МЕДРЕСЕ,
мусульманское учебное заведение. Первые медресе возникли в 10 в. в Хорасане и
Мавераннахре для подготовки служителей исламских институтов. Традиционная
учебная программа медресе включала мусульманское право (фикх), догматику
(калям), коранические дисциплины, хадисоведение, арабский язык, логику
(мантык); дополнительно могли изучаться арифметика, медицина, астрономия,
риторика. Медресе обычно действовали при мечетях.
Обучение,
как правило, было бесплатным и доступным для желающих. Первые упоминания о
постоянно действующих медресе на территории Башкортостана относятся к 17 в. По
содержанию они копировали средне-азиатские, по форме несколько отличались.
Располагались вне городов, были небольшими по размеру, размещались в деревнях,
домах; встречались и кочующие медресе, не имевшие постоянных источников дохода,
а также государственной поддержки. Они были неустойчивы, смерть мударриса,
заведующего, главного преподавателя или богатого покровителя, пожар или
неурожай могли привести к их закрытию. Поэтому из числа возникших в 17-18 вв.
медресе процветающих в кон. 19 в. было немного. Среди них Стерлибашевское,
Каргалинское, Куганакбашевское, Балыклыкулевское, Стерлитамакское. В нач. 20 в.
в Уфимской губернии насчитывалось около 40 медресе. Удаленность от исламских
центров, давление царского правительства, общий упадок мусульманской культуры
постепенно привели местные медресе к застою. Им были присущи схоластика,
оторванность от жизни. На рубеже 19-20 вв. в крае развернулось движение за их
обновление - джадидизм. В городах возникли реформирмистские джадидистские
медресе: "Хусаиния" (Оренбург), "Гусмания" и
"Галия" (Уфа), "Расулия" и "Мухаммадия" (Троицк),
в которых наряду с классическими религиозными дисциплинами изучались и светские
предметы.
ДЖАДИДИЗМ,
реформаторское движение в области школьного образования, возникшее во 2-й
половине 19 в. среди тюркских народов России. Начало движения связано с
введением в мектебах и медресе звукового метода обучения грамоте взамен
буквослагательного, так называемого "усул-и джадид", т.е. новый
метод. Движение стали называть джадидизм в противовес кадимизму
("кадим" - "старый"). К 80-м гг. 19 в. джадидизм оформился
в мощное общественно-политическое движение. Джадидисты критиковали религию,
фанатизм, требовали замены устаревших религиозных школ национальными светскими,
ратовали за развитие науки и культуры, выступали за издание газет на родном
языке, за открытие культурно-просветительных учреждений, что способствовало
сплочению демократичности сил общества. В Уфимской губернии новый метод
обучения впервые был введен в медресе "Гусмания" (нач. 90-х гг.), в
Оренбургской губернии - в медресе "Хусаиния". К началу 20 в. звуковой
метод обучения прочно утвердился в ведущих мектебах и медресе Башкирии. В
старометодных школах ученики обучались грамоте за 3-5 лет, в джадидистских - за
год. Преподавание перешло с арабского языка и тюрки на татарский язык, который
обрел также статус учебного предмета; существенно расширилось изучение и других
светских дисциплин. Был установлен твердый учебный год и осуществлен переход к
классно-урочной системе преподавания. В 1897 в Оренбурге открылась первая в
крае новометодная женская школа. Первые башкирские и татарские преподаватели,
последователи джадидизма, были выпускниками реформированных медресе Каира и
Стамбула, педагогических курсов в гг. Бахчисарай и Касимов. Со 2-й пол. 90-х
гг. профессиональных учителей стали готовить медресе "Расулия",
"Гусмания", "Хусаиния" и другие. Идеологами джадидизма были
просветители (М.Акмулла, М.Уметбаев, Р.Фахретдинов, З.Расулев,
крымско-татарский общественный деятель (И.Гаспринский), прогрессивные
представители национальной буржуазии (братья Хусаиновы и Рамеевы из Оренбурга,
Яушевы из Троицка, С.Назиров и Г.Хакимов из Уфы) и духовенства мусульманского
(З.Камалетдинов, К.Закир).
МЕДРЕСЕ
ГАЛИЯ открыто в октябре 1906 при второй соборной мечети в
г.Уфе
(имам З.Галикеев). Основатель и бессменный директор медресе "Галия"
З.Камалетдинов. В 1907 на средства купца С.Назырова, дворянки С.Янтуриной и
других, было построено трехэтажное здание по ул. Уфимской (ныне Чернышевского,
5). Бывшее здание медресе "Галия" (Уфа).
Обучение
в медресе было 6-летним; принимали с 15 до 45 лет на основе экзаменов по
окончании начальной школы. Особое место в учебной программе занимали история и
философия ислама, толкование Корана, жизнь пророка Мухаммада, а также языки:
арабский, турецкий, русский, тюрки. Преподавание этих предметов было поставлено
на уровень высших учебных заведений. Кроме традиционных предметов изучались
психология, педагогика, дидактика, литература, чистописание. Преподавали
З.Кадыри, Т.Бадиги, С.Зиганшин, Л.Биксурин, Г.Терегулов, Х.Зайни, Х.Фазылов,
И.Абдишев и др. Многие из них получили образование в Египте, Сирии, Турции и
других странах. В 1915 по просьбе демократически настроенной уччащейся молодежи
в медресе начал преподавать татарский язык и литературу Г.Ибрагимов, историю
тюркских народов - А.-З.Валидов, историю и теорию педагогики - Ф.А.Давлеткильдеева
(в медресе "Галия" первый педагог-женщина). В нем обучались башкиры,
татары, казахи и др. Медресе окончили М.Гафури, Ш.Бабич, Х.Туфан, С.Кудаш,
К.Хакимов, К.Идельгужин, деятель народного образования Казахстана Н.Манаев,
С.Габяши и др. В 1919 медресе "Галия" преобразовано в современную
мужскую школу 2-й ступени для башкир и татар.
МЕДРЕСЕ
"ГУСМАНИЯ" основано в 1887 (по некоторым данным в 1885) в Уфе при
Первой соборной мечети ахуном Хайруллой Гусмановым (1846-1907) и впоследствии
было названо в его честь. С 1906/07 учебного года М."Г." размещалось
в новом каменном трехэтажном здании с двумя флигелями по ул. Тукаева, 39 (ныне
здание школы -14), построенном на средства Губернской земской управы и
добровольные пожертвования мусульман. М."Г." вначале было чисто
духовным уч. заведением и готовило проф. служителей мечети; позже наряду с
муллами готовили и учителей начальных классов медресе (мугаллимов и хальфов).
Будущих мулл обучали канонам исламской религии и языкам: арабских и фарси. В
начале 1890-х вводится новый метод обучения "Усули джадидд" (см.
Джадидизм). Обучение в медресе "Гусмания" было 12-летним.
Приготовительный (ибтидаи) и второй (игдадия) классы имели четырехгодичную
программу обучения, первый (рушди) - трехгодичную. Численность шакирдов
достигала 180-190. В его стенах учили азбуку (Алифбу), написанную для детей
башкир и татар, учебник (Морфология и синтаксис араб. яз., I, II, III части),
написанный для шакирдов 5-7 кл. Х.Гусмановым; курс русского языка вели учителя
И.Еникеев и Г.Терегулов, с 1915 историю тюрков преподавал А.-З.Валидов. После
смерти Х.Гусманова медресе "Гусмания" возглавляет имам-хатыб Первой
соборной мечети Ж.Абызгильдин. Медресе "Гусмания" окончили
З.Камалетдинов, профессор, доктор медицинских наук З.Ш.Загидуллин, врач Б.Гусманов
(сын Х.Гусманова), башкирский артист А.Ф.Зубаиров, татарский писатель
Р.Ишморатов и др. В 1918 медресе преобразовано в татарскую национальную
гимназию.
МЕДРЕСЕ
"ХУСАИНИЯ" основано в 1889 в Оренбурге братьями А. и М.
Хусаиновыми
на собственные средства. В медресе действовала 14-классная система. В начале 20
в. учебные классы были сгруппированы по разрядам: 3 начальных (ибтидаи), 4
средних (рушди), 4 переходных (игдадия), 3 высших (галия). Окончившие игдадию
получали право преподавать в средней школе. Преподавание в медресе велось по
новому методу (см. Джадидизм). Кроме традиционных, большое внимание уделялось
светским и естествественным предметам, изучению старотюрского и русского
языков. В М."Х." преподавали Р.Фахретдинов, С.Рамиев, С.Сунчаляй, Ш.Камал,
Ф.Карими, Ш.Бурхан и др. Многие произведения мировых классиков
("Марсельеза" К.Ж.Руже де Лиля, русский текст П.Л.Лаврова,
"Овод" Э.Л.Войнич, "Спартак" Р.Джованьоли,
"Интернационал" Э.Потье и др.) стали известны мусульманскому читателю
благодаря переводам преподавателей медресе.
Медресе
«Хусаиния» имело богатую библиотеку с художественной, философской,
педагогической литературой, учебной и периодической изданиями на многих языках:
русском, татарском, арабском, турецком, персидском и др. Некоторые воспитанники
медресе участвовали в революционном движении, сотрудничали в демократичной
периодической печати. Забастовки и стачки шакирдов не прекращались даже после
спада революции 1905-07. Многие из них впоследствии участвовали в годы
гражданской войны в разгроме Колчака, Дутова и басмач. движения. Медресе
"Хусаиния" окончили многие государственные и общественные деятели,
поэты, писатели, деятели науки и культуры страны. В 1919/20 учебном году
Медресе"Хусаиния"
было переименовано в Татарский институт народного образования.
МЕКТЕБ
(мэктэп), мусульманская начальная школа в странах Востока и дореволюционной
России. В Башкортостане мэктэп появились на рубеже 1-го и 2-го тыс. н.э., после
принятия местными тюркскими народами ислама. В мэктэп обучали грамоте на основе
арабской графики. Программа включала обучение чтению, счету, письму, заучивание
наиболее употребляемых молитв, чтение Корана (обычно по книге
"Афтияк"), произведений религиозно-дидактического содержания
("Ахыр заман китабы" С.Бакыргани, "Кысса-и Йусуф" Кул Гали,
"Мухаммадия" М.Челеби и др.). Срок обучения колебался от 3 до 5 лет.
До конца 19 в. мэктэп были только мужские; женские мэктэп в крае появились в
ходе борьбы за обновление идеологии и учреждений ислама (см. Джадидизм), до этого
девочки обучались в домах мулл у их жен (абыстай). Вначале обучение вел
избранный мусульманской общиной любой грамотный и сведущий в делах религии
человек. С кон. 18 в. правительство запретило частное обучение, мэктэб
открывались и функционировали только при мечетях. Обучением занималось
духовенство мусульманское. В конце 19 - нач. 20 вв. под влиянием джадидистов
возникли полусветские начальные школы. В учебный курс были введены родной язык
и литература, история, русский язык и другие дисциплины, которые велисветские учителя
(мугаллим, мугаллима). Мэктэб существовали за счет средств мусульманских
обществ и частных лиц. В б-ве приходов (махалла) работали 1 или несколько
мэктэбов В начале 20 в. количество зарегистрированных мэктэбов в Уфимской
губернии было более 1500, а в Оренбургской - 350. После Октябрьской революции
мэктэб как религиозные школы ислама постепенно исчезли, так стали называться
башкирские и татарские светские начальные и средние общеобразовательные школы.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bolshe.ru/