессе в Сорбонне и других научных конференциях. В середине 30-х годов издания и деятельность Института "Урусвати" прекратились из-за кризиса и начала Второй Мировой Войны.

В июле 1947 года Николаю Рериху была сделана операция, и врачи прописали больному постельный режим. Но художник как раз готовился к возвращению на родину, в Россию, и не хотел ни на миг прекращать работу по подготовке к отправке более 400 своих картин, продолжал работать за мольбертом. За этими хлопотами забылись предупреждения врачей о недопустимости переутомления. Вскоре он умер, а через два дня перед домом запылал погребальный костер. Позднее на его месте у крутого горного склона был водружен большой камень. На лицевой стороне высечена надпись: "Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сем месте 30 магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ". Каменотес, выбивший надпись, добавил от себя на обратной стороне монумента: "Этот осколок горного утеса был занесен сюда издалека".

11. КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ Н.К. РЕРИХА

В своих философско-художественных очерках Рерих создаёт совершенно новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н.К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. «Культура покоится на Красоте и Знании» — писал он. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир». Красота познаётся человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Об этом говорится и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович отображал идеи Живой Этики в художественных образах.

В широкое понятие Культуры Н.К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства, образования. Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех её материальных, гражданских аспектах. Отождествление цивилизации и Культуры, утверждал Николай Рерих, приводит к путанице этих понятий, к недооценке духовного фактора в развитии человечества. Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Но расширение и утончение мышления и чувство Красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны». Исходя из этого, человечество не только должно развивать Культуру, но и обязано её защищать.

В 1929 году Н.К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г.Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха). Вместе с Договором Н.К. Рерих предлагает отличительный знак для идентификации объектов охраны — Знамя Мира, представляющее собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя красными кругами, символизирующими единство прошлого, настоящего и будущего в круге вечности. За международную культурную деятельность и инициативу Пакта в 1929 году Рерих был выдвинут на Нобелевскую премию мира.

В 1930 году текст проекта Договора с сопроводительным обращением Н.К. Рериха к правительствам и народам всех стран публикуется в прессе и рассылается в правительственные, научные, художественные и образовательные учреждения всего мира. В результате, во многих странах были образованы комитеты в поддержку Пакта. Проект Пакта был одобрен Комитетом по делам музеев при Лиге Наций, а также Панамериканским союзом.

Идею Пакта поддержали Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Герберт Уэллс и др.

Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне при личном участии Президента США Франклина Рузвельта. Первоначально документ был ратифицирован 21 страной американского континента. В дальнейшем к Пакту присоединилось ещё 15 стран.

Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны.

В 1954 году Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта», а предложенный Н. К. Рерихом специальный флаг, Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире.

12. АГНИ-ЙОГА ИЛИ ЖИВАЯ ЭТИКА

 

Агни-Йога — это менее распространённое название философско-этического учения, созданного Еленой Рерих и Николаем Рерих в начале ХХ века. Более известное название Агни-Йоги звучит как «Живая Этика».

Под этим названием скрывается обозначение учения о Духовном Огне откуда, собственно, и взято название, затрагивающем абсолютно все стороны бытия человека. Супруги Рерих написали в своё время порядка полутора десятков книг об Агни-Йоге, в которых они совместили идеи космизма с некоторым религиозным началом.

Духовный Огонь, в рамках учения Агни-Йоги, рассматривается как источник всех материальных и духовных форм и явлений во Вселенной. Именно такое позиционирование Агни-Йоги, кстати говоря, привело к обращению Архиерейского собора Русской православной церкви, провозгласившему о несовместимости христианства и веры в Духовный Огонь.

Как считается Агни-Йога, когда на планете утрачивается чистота мировоззрений и люди следуют ложными путями, великие иерархи воплощаются на Земле, чтобы принести людям утраченную истину. К числу таких воплощений, в частности, Агни-Йога относит большинство основателей религий, философских учений и крупнейших общественных реформ.

Одним из главных постулатов Агни-Йоги является изречение: «Познание самого себя есть Путь». Как считается, осознание проявлений психической энергии в себе самом есть первое, что следует делать стремящемуся к самосовершенствованию. Ещё один важнейший постулат: «Самая высокая мощь не проявится, если человек не вызовет ее сознательно». Овладение психической энергией в собственном микрокосме даёт право и способность управлять ею и вовне.

Основные положения учения Живой Этики

1. Согласно Живой Этике, космос содержит проявленные и непроявленные миры. Он беспределен в пространстве и вечен во времени.

Мироздание — это целостная энергетическая структура. Все ее части, включая и человека, взаимодействуют между собой в энергоинформационном обмене, который рассматривается как одна из движущих сил космической эволюции.

Множественные миры в космосе образуются за счет существования и развития разных состояний материи с различным числом измерений.

Вселенная развивается по космическим законам. В ее развитии принимает участие Космический Разум, частью которого является человечество Земли. Поэтому изучение космических законов является важнейшей задачей человечества.

В Живой Этике утверждается, что «человек является самым мощным претворителем космических сил», что он есть «часть космической энергии, часть стихий, часть Космического разума, часть сознания высшей материи».

2. Главная задача эволюции — одухотворение (создание более высоких форм) материи через утончение ее энергетики. Одухотворяет материю дух, который является тонкоматериальной и высоковибрационной энергетикой. Материя есть кристаллизованный дух, дух есть сублимированная материя. Он занимает в Мироздании главенствующее положение и выступает в качестве основы космического творчества.

Человек как энергетическая структура не только является частью космоса, но и несет его в своем внутреннем мире. Это дает возможность человеку посредством энергетики своего духа влиять на эволюционное творчество космоса.

Е.И. Рерих пишет, что «все энергии, все элементы исходят из единой всеначальной энергии, или из единого элемента — Огня, потому и говорится о ЕДИНСТВЕ всего, о ЕДИНОМ НАЧАЛЕ, из которого возникла ВСЕЛЕННАЯ».

Всеначальная энергия неисчерпаема по своим запасам, ее формы многообразны. Для человека она не является ни «доброй», ни «злой», это человек может использовать ее на добро или зло.

3. Живая Этика рассматривает воздействие энергии мысли человека на окружающее пространство. Это воздействие определяется нравственными мотивами деятельности человека и степенью их соответствия идее общего блага. Оно может быть как положительным, конструктивным, творческим, так и отрицательным, деструктивным, антикультурным.

Любое земное явление Живая Этика рассматривает с точки зрения взаимодействия духа и материи, энергетики этого взаимодействия. Это позволяет выявить реальный смысл явления и установить его причинные связи. Человек сам своими мыслями, желаниями и действиями предопределяет основные вехи своей будущей жизни. Согласно Живой Этике, нарушение человечеством законов космоса завело его в тупик. Это грозит разрушением планеты.

4. В Живой Этике широко поставлена проблема Культуры как средства спасения планеты от грядущих катаклизмов. Культура трактуется как самоорганизующаяся система духа, которая связана с тонко-энергетической (духовной) составляющей человека. Возникающие в пространстве Культуры Любовь и Красота, согласно Живой Этике, являются устоями эволюции и определяют ее качество. Отсутствие какого-либо из этих устоев прерывает космическую эволюцию и уводит процесс в инволюцию. Поэтому человечеству необходимо стремиться к духовному самосовершенствованию, расширению сознания и созиданию культуры. Важно сохранять и преумножать культурное богатство всех народов Земли.

5. С процессом расширения сознания и эволюции человечества тесно связано одно из важнейших положений системы познания Живой Этики — «Учитель — ученик» — принцип, который известен еще из пространства культуры и философии Древнего Востока. В методологии Живой Этики этот важнейший принцип расширен до универсальных масштабов и рассматривается как космический принцип обучения и познания в процессе эволюции, без которого невозможно какое-либо продвижение человечества. Если в древности Учитель выступал в качестве мифологического культурного героя, то в современной теории познания он представлен как один из космических Иерархов, влияющих на эволюционные процессы. Эта Иерархическая цепь «Учитель — ученик» состоит из многочисленных звеньев, переходящих одно в другое и уходящих в Беспредельность, но она имеет и свою земную часть — земных Учителей и земных учеников. Человек же включен в цепь космической Иерархии, без духовного творчества которой была бы невозможна ни эволюция Космоса, ни развитие человечества.

6. Придавая большое значение религии в истории человеческого общества, Живая Этика на современном этапе отводит основную роль такой форме познания как наука.

Живая Этика в своем понимании мира и человека предполагает научное объяснение в будущем всем явлениям Мироздания. Феномены, не поддающиеся пока научному объяснению, обязательно получат научную интерпретацию, и их сущность будет раскрыта в процессе познания. Согласно Живой Этике, область науки не может ограничиваться изучением только биологических объектов, она должна исследовать психические и духовные явления, такие как душа (психея), сознание, мысль, психическая энергия, проблема бессмертия и смысла жизни, которые относились ранее к сфере религии.

7. Согласно Живой Этике, важнейшей задачей эволюции на современном этапе является переход от вражды, конфронтации и разъединения к согласию, единению и сотрудничеству. Человечеству необходимо стремиться к равенству всех людей независимо от пола, национальных, расовых или социальных различий. Во всех сферах деятельности должно преобладать нравственное начало. Без искоренения несовершенства и невежества невозможно установить справедливую жизнь на Земле. Поэтому каждый человек должен стремиться к совершенствованию: изживать самость, эгоизм (во всех его видах), утверждать и развивать самоотверженность и терпимость в отношениях между людьми. В этом процессе человеку необходимо выполнять свой долг перед семьей, страной и всем человечеством и действовать во имя общего блага. Нет необходимости отдаляться от мира, уходить от людей, замыкаться в себе. Живая Этика утверждает активную жизненную позицию каждого члена общества.

8. Живая Этика называет наступающую эпоху Эпохой Женщины. Женщине предстоит сыграть важную роль в процессе становления высококультурного общества. Она должна осознать свое космическое предназначение, восстановить свои попранные права, внести в мир начала любви, согласия и высокой духовности.

9. Согласно Живой Этике, важнейшими средствами совершенствования являются непрерывное обучение и труд. Человеку необходимо знать культуру прошлого и настоящего, достижения науки, изучать окружающий мир и самого себя. Труд должен быть добровольным, творческим, напряженным, но посильным. Важная роль отводится качеству труда. В процессе осознанного, устремленного труда, при его высоком качестве, развивается психическая энергия человека, овладение которой ведет к развитию высших форм сознания, таких как чувствознание и духоразумение. Их частичными проявлениями являются интуиция и озарение. В живой Этике указывается естественный путь развития психической энергии. Это путь сердца, любви и труда. На этом пути человеку необходимо очищать свое мышление, развивать возвышенные чувства и мысли через приобщение к искусству и постоянное сердечное устремление к Свету.

10. Живая Этика открыта для всех, но не навязывается никому. Она выступает против всех форм миссионерства. «Двери к Знанию широко открыты, но желающий может войти только сам».

13. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ Н.К. РЕРИХА

В 1942 году, до Сталинградской битвы, Николай Рерих принимал у себя в Кулу борца за свободу Индии Джавахарлала Неру и его дочь Индиру Ганди. Вместе обсуждали судьбу нового мира, в котором восторжествует долгожданная свобода покорённых народов. «Говорили об Индо-Русской культурной ассоциации, — записывал в дневник Рерих, — пора мыслить о кооперации полезной, созидательной…». Индира Ганди вспоминала о нескольких днях проведенных с семьей Рерихов: «Это было памятное посещение одаренной и удивительной семьи, где каждый сам по себе был примечательной личностью с четко определённым кругом интересов. Мне запомнился сам Николай Рерих, человек обширнейших знаний и огромного жизненного опыта, человек большой души, глубоко проникающий во все, что наблюдал». Во время визита «были высказаны идеи и мысли о развитии более тесного сотрудничества между Индией и СССР. Теперь, после завоевания Индией независимости, они получили свое реальное воплощение. И, как Вы знаете, сегодня между двумя нашими странами существуют отношения дружбы и взаимопонимания».

О мировом признании русского художника и философа свидетельствует тот факт, что более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всем мире избрали его своим почётным и действительным членом. В самой Индии с Николаем Рерихом были лично знакомы известные индийские философы, учёные, писатели, общественные деятели.

В Индии художник продолжает работать над серией картин «Гималаи», составляющей более двух тысяч полотен. Для Рериха горный мир является неисчерпаемым источником вдохновения. Художественные критики отметили новое направление в его творчестве и назвали «мастером гор». В Индии были написаны серии «Шамбала», «Чингис хан», «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы» и др. Выставки мастера экспонировались в различных городах Индии и их посещало большое количество людей.

Н.К. Рерих всегда оставался патриотом России и её гражданином, имея при себе лишь один российский паспорт. Мысль о возвращении на родину не покидала его никогда. Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз, но 13 декабря 1947 года он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Собр. соч. Блаватской, т. VII, с.145-171

2.  Блаватская Е.П. Тайная Доктрина: В 2-х тт. Перевод с англ. Е.И. Рерих. - Теософское издательство, Адьяр, 1991.

3.  Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида: В 2-х тт. Перевод с англ. А.П. Хейдока. М., 1992.

4.  Основания эзотерической философии. Пер. с англ..- М., 1996.

5.  Блаватская Е.П. Ключ к Теософии. Пер. с англ. - М., 2004.

6.  Т. Кузнецова "Цветаева и Штейнер", 1996.

7.  Ледбитер Ч. Краткий очерк теософии / Пер. с англ. — Калуга, 1911.

8.  П.Ф. Беликов, В. П. Князева. Николай Константинович Рерих / Серия: Жизнь замечательных людей. М.: Молодая гвардия. — 1973. — 2-е изд.

9.  Учение Живой Этики. М.: МЦР, 1996.

10.  Крэнстон С. Е.П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Пер. на русский. Рига-Москва: ЛИГАТМА, 1999 г.

11.  Л.В. Шапошникова. Великое путешествие. Книга первая и вторая. — М.: Международный Центр Рерихов. — 1998.

12.  Л.В. Шапошникова. Ученый, мыслитель, художник. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2006.

13.  Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1. и Т. 3. — М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк. — 2001 и 2005

14.  Утренняя звезда. Научно-художественный иллюстрированный альманах Международного Центра Рерихов. № 2-3, 1997

15.  Рерих Н.К. Об искусстве: Сб. ст. / Предисл. А.Д. Алехина, сост. С.А. Пономаренко. — 2-е изд., исправленное. — М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк. — 2005.

16.  Н.К. Рерих. Листы дневника. Том второй и третий. М.: Международный Центр Рерихов. — 1995 и 1996

17.  Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: Международный Центр Рерихов. — 1994

18.  Знамя Мира: Сб. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Международный Центр Рерихов, 2005

19.  Ларичев В.Е., Маточкин Е.П. Рерих и Сибирь. — Новосибирск, 1993 г

20.  П. Ф. Беликов, В.П. Князева. Николай Константинович Рерих. Самара. — 1996. — 3-е изд. доп.

21.  Иванов М.А. Рерихи и Тверской край. Тверь: ООО «Издательство ГЕРС». — 2007

22.  Говард Мэрфи. Когда приходит рассвет, или жизнь и труды Елены Петровны Блаватской. — Пер. на русский Ю. Окунь. «Урал LTD», 1999.

23.  Желиховская В. П. «Радда-Бай (правда о Блаватской)»

24.  «Елена Петровна Блаватская. Биографический очерк Е.Ф. Писаревой. Отзывы учеников. Выдержики из произведений Е.П. Б.» — Киев: МП «Элисс», 1991

25.  «Елена Петровна Блаватская: Биогр. сведения. Соч., вышедшие в Англии». — Репринт. изд. — Харьков: РИО облполиграфиздата, 1991

26.  «Оккультный мир Е.П. Блаватской». Сборник. Перев. с англ. — М.: Сфера, 1996.

27.  Писарева Е.Ф. «О скрытом смысле жизни (сборник работ)» — Киев: Изумрудная Скрижаль, 1997

28.  Мэри К. Нэф «Личные мемуары Блаватской»

29.  Борис Цырков «Елена Петровна Блаватская»


Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.