Доклад: История изобретения колеса
Доклад: История изобретения колеса
Колесо
– одно из самых важных изобретений в области механики за всю историю
человечества. Колесо – очень древнее устройство, оно появилось еще в Бронзовом
веке (3500–1000 до н.э.).
Первые
колеса для повозок делались сплошными, их отрезали от бревен или сшивали из
нескольких досок и затем обрезали по кругу. Для такой обработки дерева
требовались пилы и другие инструменты развитого общества, знакомого с металлом
и изделиями из него. Существуют археологические свидетельства того, что
Месопотамия была тем очагом цивилизации, где обработка металла впервые достигла
уровня развития, при котором возможно производство колесных повозок.
У
первых прототипов современной повозки колеса в виде сплошного диска наглухо
крепились к оси, которая вращается в направляющих. Кузов у такой повозки
появился позже. Древнейшие двухколесные и четырехколесные повозки, создание
которых относят к 3500 до н.э., были найдены в Месопотамии – там, где некогда
стоял город Киш. Их обнаружили вместе со скелетами впряженных волов и ослов.
Сложность
устройства колес и кузовов этих экипажей свидетельствует о длительном периоде
совершенствования их конструкции. К концу Бронзового века повозки со свободно
вращающимися на оси колесами «докатились» до Скандинавии и северных областей
Китая.
Четырехколесную
повозку построили несколько позже двухколесной, потому что проблема поворотов
двухосного экипажа оказалась непростой. Поначалу задок повозки заносили вручную,
потом стали делать свободные передние колеса, а еще позже появилась поворотная
передняя ось.
Чтобы
получить ощутимую выгоду от транспортных средств, необходимо было строить
дороги. Поначалу гужевые перевозки осуществлялись между полем и поселением.
Дорог, по которым можно было бы ездить и зимой, в Северной Европе не было
вплоть до последних столетий, поэтому в течение многих веков колесные повозки
были распространены лишь на юге континента.
Первое
использование колеса не в транспортном средстве, а в механизме совсем иного
назначения – гончарном круге – относится тоже к Бронзовому веку. Судя по
археологическим находкам, это было просто тележное колесо, приспособленное для
изготовления посуды. Глиняную посуду формовали в Древнем Египте уже около 3000
до н.э. – сначала на медленно вращающихся кругах, а спустя несколько столетий –
и на быстрых, отчего возросло разнообразие их форм и улучшилось качество.
Почти
так же давно стали применять и водяное колесо, подливное – в Месопотамии, где
реки текут медленно, и наливное – на быстрых горных реках. Судя по описанию
Витрувия (1 в. до н.э.), первым пользовались и древние римляне.
Неизвестно,
когда был изобретен грузоподъемный блок, но он и ворот – два устройства, где
основным элементом служит колесо, – были привычными механизмами уже задолго до
Рождества Христова.
Прялка,
которую завезли в Европу в Средние века, ровесница, вероятно, Железного века
(ок. 1000 до н.э.). Полагают, что изобрели ее в Индии или в другом районе Азии.
Ветряная мельница (с колесом, вращающимся на вертикальной оси) была
общепризнанной в Персии уже в 10 в. Устройство того же типа, но с колесом, сидящим
на горизонтальном валу, появилось в Европе в 12 в
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://invhistory.blogspot.com/
|